НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Форум в Нижнем.Смысл первый

Министр Фальков, Президент РАН Сергеев, Губернатор Никитин:
"Минобрнауки-РАН-Регион". Пока многие коллеги "запрягают", в Нижнем Новгороде дан мощный сигнал системе высшего образования и губернаторскому лидерству.
1. Ректоры, время закончить рефлексию по сложностям диалога с академической наукой. Кто не сможет/не захочет - останется позади.
2. Главы регионов, в ваших (ВАШИХ) персональных силах (и KPI) - залог успешности диалога "вуз-наука-бизнес". Кто не успеет, тот опоздает.

#НОПзнает
Форум в Нижнем. Смысл второй

Нет для укрепления лидерства России (включая и вопросы безопасности) на мировой арене более верного пути, чем синергия командной работы триады "Минобрнауки/РАН (идеологическая, организационная и мотивационная роли) - Университетов (главная площадка диалога и роста экономики города/региона/страны) - Глав регионов (роль "режиссера" в диалоге элит, укрепление коммуникации с промышленностью, "связка" смыслов с работой по линии Госсовета РФ и в целом по "треку" задач внутренней политики).

#НОПзнает
Форум в Нижнем. Смысл третий

Университеты в своей массе (и речь о вузах самой разной подведомственности) сегодня остро нуждатся не только в смысловых ориентрах, но и в диалоге по вектору программ развития. Проект ПСАЛ сформулировал ровно столько новых вопросов, на сколько дал ответы. Без всякого сомнения, ответы на эти вопросы нужно искать публично, в самом тесном диалоге с главными центрами компетенций университетского управления - такими, как НИУ ВШЭ и РАНХиНС, а также ключевыми агрегаторами обратной связи от вузовского сообщества и экспертных позиций: МШУ "Сколково", НОП, Ассоциацией "Глобальные университеты" и т.д.

#НОПзнает
Форум в Нижнем. Смысл четвертый

Период пандемии резко сократил количество и качество очных ректорских коммуникаций. Именно в рамках "живых" встреч (в том числе, в "кулуарной" их части) происходит "сверка часов" между представителями университетской элиты, обсуждение общих для сферы проблем и поиск эффективных решений.

#НОПзнает
Форум в Нижнем. Смысл пятый

Нет лучшего формата эффективного диалога по обсуждению спорных аспектов реализации федпроектов, чем публично - за одним столом с представителями Минобрнауки, разработчиков проекта, университетским и экспертным сообществом.

#НОПзнает
Форум в Нижнем. Смысл шестой

Если университеты хотят реального (а не "на бумаге") взаимодействия с бизнесом, нужно уметь слышать, слушать и договариваться. Диалог вузов с бизнесом должен быть предметным, взаимополезным и взаимовыгодным.

#НОПзнает
Форум в Нижнем. Смысл седьмой

Университеты должны научиться видеть своё участие в важных общественных проектах. Например, в рамках сотрудничества с президентской платформой "Россия - страна возможностей".

#НОПзнает
Форум в Нижнем. Смысл восьмой

Работа с молодёжью - важнейший приоритет государственной политики, который проходит "красной нитью" через национальные проекты и национальные цели. Это направление исключительно важно учитывать в реализации программ развития университетов.

#НОПзнает
Форум в Нижнем. Смысл девятый

Эффективную кооперацию по "трекам" науки и высшего образования нужно не только обсуждать на высоком уровне, но и уметь оперативно воплощать в работе межвузовских консорциумов.

#НОПзнает
Форум в Нижнем. Смысл десятый

Формирование новых компетенций через инструменты (пере)обучения взрослых на базе университетов - важный приоритет в работе Минобрнауки РФ и глав регионов России. Дополнительное образование - это площадка, на которой профессиональные компетенции рождаются в тесном союзе университетов, бизнес-сообщества и губернаторских команд.

#НОПзнает
Форум в Нижнем. Смысл особый

В сфере научно-образовательной политики для достижения успеха (любого) очень важен фактор коммуникации. Для тех, кто хочет договориться - нужно всего лишь начать разговаривать: искренне, с энтузиазмом, с верой в успех.
И - работать, работать, работать.
Всё получится.

#сНОПзнаемИверим
Университеты 2030: смыслы прорыва

Форум «Университеты 2030: наука – компетенции – молодежь», 6 ноября 2020 г., Нижний Новгород. Нацпроект второго поколения «Наука и университеты». Программа стратегического академического лидерства. Прорыв: университетский, консорциумный, коммуникационный, общественный, региональный.

Цифры

Офлайн, "живьём", на площадке ННГУ в Форуме приняли участие 300 человек из 47 субъектов РФ. Ещё 2700 руководителей и экспертов сферы ВО зарегистрировались и приняли онлайн-участие в Форуме на платформе ММСО. Кроме этого, более 5000 человек смотрели прямую трансляцию ВКонтакте и Youtube.

Смыслы

Первый. Времени на раскачку нет – ни для ректоров, ни для губернаторов.

Второй. Синергия командной работы: Минобрнауки/РАН + университеты + губернаторы.

Третий. Диалог с участием центров компетенций.

Четвертый. Ректорам надо общаться лично.

Пятый. Публичное общение с участием всех сторон.

Шестой. Вузы-бизнес: предметно, практично, взаимовыгодно, прагматично.

Седьмой. Фокус на молодежь.

Восьмой. От разговоров к практике консорциумной работы.

Девятый. «Третья миссия» университетов: вузы и сообщества.

Десятый. Дополнительное образование становится обязательным – это площадка для синергии усилий всех участников.

Особый. Начинать с коммуникации – открытой, откровенной, эффективной.
Дмитрий Песков, спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития,
в рамках открытия проектно-образовательного интенсива "Архипелаг 20.35":

Дипломы [в будущем] не могут быть замещены на профили компетенций, не могут быть замещены на портфолио. Они остаются, но они должны будут мигрировать в формат "диплом по требованию", который показывает актуальное состояние ваших знаний и компетенций в настоящий момент. То есть это, вспоминая нашу дискуссию с Нассимом Талебом (экономистом и автором книги "Черный лебедь" - НОП), это дипломы с expiration date (англ. срок годности - НОП), с некоторым заданным промежутком времени, когда он действителен...
Кто вам сказал, что он [выпускник] не забыл 95% того, что он там на самом деле изучил?


Фото Платформы НТИ, НОП
НОП.РФ pinned «Университеты 2030: смыслы прорыва Форум «Университеты 2030: наука – компетенции – молодежь», 6 ноября 2020 г., Нижний Новгород. Нацпроект второго поколения «Наука и университеты». Программа стратегического академического лидерства. Прорыв: университетский…»
Океаническое университетское лидерство

В России появится первый Университетский консорциум для изучения Мирового океана.
Соглашение о его создании подписали Дальневосточный федеральный университет, Севастопольский государственный университет и Балтийский федеральный университет на форуме «Университеты-2030: наука — компетенции — молодежь» в Нижнем Новгороде. Все вузы-участники соглашения расположены в разных географических точках на берегах разных морей, омывающих границы России. Соглашение о создании Университетского консорциума поспособствует взаимодействию университетов в области изучения Мирового океана — планируется реализация образовательных программ, проведение научно-практических конференций, семинаров, олимпиад, конкурсов и выставок; реализация сетевых научно-исследовательских проектов и экспедиций. Это огромный шаг вперед в продвижении изучения океана российскими учеными. Примечательно, при подписании этого соглашения присутствовал министр науки и высшего образования России Валерий Фальков, что говорит о значимости создаваемого консорциума для российской науки.

Учитывая опыт университетов, планируется, что вузы не только сформируют современную и эффективную систему подготовки квалифицированных кадров для выполнения задач социально-экономического развития России, а также создадут научно-исследовательский и образовательный кластер мирового уровня в области изучения Мирового океана и прибрежных зон. Отметим, что исследования Мирового океана и климата являются одними из основных научных направлений в мире. К примеру, Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2021-2031 годы Десятилетием ООН, посвященным науке об океане в интересах устойчивого развития. Таким образом, ООН поддержала инициативу Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО «Океан, который нам нужен, для будущего, которого мы хотим».

Напомним, что ученые Дальневосточного федерального университета в конце октября первыми представили доклад о причинах глобального ЧП, произошедшего на берегах Камчатки в прошлом месяце — чтобы провести независимое комплексное исследование, была сформирована и направлена на место команда ученых, специализирующихся в различных областях изучения Мирового океана. ДВФУ как ведущий научный центр в области изучения моря и его обитателей подключился к исследованию загрязнения акватории Камчатки по приглашению губернатора региона Владимира Солодова. По результатам проведенного исследования на Ученом совете университета был представлен научный доклад, объясняющий причины произошедшего.

Никита Анисимов, ректор ДВФУ специально для НОП:

Исследования Мирового океана - один из основных приоритетов работы нашего университета. Для работы в этой сфере у нас есть все необходимое: и прямой доступ к океану, и междисциплинарная команда исследователей, работающая в коммуникации с институтами РАН. Я убежден, что исследования в приоритетных направления развития отечественное науки (зафиксированных, кстати, в СНТР) – это общее дело, к которому должны быть причастны ученые разных университетов. Совместная работа с коллегами из Калининграда и Севастополя позволит нам шире взглянуть на вопросы освоения Мирового океана и развернуть научно-образовательную программу, заметную не только в российском, но и в мировом масштабе.