Слои прорыва – микроэлектроника
Совершенно неслучайно эфир «Картины мира» про нано- и микроэлектронику был запланирован на первое воскресенье после выборов президента РАН. И хотя в подводки коррективы не вносились – все равно разговор Михаила Ковальчука с Геннадием Красниковым приобрел дополнительный флер долгожданного диалога Курчатовский институт – Академия наук.
Микроэлектроника, как признали собеседники в самом начале – это сквозная и вытягивающая технология и для технологического, и для цифрового прорыва. В региональном измерении всю программу звучал Зеленоград – как образец наукограда и отработанного взаимодействия наука – производство.
Стоит напомнить, что в Зеленограде создается центр Московской технологической долины. Его ядром станет синхротрон, который после расконсервации было решено не везти на остров Русский, а развернуть в Зеленограде – как раз на нужны физики твердого тела и микроэлектроники. Кстати, ДВФУ и экосистема острова Русский в накладе не осталась – им отправились изученные вдоль и поперек модули с синхротрона КИСИ-Курчатов, которые высвободились после его модернизации.
В Зеленограде детально отработано взаимодействие в треугольнике «образование (МИЭТ) – наука (целое созвездие НИИ) – производство (в основном завод Микрон). Именно на базе Зеленограда и МТД будут пытаться заново пересобрать российскую «кремниевую долину».
С точки зрения научно-технологической политики, кейс Зеленограда особенно важен для связки Михаил Ковальчук – Сергей Собянин. У Москвы – как и у любой иной столицы великой научной державы – есть проблема: в ней расположены лидеры – но это федеральные институты. Не то чтобы была особая нужда делить науку на московскую и федеральную, но амбиции у российской столицы безусловно есть.
В этой связи особенно важны два проекта. Первый – особая экономическая зона Технополис «Москва». Именно здесь расположено много производителей микроэлектронных компонентов и конечных изделий. Вторая – как раз Московская технологическая долина в Зеленограде, которая выстраивается вокруг синхротрона.
В настоящее время разворачивается стратегия развития микроэлектронной промышленности. Геннадий Красников выделил 2 основных направления:
1. Достижение технологической независимости страны в ключевых сферах – банки, навигация, медицина и т.п.
2. Завоевание мирового рынка через прорывные технологии.
Михаил Ковальчук, со своей стороны, обозначил две зоны применения российских наработок в области микроэлектроники:
1. Массовое потребление – чипы для смарт-карт, проездных и пр.
2. Спецприменение – чтобы летали Сарматы, новейшие самолеты, ездили Арматы и т.п.
Через лихие 90-е российскую микроэлектронику провел как раз гособоронзаказ, при котором предъявлялись повышенные требования по защищенности электронных компонентов. Теперь появляется возможность обратного переплескивания технологий и наработок на гражданку. В этой связи актуализируется роль ОПК как одного из локомотивов научно-технологического прорыва.
Михаил Ковальчук особенно подчеркнул системное значение микроэлектроники для развития цифровых процессов. Ведь микроэлектроника – это тот самый хард, без которого софт (ПО) и скиллс (подготовка кадров) не смогут полноценно закрутить тройную спираль digital-прорыва.
Президент Курчатовского института справедливо отмечает – у России есть свои наработки и собственные технологии, чтоб повторить опыт микроэлектронного рывка 1950-х гг. В нем особенно важную роль сыграли наука (в том числе, фундаментального уровня) и вузовская экосистема (подготовка кадров, интеграция в исследования и производство через базовые кафедры). Ключевым университетом для микроэлектронного прорыва логично назначен МИЭТ.
Микроэлектроника – это зона особенно пристального внимания и президента Владимира Путина, и премьер-министра Михаила Мишустина. С последним Михаил Ковальчук уже давно работает командно: разделены зоны влияния, определены пространства солидарной ответственности. Одним из основных как раз и стала микроэлектроника.
Подробнее: https://smotrim.ru/video/2483672
Совершенно неслучайно эфир «Картины мира» про нано- и микроэлектронику был запланирован на первое воскресенье после выборов президента РАН. И хотя в подводки коррективы не вносились – все равно разговор Михаила Ковальчука с Геннадием Красниковым приобрел дополнительный флер долгожданного диалога Курчатовский институт – Академия наук.
Микроэлектроника, как признали собеседники в самом начале – это сквозная и вытягивающая технология и для технологического, и для цифрового прорыва. В региональном измерении всю программу звучал Зеленоград – как образец наукограда и отработанного взаимодействия наука – производство.
Стоит напомнить, что в Зеленограде создается центр Московской технологической долины. Его ядром станет синхротрон, который после расконсервации было решено не везти на остров Русский, а развернуть в Зеленограде – как раз на нужны физики твердого тела и микроэлектроники. Кстати, ДВФУ и экосистема острова Русский в накладе не осталась – им отправились изученные вдоль и поперек модули с синхротрона КИСИ-Курчатов, которые высвободились после его модернизации.
В Зеленограде детально отработано взаимодействие в треугольнике «образование (МИЭТ) – наука (целое созвездие НИИ) – производство (в основном завод Микрон). Именно на базе Зеленограда и МТД будут пытаться заново пересобрать российскую «кремниевую долину».
С точки зрения научно-технологической политики, кейс Зеленограда особенно важен для связки Михаил Ковальчук – Сергей Собянин. У Москвы – как и у любой иной столицы великой научной державы – есть проблема: в ней расположены лидеры – но это федеральные институты. Не то чтобы была особая нужда делить науку на московскую и федеральную, но амбиции у российской столицы безусловно есть.
В этой связи особенно важны два проекта. Первый – особая экономическая зона Технополис «Москва». Именно здесь расположено много производителей микроэлектронных компонентов и конечных изделий. Вторая – как раз Московская технологическая долина в Зеленограде, которая выстраивается вокруг синхротрона.
В настоящее время разворачивается стратегия развития микроэлектронной промышленности. Геннадий Красников выделил 2 основных направления:
1. Достижение технологической независимости страны в ключевых сферах – банки, навигация, медицина и т.п.
2. Завоевание мирового рынка через прорывные технологии.
Михаил Ковальчук, со своей стороны, обозначил две зоны применения российских наработок в области микроэлектроники:
1. Массовое потребление – чипы для смарт-карт, проездных и пр.
2. Спецприменение – чтобы летали Сарматы, новейшие самолеты, ездили Арматы и т.п.
Через лихие 90-е российскую микроэлектронику провел как раз гособоронзаказ, при котором предъявлялись повышенные требования по защищенности электронных компонентов. Теперь появляется возможность обратного переплескивания технологий и наработок на гражданку. В этой связи актуализируется роль ОПК как одного из локомотивов научно-технологического прорыва.
Михаил Ковальчук особенно подчеркнул системное значение микроэлектроники для развития цифровых процессов. Ведь микроэлектроника – это тот самый хард, без которого софт (ПО) и скиллс (подготовка кадров) не смогут полноценно закрутить тройную спираль digital-прорыва.
Президент Курчатовского института справедливо отмечает – у России есть свои наработки и собственные технологии, чтоб повторить опыт микроэлектронного рывка 1950-х гг. В нем особенно важную роль сыграли наука (в том числе, фундаментального уровня) и вузовская экосистема (подготовка кадров, интеграция в исследования и производство через базовые кафедры). Ключевым университетом для микроэлектронного прорыва логично назначен МИЭТ.
Микроэлектроника – это зона особенно пристального внимания и президента Владимира Путина, и премьер-министра Михаила Мишустина. С последним Михаил Ковальчук уже давно работает командно: разделены зоны влияния, определены пространства солидарной ответственности. Одним из основных как раз и стала микроэлектроника.
Подробнее: https://smotrim.ru/video/2483672
smotrim.ru
Картина мира с Михаилом Ковальчуком. Микроэлектроника, наноэлектроника
Микроэлектроника сегодня является основой высокотехнологичного мира и представляет собой сложный и суперсовременный комплекс наук, технологий и уникальных производств. Специальные чипы и их аналоги применяются в банковских и транспортных картах, медицинских…
Мобилизация: вопрос-ответ
❓ Если использовал отсрочку в период обучения в колледже, после прошёл срочную службу, сейчас обучаюсь в вузе на очной форме, подлежу ли я призыву по частичной мобилизации?
Статья 24 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 содержит условия, ограничивающие получение отсрочки для прохождения военной службы по призыву (в армии).
❗️ Призыв для службы в армии НЕ равно призыв по частичной мобилизации. Призыв по мобилизации регулируется ФЗ-31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». Расширение перечня лиц, для которых предусмотрена отсрочка по мобилизации, может регулироваться Постановлениями Правительства и Указами Президента.
В рамках частичной мобилизации, объявленной Указом Президента № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» от 21.09.2022, п. 2 статьи 18 «Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации» ФЗ-31 был дополнен Указом Президента № 664 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации» от 24.09.2022.
В соответствии с Указом отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется студентам, обучающимся по очной и очно-заочной формам обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования в государственных образовательных организациях, в научных организациях и получающим образование соответствующего уровня впервые.
❗️Есть ограничения, связанные с повторным получением образования, формой его получения, статусом образовательного учреждения как государственного и аккредитацией программ, однако текст Указа НЕ содержит условий, которые касаются последовательности и непрерывности получаемого образования как основания для отказа в отсрочке для призыва по частичной мобилизации.
❗️Обращаем внимание, что Указ распространяется на следующие ступени образования: среднее профессиональное образование, бакалавриат, специалитет, магистратура. Хотя аспирантура, согласно буквы закона, тоже входит, на практике, из текста Указа этого не следует.
❓ Если использовал отсрочку в период обучения в колледже, после прошёл срочную службу, сейчас обучаюсь в вузе на очной форме, подлежу ли я призыву по частичной мобилизации?
Статья 24 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 содержит условия, ограничивающие получение отсрочки для прохождения военной службы по призыву (в армии).
❗️ Призыв для службы в армии НЕ равно призыв по частичной мобилизации. Призыв по мобилизации регулируется ФЗ-31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». Расширение перечня лиц, для которых предусмотрена отсрочка по мобилизации, может регулироваться Постановлениями Правительства и Указами Президента.
В рамках частичной мобилизации, объявленной Указом Президента № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» от 21.09.2022, п. 2 статьи 18 «Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации» ФЗ-31 был дополнен Указом Президента № 664 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации» от 24.09.2022.
В соответствии с Указом отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется студентам, обучающимся по очной и очно-заочной формам обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования в государственных образовательных организациях, в научных организациях и получающим образование соответствующего уровня впервые.
❗️Есть ограничения, связанные с повторным получением образования, формой его получения, статусом образовательного учреждения как государственного и аккредитацией программ, однако текст Указа НЕ содержит условий, которые касаются последовательности и непрерывности получаемого образования как основания для отказа в отсрочке для призыва по частичной мобилизации.
❗️Обращаем внимание, что Указ распространяется на следующие ступени образования: среднее профессиональное образование, бакалавриат, специалитет, магистратура. Хотя аспирантура, согласно буквы закона, тоже входит, на практике, из текста Указа этого не следует.
❗️ Последовательность и непрерывность образования для студентов СПО, бакалавриата, специалитета и магистратуры НЕ регламентированы как основание для отказа в отсрочке для призыва по частичной мобилизации в соответствии с Указом Президента № 664 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации»
Президент России
Указ «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации»
Президент подписал Указ «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации».
Forwarded from Минобрнауки России
Более 10 тысяч звонков за трое суток поступило на горячую линию Минобрнауки России по вопросам, связанным с частичной мобилизацией, возникающим у обучающихся в вузах
Мы публикуем самые часто задаваемые вопросы и ответы. Напоминаем, что горячая линия работает круглосуточно по телефону: 8 (800) 222-55-71 (доб. 1, доб. 2).
Если вы студент и получили повестку — обратитесь на горячую линию, либо заполните форму.
Часть 1 / Часть 2
Мы публикуем самые часто задаваемые вопросы и ответы. Напоминаем, что горячая линия работает круглосуточно по телефону: 8 (800) 222-55-71 (доб. 1, доб. 2).
Если вы студент и получили повестку — обратитесь на горячую линию, либо заполните форму.
Часть 1 / Часть 2
Forwarded from Минобрнауки России
Более 10 тысяч звонков за трое суток поступило на горячую линию Минобрнауки России по вопросам, связанным с частичной мобилизацией, возникающим у обучающихся в вузах
Мы публикуем самые часто задаваемые вопросы и ответы. Напоминаем, что горячая линия работает круглосуточно по телефону: 8 (800) 222-55-71 (доб. 1, доб. 2).
Если вы студент и получили повестку — обратитесь на горячую линию, либо заполните форму.
Часть 1 / Часть 2
Мы публикуем самые часто задаваемые вопросы и ответы. Напоминаем, что горячая линия работает круглосуточно по телефону: 8 (800) 222-55-71 (доб. 1, доб. 2).
Если вы студент и получили повестку — обратитесь на горячую линию, либо заполните форму.
Часть 1 / Часть 2
Forwarded from НОП. Научно-образовательная политика
Сегодня в 17:30 приму участие в работе заседания Экспертного совета Комитета Государственной Думы по молодежной политике.
Комитет Артёма Метелева @artemmetelev сегодня несёт большую нагрузку, очень активно участвуя в поддержке студентов, неправомерно мобилизованных.
На заседании обсудим итоги деятельности ЭС, планы на осеннюю сессию 2022 и международный опыт работы с молодежью (кейс Вышки). Ключевой темой станет работа общественных организаций, бизнеса и общество в целом по поддержке семей мобилизованных.
Ещё одной важной темой повестки будет обсуждение социологических исследований в молодёжной среде: итоги работы представит "Центр 14/35". Я также планирую рассказать о работе, которую мы с коллегами по "Научно– образовательной политике" @scienpolicy провели в части иследований запросов университетской молодёжи.
Комитет Артёма Метелева @artemmetelev сегодня несёт большую нагрузку, очень активно участвуя в поддержке студентов, неправомерно мобилизованных.
На заседании обсудим итоги деятельности ЭС, планы на осеннюю сессию 2022 и международный опыт работы с молодежью (кейс Вышки). Ключевой темой станет работа общественных организаций, бизнеса и общество в целом по поддержке семей мобилизованных.
Ещё одной важной темой повестки будет обсуждение социологических исследований в молодёжной среде: итоги работы представит "Центр 14/35". Я также планирую рассказать о работе, которую мы с коллегами по "Научно– образовательной политике" @scienpolicy провели в части иследований запросов университетской молодёжи.
Полярная звезда Монголии
19 сентября в посольстве Монголии в РФ прошла торжественная церемония вручения ордена «Алтан гадас» («Полярная звезда») ректору Национального исследовательского университета «МЭИ», доктору наук, профессору Николаю Рогалеву.
Николай Рогалев, ректор НИУ «МЭИ», рассказал «Научно-образовательной политике» о сотрудничестве университета с Монголией:
С 1959 года НИУ «МЭИ» окончили почти 300 выпускников из Монголии. На сегодняшний день в НИУ «МЭИ» граждане Монголии обучаются по следующим направлениям подготовки: «Электроэнергетика и электротехника», «Информатика и вычислительная техника», «Теплоэнергетика и теплотехника».
Также сейчас у нас работают сотрудники Научно-исследовательского центра по атомной энергетике. Помимо них, в НИУ «МЭИ» работают еще несколько граждан Монголии.
Выпускники НИУ «МЭИ» успешно работают в органах государственной власти Монголии, занимают посты Министров, директоров ТЭЦ, возглавляют крупные компании. Многие выпускники НИУ «МЭИ» успешно работают в энергетике, промышленности, в современных IT компаниях, университетах Монголии.
В настоящее время НИУ «МЭИ» активно сотрудничает с университетами Монголии. Наиболее тесные связи у нас с Монгольским государственным университетом науки и технологий и Улаанбаатарским университетом.
С 2018 года я являюсь сопредседателем правления Российско-Монгольского консорциума технических университетов с российской стороны. В рамках консорциума обеспечивается работа сетевых совместных образовательных программ Монгольского государственного университета науки и технологии с российскими университетами. В 2018 году у нас в университете был открыт Российско-монгольский центр цифровых технологий в энергетике. За последние 5 лет совместно с Энергетическим институтом Монгольского государственного университета науки и технологии развернута программа подготовки на базе НИУ «МЭИ» магистров и аспирантов.
В 2019 году уже на базе Совместной Монголо-Российской средней школы в Улан-Баторе в рамках федерального проекта «Экспорт образования» НИУ «МЭИ» был создан ресурсный центр российского образования. В процессе работы ресурсного центра наши преподаватели проводят занятия по физике для учеников 9—11(12) классов.
Сотрудники и преподаватели НИУ «МЭИ» принимают активное участие в сотрудничестве с различными организациями Монголии в области энергетики, науки и образования. Например, НИУ «МЭИ» поддерживает тесное взаимодействие с монголо-российским предприятием «Горно-обогатительный комбинат «Эрдэнэт», Институтом экономики энергетики Монголии, Ассоциацией магистров и инженеров монгольской энергетики.
За последние несколько лет 5 сотрудников НИУ «МЭИ» удостоены звания «Передовой работник энергетики Монголии» и почетного звания «Передовой работник образования Монголии». А в декабре 2016 года Президент Монголии Цахиа Элбэгдорж подписал указ о награждении НИУ «МЭИ» орденом Полярной звезды Монголии за большой вклад в развитие и подготовку кадров энергетического сектора.
НИУ «МЭИ» планирует и дальше расширять сотрудничество с вузами-партнерами и развивать двустороннее сетевое взаимодействие в рамках работы Российско-монгольского консорциума технических университетов и Монгольского центра цифровых технологий в энергетике, тем самым внося вклад в развитие российско-монгольского академического и научного сотрудничества и подготовку кадров для энергетики Монголии.
19 сентября в посольстве Монголии в РФ прошла торжественная церемония вручения ордена «Алтан гадас» («Полярная звезда») ректору Национального исследовательского университета «МЭИ», доктору наук, профессору Николаю Рогалеву.
Николай Рогалев, ректор НИУ «МЭИ», рассказал «Научно-образовательной политике» о сотрудничестве университета с Монголией:
С 1959 года НИУ «МЭИ» окончили почти 300 выпускников из Монголии. На сегодняшний день в НИУ «МЭИ» граждане Монголии обучаются по следующим направлениям подготовки: «Электроэнергетика и электротехника», «Информатика и вычислительная техника», «Теплоэнергетика и теплотехника».
Также сейчас у нас работают сотрудники Научно-исследовательского центра по атомной энергетике. Помимо них, в НИУ «МЭИ» работают еще несколько граждан Монголии.
Выпускники НИУ «МЭИ» успешно работают в органах государственной власти Монголии, занимают посты Министров, директоров ТЭЦ, возглавляют крупные компании. Многие выпускники НИУ «МЭИ» успешно работают в энергетике, промышленности, в современных IT компаниях, университетах Монголии.
В настоящее время НИУ «МЭИ» активно сотрудничает с университетами Монголии. Наиболее тесные связи у нас с Монгольским государственным университетом науки и технологий и Улаанбаатарским университетом.
С 2018 года я являюсь сопредседателем правления Российско-Монгольского консорциума технических университетов с российской стороны. В рамках консорциума обеспечивается работа сетевых совместных образовательных программ Монгольского государственного университета науки и технологии с российскими университетами. В 2018 году у нас в университете был открыт Российско-монгольский центр цифровых технологий в энергетике. За последние 5 лет совместно с Энергетическим институтом Монгольского государственного университета науки и технологии развернута программа подготовки на базе НИУ «МЭИ» магистров и аспирантов.
В 2019 году уже на базе Совместной Монголо-Российской средней школы в Улан-Баторе в рамках федерального проекта «Экспорт образования» НИУ «МЭИ» был создан ресурсный центр российского образования. В процессе работы ресурсного центра наши преподаватели проводят занятия по физике для учеников 9—11(12) классов.
Сотрудники и преподаватели НИУ «МЭИ» принимают активное участие в сотрудничестве с различными организациями Монголии в области энергетики, науки и образования. Например, НИУ «МЭИ» поддерживает тесное взаимодействие с монголо-российским предприятием «Горно-обогатительный комбинат «Эрдэнэт», Институтом экономики энергетики Монголии, Ассоциацией магистров и инженеров монгольской энергетики.
За последние несколько лет 5 сотрудников НИУ «МЭИ» удостоены звания «Передовой работник энергетики Монголии» и почетного звания «Передовой работник образования Монголии». А в декабре 2016 года Президент Монголии Цахиа Элбэгдорж подписал указ о награждении НИУ «МЭИ» орденом Полярной звезды Монголии за большой вклад в развитие и подготовку кадров энергетического сектора.
НИУ «МЭИ» планирует и дальше расширять сотрудничество с вузами-партнерами и развивать двустороннее сетевое взаимодействие в рамках работы Российско-монгольского консорциума технических университетов и Монгольского центра цифровых технологий в энергетике, тем самым внося вклад в развитие российско-монгольского академического и научного сотрудничества и подготовку кадров для энергетики Монголии.