НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
246-ой год пространственных данных

Накануне 245-летия МИИГАиК состоялось отраслевое совещание «Кадровое и научно-техническое обеспечение отрасли в целях реализации национальной системы пространственных данных: молодежная политика», с участием руководства Росреестра, ректоров вузов, РАН, представителей госкорпораций и зарубежных партнёров МИИГАиК.

Вместе с ректором вуза Надеждой Камыниной в преддверии праздника почетные гости обсудили перспективы развития отрасли.

Заместитель руководителя Росреестра Елена Мартынова подчеркнула, что последние годы стали особенно важными в сфере недвижимости, поскольку удалось собрать воедино все элементы разрозненной до этого системы.
«Мы стали оператором для органов госвласти в сфере земли и недвижимости. Профессиональный кадровый состав включает много специалистов, их средний стаж более 10 лет»,

— рассказала Елена Мартынова. При этом прогноз потребности в кадрах составлен до 2027 года — 14745 человек.

Идеологическая основу развития ведомства составляет реализация национальной системы пространственных данных для всех.

Особое значение пространственные данные играют для строительной отрасли. Отсутствие качественных пространственных данных приводит к рискам и необоснованным тратам.
«Любой строительный объект начинается с пространственных данных. Мы всегда знали, что МИИГАиК — флагман в области пространственных данных. И, возможно, мы выйдем с инициативой о совместных образовательных программах»,
— отметил ректор НИУ МГСУ Павел Акимов.

Ректор Университета 2035 Вадим Медведев сформулировал 3 принципа российской системы инноваций:
- Скорость внедрения;
- Эффективность;
- Экономичность.

«Можно сделать супертехнологичное решение, но, если его невозможно будет купить, в нем не будет никакого смысла»,
— прокомментировал он.

НТИ при подготовке специалистов работает в развитии связки «земля-небо-космос». С 2024 года делается акцент на международном направлении. Также производятся инвестиции в сферу зондирования земли. Университет 2035 под руководством Минобрнауки России успешно стартовал в подготовке кадров для БАС с 2024 года.

У НТИ более 600 совместных проектов с Росреестром. В 2024 году будет подготовлено более 5000 специалистов по программам ДПО.

Академик РАН Валерий Бондур отметил, что РАН поддерживает МИИГАиК, в том числе в рамках программы «Приоритет 2030». В СНТР 9 приоритетов, из них не менее 5 связаны с использованием пространственных данных. Большую роль для сбора данных играют космические спутниковые системы и беспилотные летательные аппараты. Важна обработка полученных данных и это формирует запрос на кадры.

Также свои предложения по укреплению технологического суверенитета представили ректор РТУ МИРЭА Станислав Кудж, президент ЮФУ Марина Боровская и др.

Модерировал Евгений Сжёнов, научный руководитель ЭАЦ НОП, член Общественного Совета при Минобрнауки РФ.
Нижний Новгород — столица когнитивной лингвистики

Накануне завершил продуктивную трехдневную работу XII Международный конгресс по когнитивной лингвистике, который радушно принял на своей площадке Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова @LinguisticsUniversityNN. Соорганизаторами события выступили Российская Ассоциация лингвистов-когнитологов, Институт языкознания Российской академии наук и Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина.

Свыше 460 программных докладчиков из более чем 30 городов России — от Калининграда до Иркутска, от Архангельска до Кубани, в том числе из новых территорий — и 4 стран мира (Китайская Народная Республика, Республика Беларусь, Республика Сербская и Республика Казахстан) в рамках 2 пленарных заседаний и 30 профильных секционных площадок обсудили вопросы концептуализации и категоризации реалий меняющегося мира в языке, когниции в социальном измерении; терминосистемы когнитивных изысканий; мультимодального поворота, дискурсивных стратегий, тактик и практик в когнитивной проекции; перевода в аспекте когнитивного моделирования; когнитивных оснований коммуникации и метакогнитивистики; взаимодействия и взаимопроникновения когнитивных исследований языка, цифровизации и искусственного интеллекта.

В ходе торжественного открытия аудиторию приветствовали Почетный Президент Общероссийской общественной организации «Российская ассоциация лингвистов-когнитологов», доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, директор Сетевого научно-образовательного центра когнитивных исследований Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, главный редактор журнала «Вопросы когнитивной лингвистики» и серии «Когнитивные исследования языка» Николай Болдырев; председатель Президиума Общероссийской общественной организации «Российская ассоциация лингвистов-когнитологов», Почетный работник высшего профессионального образования РФ, доктор филологических наук, профессор, заведующий отделом теоретического языкознания Института языкознания РАН Валерий Демьянков; Президент Общероссийской общественной организации «Российская ассоциация лингвистов-когнитологов», доктор филологических наук, профессор кафедры зарубежной филологии и прикладной лингвистики Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина Ирина Безукладова.

Ректор НГЛУ, профессор, председатель оргкомитета Конгресса, член Российской ассоциации лингвистов-когнитологов Жанна Никонова специально для НОП:
Нижний Новгород вновь стал столицей когнитивной лингвистики, и для Университета Добролюбова, легендарного Горьковского иняза, особая ответственность — выступать эпицентром обогащающей научной дискуссии ведущих ученых России и мира. Мы горды тем, что к мероприятиям в очном формате в статусе пленарных спикеров и модераторов присоединились свыше 80 докторов наук, профессоров, заслуженных деятелей науки РФ, голосами которых звучит сегодня отечественная лингвистика далеко за пределами нашей Родины. Участники деловой программы были максимально активно включены в работу. К началу Конгресса изданы два тома сборников научных трудов «Когнитивные исследования языка» — суммарно свыше 1500 страниц, что говорит о неподдельном интересе сообщества к теме. Благодаря подобным площадкам обмена профессиональным опытом мы создаем динамичный импульс для поступательного развития когнитивных исследований языка, наполненных новыми смыслами, перспективами, траекториями научного поиска, тандемными проектами, ярким и инициативным общением. Благодарим уважаемых коллег за сотрудничество и с нетерпением ждем следующего цикла мероприятий РАЛК!
Forwarded from Сбер
Почувствуйте себя студентом. Снова!

Преподаватели вузов и колледжей, приглашаем вас в Летнюю цифровую школу Сбера.

10 популярных треков обучения: от цифровых до мягких навыков.

Поделимся актуальными технологиями, которые используются в Сбере, знаниями и лучшими практиками.

Выпускникам программы выдаём удостоверение о повышении квалификации от СберУниверситета.

Регистрируйтесь до 16 июня и не забывайте поделиться с коллегами. Учиться вместе веселее! 🔥
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Управление университетом в современных реалиях: ИОТ- слёт 2024. День первый 1/2

Всероссийский ИОТ-слёт – это ежегодная встреча для ИТ-коллективов из российских вузов, которые уже занимаются или только планируют внедрение индивидуальных образовательных траекторий. Это мероприятие стало одной из главных составляющих «Десятилетия науки и технологий» в рамках трека «Проектирование будущего». Индивидуальные образовательные траектории становятся важным направлением трансформации высшего образования, а дискуссии ИОТ-сообщества поднимают вопросы, актуальные для управления университетами в стремительно меняющемся мире.

Более 200 представителей университетов России собрались на Третьем Всероссийском ИОТ-слёте на ВДНХ в конференц-зале павильона «Атом». Организаторы мероприятия:  ИОТ-университет, «Научно-образовательная политика», ФГАНУ «Социоцентр» при поддержке РО «Знание».

Делегатами ИОТ-слёта стали руководители цифровой трансформации более 80 университетов из всех федеральных округов Российской Федерации. География участников – от Владивостока до Калининграда, от Элисты до Якутска, от Мурманска до Симферополя. Самый многочисленный по количеству участников ИОТ-слёт собрал не только технические, медицинские, экономические и юридические университеты, но и вузы креативных направлений, а также педагогические и сельскохозяйственные.

ИОТ-слет стартовал с пленарной дискуссии на тему «Управление университетом в современных контекстах», в рамках которой участники обсудили вызовы, с которыми сталкиваются вузы и пути их преодоления.

Дискуссию открыл Евгений Сженов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», член Общественного совета при Минобрнауки России, подчеркнув, что современные университеты планируют развитие на десятилетия вперед и работают в многозадачном режиме:
Тема, которой посвящена наша встреча, важна для стабильности университетов и управленческой модели, которая закладывается не на несколько лет вперед, а на десятилетия. Несмотря на то что в нашей жизни ежедневно возникают новые вызовы, те задачи, которые стоят перед вузами, объем и их количество — это совершенно не то, что было 5 или 10 лет назад. Несколько лет назад были прямые линейные установки, понятные кураторы и минимум направлений работы. Сегодня руководители любого университета живут в парадигме, когда с разных сторон от массы госкоманд ставятся задачи, которые нужно решать параллельно.

Ольга Петрова, заместитель министра науки и высшего образования РФ, подчеркнула, что среди основных вызовов важное место занимает кооперация:
Первое: важно быть интересными для студентов, особенно в регионах. Второй вызов: коммуникациям с предприятиями, которым нужны кадры и взаимодействие с вузами – это большой, сложный, но очень нужный процесс. Третье: научиться работать в консорциумах, чтобы компетенции объединялись, нужна конкуренция, которая дает возможности развиваться.
Сергей Салихов, первый проректор Университета МИСИС, рассказал про управленческие вызовы, с которыми столкнутся вузы:
Сейчас продуктовый подход в исследовательской повестке начинает доминировать. Мы все больше переходим на создание конкретных продуктов, которые могут быть введены в экономику. В связи с этим вузам нужно соблюсти баланс между прикладной и фундаментальной наукой, потому что без фундаментальной науки больших успехов не будет, прикладные успехи базируются на фундаментальной науке. Наши выпускники должны быть готовы к тому, что им предстоит на протяжении всей жизни менять род деятельности. Поэтому нам важно сделать так, чтобы соблюсти баланс между прикладными и фундаментальными знаниями, дать возможность свободно строить свою индивидуальную карьерную траекторию.
Управление университетом в современных реалиях: ИОТ- слёт 2024. День первый 2/2

Даниил Сандлер, первый проректор по экономике и стратегическому развитию УрФУ, подчеркнул, что вузы сейчас находятся на новом этапе развития:
Сегодняшние вызовы не являются чем-то новыми. Если говорить об управленческих вызовах, я согласен, что идет разворот повестки в прикладную сторону. Мы находимся в ситуации, когда сформированы инструменты рыночного регулирования, а с другой стороны, у нас окончательно сформировалась система стратегического управления университетской сетью. Задачи, которые перед нами ставят, не идут вперед роста показателей, они стали дополнять друг друга.
Андрей Келлер, руководитель ФГАНУ «Социоцентр», отметил, что сегодня остро строит вопрос о подготовки кадров для научной сферы:
Большая фундаментальная проблема – это подготовка профессорско-преподавательского состава, откуда его брать, как воспитывать. Это все-таки основа вуза. Сейчас управленческий состав — это где-то 30% профессионалов до 39 лет, а 70% старше 39 лет. Складывается ситуация, когда мы понимаем, что в ближайшие 10 лет произойдет смена поколений, и нам важно подготовить высококвалифицированных специалистов и замотивировать их идти работать.


Владимир Рахтеенко, председатель Совета ИОТ-консорциума вузов, генеральный директор CUSTIS, рассказал, какая система управления должна быть, чтобы вузы могли с ними справиться:
У вузов должно быть желание жить своей головой, должен быть образ будущего, над которым они должны работать и постоянно заботиться. В динамично меняющемся мире конкретные вызовы, которые будут стоять, как задачи на три года вперед прогнозировать невозможно. От слова «планирование» мы должны перейти к слову «сценирование».
Павел Музыка, генеральный директор ИОТ-университета, главный архитектор Мodeus, подчеркнул, какие команды нужно готовить сегодня:
Гигантский дефицит кадров, сейчас нужно взращивать команды перемен. Выращивание этих кадров именно в той логике, чтобы они могли спроектировать изменения и воплотить их жизнь, передать в регулярные процессы – это самый ключевой вызов. Нужно сделать так, чтобы команды перемен могли не просто контролировать волны изменений, а жить в этом как в регулярных ситуациях.

Андрей Волков, научный руководитель программы «Приоритет-2030», профессор Московской школы управления «Сколково», подвёл итог дискуссии взглядом на образ университета наших и будущих дней:
Вызов один – как не быть скучной организацией. В среднем университет довольно скучная организация. Это значит, что очень интересные люди не рассматривают их как основного работодателя. Нет универсального списка претензий к университету: студентам нужно одно, ректору – другое, у профессоров третьи предпочтения, у регулятора другой взгляд, у министра – свой. Палитра взглядов должна нами учитываться, когда мы говорим про вызовы университета. Основная проблематика, как быть агентом рынка предпочтений разных людей, чтобы они голосовали ногами и жизнью в пользу университета. Нужно сделать так, чтобы вуз был интересен всем, а не просто скучным.
Академия Красникова как ГКНТ

Президент РАН Геннадий Красников в программном интервью РБК суммировал недавние завоевания и перспективы развития Академии на ближайшие годы.

I
Академия стала центром научного управления всеми разработками, фундаментальными и поисковыми исследованиями.

Координация, утверждение программы научного развития, утверждение государственного задания на исследования по фундаментальным и поисковым исследованиям, утверждение отчетов, мониторинг — это очень важные задачи для академии. Фактически на сегодняшний день в этом вопросе академия наук берет на себя функцию Госкомитета по науке и технике, который раньше был в СССР. И сейчас одна из главных задач — наладить научно-методическое управление по важнейшим задачам, по научным исследованиям в нашей стране.


Неудивительно, что глава Академии отдельно подчеркивает ее роль в становлении научно-технологического суверенитета и связанной с ней суверенизации пространства науки, образования, технологий и инноваций.

РАН в рамках научно-методического руководства модерирует интеграцию усилий ученых по важным направлениям. Создана платформа (банк данных востребованных научных работ) – чтобы перспективные исследования могли подхватывать другие коллективы и ученые.

Востребованность у других ученых работ из банка будет одним из критериев показателей эффективности научной деятельности.

II
Сегодня очень важна высокопрофессиональная, независимая, объективная экспертиза. Причем не только в области научных исследований, но и программ, которые делает правительство. У нас есть «дорожные карты» по высокотехнологичным направлениям. Они охватывают и новые материалы, новые спутники, новые системы связи и квантовые технологии. Нужна экспертиза как по задачам, так и по результатам.


Главная задача на данный момент – сделать экспертизу РАН окончательной и не оспариваемой.

III
РАН выстраивает отношения с высокотехнологичным бизнесом. Задача – состыковать НИР с запросом компаний – тогда они готовы финансировать стадию ОКР, трансфера и внедрения.

IV
Академия выполняет важную функцию – следит за тем, чтобы фундаментальные и поисковые исследования шли широким и непрерывным фронтом. Сейчас есть проблема:

Мы проанализировали и увидели, что если посмотреть научный ландшафт по исследованиям, то он, что называется, пятнистый. … Когда же исследования ведутся не по всем тематикам, а скажем, «островками», это очень плохо для страны. Поэтому и здесь наводим порядок.


V
Академия с принятием новой версии Стратегии НТР получила новые ориентиры, а научно-технический совет Комиссии по НТР становится центром координации по приоритетам развития.

VI
Геннадий Красников высоко оценил важность концентрации всей цепочки «школа – вуз – наука» в едином блоке, курируемом вице-премьером Дмитрием Чернышенко. Это позволяет фокусировать подготовку кадров по сквозным траекториям.

VII
РАН готова заняться экспертизой школьных учебников – и с точки зрения содержания, и в соотнесении с возрастом учеников.

VIII
Президент РАН не считает, что есть кадровый кризис, но полагает, что проблема существует. Причиной стали провалы на школьном уровне, что сейчас выливается в недостаточное количество сдающих ЕГЭ по физике. А сам Единый госэкзамен еще не исчерпал потенциал к коррективам и улучшению.

IX
Академия после принятия Шестой подпрограммы ПФНИ начала еще более активно работать на оборонку. Новый министр обороны Андрей Белоусов также нацелен на усиление инновационных связей ОПК и гражданского сектора.

X
Среди остальных направлений Геннадий Красников выделил подготовку кадров, издательскую деятельность, научную дипломатию, открытость в обсуждениях, принятии решений, аудит оперирующих бюджетными средствами научных советов при ФОИВах и крупном бизнесе, развитие научных школ. Отдельно отметил посильную помощь ученым в уголовных делах.

Он отметил – российскую науку нельзя «запретить». Одиозные решения недружественных стран и организацией дезавуируются активной научной дипломатией России.

Подробнее.
«Экономика для школьников»: разворот на Восток

События и тренды мировой экономики и политики, связанные с развитием импортозамещения, задали новое направление проводимому на базе Новосибирского государственного университета экономики и управления @nsuemnsk международному молодёжному форуму «Экономика для школьников. Восточный вектор»

Проректор НГУЭУ по внешним связям Владимир Ромашин для НОП:
Наша страна не может развиваться только внутри своей экономики. Сейчас мы всё более пристальное внимание обращаем на Китай, на азиатские страны постсоветского пространства, выходим на более тесное сотрудничество с ними.


О том, что тренд на сотрудничество со странами Азии оказывает влияние и на международную политику университетов, рассказала НОП заведующая кафедрой иностранных языков Татьяна Громогласова:
Сегодня мы наблюдаем большой спрос на специалистов со знанием китайского языка в области внешнеэкономической деятельности, наших студентов приглашают на работу уже во время обучения в вузе. В этом году абитуриентам НГУЭУ будут предложены две образовательные программы, предполагающие изучение восточных языков – это «Зарубежное регионоведение» и новая совместная программа НГУЭУ и МГИМО «Правовое сопровождение международного бизнеса на азиатских рынках». А в рамках форума мы с ребятами и преподавателем Института Конфуция Синь Минь обсуждали особенности деловой культуры в азиатских странах.


В этом году расширилась площадка, посвящённая финансовой грамотности. В этот раз партнеры подготовили для гостей квиз «Финансовый ЗОЖ» и мастер-класс, в ходе которых научили школьников отличать поддельные купюры от настоящих, распознавать финансовых мошенников, не поддаваться на их уловки. На эту же тему состоялась лекция на русском языке для иностранных студентов, обучающихся в России, что, по словам организаторов, позволит сделать их пребывание в нашей стране максимально безопасным.

Что касается российских гостей форума – школьников и учащихся колледжей, то они в рамках отдельной площадки «Полигон проектов школьных команд» представили собственные социально-значимые бизнес-проекты, среди которых организаторам предстояло отобрать самые лучшие. Для их авторов НГУЭУ предусмотрел дополнительные баллы при поступлении.

Первый Молодежный форум был проведён в апреле 2020 года, и назывался «Открытая экономика России глазами молодых исследователей». В 2021 году форум проходил под лозунгом «Открытая экономика в эпоху закрытых границ». Участники обсуждали, как вести бизнес и развивать экономику при ограничениях перемещения людей между странами в связи с пандемией коронавируса.
🔥1
Удобный университет: ИОТ- слёт 2024. День второй 1/2

Более 200 представителей университетов России собрались на Третьем Всероссийском ИОТ-слёте на ВДНХ в конференц-зале павильона «Атом». Организаторы мероприятия:  ИОТ-университет, «Научно-образовательная политика», ФГАНУ «Социоцентр».

Второй день ИОТ-слета стартовал с пленарной дискуссии на тему
«Удобный университет: пространство возможностей, целеполаганий и вызовов», в рамках которой участники обсудили пространство, инфраструктурное и смысловое наполнение кампуса ведущего университета.

Дискуссию открыл Евгений Сженов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», член Общественного совета при Минобрнауки России, подчеркнув, что вузы переходят на новую модель развития и их роль в технологическом суверенитете:

«Вчера на этой же сцене, открывая Третий ИОТ-слёт, мы говорили о будущем университета. В центре была тематика управления, то есть управленческая стабильность: насколько готовы управленческие команды — ректоры, проректоры, учёные советы, разные другие структуры, которые существуют в разных университетах, — к росту, который запланирован в рамках нацпроектов, в первую очередь это „Приоритет-2030“, „Передовые инженерные школы“, другие большие проекты. И готова ли команда университета, по-настоящему, не  „для галочки“ готова. Безусловно, если мы говорим про победы, про то, что в стране сильные университеты должны усиливаться, флагманские университеты должны подтягиваться, средние должны подтягиваться к сильным. Конечно, это нужно готовить системно. Сегодня мы продолжаем этот разговор, но немножко под другим ракурсом. Одна из ключевых тем — это кампусы университетов,  учебные корпуса, общежития, инфраструктура. Сегодня кампус всё больше становится цифровым, всё больше становится не только про здания, стены, помещения, но и про удобство через все три сферы университета. Это образование, наука, и, конечно, третья — социальная миссия, которая стремительно развивается».

Андрей Омельчук, заместитель министра науки и высшего образования РФ, рассказал о том, что нужно вузам для развития:
В системе высшего образования вузам необходимо преодолеть внутренние барьеры, как выстраивать свои отношения с внешним миром и индустриальным партнером. С этим направлением связано также компетенции управленческих команд. У нас очень большой разрыв внутри университета: стоит острый вопрос об актуальности управленческих университетских знаний. Сегодня рынок труда меняется очень быстро, быстро меняются потребности в том, кто нужен. Очень важно понимать, какие компетенции нужны будут в будущем у студентов. Говоря о развитии, вузы должны понимать, как они вписываются в новую модель образования.


Елена Степанова, ректор ЯГТУ, представила приоритетные направления развития вуза на ближайший год:
Наши задачи коррелируют с тем, что сформулировано в нашей миссии с 2018 года. Наш университет — это центр притяжения талантливой молодёжи, высококвалифицированных кадров, формирующих новый технологический уклад Ярославской области. Наш научно-технологический блок будет сконцентрирован в области двигателестроения. Это соотносится с позицией многих стратегических документов, среди которых программы импорт замещения и так далее.
Удобный университет: ИОТ- слёт 2024. День второй 2/2

Дмитрий Глушко, ректор МГУ им. Н. П. Огарёва @mrsu13, рассказал про свое видение университета в новых вызовах:
Университет должен быть удобным как для студентов, так и для наших партнеров. Удобство в отношениях с индустриальными партнерами я понимаю, как постоянный диалог, понимание их реальных потребностей, соединение их производственных задач с нашими возможностями в научной и кадровой работе. Федеральный центр биомедицины как раз такой пример для подготовки и выпуска лекарственных препараторов. Для нас также важно наращивать свои собственные компетенции, улучшать позиционирование в мировом рынке научных исследований. Мы сейчас находимся на финальной стадии подготовки запуска совместного российско-китайского университета.  


Елена Певцова @EA_Pevtsova, ректор РГУНХ Минсельхоза РФ, поделилась своим мнением, каким должен быть университет в близкой перспективе:
Современный университет – это тот университет, который быстро реагирует на поставленные задачи государства, бизнеса, реального сектора экономики и быстро решает профессиональные дефициты, которые складываются. Миссия нашего университета – подготовка управленцев для развития сельских территорий и малых городов. Сегодня мы работаем также над модернизацией вуза и его инфраструктуры, постройкой новых учебных корпусов и строительство студенческого города.


Любовь Выборнова, ректор ПВГУС, подчеркнула важность взаимодействия с партнерами:
Университет — это агент изменений и независимо от масштаба способен и должен влиять на развитие территории как города, так и региона. Взаимодействие с ведущими вузами региона для нас является приоритетнойзадачей. Мы активно выстраиваем сетевые взаимодействия при реализации новых программ, которые позволяют нам отвечать на новые вызовы. Нам также важно выстраивать отношения с индустриальными партнерами в рамках целевой подготовки и выполнения задач подготовки кадров под задачи экономики.
Владимир Рахтеенко, председатель Совета ИОТ-консорциума вузов, генеральный директор CUSTIS, рассказал о том, какими должны быть вузы:

Об образовательном пространстве надо думать, как о мультиуниверситете, где будет много разных образовательных подпространств, устроенных совершенно по-разному. ПИШы работают как передовые там, где есть сильный технологический партнёр, так как вывод продукта на рынки — это всегда риски, вряд ли это будет университет или индустрия готовы их нести
.
https://news.1rj.ru/str/iotuniversity/1266