НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.8K subscribers
22.9K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Профессионалы и профсоюзы

Президент Владимир Путин выступил на заседании XII съезда Федерации независимых профсоюзов России. Особое звучание получила тема профессионалов – высококвалифицированных кадров и системы их подготовки.

Глава государства обратил внимание на то, что для саморазвития и самореализации требуется много условий. Среди них важно образовательное измерение:

Один из ключевых факторов – это доступное, качественное образование, реальная возможность для человека приобретать профессию хорошую, интересную, перспективную и по душе, а также повышать свою квалификацию на протяжении всей карьеры, всей жизни. Сегодня это абсолютный нарратив, требование времени.


Владимир Путин подчеркнул – с учетом демографии в ближайшие годы экономика будет ощущать дефицит кадров. Ответом должна стать рачительная востребованных кадров, а также повышение производительности труда.

Президент выразил уверенность, что профсоюзы примут активное участие в запускаемом с 2025 года нацпроекте «Кадры». В его рамках будет несколько стержневых линий:

1. Укрепление связки уровней образование, наладка партнерства с работодателями.
2. Базой станет уже стартовавшая в этом учебном году единая система профориентации.
3. Флагманом в подготовке высокотехнологичных рабочих профессий является федпроект «Профессионалитет».
4. Далее эта модель охватит всю систему СПО, включая подготовку кадров для школ, медицины, сферы услуг и туризма.

В сфере высшего образования главным программным инструментом является «Приоритет-2030» - ее продлят до 2030 г. Задача у участников все те же – запуск кадровых и технологических проектов с регионами, реальным сектором экономики и социальной сферой.

С 1 сентября начнется реализация пилотного проекта по повышению оплаты труда преподавателей фундаментальных дисциплин в вузах.

Президент попросил профсоюзы и Федерацию активно включиться также в национальный проект «Молодёжь и дети», плодотворно сотрудничать с «Движением первых», Росмолодёжью, обществом «Знание», в том числе в качестве наставников.

Для системной интеграции рынка труда, интересов регионов и работодателей формируется долгосрочный прогноз кадровых потребностей экономики.

Вопросы региональных дисбалансов в оплате труда находятся в фокусе пристального внимания. Предприняты конкретные меры:

Правительство имеет поручение уже в следующем году в рамках пилотных проектов в регионах отработать новую модель оплаты труда бюджетников, включая работников образования, здравоохранения, культуры и научной сферы. Это сложная работа, она капиталоёмкая, но, конечно, она нужна. Я очень рассчитываю на то, что в таком позитивном, зрелом диалоге с профсоюзами мы найдём решение.

Безусловно, очень важно добиться роста доходов этих квалифицированных, нужных стране специалистов. Надо устранить разрыв в оплате труда в разных регионах. Как уже сказал, сначала проведём пилотные проекты в субъектах Федерации, а в начале 2027 года на так называемые отраслевые системы оплаты труда работников бюджетной сферы предстоит перейти в масштабах всей страны.


Важно, что научная сфера (помимо образовательной) официально зафиксирована в числе тех областей, где будут вводиться отраслевые системы оплаты труда. Это будет реализовано через работу с окладом – будь то «федеральным» или «отраслевым». Также возможно формирование единой системы надбавок.

Подробнее.
Лаборатория эмбриологии будущего

Самарский государственный медицинский университет @samsmu и группа компаний «Мать и дитя» сотрудничают уже на протяжении двух лет. В марте было подписано соглашение между ректором СамГМУ Александром Колсановым и главным врачом Медицинской компании ИДК ГК «Мать и дитя» Маратом Тугушевым. Первым проектом сотрудничества станет запуск лаборатории экспериментальной эмбриологии и редактирования генома на площадке ГК «Мать и дитя». Сама лаборатория откроется в конце апреля в рамках реализации программы Минобрнауки России «Приоритет 2030».

Александр Колсанов, ректор СамГМУ Минздрава России, профессор РАН, заслуженный деятель науки РФ, специально для НОП:
СамГМУ постоянно в поиске новых возможностей для развития, поэтому мы всегда открыты партнерству, в результате которого часто возникают уникальные совместные решения. В частности, мы видим большие перспективы в развитии сферы клинической эмбриологии во взаимодействии с ГК «Мать и дитя». Для этого мы уже скоро откроем совместную лабораторию, которая будет нацелена на создание уникальных решений в области вспомогательных репродуктивных технологий, онкологии и системных заболеваний.

Совместный проект позволит объединить и усилить компетенции каждого из участников. Лаборатория появится на площадке компании «Мать и дитя», которая является одним из лидеров в стране в сфере ВРТ. Весь наработанный коллегами опыт будет усилен современным оборудованием, опытным коллективом, мощным научным ресурсом с уникальными компетенциями.

Уверен, что лаборатория станет привлекательной площадкой для новых индустриальных партнеров, заинтересованных в разработке новых тест-систем для оценки биологического материала пациентов (гамет, эмбрионов) и других проектов, которые уже намечены нами как наиболее перспективные.

Новая лаборатория, созданная на базе Научно-образовательного профессионального центра генетических и лабораторных технологий СамГМУ, будет работать с кафедрой университета и ГК «Мать и дитя».
Энергетический союз на века

На Федеральной территории «Сириус» завершился Международный форум «АТОМЭКСПО». Это крупнейшая выставочная и деловая площадкой, на которой обсуждаются современное состояние атомной отрасли и тренды ее развития.

На форуме прошло подписание соглашения РТУ МИРЭА @rtumirea_official и ГК «Росатом», которое предусматривает взаимодействие по вопросам создания и внедрения профильных для Госкорпорации направлений подготовки специалистов, заключения договоров о целевом обучении, прохождения практик и стажировок, предоставления возможностей для трудоустройства выпускников в отрасль, а также проведения совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Станислав Кудж, ректор РТУ МИРЭА, специально для НОП:
Развитие атомной энергетики – одно из ключевых направлений, обозначенных президентом России Владимиром Путиным в послании Федеральному Собранию 2024 года. Глава государства поставил цель: создавать глобально конкурентные продукты, опираясь на уникальные отечественные разработки, в том числе в области атомных и новых энергетических технологий. Подписанное нашим университетом соглашение с госкорпорацией «Росатом» ─ безусловным технологическим лидером мирового уровня ─ открывает не только новые горизонты для наших студентов, но и закладывает базис для развития всей отрасли.

РТУ МИРЭА и Росатом связывают давние партнёрские отношения. В университете работает базовая кафедра «Информационных технологий в атомной энергетике», ведущая подготовку в интересах АО «КОНСИСТ-ОС» и АО «Гринатом». С 2023 года АО НПО «КИС» Росатома стало одним из партнёров РТУ МИРЭА в федеральном проекте «Передовые инженерные школы», на базе которой будет вестись подготовка кадров для направления бизнеса «Критическая инфраструктура».

В июне 2023 года РТУ МИРЭА и Госкорпорация «Росатом» подписали дорожную карту о сотрудничестве: особое внимание уделено подготовке команды студентов РТУ МИРЭА к участию в AtomSkills — отраслевом чемпионате профессионального мастерства Росатома по методике WorldSkills.
Праздник русского языка круглый год

Год русского языка на пространстве СНГ подошел в минувшем сезоне к своему логическому завершению, однако мультиформатная линейка инициативных проектов, направленных на его популяризацию и экспорт в глобальной проекции, полнится новыми и традиционными событиями.

Одним из них стала IV Международная научно-практическая конференция «Освоение семантического пространства русского языка иностранцами», организатором которой выступили Международная научно-исследовательская лаборатория «Перспективные исследования русского языка в современном мире» и региональный Центр языков и культур стран СНГ Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова @LinguisticsUniversityNN при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, Российского общества преподавателей русского языка и литературы, Узбекского государственного университета мировых языков.

Коммуникационная площадка объединила свыше 150 профильных специалистов из 10 городов России и 7 стран ближнего и дальнего зарубежья: Республика Узбекистан, Китайская Народная Республика, Таиланд, Республика Беларусь, Индия, Турецкая Республика, Италия.

Доклады экспертного сообщества были посвящены современным подходам и инновационным технологиям в обучении русскому языку как иностранному, методам сравнительной концептологии, когнитивной и контрастивной лингвистики в научном освоении семантического пространства русского языка. Материалы конференции дают представление об активных процессах в современном русском языке и внедрении результатов их интерпретации в процесс обучения РКИ, что особенно актуально для научных работников, преподавателей вузов, аспирантов, магистрантов и студентов.

Ректор Университета Добролюбова профессор Жанна Никонова для НОП:
Освоение семантического пространства любого языка — это трудоемкий, но чрезвычайно увлекательный процесс. За словами и грамматическими структурами, за артикуляцией и интонацией, даже за молчанием скрываются аутентичные константы и ценностные ориентации, уникальные смыслы, особенности национального менталитета, ассоциации с текстами и событиями и нормы коммуникативного поведения. Спикеры и участники программной повестки в очередной раз подтвердили, что русский язык как один из мировых языков, как язык богатейшей культуры, как язык огромной страны и сильного государства имеет всемирное значение, а подобные проекты вновь и вновь становятся позитивным импульсом для научного поиска и методических решений широких образовательных и просветительских задач.
Смыслы – центры и проводники

Президент Владимир Путин принял участие в открытии новых молодежных центров.

В настоящее время есть четыре федеральных площадки – круглогодичные мастерсткая управления Сенеж @senezh_rsv, центр знаний Машук @czmashuk и академия творческих индустрий Меганом @tavrida_art, а также молодёжный историко-культурный форум-центр «Истоки» @fmikforum.

Всего в течение 2024 года должно появиться 12 центров в разных регионах страны причем со специализацией – наука, экология, спорт, сельская молодежь и т.п. Задача у действующих и открывающихся центров системная – через центры притяжения с возможностями самореализации для молодежи сформировать «двигатель» позитивных социально-экономических перемен, усилить культурно-исторический суверенитет страны.

Президент сообщил специализации некоторых из центров:

На Камчатке это будет экологическая повестка, в Нижегородской области – государственное и муниципальное управление, в Ханты-Мансийском автономном округе – развитие гражданского общества и добровольчества, традиций волонтёрства, в Ростовской области – поддержка сельской молодёжи.


Новый точки притяжения будут функционировать на круглогодичной основе. Они станут опорной сетью для реализации важных направлений государственной молодежной политики, включая новый нацпроект «Молодежь и дети».

Глава Росмолодежи @rosmolodez Ксения Разуваева @kseniarazuvaeva отметила общие подходы к формированию центров:

1. Своя тема и направление, что формирует широкий спектр для приложения самых разных интересов.
2. Уникальность образовательных программ центров. Преподавателями и наставниками выступают лучшие специалисты. Проекты являются реальными, а не учебными – то есть они приносят пользу участникам и обществу уже в процессе обучения.
3. «Время героев» как новый формат элитогенеза интегрировано в работу центров. На их базе предусмотрена возможность дополнительного образования участников и ветеранов СВО.
4. Международная составляющая. Сеть центров сможет «захватить» весь набор идей и проектов, которые генерируем (теперь регулярный) Всемирный молодежный форум.
5. Центры глубоко интегрируются в «Движение первых» и расширяют возрастные рамки участников – дети, молодежь, взрослые.

Открыты центры:

«ГосСтарт» (Нижний Новгород) – развитие молодежи на госслужбе.

«Карьера» (Сахалин) – карьерное сопровождение молодежи с акцентом на региональные команды.

Центр по молодежному туризму «Клуб89» (ЯНАО) – как продолжение и расширение программы «Больше, чем путешествие», включая научный, образовательный и промышленный туризм.

«ШУМ» (Калининградская область) – по развитию медиасообществ и в рамках медийной сфере. В этой части мероприятия произошел примечательный случай: президент заметил, что губернатор Антон Алиханов одет в косоворотку. Глава региона сообщил, что «мерч «ШУМ» не успели на него подогнать», потому он надел косоворотку местного производства.

Еще одним открытым стал историко-культурный центр «Истоки» в Севастополе на территории Херсонеса Таврического. Он интегрирован в масштабный историко-археологический парк. Одноименный центр уже действует в Печорах Псковской области. Теперь в формате молодежных центров замыкается «ось двух купелей» – северной и южной. Огромная заслуга в этом принадлежит митрополиту Тихону – ранее Псковский и Порховский, а ныне Симферопольский и Крымский. В работе центра акцент делается не только на индивидуальных участников, но и на целые семьи.

На встрече прозвучал концепт, который был применен к конкретной программе центра по туризму в ЯНАО, но имеет более широкий масштаб – «проводники смыслов». В этом качестве воспринимаются и центры, и их активисты, и участники программ.

Президент резюмировал:

«Вы – проводники смыслов».

Подробнее.
Кадры, наука, образование: Парламентский час на ММСО (1/2)
 
В последние годы Государственная Дума активно вовлечена в совершенствование образовательной системы России, включая подготовку и переподготовку кадров для экономики страны. Экспертная составляющая в работе Думы существенно укрепилась, что способствует повышению доверия общества и развитию открытой коммуникации.
 
На площадке Московского международного Салона образования 2024 прошел Парламентский час, организованный НОП @scienpolicy. В центре дискуссии – вопросы реализации будущих нацпроектов «Кадры», «Молодежь и Дети», а также итоги недавнего отчета Председателя Правительства России. В дискуссии приняли участие руководители и члены профильных комитетов Государственной Думы РФ, модератором выступил Евгений Сжёнов @szhenov, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», член Общественного совета при Минобрнауки РФ.
 
Евгений Сжёнов подчеркнул ведущую роль Государственной думы в качестве экспертной площадки, которая выступает полноценным драйвером развития сферы образования:
Сегодня Государственная Дума является одной из ведущих экспертно-коммуникационных площадок в стране, особенно в контексте задач, поставленных Президентом РФ в своем недавнем послании. Одной из важных задач стала оперативная реализация нового национального проекта «Кадры». В России за подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов отвечают различные министерства и ведомства. Для эффективной координации и достижения лучших результатов Государственная Дума может стать ключевой площадкой для экспертного диалога в сфере образования и реализации национальных проектов. А там, где образование, всегда есть и молодёжь. 


Борис Чернышов @borischernyshov, заместитель Председателя Государственной Думы РФ, поделился мнением об итогах отчета Председателя Правительства России:
В этом году акцент доклада Председателя Правительства явно был смещен в сторону вузов и экономики. Внимание акцентировалось и на подготовке кадров, и на возмещении станков. Сегодня мы выучили урок, данный Западом нашей стране, необходимы собственные кадры, наука и технологическая инфраструктура, и все это мы можем создать сами!  
 
Крайне важна была и позиция Председателя ГД, особый акцент был сделан на двух вещах: кадровая политика в сфере просвещения – подготовка учителей, которых сейчас катастрофически не хватает, и подготовка кадров медицинского персонала. Каждая вторая медицинская организация открывает свои медицинские факультеты, без должной подготовки и научной школы, это большая проблема. 
 
Особенно важно то, что Парламент сегодня готов как никогда к конструктивному разговору и работе с Правительством для решения всех проблем и задач, поставленных перед нами.

 
Артём Метелев @artemmetelev, председатель комитета ГД по молодёжной политике, акцентировал внимание на главной задаче, стоящей перед новым национальным проектом:
За последние годы бюджет молодежной политики увеличился в 72 раза. Тема молодежки всегда была и остается отраслевой и межведомственной. Молодежью занимаются все органы власти, ведь молодое поколение — это будущее всей страны. 
 
Национальный проект, объявленный Президентом, как раз призван синхронизировать работу всех органов власти в сфере молодежной политики. Задача – свести всю деятельность всех акторов к единому целеполаганию, чтобы родилась синергия общих ресурсов.
Кадры, наука, образование: Парламентский час на ММСО (2/2)
 
Александр Мажуга @MAGnit80, первый заместитель председателя ГД по науке и высшему образованию, поделился мнением о главной задаче, которая стоит сегодня перед органами
власти:
Совсем недавно Минпромторг России заявил, что к 30-му году нам нужен 1 миллион специалистов в сфере беспилотных авиационных систем. Для реализации мегапроектов нам нужно 240 тысяч специалистов. Сколько потребуется специалистов для реализации новых технологических проектов, о которых говорил Президент в рамках послания, остается пока открытым вопросом.

Поэтому задача номер один – это прогноз. Сделать его крайне сложно. Он точно будет не совпадать со стопроцентной вероятностью, предсказать на 5, 6, 7 лет вперед крайне сложно. Но ориентиры для системы высшего образования нам очень нужны.

 
Ксения Горячева @DeputatGoryacheva, первый заместитель председателя комитета ГД по науке и высшему образованию, рассказала о мерах поддержки предпринимательства:
Само предпринимательство должно стать нормой для людей как в вузовской среде, так и для студентов. Предприимчивость как картина мира, как способ взаимодействия с внешней средой, это то, что должно стать базой для того, чтобы у нас дальше появлялись большие проекты и развивалась экономика. 

Эту работу с кадрами мы ведем с 2017 года. Когда-то это была кадровая программа «Капитаны», в которой было много практики по разным отраслям, переход из образования в бизнес, из бизнеса в КОС. Дальше запустился конкурс «Мой первый бизнес» на платформе «Россия – страна возможностей». Сейчас у нас есть большой проект, называется «Я в деле», где мы воспитываем молодых предпринимателей. Причем воспитание, я имею в виду не как декларирование. Воспитание – это про пример. Именно поэтому в проекте мы делаем упор не на теорию, а показываем на примере, как становиться предпринимателем. Нам важно, чтобы появились внутренние предприниматели, которые готовы работать в реальном секторе экономики, умеющие решать проблемы. 


Денис Кравченко @dbkravchenko, первый заместитель председателя комитета ГД по экономической политике, рассказал об инициативе создания новой государственной программы поддержки кадров для технологического суверенитета:
Сейчас действительно большой дефицит кадров в возрасте от 20 до 24 лет. Важно анализировать, что нужно специалистам, в чем их мотивация. Для современной молодежи в работе очень важны не только интересный опыт и карьерные перспективы, но и новые запросы – наличие понятных и близких корпоративных ценностей, уважения, нематериальной мотивации.
 
Поэтому необходимо системное решение, объединяющее усилия сразу нескольких ведомств. В новом национальном проекте «Кадры» мы инициировали выделение отдельной госпрограммы по кадрам для технологического суверенитета. Задача этой программы насыщение рынка труда компетентными специалистами. Главным заказчиком и координатором программы мог бы выступить Минпромторг РФ совместно с Минобрнауки РФ, Минпросвещнием РФ и Минтрудом РФ. 

 
Максим Казановский, директор ММСО'24, обозначил возможные проблемы, которые сегодня есть в сфере межведомственного взаимодействия:
Сегодня есть три проблемы. Первая проблема – информированность всех участников бизнеса о позиции государства, о том, что бизнес должен работать со сферой образования. Вторая – информирование системы образования. Система образования не знает, что синхронизация с бизнесом, создание бесшовной системы перехода студентов из вуза к работодателю, являются приоритетом государства. И третья проблема – это межведомственное взаимодействие.

Сегодня у нас нет законодательной базы для того, чтобы втягивать бизнес и образование в это межведомственный диалог. Система образования здесь является самопровозглашенным медиатором между семьей, другими ведомствами и бизнесом. Если бы мы могли иметь законодательную основу для того, чтобы эту медиацию проводить не только по своей инициативе – это стало бы реальным шагом к решению наших проблем.
Россия – страна регионов, в которой много сельских территорий. Агропромышленный комплекс – одна из крупнейших отраслей нашей экономики. Развитие села, создание благоприятных условий для сельской молодежи – наши первоочередные задачи.

И не случайно первая панельная дискуссия НОП на ММСО состоялась при поддержке Университета Вернадского и была посвящена именно этой тематике.

Благодарю коллег за диалог! В нем приняли участие руководители ключевых ведомств. Это очень важно! Ответить на вопрос, как привлечь кадры в регионы, можно найти только вместе.

За последние годы Минпросвещения создало инфраструктуру в сельских школах. «Точки роста», проводится высокоскоростной интернет, «Сириус» — все есть даже практические повсеместно. И везде есть талантливые ребята, которые хотят развития.

Минобрнауки также реализует программы развития — «Приоритет 2030», ПИШ, понимая, что подготовка кадров — наш общий ключевой вызов. Вызов, на который наши университеты отвечают в тесной кооперации с работодателями. И Университет Вернадского — один из таких вузов.

Под руководством Елены Александровны Певцовой вуз инициирует хорошие инициативы в сфере молодежной политики, реализует модель коммуникации, которая позволяет проводить ребят и через систему СПО. Мы понимаем, что современное сельское хозяйство – это высокие технологии, которые задают определенную рамку знаний.

И, конечно, во всей этой истории очень важно помнить о доверии. Открытость, искренность, доступность, которые уже стали профессиональными требованиями и для чиновников, и для многих других сфер, нужны именно для этого. Чтобы, глядя в глаза ребенку или родителю, мы могли честно говорить и убеждать в том, что звездой можно быть и на своей малой родине, что совершенно незачем ехать в столицу.

А еще искренность нужна для того, чтобы ребята видели перед собой пример и не боялись проявлять активность, творить и созидать. Стране очень нужен неравнодушный гражданин! И наши выпускники – именно такие!