НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
#ЭксклюзивНОП

На ММСО-2022 активисты «РДШ. Наука» спросили у Артёма Метелева @artemmetelev, председателя Комитета Госдумы по молодёжной политике:

«
Какой инструмент является лучшим для привлечения школьников в добровольчество»?

Эксклюзивный комментарий Артёма Метелева в «Научно-образовательной политике»:

«В первую очередь, личный пример. Важно понимать, что волонтёрство для ребёнка — это возможность самореализоваться, получить новый жизненный опыт. Также это возможность получения навыков профессиональных компетенций: лидерство, стрессоустойчивость, работа в команде, критическое мышление— то, что очень важно для каждого выпускника при поступлении в университет или поиске работы.

Кроме того, волонтёрство — это новые знакомства. Это даёт возможно расширить круг общения. И в целом добровольчество — это интересное времяпровождение, возможность увидеть результат своего труда. Всё больше школьников это видят и сегодня, в волонтёрском движении участвуют сотни тысяч ребят со всех уголков России».
Железная дорога: детская, настоящая, уникальная

Раннее погружение в профессию, профориентация, знакомство на практике с будущим местом работы, да и образом жизни – это не описание одной из стратегических инициатив наподобие президентского «Билета в будущее». Все это про Детские железные дороги.

2 мая более 85 лет назад был запущен этот уникальный проект. Это не атракционы, а настоящие железные дороги – только в меньшем масштабе. На протяжении всего этого времени дети с головой погружаются в профессии машиниста, проводника и многие другие, связанные с железной дорогой.

Детские железные дороги уникальны даже для СССР, где профориентация была поставлена на широкую ногу. Важно то, что ДЖД охватывали детей возраста от 9 до 15 лет – попробовать себя в роли настоящего железнодорожника можно было даже до принятия в пионеры.

Особенную актуальность подобные проекты приобретают сейчас. Детские железные дороги повышают престиж железнодорожных (и шире – рабочих, инженерных) профессий, погружают детей в практическую работу, позволяют им приобрести много новых знаний и навыков – в том числе, и soft skills – командного взаимодействия, лидерства, умения брать на себя ответственность. Особенно важна именно она – хотя ДЖД

Сейчас многие эксперты спорят о том, как оторвать детей от компьютеров и смартфонов – и вот один из приемов, зарекомендовавших себя с лучшей стороны. В этом ДЖД отвечают на один из важных (и часто игнорируемых) запросов детей – чтобы было по-настоящему. Какое удовольствие гонять виртуальные поезда, если можно прикоснуться к ним в живую.

Железная дорога – это очень сложный организм, для работы которого нужно очень много профессионалов: от машинистов до путейцев. Совместный труд в команде на практике – это отличный способ не только интегрировать атомизированных детей, но и действенный инструмент профориентации. Это возможность своими руками прикоснуться к настоящей технике и инфраструктуре железнодорожного хозяйства.

Кроме того, это отличный вариант дополнительного образования – практикоориентированного и профориентирующего. Детские железные дороги есть во многих крупных городах России, а некоторые сохранились и в республиках бывшего СССР, например – в Минске.

Важно, что главный железнодорожник страны – РЖД – активно поддерживает развитие ДЖД. В компании понимают, что это уникальное явление:

«Это не просто развлечение выходного дня. Здесь школьники становятся настоящими железнодорожниками и получают путь в профессию. На протяжении нескольких лет ребята изучают устройство железных дорог, технику безопасности и основные профессии, а каждое лето, как настоящие взрослые, обслуживают пассажиров и организуют движение по детской магистрали».

Детские железные дороги занимают особое место в системной работе с детьми и юношеством, которая выстроена у РЖД. В день рождения хочется пожелать компании, всем ДЖД и всем молодым железнодорожникам дальнейшего развития и процветания.

Подробнее: корпоративный портал РЖД https://team.rzd.ru/juniors/railways и сайт об истории ДЖД http://www.dzd-ussr.ru/.
Сегодня день рождения у Петра Кучеренко, Статс-секретаря – заместителя Министра науки и высшего образования.

Есть в науке и образовании два типа руководителей федерального уровня. Первый – те, кого профессиональное и экспертное сообщество уважает за профессионализм, прямой диалог с сетью подведов и человеческие качества. А вторых "уважают" из конъюнктурных соображений за их высокие должности, забывая на следующий день после ухода с госслужбы.

Можем с уверенностью сказать, что замминистра Кучеренко лидирует в первой группе, причём весь период своей карьеры в Минобрнауки.

Профессионал, уважаемый и уважающий партнёр, порядочный человек, д.ю.н., профессор. Надёжный правовой тыл в команде Валерия Фалькова и один из лучших юристов в системе ФОИВ.

С Днём рождения, Пётр Александрович!
#ЭксклюзивНОП

На ММСО-2022 активисты «РДШ. Наука» спросили у президента Российской академии образования, академика Ольги Васильевой:

«Какие направления развития популяризации науки Вы видите»?

Эксклюзивный комментарий Ольги Васильевой в «Научно-образовательной политике»:

«Если дело касается наук об образовании, то это прежде всего должны быть междисциплинарные исследования. На сегодняшний день только они будут иметь наиболее важное значение.

Второе, конечно, все, что связано с когнитивными исследованиями.

И третий большой пласт — дидактика и методика, потому что современной дидактики и методики нет. Не случайно я приводила цифры и всё, что сейчас Александр Михайлович [Сергеев] говорил про то, как учитель будет преподавать то, что ученик видит за окном, а учитель этим не владеет. Этому новому надо учить и создавать дидактику».
Ольга Петрова, министр образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области, рассказала «Научно-образовательной политике» о планах по подготовке проведения национальной премии «Студент года 2022» в Нижнем Новгороде:

«Я очень рада, что Нижегородская область примет в следующем году национальную премию «Студент года 2022». Любые конкурсы и мероприятия для студентов открывают колоссальные возможности и помогают раскрыться студенчеству, увидеть, какие у них компетенции, какие они крутые и замечательные и могут делать невероятные амбициозные проекты.

Безусловно, мы как город, который очень любит студентов, мы по-прежнему находимся в послевкусии от прошлой студенческой весны, очень рады, что «Студент года 2022» будет в Нижнем Новгороде.

Ребята, участники конкурса этого сезона, уже стали частью нашей команды. Нужно сказать, что у меня команда – это команда молодых, креативных и амбициозных. И я уверена, что они гармонично вольются в мой молодежный центр «Высоту» и еще больше усилят нашу команду».
Наука компетенций

В рамках конференции РСВ «На одной волне с университетами» прошло заседание экспертного совета проекта «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях». Модератором дискуссии выступил руководитель департамента оценки и методологии АНО РСВ @stranavozmojnostey Дмитрий Гужеля.

Исследование компетенций

Открыл заседание президент РАН Александр Сергеев. Он отметил, что в российских научно-образовательных традициях внимания надпрофессиональным качествам уделялось недостаточно. По его мнению, сейчас, как никогда, имеет значение анализ накопленных данных центров компетенций: «Нам очень важно сейчас разобраться в результатах исследования и несколько переформатировать подход. Это вопрос серьёзный, вопрос научный, который имеет смысл привлечения не только науки, но и психологов и преподавателей».

Как правильно отметил Александр Сергеев, исторически сложилось, что для российского менталитета не свойственно повышенное внимание к мягким навыкам. Сегодня происходят тектонически сдвиги в этом направлении — президент РАН также подчеркивает, что вместе с hard skills прямо пропорционально развиваются soft skills. Центры компетенций — один из актуальных инструментов «диагностики» мягких навыков, который позволяет составить полную картину о сильных и слабых сторонах каждой личности, а кроме того выступает агрегатором большого количества данных, которые вызывают большой исследовательский интерес. «Когда это все начиналось, была потребность в оценке конкретных компетенций у студентов. Когда стали отрабатывать десятки тысяч индивидуальных профилей, выявились интересные закономерности, которые имеют уже и научное значение», — подчеркнул генеральный директор президентской платформы «Россия — страна возможности» Алексей Комиссаров.

Skills-паспорт

Замминистра науки и высшего образования РФ Григорий Гуров рассказал о skills-паспорте учащихся как траектории развития оценки компетенций. Речь идет в первую очередь о фиксации цифрового следа студента. Другой, не менее важный вопрос — правовой статус skills-паспорта: как реализовывать и как выдавать. «Интеграция систем, передача данных и формализация этого процесса — это то, что нам нужно», — отметил Григорий Гуров. Этот шаг позволит укрепить вектор индивидуализации карьерных траекторий. Набор данных, которыми сегодня располагает сегодня АНО РСВ, поможет в реализации проекта. Опираясь на совместные усилия, Минобрнауки и АНО РСВ планируют дальнейшее продвижение идеи на уровне Минцфиры и Правительства.

Михаил Алашкевич, управляющий директор ВЭБ.РФ, задается вопросом, где выпускник сможет применить паспорт компетенций. В этом смысле критически важно продумать вопросы практикоориентированности проекта при реализации skills-паспортов.

Компетенции и приоритеты

Генеральный директор общества «Знание» Максим Древаль ориентирует коллег на смену устаревших подходов и приоритетов. «Необходим инструментарий, который компании при найме могли бы тестировать, собирать в HR-подразделениях и доводить на основе полученных данных обратную связь. Нужно давать инструменты для прокачки этих навыков», — уверен Максим Древаль.

По мнению Михаила Алашкевича, еще одна проблема — существенные разрывы на уровне принятия кадровых решений в самих компаниях, когда руководитель структурного подразделения и сотрудники HR-службы по-разному оценивают кандидата на вакантную должность. Так, на входе соискатель получает «зеленый свет» от кадровиков, но это не гарантирует положительную оценку от непосредственного руководителя в процессе собеседования.

Таким образом, сегодня компетенции подвергаются серьезному анализу для дальнейшего построения эффективной системной работы на их базе. Тем самым становятся объектом научного исследования для последующего их «препарирования» в карьерных треках.
Распределение – проблемы формы и содержания

Трудовой ореол Первомая регулярно накладывается на финальные аккорды учебного года. Традиционно именно с майских праздников начинаются разговоры об отмене ЕГЭ и возврате системы распределения.

Единый госэкзамен в контексте суверенизации научно-образовательного пространства страны уже успел прозвучать – парламентарии и некоторые руководители университетов классически призывали ЕГЭ отменить; а Рособрнадзор, Минпросвещения и Минобрнауки, выждав некоторую паузу, снова акцентировали внимание на достоинствах системы, кардинально менять которую не планируется.

По теме распределения высказался член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Алехин: затронуть нововведение должно ОПК и стратегические области реальной экономики и предусматривать три года «отработки».

«Трудоустройство по распределению требуется во всем, что связано с оборонным комплексом. Все, что связано непосредственно с производством, с дорогами, с мостами, с метро, с оборонным комплексом. Это делать необходимо», - считает парламентарий.

Регулярность подобных предложений означает что столь же неизменно они отклоняются. Разберемся в процессе более детально. Схематично любая «распределительная» система выглядит следующим образом:
1. Государству (отрасли, региону, системообразующей компании и т.п.) нужны какие-то специалисты.
2. Государство выделяет бюджет для подготовки нужного количества с некоторым запасом.
3. Студенты поступают в вузы и учатся по этой специальности.
4. После окончания – идут работать несколько лет по данному направлению.

Основная идея распределения – гарантированность наличия хотя бы минимально необходимого количества подготовленных кадров.

Все эти задачи уже должна решать система целевого обучения (по сути своей – «мягкого распределения»). Выглядит она достаточно просто: выделяются квоты на целевое обучение, по ним проводится отдельный конкурс, университет, студент и предприятие заключают трехсторонний договор, где закреплены все права и обязанности. После окончания обучения у выпускника есть гарантированное место для трудоустройства.

Если мы обратимся к распределению квот на 2022 год, заметим – как раз все стратегические области (ОПК, военное дело, учителя, врачи) крайне высоко «заквотированы», в ряде случаев – полностью.

С другой стороны, и это отмечают эксперты разных уровней и ветвей власти, есть проблемы с определением самих контрольных цифр приема – решения для оперативной перенастройки системы подготовки кадров нужны уже сегодня, но пока что платформенные механизмы только предстоит сформировать. Система формирования КЦП была перезагружена совсем недавно, но в целом далека от идеала.

Еще один системный фактор – большая задержка между началом кадрового дефицита и получением готового специалиста. Для бакалавриата – это 4 года, для специалитета – 5. Здесь стоит напомнить, что на рельсы специалитета хотят вернуть как раз те самые направления подготовки (немногочисленные, поскольку в основном там и так 5-летняя подготовка), что Андрей Алехин предлагает включить в распределение.

Текущие условия диктуют необходимость работы с достаточно коротким циклом от переопределения приоритетов до получения условно «готового специалиста». Именно поэтому более 30 тыс. мест дополнительно выделены на магистратуры по ряду областей. На аналогичные короткие образовательные программы, в том числе, ориентирован и проект «Передовых инженерных школ».

По своей логике для рабочих специальностей аналогичные механизмы должен будет предлагать «Профессионалитет».

В итоге – те проблемы, что сейчас есть с «мягким распределением» через целевое обучение нельзя решить возвращение к директивному. Отсюда – запрос на оперативное формирование гибких цифровых механизмов – в виде отдельной платформы или подсистемы более глобального портала.
Рефлексия о системной молодежной политике (1/2)

Основа развития страны – человеческий капитал, кадры, как и сто лет назад, решают всё. Дети – наше будущее, битва за умы молодежи – это сражение за будущее страны – именно с такими вводными на ММСО-2022 участники приступили к дискуссии в рамках панели «Одной командой: открытый разговор о работе с молодежью и для молодежи без границ министерств и ведомств».

Задачей дискуссии стала глобальная идея: слушать и слышать молодежь, говорить с ней на одном языке, интегрировать в конструктивную повестку, найти пути интеграции фрагментированной молодежной политики между ведомствами, программами и мероприятиями, без пресловутого «ведомственного подхода». Ведь молодым людям сложно понять, где начинаются и заканчиваются полномочия Минобрнауки, Минпросвещения или Росмолодёжи, особенно если речь о внеучебной деятельности.

Замгендиректира президентской платформы «Россия – страна возможностей» @stranavozmojnostey Антон Сериков акцентировал внимание на двух важных чертах молодежной политики: совместность реализации проектов (несколькими ведомствами и участниками), а также ее сервисный характер. Молодежная политика представляет собой сервис, биржу услуг, банк лучших практик, задача которых – предоставить возможность для самореализации и канализировать активность в продуктивное русло.

Антон Сериков обозначил две проблемы: интеграция ранее игнорируемых (фактически – забытых) целевых аудиторий (например, долгое время буксует молодежная политика в СПО) и выработка механик взаимодополнения, а не копирования и конкуренции при межведомственном взаимодействии.

Коммуникация с молодежью в течение последних лет действительно стала серьезной проблемой. С одной стороны, есть безусловное большинство конструктивно настроенных молодых людей, которые с удовольствием интегрируются в волонтерские проекты и другие инициативы. С другой, есть, пусть и меньшая, но значительная часть тех, кто подвержен влиянию деструктивных идей (яркий пример – запрещенный в России АУЕ), иноагентских и враждебных дискурсов (что показали и протесты, и в целом позиция части молодежи по поводу СВО, внутренней и внешней политики страны).

Председатель комитета Государственной Думы по молодежной политике Артем Метелев @artemmetelev подчеркнул, что со своей стороны парламентарии только приступили к анализу и распаковке всех имеющихся предложений. При этом они открыты для любых инициатив. Уже здесь можно зафиксировать заслуги проведенной дискуссии – все ветви власти готовы взаимодействовать для реализации единой и цельной молодежной политики.

Артем Метелев обратил внимание на различия в мировоззрениях групп внутри молодежи. Он отметил: 15% - это «достигаторы», которые готовы постоянно пробовать новое и не боятся поражений. Но в основном молодежь (как и люди в целом) боится проиграть. При этом внутри этой несколько пассивной части молодых людей – точно есть уникальные ребята с крутыми компетенциями. В качестве действенного инструмента их поиска Артем Метелев выделил центры компетенций, которые создаются президентской платформой «Россия – страна возможностей» на базе университетов.

Запись дискуссии: https://online.mmco-expo.ru/program/odnoy-komandoy-otkrytyy-razgovor-o-rabote-s-molodezhyu-i-dlya-molodezhi-bez-granits-ministerstv-i-vedomstv
Рефлексия о системной молодежной политике (2/2)

Замруководителя Росмолодежи @rosmolodez Дамир Фаттахов @damir_fattakhov подчеркнул: молодежная политика должна быть пространством единения и интеграции, а ни в коем случае не деления молодых людей на «наших» и «ваших». Как и все спикеры, он отметил, что совместная работа предполагает совместную ответственность со здравой и честной оценкой итогового результата. Необходимо избегать копирования и дублирования, равно как и механического переноса федеральных решений на региональный уровень без учета местной специфики.

Особую сложность – на этом акцентировали внимание и Артем Метелев, и Дамир Фаттахов – представляет работа с трудными подростками. Государство должно не карать и запугивать, а наставлять и поддерживать. В частности, как отметил Артем Метелев, с зараженными АУЕ-идеологией можно работать с помощью волонтерских проектов. В этой идее есть большой потенциал – сроки заключения лучше заменять на более щадящие способы влияния, а общественные работы как раз могут быть реализованы в ходе «добровольно-принудительного» участия в социально-значимых инициативах.

Любовь Духанина, ректор Сетевого университета «Знание» и председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, акцентировала внимания на два сюжета. Первый – это устранение препятствий и интеграция активистов. Второй – между активными и проблемными есть огромный пласт условно «средних» детей. Они также хотят быть нужными стране, для этого нужны особые механизмы по поиску и поддержки – ведь такая молодежь при первом взгляде проигрывает более ярким и опытным активистам.

Особое внимание, по мнению Любови Духаниной, нужно уделять ученикам с низкими результатами. Главная опасность для них – стать изгоями, быть исключенными из школ, замкнуться в ментальной «клетке неуспешности».

Решать все эти проблемы спикер предлагает с помощью инициированной ею Ассоциацией негосударственного образования, которое, в развитие идей общества «Знание», может стать хабом лучших методик и практик. Очевидно, что в этих же вопросах будет остро востребована экспертиза и научно-методологический взгляд Российской академии образования.

Председатель Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы Екатерина Драгунова, возвращаясь к идее о маркетплейсе практик, отметила – столица выступает лидером внедрения новых решений, потому владеет лучшими практиками, которые затем тиражируются по стране.

По итогам дискуссии все участники согласились – молодежь представляет собой пусть и разнородный, но все же единый организм. Ее группы и подсистемы формируются под влиянием внешней и внутренней динами. Потому востребована лишь та молодежная политика, что не имеет границ министерств и ведомств, но формируется и реализуется, исходя из целевой аудитории и в диалоге с нею. Это должна быть именно экосистема работы с молодежью, а для этого нужно изменить мировоззрение ее операторов. Кроме того, существуют объективные барьеры. Например, кто в большей степени отвечает за молодых ученых в нижней палате парламента – Артем Метелев (из молодежного комитета) или все же Сергей Кабышев @SKabyshev (комитет по науке и высшему образованию). Правильный ответ, конечно – все. Позитивно, что все участники дискуссии согласны, что работа должны быть командной системной, ответственность общей, а главным мотивом тех или иных действий – интересы самой молодежи и полноценная включенность всех ее представителей в конструктивный процесс развития страны.

Модерировал научный руководитель экспертно-аналитического центра НОП Евгений Сжёнов @szhenov. «Научно-образовательная политика» @scienpolicy продолжит инициировать межведомственный публичный диалог по совершенствованию государственной молодёжной политики на крупнейших форумных площадках.
Волонтеры – Донбасс

Гуманитарный характер Специальной военной операции и формирование единого социально-экономического пространства России с освобождаемыми территориями повышает запрос на системную помощь мирному населению.

Владимир Путин своим Указом «О поддержке волонтерской деятельности на территориях ДНР и ЛНР» заложил системные рамки для добровольческих гуманитарных операций. Ответственным ведомством назначена Росмолодежь @rosmolodez, что усиливает аппаратные позиции Ксении Разуваевой @kseniarazuvaeva. Координировать добровольцев будет Ассоциация волонтерских центров, что означает еще более активную интеграцию в Донбасский вектор Артема Метелева @artemmetelev (он также председатель Комитета Госдумы по молодежной политике). На волонтеров распространены социальные гарантии в случае смерти или увечия.

Систематизация добровольчества означает глубокую приверженность России гуманитарным целям СВО, а также – острую потребность в гуманитарной помощи и восстановлении освобожденных территорий.