НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Сенеж: перезагрузка в кругу друзей

Выступление ректора Мастерской управления "Сенеж" Андрея Бетина @AA_Betin стало одним из самых содержательных на заседании Наблюдательного совета Президентской платформы РСВ @stranavozmojnostey с участием Президента РФ Владимира Путина. Совсем немного осталось до открытия нового кампуса "Сенежа" (куда Бетин пригласил Президента) и руководитель Мастерской управления ожидаемо "поднимает ставки". Ведь от обновлённого "Сенежа" ждут абсолютно новой планки содержательной работы и Сергей Кириенко, и Алексей Комиссаров @akomissarov2022.

Несмотря на впечатляющий масштаб нового кампуса и максимальный уровень административной поддержки, команде "Сенежа" придётся работать в условиях растущей конкуренции – строительство мультиформатных кампусов сегодня ведётся по всей стране и в ближайшие годы будет нарастать тренд развития "третьей (социальной) миссии" университетов именно через диверсификацию кампусного функционала. Редакция НОП прогнозирует бум объема и масштаба разнообразных стратсессий и проектов повышения квалификации для региональных госкоманд, которые главы регионов будут стараться проводить именно на "домашних" кампусных площадках. Кстати, к этой мысли многих из них подтолкнул проект "Центры компетенций" РСВ. По сути, именно эту модель использовал ранее и Андрей Бетин, создав в Нижегородской области КупНО – этот корпоративный университет работал и работает автономно, без опоры даже на ведущие государственные вузы за очень редким исключением. Лишь РСВ и РАНХИГС изначально стали базовыми системными партнёрами проектов Андрея Бетина в бытность его первым замгубернатора Нижегородской области.

Логично, что схожую парадигму развития мы уже сегодня видим в "Сенеже" под его руководством – Бетин масштабирует нижегородскую образовательную модель, усилив её линейками компетенций от внутренних команд РСВ и самых близких внешних партнёров – в т.ч. действуя как заместитель Алексея Комиссарова.

В числе прочего Андрей Бетин рассказал Президенту о растущих амбициях "Сенежа" как центральной всероссийской образовательной площадки для прокачки политической элиты и соответствующего кадрового резерва. Также он акцентировал внимание на развитии партнёрского взаимодействия с двумя другими центральными образовательными хабами системы внутренней политики России – "Тавридой" (креатив, творчество) и "Машуком" (система образования и воспитания). Эта модель кооперации выглядит перспективно, т.к. укрепит уровень доверия со стороны ФОИВ, общественных проектов и обучающихся.

Например, "Машук" уже прочно интегрировался в систему повышения квалификации кадров системы образования, просвещения, молодёжной политики и завоевал собственный авторитет всероссийского центра компетенций. "Сенеж" же пока чаще воспринимается не как think tank с собственным контентом , а как закрытая образовательная (реже –форумная) площадка для отработки задач АП, РСВ, Росмолодежи, Школы губернаторов. В партнёрстве с коллегами "Сенеж" укрепит субъектность и амбиции высшей (по статусу) школы.Тогда и необходимость наличия ректора будет всем очевидна.

Евгений Сжёнов @szhenov попросил Антона Серикова @serikov_channel, заместителя гендиректора РО "Знание", руководителя Центра Знаний "Машук" рассказать НОП о намеченных планах совместной работы:

Андрей Бетин упомянул все 3 образовательных центра не случайно, принято решение о проведении сетевых образовательных программ и взаимном участии в мероприятиях.

Первым совместным проектом станет форум "Территория смыслов", где и у "Тавриды" и у "Машука" в этом году будут свои смены. Мы благодарны "Сенежу" за эту возможность, уверен, что от этого получится синергетический эффект. В дальнейших планах организация совместной программы по наставничеству – у "Сенежа" большой опыт в этом направлении, а для "Машука" эта тема является одной из основных.

Подробнее об эволюции образовательного потенциала РСВ в комментарии Марты Лесюк, эксперта НОП, члена Экспертного клуба "Дигория":

https://ruposters.ru/news/19-07-2023/ekspert-platforma-strane-masshtabnii-kadrovii-rezerv-motivirovannoi-molodezhi
Арктику победителям

В России стартовал мультиформатный конкурс для студентов «Билет в Арктику». Повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки для граждан РФ – одна из задач Десятилетия науки и технологий. Цель нового конкурса – популяризация знания о российских научных достижениях в области освоения и изучения Арктики среди молодежной аудитории.

Победители смогут отправиться в научную экспедицию, посетят производственные объекты на Кольском полуострове, проведут опыты в рамках своих исследовательских проектов, познакомятся с учеными и специалистами, которые работают в Арктическом регионе. Ожидается, что в конкурсе примут участие более 300 тысяч студентов.
 
Александр Осадчиев, ведущий научный сотрудник Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН, лауреат премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых учёных за 2022 год:

«Тема промышленного туризма очень благодатна, но не так развита, хотя узнать, как развиваются технологии, промышленность, очень интересно. Это просто фантастика — попасть на атомную электростанцию и другие действующие предприятия. Увидеть, что Арктика – это не пустыня, где ничего не происходит, а динамично развивающееся место, где люди находят работу, строятся огромные промышленные объекты, реализуются прорывные научные и технологические проекты. «Билет в Арктику» дает уникальную возможность попасть в Арктику, посмотреть на индустриальные объекты, активно развивающуюся промышленность, отправиться в рейс, посмотреть на морские красоты, почувствовать сопричастность к научной деятельности.

Одна из задач Десятилетия науки и технологий – популяризация науки и образа ученого. Наука всегда была преимуществом России на мировой арене, чтобы это продолжалось, нужно привлекать школьников и студентов, показывать им, что наука – это здорово. Одна из трудностей привлечения молодежи в науку заключается в том, что образ ученого в массовом представлении – это странный человек, оторванный от реальности. Но это совершенно не так, наука — это живая и конкурентноспособная область деятельности, ждущая молодых специалистов. Научное сообщество приветствует такие проекты, как «Билет в Арктику» — благодаря широкому охвату конкурс позволит привлечь молодых людей в науку».

 
Александр Макаров, директор ГНЦ РФ Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ):

«В Арктике много направлений для исследований и практических разработок.  Сейчас в высоких широтах работает ледостойкая платформа «Северный полюс», возобновлены дрейфующие исследования, которые были начаты еще в 1937 году Папаниным, но на совершенно другом научно-техническом уровне. На этой платформе есть возможность исследовать все компоненты природной среды Арктики – от дна Северного Ледовитого океана до ближнего космоса. Среди прикладных задач – обеспечение качественных и оперативных прогнозов ледовой обстановки на трассе Северного морского пути, экомониторинг. Все эти грандиозные планы невозможны без молодых ребят с горящими глазами. «Билет в Арктику» – это хороший шанс реализовать себя».
 
Андрей Тимонов, и.о. директора Департамента коммуникаций ГК «Росатом»:
 
«Победители «Билета в Арктику» отправятся в научную экспедицию, где смогут познакомиться с потенциалом Кольского полуострова, с научно-технологическими достижениями, которые там реализованы. На территории Мурманской области находится самая мощная в мире АЭС за полярным кругом — Кольская. А в самом Мурманске расположен порт приписки 7 атомоходов – нашего единственного в мире атомного ледокольного флота. И, конечно, победители конкурса смогут посетить первый в мире атомный ледокол-музей «Ленин».

Конкурс реализуется АНО «Чистая Арктика» в рамках федерального проекта «Популяризация науки и технологий» при грантовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

К участию допускаются: граждане РФ в возрасте от 18 до 35 лет, студенты колледжей и вузов, аспиранты и сотрудники научных институтов.
 
Чтобы стать участником программы: vk.cc/arctica

Регистрация доступна до 21 августа 2023 года.

Подробнее.
Никита Анисимов, ректор НИУ ВШЭ, по итогам визита в университет вице-премьера Дмитрия Чернышенко и Директора Департамента просвещения, высшего образования и науки Правительства РФ Татьяны Синюгиной, специально для НОП:

80% абитуриентов приходят через цифровые сервисы, это очень важно. Мы видим, насколько удобно пользоваться суперсервисом. Из 27 тысяч студентов, которые подали к нам документы, 40% воспользовались им. Это командная работа Правительства Российской Федерации, профильных министерств нашей страны и ведущих университетов.

Суперсервис - это дополнительное удобство для наших абитуриентов, особенно учитывая, что Высшая школа экономики – это большой университет, у нас 53 тысячи студентов, мы находимся в четырех равнозначных физических кампусах – в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. Кроме того, у нас действует единственный в России онлайн-кампус – пятый кампус ВШЭ, в рамках которого мы реализуем программы высшего образования полностью онлайн.

Мы ведем прием с нашими университетами-партнерами в очень многих городах Российской Федерации - Хабаровске, Пскове, Великом Новгороде, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Тюмени – ребята поступают на сетевые программы ВШЭ. Они будут учиться в своих регионах, и получать второй диплом Высшей школы экономики.

Мы ощущаем значительные изменения в структуре приема по некоторым категориям наших абитуриентов. Мы видим кратный рост спроса – в два-три раза - на направления подготовки, связанные с информационными технологиями и цифровой инженерией. Мы видим значительный рост числа ребят, поступающих из новых регионов Российской Федерации в ВШЭ – в этом году их более 300 по сравнению с несколькими десятками в прошлом году. Кроме того, по квоте для детей участников СВО у нас на данный момент почти 1100 заявлений от детей этой категории на 404 места. Конкурс составляет почти три человека на места. Я еще раз хочу подчеркнуть, что наш университет принял решение, что те ребята из этой категории, которые не прошли на бюджет и поступят на платное – они будут учиться за счет средств Высшей школы экономики.
С 2024 года использование сервиса «Поступление в вуз онлайн» на портале «Госуслуги» для подачи документов в электронном виде станет обязательным для всех вузов в России. Решение озвучено вице-премьером Дмитрием Чернышенко.

По информации НОП, автором предложения является Директор Департамента просвещения, высшего образования и науки Правительства РФ Татьяна Синюгина.
Открывая вселенную науки

Стартовал новый мультиформатный конкурс для школьников и студентов «Научная вселенная». Финалисты конкурса под руководством научных наставников разработают проекты, которые могут стать ответом на Большие Вызовы.

В основе конкурса – 7 направлений научно-технологического развития России:
• цифровые технологии
• новая медицина
• климат и экология  
• генетика и качество жизни
• энергетика будущего
• кибербезопасность
• человек и пространство.

Алексей Федоров, наставник конкурса, руководитель лаборатории теории квантовых коммуникаций Университета МИСИС, руководитель научной группы РКЦ «Квантовые информационные технологии» для «Научно-образовательной политики»:

«Популяризация — важнейшая задача для привлечения талантливой молодежи в науку и технологии. Сейчас проходит множество мероприятий в рамках Десятилетия науки и технологий, которые направлены на решение этой задачи.

Стоит отметить, что очень важно иметь разнообразные формы популяризации науки, поэтому проведение конкурса «Научная вселенная» — это еще способ привлечь внимание молодых ребят к процессу исследований. В нашем случае предметной областью являются цифровые технологии, о которых школьники прекрасно осведомлены, однако помимо решений «сегодняшнего дня» они познакомятся также и с новыми горизонтами, например, квантовыми вычислениями».
Forwarded from Журавлиные Vести (Денис Журавлев)
Наука в музыке

Популяризация науки – это сложный процесс, в котором стимул со стороны государства должен вылиться в самоподдерживающийся процесс рефлексии со стороны блогеров, артистов, режиссеров, сценаристов и всех тех, кто связан как с творчеством, так и с креативными индустриями (включая разработку игр).

Говорят, нынче произведения про науку измельчали и почти иссякли. На каждой дискуссии по популяризации звучат сожаления о том, что нет современных «Девяти дней одного года», нет нового Гранина.

Начнем с того, что и «Девять дней», и произведения Гранина сугубо современны – они созданы по вечным темам, а наука является важной, но все же оболочкой. Кино и повести – в первую очередь, про людей и лишь потом – про ученых.

Было бы несправедливо полагать, что нынешние кино, музыка, литература совсем не затрагивают темы науки и ученых. На экранах примечательно прошли «Бомба», «Овечка Долли была злая и рано умерла», ряд менее известных картин и сериалов.

В музыке про науку и исследования тоже поют: например, Complex Numbers и Виктор Аргонов Project (@complex_numbers_music; https://complexnumbers.ru/). Очень хороша в контексте megascience, а также Федеральной научно-технической программы синхротронных и нейтронных исследований песня «В дни чудес (Три бозона)» (разбор смысла от создателей).

Мы привыкли винить потребительский век
Что измельчал прогресс, что стих открытий бег
Что в мотивах людских прикладной интерес
Сегодня стал важней абстрактных тайн небес

Но фундамент наук о природе вещей
Не по людской вине чем глубже, тем сложней:
Мы так ждём новостей от частиц и полей,
Но нет устройств, чтоб к ним пройти сквозь цепь нулей

В дни чудес
Мир был так прост и строен -
Тайн поток
Жизни дарил земной

Но ответь,
Как нам кольцо построить
С Млечный путь
Величиной?

Ускоритель частиц можно сделать мощней
Продлить кольцо - найти частицы тяжелей
И открытий поток так волшебно сиял,
Пока размер устройств препятствием не стал

Стометровых колец на начале пути
Хватило, чтоб открыть все лямбды-дельты-кси ,
Кварки все предсказать и увидеть черты
Для всех полей одной теории мечты

В дни чудес
Вайнберг, Салам и Глэшоу
Двух полей
Общий закон нашли,

Но под ним
Тройка частиц новейших:
Их поймать
Мы не могли

Лямбды-дельты-омеги-кси -
Все их массы лежат вблизи
На протон и нейтрон все похожи они
Все открыты подряд в те дни

А в теории двух полей
Три частицы куда хитрей:
И протонов и дельт в сотню раз тяжелей
И поймать их в 100 раз трудней

Пятьдесят долгих лет лишь на первую цель -
Проверить двух полей cтандартную модель
Три бозона нашлись в ускорителях ЦЕРН,
Километраж которых - 7 и 27

А для трёх-четырёх совмещённых полей
Открытий нет и близко - как ни сожалей
Вероятно, опять наши кольца малы?
В 100 000 раз длиной своей не подошли...

В дни чудес
Мир был так прост и строен -
Тайн поток
Жизни дарил земной

Но ответь,
Как нам кольцо построить
С Млечный путь
Величиной?


Вообще в центре внимания группы научно-ориентированный прогресс в духе как раз советского золотого века, «прогресса ради прогресса» и итоговых этических издержек подобного пути развития.

Как и сами артисты, так и тематика должна получить максимальную поддержку в рамках Десятилетия науки и технологий. Здесь большое поле для работы государства – от грантовой поддержки, до квотирования эфирного времени.
Кадры в теплоэнергетике решают все

21 июля 2023 года в НИУ МЭИ прошла конференция "Дефицит кадров в теплоэнергетике: проблемы и решения", приуроченная к 70-летию Института энергоэффективности и водородных технологий НИУ МЭИ. Ключевым мероприятием конференции стал круглый стол на тему: "Перспективы подготовки высококвалифицированных кадров для промышленной и коммунальной энергетики", в рамках которого участники обсудили вопросы подготовки квалифицированных специалистов и перспективы развития коммунальной и промышленной теплоэнергетики в России. Помимо этого, компании-партнеры вуза представили лучшие магистерские выпускные квалификационные работы, которые уже сейчас предлагают перспективные решения в области теплоэнергетики.

Обращаясь к участникам круглого стола, первый проректор НИУ МЭИ Владимир Замолодчиков, сделал акцент на важности взаимодействия вуза и работодателей и грамотного применения инструментов, которые есть у вуза, на пути удовлетворения потребностей работодателей: "Проблема подготовки кадров сейчас действительно актуальна, и НИУ «МЭИ» как раз призван решать эту проблему. У нас существует огромное количество инструментов, которыми мы пользуемся, и которые позволяют нам осуществлять подготовку кадров. Все эти инструменты направлены на потребности, возникающие у работодателей. Сейчас у нас есть вся необходимая база для обучения не только студентов в области теплоэнергетики и теплотехники, но и сотрудников энергокомпаний, которые в НИУ «МЭИ» проходят курсы повышения квалификации. Уверен, что мы всегда найдем решения, которые стоят перед отраслью, благодаря воспитанию в стенах МЭИ первоклассных специалистов".

В конференции приняли участие представители ведущих отраслевых компаний России, которые выступают партнерами МЭИ. Среди них ПАО "Мосэнерго", Ассоциация "Мособлтеплоэнерго", ООО "Свободные технологии инжиниринг", ООО "Газпром теплоэнерго МО" и другие. Они рассказали о возможностях работы для студентов и выпускников с современными универсальными технологиями, о предлагаемых стажировках, а также программах повышения квалификации на действующем производстве. Были затронуты вопросы целевого обучения и развития совместных образовательных программ. Организаторы конференции выразили надежду, что такие мероприятия помогут укрепить связи между вузом и промышленностью, а также способствуют развитию теплоэнергетики в России. Ведущие компании отрасли выразили готовность сотрудничать с университетом и поддерживать его в подготовке кадров, чтобы обеспечить стабильное развитие отрасли в будущем.

После мероприятия участникам предложили посетить выставку, на которой были презентованы достижения студентов МЭИ, а также церемонию вручения дипломов выпускникам магистратуры.
Доцент кафедры инновационных технологий наукоемких отраслей НИУ МЭИ Сергей Осипов для НОП:

"В рамках конференции «Дефицит кадров в теплоэнергетике: проблемы и решения», проводимой Институтом энергоэффективности и водородных технологий НИУ «МЭИ» при участии ведущих отраслевых компаний, обсуждались актуальные вопросы подготовки квалифицированных специалистов для предприятий реального сектора экономики.
Нехватка инженерных кадров в настоящее время имеет место практически во всех системообразующих отраслях: в энергетике и энергомашиностроении, металлургии и нефтегазохимии, аэрокосмической отрасли.

Возросшая потребность в специалистах связана в первую очередь с уходом из России зарубежных поставщиков оборудования и сервисных компаний, необходимостью в обеспечении технологического суверенитета нашей страны.
Задачей университета в сложившихся условиях является совместно с отраслевыми партнерами вовлечение выпускников школ в инженерную деятельность, повышение интереса к профессии.

Институт энергоэффективности и водородных технологий осуществляет масштабную профориентационную работу: проводит дни открытых дверей, университетские субботы, инженерные и IT-каникулы, экскурсии по лабораториям и научным центрам. Например, кафедра инновационных технологий наукоемких отраслей (ИТНО) реализует мастер-классы, в ходе которых участников знакомят с устройством и принципами работы объектов энергетики и промышленности, обучают основам работы в прикладных программных комплексах, используемых для решения инженерных задач.

Проводимая кафедрой работа позволяет будущим абитуриентам погрузиться в мир современной инженерии и сделать осознанный выбор будущей профессии. Важно, чтобы дело, которым занимаешься, увлекало.
В рамках бакалаврской программы ИТНО студенты узнают, каким образом устроены энергоемкие производства на примере металлургических и нефтегазоперерабатывающих предприятий, изучают устройство энергетического и технологического оборудования, осваивают методы его проектирования с применением инструментов 3D-моделирования, 3D-сканирования и компьютерного моделирования физических процессов.

Приобретаемые студентами знания и навыки позволяют им уже с 3 курса работать в созданных предприятиями-работодателями на базе НИУ «МЭИ» студенческих конструкторских бюро, участвовать в выполнении исследований и разработок по актуальным отраслевым тематикам.

Выпускники бакалавриата могут уверенно приступить к трудовой деятельности или продолжить обучение в магистратуре. Образовательная программа магистратуры, руководителем которой я являюсь, направлена на подготовку специалистов в сфере технологий информационного сопровождения наукоемких изделий теплоэнергетики на всех стадиях жизненного цикла: начиная от проектирования, заканчивая эксплуатацией и ремонтом оборудования.

Часто наши выпускники выбирают научную карьеру, поступая в аспирантуру, и мы этому всячески содействуем, поскольку развитие научных исследований и подготовка кадров высшей квалификации – необходимая составляющая обеспечения технологического суверенитета нашей страны
".
Директор института энергоэффективности и водородных технологий НИУ МЭИ Иван Щербатов по итогам конференции "Дефицит кадров в теплоэнергетике: проблемы и решения" для НОП:

"Сегодня мы вручаем нашим магистрам диплом. И ребят, которые здесь присутствуют, я назвал "рояль в кустах". Они просто прорвались и мы это мероприятие запланировали, чтобы встретиться с теми, с кем работаем или начинаем работать для того, чтобы обсудить, какие инструменты мы можем использовать.

Сейчас есть небольшая такая дистанция между университетом и работодателями и несмотря на то, что традиционно очень сильно взаимодействуем, иногда мы слышим: "а тут вот нужно вот это". На таких мероприятиях мы встречаемся, обсуждаем и потом привносим это в учебный процесс. Это такой способ услышать работодателя напрямую
".
Forwarded from Али Асадов
В настоящее время по всей стране Росмолодежь проводит Всероссийский конкурс по созданию федеральных круглогодичных центров компетенций по приоритетным направлениям реализации молодёжной политики. Соревнуются между собой за право создания таких центров субъекты Российской Федерации. Один из треков деятельности центров — наука 🚀

Собственно, по приглашению коллег из Росмолодежи я вошел в состав экспертной комиссии по данному треку. И вместе с другими экспертами 14 июля отправился в студенческую и научную столицу Сибири — город Томск.

Программа была очень насыщенная: ТГУ, ТУСУР, ТПУ и СибГМУ показали свои корпусы, лаборатории и научные библиотеки. А также нам провели экскурсии по этнографическим и археологическим музеям города 🏛

Кроме приятной панорамы города и его инфраструктуры, нам презентовали планы по развитию потенциального круглогодичного центра: где будет находится, кто займется его основанием и развитием, что смогут предложить сообществу и пр.

Спасибо коллегам из Томска за увлекательную и содержательную презентацию своего видения научного центра компетенций! Зарядившись положительной энергией, мы с коллегами 18 июля отправились в Архангельск — второй регион, который подал заявку на участие в Конкурсе. Подробнее уже расскажу в следующем посте.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM