Россия – колыбель сельских территорий (1/2)
Только что на площадке ММСО прошла пленарная дискуссия
«Конвергенция образования, науки и бизнеса для сельских территорий страны: повестка развития» организованная НОП и Университетом Вернадского @rgunhru.
В дискуссии приняли участие лидеры государственной молодёжной политики, представители ФОИВ и ректорского сообщества. Ключевыми акторами дискуссии стали Минсельхоз РФ, Минобрнауки РФ, Росмолодежь и Россельхозбанк.
Главной темой всей дискуссии стал вопрос развития образования и молодежной политики для сельских территорий страны. Модераторами секции выступили Евгений Сжёнов @szhenov, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», и Елена Певцова @EA_Pevtsova, ректор Российского государственного университета народного хозяйства имени В.И. Вернадского.
Евгений Сжёнов подчеркнул актуальность дискуссии о роли молодежи в развитии сельских территорий:
Ксения Шевелкина, директор Департамента развития сельских территорий Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, рассказала о необходимых условиях привлечения молодежи к работе в селе:
Ольга Петрова, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации, обратила внимание на важность искренности и открытости в работе с молодежью:
Только что на площадке ММСО прошла пленарная дискуссия
«Конвергенция образования, науки и бизнеса для сельских территорий страны: повестка развития» организованная НОП и Университетом Вернадского @rgunhru.
В дискуссии приняли участие лидеры государственной молодёжной политики, представители ФОИВ и ректорского сообщества. Ключевыми акторами дискуссии стали Минсельхоз РФ, Минобрнауки РФ, Росмолодежь и Россельхозбанк.
Главной темой всей дискуссии стал вопрос развития образования и молодежной политики для сельских территорий страны. Модераторами секции выступили Евгений Сжёнов @szhenov, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», и Елена Певцова @EA_Pevtsova, ректор Российского государственного университета народного хозяйства имени В.И. Вернадского.
Евгений Сжёнов подчеркнул актуальность дискуссии о роли молодежи в развитии сельских территорий:
Именно с нашей сессии открывается Форум ММСО – крупнейшая площадка для дискуссии по самым живым и главным вопросам в сфере образования. Наша страна огромна и, в первую очередь, она про села и про малые города. Когда мы говорим про системы школьного образования, обсуждаем вопросы подготовки студентов и колледжей, ДПО, часто имеем ввиду только большие города. Это не очень правильно. Страна сильна малыми территориями, у нас очень много талантливой молодёжи из регионов.
Важно понимать на уровне государственной политики, что сегодня особенно нужна система поддержки малых городов, чтобы ребята были мотивированы возвращаться к себе домой после успешной учебы в вузе. Сегодня людей очень нужно оберегать. Если мы хотим что-то получить от нашей молодёжи, ее важно правильно развивать и мотивировать.
Ксения Шевелкина, директор Департамента развития сельских территорий Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, рассказала о необходимых условиях привлечения молодежи к работе в селе:
Сельские территории занимают 98% всей нашей страны. Когда мы говорим о том, что нужно привлекать новых специалистов в сельские территории – это всегда задача повышения качества жизни в селе. Сегодня мы делаем все возможное, чтобы у нас была вся инфраструктура, но одной инфраструктурой не обойтись.
Важно создавать условия, чтобы наши специалисты после окончания вуза приезжали в село и направляли свои знания, компетенции на развитие экономики региона. Ключевая задача – обеспечить аграрный сектор кадрам.
Ольга Петрова, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации, обратила внимание на важность искренности и открытости в работе с молодежью:
Россия – страна регионов, где решающую роль играют кадры. А кадры – это всегда про образование. Талантливые ребята сегодня есть везде, все они хотят развития. Вызовы, которые получила страна, лежат прежде всего в сферах образования и информационной политики, интеллектуального потенциала нашей страны. Справиться с этими вызовами мы можем только благодаря совместной работе и синергии.
Наша работа может строиться только на доверии. Когда ты смотришь в глаза ребенку и его родителям, объясняешь почему нужно оставаться и развиваться в сельских территориях – это все про доверие, искренность и открытость. Это фундамент любой коммуникации. Если ты сам веришь в свое дело, ты можешь вести людей за собой.
Россия – колыбель сельских территорий (2/2)
Екатерина Харченко, заместитель председателя Комитета ГД по науке и высшему образованию, обратила внимание на важность сотрудничества представителей аграрного бизнеса с учебными заведениями:
Денис Аширов, заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодёжи, рассказал о работе росмолодёжи в сфере развития молодёжи сельской территории:
Илья Коршунов, Председатель Экспертного совета Государственной Думы по непрерывному образованию, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ, поделился мнением о важности развития ДПО в системе подготовки кадров для села:
Елена Певцова выступила с инициативой выстраивания системной работы аграрных вузов со школами и о создании профильного Совета проректоров по воспитательной работе вузов аграрного профиля:
Екатерина Харченко, заместитель председателя Комитета ГД по науке и высшему образованию, обратила внимание на важность сотрудничества представителей аграрного бизнеса с учебными заведениями:
Только объединяя потенциал общества, бизнеса и власти мы можем решить и стратегические задачи, которые ставит Президент и тактические задачи по устойчивому развитию территории. Что сегодня может удержать молодежь в селе?
В первую очередь, единая логика образования от детского сада до трудоустройства. Сегодня у аграрного бизнеса есть возможность зайти на площадку школы и уже с этого уровня заниматься профориентацией своих будущих кадров. Сейчас в этом очень серьезно помогают аграрные классы в школах. Второе – это наши аграрные вузы. Сегодня эти вузы сильно преображаются. Туда заходят крупные компании, которые приносят не только уникальную инфраструктуру, но и смыслы, содержание.
Денис Аширов, заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодёжи, рассказал о работе росмолодёжи в сфере развития молодёжи сельской территории:
Молодежь – это будущий драйвер изменений страны. Такие изменения важны и нужны именно в сельских территориях. Поэтому, когда мы говорим про работу с сельской молодежью, все понимают, что это одно из приоритетных направлений. С 2012 года отток молодёжи из села составил почти 1,2 млн. человек, это то, с чем нам нужно работать.
С 2012 по 2022 год количество молодежи в возрасте 14-35 лет, проживающей в сельской местности уменьшилось на 1 749 664 человек, с 11 142 447 в 2012 человек до 9 392 783 в 2022. Для нас важно сделать линейку проектов, которые покажут привлекательность села для молодого человека.
Поэтому мы в росмолодёжи сформировали проект «Кадры для села» — это целая экосистема проектов из 4 сфер, позволяющая полностью раскрыться молодому человеку в сельской территории.
Илья Коршунов, Председатель Экспертного совета Государственной Думы по непрерывному образованию, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ, поделился мнением о важности развития ДПО в системе подготовки кадров для села:
Сегодня целая сеть федеральных проектов помогает совершенно бесплатно не только получить востребованные навыки, но и найти работу. Это не простые программы, это программы, в обязательствах которых стоит задача предоставить вам конкурентную зарплату.
Сегодня с нами аграрные вузы, которые вполне могли бы взять на себя функцию формирования консультационных пунктов, дающих дополнительное профессиональное образование и обеспечивающих путь на рынок труда.
Елена Певцова выступила с инициативой выстраивания системной работы аграрных вузов со школами и о создании профильного Совета проректоров по воспитательной работе вузов аграрного профиля:
Для нас сегодня важно выстраивание новых отношений со школами Российской Федерации, где ребята, когда выбирают свою карьеру, должны быть мотивированы на новую профессию цифрового формата для жизни в сельских территориях и малых городах. Мы очень хотели бы, чтобы сообщество образовательных организаций, которые действительно хотят и мотивированы дружить с серьезным университетом, могло бы предлагать нам подобного рода ребят, а мы можем и хотим готовить качественно эти кадры для того, чтобы они возвращались на свою малую родину и развивали ее с удовольствием.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Ольга Петрова, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации, на ММСО'24 рассказала НОП, что Минобрнауки делает для поддержки молодежи в селе!
Денис Аширов, заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодёжи, рассказал НОП о планах развития экосистемы росмолодёжи для поддержки молодежи села:
Главная задача – это развивать нашу программу «Кадры для села», которую мы сформировали вместе с Российским Союзом сельской молодежи и Минсельхозом РФ. Здесь есть ряд основных направлений: это и предпринимательская, образовательная задача, формирование лидеров общественного мнения. Главное для нас – вызвать у молодого человека интерес к жизни в селе. Ведь на сегодняшний день молодой человек воспринимает сельскую жизнь как, что-то очень далекое, то, что его не касается и где нельзя реализовать свой потенциал. Но мы видим, как меняется отношение к селу, видим, как преображаются сельские территории.
Сегодня много говорили о роли университетов в формировании правильного образовательного процесса, который позволит привлечь молодежь на сельские территории. Здесь очень важно, чтобы на каждом этапе были связующие звенья, подхватывающие молодого человека при переходе от одной системы образования в другую. Эту роль должны выполнять школы, колледжи, университеты, предприятия и ФОИВ, которые должны помогать развивать эту работу.
Росмолодёжь в своём проекте «Кадры для села» сложила такую инфраструктуру, которая позволяет развивать не только профессиональные навыки, но и формировать базу надпрофессиональных компетенций.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Мария Жафярова, Министр образования Новосибирской области, на ММСО'24 поделилась с НОП своими впечатлениями о дискуссии и рассказала о проектах Новосибирской области в сфере развития сельской молодёжи!
Награждения по науке
Своим Указом Президент Владимир Путин наградил государственными наградами многих представителей научно-образовательного сообщества.
Главным является присвоение звания Героя труда РФ ректору МГУ и председателю Российского союза ректоров Виктору Садовничему, которому 3 апреля исполняется 85 лет.
Орденов, медалей и почетных званий удостоены помимо прочих представители атомной сферы и учительского сообщества.
Подробнее.
Своим Указом Президент Владимир Путин наградил государственными наградами многих представителей научно-образовательного сообщества.
Главным является присвоение звания Героя труда РФ ректору МГУ и председателю Российского союза ректоров Виктору Садовничему, которому 3 апреля исполняется 85 лет.
Орденов, медалей и почетных званий удостоены помимо прочих представители атомной сферы и учительского сообщества.
Подробнее.
Приоритет-2030 – кандидатский предротационный отбор
Комиссия Минобрнауки России совместно с подкомиссиями по творческим вузам и Дальнему Востоку подвела итоги отбора кандидатов в государственную программу «Приоритет-2030». Из 67 участников, претендующих на получение статуса кандидата, отобраны 24 вуза из 20 регионов страны. Подробности сообщает портал Минобрнауки.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков подчеркнул: одно из главных условий участия в программе – налаженная работа в треугольнике вуз-регион-бизнес. Из важных новаций – снижен с 4 до 2,5 тыс. обучающихся порог для участия вуза в программе.
Территориальное распределение участников: ПФО – 7, ДФО – 2, СКФО – 1, СФО – 2, УрФО – 4, ЦФО – 5, СЗФО – 3.
В кандидаты отобраны:
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича,
Мурманский арктический университет,
Саратовский и Ярославский меды (СГМУ и ЯГМУ),
Белгородский, Новосибирский и Башкирский ГАУ,
Тюменский индустриальный университет,
Московская ветеринарная академия,
Уральский юридический университет,
Грозненский нефтяной (ГГНТУ),
Сибирский госунивериситет телекоммуникаций и информатики,
Нижегородский педуниверситет,
Нижегородский архитектурно-строительный университет,
Магнитогорский, Ульяновский и Ярославский гостехуниверситет,
Курганский, Чувашский, Воронежский и Петрозаводский университет.
В дальневосточный трек:
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления;
Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова.
В творческий: Казанский государственный институт культуры.
На сегодня в Приоритете-2030 участвуют 118 универистетов из 50 регионов. Базовую часть получают 106, из которых 5 – творческие, специальную – 42. В дальневосточном треке 12 университетов.
Ротация
Согласно новым правилам университеты могут находиться в статусе кандидатов «Приоритета» до трех лет, реализуя свои программы развития за счет привлеченного софинансирования. Первый год в любом случае кандидаты проводят только за счет собственного и привлеченного финансирования (от учредителя, региона, системообразующей организации).
Кандидатов будут оценивать совместно с полноправными участниками. Это означает, что сейчас сделан первый шаг к запуску механизма ротации. Вторым станет отбор в 2025-м году, когда кандидаты могут войти в состав участников, а те могут вылететь из программы.
Подробнее: итоги отбора и новые правила.
Комиссия Минобрнауки России совместно с подкомиссиями по творческим вузам и Дальнему Востоку подвела итоги отбора кандидатов в государственную программу «Приоритет-2030». Из 67 участников, претендующих на получение статуса кандидата, отобраны 24 вуза из 20 регионов страны. Подробности сообщает портал Минобрнауки.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков подчеркнул: одно из главных условий участия в программе – налаженная работа в треугольнике вуз-регион-бизнес. Из важных новаций – снижен с 4 до 2,5 тыс. обучающихся порог для участия вуза в программе.
Территориальное распределение участников: ПФО – 7, ДФО – 2, СКФО – 1, СФО – 2, УрФО – 4, ЦФО – 5, СЗФО – 3.
В кандидаты отобраны:
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича,
Мурманский арктический университет,
Саратовский и Ярославский меды (СГМУ и ЯГМУ),
Белгородский, Новосибирский и Башкирский ГАУ,
Тюменский индустриальный университет,
Московская ветеринарная академия,
Уральский юридический университет,
Грозненский нефтяной (ГГНТУ),
Сибирский госунивериситет телекоммуникаций и информатики,
Нижегородский педуниверситет,
Нижегородский архитектурно-строительный университет,
Магнитогорский, Ульяновский и Ярославский гостехуниверситет,
Курганский, Чувашский, Воронежский и Петрозаводский университет.
В дальневосточный трек:
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления;
Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова.
В творческий: Казанский государственный институт культуры.
На сегодня в Приоритете-2030 участвуют 118 универистетов из 50 регионов. Базовую часть получают 106, из которых 5 – творческие, специальную – 42. В дальневосточном треке 12 университетов.
Ротация
Согласно новым правилам университеты могут находиться в статусе кандидатов «Приоритета» до трех лет, реализуя свои программы развития за счет привлеченного софинансирования. Первый год в любом случае кандидаты проводят только за счет собственного и привлеченного финансирования (от учредителя, региона, системообразующей организации).
Кандидатов будут оценивать совместно с полноправными участниками. Это означает, что сейчас сделан первый шаг к запуску механизма ротации. Вторым станет отбор в 2025-м году, когда кандидаты могут войти в состав участников, а те могут вылететь из программы.
Подробнее: итоги отбора и новые правила.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
24 вуза отобрали в программу «Приоритет-2030» в статусе кандидатов
Комиссия Минобрнауки России совместно с подкомиссиями по творческим вузам и Дальнему Востоку подвела итоги отбора кандидатов в государственную программу «Приоритет-2030». Из 67 участников, претендующих на получение статуса кандидата, отобраны 24 вуза из 20…
Отчет Правительства Мишустина: слово премьера (1/3) – техсуверенитет, наука, университеты
Премьер-министр Михаил Мишустин представил Госдуме отчет о работе Правительства за 2020-2023 гг. и перспективах развития.
Четвёртая задача, которую поставил Президент, – укрепление технологического суверенитета.
Сейчас мы заканчиваем формирование крупных проектов для организации собственного выпуска самых значимых видов наукоёмких изделий, в том числе компонентов микроэлектроники, умных станков, газовых турбин, медицинского оборудования.
Запущены и десять инициатив по развитию сквозных технологий. Заключены соглашения с компаниями – лидерами в своих сферах. Удалось выстроить с ними эффективную работу в таких областях, как искусственный интеллект, квантовые вычисления, программное обеспечение, водородная энергетика, новые материалы, и по целому ряду важнейших инновационных направлений.
Общий объём финансирования этих проектов составил порядка 137 млрд рублей. Из них почти три четверти – это средства бизнеса.
Для достижения ведущих позиций по всем приоритетным направлениям в мае прошлого года утверждена Концепция технологического развития страны.
Важно, что существенная часть всех средств – бюджетных и частных, привлечённых на финансирование проектов технологического суверенитета, была направлена в прошлом году на исследования и разработки, на НИОКР.
Действуют порядка 600 центров коллективного пользования оборудованием и около 400 уникальных установок, на которых проводятся в том числе фундаментальные и прикладные исследования. Также продолжается развитие семи проектов класса «мегасайенс».
Обновили примерно половину приборной базы ведущих научных организаций. Открыли свыше 700 лабораторий под руководством именно молодых учёных, цвета нашей науки. Нам удалось сделать так, что сейчас в общем числе исследователей почти половина тех, кому нет и 39 лет. Это очень серьёзное достижение.
Мы наращиваем кооперацию высшей школы, науки и реального сектора. В 15 научно-образовательных центрах мирового уровня за два года разработали порядка 4 тыс. технологий. Они уже готовы к внедрению.
Все эти направления нашли отражение в Стратегии научно-технологического развития России, которая была утверждена Президентом.
Для достижения технологического суверенитета наша экономика должна стать экономикой квалифицированных кадров.
Прошлый год стал уже вторым в Десятилетии науки и технологий, которое проводится по инициативе Президента.
К исследованиям в высшей школе всё больше привлекаем талантливую молодёжь, а учёных – к решению ключевых задач развития страны.
Этому помогает и реализация проекта «Приоритет-2030». На его базе университеты, в основном региональные, вместе с академическими центрами, крупными компаниями ведут фундаментальные и прикладные исследования, в том числе по материаловедению, микробиологии, медицине, квантовой физике.
Три года назад начали программу с 106 вузов, сейчас в ней уже участвуют 132.
Выполнено около 20 тыс. научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В почти половину из них в прошлом году только крупнейшие промышленные компании вложили порядка 18 млрд рублей. И, что важно, несколько тысяч инноваций уже внедрены.
Обеспечить кадрами высокотехнологичные и наукоёмкие секторы экономики призван проект «Передовые инженерные школы». Для этого наши главные университеты при грантовой поддержке государства и участии бизнеса создают у себя площадки с самыми современными лабораториями, опытными производствами. Сейчас 30 таких уже работают, и до конца текущего года их число увеличится до 50.
Строится и сеть кампусов. Утверждены проекты 17. Недавно открыли более десятка объектов, в том числе в московской Бауманке и IQ-парке в Уфе. Ещё несколько – буквально на прошлой неделе.
Подробнее.
Премьер-министр Михаил Мишустин представил Госдуме отчет о работе Правительства за 2020-2023 гг. и перспективах развития.
Четвёртая задача, которую поставил Президент, – укрепление технологического суверенитета.
Сейчас мы заканчиваем формирование крупных проектов для организации собственного выпуска самых значимых видов наукоёмких изделий, в том числе компонентов микроэлектроники, умных станков, газовых турбин, медицинского оборудования.
Запущены и десять инициатив по развитию сквозных технологий. Заключены соглашения с компаниями – лидерами в своих сферах. Удалось выстроить с ними эффективную работу в таких областях, как искусственный интеллект, квантовые вычисления, программное обеспечение, водородная энергетика, новые материалы, и по целому ряду важнейших инновационных направлений.
Общий объём финансирования этих проектов составил порядка 137 млрд рублей. Из них почти три четверти – это средства бизнеса.
Для достижения ведущих позиций по всем приоритетным направлениям в мае прошлого года утверждена Концепция технологического развития страны.
Важно, что существенная часть всех средств – бюджетных и частных, привлечённых на финансирование проектов технологического суверенитета, была направлена в прошлом году на исследования и разработки, на НИОКР.
Действуют порядка 600 центров коллективного пользования оборудованием и около 400 уникальных установок, на которых проводятся в том числе фундаментальные и прикладные исследования. Также продолжается развитие семи проектов класса «мегасайенс».
Обновили примерно половину приборной базы ведущих научных организаций. Открыли свыше 700 лабораторий под руководством именно молодых учёных, цвета нашей науки. Нам удалось сделать так, что сейчас в общем числе исследователей почти половина тех, кому нет и 39 лет. Это очень серьёзное достижение.
Мы наращиваем кооперацию высшей школы, науки и реального сектора. В 15 научно-образовательных центрах мирового уровня за два года разработали порядка 4 тыс. технологий. Они уже готовы к внедрению.
Все эти направления нашли отражение в Стратегии научно-технологического развития России, которая была утверждена Президентом.
Для достижения технологического суверенитета наша экономика должна стать экономикой квалифицированных кадров.
Прошлый год стал уже вторым в Десятилетии науки и технологий, которое проводится по инициативе Президента.
К исследованиям в высшей школе всё больше привлекаем талантливую молодёжь, а учёных – к решению ключевых задач развития страны.
Этому помогает и реализация проекта «Приоритет-2030». На его базе университеты, в основном региональные, вместе с академическими центрами, крупными компаниями ведут фундаментальные и прикладные исследования, в том числе по материаловедению, микробиологии, медицине, квантовой физике.
Три года назад начали программу с 106 вузов, сейчас в ней уже участвуют 132.
Выполнено около 20 тыс. научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В почти половину из них в прошлом году только крупнейшие промышленные компании вложили порядка 18 млрд рублей. И, что важно, несколько тысяч инноваций уже внедрены.
Обеспечить кадрами высокотехнологичные и наукоёмкие секторы экономики призван проект «Передовые инженерные школы». Для этого наши главные университеты при грантовой поддержке государства и участии бизнеса создают у себя площадки с самыми современными лабораториями, опытными производствами. Сейчас 30 таких уже работают, и до конца текущего года их число увеличится до 50.
Строится и сеть кампусов. Утверждены проекты 17. Недавно открыли более десятка объектов, в том числе в московской Бауманке и IQ-парке в Уфе. Ещё несколько – буквально на прошлой неделе.
Подробнее.
government.ru
Ежегодный отчёт Правительства в Государственной Думе
«Правительство Российской Федерации: <…> представляет Государственной Думе ежегодные отчёты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой» (Конституция Российской Федерации, статья 114, подпункт «а» пункта 1).