НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Регион #73: наука (3/3)

Перспективы взаимодействия и масштабирования опыта региона
 
Ульяновская область является одним из 6 инициаторов создания научно-образовательного центра мирового уровня (далее — НОЦ) «Инженерия будущего». Участниками НОЦ также выступают ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина», ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный технический университет», ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет» и Ульяновский филиал ФБУН «Института радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова Российской академии наук».
 
Перечень направлений деятельности НОЦ:
◦ Двигательные и топливные системы нового поколения
◦ Интеллектуальные транспортные системы
◦ Аэрокосмические технологии и системы
◦ Сектора новых инженерных компетенций
◦ Искусственный интеллект в инжиниринге для проектирования, производства и эксплуатации новых изделий
 
В рамках работы НОЦ Ульяновск специализируется на работах в области искусственного интеллекта, передовых транспортных систем, новых материалов, по микро- и радиоэлектронике.

Эта работа ведется в рамках межрегионального взаимодействия членов НОЦ.
 
В Ульяновской области также реализуются региональный меры поддержки, направленные на повышение инновационной привлекательности региона. На территориии Ульяновской области действует правовой режим — портовая особая экономическая зона. По инициативе губернатора были реализованы меры поддержки МСП: снижение стоимости патента до одного рубля, компенсация затрат на ЖКХ и аренду, льготы по налогам для ИТ-отрасли и поддержка сферы рекламы, а также налоговые и арендные каникулы, рассрочки по кредитам и рефинансирование, специальные льготные займы.
 
Помимо этого, в пилотного режиме между Роспатентом и управляющей компанией НОЦ «Инженерия будущего» и Самарским Университетом им. С.П. Королева было подписано соглашение о создании экспертно-аналитического центр по сопровождению научно-технических проектов.
 
Ульяновская область вошла в межрегиональный промышленный кластер «Композиты без границ», в задачи которого входит построение диалога между наукой, бизнесов и властью разных регионов в области композитных материалов.
 
Как уже упоминалось, регион выстраивает тесную кооперацию с Беларусью.
 
Регион также претендует на одну из центральных позиций в рамках подготовленного к реализации нового транспортного коридора «Средняя Волга-Каспийское море – Персидский залив», что обеспечит ему удобное положение с точки зрения взаимодействия разных акторов, в том числе для развития науки и технологий.
 
Таким образом, можно утверждать, что Ульяновская область уже реализует различные форматы межрегионального сотрудничества и обладает примерами успешных практик для масштабирования в других регионах.
Интересы студентов VS запрос стейкхолдеров: цитаты (1/2)

Алексей Комиссаров
@akomissarov2022, ректор Президентской академии РАНХиГС, генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей», поделился самыми актуальными практиками работы Академии в сфере ИОТ:

Программы, которые мы создаем с ориентацией на ИОТ – это ВШГУ, где мы готовим управленцев. Яркий пример - наша программа кадрового резерва и школы губернаторов, выпускниками которой стали более 50 губернаторов. Сейчас мы готовим школу мэров, основываясь на опыте программы губернаторов. В этой школе будет еще больше индивидуальных траекторий, возможность выбирать, то направление, которые необходимо каждому конкретному студенту. Кроме того, мы вводим новую программу бакалавриата – «РЕСУРС России». В этой программе даже нет классических пар, концентрация на работе в группах и максимальное приближение к реальной жизни.

Евгений Абакумов, ИТ-директор ГК «Росатом», рассказал о запросе государственных корпораций к вузам:

Сегодня хочется реальных разработок, которые мы можем принести. И мы все вместе ищем этот способ, когда университет, с одной стороны, как источник профессиональных, научных и образовательных компетенций, может вдохнуть новую жизнь в тяжеловесную машину крупных компаний и корпораций. С другой стороны, университет должен «поставлять» те компетенции, которых сегодня не хватает в корпорациях. Поэтому нужно делать фокус больше на фундаментальную подготовку знаний в начале жизненного пути специалиста, а уже дальше дополнять индивидуальными образовательными производственными траекториями.

Ольга Петрова
@OlgaPetrovaNN, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации, поделилась с участниками конференции виденьем компетенций и качеств, современных студентов, которых должны готовить вузы:

Задача, которая стоит перед университетами — выпустить
неравнодушного гражданина, созидателя! Выпускника, который умеет брать на себя ответственность. Кроме фундаментальных знаний, он должен область компетенциями, которые позволяют ему быстро ориентироваться в пространстве, уметь
работать в стрессовых ситуациях, уметь отвечать и реагировать на разные вызовы. А главное - быть командным игроком, сейчас лидер — это не я, лидер — это команда.

Владимир Рахтеенко, председатель Совета ИОТ-консорциума вузов, генеральный директор CUSTIS, о сложностях внедрения индивидуальных образовательных траекторий:

Самая сложная ситуация во внедрении индивидуальных обязательных траекторий состоит в том, что учебный процесс в российских вузах придуман много десятилетий лет назад. Это очень «зашнурованная вещь», которую очень страшно трогать, потому что она работает много десятилетий. А когда вы идете в трансформацию, вы должны быть готовы разобрать свою привычную систему, и на ходу собрать ее заново так, чтобы ничего не сломалось. Это очень сложно и страшно. Но сегодня мы просто видим, что с каждым годом университетов, которые идут в эту трансформацию, становятся больше. В таких вузах система преподавания становятся лучше, сами студенты и администрация вуза становятся другими!

Борис Чернышов @borischernyshov, заместитель председателя Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, рассказал о планах взаимодействия с вузами:

Сегодня для нас главная задача – создание условий, чтобы все инфраструктурные проекты и решения в университетах были реализованы. Когда это будет сделано, мы сможем закрывать и более верхние уровни потребностей и полноценно вводить различные новые системы, такие как ИОТ. Вуз сейчас сделал очень важный шаг – перестал закрываться от студентов: вводятся сетевые программы, открытые лекции в других университетах. Такое открытие для молодежи, всегда очень ценно, дает полет фантазии и привлекает больше людей в пространство университета.
Интересы студентов VS запрос стейкхолдеров: цитаты (2/2)

Руководитель ФГАНУ «Социоцентр», Андрей Келлер @sociocentre рассказал об опыте реализации проекта «Передовые инженерные школы»:

Первый опыт реализации наших школ: создание с участием студентов отечественных технологий, которые уже запущены на реальных производствах. Такой результат получен только за полтора года! Для нас участие студентов – ключевой момент, так как сейчас большой запрос на практико-ориентированный подход к образованию в сочетании с междисциплинарным подходом. Наша задача отработка передовых технологий и подготовка инженеров, которые могут заглядывать за горизонт современного инженерного дела.

Владимир Шевченко, ректор НИЯУ МИФИ @mephi_of, рассказал о том, какие задачи сегодня стоят пред ИОТ и какие аспекты являются ключевыми:

Для ИОТ ключевой вопрос – как студент принимает решение о выборе именно этой, а не иной программы. Этот вопрос напрямую влияет на пожелания внешних стейкхолдеров. Сейчас этот вопрос скорее решается исторически сложившимся образом. Студент должен руководствоваться не только своим мнением, но и объективной, научно–обоснованной методологией. От решения этого вопроса будет зависеть эффективность всей нашей программы.

О том как проходит подготовка новых образовательных программ, формирование профессиональных маршрутов и вузовского сообщества в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта рассказал его ректор, @bfunews Александр Федоров:

Сегодня мы участники эксперимента новой общеобразовательной модели. Мы заняты созданием новых образовательных программ, что довольно непростой процесс, в их основе закладываются главные задачи университета: формирование профессиональных маршрутов и академического сообщества. Сейчас у сообщества есть уникальный шанс решить большое количество проблемы, которые накопились в наших вузах. Мы можем вписать все нам необходимое для работы в готовящиеся стандарты или развести руками и делать «по старинке».

Елена Степанова, ректор ЯГТУ @YaroslavlSTU, прокомментировала вопрос о соотношении интересов индустрий и государства:

В стратегическом плане государство и государственная корпорация для нас являются нераздельными. Процессы взаимоотношений с государством и корпорациями, как правило, синхронны и взаимосвязаны. Что касается ЯГТУ, нас отличает многократность циклов вывода студентов за пределы кампусов: сначала обучение конкретным навыкам, применение их в деле, далее повышение своих компетенций. Сейчас мы формируем целые команды выпускников, которые выходят уже готовыми командами специалистов.

Завершил дискуссию Алексей Комиссаров @akomissarov2022, ректор Президентской академии РАНХиГС, генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей»:

Мы хотим изменить подход к образовательным программам в Академии. Мы стараемся выстраивать образовательный процесс так, чтобы вне зависимости от образовательных программ, у студентов была возможность самостоятельно выбирать свои индивидуальные образовательные траектории. Такой опыт у коллег уже есть. Уверен, что такая консервативная сфера, как образование, и не могу сказать, что это плохо, будет менять и меняться в лучшую сторону.
Тварь ли я дрожащая или субъектность имею?

Во второй день работы III Всероссийской ИОТ-конференции @iotuniversity в РАНХиГС состоялась пленарная дискуссия на тему "Формирование субъектности студента в гибком образовательном процессе". Модератор дискуссии Александр Елисеенко, лидер практики управления изменениями ИОТ-университета, предложил участникам дискуссии поразмышлять над тем, должен ли университет быть местом формирования субъектности, и какие у него для этого есть возможности.

Отвечая на вопрос дискуссии, Надежда Федорова, руководитель программы развития ТюмГУ отметила, что вуз не является единственным местом, где молодой человек может формировать свою субъектность, и даже более того, по мнению Надежды Федоровой, в университет студенты уже должны приходить, имея сформированную субъектность и использовать университет как площадку для ее развития: "Предполагая, что в момент совершения этого выбора они сформированной субъектностью не наделены, мы сразу допускаем, что выбор был сделан без воли, неосознанно. Не для всех студентов такое допущение правомерно. Поэтому мне бы хотелось говорить не о формировании, а о развитии субъектности".

Регина Карачурина, начальник управления развития образования УГНТУ, поделилась опытом исследования студенческой среды, на основании которого удалось выделить 4 условных типа студентов:
-"трудяга" (48,8%) – стремится к успешной карьере готов интенсивно обучаться, имеет балл выше среднего;
-"инфантильный" (36%) – не представляют свою будущую профессию, интересуется в первую очередь комфортом в вузе и общением с одногруппниками;
-"жертва наследства" (10%) – пришли по настоянию родителей;
"талант" (4-5%) – чётко представляют свой карьерный рост, готовы обеспечить себе саморазвитие.
"После данного анализа мы определили чёткий KPI наших образовательных траекторий, что мы должны стремиться к изменению компетенций нашего обучающегося в сторону увеличения процента талантов и трудяг", – резюмировала Регина Карачурина.

На изменчивость современного мира обратил внимание Илья Дубинский, директор по образовательным продуктам и технологиям CUSTIS. Он сделал акцент на том, что для современного человека очень важная гибкость и умение встраиваться в изменяющиеся условия, в этой связи формирование субъектности сегодня – не просто одна из задач вуза, а его важнейшее предназначение: "Все мы поменяли то, чем занимаемся несколько раз в жизни, нам всё время нужно доучиваться. Если человек не субъектен, он не сможет сделать выбор, не сможет эффективно шагнуть из своего состояния в следующее. Мы хотим сделать этих самых эффективных людей. Потому субъектность — самое важное".

С точки зрения Сергея Степанова, заместителя директора Института образования ТГУ по проектной деятельности, для понимания роли университета в становлении субъектности важно учесть отличие социальной высшего образования от любых иных уровне, в том числе СПО. В данном аспекте человек с высшим образованием несет ответственность не только за выполнение своих рабочих обязанностей, но и за вектор движения всей популяции: "Если высшее образование не формирует у людей картину мира, это не высшее образование. Люди с высшим образованием должны строить свою точку зрения, как связаны явления нашего мира. Субъективность как способность осознавать направление всей популяции — крайне важная штука".
Заместитель директора Института образования ТГУ по проектной деятельности Сергей Степанов об итогах пленарной дискуссии "Формирование субъектности студента в гибком образовательном процессе" на III Всероссийской ИОТ-конференции @iotuniversity для "Научно-образовательной политики":

Для Томского университета это уже история долгая, и мы ежегодно встречаемся с коллегами в разных точках. Это всегда такой срез, куда мы движемся, как мы движемся, у кого что происходит, очень всегда содержательно. Когда мы взаимодействовали с Тюменским университетом, мы к ним приезжали и учили тьюторов, потом обсуждали, как они провели революцию с расписанием, с выборами, решали пойдем мы этим путем или не пойдем. Это все добавляет осознанности и сейчас мы про субъектность рассуждали, а субъектность - это же именно осознанность при принятии решений. В такой коммуникации есть возможность для постоянного движения и получения обратной связи.
Третью Всероссийскую ИОТ-конференцию объявляем закрытой!

Гордина Ирина Игоревна, директор ИОТ-конференции, заместитель генерального директора CUSTIS:

«Коллеги, мы благодарим вас за эти дни, за азарт задавать вопросы и получать ответы. За то, что почти каждый докладчик ссылался на слова предыдущих — это означает, что со вниманием и даже трепетом мы слушали друг друга.

С каждым годом нас становится всё больше и больше. Мы благодарим вас за то, что вы делаете. Мы благодарим вас за то, что вы выбираете нашу площадку достойной того, чтобы озвучивать свои результаты, свои чаяния, победы, и свои неудачи, что тоже всегда ценно.

И конечно, слова благодарности нашему постоянному партнеру и соорганизатору - Научно-образовательной политике и лично Евгению Сженову!

Благодарю РАНХиГС и лично ректора за то, что у нас была возможность в этом году исполнить свою мечту о классном мероприятии на таком высоком уровне качества и доверия!

До встречи на ИОТ-слете в мае и следующей конференции в октябре 2024!
Вадим Петров, председатель Общественного совета при Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), заместитель председателя межведомственной рабочей группы «Арктическая повестка» Минприроды России, сопредседатель - статс-секретарь Экологической палаты России о конкурсе «Билеты в Арктику» для «Научно-образовательной политики»:
 
[Насколько сегодня, по Вашему мнению, промышленные предприятия в Арктике вовлекают научное сообщество для решения своих задач?]

Комплексные научные исследования в Арктической зоне сегодня не мыслимы без условного триединства бизнеса, государства и гражданской науки. И мы не понаслышке видим как в решении сложных прикладных научно-исследовательских задач бизнес играет все большую роль, в том числе в вопросах исследования различных экосистем российской Арктики и проведения фундаментальных научных исследований совместно с научными организациями разного профиля. Яркими примерами являются выдающиеся научные результаты научных проектов Норникеля, Росатома, Роснефти и многих других.

Буквально несколько месяцев назад широкую общественную экспертизу проходили результаты научного проекта по концепции системы мониторинга СМП, которая была сделана по заказу Росатома и подоткнула к решению давно назревших государственных задач для АЗ РФ.

Сегодня с уверенностью можно говорить, что корпоративный сектор – главный заказчик стратегически важных для АЗР РФ научных исследований, а современная коллаборация фундаментальной и корпоративной науки – это окно возможностей для устойчивой Арктики.

[На Ваш взгляд, арктические регионы сегодня являются привлекательными для студентов с точки зрения построения карьеры?]

Если мы возьмем последние анализы статистических данных и материалов социологических исследований по теме жизненных стратегий, проводимых в регионах регионах, входящих в АЗ РФ, то к сожалению отмечается неуклонное снижение численности населения, преимущественно за счет миграционного оттока молодежи, что демонстрирует низкую удовлетворенность возможностями самореализации в различных сферах. Исключение составляет научная сфера в регионах новой волны освоения Арктики.

Напомню, что Россия в новоей стратегии развития Арткики демонстриует сегодня отказ от вахтовой модели освоения Севера в пользу комплексного социально-экономического развития, в том числе направленного на удержание и привлечение человеческих ресурсов, на повышение качества и уровня жизни населения.

Я уверен, что сегодня все регионы русского Севера, где ведутся большие арктические проекты – уникальные социальных и кадровый лифт для молодых специалистов. Они безусловно будут после такого опыта востребованы. Не могу не отметить роль арктической морской индустрии (прибрежная зона развития СМП, шельфовые морские проекты и пр.) – это будущие центры высоко квалицированного человеческого капитала для устойчивой Арктики.
Алексей Вялкин, председатель Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, генеральный директор АО «ЭКСПОЦЕНТР», заместитель председателя Оргкомитета Фестиваля ВОИР: Наука и изобретения для жизни для «Научно-образовательной политики»:
 
Сегодня нашей стране как никогда требуются новые разработки и внедрения в самых различных областях экономики, а особенно в промышленности. Акцент на этом регулярно делает Президент РФ. Государство и бизнес заинтересованы в создании интеллектуальной элиты, собранной из талантливых молодых ученых, изобретателей, рационализаторов, исследователей. А таких у нас в стране, как показал Фестиваль ВОИР: Наука и изобретения для жизни, достаточно много. Другой вопрос, что они чаще всего, остаются в тени. По разным причинам. И это неправильно.

«Экспоцентр» – ведущий российский организатор международных отраслевых выставок. К нам съезжается представители бизнеса, власти, научного сообщества из разных уголков мира. Поэтому выставка фотографий российских Кулибиных с описанием их изобретений, уверен, привлечет внимание посетителей. И, возможно, послужит толчком для внедрения новых продуктов и технологий в жизнь. Фотовыставка будет работать до конца ноября. Ее смогут увидеть тысячи гостей Экспоцентра, которые приедут на различные бизнес форумы, конференции и семинары.
Час МИФИ

На Третьей Всероссийской ИОТ-конференции, которая проходила в Москве 19 и 20 октября, выступила заместитель директора Института финансовых технологий и экономической безопасности НИЯУ МИФИ @mephi_of Анна Норкина.

ИОТ-конференция – мероприятие для вузов, которые внедряют возможности индивидуальных образовательных траекторий для студентов. У НИЯУ МИФИ накоплен большой опыт в индивидуализации обучения. Поэтому в рамках конференции был организован «Час МИФИ». На этом мероприятии заместитель директора ИФТЭБ Анна Норкина поделилась своим опытом по внедрению индивидуальных образовательных траекторий обучения в университете и рассказала о проблемах, с которыми пришлось столкнуться.

Анна Норкина, заместитель директора Института финансовых технологий и экономической безопасности НИЯУ МИФИ, для НОП:

Современные студенты живут в ситуации неопределенности и, к тому же, довольно требовательны к образовательной повестке. Если какая-то дисциплина вызывает отторжение, это может отразиться на освоении всей образовательной программы. Увлечь их учебой – задача непростая и очень энергоемкая. Индивидуальная образовательная траектория способна сделать процесс обучения более эффективным, увлекательным и комфортным. И речь не только про разные уровни обучения для студентов с разным уровнем знаний по тому или иному предмету. Мы применяем и разные подходы. Например, в ИФТЭБ активно работают бизнес-инкубаторы, где преподаватели формируют проектные команды. Работа в проекте идет параллельно с планом освоения дисциплины. На третьем курсе определенные блоки лекций студентам читают потенциальные работодатели. Наши студенты также проходят практику в разных компаниях, благодаря чему могут доработать свои компетенции. Так что, образование у нас не только жесткое, но и увлекательное.