НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Кубок первокурсников в НИТУ МИСИС

В Университете МИСИС состоялся юбилейный «Кубок первокурсников» —вдохновляющее состязание, предоставляющее студентам возможность реализовать свой творческий потенциал по направлениям — видео-режиссура, хореография и вокал.

Впервые «Кубок первокурсников» прошел в 2013 году и на протяжении 10 лет является одним из самых масштабных творческих мероприятий НИТУ МИСИС — более 1000 зрителей посещают мероприятие очно и около 30 тысяч следят за состязанием онлайн. Ежегодно в нём принимает участие около двух сотен студентов и несколько десятков наставников. В 2023 году впервые в борьбе за Кубок участвовали не только команды институтов Университета МИСИС, но и четыре команды из российских филиалов — Старооскольского, Губкинского, Выксунского и Новотроицкого.

Открывая конкурс, заместитель Министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова обратилась к его участникам со словами: «Начинается уникальный этап в вашей жизни – этап студенчества. Университет, в который поступили вы – это ведущий университет страны, деятельность которого за последние годы характеризуется строчками из песни: «Нас не догонишь!». А это значит, что в этом университете для вас открыты колоссальные возможности для развития в самых разных сферах».

По ходу состязания первокурсники продемонстрировали высокий уровень командной работы и талантливой реализации своих идей, представив публике эффектные видео-визитки, танцевальные и вокальные номера. В напряженной борьбе Кубок завоевали студенты Института базового образования, второе и третье место — у команд Института компьютерных наук и Горного института НИТУ МИСИС.

«Поздравляю всех участников с блестящим выступлением, желаю успехов в учебе и творчестве. Именно вы – талантливые, целеустремленные молодые люди – формируете уникальный и многогранный МИР МИСИС!» - напутствовала первокурсников ректор Университета МИСИС Алевтина Черникова.

Специальные призы победителям и призёрам вручили партнёры мероприятия — ГК «Росатом», ПАО «Полюс», Молодежь Москвы, Smile Park и другие.

Посмотреть «Кубок первокурсников-2023» НИТУ МИСИС можно по ссылке: https://vk.com/video-62258607_456241394
5G в надежных руках

Единственный в России учебный центр по подготовке специалистов для работы с сетями пятого поколения «Мастерская Лубан», созданный на базе МТУСИ @mtuci_official, получил высокую оценку партнеров из КНР.

Делегация из Тяньцзиньского профессионального колледжа электроники и информатики посетила Московский технический университет связи и информатики. Была организована деловая встреча с руководством вуза, коллеги из КНР дали высокую оценку созданного во взаимодействии с китайской стороной учебного центра «Мастерская Лубан». Не менее высокой оценки партнёров удостоились центры перспективных технологий в области искусственного интеллекта, кибербезопасности и робототехники.

Сергей Ерохин, ректор МТУСИ, для НОП:

Проект «Мастерская Лубан» не имеет аналогов в России: совместно с партнерами из КНР создан уникальный высокотехнологичный центр по подготовке специалистов для работы в сетях пятого и следующий поколений связи.

Примечательно, что обучают будущих профессионалов преподаватели с многолетним опытом работы в отраслевых компаниях, которые прошли необходимое повышение квалификации.

Можно с уверенностью сказать, что «Мастерская Лубан» выпустит высококвалифицированные кадры мирового уровня: специалисты будут востребованы как в России, так и за рубежом. Будущее отрасли связи в надежных руках.
Октябрь соглашений и русского языка

Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина @pushkininstitute заключил 7 соглашений о сотрудничестве с вузами Кыргызстана в рамках третьего форума ректоров крупнейших вузов России и Кыргызстана.

Наталья Трухановская, ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, для НОП:

Октябрь нынешнего года оказался для Института Пушкина очень плодотворным в плане расширения пространства профессиональной деятельности и дружбы с зарубежными коллегами. На состоявшемся в городе Оше Третьем форуме ректоров крупнейших вузов России и Кыргызстана мы подписали сразу 7 соглашений о сотрудничестве (из более 50-ти заключённых в рамках этой большой встречи, организаторами которой выступили Министерства образования и науки обоих государств, Ассоциация Университетов Кыргызской республики, Российский союз ректоров, МГУ и ОшГУ).

Общие для России и Кыргызстана вопросы в сфере высшей школы (включая совместную подготовку кадров), науки, преподавательской деятельности, продвижения инноваций в вузах, интеграции систем образования в рамках Евразийского экономического союза – вот далеко не полный список тем, которые рассматривались в рамках этого форума. И, конечно, в центре внимания всех участников и докладчиков была совместная деятельность научных сообществ по сохранению и развитию русского языка как языка межнациональной коммуникации на пространстве СНГ.

Новые партнёры института Пушкина – это Кыргызский экономический университет имени Мусы Рыскулбекова, Иссык-Кульский государственный университет имени Касыма Тыныстанова, Ошский государственный университет, Жалал-Абадский государственный университет имени Бекмамата Оумонова, Таласский государственный университет, Международный университет имени К.Ш. Токтомаматова и Кыргызский государственный университет имени Ишеналы Арабаева – с большим энтузиазмом поддержали предложения о сотрудничестве. И теперь нам нужно сделать всё, чтобы оправдать доверие кыргызских коллег.

Уверена, что благодаря этим соглашениям появятся новые совместные проекты, интересные и полезные для всех. Со своей стороны, мы обещаем коллегам из Кыргызстана всестороннюю поддержку – методическую, научную, педагогическую – в их деятельности по укреплению в республике позиций русского языка.


Руководство вузов, подписавших с Институтом Пушкина соглашения, высоко оценили открывшиеся перед всеми благодаря этому возможности.

Алмаз Кадыралиев, ректор Кыргызского Экономического Университета имени Мусы Рыскулбекова:

Учитывая значимость русского языка на рынке труда ЕАЭС, полагаю, что наше сотрудничество с Институтом Пушкина будет развиваться прежде всего с целью подготовки аналитики его использования в Кыргызстане и на всём евразийском пространстве как языка разных профессий.

Айгуль Абдраева, ректор Кыргызского Государственный университета имени Ишеналы Арабаева:

Нам очень интересно сотрудничество с Институтом Пушкина в контексте повышения квалификации преподавателей и методических семинаров. Мы продолжим совместную работу по разработкам практик преподавания русского языка в Кыргызстане и работе со студенческой молодёжью.

Аскарбек Иманбаев, ректор Иссык-Кульского государственного университета имени Касыма Тыныстанова:

Надеемся, что в следующем году нам в сотрудничестве с Институтом Пушкина удастся реализовать планы по проведению образовательно-просветительской экспедиции международной волонтёрской программы «Послы русского языка в мире» на Иссык-Куле. Голубая жемчужина Азии озеро Иссык-Куль, с его уникальным микроклиматом и прекрасными условиями для туризма и отдыха, будет ждать приезда волонтёров проекта и других представителей Института!
Регион #73: наука (1/3)

Ульяновская область вошла в число пилотных субъектов регионов, включенных в разработку госпрограммы научно-технологического развития. В ответ на обращение коллег из «Клуба регионов» провели собственный анализ потенциала сферы исследований и разработок области.

Направления научной деятельности
 
В приоритете государственного научно-технологического развития находится достижение технологического суверенитета. У Ульяновской области есть ряд конкурентных преимуществ в сфере исследований и разработок:
 
1. Авиастроение
 
Исторически Ульяновск выступает одним из ключевых центров российского гражданского авиастроения. В регионе действует научно-образовательный центр и авиационный кластер.

Среди крупных профильных предприятий:
 
АО «Авиастар-СП» - авиастроительный завод в структуре Объединенной авиастроительной корпорации. Специализация предприятия:  производство транспортных самолетов Ил-76МД-90А, пассажирских и грузовых самолетов семейства Ту-204, сервисное обслуживание и глубокая модернизация самолетов Ан-124 «Руслан».
 
«Волга-Днепр» - российская грузовая авиакомпания, специализируется на авиаперевозках сверхтяжёлых и негабаритных грузов самолётами Ил-76ТД-90ВД и Ан-124-100. В настоящее время специализируется на перевозке грузов для нефтяной, газовой, аэрокосмической промышленности, тяжёлого машиностроения, гуманитарных и миротворческих миссий, транспортирует опасные грузы.
 
Ульяновский авиационный завод — входит в структуру ПАО «Объединённая авиастроительная  корпорация» (ОАК).
 
Опорной образовательной организацией для подготовки профильных кадров в регионе является Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева.
 
У региона в частности выстраивается долгосрочное сотрудничество с Беларусью в сфере авиастроения.
 
2. Микроэлектроника
 
С 2019 года Ульяновская область входит в число участников научно-образовательного центра мирового уровня (далее — НОЦ) «Инженерия будущего». 15 НОЦ созданы в рамках нацпроекта «Наука и университеты». Фокус НОЦ «Инженерия будущего» — космос и аэрокосмические технологии.
 
Ульяновская промышленная группа МИДА с 2013 года обеспечивает нужды отрасли элементами системы жизнеобеспечения МКС — датчиками давления.
 
В настоящее время по инициативе Минпромторга региону выделено 300 млн рублей на строительство технопарка «Электроник». Планируется, что технопарк будет специализироваться на производстве отечественной микроэлектроники. Новый промтехнопарк станет центром радио- и микроэлектроники российских производителей.
 
Кроме того, планируется, что Ульяновская область на базе технопарка будет заниматься производством электронных компонентов для беспилотных летательных аппаратов, преобразователей и датчиков давления, приборов отображения информации на основе ЖК–дисплеев, автоэлектроники и многого другого. Что отвечает задачам из перечня поручений президента по вопросам развития беспилотных авиационных систем от 30 декабря 2022 г. Также на базе Агентства технологического развития создан Центр беспилотных систем Ульяновской области.
 
Главным центром микроэлектроники в России считается завод «Микрон» в Зеленограде, который до своего вступления в должность президента РАН возглавлял Геннадий Красников. В настоящее время в Ульяновской области работает Ульяновский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института радиотехники и электроники им. В.А.Котельникова РАН.
 
Отдельно стоит подчеркнуть, что развитие микроэлектроники входит в зону интересов лично Михаила Мишустина. Микроэлектроника та область научных интересов, которая оказалась «под ударом» санкций. Поскольку для производства компьютерной техники оказались востребованы именно микрочипы, традиционно сильная российская инженерная школа попросту оказалась не готова «ковать железо» в таких объемах при достаточном количестве отечественного программного обеспечения. Это в том числе стало причиной коллаборации России с Беларусью в области микроэлектронной промышленности, которая представлена в стране на хорошем уровне.

http://m.club-rf.ru/73/detail/7101
Регион #73: наука (2/3)

3. Ядерно-инновационный кластер

В 2010 году в Ульяновской области создан Ядерно-инновационный кластер. В создании кластера приняли участие: Администрация города Димитровграда и Правительство Ульяновской области, ГК «Росатом», ФМБА Минздрава РФ.
 
Цель кластера на этапе создания — реализация федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии Минздравсоцразвития РФ.
 
Сферы развития исследований и разработок кластера:
- Энергетика;
- Радиология — в рамках взаимодействия АО «ГНЦ НИИАР» и ФМБА России;
- Материаловедение — формирование международного центра исследований в рамках взаимодействия АО «ГНЦ НИИАР», ГК «Роснано», НИЯУ МИФИ, НИЦ «Курчатовский институт», Ядерного кластера «Сколково», ГК «Ростехнологии»;
- Поддержка конверсии технологий и расширения сфер применения ядерных технологий — создание инновационной зоны класса MiPlaza.
 
4. Машиностроение и станкостроение
 
Один из главных станкостроительных вузов России МГТУ «СТАНКИН» заключил соглашение о сотрудничестве с ульяновским предприятием «Халтек» в сфере развития станкостроительной отрасли. Сотрудничество направлено на наращивание импортозамещения для обеспечения российских предприятий режущим инструментом. Партнеры планируют произвести анализ существующего производства и подготовить предложения по оптимизации технологических процессов в части изготовления деталей для металлообрабатывающих предприятий Поволжского региона.
 
В этой области Ульяновская область также является стратегическим партнером для Беларуси, которая заинтересована в поставках пассажирской техники, а также поставки техники и агрегатов для сельского хозяйства.
 
Также в регионе по инициативе ООО «УАЗ» сформирован автомобильный промышленный кластер.
 
5. АПК
 
Ульяновская область является одним из аграрных регионов России. Научно-образовательный комплекс в числе ключевых задач выделяет создание адаптивных сортов сельскохозяйственных культур, разработку и совершенствование агротехнологий, проведение научно-исследовательских работ, обеспечивающих получение стабильно высоких урожаев, качественной продукции в условиях ограниченных агроклиматических ресурсов и далее.
 
В планах — проведение испытаний современных сортов и технологий, создание собственного селекционно-генетическиого комплекса.
 
Все эти направления коррелируют с ФНТП развития генетических технологий на 2019-2030 годы.
 
Все эти отрасли в той или иной степени оказались одними из наиболее уязвимых в условиях санкционного давления, Ульяновск обладает потенциалом для опережающего развития этих отраслей и импортоопережения в промышленности.
 
Стоит добавить, что губернатором области Сергеем Морозовым было инициировано создание кластера креативных индустрий. Пилотным проектом кластера стало открытие первого в России культурного-бизнес инкубатора «Квартал». Креативные индустрии — сфера, которая также зачастую имеет сильную наукоемкую составляющую.
Регион #73: наука (3/3)

Перспективы взаимодействия и масштабирования опыта региона
 
Ульяновская область является одним из 6 инициаторов создания научно-образовательного центра мирового уровня (далее — НОЦ) «Инженерия будущего». Участниками НОЦ также выступают ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина», ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный технический университет», ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет» и Ульяновский филиал ФБУН «Института радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова Российской академии наук».
 
Перечень направлений деятельности НОЦ:
◦ Двигательные и топливные системы нового поколения
◦ Интеллектуальные транспортные системы
◦ Аэрокосмические технологии и системы
◦ Сектора новых инженерных компетенций
◦ Искусственный интеллект в инжиниринге для проектирования, производства и эксплуатации новых изделий
 
В рамках работы НОЦ Ульяновск специализируется на работах в области искусственного интеллекта, передовых транспортных систем, новых материалов, по микро- и радиоэлектронике.

Эта работа ведется в рамках межрегионального взаимодействия членов НОЦ.
 
В Ульяновской области также реализуются региональный меры поддержки, направленные на повышение инновационной привлекательности региона. На территориии Ульяновской области действует правовой режим — портовая особая экономическая зона. По инициативе губернатора были реализованы меры поддержки МСП: снижение стоимости патента до одного рубля, компенсация затрат на ЖКХ и аренду, льготы по налогам для ИТ-отрасли и поддержка сферы рекламы, а также налоговые и арендные каникулы, рассрочки по кредитам и рефинансирование, специальные льготные займы.
 
Помимо этого, в пилотного режиме между Роспатентом и управляющей компанией НОЦ «Инженерия будущего» и Самарским Университетом им. С.П. Королева было подписано соглашение о создании экспертно-аналитического центр по сопровождению научно-технических проектов.
 
Ульяновская область вошла в межрегиональный промышленный кластер «Композиты без границ», в задачи которого входит построение диалога между наукой, бизнесов и властью разных регионов в области композитных материалов.
 
Как уже упоминалось, регион выстраивает тесную кооперацию с Беларусью.
 
Регион также претендует на одну из центральных позиций в рамках подготовленного к реализации нового транспортного коридора «Средняя Волга-Каспийское море – Персидский залив», что обеспечит ему удобное положение с точки зрения взаимодействия разных акторов, в том числе для развития науки и технологий.
 
Таким образом, можно утверждать, что Ульяновская область уже реализует различные форматы межрегионального сотрудничества и обладает примерами успешных практик для масштабирования в других регионах.
Интересы студентов VS запрос стейкхолдеров: цитаты (1/2)

Алексей Комиссаров
@akomissarov2022, ректор Президентской академии РАНХиГС, генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей», поделился самыми актуальными практиками работы Академии в сфере ИОТ:

Программы, которые мы создаем с ориентацией на ИОТ – это ВШГУ, где мы готовим управленцев. Яркий пример - наша программа кадрового резерва и школы губернаторов, выпускниками которой стали более 50 губернаторов. Сейчас мы готовим школу мэров, основываясь на опыте программы губернаторов. В этой школе будет еще больше индивидуальных траекторий, возможность выбирать, то направление, которые необходимо каждому конкретному студенту. Кроме того, мы вводим новую программу бакалавриата – «РЕСУРС России». В этой программе даже нет классических пар, концентрация на работе в группах и максимальное приближение к реальной жизни.

Евгений Абакумов, ИТ-директор ГК «Росатом», рассказал о запросе государственных корпораций к вузам:

Сегодня хочется реальных разработок, которые мы можем принести. И мы все вместе ищем этот способ, когда университет, с одной стороны, как источник профессиональных, научных и образовательных компетенций, может вдохнуть новую жизнь в тяжеловесную машину крупных компаний и корпораций. С другой стороны, университет должен «поставлять» те компетенции, которых сегодня не хватает в корпорациях. Поэтому нужно делать фокус больше на фундаментальную подготовку знаний в начале жизненного пути специалиста, а уже дальше дополнять индивидуальными образовательными производственными траекториями.

Ольга Петрова
@OlgaPetrovaNN, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации, поделилась с участниками конференции виденьем компетенций и качеств, современных студентов, которых должны готовить вузы:

Задача, которая стоит перед университетами — выпустить
неравнодушного гражданина, созидателя! Выпускника, который умеет брать на себя ответственность. Кроме фундаментальных знаний, он должен область компетенциями, которые позволяют ему быстро ориентироваться в пространстве, уметь
работать в стрессовых ситуациях, уметь отвечать и реагировать на разные вызовы. А главное - быть командным игроком, сейчас лидер — это не я, лидер — это команда.

Владимир Рахтеенко, председатель Совета ИОТ-консорциума вузов, генеральный директор CUSTIS, о сложностях внедрения индивидуальных образовательных траекторий:

Самая сложная ситуация во внедрении индивидуальных обязательных траекторий состоит в том, что учебный процесс в российских вузах придуман много десятилетий лет назад. Это очень «зашнурованная вещь», которую очень страшно трогать, потому что она работает много десятилетий. А когда вы идете в трансформацию, вы должны быть готовы разобрать свою привычную систему, и на ходу собрать ее заново так, чтобы ничего не сломалось. Это очень сложно и страшно. Но сегодня мы просто видим, что с каждым годом университетов, которые идут в эту трансформацию, становятся больше. В таких вузах система преподавания становятся лучше, сами студенты и администрация вуза становятся другими!

Борис Чернышов @borischernyshov, заместитель председателя Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, рассказал о планах взаимодействия с вузами:

Сегодня для нас главная задача – создание условий, чтобы все инфраструктурные проекты и решения в университетах были реализованы. Когда это будет сделано, мы сможем закрывать и более верхние уровни потребностей и полноценно вводить различные новые системы, такие как ИОТ. Вуз сейчас сделал очень важный шаг – перестал закрываться от студентов: вводятся сетевые программы, открытые лекции в других университетах. Такое открытие для молодежи, всегда очень ценно, дает полет фантазии и привлекает больше людей в пространство университета.
Интересы студентов VS запрос стейкхолдеров: цитаты (2/2)

Руководитель ФГАНУ «Социоцентр», Андрей Келлер @sociocentre рассказал об опыте реализации проекта «Передовые инженерные школы»:

Первый опыт реализации наших школ: создание с участием студентов отечественных технологий, которые уже запущены на реальных производствах. Такой результат получен только за полтора года! Для нас участие студентов – ключевой момент, так как сейчас большой запрос на практико-ориентированный подход к образованию в сочетании с междисциплинарным подходом. Наша задача отработка передовых технологий и подготовка инженеров, которые могут заглядывать за горизонт современного инженерного дела.

Владимир Шевченко, ректор НИЯУ МИФИ @mephi_of, рассказал о том, какие задачи сегодня стоят пред ИОТ и какие аспекты являются ключевыми:

Для ИОТ ключевой вопрос – как студент принимает решение о выборе именно этой, а не иной программы. Этот вопрос напрямую влияет на пожелания внешних стейкхолдеров. Сейчас этот вопрос скорее решается исторически сложившимся образом. Студент должен руководствоваться не только своим мнением, но и объективной, научно–обоснованной методологией. От решения этого вопроса будет зависеть эффективность всей нашей программы.

О том как проходит подготовка новых образовательных программ, формирование профессиональных маршрутов и вузовского сообщества в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта рассказал его ректор, @bfunews Александр Федоров:

Сегодня мы участники эксперимента новой общеобразовательной модели. Мы заняты созданием новых образовательных программ, что довольно непростой процесс, в их основе закладываются главные задачи университета: формирование профессиональных маршрутов и академического сообщества. Сейчас у сообщества есть уникальный шанс решить большое количество проблемы, которые накопились в наших вузах. Мы можем вписать все нам необходимое для работы в готовящиеся стандарты или развести руками и делать «по старинке».

Елена Степанова, ректор ЯГТУ @YaroslavlSTU, прокомментировала вопрос о соотношении интересов индустрий и государства:

В стратегическом плане государство и государственная корпорация для нас являются нераздельными. Процессы взаимоотношений с государством и корпорациями, как правило, синхронны и взаимосвязаны. Что касается ЯГТУ, нас отличает многократность циклов вывода студентов за пределы кампусов: сначала обучение конкретным навыкам, применение их в деле, далее повышение своих компетенций. Сейчас мы формируем целые команды выпускников, которые выходят уже готовыми командами специалистов.

Завершил дискуссию Алексей Комиссаров @akomissarov2022, ректор Президентской академии РАНХиГС, генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей»:

Мы хотим изменить подход к образовательным программам в Академии. Мы стараемся выстраивать образовательный процесс так, чтобы вне зависимости от образовательных программ, у студентов была возможность самостоятельно выбирать свои индивидуальные образовательные траектории. Такой опыт у коллег уже есть. Уверен, что такая консервативная сфера, как образование, и не могу сказать, что это плохо, будет менять и меняться в лучшую сторону.
Тварь ли я дрожащая или субъектность имею?

Во второй день работы III Всероссийской ИОТ-конференции @iotuniversity в РАНХиГС состоялась пленарная дискуссия на тему "Формирование субъектности студента в гибком образовательном процессе". Модератор дискуссии Александр Елисеенко, лидер практики управления изменениями ИОТ-университета, предложил участникам дискуссии поразмышлять над тем, должен ли университет быть местом формирования субъектности, и какие у него для этого есть возможности.

Отвечая на вопрос дискуссии, Надежда Федорова, руководитель программы развития ТюмГУ отметила, что вуз не является единственным местом, где молодой человек может формировать свою субъектность, и даже более того, по мнению Надежды Федоровой, в университет студенты уже должны приходить, имея сформированную субъектность и использовать университет как площадку для ее развития: "Предполагая, что в момент совершения этого выбора они сформированной субъектностью не наделены, мы сразу допускаем, что выбор был сделан без воли, неосознанно. Не для всех студентов такое допущение правомерно. Поэтому мне бы хотелось говорить не о формировании, а о развитии субъектности".

Регина Карачурина, начальник управления развития образования УГНТУ, поделилась опытом исследования студенческой среды, на основании которого удалось выделить 4 условных типа студентов:
-"трудяга" (48,8%) – стремится к успешной карьере готов интенсивно обучаться, имеет балл выше среднего;
-"инфантильный" (36%) – не представляют свою будущую профессию, интересуется в первую очередь комфортом в вузе и общением с одногруппниками;
-"жертва наследства" (10%) – пришли по настоянию родителей;
"талант" (4-5%) – чётко представляют свой карьерный рост, готовы обеспечить себе саморазвитие.
"После данного анализа мы определили чёткий KPI наших образовательных траекторий, что мы должны стремиться к изменению компетенций нашего обучающегося в сторону увеличения процента талантов и трудяг", – резюмировала Регина Карачурина.

На изменчивость современного мира обратил внимание Илья Дубинский, директор по образовательным продуктам и технологиям CUSTIS. Он сделал акцент на том, что для современного человека очень важная гибкость и умение встраиваться в изменяющиеся условия, в этой связи формирование субъектности сегодня – не просто одна из задач вуза, а его важнейшее предназначение: "Все мы поменяли то, чем занимаемся несколько раз в жизни, нам всё время нужно доучиваться. Если человек не субъектен, он не сможет сделать выбор, не сможет эффективно шагнуть из своего состояния в следующее. Мы хотим сделать этих самых эффективных людей. Потому субъектность — самое важное".

С точки зрения Сергея Степанова, заместителя директора Института образования ТГУ по проектной деятельности, для понимания роли университета в становлении субъектности важно учесть отличие социальной высшего образования от любых иных уровне, в том числе СПО. В данном аспекте человек с высшим образованием несет ответственность не только за выполнение своих рабочих обязанностей, но и за вектор движения всей популяции: "Если высшее образование не формирует у людей картину мира, это не высшее образование. Люди с высшим образованием должны строить свою точку зрения, как связаны явления нашего мира. Субъективность как способность осознавать направление всей популяции — крайне важная штука".