Заместитель директора Института образования ТГУ по проектной деятельности Сергей Степанов об итогах пленарной дискуссии "Формирование субъектности студента в гибком образовательном процессе" на III Всероссийской ИОТ-конференции @iotuniversity для "Научно-образовательной политики":
Для Томского университета это уже история долгая, и мы ежегодно встречаемся с коллегами в разных точках. Это всегда такой срез, куда мы движемся, как мы движемся, у кого что происходит, очень всегда содержательно. Когда мы взаимодействовали с Тюменским университетом, мы к ним приезжали и учили тьюторов, потом обсуждали, как они провели революцию с расписанием, с выборами, решали пойдем мы этим путем или не пойдем. Это все добавляет осознанности и сейчас мы про субъектность рассуждали, а субъектность - это же именно осознанность при принятии решений. В такой коммуникации есть возможность для постоянного движения и получения обратной связи.
Для Томского университета это уже история долгая, и мы ежегодно встречаемся с коллегами в разных точках. Это всегда такой срез, куда мы движемся, как мы движемся, у кого что происходит, очень всегда содержательно. Когда мы взаимодействовали с Тюменским университетом, мы к ним приезжали и учили тьюторов, потом обсуждали, как они провели революцию с расписанием, с выборами, решали пойдем мы этим путем или не пойдем. Это все добавляет осознанности и сейчас мы про субъектность рассуждали, а субъектность - это же именно осознанность при принятии решений. В такой коммуникации есть возможность для постоянного движения и получения обратной связи.
Forwarded from ИОТ-чат: все об индивидуальных образовательных траекториях
Третью Всероссийскую ИОТ-конференцию объявляем закрытой!
Гордина Ирина Игоревна, директор ИОТ-конференции, заместитель генерального директора CUSTIS:
«Коллеги, мы благодарим вас за эти дни, за азарт задавать вопросы и получать ответы. За то, что почти каждый докладчик ссылался на слова предыдущих — это означает, что со вниманием и даже трепетом мы слушали друг друга.
С каждым годом нас становится всё больше и больше. Мы благодарим вас за то, что вы делаете. Мы благодарим вас за то, что вы выбираете нашу площадку достойной того, чтобы озвучивать свои результаты, свои чаяния, победы, и свои неудачи, что тоже всегда ценно.
И конечно, слова благодарности нашему постоянному партнеру и соорганизатору - Научно-образовательной политике и лично Евгению Сженову!
Благодарю РАНХиГС и лично ректора за то, что у нас была возможность в этом году исполнить свою мечту о классном мероприятии на таком высоком уровне качества и доверия!
До встречи на ИОТ-слете в мае и следующей конференции в октябре 2024!
Гордина Ирина Игоревна, директор ИОТ-конференции, заместитель генерального директора CUSTIS:
«Коллеги, мы благодарим вас за эти дни, за азарт задавать вопросы и получать ответы. За то, что почти каждый докладчик ссылался на слова предыдущих — это означает, что со вниманием и даже трепетом мы слушали друг друга.
С каждым годом нас становится всё больше и больше. Мы благодарим вас за то, что вы делаете. Мы благодарим вас за то, что вы выбираете нашу площадку достойной того, чтобы озвучивать свои результаты, свои чаяния, победы, и свои неудачи, что тоже всегда ценно.
И конечно, слова благодарности нашему постоянному партнеру и соорганизатору - Научно-образовательной политике и лично Евгению Сженову!
Благодарю РАНХиГС и лично ректора за то, что у нас была возможность в этом году исполнить свою мечту о классном мероприятии на таком высоком уровне качества и доверия!
До встречи на ИОТ-слете в мае и следующей конференции в октябре 2024!
Вадим Петров, председатель Общественного совета при Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), заместитель председателя межведомственной рабочей группы «Арктическая повестка» Минприроды России, сопредседатель - статс-секретарь Экологической палаты России о конкурсе «Билеты в Арктику» для «Научно-образовательной политики»:
[Насколько сегодня, по Вашему мнению, промышленные предприятия в Арктике вовлекают научное сообщество для решения своих задач?]
Комплексные научные исследования в Арктической зоне сегодня не мыслимы без условного триединства бизнеса, государства и гражданской науки. И мы не понаслышке видим как в решении сложных прикладных научно-исследовательских задач бизнес играет все большую роль, в том числе в вопросах исследования различных экосистем российской Арктики и проведения фундаментальных научных исследований совместно с научными организациями разного профиля. Яркими примерами являются выдающиеся научные результаты научных проектов Норникеля, Росатома, Роснефти и многих других.
Буквально несколько месяцев назад широкую общественную экспертизу проходили результаты научного проекта по концепции системы мониторинга СМП, которая была сделана по заказу Росатома и подоткнула к решению давно назревших государственных задач для АЗ РФ.
Сегодня с уверенностью можно говорить, что корпоративный сектор – главный заказчик стратегически важных для АЗР РФ научных исследований, а современная коллаборация фундаментальной и корпоративной науки – это окно возможностей для устойчивой Арктики.
[На Ваш взгляд, арктические регионы сегодня являются привлекательными для студентов с точки зрения построения карьеры?]
Если мы возьмем последние анализы статистических данных и материалов социологических исследований по теме жизненных стратегий, проводимых в регионах регионах, входящих в АЗ РФ, то к сожалению отмечается неуклонное снижение численности населения, преимущественно за счет миграционного оттока молодежи, что демонстрирует низкую удовлетворенность возможностями самореализации в различных сферах. Исключение составляет научная сфера в регионах новой волны освоения Арктики.
Напомню, что Россия в новоей стратегии развития Арткики демонстриует сегодня отказ от вахтовой модели освоения Севера в пользу комплексного социально-экономического развития, в том числе направленного на удержание и привлечение человеческих ресурсов, на повышение качества и уровня жизни населения.
Я уверен, что сегодня все регионы русского Севера, где ведутся большие арктические проекты – уникальные социальных и кадровый лифт для молодых специалистов. Они безусловно будут после такого опыта востребованы. Не могу не отметить роль арктической морской индустрии (прибрежная зона развития СМП, шельфовые морские проекты и пр.) – это будущие центры высоко квалицированного человеческого капитала для устойчивой Арктики.
[Насколько сегодня, по Вашему мнению, промышленные предприятия в Арктике вовлекают научное сообщество для решения своих задач?]
Комплексные научные исследования в Арктической зоне сегодня не мыслимы без условного триединства бизнеса, государства и гражданской науки. И мы не понаслышке видим как в решении сложных прикладных научно-исследовательских задач бизнес играет все большую роль, в том числе в вопросах исследования различных экосистем российской Арктики и проведения фундаментальных научных исследований совместно с научными организациями разного профиля. Яркими примерами являются выдающиеся научные результаты научных проектов Норникеля, Росатома, Роснефти и многих других.
Буквально несколько месяцев назад широкую общественную экспертизу проходили результаты научного проекта по концепции системы мониторинга СМП, которая была сделана по заказу Росатома и подоткнула к решению давно назревших государственных задач для АЗ РФ.
Сегодня с уверенностью можно говорить, что корпоративный сектор – главный заказчик стратегически важных для АЗР РФ научных исследований, а современная коллаборация фундаментальной и корпоративной науки – это окно возможностей для устойчивой Арктики.
[На Ваш взгляд, арктические регионы сегодня являются привлекательными для студентов с точки зрения построения карьеры?]
Если мы возьмем последние анализы статистических данных и материалов социологических исследований по теме жизненных стратегий, проводимых в регионах регионах, входящих в АЗ РФ, то к сожалению отмечается неуклонное снижение численности населения, преимущественно за счет миграционного оттока молодежи, что демонстрирует низкую удовлетворенность возможностями самореализации в различных сферах. Исключение составляет научная сфера в регионах новой волны освоения Арктики.
Напомню, что Россия в новоей стратегии развития Арткики демонстриует сегодня отказ от вахтовой модели освоения Севера в пользу комплексного социально-экономического развития, в том числе направленного на удержание и привлечение человеческих ресурсов, на повышение качества и уровня жизни населения.
Я уверен, что сегодня все регионы русского Севера, где ведутся большие арктические проекты – уникальные социальных и кадровый лифт для молодых специалистов. Они безусловно будут после такого опыта востребованы. Не могу не отметить роль арктической морской индустрии (прибрежная зона развития СМП, шельфовые морские проекты и пр.) – это будущие центры высоко квалицированного человеческого капитала для устойчивой Арктики.
Алексей Вялкин, председатель Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, генеральный директор АО «ЭКСПОЦЕНТР», заместитель председателя Оргкомитета Фестиваля ВОИР: Наука и изобретения для жизни для «Научно-образовательной политики»:
Сегодня нашей стране как никогда требуются новые разработки и внедрения в самых различных областях экономики, а особенно в промышленности. Акцент на этом регулярно делает Президент РФ. Государство и бизнес заинтересованы в создании интеллектуальной элиты, собранной из талантливых молодых ученых, изобретателей, рационализаторов, исследователей. А таких у нас в стране, как показал Фестиваль ВОИР: Наука и изобретения для жизни, достаточно много. Другой вопрос, что они чаще всего, остаются в тени. По разным причинам. И это неправильно.
«Экспоцентр» – ведущий российский организатор международных отраслевых выставок. К нам съезжается представители бизнеса, власти, научного сообщества из разных уголков мира. Поэтому выставка фотографий российских Кулибиных с описанием их изобретений, уверен, привлечет внимание посетителей. И, возможно, послужит толчком для внедрения новых продуктов и технологий в жизнь. Фотовыставка будет работать до конца ноября. Ее смогут увидеть тысячи гостей Экспоцентра, которые приедут на различные бизнес форумы, конференции и семинары.
Сегодня нашей стране как никогда требуются новые разработки и внедрения в самых различных областях экономики, а особенно в промышленности. Акцент на этом регулярно делает Президент РФ. Государство и бизнес заинтересованы в создании интеллектуальной элиты, собранной из талантливых молодых ученых, изобретателей, рационализаторов, исследователей. А таких у нас в стране, как показал Фестиваль ВОИР: Наука и изобретения для жизни, достаточно много. Другой вопрос, что они чаще всего, остаются в тени. По разным причинам. И это неправильно.
«Экспоцентр» – ведущий российский организатор международных отраслевых выставок. К нам съезжается представители бизнеса, власти, научного сообщества из разных уголков мира. Поэтому выставка фотографий российских Кулибиных с описанием их изобретений, уверен, привлечет внимание посетителей. И, возможно, послужит толчком для внедрения новых продуктов и технологий в жизнь. Фотовыставка будет работать до конца ноября. Ее смогут увидеть тысячи гостей Экспоцентра, которые приедут на различные бизнес форумы, конференции и семинары.
Час МИФИ
На Третьей Всероссийской ИОТ-конференции, которая проходила в Москве 19 и 20 октября, выступила заместитель директора Института финансовых технологий и экономической безопасности НИЯУ МИФИ @mephi_of Анна Норкина.
ИОТ-конференция – мероприятие для вузов, которые внедряют возможности индивидуальных образовательных траекторий для студентов. У НИЯУ МИФИ накоплен большой опыт в индивидуализации обучения. Поэтому в рамках конференции был организован «Час МИФИ». На этом мероприятии заместитель директора ИФТЭБ Анна Норкина поделилась своим опытом по внедрению индивидуальных образовательных траекторий обучения в университете и рассказала о проблемах, с которыми пришлось столкнуться.
Анна Норкина, заместитель директора Института финансовых технологий и экономической безопасности НИЯУ МИФИ, для НОП:
Современные студенты живут в ситуации неопределенности и, к тому же, довольно требовательны к образовательной повестке. Если какая-то дисциплина вызывает отторжение, это может отразиться на освоении всей образовательной программы. Увлечь их учебой – задача непростая и очень энергоемкая. Индивидуальная образовательная траектория способна сделать процесс обучения более эффективным, увлекательным и комфортным. И речь не только про разные уровни обучения для студентов с разным уровнем знаний по тому или иному предмету. Мы применяем и разные подходы. Например, в ИФТЭБ активно работают бизнес-инкубаторы, где преподаватели формируют проектные команды. Работа в проекте идет параллельно с планом освоения дисциплины. На третьем курсе определенные блоки лекций студентам читают потенциальные работодатели. Наши студенты также проходят практику в разных компаниях, благодаря чему могут доработать свои компетенции. Так что, образование у нас не только жесткое, но и увлекательное.
На Третьей Всероссийской ИОТ-конференции, которая проходила в Москве 19 и 20 октября, выступила заместитель директора Института финансовых технологий и экономической безопасности НИЯУ МИФИ @mephi_of Анна Норкина.
ИОТ-конференция – мероприятие для вузов, которые внедряют возможности индивидуальных образовательных траекторий для студентов. У НИЯУ МИФИ накоплен большой опыт в индивидуализации обучения. Поэтому в рамках конференции был организован «Час МИФИ». На этом мероприятии заместитель директора ИФТЭБ Анна Норкина поделилась своим опытом по внедрению индивидуальных образовательных траекторий обучения в университете и рассказала о проблемах, с которыми пришлось столкнуться.
Анна Норкина, заместитель директора Института финансовых технологий и экономической безопасности НИЯУ МИФИ, для НОП:
Современные студенты живут в ситуации неопределенности и, к тому же, довольно требовательны к образовательной повестке. Если какая-то дисциплина вызывает отторжение, это может отразиться на освоении всей образовательной программы. Увлечь их учебой – задача непростая и очень энергоемкая. Индивидуальная образовательная траектория способна сделать процесс обучения более эффективным, увлекательным и комфортным. И речь не только про разные уровни обучения для студентов с разным уровнем знаний по тому или иному предмету. Мы применяем и разные подходы. Например, в ИФТЭБ активно работают бизнес-инкубаторы, где преподаватели формируют проектные команды. Работа в проекте идет параллельно с планом освоения дисциплины. На третьем курсе определенные блоки лекций студентам читают потенциальные работодатели. Наши студенты также проходят практику в разных компаниях, благодаря чему могут доработать свои компетенции. Так что, образование у нас не только жесткое, но и увлекательное.
SpaceWire - Приоритет - ОПК
20 октября сотрудники НПО "Импульс" закончили обучение на факультете дополнительного профессионального образования ГУАП @new_guap по программе повышения квалификации «Технологии SpaceWire и ее применению в бортовых системах», разработанной и реализуемой в рамках программы «Приоритет-2030» специально для инженеров и проектировщиков бортовых вычислительных систем.
Обучение производилось счет субсидии из бюджета Санкт-Петербурга в 2023 году на организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Курс знакомит с технологией SpaceWire (ГОСТ Р 70020-2022) и ее различными аспектами от сетевых принципов до спектра имеющегося оборудования. Читают курс представители Центра аэрокосмических исследований и разработок ГУАП, которые обладают многолетним практическим опытом работы с технологией SpaceWire.
Валентин Оленев, директор Центра аэрокосмических исследований и разработок ГУАП, для НОП:
Это первая программа дополнительного профессионального образования в Российской Федерации по данному направлению. Она помогает специалистам перешагнуть барьер, который порой возникает при освоении новых технологий. Программа «Технологии SpaceWire и ее применению в бортовых системах» позволит не только быстрее внедрить в современные российские проекты новые технологии обмена данными на борту, но и ускорить появление в нашей стране летательных аппаратов нового поколения.
В процессе обучения слушатели изучили основы сетевых технологий передачи данных, сетевой протокол SpaceWire, транспортные протоколы для работы с сетями SpaceWire, оборудование и применение стандарта. Кроме того, участники программы получили уникальную возможность поработать и провести практические работы на уникальной научной установке ГУАП «Аэрокосмический стенд SpaceWire для исследования, сертификации и тестирования» (УНУ АССИСТ). Это уникальный стенд, предназначенный для исследования, сертификации и тестирования оборудования, работающего в соответствии со стандартом SpaceWire-RUS. Слушателям вручены удостоверения о повышении квалификации.
20 октября сотрудники НПО "Импульс" закончили обучение на факультете дополнительного профессионального образования ГУАП @new_guap по программе повышения квалификации «Технологии SpaceWire и ее применению в бортовых системах», разработанной и реализуемой в рамках программы «Приоритет-2030» специально для инженеров и проектировщиков бортовых вычислительных систем.
Обучение производилось счет субсидии из бюджета Санкт-Петербурга в 2023 году на организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Курс знакомит с технологией SpaceWire (ГОСТ Р 70020-2022) и ее различными аспектами от сетевых принципов до спектра имеющегося оборудования. Читают курс представители Центра аэрокосмических исследований и разработок ГУАП, которые обладают многолетним практическим опытом работы с технологией SpaceWire.
Валентин Оленев, директор Центра аэрокосмических исследований и разработок ГУАП, для НОП:
Это первая программа дополнительного профессионального образования в Российской Федерации по данному направлению. Она помогает специалистам перешагнуть барьер, который порой возникает при освоении новых технологий. Программа «Технологии SpaceWire и ее применению в бортовых системах» позволит не только быстрее внедрить в современные российские проекты новые технологии обмена данными на борту, но и ускорить появление в нашей стране летательных аппаратов нового поколения.
В процессе обучения слушатели изучили основы сетевых технологий передачи данных, сетевой протокол SpaceWire, транспортные протоколы для работы с сетями SpaceWire, оборудование и применение стандарта. Кроме того, участники программы получили уникальную возможность поработать и провести практические работы на уникальной научной установке ГУАП «Аэрокосмический стенд SpaceWire для исследования, сертификации и тестирования» (УНУ АССИСТ). Это уникальный стенд, предназначенный для исследования, сертификации и тестирования оборудования, работающего в соответствии со стандартом SpaceWire-RUS. Слушателям вручены удостоверения о повышении квалификации.
Президент и молодые атомщики: синергия развития (1/3)
Президент Владимир Путин 8 сентября совершил многосоставную поездку в Нижегородскую область. Ключевой стала встреча с молодыми учеными-атомщиками, но также он провел разговор с губернатором Глебом Никитиным, посетил Воскресенский собор с Музеем русского патриаршества в Арзамасе, а также Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.
Общение с будущим российской атомной науки проходило на базе Российского федерального ядерного центра – Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ – ВНИИЭФ @vniief_official). В фокусе внимания были вопросы сопряженного развития самого института и Национального центра физики и математики. Здесь пересекаются усилия Росатома, Курчатовского института, МГУ, регионального и федерального правительств. НЦФМ @ncphm_sarov и филиал МГУ в Сарове @sarov_msu_ru были открыты по инициативе президента. Во всех атомных сюжетах активен и НИЯУ МИФИ @mephi_of. Но сам НЦФМ, конечно, не состоялся бы без активной помощи со стороны губернатора Нижегородской области Глеба Никитина @glebnikitin_nn и его управленческой команды.
Во встрече было много символизма – предыдущий раз Владимир Путин общался с атомщиками в РФЯЦ-ВНИИЭФ девять лет назад, в сентябре 2014-го. С того момента проявились многие важные тенденции. Среди них глава государства выделил стремление недружественных стран максимально подорвать и ограничить российский научно-технологический (и атомный) суверенитет.
Алексей Лихачев отметил практическое воплощение идеи о межпоколенческом трансфере знаний и взаимном наставничестве:
«Здесь три поколения: 20-летние – это студенты и выпускники «МГУ Саров»; это те ребята, которые тогда были 20-летними, девять лет назад, а сейчас это уже костяк молодых учёных, остепенённых; ну и действующие академики, членкоры, доктора наук. Поэтому все три поколения встретились здесь».
Наставничество наглядно воплотилось в работе НЦФМ – в своем тяжелом графике нашли время для работы со студентами и Алексей Лихачев, и Александр Сергеев.
Глава Росатома подчеркнул личный вклад двух людей – ректора МГУ Виктора Садовничего и научного руководителя НЦФМ (а во времена создания центра – президента РАН) Александра Сергеева. Именно последнему принадлежат слова, что в Сарове создается Академгородок нового поколения. Оттого важны слова Алексея Лихачева – как сам НЦФМ стал неотъемлемой частью сквозных образовательных проектов Росатома (их очень хвалил Александр Сергеев в конце встречи), так и центр интегрирован в целый спектр активностей институтов развития – президентской платформы «Россия – страна возможностей» @stranavozmojnostey, «Машука» @czmashuk, общества «Знание» @Znanie_Russia.
Не менее значима заслуга Валентина Костюкова – директора ВНИИЭФ – который долгое время лоббировал саму идею центра, а теперь оказывает ему всю возможную поддержку.
В результате дискуссии президент согласился почти со всеми инициативами: вывести филиал МГУ из ограничений стандартов, запустить линейку непрерывно действующих курсов для школьных учителей по естественно-научным предметам.
Выпускник магистратуры НЦФМ Максим Вялков, например, вывел формулу идеальной женя для молодого атомщика – она должна быть архитектором. Президент, согласившись, что важно видеть красоту Вселенной, посоветовал исследователю не зацикливаться на профессиях, а отдавать первенство личным качествам. Как тут не вспомнить известную присказку, что на молодую семью достаточно одного кандидата наук. Впрочем, это не умаляет значение истинно научных «ячеек общества», где оба супруга увлечены как друг другом, так и наукой.
Виталия Кулешова (студентка «МГУ Саров») акцентировала внимание на чувстве сопричастности, причастности к Отчизне. В НЦФМ и ВНИИЭФ патриотическо-воспитательная работа поставлена грамотно. В этом – как и в поддержке всей науки и отдельно строительства мегаустановок (в контуре Центра их будет три, а еще семь лабораторий) – большая заслуга самого президента Владимира Путина.
Подробнее.
Президент Владимир Путин 8 сентября совершил многосоставную поездку в Нижегородскую область. Ключевой стала встреча с молодыми учеными-атомщиками, но также он провел разговор с губернатором Глебом Никитиным, посетил Воскресенский собор с Музеем русского патриаршества в Арзамасе, а также Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.
Общение с будущим российской атомной науки проходило на базе Российского федерального ядерного центра – Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ – ВНИИЭФ @vniief_official). В фокусе внимания были вопросы сопряженного развития самого института и Национального центра физики и математики. Здесь пересекаются усилия Росатома, Курчатовского института, МГУ, регионального и федерального правительств. НЦФМ @ncphm_sarov и филиал МГУ в Сарове @sarov_msu_ru были открыты по инициативе президента. Во всех атомных сюжетах активен и НИЯУ МИФИ @mephi_of. Но сам НЦФМ, конечно, не состоялся бы без активной помощи со стороны губернатора Нижегородской области Глеба Никитина @glebnikitin_nn и его управленческой команды.
Во встрече было много символизма – предыдущий раз Владимир Путин общался с атомщиками в РФЯЦ-ВНИИЭФ девять лет назад, в сентябре 2014-го. С того момента проявились многие важные тенденции. Среди них глава государства выделил стремление недружественных стран максимально подорвать и ограничить российский научно-технологический (и атомный) суверенитет.
Алексей Лихачев отметил практическое воплощение идеи о межпоколенческом трансфере знаний и взаимном наставничестве:
«Здесь три поколения: 20-летние – это студенты и выпускники «МГУ Саров»; это те ребята, которые тогда были 20-летними, девять лет назад, а сейчас это уже костяк молодых учёных, остепенённых; ну и действующие академики, членкоры, доктора наук. Поэтому все три поколения встретились здесь».
Наставничество наглядно воплотилось в работе НЦФМ – в своем тяжелом графике нашли время для работы со студентами и Алексей Лихачев, и Александр Сергеев.
Глава Росатома подчеркнул личный вклад двух людей – ректора МГУ Виктора Садовничего и научного руководителя НЦФМ (а во времена создания центра – президента РАН) Александра Сергеева. Именно последнему принадлежат слова, что в Сарове создается Академгородок нового поколения. Оттого важны слова Алексея Лихачева – как сам НЦФМ стал неотъемлемой частью сквозных образовательных проектов Росатома (их очень хвалил Александр Сергеев в конце встречи), так и центр интегрирован в целый спектр активностей институтов развития – президентской платформы «Россия – страна возможностей» @stranavozmojnostey, «Машука» @czmashuk, общества «Знание» @Znanie_Russia.
Не менее значима заслуга Валентина Костюкова – директора ВНИИЭФ – который долгое время лоббировал саму идею центра, а теперь оказывает ему всю возможную поддержку.
В результате дискуссии президент согласился почти со всеми инициативами: вывести филиал МГУ из ограничений стандартов, запустить линейку непрерывно действующих курсов для школьных учителей по естественно-научным предметам.
Выпускник магистратуры НЦФМ Максим Вялков, например, вывел формулу идеальной женя для молодого атомщика – она должна быть архитектором. Президент, согласившись, что важно видеть красоту Вселенной, посоветовал исследователю не зацикливаться на профессиях, а отдавать первенство личным качествам. Как тут не вспомнить известную присказку, что на молодую семью достаточно одного кандидата наук. Впрочем, это не умаляет значение истинно научных «ячеек общества», где оба супруга увлечены как друг другом, так и наукой.
Виталия Кулешова (студентка «МГУ Саров») акцентировала внимание на чувстве сопричастности, причастности к Отчизне. В НЦФМ и ВНИИЭФ патриотическо-воспитательная работа поставлена грамотно. В этом – как и в поддержке всей науки и отдельно строительства мегаустановок (в контуре Центра их будет три, а еще семь лабораторий) – большая заслуга самого президента Владимира Путина.
Подробнее.
Президент России
Встреча с молодыми учёными-ядерщиками
В Сарове прошла встреча Владимира Путина с молодыми учёными и специалистами Российского федерального ядерного центра – Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ – ВНИИЭФ).
Президент и молодые атомщики: синергия развития (2/3)
Сергей Кошечкин (сотрудник Института лазерно-физических исследований ВНИИЭФ) попросил главу государства уделить внимание также и мидисайенс (по формату тех самых семи лабораторий).
Дмитрий Вишняков (м.н.с. ИЛФИ ВНИИЭФ) – развитию транспортной (в виде «открытия» аэропорта Сарова, что находится на закрытой территории) и культурной инфраструктуры кластера. В вопросах авиасообщения, как отметил Алексей Лихачев, атомщиков очень поддерживает и епархия, и РПЦ. О важности развития культурно-досуговой сферы говорили на встрече еще не раз.
В рассуждениях главы государства о потенциальном развитии аэропорта прозвучала универсальная формула: «Если для Сарова это важно, а Саров важен для страны в целом, надо подумать, как решить». Это генеральная установка президента на поддержку как науки в целом, так и конкретных научно-технологических центров.
Анна Калинина попросила президента поддержать учителей по математике, физике, химии и вообще по естественным наукам. Делать это планируется, объединяя возможности онлайн-курсов, стажировок в НЦФМ и программ центра «Машук». Владимир Путин и Алексей Лихачев обещали приложить все усилия. Также поступила просьба расширить программу «Земский учитель» еще и на ЗАТО – в частности, Росатома. Президент поручил это главе Росатома, тот не растерялся – попросил интегрировать еще и Снежинск.
Одним из последних выступил Роман Королев (присутствовал на общении с президентом еще в 2014-м), который представлял ПО для автоматизации инженерных расчетов «Логос». Это один из масштабных проектов импортозамещения и формирования технологического суверенитета в инженерно-технической и IT-сферах, а также яркий пример трансфера технологий из оборонки в гражданский сектор.
Особенно важно сотрудничество разработчкиов с университетами. Роман Королев рассказал:
«[Рост команды произошел] в том числе за счёт того, что мы при ведущих вузах страны открываем подразделения соразработки.
Так, при Нижегородском университете Лобачевского уже работает одно подразделение, в следующем году мы открываем такое же в Казанском федеральном университете в Республике Татарстан. В целом работаем с вузами, пока, Владимир Владимирович, правда, точечно, с каждым вузом по отдельности, но при этом внедряем дисциплины, обучение его использованию [программного обеспечения], тем самым уже достигли порядка 28 вузов».
В рамках сотрудничества с РФЯЦ-ВНИИЭФ (базовый разработчик «Логоса») вузы бесплатно получают пакет программного обеспечения. Параллельно у российской программы появляется все больше клиентов из научно-технологической сферы и реального сектора экономики (в том числе – в рамках диверсификации продукции ОПК).
Завершал встречу научный руководитель НЦФМ Александр Сергеев. Он подчеркнул, что Центр стал точкой интеграции: «У нас в кооперации НЦФМ сейчас больше 50 научных организаций и университетов страны, и наука делается, конечно, в первую очередь в Федеральном ядерном центре – мы здесь заводим сейчас свою инфраструктуру. Но вот эти 50 учреждений страны тоже дают очень серьёзный вклад в научную программу».
Еще одна заслуга Центра – масштабное привлечение молодых специалистов, в том числе через обучение и «якорение». А оно идет, в первую очередь, через широкие исследовательские возможности, развитие инфраструктуры и создания мегасайенс, высокой концентрации ведущих ученых в НЦФМ, «МГУ Саров» и РФЯЦ-ВНИИЭФ. Попросил научрук Центра о двух вещах – поддержать мидисайенс (лаборатории) и поспособствовать в вопросах строительства кампуса.
Также Александр Сергеев отметил прочную связь новых установок, фундаментальных исследований и возвращения идей в ядерный оружейный комплекс. Именно в этом вклад как Большого Атома в целом (Росатом и Курчатовский институт), так и НЦФМ в технологический суверенитет и национальную безопасность страны.
Сергей Кошечкин (сотрудник Института лазерно-физических исследований ВНИИЭФ) попросил главу государства уделить внимание также и мидисайенс (по формату тех самых семи лабораторий).
Дмитрий Вишняков (м.н.с. ИЛФИ ВНИИЭФ) – развитию транспортной (в виде «открытия» аэропорта Сарова, что находится на закрытой территории) и культурной инфраструктуры кластера. В вопросах авиасообщения, как отметил Алексей Лихачев, атомщиков очень поддерживает и епархия, и РПЦ. О важности развития культурно-досуговой сферы говорили на встрече еще не раз.
В рассуждениях главы государства о потенциальном развитии аэропорта прозвучала универсальная формула: «Если для Сарова это важно, а Саров важен для страны в целом, надо подумать, как решить». Это генеральная установка президента на поддержку как науки в целом, так и конкретных научно-технологических центров.
Анна Калинина попросила президента поддержать учителей по математике, физике, химии и вообще по естественным наукам. Делать это планируется, объединяя возможности онлайн-курсов, стажировок в НЦФМ и программ центра «Машук». Владимир Путин и Алексей Лихачев обещали приложить все усилия. Также поступила просьба расширить программу «Земский учитель» еще и на ЗАТО – в частности, Росатома. Президент поручил это главе Росатома, тот не растерялся – попросил интегрировать еще и Снежинск.
Одним из последних выступил Роман Королев (присутствовал на общении с президентом еще в 2014-м), который представлял ПО для автоматизации инженерных расчетов «Логос». Это один из масштабных проектов импортозамещения и формирования технологического суверенитета в инженерно-технической и IT-сферах, а также яркий пример трансфера технологий из оборонки в гражданский сектор.
Особенно важно сотрудничество разработчкиов с университетами. Роман Королев рассказал:
«[Рост команды произошел] в том числе за счёт того, что мы при ведущих вузах страны открываем подразделения соразработки.
Так, при Нижегородском университете Лобачевского уже работает одно подразделение, в следующем году мы открываем такое же в Казанском федеральном университете в Республике Татарстан. В целом работаем с вузами, пока, Владимир Владимирович, правда, точечно, с каждым вузом по отдельности, но при этом внедряем дисциплины, обучение его использованию [программного обеспечения], тем самым уже достигли порядка 28 вузов».
В рамках сотрудничества с РФЯЦ-ВНИИЭФ (базовый разработчик «Логоса») вузы бесплатно получают пакет программного обеспечения. Параллельно у российской программы появляется все больше клиентов из научно-технологической сферы и реального сектора экономики (в том числе – в рамках диверсификации продукции ОПК).
Завершал встречу научный руководитель НЦФМ Александр Сергеев. Он подчеркнул, что Центр стал точкой интеграции: «У нас в кооперации НЦФМ сейчас больше 50 научных организаций и университетов страны, и наука делается, конечно, в первую очередь в Федеральном ядерном центре – мы здесь заводим сейчас свою инфраструктуру. Но вот эти 50 учреждений страны тоже дают очень серьёзный вклад в научную программу».
Еще одна заслуга Центра – масштабное привлечение молодых специалистов, в том числе через обучение и «якорение». А оно идет, в первую очередь, через широкие исследовательские возможности, развитие инфраструктуры и создания мегасайенс, высокой концентрации ведущих ученых в НЦФМ, «МГУ Саров» и РФЯЦ-ВНИИЭФ. Попросил научрук Центра о двух вещах – поддержать мидисайенс (лаборатории) и поспособствовать в вопросах строительства кампуса.
Также Александр Сергеев отметил прочную связь новых установок, фундаментальных исследований и возвращения идей в ядерный оружейный комплекс. Именно в этом вклад как Большого Атома в целом (Росатом и Курчатовский институт), так и НЦФМ в технологический суверенитет и национальную безопасность страны.
Президент и молодые атомщики: синергия развития (3/3)
Владимир Путин в своем заключительном слове объединил две части своего визита в Нижегородскую область – духовно-культурную и научно-технологическую:
«Без всяких сомнений, не только логистика, но и учреждения культуры должны развиваться здесь. У вас здесь рядом духовный центр страны. Нам при ваших достижениях в области науки очень важно сохранять душу страны, душу России, многонациональной, многоконфессиональной, поддерживать наши традиционные ценности. Сочетание всех этих элементов, безусловно, даст мощный синергетический эффект и поможет стране двигаться вперёд».
Для комплексного развития Нижегородской области не меньшее значение, чем общение президента с молодыми атомщиками, имела его встреча с губернатором Глебом Никитиным @glebnikitin_nn, а также открытие участков трассы М-12 «Восток» от Москвы до Арзамаса и южного обхода города Арзамаса (в рамках того же мероприятия президент поучаствовал в запуске Московского скоростного диаметра).
Губернатор Нижегородской области подчеркнул, что трассу сознательно проложили не через Нижний Новгород, а по югу региона – это дополнительный стимул к его развитию.
Оно является комплексным – здесь задействован как Национальный центр физики и математики, так и весь культурно-духовный (как и научный) кластер Арзамас-Саров-Дивеево. С одинаковой охотой и удобством в Нижегородскую область будут удобно добираться как паломники, так и ученые.
В ходе встречи Глеб Никитин коснулся двух важнейших научно-технологических вопросов: развитие ОПК (за счет внедрения новых технологий и бережливого производства), а также беспилотники.
Беспилотные авиационные системы – это флагманская тема для «группы Белоусова», Национальной технологической инициативы и Агентства стратегических инициатив (тут наравне с Социальной инициативой). Нижегороская область особенно активна в области развития БАС:
«У Вас поручение уже было по поводу создания десяти центров по отрасли БАС, беспилотных авиационных систем. Пока нашли возможность, приняли решение по трём, хотя в десять мы входили. В три мы пока не входим.
Мне кажется, в целом это настолько важное направление – и в гражданке, и в оборонке, что надо эту работу интенсифицировать. И если была бы возможность поддержать, чтобы наш регион тоже попал в этот список, в принципе расширить их перечень, думаю, это было бы правильно».
Визит президента Владимира Путин был насыщенным. В нем удалось найти баланс между важнейшими сюжетами развития – транспортного, туристического, духовного, научного, регионального. Нижегородская область является одной из ведущих по вкладу в национальные и конкретно в научно-технологические суверенитет и безопасность.
Подробнее о встрече с Глебом Никитиным.
Владимир Путин в своем заключительном слове объединил две части своего визита в Нижегородскую область – духовно-культурную и научно-технологическую:
«Без всяких сомнений, не только логистика, но и учреждения культуры должны развиваться здесь. У вас здесь рядом духовный центр страны. Нам при ваших достижениях в области науки очень важно сохранять душу страны, душу России, многонациональной, многоконфессиональной, поддерживать наши традиционные ценности. Сочетание всех этих элементов, безусловно, даст мощный синергетический эффект и поможет стране двигаться вперёд».
Для комплексного развития Нижегородской области не меньшее значение, чем общение президента с молодыми атомщиками, имела его встреча с губернатором Глебом Никитиным @glebnikitin_nn, а также открытие участков трассы М-12 «Восток» от Москвы до Арзамаса и южного обхода города Арзамаса (в рамках того же мероприятия президент поучаствовал в запуске Московского скоростного диаметра).
Губернатор Нижегородской области подчеркнул, что трассу сознательно проложили не через Нижний Новгород, а по югу региона – это дополнительный стимул к его развитию.
Оно является комплексным – здесь задействован как Национальный центр физики и математики, так и весь культурно-духовный (как и научный) кластер Арзамас-Саров-Дивеево. С одинаковой охотой и удобством в Нижегородскую область будут удобно добираться как паломники, так и ученые.
В ходе встречи Глеб Никитин коснулся двух важнейших научно-технологических вопросов: развитие ОПК (за счет внедрения новых технологий и бережливого производства), а также беспилотники.
Беспилотные авиационные системы – это флагманская тема для «группы Белоусова», Национальной технологической инициативы и Агентства стратегических инициатив (тут наравне с Социальной инициативой). Нижегороская область особенно активна в области развития БАС:
«У Вас поручение уже было по поводу создания десяти центров по отрасли БАС, беспилотных авиационных систем. Пока нашли возможность, приняли решение по трём, хотя в десять мы входили. В три мы пока не входим.
Мне кажется, в целом это настолько важное направление – и в гражданке, и в оборонке, что надо эту работу интенсифицировать. И если была бы возможность поддержать, чтобы наш регион тоже попал в этот список, в принципе расширить их перечень, думаю, это было бы правильно».
Визит президента Владимира Путин был насыщенным. В нем удалось найти баланс между важнейшими сюжетами развития – транспортного, туристического, духовного, научного, регионального. Нижегородская область является одной из ведущих по вкладу в национальные и конкретно в научно-технологические суверенитет и безопасность.
Подробнее о встрече с Глебом Никитиным.
Президент России
Встреча с губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным
Завершая рабочую поездку в Нижегородскую область (ПФО), глава государства провёл рабочую встречу с губернатором региона Глебом Никитиным.
Ряд телеграм-каналов опубликовал информацию, содержащую такие строки:
Всем российским вузам от Минобрнауки РФ дана команда не затрагивать публично – на лекциях и семинарах, в выступлениях на тех или иных вузовских мероприятиях, в интервью и в материалах для СМИ, – никаких негативных тенденций в ситуации в стране и вокруг неё. В экономике и социальной сфере, в общественно-политической жизни и во внешней политике. Проводить научные исследования, выявляющие те или иные негативные моменты, ещё можно, но выносить их на публику нельзя.
НОП переговорил с тремя руководящими работниками Минобрнауки из различных подразделений и с ректорами 10 университетов — никто не знает о такой "команде".
Один из наших собеседников в Минобрнауки предположил что такие слова могли были быть высказаны как частное мнение кого-то из сотрудников министерства.
Всем российским вузам от Минобрнауки РФ дана команда не затрагивать публично – на лекциях и семинарах, в выступлениях на тех или иных вузовских мероприятиях, в интервью и в материалах для СМИ, – никаких негативных тенденций в ситуации в стране и вокруг неё. В экономике и социальной сфере, в общественно-политической жизни и во внешней политике. Проводить научные исследования, выявляющие те или иные негативные моменты, ещё можно, но выносить их на публику нельзя.
НОП переговорил с тремя руководящими работниками Минобрнауки из различных подразделений и с ректорами 10 университетов — никто не знает о такой "команде".
Один из наших собеседников в Минобрнауки предположил что такие слова могли были быть высказаны как частное мнение кого-то из сотрудников министерства.
Физмат-поручения
Президент Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам встречи с молодыми учеными-ядерщиками в Сарове. Все он касаются развития Национального центра физики и математики @ncphm_sarov.
Филиал МГУ
Образовательным столпом НЦФМ является филиал Московского госуниверситета @sarov_msu_ru. На строительство его инфраструктуры в рамках ФАИП выделят в 2024-2026 гг. дополнительные средства (Пр-2113, п.1 а).
Сложная многосоставная модель центра требует особых подходов к финансированию. Правительство, Росатом и МГУ определят особенности выделения средств на науку и образование (включая стипендии) в Саровском филиале (Пр-2113, п.2).
Наука
Минимум семь уникальных лабораторий в контуре НЦФМ создадут Правительство и Росатом за счет средств бюджета, госкорпорации и из иных источников (Пр-2113, п.1 б).
(При)открытие ЗАТО
ЗАТО представляют собой уникальные, но, к сожалению, весьма изолированные экосистемы. В частности, требуются отдельные поручения главы государства, чтобы включить Саров и Снежинск в программу «Земский учитель» (Пр-2113, п.1 в).
Либо же приоткрыть использование аэродрома Саров (Миус). Поручение дано Правителсьтву, Росатому, ФСБ и Правительству Нижегородской области. Сделать же это планируется в интересах РФЯЦ-ВНИИЭФ, НЦФМ, самого Росатома и паломническо-туристического кластера «Арзамас – Дивеево – Саров» (Пр-2113, п.3).
Мегаустановки
Саров и НЦФМ становятся одним из ключевых центров меганауки России. Правительству, Росатому, РАН и Курчатовскому институт поручено представить предложении о создании в Центре трех научных установок класса «мегасайенс» (Пр-2113, п.4). Первые результаты необходимо получить к 2030 году.
Планов на уникальные научные установки в НЦФМ и ВНИИЭФ много. Одна из установок уже давно на слуху – это Супер чарм-тау фабрика, перекочевала на саровскую землю из Сибири. Другим станет ИНОК – сверхъяркий источник комптоновского излучения. Также в планах – экзаваттный лазер и фотонная вычислительная машина.
Саров становится одной из столиц мегасайенс страны – наравне, например, с подмосковными Протвино и Дубной, Гатчиной в Ленинградской области или Новосибирским Академгородком (и Кольцово).
Среда
НЦФМ – как всегда заявлял Александр Сергеев (ныне глава Центра, а ранее – президент РАН) – это Академгородок 2.0. А следовательно, это не только особая концентрация научно-образовательных и технологических мощностей, но и общественная среда. В этом ключе Правительствам РФ и Нижегородской области совместно с Росатомом поручено реализовать комплексную программу развития социальной инфраструктуры ЗАТО г. Саров и Национального центра физики и математики (Пр-2113, п.5).
Примечательное
НЦФМ поименован в поручениях как «Национальный центр физики и математики Госкорпорации «Росатом». Отраслевая принадлежность не является новостью, но статус центра и его научно-образовательный вес неуклонно растут.
Синергия
Саровская земля пропитана и духовными, и научными исканиями. В сложных перепетиях истории советской атомной программы причудливым образом преломились исторические судьбы духовной оси Арзамас – Дивеево – Саров. Неслучайно патриарх Кирилл, награждая Радия Илькаева отметил:
«Они [ученые-атомщики] создали оружие под покровом преподобного Серафима Саровского, потому что по неизреченному божьему промыслу это оружие создавалось в обители преподобного Серафима. Благодаря этой силе Россия осталась независимой, свободной, и, конечно, мы должны все хранить в наших сердцах и в памяти этот замечательный подвиг наших ученых, которые практически спасли страну».
Подробнее: полный перечень поручений.
Президент Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам встречи с молодыми учеными-ядерщиками в Сарове. Все он касаются развития Национального центра физики и математики @ncphm_sarov.
Филиал МГУ
Образовательным столпом НЦФМ является филиал Московского госуниверситета @sarov_msu_ru. На строительство его инфраструктуры в рамках ФАИП выделят в 2024-2026 гг. дополнительные средства (Пр-2113, п.1 а).
Сложная многосоставная модель центра требует особых подходов к финансированию. Правительство, Росатом и МГУ определят особенности выделения средств на науку и образование (включая стипендии) в Саровском филиале (Пр-2113, п.2).
Наука
Минимум семь уникальных лабораторий в контуре НЦФМ создадут Правительство и Росатом за счет средств бюджета, госкорпорации и из иных источников (Пр-2113, п.1 б).
(При)открытие ЗАТО
ЗАТО представляют собой уникальные, но, к сожалению, весьма изолированные экосистемы. В частности, требуются отдельные поручения главы государства, чтобы включить Саров и Снежинск в программу «Земский учитель» (Пр-2113, п.1 в).
Либо же приоткрыть использование аэродрома Саров (Миус). Поручение дано Правителсьтву, Росатому, ФСБ и Правительству Нижегородской области. Сделать же это планируется в интересах РФЯЦ-ВНИИЭФ, НЦФМ, самого Росатома и паломническо-туристического кластера «Арзамас – Дивеево – Саров» (Пр-2113, п.3).
Мегаустановки
Саров и НЦФМ становятся одним из ключевых центров меганауки России. Правительству, Росатому, РАН и Курчатовскому институт поручено представить предложении о создании в Центре трех научных установок класса «мегасайенс» (Пр-2113, п.4). Первые результаты необходимо получить к 2030 году.
Планов на уникальные научные установки в НЦФМ и ВНИИЭФ много. Одна из установок уже давно на слуху – это Супер чарм-тау фабрика, перекочевала на саровскую землю из Сибири. Другим станет ИНОК – сверхъяркий источник комптоновского излучения. Также в планах – экзаваттный лазер и фотонная вычислительная машина.
Саров становится одной из столиц мегасайенс страны – наравне, например, с подмосковными Протвино и Дубной, Гатчиной в Ленинградской области или Новосибирским Академгородком (и Кольцово).
Среда
НЦФМ – как всегда заявлял Александр Сергеев (ныне глава Центра, а ранее – президент РАН) – это Академгородок 2.0. А следовательно, это не только особая концентрация научно-образовательных и технологических мощностей, но и общественная среда. В этом ключе Правительствам РФ и Нижегородской области совместно с Росатомом поручено реализовать комплексную программу развития социальной инфраструктуры ЗАТО г. Саров и Национального центра физики и математики (Пр-2113, п.5).
Примечательное
НЦФМ поименован в поручениях как «Национальный центр физики и математики Госкорпорации «Росатом». Отраслевая принадлежность не является новостью, но статус центра и его научно-образовательный вес неуклонно растут.
Синергия
Саровская земля пропитана и духовными, и научными исканиями. В сложных перепетиях истории советской атомной программы причудливым образом преломились исторические судьбы духовной оси Арзамас – Дивеево – Саров. Неслучайно патриарх Кирилл, награждая Радия Илькаева отметил:
«Они [ученые-атомщики] создали оружие под покровом преподобного Серафима Саровского, потому что по неизреченному божьему промыслу это оружие создавалось в обители преподобного Серафима. Благодаря этой силе Россия осталась независимой, свободной, и, конечно, мы должны все хранить в наших сердцах и в памяти этот замечательный подвиг наших ученых, которые практически спасли страну».
Подробнее: полный перечень поручений.
Президент России
Перечень поручений по итогам встречи с молодыми учёными-ядерщиками • Президент России
Новости, стенограммы, фото и видеозаписи, документы, подписанные Президентом России, информация о деятельности Администрации
Вузы хотят, но не могут, edtech и блогеры зарабатывают: тренды ДПО обсудили в РАНХиГС 1/3
Темой очередного заседания Экспертного совета по вопросам дополнительного профессионального образования, переподготовки и непрерывного образования при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию стало качество образования взрослых в интернете.
Заседание прошло в рамках деловой программы ИОТ-конференции @iotuniversity в зале заседания Учёного совета Президентской академии РАНХиГС @mainranepa
Участники попытались определить направления развития законодательства и общественного регулирования в сфере онлайн образования, обострив проблему фактического существования "двух параллельных миров ДПО" – госсегмента (куда входят вузы) и коммерческого (включая edtech, образовательных блогеров и т.д.). Вектор дискуссии задали:
Ксения Горячева @DeputatGoryacheva, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по науке и образованию, куратор Экспертного совета;
Илья Коршунов, сопредседатель Экспертного совета, руководитель Лаборатории непрерывного образования НИУ ВШЭ;
Евгений Сжёнов, сопредседатель Экспертного совета, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»;
Денис Янышев, председатель правления Национальной платформы открытого образования;
Анастасия Долгих, руководитель отдела сопровождения образовательных программ Skillbox;
Александр Геллер, руководитель по работе с университетами Skillfactory.
«Увеличивающееся количество различного рода услуг, предоставляемых в сети Интернет под видом дополнительного образования, формирует запрос на опережающую оценку их качества со стороны потребителя. Особенности реализации образовательных программ онлайн с одной стороны обеспечивают новые возможности приобретения необходимых навыков и компетенций, а с другой – создают среду для необеспеченных результатом расходов предприятий, семей и отдельных граждан. В рамках Экспертного Совета предполагается определить направления развития законодательства и общественного регулирования в сфере онлайн образования, призванного помочь населению в грамотном использовании этого эффективного инструмента развития человеческого потенциала», – задал общую рамку Илья Коршунов.
Тему продолжил Евгений Сженов. По его словам, давно уже наступило время для серьезных изменений в практике реализации образовательных программ в сфере вузовского ДПО, а также в законодательном регулировании онлайн-образования. Соответствующий запрос от участников рынка допобразования есть, и он подтверждён мировыми трендами сферы обучения взрослых:
«Руководителям ДПО в вузах следует учесть опыт российских и мировых лидеров образования взрослых, которые очень востребованы и зарабатывают миллиарды рублей. К сожалению, пока почти никто из вузовских "ДПОшников" в России не может похвастаться высокими достижениями, сравнимыми с лидерами edtech-обучения, многие из которых предоставляют действительно качественный продукт. Их успешный опыт необходимо учесть, если мы не хотим развивать ДПО в вузах лишь для формальных отчётов в министерство и как сегмент повышения квалификации врачей, учителей и т.д.
Одна из задач нашего Экспертного Совета состоит в том, чтобы помочь коллегам продвинуться на этом пути, в том числе расширяя их культурный код и философию, линейку образовательных форматов, продуктов, стандартов работы. Пришло время пересмотреть и саму терминологию дополнительного профессионального образования. В условиях когда всё больше обучающихся молоды и ещё не имеют квалификации, но уже массово учатся на разнообразных курсах, нужно адаптировать нормы госполитики этой сферы образования – ведь это инструмент достижения национальных целей.
Вузы такую молодёжь на свои программы не берут по формальным критериям, и они в итоге идут в соцсети к инфлюенсерам, платят суммы, кратно превышающие объемы всех грантов Приоритета, вместе взятых. Также у нового поколения слушателей допобразования запрос на уровень клиентоориентированности, в котором edtech и блогеры легко побеждают вузы – запись и оплата курсов в"два клика" и т.д.».
Темой очередного заседания Экспертного совета по вопросам дополнительного профессионального образования, переподготовки и непрерывного образования при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию стало качество образования взрослых в интернете.
Заседание прошло в рамках деловой программы ИОТ-конференции @iotuniversity в зале заседания Учёного совета Президентской академии РАНХиГС @mainranepa
Участники попытались определить направления развития законодательства и общественного регулирования в сфере онлайн образования, обострив проблему фактического существования "двух параллельных миров ДПО" – госсегмента (куда входят вузы) и коммерческого (включая edtech, образовательных блогеров и т.д.). Вектор дискуссии задали:
Ксения Горячева @DeputatGoryacheva, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по науке и образованию, куратор Экспертного совета;
Илья Коршунов, сопредседатель Экспертного совета, руководитель Лаборатории непрерывного образования НИУ ВШЭ;
Евгений Сжёнов, сопредседатель Экспертного совета, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»;
Денис Янышев, председатель правления Национальной платформы открытого образования;
Анастасия Долгих, руководитель отдела сопровождения образовательных программ Skillbox;
Александр Геллер, руководитель по работе с университетами Skillfactory.
«Увеличивающееся количество различного рода услуг, предоставляемых в сети Интернет под видом дополнительного образования, формирует запрос на опережающую оценку их качества со стороны потребителя. Особенности реализации образовательных программ онлайн с одной стороны обеспечивают новые возможности приобретения необходимых навыков и компетенций, а с другой – создают среду для необеспеченных результатом расходов предприятий, семей и отдельных граждан. В рамках Экспертного Совета предполагается определить направления развития законодательства и общественного регулирования в сфере онлайн образования, призванного помочь населению в грамотном использовании этого эффективного инструмента развития человеческого потенциала», – задал общую рамку Илья Коршунов.
Тему продолжил Евгений Сженов. По его словам, давно уже наступило время для серьезных изменений в практике реализации образовательных программ в сфере вузовского ДПО, а также в законодательном регулировании онлайн-образования. Соответствующий запрос от участников рынка допобразования есть, и он подтверждён мировыми трендами сферы обучения взрослых:
«Руководителям ДПО в вузах следует учесть опыт российских и мировых лидеров образования взрослых, которые очень востребованы и зарабатывают миллиарды рублей. К сожалению, пока почти никто из вузовских "ДПОшников" в России не может похвастаться высокими достижениями, сравнимыми с лидерами edtech-обучения, многие из которых предоставляют действительно качественный продукт. Их успешный опыт необходимо учесть, если мы не хотим развивать ДПО в вузах лишь для формальных отчётов в министерство и как сегмент повышения квалификации врачей, учителей и т.д.
Одна из задач нашего Экспертного Совета состоит в том, чтобы помочь коллегам продвинуться на этом пути, в том числе расширяя их культурный код и философию, линейку образовательных форматов, продуктов, стандартов работы. Пришло время пересмотреть и саму терминологию дополнительного профессионального образования. В условиях когда всё больше обучающихся молоды и ещё не имеют квалификации, но уже массово учатся на разнообразных курсах, нужно адаптировать нормы госполитики этой сферы образования – ведь это инструмент достижения национальных целей.
Вузы такую молодёжь на свои программы не берут по формальным критериям, и они в итоге идут в соцсети к инфлюенсерам, платят суммы, кратно превышающие объемы всех грантов Приоритета, вместе взятых. Также у нового поколения слушателей допобразования запрос на уровень клиентоориентированности, в котором edtech и блогеры легко побеждают вузы – запись и оплата курсов в"два клика" и т.д.».
Вузы хотят, но не могут, edtech и блогеры зарабатывают: тренды ДПО обсудили в РАНХиГС 2/3
Денис Янышев представил позицию руководителей университетов – участников Национальной платформы открытого образования:
«Проблему, которую мы сейчас видим, это отсутствие необходимой практикоориентированности онлайн-курсов, в которых даются только компетенции, а рынок труда требует выполнения трудовых функции. Необходимо коррелировать академическую и профессиональную квалификации для повышения доверия к образованию со стороны рынка труда и индустриальных партнеров. Формирование контента должно производиться с профильными партнёрами. Практикоориентированый контент необходимо оценивать с точки зрения проверки профессиональных компетенций и трудовых функций (симуляторы, тренажёры, практическая деятельность, виртуальные лаборатории). Дальнейшие развитие образования мы видим через выстраивание системы лояльности между вузами и индустрией».
Кроме того, председатель правления Национальной платформы открытого образования выступил с предложением стимулировать развитие ДПО в вузах через программу «Приоритет 2030».
По его словам, с этой целью целесообразно создать рабочую группу (включающую представителей вузов, СПО, технопарки, площадки для проведения Демонстрационного экзамена) для поэтапной практической отработки интеграции образовательных программам высшего образования с программами дополнительного образования. Делать это можно на базе университетов и СПО субъектов РФ с развитой промышленностью с использованием интеллектуального потенциала и технологических возможностей национальной платформы «Открытое образование». Среди возможных пилотных вузов были предложены УрФУ, СПбГУ, НГТУ, КГТУ имени Т.Ф. Горбачева и др. В качестве пилотной квалификации, при апробации моделей, можно использовать квалификацию «Цифровой куратор» и опыт вузов проекта «Цифровые кафедры» с отраслевой ориентацией.
«Также предлагаем выступить с законодательной инициативой к Минтруду, облегчающей трудоустройство высококвалифицированных специалистов в образовательную организацию по существующим требованиям Трудового кодекса. В действующем сегодня формате дана процедура ведет к огромным временным потерям специалистов, дополнительному сбору бумаг и прохождению медицинских комиссий, что вызывает отрицательное отношение к самой идее. Еще одно важное предложение – разработать и утвердить дорожную карту по перезачету онлайн-курсов и развитию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в РФ. И, наконец, нам крайне необходима реализация инструмента совместно с вузами, работодателями и сервисами по подбору вакансий. Совместная работа необходима для успешного прогнозирования рынка и своевременная подготовка кадров в нужной отрасли», – отметил Денис Янышев.
Денис Янышев представил позицию руководителей университетов – участников Национальной платформы открытого образования:
«Проблему, которую мы сейчас видим, это отсутствие необходимой практикоориентированности онлайн-курсов, в которых даются только компетенции, а рынок труда требует выполнения трудовых функции. Необходимо коррелировать академическую и профессиональную квалификации для повышения доверия к образованию со стороны рынка труда и индустриальных партнеров. Формирование контента должно производиться с профильными партнёрами. Практикоориентированый контент необходимо оценивать с точки зрения проверки профессиональных компетенций и трудовых функций (симуляторы, тренажёры, практическая деятельность, виртуальные лаборатории). Дальнейшие развитие образования мы видим через выстраивание системы лояльности между вузами и индустрией».
Кроме того, председатель правления Национальной платформы открытого образования выступил с предложением стимулировать развитие ДПО в вузах через программу «Приоритет 2030».
По его словам, с этой целью целесообразно создать рабочую группу (включающую представителей вузов, СПО, технопарки, площадки для проведения Демонстрационного экзамена) для поэтапной практической отработки интеграции образовательных программам высшего образования с программами дополнительного образования. Делать это можно на базе университетов и СПО субъектов РФ с развитой промышленностью с использованием интеллектуального потенциала и технологических возможностей национальной платформы «Открытое образование». Среди возможных пилотных вузов были предложены УрФУ, СПбГУ, НГТУ, КГТУ имени Т.Ф. Горбачева и др. В качестве пилотной квалификации, при апробации моделей, можно использовать квалификацию «Цифровой куратор» и опыт вузов проекта «Цифровые кафедры» с отраслевой ориентацией.
«Также предлагаем выступить с законодательной инициативой к Минтруду, облегчающей трудоустройство высококвалифицированных специалистов в образовательную организацию по существующим требованиям Трудового кодекса. В действующем сегодня формате дана процедура ведет к огромным временным потерям специалистов, дополнительному сбору бумаг и прохождению медицинских комиссий, что вызывает отрицательное отношение к самой идее. Еще одно важное предложение – разработать и утвердить дорожную карту по перезачету онлайн-курсов и развитию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в РФ. И, наконец, нам крайне необходима реализация инструмента совместно с вузами, работодателями и сервисами по подбору вакансий. Совместная работа необходима для успешного прогнозирования рынка и своевременная подготовка кадров в нужной отрасли», – отметил Денис Янышев.
Вузы хотят, но не могут, edtech и блогеры зарабатывают: тренды ДПО обсудили в РАНХиГС 3/3
Игорь Ковалев (компания «Лига», разработчик платформы для ФП
«Содействие занятости») рассказал о проблеме измерения качества онлайн образования на примере создания платформы онлайн обучения федерального проекта «Содействие занятости». По его словам, рейтинги не дают объективной картины качества программы, поэтому сфере допобразования требуются объективные критерии для понимания качества образовательной программы:
«Решение – уникальный набор метрик. Обучающийся должен иметь возможность выбора метрик в соответствии с ожиданиями и целями обучения. Возможные метрики оценки образовательного процесса: возможность поменять профессию; повысить свой статус в действующей профессии; вовлеченность студента в процесс обучения; качество сопровождения обучения; индексы качества обучения: COR, NPS, CSI, EMR; численный критерий качества Education Rate; ROI образовательного процесса. Важно, чтобы сбор метрик происходил в контролируемом автоматическом режиме. Решение — внедрение единой информационной системы».
Анастасия Долгих обратила внимание на то, что человеку очень важно четко сформулировать запрос на образование и понять, что именно ему нужно:
«Мы уделяем большое внимание тому, чтобы в самом начале обучения помочь человеку определиться, понять карьерные цели и синхронизироваться с актуальными потребностями рынка. Для нас это большой вызов и вся наша команда этим занимается, реализуя различные инструменты. Работы много, но успехи есть. Кроме того, мы должны хорошо понимать слушателя в процессе всего обучения и для этого нам очень нужны большие данные – сбор метрик и информационная система, о чем говорил Игорь Ковалев. Если говорить о необходимых новациях в нормативном регулировании, то сегодня, учитывая реалии обучения взрослых, нормативные сроки обучения должны быть условными».
Александр Геллер обозначил направления, в которых существует потребность в модернизации нормативного регулирования:
«На повестке вопрос единого с университетами вектора развития, в том числе задача измерения качества онлайн образования. Для нас очень важен образовательный результат, под которым мы, прежде всего, понимаем решение карьерных задач обучающегося. Конечно, необходимо дать оценку блогерам, которые, не имея компетенций, продают свой продукт и зарабатывают большие деньги. Но здесь мы вряд ли что-то сможем кардинально изменить. Такие ниши будут всегда. Поэтому нам следует сосредоточиться на совершенствовании собственных продуктов, нацеленных на мотивированных граждан. Что касается нормативного регулирования, нам бы хотелось продвигать процедуру аккредитации и экспертизирования. И еще одно предложение – по возможности подтолкнуть университеты к сотрудничеству с edtech-рынком».
Также свои предложения по трансформации нормативной базы ДПО внесли начальник управления дополнительного образования МГУ им. М.В. Ломоносова Станислав Бушев, ректор АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035» Вадим Медведев, генеральный директор Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Светлана Шпорт, директор по цифровизации образования МФТИ Дарья Гриц.
«Edtech часто встраивается блоками в бакалавриат и магистратуру. Университеты со своими длинным форматами не всегда могут оперативно выделить необходимые ресурсы, чтобы их принять. Мое предложение заключается в том, чтобы чуть шире трактовать требования к научным руководителем курсовых и квалификационных работ из реального сектора экономики, которые имеют право сопровождать такие программы в вузах», – отметила Дарья Гриц.
Предложения, прозвучавшие на заседании Экспертного Совета, будут рассмотрены и проработаны в Комитете ГД по науке и высшему образованию, с участием представителей исполнительной власти и экспертного сообщества.
Игорь Ковалев (компания «Лига», разработчик платформы для ФП
«Содействие занятости») рассказал о проблеме измерения качества онлайн образования на примере создания платформы онлайн обучения федерального проекта «Содействие занятости». По его словам, рейтинги не дают объективной картины качества программы, поэтому сфере допобразования требуются объективные критерии для понимания качества образовательной программы:
«Решение – уникальный набор метрик. Обучающийся должен иметь возможность выбора метрик в соответствии с ожиданиями и целями обучения. Возможные метрики оценки образовательного процесса: возможность поменять профессию; повысить свой статус в действующей профессии; вовлеченность студента в процесс обучения; качество сопровождения обучения; индексы качества обучения: COR, NPS, CSI, EMR; численный критерий качества Education Rate; ROI образовательного процесса. Важно, чтобы сбор метрик происходил в контролируемом автоматическом режиме. Решение — внедрение единой информационной системы».
Анастасия Долгих обратила внимание на то, что человеку очень важно четко сформулировать запрос на образование и понять, что именно ему нужно:
«Мы уделяем большое внимание тому, чтобы в самом начале обучения помочь человеку определиться, понять карьерные цели и синхронизироваться с актуальными потребностями рынка. Для нас это большой вызов и вся наша команда этим занимается, реализуя различные инструменты. Работы много, но успехи есть. Кроме того, мы должны хорошо понимать слушателя в процессе всего обучения и для этого нам очень нужны большие данные – сбор метрик и информационная система, о чем говорил Игорь Ковалев. Если говорить о необходимых новациях в нормативном регулировании, то сегодня, учитывая реалии обучения взрослых, нормативные сроки обучения должны быть условными».
Александр Геллер обозначил направления, в которых существует потребность в модернизации нормативного регулирования:
«На повестке вопрос единого с университетами вектора развития, в том числе задача измерения качества онлайн образования. Для нас очень важен образовательный результат, под которым мы, прежде всего, понимаем решение карьерных задач обучающегося. Конечно, необходимо дать оценку блогерам, которые, не имея компетенций, продают свой продукт и зарабатывают большие деньги. Но здесь мы вряд ли что-то сможем кардинально изменить. Такие ниши будут всегда. Поэтому нам следует сосредоточиться на совершенствовании собственных продуктов, нацеленных на мотивированных граждан. Что касается нормативного регулирования, нам бы хотелось продвигать процедуру аккредитации и экспертизирования. И еще одно предложение – по возможности подтолкнуть университеты к сотрудничеству с edtech-рынком».
Также свои предложения по трансформации нормативной базы ДПО внесли начальник управления дополнительного образования МГУ им. М.В. Ломоносова Станислав Бушев, ректор АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035» Вадим Медведев, генеральный директор Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Светлана Шпорт, директор по цифровизации образования МФТИ Дарья Гриц.
«Edtech часто встраивается блоками в бакалавриат и магистратуру. Университеты со своими длинным форматами не всегда могут оперативно выделить необходимые ресурсы, чтобы их принять. Мое предложение заключается в том, чтобы чуть шире трактовать требования к научным руководителем курсовых и квалификационных работ из реального сектора экономики, которые имеют право сопровождать такие программы в вузах», – отметила Дарья Гриц.
Предложения, прозвучавшие на заседании Экспертного Совета, будут рассмотрены и проработаны в Комитете ГД по науке и высшему образованию, с участием представителей исполнительной власти и экспертного сообщества.