Forwarded from Научная Россия
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, Президент Российской академии наук Александр Сергеев и губернатор Нижегородской области Глеб Никитин посетили Центр инновационного развития медицинского приборостроения Университета Лобачевского @lobachevsky_university.
Визит организован в рамках участия в форуме «Университеты 2030: наука – компетенции – молодежь».
Подробности - в сюжете телерадиокомпании ННТВ.
@scientificrussia
Визит организован в рамках участия в форуме «Университеты 2030: наука – компетенции – молодежь».
Подробности - в сюжете телерадиокомпании ННТВ.
@scientificrussia
YouTube
Никитин и Фальков посетили Центр инновационного развития медицинского приборостроения ННГУ
Forwarded from Научная изнанка РФ
Студенты Донского государственного технического университета начали активно "стучаться" в СМИ, после того, как их отфутболил ректорат.
Причиной активных действий стала смерть относительно молодого преподавателя от коронавируса.
Ректорат рекомендует студентам уйти в академотпуск или обратиться в Минобрнауки. Заморачиваться и делать индивидуальный или глобальный план перехода на дистанционное обучение руководство вуза не желает.
Как сообщил источник из самого вуза, обстановка среди студентов остается относительно стабильной но ежедневно накаляется, растет недовольство не только среди самих учащихся, но и среди их родителей.
P.s. Пора бы убрать либо актуализировать информацию об умершем преподавателе на официальном сайте вуза.
nauchnaya_iznanka
Причиной активных действий стала смерть относительно молодого преподавателя от коронавируса.
Ректорат рекомендует студентам уйти в академотпуск или обратиться в Минобрнауки. Заморачиваться и делать индивидуальный или глобальный план перехода на дистанционное обучение руководство вуза не желает.
Как сообщил источник из самого вуза, обстановка среди студентов остается относительно стабильной но ежедневно накаляется, растет недовольство не только среди самих учащихся, но и среди их родителей.
P.s. Пора бы убрать либо актуализировать информацию об умершем преподавателе на официальном сайте вуза.
nauchnaya_iznanka
Forwarded from Русский research
Исследовательский университет: строить или симулировать
На форуме «Университеты 2030» много говорили о том, что же должен делать вуз в первую очередь: учить, заниматься наукой или вообще нечто третье. Позволю себе несколько комментариев.
1. Нагрузка преподавателей. Думаю, можно было расходиться сразу после этой фразы Валерия Фалькова:
— Университет не может развиваться при нагрузке преподавателей по 500-600 часов <....> Преподавателям, задавленным обычной нагрузкой, некогда заниматься наукой и студентами.
Во-первых, хорошо, что это хотя бы прозвучало. Что бы мы ни пытались изобрести, реализовываться это будет силами рядовых преподавателей, у которых никто не спешит уменьшать голосовую нагрузку.
Во-вторых, даже эта оценка министра весьма оптимистична. Во многих вузах доцентские ставки подразумевают нагрузку 800-900 часов в год (и больше), а на 500-600 часов могут рассчитывать лишь профессора. Качественное преподавание в объёме 2-3 пар в день и наука совместимы лишь ценой дикой переработки.
2. Что делать слабым вузам? Почти все участники первой панельной дискуссии в один голос говорили о важности сильной науки для хорошего университета, сильных выпускников для хорошей науки и так далее в любых сочетаниях.
Но за этими рассуждения маячила тень несформулированного вопроса: а что делать вузам, в которых прямо сейчас и наука, и качество образования посредственные?
Не подталкиваем ли мы слабые вузы к тому, чтобы в первую очередь бросить силы на симуляцию науки? Это же очень соблазнительный путь, учитывая возможные бонусы в рамках различных программ развития и лёгкость покупки публикаций в Scopus. Ведь улучшение качества подготовки студентов всё равно никто не проверит: как справедливо отметили в той же дискуссии, у нас даже нет нормальной статистики по трудоустройству выпускников.
Хорошо рассуждать о симбиозе академической науки и образования, имея бюджеты и возможности ВШЭ или РАНХиГС. Но, на мой взгляд, в таких рассуждениях всегда слышен некоторый снобизм. А вопрос "за что же хвататься вузам второго эшелона" остаётся скорее без ответа.
3. Искусство заголовка. В общем ключе на предыдущий вопрос попытался ответить президент РАН Сергеев, вспомнив о ряде новых инициатив: НОЦ, ПСАЛ и создание консорциумов. Сама идея, так или иначе, обсуждается давно и заключается в попытке запустить взаимовыгодное сотрудничество научных институтов, вузов и промышленных предприятий.
Из этой понятной мысли ТАСС умудрился сделать горячую новость с заголовком "Глава РАН предложил объединять вузы и НИИ, чтобы решить проблему нехватки финансирования". Хотя такой фразы вообще не звучало, а речь шла об объединении усилий, а не юридических лиц. Видно, что журналист глубоко не в теме и, тем более, не знаком с весьма жёсткой позицией РАН по поводу насильного объединения вузов и НИИ.
Для желающих ознакомиться поподробнее прикладываю ссылки:
Видеозапись целиком
Здесь и далее — краткое изложение тезисов от НОП
На форуме «Университеты 2030» много говорили о том, что же должен делать вуз в первую очередь: учить, заниматься наукой или вообще нечто третье. Позволю себе несколько комментариев.
1. Нагрузка преподавателей. Думаю, можно было расходиться сразу после этой фразы Валерия Фалькова:
— Университет не может развиваться при нагрузке преподавателей по 500-600 часов <....> Преподавателям, задавленным обычной нагрузкой, некогда заниматься наукой и студентами.
Во-первых, хорошо, что это хотя бы прозвучало. Что бы мы ни пытались изобрести, реализовываться это будет силами рядовых преподавателей, у которых никто не спешит уменьшать голосовую нагрузку.
Во-вторых, даже эта оценка министра весьма оптимистична. Во многих вузах доцентские ставки подразумевают нагрузку 800-900 часов в год (и больше), а на 500-600 часов могут рассчитывать лишь профессора. Качественное преподавание в объёме 2-3 пар в день и наука совместимы лишь ценой дикой переработки.
2. Что делать слабым вузам? Почти все участники первой панельной дискуссии в один голос говорили о важности сильной науки для хорошего университета, сильных выпускников для хорошей науки и так далее в любых сочетаниях.
Но за этими рассуждения маячила тень несформулированного вопроса: а что делать вузам, в которых прямо сейчас и наука, и качество образования посредственные?
Не подталкиваем ли мы слабые вузы к тому, чтобы в первую очередь бросить силы на симуляцию науки? Это же очень соблазнительный путь, учитывая возможные бонусы в рамках различных программ развития и лёгкость покупки публикаций в Scopus. Ведь улучшение качества подготовки студентов всё равно никто не проверит: как справедливо отметили в той же дискуссии, у нас даже нет нормальной статистики по трудоустройству выпускников.
Хорошо рассуждать о симбиозе академической науки и образования, имея бюджеты и возможности ВШЭ или РАНХиГС. Но, на мой взгляд, в таких рассуждениях всегда слышен некоторый снобизм. А вопрос "за что же хвататься вузам второго эшелона" остаётся скорее без ответа.
3. Искусство заголовка. В общем ключе на предыдущий вопрос попытался ответить президент РАН Сергеев, вспомнив о ряде новых инициатив: НОЦ, ПСАЛ и создание консорциумов. Сама идея, так или иначе, обсуждается давно и заключается в попытке запустить взаимовыгодное сотрудничество научных институтов, вузов и промышленных предприятий.
Из этой понятной мысли ТАСС умудрился сделать горячую новость с заголовком "Глава РАН предложил объединять вузы и НИИ, чтобы решить проблему нехватки финансирования". Хотя такой фразы вообще не звучало, а речь шла об объединении усилий, а не юридических лиц. Видно, что журналист глубоко не в теме и, тем более, не знаком с весьма жёсткой позицией РАН по поводу насильного объединения вузов и НИИ.
Для желающих ознакомиться поподробнее прикладываю ссылки:
Видеозапись целиком
Здесь и далее — краткое изложение тезисов от НОП
Telegram
Минобрнауки России
⚡️Министр Фальков: «Университет не может развиваться при нагрузке преподавателей по 500-600 часов. Необходима грамотная, разумная работа в части трансформации образовательного процесса. Преподавателям, задавленным обычной нагрузкой, некогда заниматься наукой…
Forwarded from Валерия Касамара
По итогам пленарного заседания в рамках форума “УНИВЕРСИТЕТЫ 2030: НАУКА - КОМПЕТЕНЦИИ - МОЛОДЕЖЬ”, стало очевидно единство мнений в отношении вызовов системы российского высшего образования - все они, тем или иным образом, лежат в плоскости развития “третьей миссии” университета.
Так, министр науки и высшего образования Валерий Фальков обратил внимание всех участников форума на взаимодействие вуза и региона: “Я хочу обратить внимание присутствующих, что для многих университетов и территорий пока не является аксиомой или нормой в мышлении то, что университет - это драйвер развития территорий, и даже более того, - институт трансформации регионов. Хочу обратиться к ректорам, их командам и коллективам университетов - для того, чтобы стать такими, надо себя мыслить таким образом. Всё-таки пока многие вузы живут в другой логике. Все главы регионов “в один голос” озвучивают свои ожидания, что университеты будут центрами культурной и социальной жизни. И выделю ещё один приоритет для вузов - это умение стать интересным для молодежи.”
Таким образом, министр обращает внимание на одно из ключевых направлений “третьей миссии”, связанное как с развитием территорий, - в этом смысле университеты не должны бояться брать на себя функцию региональных think tanks, - так и с взаимоинтеграцией по общественному, культурному направлению, а также по вектору студенческого спорта.
Еще об одном направлении говорил президент РАН Александр Сергеев, он так прокомментировал своё видение приоритетов в работе вузов: “Я бы на первое место поставил следующий приоритет: университеты, прежде всего, должны хорошо готовить кадры для наших квалицированных, научных, высокотехнологичных работодателей. Во всем мире основной задачей университетов, и в международных рейтингах, первым номером идёт то, насколько выпускники востребованы. Вопрос в том, что с ними происходит дальше, после выпуска. <..>
Оказалось, что статистики по трудоустройству выпускников у нас в стране нет. <..>
Нужно таким образом организовать взаимодействие университета с работодателем и регионом, чтобы пошла “самораскрутка”. То есть понимание позитивного эффекта для каждой из сторон”.
Одним из основополагающих направлений качественной реализации “третьей миссии” является переформатирование Центров карьеры. Новая модель Центров карьеры университетов - проект, предложенный нашей командой в рамках конкурса АСИ “Сильные идеи для нового времени”. Новая модель позволяет вузам перейти в партнёрские отношения со студентами и стать полноценными операторами их карьерного развития для успешной реализации на рынке труда.
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов: “Университеты должны развивать себя как центры социальной и культурной жизни своих городов. Это не просто заявление, это значит, что вузы должны открываться своему городу, читать лекции и приглашать в свои аудитории людей безотносительно к тому, заплатили они или нет, сдали вступительные экзамены или нет. Университетам пора из башни из слоновой кости превращаться в крупную социальную площадку. Даже в столице университеты могут стать хабами сосредоточения социальной жизни, и тем более они могут стать такими в регионах”.
Так, министр науки и высшего образования Валерий Фальков обратил внимание всех участников форума на взаимодействие вуза и региона: “Я хочу обратить внимание присутствующих, что для многих университетов и территорий пока не является аксиомой или нормой в мышлении то, что университет - это драйвер развития территорий, и даже более того, - институт трансформации регионов. Хочу обратиться к ректорам, их командам и коллективам университетов - для того, чтобы стать такими, надо себя мыслить таким образом. Всё-таки пока многие вузы живут в другой логике. Все главы регионов “в один голос” озвучивают свои ожидания, что университеты будут центрами культурной и социальной жизни. И выделю ещё один приоритет для вузов - это умение стать интересным для молодежи.”
Таким образом, министр обращает внимание на одно из ключевых направлений “третьей миссии”, связанное как с развитием территорий, - в этом смысле университеты не должны бояться брать на себя функцию региональных think tanks, - так и с взаимоинтеграцией по общественному, культурному направлению, а также по вектору студенческого спорта.
Еще об одном направлении говорил президент РАН Александр Сергеев, он так прокомментировал своё видение приоритетов в работе вузов: “Я бы на первое место поставил следующий приоритет: университеты, прежде всего, должны хорошо готовить кадры для наших квалицированных, научных, высокотехнологичных работодателей. Во всем мире основной задачей университетов, и в международных рейтингах, первым номером идёт то, насколько выпускники востребованы. Вопрос в том, что с ними происходит дальше, после выпуска. <..>
Оказалось, что статистики по трудоустройству выпускников у нас в стране нет. <..>
Нужно таким образом организовать взаимодействие университета с работодателем и регионом, чтобы пошла “самораскрутка”. То есть понимание позитивного эффекта для каждой из сторон”.
Одним из основополагающих направлений качественной реализации “третьей миссии” является переформатирование Центров карьеры. Новая модель Центров карьеры университетов - проект, предложенный нашей командой в рамках конкурса АСИ “Сильные идеи для нового времени”. Новая модель позволяет вузам перейти в партнёрские отношения со студентами и стать полноценными операторами их карьерного развития для успешной реализации на рынке труда.
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов: “Университеты должны развивать себя как центры социальной и культурной жизни своих городов. Это не просто заявление, это значит, что вузы должны открываться своему городу, читать лекции и приглашать в свои аудитории людей безотносительно к тому, заплатили они или нет, сдали вступительные экзамены или нет. Университетам пора из башни из слоновой кости превращаться в крупную социальную площадку. Даже в столице университеты могут стать хабами сосредоточения социальной жизни, и тем более они могут стать такими в регионах”.
Forwarded from ЕЖ
Самый большой вызов, с которым в дальнейшем придется столкнуться университетам, — это образовательные программы крупных корпораций, которые помогают людям находить работу, не имея университетских дипломов, а принимая сертификаты, выдаваемые компанией после прохождения коротких образовательных программ,- Легойда.
Forwarded from Теперь живите с этим
В кабинете директора Ядерного центра ВНИИТФ генерала Ломинского однажды раздался телефонный звонок:
— Георгий Павлович, на железнодорожной станции в Челябинске произошел мощный взрыв. Не ваш ли груз взорвался в вагоне?
— Челябинск цел?
— Цел.
— Значит, не наш
— Георгий Павлович, на железнодорожной станции в Челябинске произошел мощный взрыв. Не ваш ли груз взорвался в вагоне?
— Челябинск цел?
— Цел.
— Значит, не наш
Форум в Нижнем.Смысл первый
Министр Фальков, Президент РАН Сергеев, Губернатор Никитин:
"Минобрнауки-РАН-Регион". Пока многие коллеги "запрягают", в Нижнем Новгороде дан мощный сигнал системе высшего образования и губернаторскому лидерству.
1. Ректоры, время закончить рефлексию по сложностям диалога с академической наукой. Кто не сможет/не захочет - останется позади.
2. Главы регионов, в ваших (ВАШИХ) персональных силах (и KPI) - залог успешности диалога "вуз-наука-бизнес". Кто не успеет, тот опоздает.
#НОПзнает
Министр Фальков, Президент РАН Сергеев, Губернатор Никитин:
"Минобрнауки-РАН-Регион". Пока многие коллеги "запрягают", в Нижнем Новгороде дан мощный сигнал системе высшего образования и губернаторскому лидерству.
1. Ректоры, время закончить рефлексию по сложностям диалога с академической наукой. Кто не сможет/не захочет - останется позади.
2. Главы регионов, в ваших (ВАШИХ) персональных силах (и KPI) - залог успешности диалога "вуз-наука-бизнес". Кто не успеет, тот опоздает.
#НОПзнает
Форум в Нижнем. Смысл второй
Нет для укрепления лидерства России (включая и вопросы безопасности) на мировой арене более верного пути, чем синергия командной работы триады "Минобрнауки/РАН (идеологическая, организационная и мотивационная роли) - Университетов (главная площадка диалога и роста экономики города/региона/страны) - Глав регионов (роль "режиссера" в диалоге элит, укрепление коммуникации с промышленностью, "связка" смыслов с работой по линии Госсовета РФ и в целом по "треку" задач внутренней политики).
#НОПзнает
Нет для укрепления лидерства России (включая и вопросы безопасности) на мировой арене более верного пути, чем синергия командной работы триады "Минобрнауки/РАН (идеологическая, организационная и мотивационная роли) - Университетов (главная площадка диалога и роста экономики города/региона/страны) - Глав регионов (роль "режиссера" в диалоге элит, укрепление коммуникации с промышленностью, "связка" смыслов с работой по линии Госсовета РФ и в целом по "треку" задач внутренней политики).
#НОПзнает
Форум в Нижнем. Смысл третий
Университеты в своей массе (и речь о вузах самой разной подведомственности) сегодня остро нуждатся не только в смысловых ориентрах, но и в диалоге по вектору программ развития. Проект ПСАЛ сформулировал ровно столько новых вопросов, на сколько дал ответы. Без всякого сомнения, ответы на эти вопросы нужно искать публично, в самом тесном диалоге с главными центрами компетенций университетского управления - такими, как НИУ ВШЭ и РАНХиНС, а также ключевыми агрегаторами обратной связи от вузовского сообщества и экспертных позиций: МШУ "Сколково", НОП, Ассоциацией "Глобальные университеты" и т.д.
#НОПзнает
Университеты в своей массе (и речь о вузах самой разной подведомственности) сегодня остро нуждатся не только в смысловых ориентрах, но и в диалоге по вектору программ развития. Проект ПСАЛ сформулировал ровно столько новых вопросов, на сколько дал ответы. Без всякого сомнения, ответы на эти вопросы нужно искать публично, в самом тесном диалоге с главными центрами компетенций университетского управления - такими, как НИУ ВШЭ и РАНХиНС, а также ключевыми агрегаторами обратной связи от вузовского сообщества и экспертных позиций: МШУ "Сколково", НОП, Ассоциацией "Глобальные университеты" и т.д.
#НОПзнает
Форум в Нижнем. Смысл четвертый
Период пандемии резко сократил количество и качество очных ректорских коммуникаций. Именно в рамках "живых" встреч (в том числе, в "кулуарной" их части) происходит "сверка часов" между представителями университетской элиты, обсуждение общих для сферы проблем и поиск эффективных решений.
#НОПзнает
Период пандемии резко сократил количество и качество очных ректорских коммуникаций. Именно в рамках "живых" встреч (в том числе, в "кулуарной" их части) происходит "сверка часов" между представителями университетской элиты, обсуждение общих для сферы проблем и поиск эффективных решений.
#НОПзнает