Forwarded from Русский research
Исследовательский университет: строить или симулировать
На форуме «Университеты 2030» много говорили о том, что же должен делать вуз в первую очередь: учить, заниматься наукой или вообще нечто третье. Позволю себе несколько комментариев.
1. Нагрузка преподавателей. Думаю, можно было расходиться сразу после этой фразы Валерия Фалькова:
— Университет не может развиваться при нагрузке преподавателей по 500-600 часов <....> Преподавателям, задавленным обычной нагрузкой, некогда заниматься наукой и студентами.
Во-первых, хорошо, что это хотя бы прозвучало. Что бы мы ни пытались изобрести, реализовываться это будет силами рядовых преподавателей, у которых никто не спешит уменьшать голосовую нагрузку.
Во-вторых, даже эта оценка министра весьма оптимистична. Во многих вузах доцентские ставки подразумевают нагрузку 800-900 часов в год (и больше), а на 500-600 часов могут рассчитывать лишь профессора. Качественное преподавание в объёме 2-3 пар в день и наука совместимы лишь ценой дикой переработки.
2. Что делать слабым вузам? Почти все участники первой панельной дискуссии в один голос говорили о важности сильной науки для хорошего университета, сильных выпускников для хорошей науки и так далее в любых сочетаниях.
Но за этими рассуждения маячила тень несформулированного вопроса: а что делать вузам, в которых прямо сейчас и наука, и качество образования посредственные?
Не подталкиваем ли мы слабые вузы к тому, чтобы в первую очередь бросить силы на симуляцию науки? Это же очень соблазнительный путь, учитывая возможные бонусы в рамках различных программ развития и лёгкость покупки публикаций в Scopus. Ведь улучшение качества подготовки студентов всё равно никто не проверит: как справедливо отметили в той же дискуссии, у нас даже нет нормальной статистики по трудоустройству выпускников.
Хорошо рассуждать о симбиозе академической науки и образования, имея бюджеты и возможности ВШЭ или РАНХиГС. Но, на мой взгляд, в таких рассуждениях всегда слышен некоторый снобизм. А вопрос "за что же хвататься вузам второго эшелона" остаётся скорее без ответа.
3. Искусство заголовка. В общем ключе на предыдущий вопрос попытался ответить президент РАН Сергеев, вспомнив о ряде новых инициатив: НОЦ, ПСАЛ и создание консорциумов. Сама идея, так или иначе, обсуждается давно и заключается в попытке запустить взаимовыгодное сотрудничество научных институтов, вузов и промышленных предприятий.
Из этой понятной мысли ТАСС умудрился сделать горячую новость с заголовком "Глава РАН предложил объединять вузы и НИИ, чтобы решить проблему нехватки финансирования". Хотя такой фразы вообще не звучало, а речь шла об объединении усилий, а не юридических лиц. Видно, что журналист глубоко не в теме и, тем более, не знаком с весьма жёсткой позицией РАН по поводу насильного объединения вузов и НИИ.
Для желающих ознакомиться поподробнее прикладываю ссылки:
Видеозапись целиком
Здесь и далее — краткое изложение тезисов от НОП
На форуме «Университеты 2030» много говорили о том, что же должен делать вуз в первую очередь: учить, заниматься наукой или вообще нечто третье. Позволю себе несколько комментариев.
1. Нагрузка преподавателей. Думаю, можно было расходиться сразу после этой фразы Валерия Фалькова:
— Университет не может развиваться при нагрузке преподавателей по 500-600 часов <....> Преподавателям, задавленным обычной нагрузкой, некогда заниматься наукой и студентами.
Во-первых, хорошо, что это хотя бы прозвучало. Что бы мы ни пытались изобрести, реализовываться это будет силами рядовых преподавателей, у которых никто не спешит уменьшать голосовую нагрузку.
Во-вторых, даже эта оценка министра весьма оптимистична. Во многих вузах доцентские ставки подразумевают нагрузку 800-900 часов в год (и больше), а на 500-600 часов могут рассчитывать лишь профессора. Качественное преподавание в объёме 2-3 пар в день и наука совместимы лишь ценой дикой переработки.
2. Что делать слабым вузам? Почти все участники первой панельной дискуссии в один голос говорили о важности сильной науки для хорошего университета, сильных выпускников для хорошей науки и так далее в любых сочетаниях.
Но за этими рассуждения маячила тень несформулированного вопроса: а что делать вузам, в которых прямо сейчас и наука, и качество образования посредственные?
Не подталкиваем ли мы слабые вузы к тому, чтобы в первую очередь бросить силы на симуляцию науки? Это же очень соблазнительный путь, учитывая возможные бонусы в рамках различных программ развития и лёгкость покупки публикаций в Scopus. Ведь улучшение качества подготовки студентов всё равно никто не проверит: как справедливо отметили в той же дискуссии, у нас даже нет нормальной статистики по трудоустройству выпускников.
Хорошо рассуждать о симбиозе академической науки и образования, имея бюджеты и возможности ВШЭ или РАНХиГС. Но, на мой взгляд, в таких рассуждениях всегда слышен некоторый снобизм. А вопрос "за что же хвататься вузам второго эшелона" остаётся скорее без ответа.
3. Искусство заголовка. В общем ключе на предыдущий вопрос попытался ответить президент РАН Сергеев, вспомнив о ряде новых инициатив: НОЦ, ПСАЛ и создание консорциумов. Сама идея, так или иначе, обсуждается давно и заключается в попытке запустить взаимовыгодное сотрудничество научных институтов, вузов и промышленных предприятий.
Из этой понятной мысли ТАСС умудрился сделать горячую новость с заголовком "Глава РАН предложил объединять вузы и НИИ, чтобы решить проблему нехватки финансирования". Хотя такой фразы вообще не звучало, а речь шла об объединении усилий, а не юридических лиц. Видно, что журналист глубоко не в теме и, тем более, не знаком с весьма жёсткой позицией РАН по поводу насильного объединения вузов и НИИ.
Для желающих ознакомиться поподробнее прикладываю ссылки:
Видеозапись целиком
Здесь и далее — краткое изложение тезисов от НОП
Telegram
Минобрнауки России
⚡️Министр Фальков: «Университет не может развиваться при нагрузке преподавателей по 500-600 часов. Необходима грамотная, разумная работа в части трансформации образовательного процесса. Преподавателям, задавленным обычной нагрузкой, некогда заниматься наукой…
Forwarded from Валерия Касамара
По итогам пленарного заседания в рамках форума “УНИВЕРСИТЕТЫ 2030: НАУКА - КОМПЕТЕНЦИИ - МОЛОДЕЖЬ”, стало очевидно единство мнений в отношении вызовов системы российского высшего образования - все они, тем или иным образом, лежат в плоскости развития “третьей миссии” университета.
Так, министр науки и высшего образования Валерий Фальков обратил внимание всех участников форума на взаимодействие вуза и региона: “Я хочу обратить внимание присутствующих, что для многих университетов и территорий пока не является аксиомой или нормой в мышлении то, что университет - это драйвер развития территорий, и даже более того, - институт трансформации регионов. Хочу обратиться к ректорам, их командам и коллективам университетов - для того, чтобы стать такими, надо себя мыслить таким образом. Всё-таки пока многие вузы живут в другой логике. Все главы регионов “в один голос” озвучивают свои ожидания, что университеты будут центрами культурной и социальной жизни. И выделю ещё один приоритет для вузов - это умение стать интересным для молодежи.”
Таким образом, министр обращает внимание на одно из ключевых направлений “третьей миссии”, связанное как с развитием территорий, - в этом смысле университеты не должны бояться брать на себя функцию региональных think tanks, - так и с взаимоинтеграцией по общественному, культурному направлению, а также по вектору студенческого спорта.
Еще об одном направлении говорил президент РАН Александр Сергеев, он так прокомментировал своё видение приоритетов в работе вузов: “Я бы на первое место поставил следующий приоритет: университеты, прежде всего, должны хорошо готовить кадры для наших квалицированных, научных, высокотехнологичных работодателей. Во всем мире основной задачей университетов, и в международных рейтингах, первым номером идёт то, насколько выпускники востребованы. Вопрос в том, что с ними происходит дальше, после выпуска. <..>
Оказалось, что статистики по трудоустройству выпускников у нас в стране нет. <..>
Нужно таким образом организовать взаимодействие университета с работодателем и регионом, чтобы пошла “самораскрутка”. То есть понимание позитивного эффекта для каждой из сторон”.
Одним из основополагающих направлений качественной реализации “третьей миссии” является переформатирование Центров карьеры. Новая модель Центров карьеры университетов - проект, предложенный нашей командой в рамках конкурса АСИ “Сильные идеи для нового времени”. Новая модель позволяет вузам перейти в партнёрские отношения со студентами и стать полноценными операторами их карьерного развития для успешной реализации на рынке труда.
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов: “Университеты должны развивать себя как центры социальной и культурной жизни своих городов. Это не просто заявление, это значит, что вузы должны открываться своему городу, читать лекции и приглашать в свои аудитории людей безотносительно к тому, заплатили они или нет, сдали вступительные экзамены или нет. Университетам пора из башни из слоновой кости превращаться в крупную социальную площадку. Даже в столице университеты могут стать хабами сосредоточения социальной жизни, и тем более они могут стать такими в регионах”.
Так, министр науки и высшего образования Валерий Фальков обратил внимание всех участников форума на взаимодействие вуза и региона: “Я хочу обратить внимание присутствующих, что для многих университетов и территорий пока не является аксиомой или нормой в мышлении то, что университет - это драйвер развития территорий, и даже более того, - институт трансформации регионов. Хочу обратиться к ректорам, их командам и коллективам университетов - для того, чтобы стать такими, надо себя мыслить таким образом. Всё-таки пока многие вузы живут в другой логике. Все главы регионов “в один голос” озвучивают свои ожидания, что университеты будут центрами культурной и социальной жизни. И выделю ещё один приоритет для вузов - это умение стать интересным для молодежи.”
Таким образом, министр обращает внимание на одно из ключевых направлений “третьей миссии”, связанное как с развитием территорий, - в этом смысле университеты не должны бояться брать на себя функцию региональных think tanks, - так и с взаимоинтеграцией по общественному, культурному направлению, а также по вектору студенческого спорта.
Еще об одном направлении говорил президент РАН Александр Сергеев, он так прокомментировал своё видение приоритетов в работе вузов: “Я бы на первое место поставил следующий приоритет: университеты, прежде всего, должны хорошо готовить кадры для наших квалицированных, научных, высокотехнологичных работодателей. Во всем мире основной задачей университетов, и в международных рейтингах, первым номером идёт то, насколько выпускники востребованы. Вопрос в том, что с ними происходит дальше, после выпуска. <..>
Оказалось, что статистики по трудоустройству выпускников у нас в стране нет. <..>
Нужно таким образом организовать взаимодействие университета с работодателем и регионом, чтобы пошла “самораскрутка”. То есть понимание позитивного эффекта для каждой из сторон”.
Одним из основополагающих направлений качественной реализации “третьей миссии” является переформатирование Центров карьеры. Новая модель Центров карьеры университетов - проект, предложенный нашей командой в рамках конкурса АСИ “Сильные идеи для нового времени”. Новая модель позволяет вузам перейти в партнёрские отношения со студентами и стать полноценными операторами их карьерного развития для успешной реализации на рынке труда.
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов: “Университеты должны развивать себя как центры социальной и культурной жизни своих городов. Это не просто заявление, это значит, что вузы должны открываться своему городу, читать лекции и приглашать в свои аудитории людей безотносительно к тому, заплатили они или нет, сдали вступительные экзамены или нет. Университетам пора из башни из слоновой кости превращаться в крупную социальную площадку. Даже в столице университеты могут стать хабами сосредоточения социальной жизни, и тем более они могут стать такими в регионах”.
Forwarded from ЕЖ
Самый большой вызов, с которым в дальнейшем придется столкнуться университетам, — это образовательные программы крупных корпораций, которые помогают людям находить работу, не имея университетских дипломов, а принимая сертификаты, выдаваемые компанией после прохождения коротких образовательных программ,- Легойда.
Forwarded from Теперь живите с этим
В кабинете директора Ядерного центра ВНИИТФ генерала Ломинского однажды раздался телефонный звонок:
— Георгий Павлович, на железнодорожной станции в Челябинске произошел мощный взрыв. Не ваш ли груз взорвался в вагоне?
— Челябинск цел?
— Цел.
— Значит, не наш
— Георгий Павлович, на железнодорожной станции в Челябинске произошел мощный взрыв. Не ваш ли груз взорвался в вагоне?
— Челябинск цел?
— Цел.
— Значит, не наш
Форум в Нижнем.Смысл первый
Министр Фальков, Президент РАН Сергеев, Губернатор Никитин:
"Минобрнауки-РАН-Регион". Пока многие коллеги "запрягают", в Нижнем Новгороде дан мощный сигнал системе высшего образования и губернаторскому лидерству.
1. Ректоры, время закончить рефлексию по сложностям диалога с академической наукой. Кто не сможет/не захочет - останется позади.
2. Главы регионов, в ваших (ВАШИХ) персональных силах (и KPI) - залог успешности диалога "вуз-наука-бизнес". Кто не успеет, тот опоздает.
#НОПзнает
Министр Фальков, Президент РАН Сергеев, Губернатор Никитин:
"Минобрнауки-РАН-Регион". Пока многие коллеги "запрягают", в Нижнем Новгороде дан мощный сигнал системе высшего образования и губернаторскому лидерству.
1. Ректоры, время закончить рефлексию по сложностям диалога с академической наукой. Кто не сможет/не захочет - останется позади.
2. Главы регионов, в ваших (ВАШИХ) персональных силах (и KPI) - залог успешности диалога "вуз-наука-бизнес". Кто не успеет, тот опоздает.
#НОПзнает
Форум в Нижнем. Смысл второй
Нет для укрепления лидерства России (включая и вопросы безопасности) на мировой арене более верного пути, чем синергия командной работы триады "Минобрнауки/РАН (идеологическая, организационная и мотивационная роли) - Университетов (главная площадка диалога и роста экономики города/региона/страны) - Глав регионов (роль "режиссера" в диалоге элит, укрепление коммуникации с промышленностью, "связка" смыслов с работой по линии Госсовета РФ и в целом по "треку" задач внутренней политики).
#НОПзнает
Нет для укрепления лидерства России (включая и вопросы безопасности) на мировой арене более верного пути, чем синергия командной работы триады "Минобрнауки/РАН (идеологическая, организационная и мотивационная роли) - Университетов (главная площадка диалога и роста экономики города/региона/страны) - Глав регионов (роль "режиссера" в диалоге элит, укрепление коммуникации с промышленностью, "связка" смыслов с работой по линии Госсовета РФ и в целом по "треку" задач внутренней политики).
#НОПзнает
Форум в Нижнем. Смысл третий
Университеты в своей массе (и речь о вузах самой разной подведомственности) сегодня остро нуждатся не только в смысловых ориентрах, но и в диалоге по вектору программ развития. Проект ПСАЛ сформулировал ровно столько новых вопросов, на сколько дал ответы. Без всякого сомнения, ответы на эти вопросы нужно искать публично, в самом тесном диалоге с главными центрами компетенций университетского управления - такими, как НИУ ВШЭ и РАНХиНС, а также ключевыми агрегаторами обратной связи от вузовского сообщества и экспертных позиций: МШУ "Сколково", НОП, Ассоциацией "Глобальные университеты" и т.д.
#НОПзнает
Университеты в своей массе (и речь о вузах самой разной подведомственности) сегодня остро нуждатся не только в смысловых ориентрах, но и в диалоге по вектору программ развития. Проект ПСАЛ сформулировал ровно столько новых вопросов, на сколько дал ответы. Без всякого сомнения, ответы на эти вопросы нужно искать публично, в самом тесном диалоге с главными центрами компетенций университетского управления - такими, как НИУ ВШЭ и РАНХиНС, а также ключевыми агрегаторами обратной связи от вузовского сообщества и экспертных позиций: МШУ "Сколково", НОП, Ассоциацией "Глобальные университеты" и т.д.
#НОПзнает
Форум в Нижнем. Смысл четвертый
Период пандемии резко сократил количество и качество очных ректорских коммуникаций. Именно в рамках "живых" встреч (в том числе, в "кулуарной" их части) происходит "сверка часов" между представителями университетской элиты, обсуждение общих для сферы проблем и поиск эффективных решений.
#НОПзнает
Период пандемии резко сократил количество и качество очных ректорских коммуникаций. Именно в рамках "живых" встреч (в том числе, в "кулуарной" их части) происходит "сверка часов" между представителями университетской элиты, обсуждение общих для сферы проблем и поиск эффективных решений.
#НОПзнает
Форум в Нижнем. Смысл десятый
Формирование новых компетенций через инструменты (пере)обучения взрослых на базе университетов - важный приоритет в работе Минобрнауки РФ и глав регионов России. Дополнительное образование - это площадка, на которой профессиональные компетенции рождаются в тесном союзе университетов, бизнес-сообщества и губернаторских команд.
#НОПзнает
Формирование новых компетенций через инструменты (пере)обучения взрослых на базе университетов - важный приоритет в работе Минобрнауки РФ и глав регионов России. Дополнительное образование - это площадка, на которой профессиональные компетенции рождаются в тесном союзе университетов, бизнес-сообщества и губернаторских команд.
#НОПзнает
Forwarded from НОП. Научно-образовательная политика
Форум в Нижнем. Смысл особый
В сфере научно-образовательной политики для достижения успеха (любого) очень важен фактор коммуникации. Для тех, кто хочет договориться - нужно всего лишь начать разговаривать: искренне, с энтузиазмом, с верой в успех.
И - работать, работать, работать.
Всё получится.
#сНОПзнаемИверим
В сфере научно-образовательной политики для достижения успеха (любого) очень важен фактор коммуникации. Для тех, кто хочет договориться - нужно всего лишь начать разговаривать: искренне, с энтузиазмом, с верой в успех.
И - работать, работать, работать.
Всё получится.
#сНОПзнаемИверим