НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Томский политех – Приоритет и приоритеты (1/2)

Дмитрий Седнев – новый и.о. ректора Томского политехнического университета – выходец из самого ТПУ. В своем программном интервью он поставил ключевую задачу на ближайшее время:

«Мы не собираемся ничего ломать – надеемся на плавную диверсификацию модели. Амбиции на новые образовательные форматы сейчас отражаем в заявке на «Приоритет 2030». Одна из стратегических ставок в ней делается как раз на новое инженерное образование.
<…>

Говоря о разных форматах образования, мы понимаем: от концепции Life-long learning (обучение в течение всей жизни) никуда не деться. Допобразование, переподготовка, смена профессии в течение карьеры – неотъемлемый шаг, без которого мы не сможем сделать дальнейшую интеграцию с промышленностью.

Мы уже сейчас работаем с индустриальными партнерами по трансформации образовательных блоков в части индивидуальной донастройки – чтобы специалист, минимально выпадая из производственного процесса, донаращивал именно те навыки, в которых проваливается индивидуально он. Готовим к запуску систему диагностики компетенций для специалистов».

«Научно-образовательная политика попросила нового главу Томского политех подробнее рассказать о стратегии развития вуза, а также его преимуществах в рамках «Приоритета-2030».

Дмитрий Седнев, и.о. ректора ТПУ, о программе «Приоритет 2030» специально для НОП:

Томский политех идет в программу «Приоритет 2030» как исследовательский университет. Наука – это то, что сделало имя ТПУ. Да, у нас много примеров разработок, направленных на решение конкретных производственных задач. Более того ТПУ – один из лидеров в стране по объемам НИОКР для промышленности, мы привлекаем порядка 2 млрд рублей в год. Но в основе всегда лежат результаты поисковых исследований.

Экономика новой энергии
В своей стратегии развития Томский политех делает исследовательскую ставку на новую энергию. Речь идет и о новых источниках энергии, и о новых подходах к работе с существующими. Здесь мы видим три уровня. На первом находится так называемая традиционная энергетика, для которой главные источники энергии – нефть и газ. Мы сконцентрируемся на решениях для расширения ресурсной базы, в первую очередь за счет развития технологий добычи трудноизвлекаемых запасов, и одновременном повышении эффективности нефтегазовой отрасли в условиях цифровизации и жесткого мирового тренда на снижение углеродного следа.

Второй уровень – это перспективные источники энергии, в первую очередь, атомная энергия. Здесь мы нацелены на работу в пилотных проектах отрасли на всех стадиях жизненного цикла ядерных технологий – от фабрикации топлива до вывода атомных объектов из эксплуатации.

Третий уровень – это фронтирная энергетика. Томский политех делает ставку на водород. В ТПУ водородными технологиями занимаются больше 40 лет, и сейчас в университете по водородной тематике работают больше 150 ученых и инженеров. У нас есть наработки по всем направлениям — от получения водорода до его использования. Но самое главное – мы понимаем, что такую амбициозную задачу, как развитие в стране рынка водородных технологий, нельзя решить в одиночку. Никому.

Поэтому Томский политех выступил одним из инициаторов создания российского консорциума по этой теме – Консорциум водородных технологий. Он распределенный, и сейчас в него входят уже более 20 вузов и институтов РАН, 16 компаний. Глобальная цель его работы — это как раз объединение усилий ключевых игроков для формирования в стране нового водородного рынка.

Мы видим в такой стратегии «на объединение» большой потенциал. И по всем трем уровням нашей исследовательской ставки мы планируем работать в формате консорциумов с другими вузами, Российской академией наук и индустрией.
Томский политех – Приоритет и приоритеты (2/2)

Дмитрий Седнев, и.о. ректора Томского политехнического университета, о программе «Приоритет 2030» специально для НОП:

Третья миссия – инженерия здоровья
Своей третьей миссией мы видим вклад томской науки в здоровье людей. Мы готовы вместе с коллегами сформировать в регионе центр, который позволит осуществлять высокотехнологичную медицинскую помощь на основе разработок, рождающихся в Томске. Для этого у нас есть наука, а это фундаментальные исследования, конкретные разработки и уникальная исследовательская инфраструктуру в виде исследовательского реактора и линейки ускорительной техники, специалисты и лечебные учреждения, готовые к сотрудничеству.

Мы уже сильны в сфере ядерной медицины, кардиологии, цифровых технологий для здравоохранения. Следящим шагом будет формирование инфраструктуры для трансфера разработок до конкретных пациентов.

Инженеры по-новому
Наша амбиция – стать национальным центром развития инженерного образования, где будут апробироваться новые модели подготовки инженеров для дальнейшего тиражирования по стране.

Для себя мы будем стремиться к мультимодельному образованию. Такой подход практически не встречается в России, при этом мировой опыт доказывает его эффективность. Смысл мультимодельности в том, что студент может выбрать для себя модель, которая ему больше подходит: обучение по модулям, сокращенные или удлиненные образовательные треки, проектное образование и так далее. Это вовсе не значит, что завтра мы внутри ТПУ все перестроим и поставим глобальный эксперимент. Это значит, что мы будем постепенно, осознанно осваивать разные модели.

Командный игрок
Томский политех готовит специалистов, умеющих играть в команде и за команду. Мы точно знаем, что партнерство открывает новые возможности.

Поэтому в стратегию развития вуза мы закладываем тренд на партнерство, на командную работу. Когда мы говорим о своих ставках, то понимаем, что идем в амбициозные проекты не в одиночку, а с Томским консорциумом научно-образовательных и научных организаций.

Вместе мы сможем многое.
Плавучие университеты» всё активнее изучают Арктику

Проекты «Плавучий университет», основанные на принципе «Обучение через исследования» получают всё большее распространение в нашей стране и всё активнее изучают арктическое пространство.
Первый научно-образовательный рейс в России был организован МГУ в 1991 году. Объектом исследования было Чёрное и Средиземное море. С конца 1990-х заметно увеличилось количество экспедиций и расширился ареал исследований. Помимо Чёрного моря плавучие университеты изучали Балтику, Каспий, Байкал, Волгу, Лену.
Последние годы плавучие университеты переживают новый этап развития и всё активнее осваивают северные моря. По словам руководителя Ассоциации плавучих университетов России Александра Милкуса в этом году при поддержке Минобрнауки, региональных властей и партнёров из различных сфер планировалось организовать сразу три большие экспедиции для изучения Арктики.
1 июля завершился десятый юбилейный рейс "Арктического плавучего университета" САФУ. Его участники посетили Новую Землю и Землю Франца-Иосифа. В экспедиции участвовали более 50 студентов, преподавателей, учёных из 15 российских научных и образовательных организаций.
В июле – августе планировался рейс в Карское море плавучего университета МФТИ и Института океанологии РАН им. П.П.Ширшова и в Баренцево море плавучего университета МГУ им. М.В. Ломоносова.
За рубежом, в частности в Норвегии, такого рода проекты не развиваются. Считается, что это очень «дорогое удовольствие». По мнению ряда экспертов плавучие университеты в северных морях решают не только научно-образовательные задачи, но и выполняют важную миссию - продвижение России в Арктике. Таким образом мировому сообществу транслируется месседж о том, что страна нацелена на мирное освоение арктического пространства.
Нужно отделять мух от котлет, а операционную головную боль уважаемых госслужащих – от стратегических целей правительства.

Коллеги из Научной Изнанки правы в том, что громкие заявления чувствительны для заметной части сообщества – особенно профессионального. В таких вопросах нужно нежнее.

Кроме этого, бывает так, что позиция лидеров мнений отличается от позиции учредителя тех самых вузов, упоминание о которых РИА Новости хайпово вставило в заголовок новости.

Но точно ли это «футуристический бред», как отмечено в посте коллег?

Если да, стоит задуматься, почему вопрос появления специалистов по будущему (футурологов) на полном серьёзе занимает головы целого ряда руководителей в Администрации Президента и Правительства России. Например, первого вице-премьера – тут информация 100% достоверна.

А еще о важности футурологии не раз говорил зампредседателя Совбеза РФ Дмитрий Медведев.

Да и грамотно подговленный футуролог – это штучный специалист, владеющий широким спектром предиктивных методик, в том числе количественных. Это и data scientist и однозначно квалифицированный digital-специалист. Такие кадры крайне востребованы экономикой, по ним есть очевидный и мощный кадровый голод.

В общем, неплохая тема для дискуссии.

https://news.1rj.ru/str/nauchnaya_iznanka/495
Forwarded from Приоритет 2030
Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Елена Дружинина провела вебинар на тему: «Приоритет 2030. Молодежная политика в программе развития университетов».

В ходе вебинара она подчеркнула значимость взаимодействия вузов со студентами и необходимость формирования информационно-коммуникационной среды. От этого зависит не только успешность образовательного учреждения, но и реализация национальных проектов страны.

👉 С подробностями вебинара, а также видеозаписью можно ознакомиться на официальном сайте программы по ссылке.
Skillbox цифровых компетенций

РТУ МИРЭА заключил соглашение о сотрудничестве с образовательной платформой Skillbox. Взаимодействие будет реализовываться на базе Центра ускоренной подготовки специалистов в области информационных технологий.
Основная цель соглашения — совместная подготовка кадров для развития цифровой экономики страны.

В ближайшее время стороны планируют разработать и реализовать совместные учебные программы смешанных форматов обучения для углубления теоретических и практических знаний.

Skillbox планирует привнести больше интересных бизнес-кейсов в рамках сотрудничества, чтобы наладить взаимодействие вуза с реальным сектором экономики. Данная коллаборация будет способствовать сближению практико-ориентированного и научно-технического образования.

Станислав Кудж, ректор РТУ МИРЭА для НОП:

«Необходимость организации эффективной работы системы образования в условиях осложнённой эпидемиологической ситуации многократно повысила актуальность вопросов применения технологий онлайн-образования.

Цифровая трансформация экономики, общества, бизнеса и государственных структур формирует новые требования к системе высшего образования, к уровням подготовки и компетенциям всех специалистов, как в сфере информационных и цифровых технологий, так и в остальных, непосредственно не связанных с ними областях.

РТУ МИРЭА безусловно заинтересован в обмене опытом организации обучения и в обеспечении дополнительных возможностей профессионального становления студентов совместно с лидером в сфере отечественного онлайн образования – ООО «Скилбокс», организатором и руководителем которого к тому же является выпускник Университета.

Формирующееся сочетание нашего опыта и мобильности, ресурсов и кадрового потенциала, инновационности и традиций открывает новые возможности решения фундаментальной задачи – подготовки кадров для цифровой экономики Российской Федерации».
Министр образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области Ольга Петрова первой из профильных региональных чиновников завела свой телеграм-канал.

Менее чем за сутки на него подписалось более 250 человек, и это только начало.

Ольга - эксперт в управлении вузом, и знает нашу сферу изнутри. Тем интереснее будет в НОП-сегменте телеграма.

И отдельно круто, что телеграм- дискуссия (в т.ч., по молодёжной политике) становится всё глубже и представительнее.

Министры и директора департаментов региональных правительств, ждём ваших каналов в Telegram!

Поверьте, ваш шеф, коллеги и окружение одобрят.

https://news.1rj.ru/str/OlgaPetrovaNN/4
С 5 по 10 августа на «Архипелаге-2121» мы делаем более 10 смысловых сессий, расскажем о двух.

Первая – «Университеты – переупаковка миссии». Мы назвали это «Баттл в поисках смысла». Позвали ректоров, которые активно включены в реализацию проектов по линии Минобрнауки, Администрации Президента, АСИ.

Вот их мы в хорошем смысле будем пытать по линиям распаковки университета: это и третья миссия, это и вуз как точка, где появляется хорошая наука.

Университет как площадка, откуда идёт рост самого региона - тут послушаем их мнения, изучим кейсы, с которыми они идут вперёд.

Второе мероприятие – открытый разговор «Университет – центр умного развития регионов». Подключаем губернаторов с ректорами ведущих вузов их регионов.

В таких классных «двойках», которые отвечают за развитие региона через новые кадры, через коллаборацию науки, высшего образования, бизнеса и власти, мы будем вести дискуссии. «Поскребём» их, узнаем, как они совершают научно-технологический прорыв у себя дома.

Программа Архипелага 2121
Дальневосточное экологическое знание

Молодежный форум «Новое Знание: Экология» открылся в Дальневосточном федеральном университете 23 июля. Мероприятие проводит Российское общество «Знание» в рамках проекта «Умные недели» при поддержке ДВФУ и Дальневосточного отделения Российской академии наук.

В трёхдневном форуме участвуют старшеклассники приморских школ и студенты, ученые, эко-активисты, руководители компаний и общественных организаций, представители Правительства Приморского края и администрации Владивостока.

Среди обсуждаемых тем: сохранение биологического разнообразия Земли, борьба с экологическими проблемами, осознанное потребление, обращение с отходами, волонтерство и профессиональное развитие в области экологии. Также в программе: квиз «Экология Дальнего Востока», воркшоп по созданию эко-сумок, высадка деревьев, дискуссии, лекции и командные игры.

В ходе форума представители профильных ведомств региона примут участие в дискуссии «Экологичное будущее Приморского края», генеральный директор Success Rockets Олег Мансуров прочитает лекцию «Устойчивое развитие в части экологии и климата», генеральный директор «ООО ЭкоЦентр» Александр Гапонов расскажет о системе обращения с отходами в России, руководитель отдела развития проектов Всероссийского общества охраны природы, координатор федерального экопроекта «Разделяй и умножай» Наталья Борисова прочитает лекцию об осознанном потреблении. Ученые приморских вузов выступят на темы коллаборации науки, бизнеса и образования, загрязнении морских экосистем, лесных ресурсов Дальнего Востока и другие.

Максим Древаль, генеральный директор Российского общества «Знание»:

«Цель нашего проекта «Умные недели» — создать пространство для получения новых знаний. Мы собираем вместе ученых-экологов, бизнес, государственных деятелей — авторитетных спикеров, которые делятся своими знаниями с молодежной аудиторией для решения проблем экологии в будущем».

Алексей Кошель, исполняющий обязанности ректора ДВФУ для НОП:

«ДВФУ выступает ведущим центром просветительской деятельности на Дальнем Востоке России и площадкой для обсуждения и выработки решений по самым актуальным вопросам современности. Уверен, что экологический форум, проводимый совместно с обществом «Знание», будет способствовать формированию у молодежи навыков бережного отношения к окружающему миру и вовлечению в решение экологических проблем».

Олег Мансуров, генеральный директор Success Rockets для НОП:

«Общение с молодёжью на форуме явно показало, насколько велик запрос у нового поколения на чистый воздух и воду, сохранение биоразнообразия и ресурсосбережение. При этом большинство участников видит решение этих вопросов в применении новых технологий от социальных до космических.

Спасибо Российскому Обществу «Знание» и ДВФУ за организацию и продвижение среди молодежи региона экологической и климатической повестки».
Уже в 10:00 участники Форсайта «100-летний горизонт» представят прогнозы, а также практические предложения, которые будут учтены технологическими командами при доработке проектов и продуктов на следующем этапе Архипелага. Также эксперты презентуют 15 тезисов о будущем: вызовы, тренды и сценарии ключевых изменений. Подключайтесь прямо сейчас!

Форсайт «100-летний горизонт» проходил с 21 по 27 июля на первом этапе Архипелага 2121. Участники попробовали:
найти ответ на центральный вопрос интенсива: «как мы и наши дети проживем следующие 100 лет?»,
увидеть, какие системные решения позволяют человечеству преодолеть вызовы 21 века и пройти в процветающее будущее,
определить возможные ключевые ставки России на следующие 30 лет и перспективные ходы для формирования опережающей научно-технологической, социальной, макрополитической и экологической повестки.

Пакет решений включает предложения для ключевых стейкхолдеров, реализующих технологическую и социальную повестку в стране:
🔷 климатический вызов и энергопереход,
🔷 научно-технологические приоритеты и развитие высшего образования,
🔷 новые рынки, технологический бизнес,
🔷 стратегические приоритеты широкой повестки общественного развития, развития городов и регионов.

Не пропустите трансляцию!
В Телеграме появился и активно обсуждается список из 42 (на самом деле – 53) паспортов инициатив социально-экономического развития РФ. Это те самые будущие практические составляющие создаваемой сейчас профильной Стратегии СЭР.

Четко видны все три ключевые ветви прорыва: наука, кадры, цифра.

Исследования и разработки активно включены в цели и задачи проектов. Всего Минобрнауки (читаем: МОН, вузы, НИИ и РАН) – включено в 16 проектов, причем в 7 из них ведомство участвует совместно с Минпросвещения. А то участвует еще в 2 проектах.

В двух инициативах Минобрнауки является головным исполнителем: №14. «Платформа университетского технологического предпринимательства» и №15. «Передовые инженерные школы», где первые роли готовится играть ТПУ.

Во многиех проектах Минобрнауки присутствует в качестве участника, но лишь потому, что головное ведомство в каждом проекте должно быть одно. Особенно примечательны проекты по аграрной и медицинкой науке, а также по фундаменту цифровой трансформации.

Полный список проектов