Таня прочитала – Telegram
Таня прочитала
2.97K subscribers
209 photos
4 videos
6 files
201 links
Таня Фокина про UX, тексты, эксперименты, исследования и проектирование.
Короткие задачки по UX-текстам: https://boosty.to/rishavant
Написать в личку: @ftanuxa
Download Telegram
Есть такой подкаст: «Дизайн Такой». Туда недавно приходил Максим Ильяхов, и ребята общались про редактуру, дизайн, тексты в интерфейсе, редполитики, роли в команде и ещё кучу разных интересных вещей.
Я сама пришла послушать, чем же отличается UX-писатель от редактора (по мнению Ильяхова). Если кому-то ещё интересно, то об этом говорят с 44 минуты;)
А у кого нет времени слушать, краткий пересказ мысли (про отличие UX-писателя от редактора).

Писатель (не важно, с какой приставкой) — это тот, кто пишет, создаёт текст. Если у вас в продукте на первом месте стоит текст, и к вам приходят до дизайнера, вы писатель.
Редактор — это междисциплинарный человек. Ему надо знать дизайн, UX, маркетинг, SEO, бизнес, продукт и ещё миллион всяких вещей. К редактору обычно приходят с готовым наброском текста, а он уже подгоняет его под цель, целевую аудиторию, голос продукта и тд. К редактору приходят обычно после дизайна, поэтому довольно часто в задаче будет ещё и часть про «впихнуть и сократить».

(Это конец пересказа, теперь будет история на тему)

Вспомнился случай, когда мне нужно было оформить перевод статьи для одной англоязычной компании. Вообще у нашей команды заказывали перевод, но мы же переводчики полного цикла, мы же и оформлять умеем, и в гит зальём, и разметку для Хабра сделаем. В общем, прислали мне индизайновский документ на английском, надо было вставить наш русский перевод. В том числе в картинки.
Пока вставляла, поняла, что всё тлён, и проще уменьшить шрифт и расстояние между строками вообще везде, чем пытаться подогнать целые абзацы, которые не влезают на великом и могучем.
Хотя добил меня в том проекте изогнутый текст на картинках.

Бывает, что один человек и пишет, и редактирует (в обширном смысле этого слова). Если вы такой человек, вы много умеете и должны больше стоить:)
UX-писатель — немного тестировщик.

Например, нужно написать для FAQ приложения по заказу еды инструкцию, как отменить заказ пиццы, если пользователь передумал, а её ещё не привезли.

UX-писатель закажет пиццу, подождёт, отменит заказ, поговорит с поддержкой, оставит отзыв и разберётся с возвратом денег на карту. Попутно попробует «зайти не туда» во все места, куда можно. А потом чётко и внятно, возможно, даже с картинками, напишет, как сделать то же самое. В нужном стиле и нужным голосом.
​​Частые траты.

Так называется история в приложении Тинькофф банка. Видимо, подразумевается, что там будет какая-то категория или место, в котором я часто трачу.
Вот только приложение не учло контекст (плачу я обычно с другой карты, а эту использую для переводов). Поэтому получилось, что у меня частые траты — это 1 раз.
Почему я не люблю страдательный залог.
Такое ощущение, что это места прикладывали усилия к тому, чтобы быть найденными.
Писать от руки — хороший навык, который помогает запоминать информацию и развивает творческое мышление.

Недавно видела исследование на эту тему, но не смогла найти ссылку на него, поэтому приведу пример от себя.

Я хорошо осознала штуку про запоминание в 4 классе школы на уроках английского. Там нужно было читать статью в учебнике, переводить на русский, переписывать в специальную тетрадочку и пересказывать учительнице. Пересказывать нужно было дословно (как я думала), а с зубрёжкой без понимания у меня всегда было плохо, поэтому я очень долго получала за пересказы тройки и неуды.

За то, как мы переписали и оформили статью в тетрадочке, нам тоже ставили оценки. И я довольно быстро уяснила: чтобы компенсировать свои тройки за пересказы, можно порисовать (даже кривенько), подчеркнуть важные места цветным карандашом и нарисовать звёздочки блестящей ручкой. Звёздочки я рисовать умела и любила. А если тема простая, и по ней можно найти картинки в газете (которых в почтовых ящиках всегда было навалом), можно вырезать, например, какое-то блюдо из рецепта и изобразить, будто это иллюстрация к статье про кулинарию в Англии.

В общем, проектировать оформление я начала уже тогда.

Когда я искала иллюстрации, я запоминала, о чём речь в статье — надо же по смыслу найти. Когда переписывала, запоминались новые слова и выражения. Мне стало гораздо легче делать пересказы.

А ещё через какое-то время я поняла, что пересказывать не нужно было дословно. Достаточно было передать смысл с использованием новых слов.

Я до сих пор пользуюсь бумагой и карандашом, чтобы что-то придумать или структурировать информацию. Первые версии разных схем и интеллектуальных карт всегда рисую на бумаге. Мне помогает:)
Чёт ору.
Генератор отчётов! Это автор задачи в русской локализации Jira, если что.
‼️ Технарям о текстах

Слушай сюда. Если ты менеджер проекта или продукта, владелец продукта, аналитик, тестировщик или аккаунт-менеджер, ты пишешь тексты. Ты их пишешь, даже если ты программист. И если ты не умеешь писать тексты, ты хреновый специалист.

Повторяю для тупых: не умеешь передать мысль в письме или техническом документе – не умеешь нормально работать.

Дам несколько дельных советов. Годятся и для технических документов, и для писем клиентам или коллегам.

1. Не пиши текст с первого раздела. Начинай с самой важной мысли, с самой важной части. Даже если это последние пять строк документа. Введение напишешь потом, когда основная мысль будет отточена и завершена. Если начинать писать текст так, как его будут читать, то потратишь кучу времени на раздел «Общие положения» и ему подобные. А потом все равно придется переписывать.

2. Запомни – ты не стилист уровня Чехова или Довлатова. Ты не сможешь написать сразу так, чтобы читатель подпрыгивал от восхищения. Ни-ко-гда. Начни писать так, как ты думаешь: корявенько, не подбирая слов, путаясь в предложениях и мыслях. Если легче с матом – матерись. Вывали на бумагу всю страшненькую кучу своих мыслей. И только потом начинай искать верные формулировки и подходящие слова, разгребай ее, делай из кучи конфетку. Сразу написать хорошо не выйдет.

3. Запомни: чем короче, тем лучше. Для текста это точно справедливо. )) Не пиши длинных предложений. Если получилось длинное, разбей на несколько коротких.

4. Не пиши предложения в пассивном залоге. Для тех, кто не в курсе: это фразы типа «тестирование системы было проведено специалистами заказчика». Надо так: cпециалисты заказчика протестировали систему. Меньше пассивного залога – лучше текст.

5. Проверь документ перед отправкой. В нем не должно быть ошибок, опечаток, несогласованных частей предложения, лишних скобок и кавычек. Не уверен в своей грамотности – пользуйся автоматическими средствами проверки орфографии. Если в документе есть ошибки, то и к автору документа, и к его компании, и к его продукту отношение как к … гм… ну, ты понял. Я уж молчу про ошибки в интерфейсе продукта.

Третий раз, для самых тупых и упертых: тексты – это важно.
Мне пока что страшно заходить на почту и смотреть, что там поменялось после выходных. Но есть ребята посмелее меня, они зашли и рассказали, как там.
❤️Фиалки голубые, а розы красные. Ваша реклама довольно дурацкая.
(Про хорошие и плохие рекламные рассылки к 14 февраля)

Сегодня праздник, который придумали производители поздравительных открыток, чтобы заставить людей чувствовать себя паршиво (с). Ну этот… день бухого Тарантино. По этому случаю у меня на почте скопилась пачечка рекламных писем от разных брендов.

Если опустить тот факт, что рекламные кампании к 14 февраля — вещь довольно бесячая по своей сути (причем бесят они как людей, которые их придумывают, так и людей, которые их читают), то даже с этой задачей бренды справляются очень по-разному. Кто-то молодец, а кто-то заставил похихикать над нелепыми предложениями.

Додо пицца — молодец. В честь дня святого Валентина Додо предложили мне отправить пиццулю в форме сердца своим близким людям. Или заказать какую-нибудь пиццулю себе. В этой акции хорошо то, что бренд сделал предложение, которое действительно может быть актуально для читателя. Если человек ищет способ отпраздновать 14 февраля и любит пиццу, то вариант заказать пиццу-сердце ему реально подойдет.

Это преимущество кажется вам сомнительным? А вот посмотрите на следующий пример, сейчас поймете, о чем я.

М.Видео — не молодец. «Признаться в любви совсем не сложно, если доказывать её романтичными поступками — и покупками! Вот несколько идей для вашего Дня Влюблённых: сварите кофе и сделайте яичницу в форме сердца» — довольно бодро начинает письмо. Тут я жду, что мне предложат формы для яичницы-сердечка, но рассылка предлагает мне купить… ПЛИТУ.

Я задумалась: это как же автор рассылки представляет своего читателя? Типа живет простой паренек в хижине без плиты, питается подножным кормом и дошиками, которые заливает водой из-под крана и разогревает в микроволновке, как Лисбет Саландер из «Девушки с татуировкой дракона». А потом наступает день святого Валентина, и он такой ЁБАНА! 14 ФЕВРАЛЯ НА НОСУ! НАДО Ж СВОЕЙ ДАМЕ ЯИШЕНКУ В ФОРМЕ СЕРДЦА ПРИГОТОВИТЬ! ПОЖАЛУЙ, ПОРА МНЕ И ПЛИТУ КУПИТЬ ПО ТАКОМУ СЛУЧАЮ…

Дальше рассылка пытается добить меня не менее роскошными предложениями «Проведите фотосессию love story с хорошей камерой» — здесь мне предлагают купить смартфон за 72к и «Посмотрите фильмы о любви» — ссылка на телек за 54к.

Ну вы понимаете, да? Телевизор — не пицца. Никто. Абсолютно никто. Не будет покупать его, чтобы посмотреть на 14 февраля фильм о любви. И также абсолютно никто не будет покупать новый смартфон, чтобы сделать селфи с любимым на день святого Валентина.

Человек, конечно же, купит телевизор со скидкой, если он и раньше планировал его купить. Но Валентина-то зачем сюда привязывать?!

Как сделать лучше

🔹Если перед автором стоит задача сделать валентиновскую рассылку, но продвигать конкретные товары не обязательно, можно сделать читателям какие-нибудь более реалистичные предложения. Не купить плиту, чтобы сделать завтрак любимому, а купить формочки для необычной яичницы. Не купить смартфон за 72к, чтобы сделать селфи с любимым, а купить недорогой полароид, который печатает мгновенные снимки. Ну вы поняли:)

🔹Если перед автором стоит задача продвинуть конкретный телевизор, смартфон и плиту, не нужно придумывать дурацкие нереалистичные ситуации, связанные с 14 февраля. Можно просто сделать какую-нибудь подводку из серии «Мы вас очень любим, и поэтому в день святого Валентина хотим согреть вас огненными скидочками. Вот телек, вот смартфон, вот плита» и продавать себе спокойно телек, смартфон и плиту.
#tov
Принесла ещё одну крутую статью про Tone of Voice.

Чем она крута:
- Понятные примеры. Много примеров!
- Разбирают фреймворк для создания голоса продукта от Nielsen Norman Group (понятно).
- Там есть практические задания! Они маленькие, их можно сделать и получить обратную связь в реальном времени.
- Она на русском, а таких мало.
#tov
На этот раз не теория про голос продукта, а сплошная практика. Держите классный обзор tone of voice разных продуктов:)
Исследуем примеры Tone of Voice

Всем привет! Возвращаемся и первую заметку посвятим примерам корпоративных гайдов по стилю и тону общения, в которых можно черпать вдохновение для чат-руководства.

По себе знаем, что иногда интуитивно ясно, чем наполнить руководство, но нужна точка опоры — возможно, наши примеры как раз помогут. Кстати, Tone of Voice тоже может быть частью чат-руководства и это круто, когда он сформулирован для поддержки.

Uber

Такси и доставка

🔗 http://ubr.to/3bYGZut

💡 В Uber — убер-гайд. Ребята лаконично рассказывают, какого стиля придерживаются и как доносить информацию с пользой. Один принцип — одно предложение. И в их случае это действительно то, что нужно.

💡 Иллюстрации мыслей на примерах — лучший способ расшевелить читателя и помочь ему прочувствовать посыл. В гайде Uber есть классные сравнения: одно из них про понятность текстов на примере самого продукта — «Пишите настолько же однозначно и ясно, насколько просто пользоваться нашими продуктами».

💡 Оформление тоже цепляет — подсказки по редактуре в виде карточек-малышек это 🖤

Monzo

Британский необанк

🔗 http://bit.ly/39VaBGz

💡 Тот случай, когда после прочтения Tone of Voice понимаешь, что и сам Tone of Voice написан в соответствии с правилами, о которых команда пишет — это важная часть работы над любым руководством по стилю.

💡 Что крутого в гайде Monzo: исторические факты — тру стори о том, откуда в британцах тяга к формализмам и причем здесь римляне, а также примеры do & don't и лайфхаки — кстати, вы знаете, как обезьянки помогают избежать пассивного залога 🙊?

💡 Кроме того, Monzo отдельно уделяет внимание инклюзивности в тексте и рекомендует, каких определений лучше избегать и на что их заменять. Еще ни в каких других гайдах мы такого не видели, круто.

Fandango

Сервис продажи билетов в кино в США

🔗 https://fandan.co/2LT0ycT

💡 Строят свое отношение к пользователям на четырех ключевых принципах:

• Simple (простота)
• Magnetic (притягательность)
• Definitive (точность)
• Playful (игривость)

Документ — объяснение, как эти принципы применять на практике.

💡 Используют «модуляции» — варианты «звучания» бренда в тексте в зависимости от сочетания разных пар принципов. Например, когда использовать только magnetic&definitive, а когда simple&magnetic (спойлер: как раз в поддержке клиентов).

💡 Принципы классно иллюстрируют на примерах. Наш любимый: playful — это когда всегда рад улыбнуться собеседнику (вольный перевод оригинала: «we’re always looking for ways to add a wink and a smile to our communications»).

P.S.: В феврале планируем стартовать со вторым потоком школы чат-руководства. Узнать, как прошел первый поток и оставить заявку участника можно в блоге. Форма записи на следующий поток в конце статьи.
Держите пруфы того, кем я работаю (для поднятия настроения)
#tov
Голос продукта — это фишка, это то, по чему пользователи будут вас узнавать, даже если убрать логотип и перекрасить цвета.
Смотреть, как делают конкуренты — хорошо. Но лучше делать это для поддержания себя в тонусе, чем для того, чтобы стать «очередным N».
​​Ловушка уютной норы
#совет

Часто вижу одну и ту же ошибку при выборе голоса продукта: просто скопировать тон-оф-войс своего конкурента. Логика здесь такая: если Яндекс.Еда так пишет, значит и для моего Качу.Блины подойдёт.

Но это я называю ловушкой уютной норы. Если ты бездомная белка и находишь красивую, теплую и хорошо обставленную нору — значит, в ней уже кто-то живет. Можно попытаться занять, но придется подраться с хозяином.

Конечно, нормальный конкурент не просто так выбирает стиль. За ним часто стоит приличная такая работа по позиционированию бренда и оттачиванию стиля. Зайцем проехаться можно, но это ничего не даст. Иногда лучше посмотреть на неохваченную аудиторию и предложить что-то для неё.