НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.8K subscribers
22.9K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Смыслы – центры и проводники

Президент Владимир Путин принял участие в открытии новых молодежных центров.

В настоящее время есть четыре федеральных площадки – круглогодичные мастерсткая управления Сенеж @senezh_rsv, центр знаний Машук @czmashuk и академия творческих индустрий Меганом @tavrida_art, а также молодёжный историко-культурный форум-центр «Истоки» @fmikforum.

Всего в течение 2024 года должно появиться 12 центров в разных регионах страны причем со специализацией – наука, экология, спорт, сельская молодежь и т.п. Задача у действующих и открывающихся центров системная – через центры притяжения с возможностями самореализации для молодежи сформировать «двигатель» позитивных социально-экономических перемен, усилить культурно-исторический суверенитет страны.

Президент сообщил специализации некоторых из центров:

На Камчатке это будет экологическая повестка, в Нижегородской области – государственное и муниципальное управление, в Ханты-Мансийском автономном округе – развитие гражданского общества и добровольчества, традиций волонтёрства, в Ростовской области – поддержка сельской молодёжи.


Новый точки притяжения будут функционировать на круглогодичной основе. Они станут опорной сетью для реализации важных направлений государственной молодежной политики, включая новый нацпроект «Молодежь и дети».

Глава Росмолодежи @rosmolodez Ксения Разуваева @kseniarazuvaeva отметила общие подходы к формированию центров:

1. Своя тема и направление, что формирует широкий спектр для приложения самых разных интересов.
2. Уникальность образовательных программ центров. Преподавателями и наставниками выступают лучшие специалисты. Проекты являются реальными, а не учебными – то есть они приносят пользу участникам и обществу уже в процессе обучения.
3. «Время героев» как новый формат элитогенеза интегрировано в работу центров. На их базе предусмотрена возможность дополнительного образования участников и ветеранов СВО.
4. Международная составляющая. Сеть центров сможет «захватить» весь набор идей и проектов, которые генерируем (теперь регулярный) Всемирный молодежный форум.
5. Центры глубоко интегрируются в «Движение первых» и расширяют возрастные рамки участников – дети, молодежь, взрослые.

Открыты центры:

«ГосСтарт» (Нижний Новгород) – развитие молодежи на госслужбе.

«Карьера» (Сахалин) – карьерное сопровождение молодежи с акцентом на региональные команды.

Центр по молодежному туризму «Клуб89» (ЯНАО) – как продолжение и расширение программы «Больше, чем путешествие», включая научный, образовательный и промышленный туризм.

«ШУМ» (Калининградская область) – по развитию медиасообществ и в рамках медийной сфере. В этой части мероприятия произошел примечательный случай: президент заметил, что губернатор Антон Алиханов одет в косоворотку. Глава региона сообщил, что «мерч «ШУМ» не успели на него подогнать», потому он надел косоворотку местного производства.

Еще одним открытым стал историко-культурный центр «Истоки» в Севастополе на территории Херсонеса Таврического. Он интегрирован в масштабный историко-археологический парк. Одноименный центр уже действует в Печорах Псковской области. Теперь в формате молодежных центров замыкается «ось двух купелей» – северной и южной. Огромная заслуга в этом принадлежит митрополиту Тихону – ранее Псковский и Порховский, а ныне Симферопольский и Крымский. В работе центра акцент делается не только на индивидуальных участников, но и на целые семьи.

На встрече прозвучал концепт, который был применен к конкретной программе центра по туризму в ЯНАО, но имеет более широкий масштаб – «проводники смыслов». В этом качестве воспринимаются и центры, и их активисты, и участники программ.

Президент резюмировал:

«Вы – проводники смыслов».

Подробнее.
Кадры, наука, образование: Парламентский час на ММСО (1/2)
 
В последние годы Государственная Дума активно вовлечена в совершенствование образовательной системы России, включая подготовку и переподготовку кадров для экономики страны. Экспертная составляющая в работе Думы существенно укрепилась, что способствует повышению доверия общества и развитию открытой коммуникации.
 
На площадке Московского международного Салона образования 2024 прошел Парламентский час, организованный НОП @scienpolicy. В центре дискуссии – вопросы реализации будущих нацпроектов «Кадры», «Молодежь и Дети», а также итоги недавнего отчета Председателя Правительства России. В дискуссии приняли участие руководители и члены профильных комитетов Государственной Думы РФ, модератором выступил Евгений Сжёнов @szhenov, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», член Общественного совета при Минобрнауки РФ.
 
Евгений Сжёнов подчеркнул ведущую роль Государственной думы в качестве экспертной площадки, которая выступает полноценным драйвером развития сферы образования:
Сегодня Государственная Дума является одной из ведущих экспертно-коммуникационных площадок в стране, особенно в контексте задач, поставленных Президентом РФ в своем недавнем послании. Одной из важных задач стала оперативная реализация нового национального проекта «Кадры». В России за подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов отвечают различные министерства и ведомства. Для эффективной координации и достижения лучших результатов Государственная Дума может стать ключевой площадкой для экспертного диалога в сфере образования и реализации национальных проектов. А там, где образование, всегда есть и молодёжь. 


Борис Чернышов @borischernyshov, заместитель Председателя Государственной Думы РФ, поделился мнением об итогах отчета Председателя Правительства России:
В этом году акцент доклада Председателя Правительства явно был смещен в сторону вузов и экономики. Внимание акцентировалось и на подготовке кадров, и на возмещении станков. Сегодня мы выучили урок, данный Западом нашей стране, необходимы собственные кадры, наука и технологическая инфраструктура, и все это мы можем создать сами!  
 
Крайне важна была и позиция Председателя ГД, особый акцент был сделан на двух вещах: кадровая политика в сфере просвещения – подготовка учителей, которых сейчас катастрофически не хватает, и подготовка кадров медицинского персонала. Каждая вторая медицинская организация открывает свои медицинские факультеты, без должной подготовки и научной школы, это большая проблема. 
 
Особенно важно то, что Парламент сегодня готов как никогда к конструктивному разговору и работе с Правительством для решения всех проблем и задач, поставленных перед нами.

 
Артём Метелев @artemmetelev, председатель комитета ГД по молодёжной политике, акцентировал внимание на главной задаче, стоящей перед новым национальным проектом:
За последние годы бюджет молодежной политики увеличился в 72 раза. Тема молодежки всегда была и остается отраслевой и межведомственной. Молодежью занимаются все органы власти, ведь молодое поколение — это будущее всей страны. 
 
Национальный проект, объявленный Президентом, как раз призван синхронизировать работу всех органов власти в сфере молодежной политики. Задача – свести всю деятельность всех акторов к единому целеполаганию, чтобы родилась синергия общих ресурсов.
Кадры, наука, образование: Парламентский час на ММСО (2/2)
 
Александр Мажуга @MAGnit80, первый заместитель председателя ГД по науке и высшему образованию, поделился мнением о главной задаче, которая стоит сегодня перед органами
власти:
Совсем недавно Минпромторг России заявил, что к 30-му году нам нужен 1 миллион специалистов в сфере беспилотных авиационных систем. Для реализации мегапроектов нам нужно 240 тысяч специалистов. Сколько потребуется специалистов для реализации новых технологических проектов, о которых говорил Президент в рамках послания, остается пока открытым вопросом.

Поэтому задача номер один – это прогноз. Сделать его крайне сложно. Он точно будет не совпадать со стопроцентной вероятностью, предсказать на 5, 6, 7 лет вперед крайне сложно. Но ориентиры для системы высшего образования нам очень нужны.

 
Ксения Горячева @DeputatGoryacheva, первый заместитель председателя комитета ГД по науке и высшему образованию, рассказала о мерах поддержки предпринимательства:
Само предпринимательство должно стать нормой для людей как в вузовской среде, так и для студентов. Предприимчивость как картина мира, как способ взаимодействия с внешней средой, это то, что должно стать базой для того, чтобы у нас дальше появлялись большие проекты и развивалась экономика. 

Эту работу с кадрами мы ведем с 2017 года. Когда-то это была кадровая программа «Капитаны», в которой было много практики по разным отраслям, переход из образования в бизнес, из бизнеса в КОС. Дальше запустился конкурс «Мой первый бизнес» на платформе «Россия – страна возможностей». Сейчас у нас есть большой проект, называется «Я в деле», где мы воспитываем молодых предпринимателей. Причем воспитание, я имею в виду не как декларирование. Воспитание – это про пример. Именно поэтому в проекте мы делаем упор не на теорию, а показываем на примере, как становиться предпринимателем. Нам важно, чтобы появились внутренние предприниматели, которые готовы работать в реальном секторе экономики, умеющие решать проблемы. 


Денис Кравченко @dbkravchenko, первый заместитель председателя комитета ГД по экономической политике, рассказал об инициативе создания новой государственной программы поддержки кадров для технологического суверенитета:
Сейчас действительно большой дефицит кадров в возрасте от 20 до 24 лет. Важно анализировать, что нужно специалистам, в чем их мотивация. Для современной молодежи в работе очень важны не только интересный опыт и карьерные перспективы, но и новые запросы – наличие понятных и близких корпоративных ценностей, уважения, нематериальной мотивации.
 
Поэтому необходимо системное решение, объединяющее усилия сразу нескольких ведомств. В новом национальном проекте «Кадры» мы инициировали выделение отдельной госпрограммы по кадрам для технологического суверенитета. Задача этой программы насыщение рынка труда компетентными специалистами. Главным заказчиком и координатором программы мог бы выступить Минпромторг РФ совместно с Минобрнауки РФ, Минпросвещнием РФ и Минтрудом РФ. 

 
Максим Казановский, директор ММСО'24, обозначил возможные проблемы, которые сегодня есть в сфере межведомственного взаимодействия:
Сегодня есть три проблемы. Первая проблема – информированность всех участников бизнеса о позиции государства, о том, что бизнес должен работать со сферой образования. Вторая – информирование системы образования. Система образования не знает, что синхронизация с бизнесом, создание бесшовной системы перехода студентов из вуза к работодателю, являются приоритетом государства. И третья проблема – это межведомственное взаимодействие.

Сегодня у нас нет законодательной базы для того, чтобы втягивать бизнес и образование в это межведомственный диалог. Система образования здесь является самопровозглашенным медиатором между семьей, другими ведомствами и бизнесом. Если бы мы могли иметь законодательную основу для того, чтобы эту медиацию проводить не только по своей инициативе – это стало бы реальным шагом к решению наших проблем.
Россия – страна регионов, в которой много сельских территорий. Агропромышленный комплекс – одна из крупнейших отраслей нашей экономики. Развитие села, создание благоприятных условий для сельской молодежи – наши первоочередные задачи.

И не случайно первая панельная дискуссия НОП на ММСО состоялась при поддержке Университета Вернадского и была посвящена именно этой тематике.

Благодарю коллег за диалог! В нем приняли участие руководители ключевых ведомств. Это очень важно! Ответить на вопрос, как привлечь кадры в регионы, можно найти только вместе.

За последние годы Минпросвещения создало инфраструктуру в сельских школах. «Точки роста», проводится высокоскоростной интернет, «Сириус» — все есть даже практические повсеместно. И везде есть талантливые ребята, которые хотят развития.

Минобрнауки также реализует программы развития — «Приоритет 2030», ПИШ, понимая, что подготовка кадров — наш общий ключевой вызов. Вызов, на который наши университеты отвечают в тесной кооперации с работодателями. И Университет Вернадского — один из таких вузов.

Под руководством Елены Александровны Певцовой вуз инициирует хорошие инициативы в сфере молодежной политики, реализует модель коммуникации, которая позволяет проводить ребят и через систему СПО. Мы понимаем, что современное сельское хозяйство – это высокие технологии, которые задают определенную рамку знаний.

И, конечно, во всей этой истории очень важно помнить о доверии. Открытость, искренность, доступность, которые уже стали профессиональными требованиями и для чиновников, и для многих других сфер, нужны именно для этого. Чтобы, глядя в глаза ребенку или родителю, мы могли честно говорить и убеждать в том, что звездой можно быть и на своей малой родине, что совершенно незачем ехать в столицу.

А еще искренность нужна для того, чтобы ребята видели перед собой пример и не боялись проявлять активность, творить и созидать. Стране очень нужен неравнодушный гражданин! И наши выпускники – именно такие!
Forwarded from Иннопрактика
Число аграрных вузов в федеральных программах Минобрнауки увеличилось до 11

В Москве завершился отбор проектов стратегического развития российских вузов для программы «Приоритет 2030», претендующих на звание кандидата. Для участия в программе из 67 поданных заявок комиссия отобрала еще 4 аграрных вуза. Таким образом, начиная с 2021 года общее количество аграрных вузов, развивающих критические технологии для АПК в рамках программ Минобрнауки, достигло 11.

К программе «Приоритет 2030» присоединяются Белгородский государственный аграрный университет им. В. Я. Горина, Новосибирский государственный аграрный университет, Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии - МВА им. К. И. Скрябина и Башкирский государственный аграрный университет.

«Компания «Иннопрактика» развивает высшее аграрное образование в России, в том числе, через экспертное сопровождение аграрных вузов в подготовке их стратегических проектов. Для того чтобы расширить эту работу, в 2023 году мы создали АНО «Центр развития образования «Интеграция», задачами которого является увеличение доли участия вузов, в том числе аграрных, в федеральных программах, повышение квалификации управленческих команд и обеспечение перехода к новой модели университета как центра R&D агроотрасли страны», – рассказал заместитель исполнительного директора - директор по агро- и биотехнологиям компании «Иннопрактика» Владимир Авдеенко.

Подробнее: https://tass.ru/obschestvo/20439489
CASE-IN: возможности для молодежи в инженерном мире

В Политехническом институте прошел отборочный этап Студенческой лиги XII Международного инженерного чемпионата «CASE-IN», который представляет собой соревнования по решению инженерных кейсов для школьников, студентов и молодых специалистов. Чемпионат проходит при поддержке президентской платформы «Россия – страна возможностей» в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого».

Артем Королев, основатель чемпионата, сопредседатель оргкомитета «CASE-IN», рассказал НОП, чему посвящена новая тема чемпионата:
Новый сезон чемпионата посвящен теме «Бережливое производство». Сегодня одно из актуальных направлений развития экономики - повышение эффективности, увеличение производительности труда, ликвидация потерь, внедрение оптимальных решений. Именно над идеями бережливого и эффективного производства работают участники чемпионата в XII сезоне. Мы ждем решения, которые наши партнеры – отраслевые компании смогут взять на заметку и применить в своей работе.


Студенты СФУ @SibFUofficial приняли участие в чемпионате: получили задание за 10 дней до начала соревнований, презентовали проект экспертной комиссии на очном этапе, в состав которой вошли специалисты ведущих отраслевых компаний и преподаватели СФУ университета.

Кейсы, которые были предложены студентам, включали, анализ цифровых технологий от АО «Системный оператор Единой энергетической системы» и решение для управления энергосистемой, поиск способов обеспечения потребителей тепловой энергией за счет переключения тепловых нагрузок с котельных на ТЭЦ – задание от ООО «Газпром Энергохолдинг». Компания СИБУР предложила продумать систему повышения эффективности бизнес-процессов нефтехимического предприятия.

Финал чемпионата «CASE-IN» пройдет в Москве в конце мая 2024 года. Сильнейшие молодежные инженерные команды из России и стран СНГ представят отраслевому сообществу окончательные версии своих решений. Финалисты смогут познакомиться с отраслевыми компаниями, а также освоят важные для дальнейшего профессионального развития навыки.
Чемпионов и призеров Студенческой лиги ждут льготные условия при поступлении в магистратуру и аспирантуру 28 университетов, стажировки, практики или трудоустройство в компаниях – партнерах, участие в отраслевых молодежных образовательных форумах и путешествия по России в рамках программы «Больше, чем путешествие».