НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
О миграции ответственности

Проблема, к сожалению, ещё более глубока и системна, Владимир Романович.

Очевидно, что ситуация, описанная Мариной Ахмедовой @Marinaslovo довольно типична. Члены редакции НОП, проживающие за МКАД, регулярно лично наблюдают очень тревожные картины в школах и около них. Если говорить о московской агломерации, то в районах с относительно недорогой недвижимостью (Новая Москва, пригороды) проблемы этнического характера – это ежедневная реальность не просто каждой школы, а почти каждого класса.

Только ли миграционная политика виновата в том, что дети зачастую в прямом и переносном смысле говорят на разных языках, конфликтуют на этой почве, скатываясь даже к преступлениям?

Конечно, не только в ней проблема.

Работа с с многонациональным и многоконфессиональным контингентом учащихся российских школ с каждым годом всё больше становится важной приоритетной задачей не только для местных властей и органов образования/просвещения.

Редакции НОП представляется, что корень проблем и даже трагедий детской коммуникации в школе лежит в традиционном чиновничьем пороке - узковедомственном мышлении.

Классическая задача менеджмента из университетского курса - "обезьяна на плечах", которую чиновники и элиты разных лагерей перекидывают друг–другу.

На наш взгляд, хоть как–то приблизиться к решению проблемы можно лишь в очень дружном и ответственном взаимодействии местных властей, Минпросвещения РФ, Минспорта, Минкультуры, Росмолодёжи (для старших классов), Минцифры, РПЦ, акторов от российских мусульман, органов миграции, депутатов всех уровней и мастей, экспертами из РДШ и обновленного общества "Знание". Конечно же, такой конгломерат должен работать единой командой с лидерами мнения в среде школьников, начиная с топ-блогеров, с ПУЛами своих СМИ.

Конечно же, речь не о бесполезных в этом случае совещаниях "больших начальников" и прочих отчётно-коллегиальных заседаниях. А о полевой ежедневной работе властей не только там, где выявлены проблемы, но и там, где тонко и есть риск социального взрыва в будущем. Огромная роль тут школьных учителей, классных руководителей, школьных психологов, их диалога с родителями. Конечно же, глав регионов и даже Центров управления регионами (ЦУРы). Но такой реально функционирующей рабочей группы нет сегодня ни в одном субъекте РФ.

Зато есть родители, взывающие к школе. Есть школа, "кивающая" на органы миграции. Есть органы миграции и правоохранительные структуры, которым невдомёк масштаб проблемы, если он за рамками уголовно-правового поля. Есть местные власти, которые плачут про отсутствие полномочий и/или выделенного бюджета.

Нельзя говорить о прорыве в педагогике, создании идеальных школ или массовых "учителях будущего" в тех школах, где имеет место буллинг или унижение детей на этнической почте. Это всё – невыполненное коллективное домашнее задание разномастных властей. А таких школ – очень немало.

Это вызов, который перед нами уже поставлен зумерами из разных регионов России и стран СНГ. И времени на раскачку в решении проблемы уже нет.

https://news.1rj.ru/str/vladimirlegoyda/5713
Forwarded from Кипящий МИФИ
Поздравляем коллег @scienpolicy с новым рубежом в 30 тысяч подписчиков.

Желаем, чтобы вы продолжали развиваться не смотря на любые перепетии и препятствия, насыщая коммуникационное пространство новыми и новыми фактами и событиями.
Пермь: научно-образовательное развитие

Научно-образовательное развитие прочно закрепилось в качестве одного из KPI губернаторов и их команд. Подтверждение этому – регулярные встречи президента с главами регионов, где те уделяют обязательное внимание развитию науки и всех компонентов образовательной системы. Так было и при разговоре главы государства Владимира Путина с губернатором Пермского края Дмитрием Махониным.

Крупные проекты регионы, как правило, интегрируют в процессы подготовки к юбилеям и памятным датам. Здесь стоит вспомнить примеры Калининградской и Нижегородской областей. Аналогично и Пермь отметит свое 300-летие в 2023 году – под эту идею подверстываются многие мероприятия.

Пермский край был в первой пилотной пятерке создания НОЦ – и монорегиональный центр «Рациональное недропользование» действительно стал стимулом к системной пересборке регионального научно-образовательного пространства.

В регионе строятся школы, но особый акцент Дмитрий Махонин сделал на специализированной школе «Фотоника». Регион получил право на создание профильного центра компетенций по данной сквозной технологии, а профильное учебное заведение – это фундамент для сквозных образовательных траекторий с перспективой привлечения молодежи в сектор НИОКР. Важно, что этот вектор реализуется совместно с индустриальным партнером – Пермской научно-производственной приборостроительной компанией. Здесь есть важное сопряжение с темами обновления приборной базы и импортозамещения в этих вопросах.

Центральным проектом является кампус мирового уровня – он изначально планируется как международный, поскольку Пермь выступает как один из центров медицинского образования с солидным притоком иностранных студентов. Отсюда и важный медакцент будущего кампуса. Именно он стал главной идеей, которую продвигал губернатор Дмитрий Махонин на встрече с президентом. Пермский край очень хочет получить свой кампус мирового уровня в рамках следующей волны отбора.

Это же выражается и в большом количестве профильных медицинских классов. Открыто пять таких в общеобразовательных школах и в планах еще 10. Вообще Пермский край выбрал путь создания профильных школ – это означает профилизацию еще на школьном этапе и максимально рано. Напомним, что в регионе действуют 4 базовых школы РАН – с фокусом на научно-иследовательский профиль.

Дмитрий Махонин вполне уверенно чувствует себя в тематике прорыва – это видно, например, в его идее сделать центр подготовки медицинских кадров для союзников России. Крайне примечательна формула обоснования – лучше готовить медиков для других стран, чем рисковать жизнями российских специалистов.

Флагманом СПО Пермского края является Авиационный техникум им. А.Д. Швецова – планируется серьезное обновление и расширение организации. Установлены тесные связи с двигателестроительными подразделениями Ростеха, а значит – есть тесная связь между работодателем и техникумом. На этом примере видна важность сразу нескольких характеристик региональных образовательных систем: тесная связь с индустриальным партнером (ясные карьерные перспективы), оборудование, экосистема для жизни (кампусы, корпуса, общежития), конкуренция на входе (конкурс 10 человек на место), реальная отдача (созданные двигатели).

Важным компонентом образования стала работа с одаренными детьми – под это открывается музыкальная школа.

Многие из представленные планов – если не вообще все – напрямую сопряжены с флагманским проектом: кампусом мирового уровня.

Вообще тема экосистемы для жизни и образования не раз всплывала в разговоре Дмитрия Махонина с президентом. «Кампусы» прозвучали не только относительно проекта мирового уровня, но и в разрезе Авиационного техникума и музыкальной школы для одаренных детей.

Важным фактором регионального научно-образовательного развития является конкуренция. Хрестоматийный пример – Томск и Новосибирск. Для Перми главный соперник – Екатеринбург.

Подробнее: http://kremlin.ru/events/president/news/67591
Прямо сейчас на ЭКСПО-2020 в Дубае в рамках тематической недели «Высокие технологии для устойчивого будущего» госкорпорации «Росатом» заместитель директора Инженерной школы ядерных технологий ТПУ – руководитель международных ядерных образовательных программ Вера Верхотурова рассказывает он новом международном образовательном проекте NEST I-graphite.

Основная его цель – объединить университеты и предприятия атомной отрасли России и ряда стран Европы для качественного повышения квалификации специалистов, занимающихся выводом из эксплуатации ядерных установок.

NEST I-graphite инициирован Росатомом и Европейским атомным агентством (ENEA). От России он уже объединил университеты – МГУ, ТПУ, МИФИ и Росатом. Также к проекту уже присоединились CIRTEN – консорциум вузов Италии, занимающихся исследовательской деятельностью в области ядерной науки и технологий, итальянская государственная компания Sogin, которая занимается выводом из эксплуатации атомных станций и обращением с радиоактивными отходами. Стать участниками планируют CEA (Франция, Комиссариат по атомной и альтернативным видам энергии), EDF (крупнейшая государственная энергогенерирующая компания Франции и крупнейшая в мире компания-оператор атомных электростанций), Кельнский университет (Германия).

Заместитель директора Инженерной школы ядерных технологий ТПУ – руководитель международных ядерных образовательных программ Вера Верхотурова, для НОП:

«В чем уникальность инициативы? Существующие образовательные модели – подготовка только в вузе или подготовка в вузе и практиках на предприятиях атомной отрасли страны – уже не отвечают глобальным вызовам. При этом в этом проекты совместно с европейскими партнерами мы пилотируем новый образовательный инструмент, объединяющий российские и зарубежные университеты и отрасль. В этом случае обучающиеся смогут получить самые передовые фундаментальные знания в каждом вузе-участнике. Кроме того, студенты приобретают практические компетенции не только на национальных ядерных установках, но и на зарубежных.

Как результат, в выигрыше все: отрасль получает высококачественных молодых специалистов, знающих не только национальные технологии, но и зарубежные. А вузы-участники могут использовать такой проект как инструмент продвижения своих ядерных образовательных программ и привлечения талантливых абитуриентов.

Практикоориентированное обучение будет включать как теоретический курс по основным направлениям обращения с РАО, так и практические занятия на уникальной действующей ядерной установке.

Эта модель отвечает стратегии ТПУ по развитию «Нового инженерного образования» в рамках программы «Приоритет-2030».

Реализация курса стартует в 2022 году. Практические занятия планируется проводить на единственном в России действующем исследовательском ядерном реакторе ТПУ. Эта мегасайнс площадка позволяет не только вести фундаментальные и прикладные научные исследования, но и проводить подготовку студентов, в том числе и иностранных граждан.
Новая аккредитационная реальность

Правительство утвердило новые правила государственной аккредитации образовательных учреждений. Они касаются не только университетов (о чем было очень много разговоров в научно-образовательном сообществе), но также школ и системы СПО. Это означает переход к новой модели.

Ключевое – аккредитация будет проводиться один раз и станет бессрочной. Аккредитации которые действует до 1 марта 2022 года (даты вступления правил в силу) – автоматически становятся бессрочными.

Представленный правила являются основным и рамочным документом, а непосредственно университеты уже в курсе, какие требования будут предъявляться к ним. Эти показатели были утверждены ранее.

На «Гайдаровском форуме-2022» руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев детально рассказал о качественно новом подходе к процессу аккредитации:
1. Бессрочный характер.
2. Регулярный мониторинг.
3. Дебюрократизация – акцент на уже представленные в различных инфосистемах данные, уменьшение количества «бумаги».
4. Риск-ориентированный подход – от функции «карать» к «выявлять и предотвращать проблемы».
5. Де-факто закрепление «права на недоработки» и некоторого зазора времени для их исправления – молниеносного лишения аккредитации больше не будет.

Также Анзор Музаев еще раз подчеркнул – и правила, и конкретные показатели разрабатывались в тесной координации с университетским сообществом (как подчинения Минобрнауки, так и правительственного с отраслевым). Это означает, что новые требования – результат консенсуса.

Правила более не распространяются на аспирантуру, та, став подлинно научной, руководствуется федеральными государственными требованиями или собственными показателями, устанавливаемыми организациями, которые имеют право на самостоятельное присуждение степень (но и здесь они не могут быть ниже ФГТ).

У Правил есть несколько важных исключений. Первое – Сколково (а значит – Сколтех), второе – Сириус (во всем его многообразии). Также особый формат может быть предусмотрен в экосистемах технологических долин (ИНТЦ).

Аккредитация проводится по образовательным программам в отношении (по формуле «или»):
1. Уровня образования.
2. Профессии или специальности.
3. Укрупненной группы.
4. Области образования.
5. Области или вида профессиональной деятельности организации.

Для получения аккредитации по программам СПО или высшего образования теперь необходим люфт всего в один год. Это, с одной стороны, упрощает работу, с другой, при открытии новых направлений придется убеждать абитуриентов, что закончат они уже аккредитованную программу.

Первоначальная аккредитация будет выдаваться по итогам выездной экспертизы за исключением ряда специфических случаев (организация создана в соответствие с международным договором, расположена за границей, реализует исключительно программы в онлайн формате).

Аккредитация проводится не с чистого листа – в ней учитываются результаты мониторингов, иных форм профессионально-экспертной оценки работы организации.

В целом, новые Правила и конкретнее – аккредитационные показатели в высшей школе – нацелены на минимизацию стресса (управленческого, документационного, кадрового) при продлении аккредитации. Руководство Рособрнадзора обещает, что мониторинг будет в максимальной степени проводиться без непосредственного вмешательства в рабочие процессы организаций.

Вместе с тем, нужно понимать – новая модель требует апробации: ближайшие пару лет будет проводиться обкатка показателей, определения требуемого уровня их выполнения и прочих аспектов. В это время возможны некоторые сбои, но Рособрнадзор и Минобрнауки солидарно выступают с тем, что они будут ликвидироваться максимально быстро и в интересах вузов.

Подробнее: новость и сами Правила.
На Гайдаровском форуме прошла дискуссия «Как привлечь и удержать профессионалов на государственной службе: чиновники будущего», в которой принял участие Олег Николаев, глава Чувашской Республики.

«Научно-образовательная политика» попросила Олега Николаева, главу Чувашской Республики, рассказать о кадровом подходе в Республике.

[Как у вас в Республике выстраивается работа с управленческим потенциалом, заинтересовано ли руководство в развитии такого республиканского трека? Может, есть какие-то поправки именно с учетом республиканского характера. Ставится ли правительством республики такая задача перед системой образования?]

«С 2020 года в Чувашии ежегодно проводится два важных конкурса, где за основу были взяты практика и опыт проведения всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России». Это республиканский конкурс «Управленческая команда», который нацелен на людей, имеющих опыт управления от трех лет и более, то есть тех, кто уже состоялся и готов дальше двигаться по пути самореализации. Второй конкурс – «Команда молодых лидеров», охватывающий молодых людей, не имеющих управленческого опыта, в том числе выпускников вузов и ссузов, которые ищут себя.

За 2 года в конкурсе «Управленческая команда» приняло участие 944 человека. В результате пять человек были включены в резерв управленческих кадров, четыре – назначены на управленческие должности (среди них трое – на должности заместителей министра, один стал главой администрации города, один – директором подведомственного учреждения).

В течение 2021 года в Чувашии централизованы функции по ведению кадровой работы в отношении гражданских служащих в органах исполнительной власти Чувашской Республики. Данные функции переданы в Администрацию Главы Чувашской Республики.

На централизованный аппарат по кадровому обеспечению возложена задача по развитию кадрового потенциала в республике. При этом мы не зацикливаемся только на потребностях органов исполнительной власти и Правительства Чувашской Республики. Мы скооперировались с ведущими корпорациями Чувашской Республики, бизнесом, который занимается рекрутингом, и создали Совет экспертов в области оценки и развития управленческих компетенций, куда входят представители этих крупных предприятий и руководители кадровых агентств.

Совет участвует в формировании и подготовке резерва управленческих кадров, конкурсных комиссиях на замещение руководящих должностей в подведомственных органам исполнительной власти организациях. Кроме того, члены Совета участвуют в оценке участников конкурсов «Управленческая команда» и «Команда молодых лидеров».
Так мы обеспечили формирование компетенций по такому роду мероприятий, а с другой стороны – дали дополнительный стимул участникам конкурса. Потому что они могут реализовать себя не только в органах исполнительной власти, но и на предприятиях, которые являются партнерами конкурса.

Сегодня мы нацелены на то, чтобы в течение 2022 года сформировать кадровый резерв для замещения высших должностей государственной и муниципальной службы. Работа по нему уже запущена. Определены четыре источника формирования резерва: это финалисты и полуфиналисты конкурса «Лидеры России», победители республиканского конкурса «Управленческая команда», лица, представившие свои кандидатуры для отбора в порядке самовыдвижения, а также лица, состоящие в кадровых резервах на замещение должностей руководителей подведомственных органам исполнительной власти организаций.

Мы планируем выйти на формирование кадрового резерва, прежде всего, для Правительства Чувашской Республики по определенным категориям должностей и, конечно же, глав администраций муниципальных образований. Хотелось бы, конечно, и их заместителей тоже охватить с тем, чтобы иметь хорошие резервы и возможности в случае необходимой ротации.

Это долгий процесс, за один день его не сделаешь. К тому же мы исходим из того, что кадровый резерв – это не просто список людей, это и постоянная работа с ними с точки зрения повышения их компетенций в случае, если они будут востребованы на той или иной позиции».
«Научно-образовательная политика» — сегодня один из главных источников новостей и аналитики развития высшего образования и науки в России. Уже 30 тысяч человек получают информацию об актуальных разработках, исследованиях и первыми читают эксклюзивные комментарии от ведущих экспертов отрасли. Подпишитесь и вы: @scienpolicy
Forwarded from Портал ТПУ
Канал «Научно-образовательная политика» известен всем, кто интересуется экспертными мнениями о состоянии и развитии важнейших социальных институтов в стране.

Телеграм-канал @scienpolicy объединил ученых, преподавателей и организаторов науки и образования. Спасибо за новости и аналитику, возможность перенимать опыт, дискутировать, строить планы на будущее.

Поздравляем с 30-тысячником и желаем только благодарных подписчиков!

https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/22905
Поздравляю главный канал по вопросам образования @scienpolicy!
Коллеги не только в курсе событий 24/7, но и сами формируют ту самую научно-образовательную политику.

Рад развивать нашу отрасль вместе!
Президент РАСО Евгений Минченко вручил благодарность сооснователю проекта «Научно-образовательная политика» Евгению Сженову @szhenov за создание эталонного формата взаимодействия профессионального, экспертного сообщества и органов государственной власти в сфере образования и науки.
НОП @scienpolicy - уникальный проект с мощным интеллектуальным и лоббистским потенциалом.
Forwarded from СМП
Коллеги, всех поздравляем с субботой! И у нас хорошая новость: у канала СМП готов первый в этом году #Арктическийдайджест

Это значит, что мы расскажем о самом интересном, актуальном или необычном, произошедшем в регионах российской арктической зоны за прошедшую неделю🙌🏻

💠 И как всегда начнем с красивого: канал CARBON FREE показывает видео с арктическими нарвалами

💠 В Полярном дозоре приводят данные с Гайдаровского форума о том, что объем частных инвестиций в Мурманской области вырос на 30% с 2019 года

💠 А в Полярном взгляде можно прочитать о том, какие проблемы Севера обсудили губернатор Мурманской области Андрей Чибис с депутатом Госдумы, членом комитета по энергетике Григорием Шилкиным

💠 Канал Научно-образовательная политика публикует суждения главы Якутии Айсена Николаева о научных исследованиях в Арктике и для Арктики

💠 ТГК НИКИТИНА РАССКАЖЕТ♨️ сообщает о том, что самый мощный в мире атомный ледокол «Арктика» впервые совершил проводку каравана судов к порту Певек

💠 В НИА-Заполярье показывают новые арт-объекты в виде целого семейства белых медведей, которые разместились в Анадыре

💠 Новичок дайджеста канал Арктикаметрия: Север в диалоге рекомендует к прочтению статью о развитии Норильска и северных городов в целом

💠 Канал ЯМАЛ-МЕДИА рассказывает о планах полюбившегося нам всем проекта «Чистая Арктика» на 2022 год

💠 В канале Арктика Онлайн ссылка на очень интересную статью о научной экспедиции по Севморпути на судне «Михаил Сомов». Журналист ТАСС прошел с экипажем рейс до конечной точки — острова Врангеля и обратно

💠 А у нас в канале СМП вы сможете ознакомиться с информацией об объеме грузоперевозок, совершенных на Севморпути за 2021 год

И как всегда напоминаем, что в дайджест можно попасть через почту sevmorput@protonmail.com. Присылайте ссылки на ваши посты, в которых есть арктическая повестка🌬

Обязательно указывайте в теме письма: Для Арктического дайджеста и название своего канала

Самое актуальное опубликуем👌🏼

С морским приветом, @sevmorput
Екатерина Процко, директор Центра подготовки и привлечения абитуриентов Университета Иннополис о качестве приемной кампании 2021 для «Научно-образовательной политики»:

В Университете Иннополис в 2021 году приём студентов прошёл по двум направлениям — бюджет и платная основа. Средний балл ЕГЭ абитуриентов, зачисленных на платную форму обучения — 90,5. И по этому показателю мы лидируем в рейтинге НИУ ВШЭ среди всех вузов РФ.

Так как Университет Иннополис только с 2020 года вошёл в программу приёма на бюджетные места, количество мест будет увеличиваться планомерно. В 2021 году максимальная квота без целевого приема составила — 25 бакалавров, 15 магистров и 3 аспиранта. Средний балл зачисленных на бюджет по ЕГЭ — 99,1. Это также самый высокий показатель среди вузов в этой категории, но мы понимаем, что выборка мала, рейтинг ВШЭ учитывает только вузы с набором более 300 человек на бюджет.

Мы рады, что каждый год средний балл ЕГЭ поступающих на первый курс бакалавриата растёт. Это важный показатель для нас — мы видим, что в Университете Иннополис хотят обучаться лучшие абитуриенты.

https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/22812
Олег Ястребов, ректор РУДН, о качестве приемной кампании 2021 для «Научно-образовательной политики»:

В 2021 году РУДН удалось достичь высоких показателей приема на бюджетные места по ряду причин.

В 2021 году средний балл для зачисленных на бюджетные места составил 86,3, что на 3,5 балла больше, чем было в 2020 году (по данным мониторинга НИУ ВШЭ «Качество приема в вузы - 2021»).

Значительное увеличение количества студентов, зачисленных по результатам олимпиад (с 146 в 2020 г. до 211 в 2021 г.) также существенно повлияло на качество приема в РУДН.

Коронавирус оказал сильное влияние на все сферы деятельности государств. Они повсеместно столкнулись с нехваткой медицинского персонала, что, в свою очередь, повлекло за собой повышение интереса к профессиям, связанным со здравоохранением. Университет целенаправленно увеличивает количество бюджетных мест по направлениям, связанным с медициной, IT-технологиями, программированием, энергетикой и другими исходя из потребностей рынка труда.

В 2021 году РУДН присоединился к суперсервису «Поступление в вуз онлайн», что также позволило привлечь абитуриентов со всей России.

В Университете разработан и успешно реализуется комплекс мероприятий по привлечению талантливых и успешных поступающих, которые впоследствии смогут показать высокие результаты в учебе и науке.

https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/22812
Официальный телеграм-канал Учебного комитета благодаря вашей поддержке перешагнул порог в 500 подписчиков. Каждый день мы сообщаем читателям о том, что происходит в системе духовного образования Русской Православной Церкви, знакомим с трудами преподавателей духовных школ, с новыми научными исследованиями по корпусу дисциплин, изучаемых в духовных семинариях, а также с теми конференциями, семинарами и круглыми столами, которые проводятся в высших учебных заведениях Московского Патриархата.

Отдельное внимание обратим на свод статей о дисциплинах, относящихся к базовым для бакалавриатов и магистратур семинарий и академий.

Перечислим тематические каналы и рекомендуем подписаться на них.

Московская духовная академия @mda_channel

Сретенская духовная академия @sretenskytheologicalacademy

Костромская духовная семинария @seminaria44

Екатеринбургская духовная семинария @ekb_seminary

Ярославская духовная семинария @seminaria76

Кафедра классической филологии МГУ @grammatici

Научно-образовательная политика @scienpolicy

Фонд поддержки научных теологических исследований
@theoaesthetics

Портал "Богослов.ру" @bogoslovru

Телеканал "Спас" @spastv

Журнал "Фома" @foma_ru

Сайт "Татьянин день" @tadaylive

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси @patriarch_press

Епископ Зеленоградский Савва @kartezianec

Владимир Романович Легойда @vladimirlegoyda

Вахтанг Владимирович Кипшидзе @angry_opposum

протоиерей Павел Великанов @velikanovka

священник Михаил Желтов @indiktion

священник Вадим Татусь @tatusvadim
Генетическое право

Из всех компонентов научно-технологического прорыва, пожалуй, именно генетический вектор в максимальной степени связан с нормативно-правовым обеспечением. О правовых и этических аспектах генетики говорили на заседании по развитию генетических технологий под председательством президента Владимира Путина, ряда мероприятий-спутников. Та же тема была на декабрьском заседании Президиума РАН.

Глава государства поставил очень четкие рамки: «открывать простор для научного поиска и создания инноваций», но при этом не скатываться в «серую» зону.

Общая схема законодательного регулирования в результате нахождения консенсуса будет выглядеть следующим образом:

«Она состоит из двух «этажей». Первый уровень – общий федеральный закон, аналогичный 86-му закону. В нем содержится понятийный аппарат, который кардинально изменился за 30 лет. Второй уровень включает специальное законодательство и нормативную базу в разных сферах использования генетической продукции».

Законодательство сильно устарело и становится реальным препятствием для прогресса. Решением должен послужить системный трансфер – нормативный и идеологический.

Академик-секретарь Отделения биологических наук РАН, декан биологического факультета МГУ Михаил Кирпичников считает важным перенесение фокуса правового контроля с генетических технологий на их конечный продукт.

Эту мысль продолжил Директор Института общей генетики им. Н.И.Вавилова Александр Кудрявцев: «Я – за сохранение, может быть, за усиление контроля, но и за возможность использования безопасных и проверенных генно-инженерных продуктов». Он предложил необходимо перенести объект регулирования с метода на продукт и разделить понятия «трансгенный» и «генетически-редактированный» организм.

Директор ФИЦ «Всероссийский институт генетических ресурсов растений им. Н.И.Вавилова» Елена Хлесткина подчеркнула, что необходима хорошая система предупреждения нарушений в этой области: лицензирование селекционной деятельности, создание и хранение защищенных носителей подлинности генетической информации каждого зарегистрированного сорта (гибрида), наличие публично доступной полной информации о родословной каждого сорта и происхождении исходного материала, ответственность за незадекларированные скрытые изменения.

Научный руководитель ГосНИИгенетика, входящего в Курчатник, академик Владимир Дебабов рассказал о безопасном использовании ГТ в микробиологической промышленности:

«РАН должна настаивать на том, чтобы наше законодательство перешло от регулирования технологий к регулированию организмов, созданных по любой технологии». Далее он призвал убрать микроорганизмы из закона о генно-инженерной деятельности, ввести «белые» списки безопасных генов, выработать и утвердить правила конструирования штаммов.

Было озвучено предложение определить Единый межведомственный центр – он будет отвечать за концепцию развития генетических технологий и их правовое регулирование, обеспечивать единство фундаментальных принципов регулирования в различных сферах использования генетических технологий.

Ровно по тем же сюжетам регулярно высказывается президент Курчатовского института Михаил Ковальчук: цифровизация, паспортизация, лицензирование, контроль. Речь идет о полноценном функционале «Росгеннадзора».

Такие полномочия могут быть делегированы одному из действующих органов исполнительной власти. Здесь наиболее явными кандидатами являются Минсельхоз и Роспотребнадзор. С другой стороны, однозначно сильны и позиции Курчатовского института – он является главным центром генетических компетенций, головной научной организацией профильной ФНТП – потому может выступить в качестве компетентной площадки для коммуникации всех стейкхолдеров генетических технологий.

Академик Талия Хабриева резюмировала, что разрабатываемый закон вполне может стать полноценным «Геномным кодексом».

В итоге в постановлении Президиума РАН зафиксировано предложение перейти к правовому регулированию продукта генетических технологий в зависимости от его безопасности и независимо от способа получения.

Подробнее.
Forwarded from НОП.РЕКТОРЫ
Андрей Щербенок,
Директор программ бакалавриата Московской школы управления СКОЛКОВО, директор Школы перспективных исследований (SAS) ТюмГУ для НОП:


11 января НОП.Ректоры @nop_rectors опубликовал пост о межвузовской интеграции, где говорилось о заинтересованности регионального руководства в объединении вузов как в инструменте создания «мощных драйверов научно-образовательного и социально-экономического развития». Хочу высказать несколько соображений по этому поводу.

Понятно, что чисто арифметического объединение показателей позволяет создать лишь формально-статистический эффект прироста «мощности»: если один вуз занимал 35% регионального рынка ВО, а второй – 25%, то вместе они займут 60%. Это, конечно, выглядит мощнее, но совершенно не означает увеличение отдачи для региона. Точно также увеличение числа студентов и программ не делает из университета, выполнявшего сервисные функции, драйвер развития – размер сам по себе не создает субъектности.

В бизнес-сообществе любят говорить, что объединения компаний не бывает – бывают только недружественные поглощения. В случае с университетами недружественное поглощение – это как раз неплохой вариант. Сильный вуз, которому не хватает, например, площадей, поглощает слабый вуз с хорошим зданием в центре города. Если у сильного вуза есть организационный ресурс, позволяющий наполнить эти площади более качественной деятельностью, такое поглощение позволит создать результат, превышающий сумму слагаемых.

Однако, когда говорят об объединении вузов, обычно имеют в виду процесс, в результате которого сохраняются структуры обоих участников: возникают дублирующие кафедры, которые потом десятилетиями пытаются объединить, а две организационные культуры вступают в бесконечный конфликт. Руководство двух вузов договаривается о распределении полномочий: ректор одного вуза становится ректором объединенного, а ректор другого – проректором со своим «наделом» и большой долей автономии. В худшем варианте мы получаем систему коллегиального управления по модели проректоров – рыцарей круглого стола, где ректор – лишь первый среди равных. Как показывает практика, в таких системах управления крайне затруднены качественные трансформации: любое серьезное изменение затрагивает чьи-то интересы и успешно блокируется. Вместо «мощного драйвера» мы получаем гигантскую инертную структуру, препятствующую развитию региона.

Это не означает, что вузам одного уровня не стоит взаимодействовать друг с другом. Просто такое взаимодействие, в рамках консорциума или без него, должно максимально эффективно использовать различия – и даже противоречия – между участниками. Приведу пример, к которому сам имею отношение: в этом году Московская школа управления СКОЛКОВО и МФТИ запускают совместную бакалаврскую программу, чьи выпускники получат два диплома: диплом по направлению Системный анализ и управление Физтеха и диплом Bachelor of Business Administration СКОЛКОВО. Понятно, что Физтех и МШУ СКОЛКОВО – совершенно разные институции, с разной организационной культурой, образовательными моделями и вообще представлениями об образовании. Очевидный ход в этой ситуации – чисто функциональное использование одной из институций. Например, можно было бы дополнить физтех-образование бизнес-компетенциями, пригласив профессоров СКОЛКОВО провести отдельные модули. Мы пошли другим путем: наши студенты будут перемещаться между кампусами и работать в условиях двух контрастных образовательных моделей, каждая из которых претендует на создание собственной сильной идентичности. Мы предполагаем, что конструктивный конфликт между двумя типами образования как раз и позволит подготовить уникальных специалистов в области управления инновациями в бизнесе.

Методологический вывод здесь очень простой: вне ситуации объединения как освоения неэффективно используемых площадей, осмысленная интеграция двух вузов предполагает сохранение различий между ними, что невозможно в ситуации организационного слияния. Среди прочего, такое взаимодействие дает повод каждому из участников отрефлексировать свои особенности и сделать шаг в развитии собственной идентичности.
Физические величины в практической медицине

В Институте искусственного интеллекта РТУ МИРЭА в рамках двусторонних договоров о практической подготовке стартует цикл занятий для ординаторов-радиотерапевтов ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии» Министерства здравоохранения РФ.

Занятия проводятся в Научно-образовательном центре медицинской радиологии и дозиметрии, созданном на базе кафедры биокибернетических систем и технологий Института искусственного интеллекта. Учебные материалы подготовлены специалистами РТУ МИРЭА, МНИОИ имени П.А. Герцена и ведущими медицинскими физиками НМИЦ ДГОИ имени Дмитрия Рогачёва.

Уникальная учебная программа курса позволит будущим врачам–радиологам узнать больше о работе медицинского физика. В системе виртуальной симуляции лучевой терапии VERT обучающиеся смогут наглядно увидеть ход пучка через структуры пациента, дозовые распределения в тканях, цену ошибки укладки; многократно провести верификацию/коррекцию положения пациента с использованием компьютерной томографии в коническом пучке (без фактического облучения); увидеть фактические ограничения лучевых установок в выборе направления пучков (столкновения).

Станислав Кудж, ректор РТУ МИРЭА, прокомментировал для «Научно-образовательной политики»:

«РТУ МИРЭА — единственный в России вуз, использующий в учебном процессе систему VERT. Уникальный Научно-образовательный центр медицинской радиологии и дозиметрии был открыт в университете в 2021 году. Соорганизатором проекта выступил ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России. Коллаборация двух ведущих центров позволила создать принципиально новую техническую базу для подготовки медицинских физиков и инженеров в области радиофизических и радиологических медицинских систем, и технологий. Такой центр могут себе позволить единицы. Это недёшево, но это очень важно, нужно и всегда востребовано. Здравоохранение сегодня не может существовать обособленно. Ведь современная медицина немыслима без сложной техники. Подготовка онкологов, радиологов и специалистов в передовой медицинских технике, технологиях и биотехнологиях сегодня требует междисциплинарного сотрудничества и необходимости разработать единые подходы и оптимальные формы взаимодействия».