НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
На форуме в пермском кампусе НИУ ВШЭ "Место под солнцем" при информационной поддержке ВК и НОП @scienpolicy ищут работающие решения сложных вопросов молодёжной политики.
По данным Валерия Фёдорова (ВЦИОМ), лишь 20% молодёжи "безусловно видят возможность реализовать себя и добиться успеха в жизни", а 48% считатают, что не смогут преуспеть в политике.

Зато около 90% уверены, что могут преуспеть в науке и образовании.

Григорий Гуров @GurovGrigoriy
отметил, что Минобрнауки в работе с молодёжью делает акцент на конкретные проекты для любых амбиций – от спортивных до карьерных и научных, а Евгений Сжёнов @szhenov и Матвей Навдаев напомнили, что важность работы с инфраструктурой не должна заменять необходимость работы с людьми. В том, числе с самой обычной, не "форумной" молодёжью, которая не стремиться к всероссийскому лидерству, но хочет ежедневно чувствовать заинтересованность в себе со стороны государства.
Школьники и молодежь: векторы и цели Движения (1/2)

День знаний у президента Владимира Путина выдался насыщенный – провел он его в Калиниграде, где успел в числе прочего провести первый в истории открытый урок «Разговоров о важном», а также в качестве председателя возглавил первое же заседание наблюдательного совета нового Общероссийского движения школьников и молодежи.

Оба этих массовых и публичных события были пронизаны одними и теми же идеями. Наблюдательный совет отличался большим креном в системную политику.

Связанность страны
Новое Движение (пока что название и символику формулируют школьники в рамках общероссийского краудсорсинга идей) должно будет стать инструментом стягивания различных регионов, города и села, регионов-лидеров и рядовой глубинки.

Более системное значение Движения – служить общей платформой для развития всех остальных форматов, будь то «Большая перемена» или «Юнармия». В этом смысле Движение должно быть максимально широким и, пожалуй, исчерпывающим по набору ценностей, в которые должны укладываться все его составляющие. Именно поэтому 26 крупнейших детско-юношеских организацией поставили свои подписи под уставом Движения.

Равенство возможностей
Россия – страна возможностей: эта формула является ключевой на нынешнем человекооринетированном прорывном этапе развития страны. Она же является собой название президентской платформы, которая является базовой для многочисленных конкурсов талантов, лучших управленческих практик, а также социальных лифтов. Но вместе с тем: Россия – страна равных возможностей. Именно эту идею должно будет реализовывать новое движение. Напомним, что аналогичные требования в области равенства образовательных возможностей уже давно выдвигаются как основные для политики в области школьного и детского дополнительного образования.

Президент отметил:

«Новое движение не должно стать привилегией для жителей больших городов, где проще наладить и организовать работу. Оно должно всё-таки присутствовать везде, где растут дети: в небольших посёлках, на селе и в самых отдалённых наших территориях».

Добровольность
Владимир Путин четко понимает, что погубило ту же самую пионерию – обязательность участия, жесткий контроль за школьниками и главенство взрослых. С новым Движением этого постараются избежать:

«Ключевой принцип движения – это добровольность участия. Здесь, конечно, не место какой бы то ни было «обязаловке», это должно быть абсолютно исключено. Ребёнок должен присоединяться к движению, потому что ему там интересно, а не потому что ему кто-то «предложил» или «рекомендовал», тем более заставил. Это совершенно неуместно.
<…>
Ни в коем случае нельзя допустить забюрокраченности этого процесса, иначе все пойдет насмарку с первых же шагов. Это важнейшее условие обеспечения успеха всего нашего предприятия».

Прекрасные и очень правильные установки главы государства, вместе с тем, могут вступить в противоречие с реальностью. Казус исполнителя, к сожалению, никто не отменял. Сама логика того, что движение должно стать массовым – будет подталкивать региональных чиновников и директоров школ максимально бравурно отчитываться о всеобщем и поголовном вступлении детей в Движение. К сожалению – и это беда управленцев в школьном образовании – по-другому они работать в основной своей массе просто не умеют.

Дети очень легко воспринимают новые форматы мышления – когда государство готово «подставить плечо», а президент страны выслушать идеи школьника. Способны ли на такую трансформацию управленцы – это большой вопрос. Аналогично тому, как во многих проектах (яркий пример – «Профессионалитет») уделяется внимание переподготовки региональных команд, для нужд Движения явно потребуется масштабное привлечение новых кадров (среди той же молодежи), а также «перефокусировки» мировоззрения тех из нынешних управленцев, кто к этому способен.

Подробнее: http://kremlin.ru/events/president/news/69247
Школьники и молодежь: векторы и цели Движения (2/2)

Ценности
В ходе выступления и дискуссии президент Владимир Путин формулировал тот самый набор ценностей движения, которые оно должно нативно воспитывать в ребятах и девчатах. В него входят: практика добрых дел; «семья, дружба, любовь к Родине, ценности самореализации и развития, деятельного участия в жизни всего общества, всей страны».

Здесь четко прослеживается запрос, которое Государство посылает Гражданскому обществу (а у него теперь есть и школьное, и молодежное измерение): исповедовать правильные ценности, быть активными, творить добро. Это внеполитическая «новая социалка», в которой государство дает, что может, но под обязательство со стороны граждан взять и сделать правильно. Именно поэтому детей активно привлекают к обсуждению форматов развития движения, а равно и делают его максимально доступной, но ни в коем случае не директивной возможностью.

Кадры
Президент обозначил: «Основная задача взрослых – помогать и поддерживать ребят, быть для них равноправными партнёрами, выстраивать организацию по тем правилам, которые предлагают сами участники движения, и вместе действовать так, чтобы консолидировать лучшие молодёжные и детские проекты, чтобы участие в них было доступно абсолютно всем: и детям, и подросткам».

Новые кадры должны стать навигаторами во взрослый мир, по информационным потокам и траекториям возможностей; старшими товарищами; коллегами и друзьями.

Получило еще одно творческую трактовку «наставничество» от главы государства: «Наставник – как лоцман, он должен помочь пройти верным курсом между Сциллой и Харибдой молодым людям, молодым душам, не потерпеть кораблекрушения в море этих вызовов и опасностей».

Мост
Не только регионы страны должно будет «сшивать» новое Движение. Вице-премьер Татьяна Голикова (которая его и курирует от Правительства) отметила важность нового Движения как моста: между школьниками и студентами. Аналогичный функционал у «Профессионалитета» - служить мостом между миром детства и взрослой жизни, школы и работы.

Татьяна Голикова отметила: «Уникальность движения в системе среднего профессионального образования заключается еще и в том, что в едином пространстве колледжа будут находиться как вчерашние школьники, так и студенты-наставники старших курсов. Это закрепит практику кураторства, наставничества и сделает важный акцент на традиционные ценности в системе воспитательной работы среднего профессионального образования».

Концепты
Даже пока безымянное, Движение обрастает айдентикой – участники придумывают мотивационные кричалки. По идейному порыву они очень похожи на пионерские речевки – но это говорит лишь о верности (в своих основах) как самой пионерии, так и озвучиваемых ценностей вместе с преемственностью.

Многие лики
Движение однозначно станет системным фактором молодежной политики и воспитания. У него много измерений, множество смыслов, которые в него будут привносить участники: пространство сотрудничества и сотворчества, инструмент единой системы воспитательной работы в школах, механизм интеграции различных пространств и измерений российского молодежного общества.

Задача руководства движения и их координаторов – соблюсти все интересы, поставив во главу – потребности самих детей. Уже есть примеры, где удалось не всё – БРСМ в братской Белоруссии, пионерия времен СССР. У России сейчас есть уникальный исторический шанс не просто создать массовой движение, но и приучить целое поколение молодых россиян к свободному и ответственному выбору. Если удастся сейчас тактично и с позиций добровольности организовать действительно массовое движение, то – с учетом нынешних результатов молодежной политики – через пару электоральных циклов мы получим тех самых «россиян 2.0» — свободных и ответственных, готовых прийти на помощь и объединиться перед лицом беды, патриотов и волонтеров.
День знаний в военном учебном центре НИУ «МЭИ»

В четырех московских университетах День знания начался с поздравления от Сергея Шойгу, министра обороны России. Впервые министр обратился с поздравлением не только к личному составу ведомственных образовательных учреждений, но к студентам гражданских вузов, проходящих подготовку в военных учебных центрах при университетах.

В число московских вузов, отобранных для участия в мероприятии, вошел НИУ Московский энергетический институт. Рядом с плацом НИУ «МЭИ» был развернут уникальный коммуникационный комплекс, который обеспечил связь со Штабом Минобороны.

Министр обратился к учащимся и открыл традицию церемонии поднятия Государственного флага и исполнения гимна России: «В соответствии с решением президента Российской Федерации, с этого учебного года каждая неделя начинается с церемонии поднятия Государственного флага и исполнения гимна России. К торжественной церемонии поднятия флага приступить», — заявил министр.

Сергей Шойгу отметил, что нынешняя геополитическая ситуация требует внимательной работы над подготовкой специалистов: «В условиях обострения геополитической обстановки, главный приоритет — подготовка высококвалифицированных специалистов.

Следует учитывать использование противниками перспективных средств поражения, поэтому в учебные программы внесены корректировки».


После официальной части к студентам ВУЦ обратился Николай Рогалев, ректор университета НИУ «МЭИ»:

«Все мы вами гордимся, вы хороший ориентир для наших девчонок и мальчишек.
Я желаю успехов в освоении военных и гражданских знаний, успехов в новом учебном году!»
#выборыРАН – Этика переизбрания и особенности агитации

В различных выборах наибольшие этические дилеммы встают перед теми, кто, занимая тот или иной пост, претендует на очередной срок. Президент Владимир Путин не раз переизбирался и каждый раз очень чутко относился к тому, чтобы не злоупотреблять имеющимися полномочиями. Следуя его примеру, президент РАН Александр Сергеев также избегает крупных заявлений о своей программе – он занимается делами, которые говорят за него и о которых говорят за него. Обратимся к интервью руководителя Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексея Арбатова.

Глава Академии наук играет огромную роль в ее судьбе – особенно в нынешний критический момент, когда ситуация резко изменилась по сравнению с тем, что мы имели в предыдущие десятилетия.

Научную деятельность в огромной степени определяет теперь аппарат Министерства высшего образования и науки: он оценивает результаты наших работ, одобряет или не одобряет научные планы, выделяет гранты. Зачастую это делают достойные уважения профессиональные менеджеры, но многие из них к науке не имеют отношения и ни одного дня не работали в научной среде. Они замучили ученых бюрократической отчетностью, которая отнимает уйму времени от научной деятельности. Как будто наука – это не творческий, а сырьевой или производственной комплекс.

Конечно, против Сергеева выступает целый ряд членов РАН: одни ругают его за то, что он слишком осторожный и не идет на принципиальный конфликт с властью, другие критикуют за то, что он не превратил Академию наук в департамент одного из правительственных министерств, чтобы получить побольше денег. Но то, что его критикуют и с той, и с другой стороны, мне кажется, идет ему в плюс. Потому что это говорит о том, что это человек разумный, имеет сбалансированную позицию, не впадает в крайности и в общем четко представляет себе магистраль, по которой надо вести Академию наук, как говорится, в предложенных обстоятельствах.

Я не хочу выглядеть лоббистом Сергеева. Да, я предпочитаю его другим кандидатам, но критически высказываться в адрес его соперников я считаю некорректным. У каждого из кандидатов есть достоинства и недостатки, но все они – авторитетные ученые и организаторы науки, пользуются заслуженным уважением РАН.

Вы знаете, главное, что отличает Сергеева от его конкурентов – возможность отчитаться за прошедшие 5 лет. Другие кандидаты могут сказать, что они теоретически хотели бы сделать иначе и как бы они на месте Сергеева себя вели. Но Александр Михайлович имеет вполне конкретный послужной список в должности президента, на основании которого члены РАН будут иметь возможность вынести свое суждение о том, оправдывает ли он оказанное ему доверие или нет. Основываясь на своем послужном списке, он может не абстрактно говорить, что было бы хорошо сделать в будущем, а докладывать: вот что я уже сделал, и в продолжение этого – вот что я собираюсь сделать в следующие пять лет. Это отличает его от других кандидатов, хотя все они достойные люди.

Еще важно, что Сергеев – крупный ученый с мировым именем, каким и должен быть президент Российской академии наук, это традиция нашей Академии.

На мой взгляд, еще одним достоинством академика Сергеева является то, что, будучи крупным ученым в области естественных наук, он с уважением относится к общественным наукам. У нас «естественники», представители точных наук нередко высокомерно относятся к общественным наукам, считая, что они, мол, не основаны на твердой почве, а завязаны на конъюнктуру, политику, пропаганду. Нужно признать, что такое отношение небезосновательно, значительная часть наших гуманитарных теорий и откровений действительно «колеблется вместе с генеральной линией». Но Сергеев не судит обо всем огульно, он относится с уважением к тем направлениям общественных наук, которые основаны на твердой доказательной базе, на объективном анализе, на реальных исследованиях, а не на обслуживании чьих-то интересов. Это, в том числе, относится к теме стратегической стабильности и развитию концепций контроля над вооружениями.

Полный текст интервью.