Интересы студентов VS запрос стейкхолдеров: цитаты (2/2)
Руководитель ФГАНУ «Социоцентр», Андрей Келлер @sociocentre рассказал об опыте реализации проекта «Передовые инженерные школы»:
Первый опыт реализации наших школ: создание с участием студентов отечественных технологий, которые уже запущены на реальных производствах. Такой результат получен только за полтора года! Для нас участие студентов – ключевой момент, так как сейчас большой запрос на практико-ориентированный подход к образованию в сочетании с междисциплинарным подходом. Наша задача отработка передовых технологий и подготовка инженеров, которые могут заглядывать за горизонт современного инженерного дела.
Владимир Шевченко, ректор НИЯУ МИФИ @mephi_of, рассказал о том, какие задачи сегодня стоят пред ИОТ и какие аспекты являются ключевыми:
Для ИОТ ключевой вопрос – как студент принимает решение о выборе именно этой, а не иной программы. Этот вопрос напрямую влияет на пожелания внешних стейкхолдеров. Сейчас этот вопрос скорее решается исторически сложившимся образом. Студент должен руководствоваться не только своим мнением, но и объективной, научно–обоснованной методологией. От решения этого вопроса будет зависеть эффективность всей нашей программы.
О том как проходит подготовка новых образовательных программ, формирование профессиональных маршрутов и вузовского сообщества в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта рассказал его ректор, @bfunews Александр Федоров:
Сегодня мы участники эксперимента новой общеобразовательной модели. Мы заняты созданием новых образовательных программ, что довольно непростой процесс, в их основе закладываются главные задачи университета: формирование профессиональных маршрутов и академического сообщества. Сейчас у сообщества есть уникальный шанс решить большое количество проблемы, которые накопились в наших вузах. Мы можем вписать все нам необходимое для работы в готовящиеся стандарты или развести руками и делать «по старинке».
Елена Степанова, ректор ЯГТУ @YaroslavlSTU, прокомментировала вопрос о соотношении интересов индустрий и государства:
В стратегическом плане государство и государственная корпорация для нас являются нераздельными. Процессы взаимоотношений с государством и корпорациями, как правило, синхронны и взаимосвязаны. Что касается ЯГТУ, нас отличает многократность циклов вывода студентов за пределы кампусов: сначала обучение конкретным навыкам, применение их в деле, далее повышение своих компетенций. Сейчас мы формируем целые команды выпускников, которые выходят уже готовыми командами специалистов.
Завершил дискуссию Алексей Комиссаров @akomissarov2022, ректор Президентской академии РАНХиГС, генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей»:
Мы хотим изменить подход к образовательным программам в Академии. Мы стараемся выстраивать образовательный процесс так, чтобы вне зависимости от образовательных программ, у студентов была возможность самостоятельно выбирать свои индивидуальные образовательные траектории. Такой опыт у коллег уже есть. Уверен, что такая консервативная сфера, как образование, и не могу сказать, что это плохо, будет менять и меняться в лучшую сторону.
Руководитель ФГАНУ «Социоцентр», Андрей Келлер @sociocentre рассказал об опыте реализации проекта «Передовые инженерные школы»:
Первый опыт реализации наших школ: создание с участием студентов отечественных технологий, которые уже запущены на реальных производствах. Такой результат получен только за полтора года! Для нас участие студентов – ключевой момент, так как сейчас большой запрос на практико-ориентированный подход к образованию в сочетании с междисциплинарным подходом. Наша задача отработка передовых технологий и подготовка инженеров, которые могут заглядывать за горизонт современного инженерного дела.
Владимир Шевченко, ректор НИЯУ МИФИ @mephi_of, рассказал о том, какие задачи сегодня стоят пред ИОТ и какие аспекты являются ключевыми:
Для ИОТ ключевой вопрос – как студент принимает решение о выборе именно этой, а не иной программы. Этот вопрос напрямую влияет на пожелания внешних стейкхолдеров. Сейчас этот вопрос скорее решается исторически сложившимся образом. Студент должен руководствоваться не только своим мнением, но и объективной, научно–обоснованной методологией. От решения этого вопроса будет зависеть эффективность всей нашей программы.
О том как проходит подготовка новых образовательных программ, формирование профессиональных маршрутов и вузовского сообщества в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта рассказал его ректор, @bfunews Александр Федоров:
Сегодня мы участники эксперимента новой общеобразовательной модели. Мы заняты созданием новых образовательных программ, что довольно непростой процесс, в их основе закладываются главные задачи университета: формирование профессиональных маршрутов и академического сообщества. Сейчас у сообщества есть уникальный шанс решить большое количество проблемы, которые накопились в наших вузах. Мы можем вписать все нам необходимое для работы в готовящиеся стандарты или развести руками и делать «по старинке».
Елена Степанова, ректор ЯГТУ @YaroslavlSTU, прокомментировала вопрос о соотношении интересов индустрий и государства:
В стратегическом плане государство и государственная корпорация для нас являются нераздельными. Процессы взаимоотношений с государством и корпорациями, как правило, синхронны и взаимосвязаны. Что касается ЯГТУ, нас отличает многократность циклов вывода студентов за пределы кампусов: сначала обучение конкретным навыкам, применение их в деле, далее повышение своих компетенций. Сейчас мы формируем целые команды выпускников, которые выходят уже готовыми командами специалистов.
Завершил дискуссию Алексей Комиссаров @akomissarov2022, ректор Президентской академии РАНХиГС, генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей»:
Мы хотим изменить подход к образовательным программам в Академии. Мы стараемся выстраивать образовательный процесс так, чтобы вне зависимости от образовательных программ, у студентов была возможность самостоятельно выбирать свои индивидуальные образовательные траектории. Такой опыт у коллег уже есть. Уверен, что такая консервативная сфера, как образование, и не могу сказать, что это плохо, будет менять и меняться в лучшую сторону.
Тварь ли я дрожащая или субъектность имею?
Во второй день работы III Всероссийской ИОТ-конференции @iotuniversity в РАНХиГС состоялась пленарная дискуссия на тему "Формирование субъектности студента в гибком образовательном процессе". Модератор дискуссии Александр Елисеенко, лидер практики управления изменениями ИОТ-университета, предложил участникам дискуссии поразмышлять над тем, должен ли университет быть местом формирования субъектности, и какие у него для этого есть возможности.
Отвечая на вопрос дискуссии, Надежда Федорова, руководитель программы развития ТюмГУ отметила, что вуз не является единственным местом, где молодой человек может формировать свою субъектность, и даже более того, по мнению Надежды Федоровой, в университет студенты уже должны приходить, имея сформированную субъектность и использовать университет как площадку для ее развития: "Предполагая, что в момент совершения этого выбора они сформированной субъектностью не наделены, мы сразу допускаем, что выбор был сделан без воли, неосознанно. Не для всех студентов такое допущение правомерно. Поэтому мне бы хотелось говорить не о формировании, а о развитии субъектности".
Регина Карачурина, начальник управления развития образования УГНТУ, поделилась опытом исследования студенческой среды, на основании которого удалось выделить 4 условных типа студентов:
-"трудяга" (48,8%) – стремится к успешной карьере готов интенсивно обучаться, имеет балл выше среднего;
-"инфантильный" (36%) – не представляют свою будущую профессию, интересуется в первую очередь комфортом в вузе и общением с одногруппниками;
-"жертва наследства" (10%) – пришли по настоянию родителей;
"талант" (4-5%) – чётко представляют свой карьерный рост, готовы обеспечить себе саморазвитие.
"После данного анализа мы определили чёткий KPI наших образовательных траекторий, что мы должны стремиться к изменению компетенций нашего обучающегося в сторону увеличения процента талантов и трудяг", – резюмировала Регина Карачурина.
На изменчивость современного мира обратил внимание Илья Дубинский, директор по образовательным продуктам и технологиям CUSTIS. Он сделал акцент на том, что для современного человека очень важная гибкость и умение встраиваться в изменяющиеся условия, в этой связи формирование субъектности сегодня – не просто одна из задач вуза, а его важнейшее предназначение: "Все мы поменяли то, чем занимаемся несколько раз в жизни, нам всё время нужно доучиваться. Если человек не субъектен, он не сможет сделать выбор, не сможет эффективно шагнуть из своего состояния в следующее. Мы хотим сделать этих самых эффективных людей. Потому субъектность — самое важное".
С точки зрения Сергея Степанова, заместителя директора Института образования ТГУ по проектной деятельности, для понимания роли университета в становлении субъектности важно учесть отличие социальной высшего образования от любых иных уровне, в том числе СПО. В данном аспекте человек с высшим образованием несет ответственность не только за выполнение своих рабочих обязанностей, но и за вектор движения всей популяции: "Если высшее образование не формирует у людей картину мира, это не высшее образование. Люди с высшим образованием должны строить свою точку зрения, как связаны явления нашего мира. Субъективность как способность осознавать направление всей популяции — крайне важная штука".
Во второй день работы III Всероссийской ИОТ-конференции @iotuniversity в РАНХиГС состоялась пленарная дискуссия на тему "Формирование субъектности студента в гибком образовательном процессе". Модератор дискуссии Александр Елисеенко, лидер практики управления изменениями ИОТ-университета, предложил участникам дискуссии поразмышлять над тем, должен ли университет быть местом формирования субъектности, и какие у него для этого есть возможности.
Отвечая на вопрос дискуссии, Надежда Федорова, руководитель программы развития ТюмГУ отметила, что вуз не является единственным местом, где молодой человек может формировать свою субъектность, и даже более того, по мнению Надежды Федоровой, в университет студенты уже должны приходить, имея сформированную субъектность и использовать университет как площадку для ее развития: "Предполагая, что в момент совершения этого выбора они сформированной субъектностью не наделены, мы сразу допускаем, что выбор был сделан без воли, неосознанно. Не для всех студентов такое допущение правомерно. Поэтому мне бы хотелось говорить не о формировании, а о развитии субъектности".
Регина Карачурина, начальник управления развития образования УГНТУ, поделилась опытом исследования студенческой среды, на основании которого удалось выделить 4 условных типа студентов:
-"трудяга" (48,8%) – стремится к успешной карьере готов интенсивно обучаться, имеет балл выше среднего;
-"инфантильный" (36%) – не представляют свою будущую профессию, интересуется в первую очередь комфортом в вузе и общением с одногруппниками;
-"жертва наследства" (10%) – пришли по настоянию родителей;
"талант" (4-5%) – чётко представляют свой карьерный рост, готовы обеспечить себе саморазвитие.
"После данного анализа мы определили чёткий KPI наших образовательных траекторий, что мы должны стремиться к изменению компетенций нашего обучающегося в сторону увеличения процента талантов и трудяг", – резюмировала Регина Карачурина.
На изменчивость современного мира обратил внимание Илья Дубинский, директор по образовательным продуктам и технологиям CUSTIS. Он сделал акцент на том, что для современного человека очень важная гибкость и умение встраиваться в изменяющиеся условия, в этой связи формирование субъектности сегодня – не просто одна из задач вуза, а его важнейшее предназначение: "Все мы поменяли то, чем занимаемся несколько раз в жизни, нам всё время нужно доучиваться. Если человек не субъектен, он не сможет сделать выбор, не сможет эффективно шагнуть из своего состояния в следующее. Мы хотим сделать этих самых эффективных людей. Потому субъектность — самое важное".
С точки зрения Сергея Степанова, заместителя директора Института образования ТГУ по проектной деятельности, для понимания роли университета в становлении субъектности важно учесть отличие социальной высшего образования от любых иных уровне, в том числе СПО. В данном аспекте человек с высшим образованием несет ответственность не только за выполнение своих рабочих обязанностей, но и за вектор движения всей популяции: "Если высшее образование не формирует у людей картину мира, это не высшее образование. Люди с высшим образованием должны строить свою точку зрения, как связаны явления нашего мира. Субъективность как способность осознавать направление всей популяции — крайне важная штука".
Заместитель директора Института образования ТГУ по проектной деятельности Сергей Степанов об итогах пленарной дискуссии "Формирование субъектности студента в гибком образовательном процессе" на III Всероссийской ИОТ-конференции @iotuniversity для "Научно-образовательной политики":
Для Томского университета это уже история долгая, и мы ежегодно встречаемся с коллегами в разных точках. Это всегда такой срез, куда мы движемся, как мы движемся, у кого что происходит, очень всегда содержательно. Когда мы взаимодействовали с Тюменским университетом, мы к ним приезжали и учили тьюторов, потом обсуждали, как они провели революцию с расписанием, с выборами, решали пойдем мы этим путем или не пойдем. Это все добавляет осознанности и сейчас мы про субъектность рассуждали, а субъектность - это же именно осознанность при принятии решений. В такой коммуникации есть возможность для постоянного движения и получения обратной связи.
Для Томского университета это уже история долгая, и мы ежегодно встречаемся с коллегами в разных точках. Это всегда такой срез, куда мы движемся, как мы движемся, у кого что происходит, очень всегда содержательно. Когда мы взаимодействовали с Тюменским университетом, мы к ним приезжали и учили тьюторов, потом обсуждали, как они провели революцию с расписанием, с выборами, решали пойдем мы этим путем или не пойдем. Это все добавляет осознанности и сейчас мы про субъектность рассуждали, а субъектность - это же именно осознанность при принятии решений. В такой коммуникации есть возможность для постоянного движения и получения обратной связи.
Forwarded from ИОТ-чат: все об индивидуальных образовательных траекториях
Третью Всероссийскую ИОТ-конференцию объявляем закрытой!
Гордина Ирина Игоревна, директор ИОТ-конференции, заместитель генерального директора CUSTIS:
«Коллеги, мы благодарим вас за эти дни, за азарт задавать вопросы и получать ответы. За то, что почти каждый докладчик ссылался на слова предыдущих — это означает, что со вниманием и даже трепетом мы слушали друг друга.
С каждым годом нас становится всё больше и больше. Мы благодарим вас за то, что вы делаете. Мы благодарим вас за то, что вы выбираете нашу площадку достойной того, чтобы озвучивать свои результаты, свои чаяния, победы, и свои неудачи, что тоже всегда ценно.
И конечно, слова благодарности нашему постоянному партнеру и соорганизатору - Научно-образовательной политике и лично Евгению Сженову!
Благодарю РАНХиГС и лично ректора за то, что у нас была возможность в этом году исполнить свою мечту о классном мероприятии на таком высоком уровне качества и доверия!
До встречи на ИОТ-слете в мае и следующей конференции в октябре 2024!
Гордина Ирина Игоревна, директор ИОТ-конференции, заместитель генерального директора CUSTIS:
«Коллеги, мы благодарим вас за эти дни, за азарт задавать вопросы и получать ответы. За то, что почти каждый докладчик ссылался на слова предыдущих — это означает, что со вниманием и даже трепетом мы слушали друг друга.
С каждым годом нас становится всё больше и больше. Мы благодарим вас за то, что вы делаете. Мы благодарим вас за то, что вы выбираете нашу площадку достойной того, чтобы озвучивать свои результаты, свои чаяния, победы, и свои неудачи, что тоже всегда ценно.
И конечно, слова благодарности нашему постоянному партнеру и соорганизатору - Научно-образовательной политике и лично Евгению Сженову!
Благодарю РАНХиГС и лично ректора за то, что у нас была возможность в этом году исполнить свою мечту о классном мероприятии на таком высоком уровне качества и доверия!
До встречи на ИОТ-слете в мае и следующей конференции в октябре 2024!
Вадим Петров, председатель Общественного совета при Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), заместитель председателя межведомственной рабочей группы «Арктическая повестка» Минприроды России, сопредседатель - статс-секретарь Экологической палаты России о конкурсе «Билеты в Арктику» для «Научно-образовательной политики»:
[Насколько сегодня, по Вашему мнению, промышленные предприятия в Арктике вовлекают научное сообщество для решения своих задач?]
Комплексные научные исследования в Арктической зоне сегодня не мыслимы без условного триединства бизнеса, государства и гражданской науки. И мы не понаслышке видим как в решении сложных прикладных научно-исследовательских задач бизнес играет все большую роль, в том числе в вопросах исследования различных экосистем российской Арктики и проведения фундаментальных научных исследований совместно с научными организациями разного профиля. Яркими примерами являются выдающиеся научные результаты научных проектов Норникеля, Росатома, Роснефти и многих других.
Буквально несколько месяцев назад широкую общественную экспертизу проходили результаты научного проекта по концепции системы мониторинга СМП, которая была сделана по заказу Росатома и подоткнула к решению давно назревших государственных задач для АЗ РФ.
Сегодня с уверенностью можно говорить, что корпоративный сектор – главный заказчик стратегически важных для АЗР РФ научных исследований, а современная коллаборация фундаментальной и корпоративной науки – это окно возможностей для устойчивой Арктики.
[На Ваш взгляд, арктические регионы сегодня являются привлекательными для студентов с точки зрения построения карьеры?]
Если мы возьмем последние анализы статистических данных и материалов социологических исследований по теме жизненных стратегий, проводимых в регионах регионах, входящих в АЗ РФ, то к сожалению отмечается неуклонное снижение численности населения, преимущественно за счет миграционного оттока молодежи, что демонстрирует низкую удовлетворенность возможностями самореализации в различных сферах. Исключение составляет научная сфера в регионах новой волны освоения Арктики.
Напомню, что Россия в новоей стратегии развития Арткики демонстриует сегодня отказ от вахтовой модели освоения Севера в пользу комплексного социально-экономического развития, в том числе направленного на удержание и привлечение человеческих ресурсов, на повышение качества и уровня жизни населения.
Я уверен, что сегодня все регионы русского Севера, где ведутся большие арктические проекты – уникальные социальных и кадровый лифт для молодых специалистов. Они безусловно будут после такого опыта востребованы. Не могу не отметить роль арктической морской индустрии (прибрежная зона развития СМП, шельфовые морские проекты и пр.) – это будущие центры высоко квалицированного человеческого капитала для устойчивой Арктики.
[Насколько сегодня, по Вашему мнению, промышленные предприятия в Арктике вовлекают научное сообщество для решения своих задач?]
Комплексные научные исследования в Арктической зоне сегодня не мыслимы без условного триединства бизнеса, государства и гражданской науки. И мы не понаслышке видим как в решении сложных прикладных научно-исследовательских задач бизнес играет все большую роль, в том числе в вопросах исследования различных экосистем российской Арктики и проведения фундаментальных научных исследований совместно с научными организациями разного профиля. Яркими примерами являются выдающиеся научные результаты научных проектов Норникеля, Росатома, Роснефти и многих других.
Буквально несколько месяцев назад широкую общественную экспертизу проходили результаты научного проекта по концепции системы мониторинга СМП, которая была сделана по заказу Росатома и подоткнула к решению давно назревших государственных задач для АЗ РФ.
Сегодня с уверенностью можно говорить, что корпоративный сектор – главный заказчик стратегически важных для АЗР РФ научных исследований, а современная коллаборация фундаментальной и корпоративной науки – это окно возможностей для устойчивой Арктики.
[На Ваш взгляд, арктические регионы сегодня являются привлекательными для студентов с точки зрения построения карьеры?]
Если мы возьмем последние анализы статистических данных и материалов социологических исследований по теме жизненных стратегий, проводимых в регионах регионах, входящих в АЗ РФ, то к сожалению отмечается неуклонное снижение численности населения, преимущественно за счет миграционного оттока молодежи, что демонстрирует низкую удовлетворенность возможностями самореализации в различных сферах. Исключение составляет научная сфера в регионах новой волны освоения Арктики.
Напомню, что Россия в новоей стратегии развития Арткики демонстриует сегодня отказ от вахтовой модели освоения Севера в пользу комплексного социально-экономического развития, в том числе направленного на удержание и привлечение человеческих ресурсов, на повышение качества и уровня жизни населения.
Я уверен, что сегодня все регионы русского Севера, где ведутся большие арктические проекты – уникальные социальных и кадровый лифт для молодых специалистов. Они безусловно будут после такого опыта востребованы. Не могу не отметить роль арктической морской индустрии (прибрежная зона развития СМП, шельфовые морские проекты и пр.) – это будущие центры высоко квалицированного человеческого капитала для устойчивой Арктики.
Алексей Вялкин, председатель Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, генеральный директор АО «ЭКСПОЦЕНТР», заместитель председателя Оргкомитета Фестиваля ВОИР: Наука и изобретения для жизни для «Научно-образовательной политики»:
Сегодня нашей стране как никогда требуются новые разработки и внедрения в самых различных областях экономики, а особенно в промышленности. Акцент на этом регулярно делает Президент РФ. Государство и бизнес заинтересованы в создании интеллектуальной элиты, собранной из талантливых молодых ученых, изобретателей, рационализаторов, исследователей. А таких у нас в стране, как показал Фестиваль ВОИР: Наука и изобретения для жизни, достаточно много. Другой вопрос, что они чаще всего, остаются в тени. По разным причинам. И это неправильно.
«Экспоцентр» – ведущий российский организатор международных отраслевых выставок. К нам съезжается представители бизнеса, власти, научного сообщества из разных уголков мира. Поэтому выставка фотографий российских Кулибиных с описанием их изобретений, уверен, привлечет внимание посетителей. И, возможно, послужит толчком для внедрения новых продуктов и технологий в жизнь. Фотовыставка будет работать до конца ноября. Ее смогут увидеть тысячи гостей Экспоцентра, которые приедут на различные бизнес форумы, конференции и семинары.
Сегодня нашей стране как никогда требуются новые разработки и внедрения в самых различных областях экономики, а особенно в промышленности. Акцент на этом регулярно делает Президент РФ. Государство и бизнес заинтересованы в создании интеллектуальной элиты, собранной из талантливых молодых ученых, изобретателей, рационализаторов, исследователей. А таких у нас в стране, как показал Фестиваль ВОИР: Наука и изобретения для жизни, достаточно много. Другой вопрос, что они чаще всего, остаются в тени. По разным причинам. И это неправильно.
«Экспоцентр» – ведущий российский организатор международных отраслевых выставок. К нам съезжается представители бизнеса, власти, научного сообщества из разных уголков мира. Поэтому выставка фотографий российских Кулибиных с описанием их изобретений, уверен, привлечет внимание посетителей. И, возможно, послужит толчком для внедрения новых продуктов и технологий в жизнь. Фотовыставка будет работать до конца ноября. Ее смогут увидеть тысячи гостей Экспоцентра, которые приедут на различные бизнес форумы, конференции и семинары.
Час МИФИ
На Третьей Всероссийской ИОТ-конференции, которая проходила в Москве 19 и 20 октября, выступила заместитель директора Института финансовых технологий и экономической безопасности НИЯУ МИФИ @mephi_of Анна Норкина.
ИОТ-конференция – мероприятие для вузов, которые внедряют возможности индивидуальных образовательных траекторий для студентов. У НИЯУ МИФИ накоплен большой опыт в индивидуализации обучения. Поэтому в рамках конференции был организован «Час МИФИ». На этом мероприятии заместитель директора ИФТЭБ Анна Норкина поделилась своим опытом по внедрению индивидуальных образовательных траекторий обучения в университете и рассказала о проблемах, с которыми пришлось столкнуться.
Анна Норкина, заместитель директора Института финансовых технологий и экономической безопасности НИЯУ МИФИ, для НОП:
Современные студенты живут в ситуации неопределенности и, к тому же, довольно требовательны к образовательной повестке. Если какая-то дисциплина вызывает отторжение, это может отразиться на освоении всей образовательной программы. Увлечь их учебой – задача непростая и очень энергоемкая. Индивидуальная образовательная траектория способна сделать процесс обучения более эффективным, увлекательным и комфортным. И речь не только про разные уровни обучения для студентов с разным уровнем знаний по тому или иному предмету. Мы применяем и разные подходы. Например, в ИФТЭБ активно работают бизнес-инкубаторы, где преподаватели формируют проектные команды. Работа в проекте идет параллельно с планом освоения дисциплины. На третьем курсе определенные блоки лекций студентам читают потенциальные работодатели. Наши студенты также проходят практику в разных компаниях, благодаря чему могут доработать свои компетенции. Так что, образование у нас не только жесткое, но и увлекательное.
На Третьей Всероссийской ИОТ-конференции, которая проходила в Москве 19 и 20 октября, выступила заместитель директора Института финансовых технологий и экономической безопасности НИЯУ МИФИ @mephi_of Анна Норкина.
ИОТ-конференция – мероприятие для вузов, которые внедряют возможности индивидуальных образовательных траекторий для студентов. У НИЯУ МИФИ накоплен большой опыт в индивидуализации обучения. Поэтому в рамках конференции был организован «Час МИФИ». На этом мероприятии заместитель директора ИФТЭБ Анна Норкина поделилась своим опытом по внедрению индивидуальных образовательных траекторий обучения в университете и рассказала о проблемах, с которыми пришлось столкнуться.
Анна Норкина, заместитель директора Института финансовых технологий и экономической безопасности НИЯУ МИФИ, для НОП:
Современные студенты живут в ситуации неопределенности и, к тому же, довольно требовательны к образовательной повестке. Если какая-то дисциплина вызывает отторжение, это может отразиться на освоении всей образовательной программы. Увлечь их учебой – задача непростая и очень энергоемкая. Индивидуальная образовательная траектория способна сделать процесс обучения более эффективным, увлекательным и комфортным. И речь не только про разные уровни обучения для студентов с разным уровнем знаний по тому или иному предмету. Мы применяем и разные подходы. Например, в ИФТЭБ активно работают бизнес-инкубаторы, где преподаватели формируют проектные команды. Работа в проекте идет параллельно с планом освоения дисциплины. На третьем курсе определенные блоки лекций студентам читают потенциальные работодатели. Наши студенты также проходят практику в разных компаниях, благодаря чему могут доработать свои компетенции. Так что, образование у нас не только жесткое, но и увлекательное.
SpaceWire - Приоритет - ОПК
20 октября сотрудники НПО "Импульс" закончили обучение на факультете дополнительного профессионального образования ГУАП @new_guap по программе повышения квалификации «Технологии SpaceWire и ее применению в бортовых системах», разработанной и реализуемой в рамках программы «Приоритет-2030» специально для инженеров и проектировщиков бортовых вычислительных систем.
Обучение производилось счет субсидии из бюджета Санкт-Петербурга в 2023 году на организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Курс знакомит с технологией SpaceWire (ГОСТ Р 70020-2022) и ее различными аспектами от сетевых принципов до спектра имеющегося оборудования. Читают курс представители Центра аэрокосмических исследований и разработок ГУАП, которые обладают многолетним практическим опытом работы с технологией SpaceWire.
Валентин Оленев, директор Центра аэрокосмических исследований и разработок ГУАП, для НОП:
Это первая программа дополнительного профессионального образования в Российской Федерации по данному направлению. Она помогает специалистам перешагнуть барьер, который порой возникает при освоении новых технологий. Программа «Технологии SpaceWire и ее применению в бортовых системах» позволит не только быстрее внедрить в современные российские проекты новые технологии обмена данными на борту, но и ускорить появление в нашей стране летательных аппаратов нового поколения.
В процессе обучения слушатели изучили основы сетевых технологий передачи данных, сетевой протокол SpaceWire, транспортные протоколы для работы с сетями SpaceWire, оборудование и применение стандарта. Кроме того, участники программы получили уникальную возможность поработать и провести практические работы на уникальной научной установке ГУАП «Аэрокосмический стенд SpaceWire для исследования, сертификации и тестирования» (УНУ АССИСТ). Это уникальный стенд, предназначенный для исследования, сертификации и тестирования оборудования, работающего в соответствии со стандартом SpaceWire-RUS. Слушателям вручены удостоверения о повышении квалификации.
20 октября сотрудники НПО "Импульс" закончили обучение на факультете дополнительного профессионального образования ГУАП @new_guap по программе повышения квалификации «Технологии SpaceWire и ее применению в бортовых системах», разработанной и реализуемой в рамках программы «Приоритет-2030» специально для инженеров и проектировщиков бортовых вычислительных систем.
Обучение производилось счет субсидии из бюджета Санкт-Петербурга в 2023 году на организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Курс знакомит с технологией SpaceWire (ГОСТ Р 70020-2022) и ее различными аспектами от сетевых принципов до спектра имеющегося оборудования. Читают курс представители Центра аэрокосмических исследований и разработок ГУАП, которые обладают многолетним практическим опытом работы с технологией SpaceWire.
Валентин Оленев, директор Центра аэрокосмических исследований и разработок ГУАП, для НОП:
Это первая программа дополнительного профессионального образования в Российской Федерации по данному направлению. Она помогает специалистам перешагнуть барьер, который порой возникает при освоении новых технологий. Программа «Технологии SpaceWire и ее применению в бортовых системах» позволит не только быстрее внедрить в современные российские проекты новые технологии обмена данными на борту, но и ускорить появление в нашей стране летательных аппаратов нового поколения.
В процессе обучения слушатели изучили основы сетевых технологий передачи данных, сетевой протокол SpaceWire, транспортные протоколы для работы с сетями SpaceWire, оборудование и применение стандарта. Кроме того, участники программы получили уникальную возможность поработать и провести практические работы на уникальной научной установке ГУАП «Аэрокосмический стенд SpaceWire для исследования, сертификации и тестирования» (УНУ АССИСТ). Это уникальный стенд, предназначенный для исследования, сертификации и тестирования оборудования, работающего в соответствии со стандартом SpaceWire-RUS. Слушателям вручены удостоверения о повышении квалификации.
Президент и молодые атомщики: синергия развития (1/3)
Президент Владимир Путин 8 сентября совершил многосоставную поездку в Нижегородскую область. Ключевой стала встреча с молодыми учеными-атомщиками, но также он провел разговор с губернатором Глебом Никитиным, посетил Воскресенский собор с Музеем русского патриаршества в Арзамасе, а также Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.
Общение с будущим российской атомной науки проходило на базе Российского федерального ядерного центра – Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ – ВНИИЭФ @vniief_official). В фокусе внимания были вопросы сопряженного развития самого института и Национального центра физики и математики. Здесь пересекаются усилия Росатома, Курчатовского института, МГУ, регионального и федерального правительств. НЦФМ @ncphm_sarov и филиал МГУ в Сарове @sarov_msu_ru были открыты по инициативе президента. Во всех атомных сюжетах активен и НИЯУ МИФИ @mephi_of. Но сам НЦФМ, конечно, не состоялся бы без активной помощи со стороны губернатора Нижегородской области Глеба Никитина @glebnikitin_nn и его управленческой команды.
Во встрече было много символизма – предыдущий раз Владимир Путин общался с атомщиками в РФЯЦ-ВНИИЭФ девять лет назад, в сентябре 2014-го. С того момента проявились многие важные тенденции. Среди них глава государства выделил стремление недружественных стран максимально подорвать и ограничить российский научно-технологический (и атомный) суверенитет.
Алексей Лихачев отметил практическое воплощение идеи о межпоколенческом трансфере знаний и взаимном наставничестве:
«Здесь три поколения: 20-летние – это студенты и выпускники «МГУ Саров»; это те ребята, которые тогда были 20-летними, девять лет назад, а сейчас это уже костяк молодых учёных, остепенённых; ну и действующие академики, членкоры, доктора наук. Поэтому все три поколения встретились здесь».
Наставничество наглядно воплотилось в работе НЦФМ – в своем тяжелом графике нашли время для работы со студентами и Алексей Лихачев, и Александр Сергеев.
Глава Росатома подчеркнул личный вклад двух людей – ректора МГУ Виктора Садовничего и научного руководителя НЦФМ (а во времена создания центра – президента РАН) Александра Сергеева. Именно последнему принадлежат слова, что в Сарове создается Академгородок нового поколения. Оттого важны слова Алексея Лихачева – как сам НЦФМ стал неотъемлемой частью сквозных образовательных проектов Росатома (их очень хвалил Александр Сергеев в конце встречи), так и центр интегрирован в целый спектр активностей институтов развития – президентской платформы «Россия – страна возможностей» @stranavozmojnostey, «Машука» @czmashuk, общества «Знание» @Znanie_Russia.
Не менее значима заслуга Валентина Костюкова – директора ВНИИЭФ – который долгое время лоббировал саму идею центра, а теперь оказывает ему всю возможную поддержку.
В результате дискуссии президент согласился почти со всеми инициативами: вывести филиал МГУ из ограничений стандартов, запустить линейку непрерывно действующих курсов для школьных учителей по естественно-научным предметам.
Выпускник магистратуры НЦФМ Максим Вялков, например, вывел формулу идеальной женя для молодого атомщика – она должна быть архитектором. Президент, согласившись, что важно видеть красоту Вселенной, посоветовал исследователю не зацикливаться на профессиях, а отдавать первенство личным качествам. Как тут не вспомнить известную присказку, что на молодую семью достаточно одного кандидата наук. Впрочем, это не умаляет значение истинно научных «ячеек общества», где оба супруга увлечены как друг другом, так и наукой.
Виталия Кулешова (студентка «МГУ Саров») акцентировала внимание на чувстве сопричастности, причастности к Отчизне. В НЦФМ и ВНИИЭФ патриотическо-воспитательная работа поставлена грамотно. В этом – как и в поддержке всей науки и отдельно строительства мегаустановок (в контуре Центра их будет три, а еще семь лабораторий) – большая заслуга самого президента Владимира Путина.
Подробнее.
Президент Владимир Путин 8 сентября совершил многосоставную поездку в Нижегородскую область. Ключевой стала встреча с молодыми учеными-атомщиками, но также он провел разговор с губернатором Глебом Никитиным, посетил Воскресенский собор с Музеем русского патриаршества в Арзамасе, а также Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.
Общение с будущим российской атомной науки проходило на базе Российского федерального ядерного центра – Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ – ВНИИЭФ @vniief_official). В фокусе внимания были вопросы сопряженного развития самого института и Национального центра физики и математики. Здесь пересекаются усилия Росатома, Курчатовского института, МГУ, регионального и федерального правительств. НЦФМ @ncphm_sarov и филиал МГУ в Сарове @sarov_msu_ru были открыты по инициативе президента. Во всех атомных сюжетах активен и НИЯУ МИФИ @mephi_of. Но сам НЦФМ, конечно, не состоялся бы без активной помощи со стороны губернатора Нижегородской области Глеба Никитина @glebnikitin_nn и его управленческой команды.
Во встрече было много символизма – предыдущий раз Владимир Путин общался с атомщиками в РФЯЦ-ВНИИЭФ девять лет назад, в сентябре 2014-го. С того момента проявились многие важные тенденции. Среди них глава государства выделил стремление недружественных стран максимально подорвать и ограничить российский научно-технологический (и атомный) суверенитет.
Алексей Лихачев отметил практическое воплощение идеи о межпоколенческом трансфере знаний и взаимном наставничестве:
«Здесь три поколения: 20-летние – это студенты и выпускники «МГУ Саров»; это те ребята, которые тогда были 20-летними, девять лет назад, а сейчас это уже костяк молодых учёных, остепенённых; ну и действующие академики, членкоры, доктора наук. Поэтому все три поколения встретились здесь».
Наставничество наглядно воплотилось в работе НЦФМ – в своем тяжелом графике нашли время для работы со студентами и Алексей Лихачев, и Александр Сергеев.
Глава Росатома подчеркнул личный вклад двух людей – ректора МГУ Виктора Садовничего и научного руководителя НЦФМ (а во времена создания центра – президента РАН) Александра Сергеева. Именно последнему принадлежат слова, что в Сарове создается Академгородок нового поколения. Оттого важны слова Алексея Лихачева – как сам НЦФМ стал неотъемлемой частью сквозных образовательных проектов Росатома (их очень хвалил Александр Сергеев в конце встречи), так и центр интегрирован в целый спектр активностей институтов развития – президентской платформы «Россия – страна возможностей» @stranavozmojnostey, «Машука» @czmashuk, общества «Знание» @Znanie_Russia.
Не менее значима заслуга Валентина Костюкова – директора ВНИИЭФ – который долгое время лоббировал саму идею центра, а теперь оказывает ему всю возможную поддержку.
В результате дискуссии президент согласился почти со всеми инициативами: вывести филиал МГУ из ограничений стандартов, запустить линейку непрерывно действующих курсов для школьных учителей по естественно-научным предметам.
Выпускник магистратуры НЦФМ Максим Вялков, например, вывел формулу идеальной женя для молодого атомщика – она должна быть архитектором. Президент, согласившись, что важно видеть красоту Вселенной, посоветовал исследователю не зацикливаться на профессиях, а отдавать первенство личным качествам. Как тут не вспомнить известную присказку, что на молодую семью достаточно одного кандидата наук. Впрочем, это не умаляет значение истинно научных «ячеек общества», где оба супруга увлечены как друг другом, так и наукой.
Виталия Кулешова (студентка «МГУ Саров») акцентировала внимание на чувстве сопричастности, причастности к Отчизне. В НЦФМ и ВНИИЭФ патриотическо-воспитательная работа поставлена грамотно. В этом – как и в поддержке всей науки и отдельно строительства мегаустановок (в контуре Центра их будет три, а еще семь лабораторий) – большая заслуга самого президента Владимира Путина.
Подробнее.
Президент России
Встреча с молодыми учёными-ядерщиками
В Сарове прошла встреча Владимира Путина с молодыми учёными и специалистами Российского федерального ядерного центра – Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ – ВНИИЭФ).