Гулять так гулять, вешаем культурку на сухую штукатурку. Набор Прекрасных Безжалостных Дам от лучших кондитеров западной живописи.
1. Джон Уильям Уотерхаус, 1893. Музей земли Гессен, Дармштадт.
2. Генри Мейнелл Рим, 1901.
3. Артур Хьюз, 1863. Национальная галерея Виктории, Мельбурн.
4. Роуз О'Нил, 1905.
5. Фанни Банн, 1901. Музей Бирмингема.
6. Данте Габриэль Россетти, 1848. Частная коллекция.
7. Ланселот Спид, 1891.
И — похоже, хотя не то же.
8. Опять Уотерхаус, но "Ламия", 1905, смотрите не перепутайте. Художественная галерея Окленда.
9. Джон Мелуиш Страдвик, "Акразия" (волшебница из "Царицы фей" Спенсера), 1888.
Более современные вешать не буду, их сотни.
1. Джон Уильям Уотерхаус, 1893. Музей земли Гессен, Дармштадт.
2. Генри Мейнелл Рим, 1901.
3. Артур Хьюз, 1863. Национальная галерея Виктории, Мельбурн.
4. Роуз О'Нил, 1905.
5. Фанни Банн, 1901. Музей Бирмингема.
6. Данте Габриэль Россетти, 1848. Частная коллекция.
7. Ланселот Спид, 1891.
И — похоже, хотя не то же.
8. Опять Уотерхаус, но "Ламия", 1905, смотрите не перепутайте. Художественная галерея Окленда.
9. Джон Мелуиш Страдвик, "Акразия" (волшебница из "Царицы фей" Спенсера), 1888.
Более современные вешать не буду, их сотни.
👍82❤30😁1
"Молодой рыцарь" Карпаччо насыщен эмблемами настолько, что тронь — они выпадут в осадок, погребая под собой толкователя. Все эти лилии, ирисы, водосбор, жабы, горностай в траве, олень у воды, собака у конского копыта и собака у меча что-то значат, и неспроста одни ползут, другие скачут.
Но их можно и просто рассматривать, уходя в этот населённый подробный мир, не читая его. Совершенно неважно, кто этот задумчивый молодой кавалер, — Фердинанд ли II Арагонский, Франческо Мария делла Ровере, герцог Урбино, Антонио да Монтефельтро, Роландо де Рагуза или венецианский капитан Марко Габриэли — и вообще, портрет ли это исторического лица или просто фантазия на тему рыцарственности.
Но вот он стоит посреди тропинки, держась за рукоять меча и придерживая ножны, года с 1505 стоит, смотрит куда-то влево и вниз от себя, что в нынешней науке о микровыражениях трактуют как внутренний диалог или выбор слов, и ты разуму вопреки ждёшь, что же он решит, что скажет.
Но их можно и просто рассматривать, уходя в этот населённый подробный мир, не читая его. Совершенно неважно, кто этот задумчивый молодой кавалер, — Фердинанд ли II Арагонский, Франческо Мария делла Ровере, герцог Урбино, Антонио да Монтефельтро, Роландо де Рагуза или венецианский капитан Марко Габриэли — и вообще, портрет ли это исторического лица или просто фантазия на тему рыцарственности.
Но вот он стоит посреди тропинки, держась за рукоять меча и придерживая ножны, года с 1505 стоит, смотрит куда-то влево и вниз от себя, что в нынешней науке о микровыражениях трактуют как внутренний диалог или выбор слов, и ты разуму вопреки ждёшь, что же он решит, что скажет.
❤99👍21❤🔥8🔥8
А вот в таком разрешении можно рассматривать Карпаччо на сайте Музея Тиссена-Борнемисы.
Глаза у рыцаря серые.
Глаза у рыцаря серые.
❤110👍21🔥13
Об одной эмблеме на картине Карпаччо всё-таки напишу. У правой (для нас левой, вечная эта путаница, тяжкая судьба герольда при описании герба) ноги молодого рыцаря на обочине тропинки припал к земле горностай — не настоящий, геральдический, потому что в зимнем белом, а должен бы быть буроватым, ирисы цветут. В качестве эмблемы горностай означает чистоту и благородство, об этом и девиз на мятой бумажке, торчащей в траве неподалёку: Malo mori, quam foedari. Обычно это передают как "Лучше смерть, чем бесчестие", — но если переводить буквально, то "лучше умереть, чем замараться". Согласно средневековому поверью, горностай никогда не пойдёт в грязь, чем и пользуются охотники, гонящие его к болоту или просто на разъезженную дорогу. Именно грязь означает жаба, сидящая под девизом. Горностай на жабу даже не смотрит.
Латинский глагол foedo, foedare означает "испачкать, загрязнить" и в прямом смысле, и в переносном, "осквернить, опорочить". В качестве прилагательного foedus — грязный, омерзительный, низкий, позорный и т.д., но вот в качестве существительного — "договор, соглашение". И это не омонимы, как ни странно, оба слова восходят к индоевропейской основе, связанной со страхом, в русском она же дала слово "бояться" (centum-satam, автоматически произнесли про себя филологи, ata-pater). То есть, и позор и договор растут из боязни, и "страх замараться" в каком-то смысле тавтологичен.
С вами была вечерняя пятиминутка любви к словам и картинкам.
Латинский глагол foedo, foedare означает "испачкать, загрязнить" и в прямом смысле, и в переносном, "осквернить, опорочить". В качестве прилагательного foedus — грязный, омерзительный, низкий, позорный и т.д., но вот в качестве существительного — "договор, соглашение". И это не омонимы, как ни странно, оба слова восходят к индоевропейской основе, связанной со страхом, в русском она же дала слово "бояться" (centum-satam, автоматически произнесли про себя филологи, ata-pater). То есть, и позор и договор растут из боязни, и "страх замараться" в каком-то смысле тавтологичен.
С вами была вечерняя пятиминутка любви к словам и картинкам.
👍158❤110👏7😁4
Иногда мне кажется, что человек существует — возможно, был создан — для памяти; прежде всего для неё. Не такой объективной и даже не такой надёжной, как, скажем, отложения пород, отчётливые на обнажениях или в кернах, но хранящей информацию в живом состоянии, способной воспроизвести её, почти воссоздать ушедшее во всей полноте. Кто видит дерево, когда в саду никого, почему оно не исчезает, спрашивал епископ Клойнский и отвечал себе: бог. Кто помнит, что дерево было, даже когда оно исчезло, как рябило на ветру, как стукотали и свистели на нём скворцы, какую тень отбрасывало на страницу, кто связывает прочитанное с этой тенью?.. только тот, кто сидел с книгой на коленке в тени, кусал яблоко, с дерева же снятое.
И то, как легко, как споро нынче отменяется единственное, из чего мы состоим, как схлопывается в точку предшествующий опыт, — "я всегда знал", "всегда было ясно", такое короткое всегда, моргнёшь, и новое — кажется подлинной дегуманизацией.
И то, как легко, как споро нынче отменяется единственное, из чего мы состоим, как схлопывается в точку предшествующий опыт, — "я всегда знал", "всегда было ясно", такое короткое всегда, моргнёшь, и новое — кажется подлинной дегуманизацией.
👍101❤64🤔8😢7👎2
С первого дня работы, осенью 96-го года мне поставили встык две лекции: зарубежный театр у студентов-актёров и специализацию у театроведов. Читала я в старом тюзе на Вольской, в лепном фойе на третьем этаже, поскольку актёрский курс набрал ещё великий Киселёв, — не успел воспитать, к несчастью — и дети учились дома; ну, и театроведов моих пускали, с аудиториями в старом четвёртом корпусе было не очень.
Старое здание клуба подрядчиков, арнувошный фасад в "кабанчике", кованые цветы перил. И высота потолков, которую голосом не вдруг возьмёшь. К третьей неделе я посадила связки.
— Слушай, это не дело, — сказал один из старших моих актёров; на этот курс поступили те, кто оканчивал училище, а теперь понадобилось высшее консерваторское. — Ты так несмыкание заработаешь, а это проблем на всю жизнь. Во сколько ты заканчиваешь?
Заканчивала я в пять. После лекции он ждал меня на площадке перед лепным фойе и малой сценой, здоровался с расходившимися театроведками, те стреляли глазами и алели ушами. Когда последняя спустилась по трём лестничным маршам и вышла из театра, он взял меня за плечи и поставил на край верхней ступеньки, лицом к высокому окну лестничного колодца.
— Голос держим не на связках, — скомандовал разведя мои руки в стороны; "Титаник" ещё не вышел, это не было цитатой. — На диафрагме, всем воздушным столбом. Давай, вон туда, в козырёк, АААААА!..
Я не могла АААААА. Я была выучена не привлекать внимания, не повышать голос, не выставляться. Понемногу, с дурацкими шутками, с песнями и плясками меня разорали. Разжали. Горло согрелось, из него ушла скобка, я, как велено, представляла себе свет, идущий из солнечного сплетения широким потоком, и — АААААА!..
Семнадцать лет я брала голосом любую аудиторию, любого размера и степени вовлечённости. Знала, как снять напряжение со связок после пяти пар подряд у заочников.
И всегда буду помнить.
Старое здание клуба подрядчиков, арнувошный фасад в "кабанчике", кованые цветы перил. И высота потолков, которую голосом не вдруг возьмёшь. К третьей неделе я посадила связки.
— Слушай, это не дело, — сказал один из старших моих актёров; на этот курс поступили те, кто оканчивал училище, а теперь понадобилось высшее консерваторское. — Ты так несмыкание заработаешь, а это проблем на всю жизнь. Во сколько ты заканчиваешь?
Заканчивала я в пять. После лекции он ждал меня на площадке перед лепным фойе и малой сценой, здоровался с расходившимися театроведками, те стреляли глазами и алели ушами. Когда последняя спустилась по трём лестничным маршам и вышла из театра, он взял меня за плечи и поставил на край верхней ступеньки, лицом к высокому окну лестничного колодца.
— Голос держим не на связках, — скомандовал разведя мои руки в стороны; "Титаник" ещё не вышел, это не было цитатой. — На диафрагме, всем воздушным столбом. Давай, вон туда, в козырёк, АААААА!..
Я не могла АААААА. Я была выучена не привлекать внимания, не повышать голос, не выставляться. Понемногу, с дурацкими шутками, с песнями и плясками меня разорали. Разжали. Горло согрелось, из него ушла скобка, я, как велено, представляла себе свет, идущий из солнечного сплетения широким потоком, и — АААААА!..
Семнадцать лет я брала голосом любую аудиторию, любого размера и степени вовлечённости. Знала, как снять напряжение со связок после пяти пар подряд у заочников.
И всегда буду помнить.
❤322👍55🥰14🔥9😢7