НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
🤖 Робот Макс ответил на 1 млн вопросов о частичной мобилизации

Цифровой ассистент портала Госуслуг Робот Макс отвечает на вопросы граждан о частичной мобилизации. С 21 сентября робот уже ответил на 1 миллион вопросов по этой теме.

Макс – цифровой помощник Госуслуг, он появился на портале в ноябре 2021 года. Робот Макс дополняет традиционный поиск и отвечает в онлайн-режиме на вопросы пользователей.

Какие вопросы о мобилизации чаще всего задавали Роботу Максу
🔹 Кого могут мобилизовать
🔹 Освобождение от призыва
🔹 Возрастные ограничения

Также почти 4 тыс. запросов поступило по теме, как добровольно записаться в армию.

В ближайшее время на портале Госуслуг будет запущен специальный сервис, с помощью которого специалисты ИТ и связи, соответствующие требованиям, смогут подать заявление о непривлечении к мобилизации.
Помогать отвечать на вопросы по заполнению заявления также будет цифровой помощник Робот Макс.

@mintsifry
Школьная стандартизация – предметы и учебники

Президент Владимир Путин 24 сентября подписал федеральный закон №371. Он вводит новый формат в преподавании ряда школьных дисциплин, а также более жестко регламентирует вопросы издания учебников.

Вводится понятие федеральной основной общеобразовательной программы. Это полный комплект учебно-методической документации, которая задает единый уровень требований. Школы могут напрямую применять ФООП либо же разрабатывать собственные программы, но уровень требований их не может быть ниже, чем в ФООП.

Выделены предметы, по которым образовательные организации обязаны использовать федеральные основные образовательные программы. Для младшей школы – это «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир». Для средней и старшей – Русский язык, Литература, История, Обществознание, География и ОБЖ.

Примечателен пункт 6-bis, вносимый в статью 12 ФЗ «Об образовании» согласно которому школы вправе перераспределить часы, отведенные на предметы, по которым не проводится государственная итоговая аттестация. Сделать это возможно в пользу углубленного изучения иных дисциплин, а также профильное обучение.

Разрабатывать и утверждать ФООП будет Минпросвещения. Подобный переход от рамочного формата требований к их исчерпывающему изложению вызван необходимостью более четко отслеживать содержание информации, которую доносят учителя до учеников, а также усилить воспитательные и патриотические компоненты работы школ.

Второй блок изменений касается учебников. Для начала – учебники теперь не могут существовать в отрыве от учебных пособий, они идут в комплекте.

Возникает новый референтный документ по содержанию – не только ФГОС, но и ФООП.

Все вопросы по формированию, ведению и обновлению федерального перечня учебников закреплены за Минпросвещения.

Ключевые перемены в самой логике создания и издания учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий. Теперь будет формироваться госзаказ на разработку учебников. Минпросвещения выступает оператором этого процесса и с финансовой, и с содержательной точки зрения. Поскольку учебники будут создаваться за бюджетный счет, то и авторские права отойдут государству.

Эти изменения отражают объективный процесс трансформации рынка учебной литературы. Идет дрейф к сокращению количества линеек – в идеале до одной – по предметам. Кроме того, основную часть рынка издания учебников контролирует единственный игрок – издательство «Просвещение». В этих условиях логично стремление государства более плотно контролировать не только содержание, но и финансовые составляющие издательских процессов.

Оба блока изменений, как сообщает один из соавторов закона глава Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова @gumerova, направлены на формирование единого образовательного пространства в масштабах всей страны. Это должно обеспечить бесшовный переход ребенка из школы в школу.

Ясно видны и иные задачи, которые решают данные трансформации – усиление контроля за содержанием дисциплин и учебников по самым чувствительным с точки зрения воспитания и патриотического просвещения предметам школьной программы.

В необходимой мере изменения коснутся и системы СПО. Однако, лишь общеобразовательных предметов. Но их, судя по движению по вектору «Профессионалитета», будет в образовательных программах все меньше и меньше.

Различные блоки изменений будут вступать в силу постепенно – вплоть до сентября 2023 года. У школ и издателей учебников будет время подготовиться к трансформациям.

После появления законопроекта возникли дискуссии о том, будет ли подобная схема применена к обязательным предметам в университетах – в числе которых История, Русский язык, Философия и пр. Однозначно ясно то, что новый расширенный модуль по истории будет внедряться по единым методическим канонам, а значит – можно ожидать и единую программу, и однозначную линейку учебников «первого выбора».

Подробнее: текст ФЗ.
⚡️Источник НОП в АП сообщает, что вопросы призыва в рамках мобилизации по категориям, не вошедшим в указ Президента РФ, в последние дни активно обсуждаются и прорабатываются в диалоге с Минобороны, Минобрнауки, комитетами Государственной Думы.

Имеется осторожный прогноз включения в ближайшие дни в список лиц, имеющих отсрочку от мобилизации, студентов негосударственных вузов и аспирантов.

Вместе с тем, знаем, что по другим категориям лиц также ведутся консультации ( в т.ч. ординаторы, ассистенты-стажёры и лица с учёной степенью), но тут пока воздержимся от прогнозов.
⚡️ Максут Шадаев: «Вопрос по поводу отсрочки для учителей информатики и специалистов в вузах проработаем с Минпросвещения и Минобрнауки».

@mintsifry
Главный язык Европы

Вчера был Европейский день языков — праздник, провозглашённый Советом Европы и поддержанный Европейским союзом.
Основная цель дня — поощрение изучения и освоение различных языков как в школах, так и вне их на протяжении всей жизни человека.

Самым распространённым языком Европы (по числу носителей как родного) является русский язык как географически, так и территориально: более 105 млн проживают в европейской части России, от 15 до 40 млн носителей русского, включая двуязычных, насчитывается на Украине, от 6 до 10 млн в Белоруссии. В целом русский считают родным более 150 миллионов европейцев.

Далее с большим отрывом следует немецкий язык — около 95 миллионов, французский язык — 66 миллионов, английский язык — 63 миллиона, итальянский язык — 60 миллионов, испанский и польский языки — примерно по 40 млн носителей и украинский язык — около 25-30 млн носителей.

В последние годы языковая картина Европы существенно изменилась. В Москве как крупнейшем мегаполисе Европы вы часто встретите голоса почти всех стран СНГ, многие немцы говорят на турецком, французы на арабском и т.д.

Стоит отметить, что на русском языке хорошо говорят граждане многих европейских держав, а в ряде стран ЕС и в наши дни самые престижные государственные школы – так называемые "русские школы", названные зачастую в честь наших великих соотечественников (Пушкин, Гагарин и т.д.).

Неудобный факт для уважаемых отечественных служб, ответственных за сохранение и укрепление русского языка за рубежом (в т.ч. в Европе) , состоит в том, что наш великий и могучий сохраняется и развивается в основном не благодаря, а вопреки.

Возможные возражения из серии "ну там же недружественные страны, они выгоняют наших дипломатов" не выдерживают критики. Сохраниться и жить русскому языку за рубежом позволяют и помогают не дипломаты, а обычные люди – русофилы, которые продолжают уважать Достоевского и Толстого независимо от градуса мировой политической повестки.
Forwarded from НОП.РЕКТОРЫ
Вузам

Многие вузы столкнулись с трудностями формирования информационного сопровождения и консультирования по вопросам частичной мобилизации. Не у всех созданы косультационные и психологические службы, на начальной стадии развития находятся ситуационные центры, а медиаслужбы мало времени уделяют вопросам мобилизации.

Если в вашем вузе уже успешно реализуется информирование учащихся и сотрудников и вы хотите поделиться опытом с коллегами из других вузов — пишите нам @SciEduPol_bot.

Кроме публикации в НОП, лучшие ваши практики мы представим в Комитет Государственной Думы по молодёжной политике и коллегам в Минобрнауки России.
⚡️⚡️Президент РАН Геннадий Красников: "Российская академия наук готовит обращение к Минобрнауки и Министерству обороны РФ об освобождении от мобилизации аспирантов, кандидатов и докторов наук".
📑 Список специальностей, подходящих под критерии освобождения от мобилизации для специалистов ИТ и связи

Уточнили, какое образование имеют профильные специалисты в ИТ-компаниях и операторах связи. Перечень составлен на основе предложений отраслевых ассоциаций и системообразующих компаний и в целом комплексно отражает структуру их занятости. ИТ и связь развиваются стремительными темпами, поэтому многие в отрасль приходят из смежных специальностей.

Цифровые сервисы проникают во все значимые сферы жизни и отрасли экономики, поэтому зачастую разработка для них ИТ-решений невозможна без привлечения отраслевых специалистов. Это особенно актуально с учетом поставленной Президентом задачи обеспечить цифровую зрелость ключевых отраслей экономики и социальной сферы на основе отечественных разработок. Хотим напомнить, что успешное развитие высокотехнологичных компаний невозможно и без квалифицированных управленческих кадров.

🔹 Специальности в ИТ-отрасли и связи.

В перечень вошли специальности, которые были утверждены приказами Минобрнауки в 2013 году (актуальные), и специальности, по которым обучались раньше. Между ними в Приложении 2 к Приказу Минцифры установлено соответствие. При заполнении заявлении на Госуслугах надо найти наименование своей специальности (как в дипломе) в таблице и по ней найти ее актуальное наименование, которое требуется указать в заявлении.

Не забываем, что наличие соответствующей специальности и трудоустройство в аккредитованной ИТ-организации или в операторе связи само по себе не дает права на освобождение от призыва. Необходимо также выполнять критически важные функции.

Все критерии для непривлечения к мобилизации указаны здесь.

🔹Что делать, если повестку уже получил:

👉 сотрудник ИТ-компании
👉 сотрудник телеком-компании
👉 сотрудник СМИ

@mintsifry
Слои прорыва – микроэлектроника

Совершенно неслучайно эфир «Картины мира» про нано- и микроэлектронику был запланирован на первое воскресенье после выборов президента РАН. И хотя в подводки коррективы не вносились – все равно разговор Михаила Ковальчука с Геннадием Красниковым приобрел дополнительный флер долгожданного диалога Курчатовский институт – Академия наук.

Микроэлектроника, как признали собеседники в самом начале – это сквозная и вытягивающая технология и для технологического, и для цифрового прорыва. В региональном измерении всю программу звучал Зеленоград – как образец наукограда и отработанного взаимодействия наука – производство.

Стоит напомнить, что в Зеленограде создается центр Московской технологической долины. Его ядром станет синхротрон, который после расконсервации было решено не везти на остров Русский, а развернуть в Зеленограде – как раз на нужны физики твердого тела и микроэлектроники. Кстати, ДВФУ и экосистема острова Русский в накладе не осталась – им отправились изученные вдоль и поперек модули с синхротрона КИСИ-Курчатов, которые высвободились после его модернизации.

В Зеленограде детально отработано взаимодействие в треугольнике «образование (МИЭТ) – наука (целое созвездие НИИ) – производство (в основном завод Микрон). Именно на базе Зеленограда и МТД будут пытаться заново пересобрать российскую «кремниевую долину».

С точки зрения научно-технологической политики, кейс Зеленограда особенно важен для связки Михаил Ковальчук – Сергей Собянин. У Москвы – как и у любой иной столицы великой научной державы – есть проблема: в ней расположены лидеры – но это федеральные институты. Не то чтобы была особая нужда делить науку на московскую и федеральную, но амбиции у российской столицы безусловно есть.

В этой связи особенно важны два проекта. Первый – особая экономическая зона Технополис «Москва». Именно здесь расположено много производителей микроэлектронных компонентов и конечных изделий. Вторая – как раз Московская технологическая долина в Зеленограде, которая выстраивается вокруг синхротрона.

В настоящее время разворачивается стратегия развития микроэлектронной промышленности. Геннадий Красников выделил 2 основных направления:
1. Достижение технологической независимости страны в ключевых сферах – банки, навигация, медицина и т.п.
2. Завоевание мирового рынка через прорывные технологии.

Михаил Ковальчук, со своей стороны, обозначил две зоны применения российских наработок в области микроэлектроники:
1. Массовое потребление – чипы для смарт-карт, проездных и пр.
2. Спецприменение – чтобы летали Сарматы, новейшие самолеты, ездили Арматы и т.п.

Через лихие 90-е российскую микроэлектронику провел как раз гособоронзаказ, при котором предъявлялись повышенные требования по защищенности электронных компонентов. Теперь появляется возможность обратного переплескивания технологий и наработок на гражданку. В этой связи актуализируется роль ОПК как одного из локомотивов научно-технологического прорыва.

Михаил Ковальчук особенно подчеркнул системное значение микроэлектроники для развития цифровых процессов. Ведь микроэлектроника – это тот самый хард, без которого софт (ПО) и скиллс (подготовка кадров) не смогут полноценно закрутить тройную спираль digital-прорыва.

Президент Курчатовского института справедливо отмечает – у России есть свои наработки и собственные технологии, чтоб повторить опыт микроэлектронного рывка 1950-х гг. В нем особенно важную роль сыграли наука (в том числе, фундаментального уровня) и вузовская экосистема (подготовка кадров, интеграция в исследования и производство через базовые кафедры). Ключевым университетом для микроэлектронного прорыва логично назначен МИЭТ.

Микроэлектроника – это зона особенно пристального внимания и президента Владимира Путина, и премьер-министра Михаила Мишустина. С последним Михаил Ковальчук уже давно работает командно: разделены зоны влияния, определены пространства солидарной ответственности. Одним из основных как раз и стала микроэлектроника.

Подробнее: https://smotrim.ru/video/2483672
Мобилизация: вопрос-ответ

Если использовал отсрочку в период обучения в колледже, после прошёл срочную службу, сейчас обучаюсь в вузе на очной форме, подлежу ли я призыву по частичной мобилизации?

Статья 24 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 содержит условия, ограничивающие получение отсрочки для прохождения военной службы по призыву (в армии).

❗️ Призыв для службы в армии НЕ равно призыв по частичной мобилизации. Призыв по мобилизации регулируется ФЗ-31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». Расширение перечня лиц, для которых предусмотрена отсрочка по мобилизации, может регулироваться Постановлениями Правительства и Указами Президента.

В рамках частичной мобилизации, объявленной Указом Президента № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» от 21.09.2022, п. 2 статьи 18 «Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации» ФЗ-31 был дополнен Указом Президента № 664 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации» от 24.09.2022.

В соответствии с Указом отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется студентам, обучающимся по очной и очно-заочной формам обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования в государственных образовательных организациях, в научных организациях и получающим образование соответствующего уровня впервые.

❗️Есть ограничения, связанные с повторным получением образования, формой его получения, статусом образовательного учреждения как государственного и аккредитацией программ, однако текст Указа НЕ содержит условий, которые касаются последовательности и непрерывности получаемого образования как основания для отказа в отсрочке для призыва по частичной мобилизации.

❗️Обращаем внимание, что Указ распространяется на следующие ступени образования: среднее профессиональное образование, бакалавриат, специалитет, магистратура. Хотя аспирантура, согласно буквы закона, тоже входит, на практике, из текста Указа этого не следует.
❗️ Последовательность и непрерывность образования для студентов СПО, бакалавриата, специалитета и магистратуры НЕ регламентированы как основание для отказа в отсрочке для призыва по частичной мобилизации в соответствии с Указом Президента № 664 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации»
Более 10 тысяч звонков за трое суток поступило на горячую линию Минобрнауки России по вопросам, связанным с частичной мобилизацией, возникающим у обучающихся в вузах

Мы публикуем самые часто задаваемые вопросы и ответы. Напоминаем, что горячая линия работает круглосуточно по телефону: 8 (800) 222-55-71 (доб. 1, доб. 2).

Если вы студент и получили повестку — обратитесь на горячую линию, либо заполните форму.

Часть 1 / Часть 2
Более 10 тысяч звонков за трое суток поступило на горячую линию Минобрнауки России по вопросам, связанным с частичной мобилизацией, возникающим у обучающихся в вузах

Мы публикуем самые часто задаваемые вопросы и ответы. Напоминаем, что горячая линия работает круглосуточно по телефону: 8 (800) 222-55-71 (доб. 1, доб. 2).

Если вы студент и получили повестку — обратитесь на горячую линию, либо заполните форму.

Часть 1 / Часть 2