Русские буквы – Telegram
Русские буквы
1.44K subscribers
238 photos
7 files
77 links
Меня зовут Александр Зуев, здесь я пишу о русской письменности и шрифтах.

Написать автору
@zetetic
Download Telegram
Первый уровень. Для изучения кириллицы необходима исходная информация, которую я собираю в виде структурированных архивов. Это долгая рутинная работа, без которой, однако, невозможно остальное.

1. Архив кириллических рукописей Х–ХѴІІІ вв. Рукописи я беру в цифровых собраниях, сохраняю выборочно (несколько первых страниц или все страницы с заголовками) + ссылка на страницу, откуда взяты файлы.
Структура такая: Архив\фонд\рукопись, например: НИОР РГБ\ф. 173.II\105. Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г.

2. Архив кириллического леттеринга ХІХ–ХХ вв. Особый период — начало ХХ века. В основном это книги и журналы (обложки, титульные листы, заголовки), а также плакаты, открытки и т. д. Источники — цифровые библиотеки и сайты букинистических аукционов.
Структура: Художник\Год. Наименование\Работа.
Например: Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926)\1913. Владимир Андреевич Грингмут. Очерк его жизни и деятельности\ Владимир Андреевич Грингмут. Очерк его жизни и деятельности. Худ. обл и тит. листа Васнецов В. М. — М., Б. и., 1913.jpg.
Есть ещё специальные вре́менные категории: (художник) «не указан», (подпись) «неразб.» и неопознанные инициалы: АБ, АВ, АК и т. п. По мере накопления материала удается установить авторство многих работ. В итоге получаются каталоги с работами художников, их «творческие биографии».

3. Архив типографских кириллических шрифтов. Печатные кириллические книги, отсортированные по центрам книгопечатания (или печатникам) и годам, а также каталоги шрифтов.

4. Литература о кириллице. Всё, что написано о кириллице к настоящему времени — книги, статьи, монографии. Написано катастрофически мало, в 10000 раз меньше, чем о латинице (к сожалению, это не шутка).
Хэштег: #литература_о_кириллице
Следующий уровень — создаваемые на основе анализа накопленного материала знания. Условно можно поделить на историю и теорию кириллицы.

5. История. Имена, эпохи, стили — всё, что удаётся узнать из предыдущих четырех пунктов. Примеры постов в этом канале:
Буквы на страницах «Мира искусств» https://news.1rj.ru/str/rustype/26
Эскизы Б. В. Ше́ргина https://news.1rj.ru/str/rustype/56
Телингатер и витые буквы https://news.1rj.ru/str/rustype/90
Хэштег для последующих постов: #история_кириллицы

6. Теория. Классификация стилей шрифтов, строение букв, варианты написания. Посты на эту тему:
О «недостатках» кириллицы https://news.1rj.ru/str/rustype/21
О терминологии https://news.1rj.ru/str/rustype/32 и пример https://news.1rj.ru/str/rustype/88
Пересечина https://news.1rj.ru/str/rustype/36
Конструкция букв Б, В, Г, Р https://news.1rj.ru/str/rustype/38
Положение букв на строке https://news.1rj.ru/str/rustype/49
Буквы А, Д, Л, М и навес https://news.1rj.ru/str/rustype/52
Мачтовые шрифты https://news.1rj.ru/str/rustype/63 и дальше
Буква «ц» https://news.1rj.ru/str/rustype/75
Классификация шрифтов, буква «а» https://news.1rj.ru/str/rustype/83 и дальше.
Хэштег для новых постов: #теория_кириллицы

Итогом изучения букв должна стать книга, подобная «От А до Я» Гордона, только посвященная не гражданице, а кириллице.
Наконец, третий уровень — то, что я планирую создавать, используя полученные знания.

7. Леттеринг и каллиграфия. Сам я только подступаюсь к этому уровню, зато можно посмотреть, что сейчас происходит в этой области — в паблике «Русский леттеринг» https://vk.com/ruslettering2 (спасибо Виктору Пушкареву за крутой контент!) и в инстаграме https://www.instagram.com/ruslettering.
#леттеринг

8. Шрифты (допетровская кириллица). Примеров пока очень мало. Что касается меня, поставил перед собой задачу сделать шрифты на основе скорописи, ждите рассказа.
#шрифты

Популяризация — это не последний пункт, а скорее то, что должно сопровождать все перечисленные этапы: делиться находками, мыслями, вести паблики. В отдаленной перспективе — сайт, книги. Сейчас, когда я систематизировал свою работу, мне будет проще делиться с вами :)
Елена Алексеева (руководитель школы каллиграфии, Нижний Новгород) о лигатурах в скорописи:

«До реформы школьного образования Екатерины II в России не знали таких связок в письме, какие считаются традиционными сегодня в школьном чистописании курсивом. Он пришел к нам из латинской ветки, от Англии и Франции — законодателей тогда письменной моды. Истоки скорописи же в ветке греческой — те самые альфа и епсилон. Часть букв сливались безотрывным письмом, часть писалась отдельно, часть выносилась над строкой (множеством сокращений увеличивалась скорость письма, что полностью искоренилось в печатных текстах). А логика связок букв того времени разрывает наши стереотипы: соединения "Се", "ре", "ан", "бв", соединения согласной и "ы", "ь" просто нижним подчеркиванием — всё это кажется нетипичным нашей культуре или "вообще не нашим".

На самом деле нет. Очень нашим, исключительно самобытным для России, неповторимым и практически незаимствованным видом письма является именно скоропись. 6 веков скорописи против 4 веков курсива. А то, что не помним подкоркой, забыли — вопрос популяризации.

На фото почерк, в котором используются:
— прямые цитаты лигатур из определенных источников,
— стилизованные, продолжающие шрифтовую логику,
— современные буквы из курсива для адаптации к современности.

Также приложены 2 нижегородские грамоты из архива http://rusarchives.ru/projects/smuta/05-1-nizhnii-novgorod.shtml с непривычными лигатурами.»

Цитата отсюда: https://vk.com/calligraphy_school?w=wall-87595623_337
#скоропись #лигатуры #история_кириллицы
Картинка из поста о лигатурах: же, цр, да, ѣ (просто буква), се, бѣ, ре.
В книге Остина Клеона «Кради как художник» есть замечательная мысль: мусор на входе — мусор на выходе. Мы создаем настолько хорошие вещи и идеи, насколько хорошее наше окружение — люди, с которыми мы общаемся, книги и сайты, которые читаем. Это правило применимо и к работе шрифтового дизайнера. Если вы делаете обычный современный шрифт, с латиницей и соответствующей кириллицей, почти неминуемо получится хороший или отличный шрифт. Во многом это заслуга предыдущих поколений шрифтовиков и дизайнеров. Латиница досконально проработана, изучена, описана, слабые места исправлены, все крутые штуки известны и активно используются и совершенствуются. Веками удобряемая почва, на которой легко собрать хороший урожай. Причина этого не в том, что латиница изначально была идеальной, дело в политике. Точно так же английский язык занимает особое положение в мире не потому что он самый красивый и лёгкий для изучения, а потому что так сложилась история Британской империи и США.

Иначе обстоят дела с допетровской кириллицей. Сделать на её основе хороший шрифт вам скорее всего не удастся. Причина, опять же, не в том что кириллица будто бы безнадежно плохая. Проблема в отсутствии элементарных знаний о ней и уже сделанных шрифтов — качественных и проверенных временем. Голое поле.

Кириллическое запустение началось с дилетантской реформы Петра Алексеевича. А о политике советского государства в отношении русской культуры хорошо написал классик: «Дозволенное к исполнению "русское фольклорное" было химически чистым УГ, именно У и именно Г, причём любое уменьшение Г автоматически означало опережающее увеличение У и наоборот. Или на сцену выводили "академический хор бабусек" в продуманно-уродливых тряпках, выводящими что-нибудь необычайно скучное про какую-нибудь берёзоньку (одна строчка поётся полчаса: "бе-е-е-е-е-елая берё-о-о-о-озонька, ой да ты беееееееела-а-а-а-а-ая да ой да ты бе-бе-берёооо-оозо-ооооооооонька"). Или уж сразу матерные частухи, для полной гарантии качества исполняемые жопопыжим "одессистом" в цыганской рубахе и красных сапогах с гармохой, расписанной розовыми матрёшками. "Ничего другого".» Последние сто лет допетровскую кириллицу использовали в строго отведенных местах: сказки, диафильмы, что-нибудь историческое — обязательно то, что связано с давно прошедшими временами. Рисовали их люди, которые мало в этих буквах смыслили и вряд ли любили их. Выше я приводил поразивший меня пример: корявые заголовки в «русском стиле» в книжке с былинами, выполненные Соломоном Телингатером (выдающийся мастер шрифта, ага).

Литературы о кириллице почти нет; полезной дизайнеру и шрифтовику нет совсем (только Чобитько и Петровский, то есть капля в море). Историю русского письма изучает палеография и, казалось бы, учебники могут дать много полезной информации. Не тут-то было: палеографию интересует прежде всего датировка памятников письменности с помощью особенностей письма, а иллюстрации выглядят так, словно буквы нацарапаны гвоздем на глиняной табличке.

Вот и получается, что накопленные знания не имеют практической пользы, а имеющиеся шрифты и надписи — поверхностная стилизация с малоприятными ассоциациями. И мусор на выходе.

К счастью, в наши дни в интернете можно найти сканы подлинных рукописных книг, и там такого безобразия нет. Есть огромный потенциал, бесконечное непаханое поле. Засучим рукава, как говорится. ^_^

#история_кириллицы #важные_тексты
НИОР РГБ, ф. 299, р. 2
НИОР РГБ, ф. 299, р. 12
НИОР РГБ, ф. 299, р. 39
НИОР РГБ, ф. 7, р. 59.
Однажды я решил сделать шрифт, основанный на скорописи. Первая попытка была неудачной. Вторая тоже. И третья. Это была не скоропись, а антитиква или курсив с добавлением новых букв, им не свойственных. Глаза, привыкшие к западной типографике, не давали сделать ничего другого. Причём буквы, взятые из скорописи, пытались подстроиться под стиль остальных букв, потому что своего не имели.

Суть шрифта не в способе написания отдельных букв, она в более мелких деталях — засечках, дугах, соединениях штрихов (в этом смысле латиница и гражданский шрифт — абсолютно одно и то же). В чём суть скорописи, я не знал. Как выглядит самый простой, основной штрих в буквах н, п, ш? Есть ли у него снизу засечки, или хвостик, как в курсиве? А сверху — односторонняя, ни одной? А как выглядит свисаюший штрих в букве р? И так далее, одни вопросы. Написать буквы ещё можно, но сделать их в векторе честно, понятно, чётко — как?

Я отложил попытки и принялся рассматривать рукописи, попутно зарисовывая увиденное с целью найти общую идею, повторяющиеся элементы, их разновидности.

И вот что я увидел. Почти в каждой букве скорописи есть штрих, который я так и назвал — скорый. Он начинается сверху вниз, чуть влево, а внизу загибается вправо, как бы спеша к началу следующего штриха. Общее движение — против часовой стрелки. В самой беглой, предельно выраженной скорописи он имеет форму дуги (в народной росписи, если не ошибаюсь, похожий элемент называется травка); в других случаях штрих становится совсем прямым. Скорые штрихи составляют основную массу строки и заметны меньше всего, остальные выделяются на их фоне.

На картинке я показал «схему» скорого штриха, ярко выраженную его форму (здесь он совпадает даже в буквах н и о, что встречается не всегда). В реальности он может быть самым разным — посмотрите, например, примеры выше.

Понимание основного скорописного штриха дает ключ к построению шрифтов, о чем расскажу отдельно. Возможно, это пригодится и каллиграфам (отзовитесь, если).

#скоропись #типографика
Немного терминологии. Разновидности скорого штриха:

Основной штрих — высотой со строку. Один такой штрих — буква с, два штриха — к, три — сочетание ск (кс встречалось только в иностранных словах и записывалось греческой буквой кси). Есть он в буквах и, н, п, т, ш, ц и многих других.

Основной штрих может выноситься вверх или вниз за границы строки. Вынесенный одновременнно вверх и вниз основной штрих — большой вариант буквы с.

Верхний — пишется в верхней части буквы, которая с него начинается. Есть в буквах ъ, ч, е и других. Иногда вынесен вверх (верхний выносной элемент).

Свисающий — крепится к окончанию другого штриха. Совсем маленький он в б и г, большой в ц и щ (нижний выносной элемент).

Вводный — выглядит как точка в начале тонкого диагонального штриха в буквах л, м, х, я. Буква может не имееть этого элемента, не теряя при этом своего значения.

Замкнутый — замкнутый на себя штрих в буквах б, в, ъ, ы, ь, ѣ.

#терминология #скоропись
Разновидности скорого штриха
Маленький анонс — делаю буквы, построенные по правилам скорописи, которые в процессе и выявляю, формулирую для себя. Шрифт декоративный, насыщенный, аппетитно-округлый. Для меня важнее сделать текстовые шрифты, но такие эксперименты тоже нужны, они показывают диапазон возможностей выбранной шрифтовой системы. Дико интересно.
Современная кириллица, та, которую вы сейчас читаете — это убогое подражание латинице. Кириллица вообще, — та, что существует тысячу лет и будет существовать дальше — самобытна, хороша, порой прекрасна, пусть и пребывает последние триста лет в параллельной несуществующей вселенной. Убогость современной кириллицы в её неудачном и настойчивом подражании латинице. Именно так: 1) шрифт и письмо были латинизированы плохо, с грубыми ошибками, 2) и с тех пор латинообразная форма существования шрифта поддерживается как единственно правильная.

Стандартный латинский алфавит имеет 26 букв. Однако в разных языках состав алфавита может быть разным. В итальянском нет букв J, K, W, X, Y, в норвежском C, Q, W, X, Z и так далее. В других языках есть дополнительные буквы: с добавлением диакритических знаков (польская Ł, испанская Ñ, исландская Ð) или в виде лигатур (Æ в датском, французском и других, немецкая ß). Исландская Þ взята из рунического письма. В целом, действует правило — буква добавляется тогда, когда в языке есть звук, для которого нет буквы в основной латинице (и если по какой-то причине не стали составлять из существующих букв — sh, th, sch…). Для разных языков не требуется создание отдельных шрифтов, максимум что нужно — это добавить несколько букв к основному набору. При всех локальных различиях латиница остаётся стилистически единой графической системой. В стилистическом отношении кириллица — как будто та же латиница, только знаковый состав значительно отличается от основного. И вот тут-то начинается ужас.

Некоторые буквы полностью совпадают, такие как Аа и Ее. Некоторые имеют другое звучание (Н, Х и прочие). Остальные буквы, которым не нашлось аналогов в латинице, взяты из допетровской кириллицы, причем это не самые красивые буквы не в самом лучшем виде. Все буквы или скопированы целиком, или составлены из частей латинских букв. Для большей несуразицы в наборных шрифтах и на письме используют разные буквы. Например, строчная «печатная» т соответствует уменьшенной прописной Т, а курсивная и рукописная — латинской строчной m. Рукописная заглавная Д соответствует латинской D, а строчная д — рукописной g. И так далее. (Для наглядности сделаю табличку.)

Кроме знакового состава, есть и другие проблемы, связанные с удобочитаемостью. В латинице строчные буквы отличаются от прописных. Это удобно: вот большие заглавные, вот поменьше простые, с выносными элементами, строчные. В гражданском шрифте строчные сделаны в виде механически уменьшенных заглавных. Заглавные В, Я, уменьшенные до строчных в, я — как маленькие дребезжащие козявки, совсем не то что ясные, выразительные b, p, l. Сюда же относится «малое количество выносных элементов у строчных». Говорить так — всё равно что обрезать птице крылья, а потом заявить, что она никогда не летала и не способна не это. В скорописи выносных элементов было не меньше, чем в западной каллиграфии, и были они не менее красивы.

Для европейского наблюдателя кириллица выглядит так, будто взяли их (родной, «настоящий») алфавит, часть букв перепутали и добавили новые. То есть непонятно, глупо. За такое не осуждают, но и не хвалят. «Хотите маяться — майтесь, ваши проблемы.» А маяться есть из-за чего.

Западный дизайнер знает что делать. Латиница у него летит, красуется, восхищает. Стилистические правила и приёмы продуманы и отточены для каждой буквы, работают как часы.

Искусственная петровская кириллица хромает, спотыкается, всегда отстаёт. Наш дизайнер не может применить оттюнингованные S, R, J и не знает как поступить с Ы и Щ, в и я. В латинице не сказано, что с ними делать, а отступать от оригинала «нельзя». Вот и маемся. И так будет всегда, потому что не может эрзац стать лучше оригинала. (Закадровый зловещий смех, занавес.)
Составил подборку шрифтов, основанных на скорописи. Не лучших и не новых, а вообще всех, которые удалось найти.

1. Basileus Веры Евстафьевой. Дипломный проект в Королевской академии искусств в Гааге (2004 год, если не ошибаюсь). В этом шрифте «найдена точка соприкосновения кириллической скорописи, греческой скорописи и европейского почерка Civilité». К сожалению, шрифт не был выпущен, его можно увидеть лишь на нескольких картинках в интернете.

2. Петровская скоропись, дизайнер Геннадий Фридман, 2006. Подробнее: http://www.paratype.ru/cinfo/news.asp?NewsID=61. Шрифт создан на основе образцов скорописи начала XVIII века. Видимо, никакой определенной шрифтовой задачи у создателя не было, были перерисованы произвольно выбранные буквы из случайной рукописи. Шрифт ужасен. Воспользуйтесь им, если хотите создать плохие ассоциации с русским письмом.

3. Богдан, дизайнер Виктор Харик, 2006. Достаточно универсальный шрифт, авторская интерпретация украинской скорописи XVI–XVII веков. Подобнее: http://www.paratype.ru/cinfo/news.asp?NewsID=62.

4. Скоропис XVІІ, дизайнер Геннадий Заречнюк. Ещё один украинский шрифт, на этот раз трудноупотребимый. Имитация конкретного почерка. «Насправді так у XVII-му столітті не писали. Це – почерк львівського архітектора Романа Сулика, котрий вважає що “майже так воно й було”» (цими словами можна описати всю давню українську історію).
http://typo.2d.lviv.ua/shrifti/skoropys-xvii.html

5. Епифаний, Олег Мацуев, 2007. Соединение старого и нового, гротеск (!) на основе русской скорописи с большим количеством лигатур, альтернативных знаков, росчерков, начальных и концевых знаков, орнаментов. Очень красивый шрифт, но, похоже, он тоже не закончен.
http://omtype.com/ru/type/epiphany.html

#скоропись #шрифты
Basileus Веры Евстафьевой