Комендант кинокрепости – Telegram
Комендант кинокрепости
12.9K subscribers
3.54K photos
392 videos
8 files
4K links
Кинокритик и психолог Тимур Алиев

Связь: @mrtextortexel
Рассылки: mrtextortexel@yandex.ru
Реклама: https://telega.in/n/textortexel
Letterboxd: https://boxd.it/qVed
Download Telegram
«Лермонтов»
Реж. Бакур Бакурадзе
Фильм открытия


Бакурадзе превращает последние часы жизни Лермонтова в камерную медитацию о неизбежном финале. Озолин — потрясающий кастинг; забираю назад сомнения из-за знакомства с ним как с комиком. Ничем не примечательная внешность Ильи парадоксально срабатывает на создание образа поэта-бунтаря, который поставил себя против всего мира. 26-летний (на момент съёмок) стендап-комик играет 26-летнего поэта — если это не болезненная ирония судьбы, то что?

Режиссёр избегает хрестоматийных красот кавказских пейзажей (ок, почти). Слава Богу — пусть на этой визуальной обыденности выезжают бесталанные кинематографисты. Бакурадзе конструирует клаустрофобное пространство. Маленькие деревенские дома, узкие проходы, взгляд из-за угла — комнаты, двери, стены. Пятигорские декорации работают как театральный короб, внутри которого разыгрывается финальный акт романтической / драматической арки.

Дуэль как ритуал самоустранения — трудно представить более актуального явления в современном мире, где люди продолжают убивать друг друга оружием и словом. Мартынов тут не столько злодей, сколько жертва обидчивости. Человек, который не обладает самоиронией и не может пережить публичное унижение.

Лермонтовские колкости местами смотрятся как образец галантности даже по меркам наших дней. Смерть как перформанс — более чем актуальное прочтение классики. Удивительно жить в одно время с автором «Москвы», «Шультеса» и «Охотника», который переварил время «новых тихих» и стал громче, чем можно было представить 20 лет назад.

Стоит предупредить: если вам понравился «Снег в моём дворе», «Лермонтов» станет испытанием. Это другое кино — историческое, требующее понимание контекста, менее личное для Бакурадзе и, наконец, куда менее метафоричное. Провести мостик между той эпохой и современностью у многих не получится. Равно как и подключиться к местами путанному повествованию.

Камео большой Джесси 😍

В ролях: Илья Озолин, Вера Енгалычева, Евгений Романцов, Дмитрий Соломыкин, Андрей Максимов, Уршула Малка
Производство:
СТВ
Когда смотреть: с
16 октября by Вольга & K24

#Маяк2025
63👍12👏4🤯2
Нерегулярное #Подслушано с фестиваля #Маяк2025:

— Ты видела? Он опубликовал текст ровно в тот момент, когда закончились титры и зажглась заставка фестиваля.
— Получается, профессионал.


— В море нефть, пошли в бассейн!
— Да плевать, мне уже за 50, нефть, мазут — терять уже нечего.


— Вчера с девушками пытался обсудить «Сто лет тому вперёд», а они мне: «Извините, мы пойдём, не знакомимся». Такие молодые, а про кино двух слов связать не могут.
— А вы сам фильм видели?
— Нет, я только «Гостью из будущего» пытался глянуть.
— Не вышло?
— Да, уснул через 20 минут.


— У вас на фестивале кино про СВО показывают?
— Нет.
— А гости звёздные будут? Ну типа наши... Безруков, Хабенский там.
— Хабенский может быть, он в одном из фильмов конкурса снялся.
— Костян наш человек, с ветеранами Донбасса фоткался, мужик. Уважаю!
🤯34😁21😱63🔥3😢2
Forwarded from Парни из Читальни (Евгений Ткачёв)
15 кинокритиков на сундук «Маяка»

Фестивальная табличка «Афиши» сегодня начинает своё вещание из Геленджика, где вчера стартовал третий фестиваль актуального российского кино «Маяк-2025». В этом году в таком составе:

@textortexel
@goodcinemafromivan
@kinokotik
@thedodobird
@betula2
@nayawatching
@ershovfilm
@Age_of_Cinemaa
@kinoprotebya
@oembox
@rkvt_2020
алена солнцева @seance_light
@unwrittenreview
юлия шагельман @kommersant

Stay tuned!

https://daily.afisha.ru/cinema/30095-filmy-rossiyskogo-kinofestivalya-mayak-2025-ocenki-kritikov/
11🔥3👍1😁1🤯1
Классные тексты о кино на русском языке.

Материалы с 28 сентября по 5 октября 2025 года.

Рецензия (фильмы):

✦ Андрей Плахов — «На посошок» («Коммерсантъ»)

✦ Дмитрий Соколов — «Битва за битвой» (Disgusting Men)

Интервью:

✦ Станислав Ф. Ростоцкий — Марк Дакаскос («Афиша Daily»)

#КомендантКинотекстов
🔥41
«Мой сын»
Реж. Вячеслав Клевцов
Конкурс


Отец бросает родного сына (без явной причины), оставляя его на попечение жены. «Вообще это его сын, не мой», — уточняет девушка по имени Катя (Юлия Снигирь) в беседе с психологом (Никита Тарасов).

У нас есть разрыв семейных ценностей в формате телевизионного кино, который подменяется прагматизмом и целесообразностью. В центре истории — натянутые как струна отношения мачехи и подростка (Леон Кемстач), от которых веет холодом и дискоммуникацией за километр.

Успешная адвокатесса участвует в левых схемах, чтобы заработать на ремонт. Концепт, достойный контента с телеканала «Домашний». В очередном кейсе замешан тренер спортивной секции, где занимается герой Кемстача. Буря, искра, проценты за подкуп, рукопашные схватки — не хватает только цитаты Багрова «У кого правда, тот и сильнее».

Ложь мачехи авторы не особо скрывают. Рушится не только семья, но и (иллюзорные) понятия о совести. Снигирь играет безнравствннную мразь — с ледяным взглядом, без всякого намёка на гуманизм, возможно спрятанный глубоко внутри.

Пресная мыльная драма, которая отчаянно, но безуспешно пытается нащупать пульс времени. Здесь дети — единственные, кто (как будто) бережёт честь и принципы смолоду. Взрослые — пластилин, что катают из стороны в сторону. Как флаг России на День народного единства: вроде бы государственный праздник, но о его корнях не знают.

Фильм, который хочет вынести обществу диагноз, но выносит только нервную систему кинокритиков и журналистов. Опять во всём виноват Интернет. Опять одно поколение не слышит другое. Опять семья распадается на атомы. Опять две крайности — люди друг другу либо «дураки», либо никто, поскольку «живут и умирают как свиньи».

P.S. «Мой сын» — единственный фильм из программы «Маяка», который не представил режиссёр. У всех остальных картин в расписании режиссёр заявлен на Q&A. Продюсеры со сцены упомянули «сложную судьбу» проекта, отметив, что он был «тяжёлый и непростой».

В ролях: Юлия Снигирь, Леон Кемстач, Павел Табаков, Алексей Филимонов, Юрий Чурсин, Егор Корешков
Производство:
Свердловская киностудия
Когда смотреть: с 6 ноября by
Атмосфера кино

#Маяк2025
😢15👍43🔥2
«Присутствие»
Реж. Аполлинария Дегтярева
Конкурс


В российском кино обнаружена редкая птица. Якутский триллер, события которого разворачиваются в одной локации, при этом держат в напряжении от начала и до конца.

На дворе ковидный август 2020-го, хэштеги «медицинские маски» и «социальная дистанция». Торжество курьерских служб и вирусной паранойи. Экзистенциальный ужас рождается не сразу, постепенно — не из-за типовых скримеров, а вследствие пандемийной клаустрофобии.

Экстерьеры сжимающихся стен в совокупности с плавной камерой (обманчиво нежные наплывы!) и динамичным монтажом порождают удивительный эффект коронавирусного и внутрисемейного ужаса. Героине в собственном доме мерещится призрак родной матери, которой уже нет в живых.

Тесная квартира, конечно, существует не просто так. Привет, метафора человеческого сознания, поражённого тревогой ещё до того, как это стало мейнстримом мир стал реально опасен. Затворница и её муж, что существует лишь как голос в телефонной трубке — образ поколения, которое впервые научилось бояться реальности через экран.

Мистическое присутствие матери — не сверхъестественная угроза, а материализовавшаяся травма прошлого; призрак конкретного человека, вытеснение как защитный механизм сознания. Редкий случай, когда якутское «Я» не становится этнографическим изыском, как во многих других картинах региона.

Режиссёрка отказывается от жанровых штампов в пользу артхаусной медитативности на тему экзистенциального одиночества и тёмной стороны отношений. Параллели и референсы — от «Истории призрака» и «Паранормального явления» до «Паразитов» и «Присутствия» Содерберга etc. — остаются внешними. Если авторы вдохновлялись вышеупомянутым, пускай — быть цельным и самобытным высказыванием фильму ничего не мешает.

В ролях: Анастасия Алексеева, Валентина Романова-Чыскыырай, Дмитрий Хоютанов, Сарыал Кириллин, Рудольф Спиридонов
Производство: «Серафим»
Когда смотреть: с 13 ноября в кинотеатрах Якутии


#Маяк2025
128👍7👏3🔥1
«Фейерверки днем»
Реж. Нина Волова
Конкурс


Однажды в гости к российскому предпринимателю приезжает его китайский партнёр. Витя (Александр Робак) продаёт люстры, но дело плохо — у предприятия большой долг. Товарищ из Китая должен вынести для инвесторов вердикт, есть ли смысл вкладываться в фирму или дело гибкое.

Выпускница МШНК превращает семейную драму, сотканную по лекалам Чехова и капитализма западной модели, в живописную аллюзию на отечественный (полу)распад. Классика by Антон Павлович встречается с китайской философией в декорациях России — страны, чья экономика отворачивается от Запада и теперь смотрит на Восток.

Получается неожиданно точно, искромётно, местами весело (ох уж эта разница между секс-работой и эскортом!). Китаец Вэйхонг (Ван Бин, но не тот) — наблюдатель национальной русской тоски, которая никак ему не даётся. Методичный и рациональный специалист пытается навести порядок там, где торжествует хаос, авось и особая русская справедливость. Но там, где китайцу хорошо, русскому неловко.

«Вот такой он человек, понимаешь?», — говорит Витя о сотруднике, которого Вэйхонг предлагает уволить. Александр Робак — классический русский батя, который не занимается ни тремя дочерьми, ни бизнесом, а сам себе на уме. Неудачник с привычной для поколения 50+ скорбной обречённостью в формате «от нас уже ничего не зависит, там всё решили».

Три дочери, встающие на защиту родного дома и бизнеса отца, действительно сбежали от Чехова. Только продают не вишнёвый сад, а призрачные мечты о полной счастливой семье. Мечте, которой не суждено: фигура матери отсутствует, каждая формируется на основе тезиса «как пойдёт».

Поражает, насколько дебют цельный и зрелый. Ни театральных переигрываний (учитывая материал, это особенно заманчиво), ни затянутости, ни лишних сцен, ни самолюбования. Маленький, но гордый фильм-разговор о сокрушительном разрыве социальных связей. Фейерверки правда лучше запускать в темноте — при свете видно, насколько все друг другу чужие. Кино, которое хочется обнять.

В ролях: Александр Робак, Олеся Судзиловская, Ван Бин, Вера Енгалычева, Мария Раскина, Дарья Коныжева
Производство: Gonzo Film
Когда смотреть: неизвестно


#Маяк2025
60🔥8👏4
Предлагаю создателям фильма «Присутствие» использовать видео Жени в качестве неофициального тизера картины!

Подписывайтесь на Telegram-канал проекта и смотрите с 13 ноября в кино, если вы из Якутии.

https://news.1rj.ru/str/prisutstvie_film
7
Forwarded from Вологодские коты (Евгений Ткачёв)
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
😁145👍5
Главные цифровые релизы недели в российских онлайн-кинотеатрах.

Премьеры с 6 по 13 октября:

✦ 7 октября

— фильм «Лондон на проводе» / London Calling | Wink

✦ 9 октября

— фильм «Призрак в доспехах» / Koukaku Kidoutai | Кинопоиск

✦ 10 октября

— сериал «Как приручить лису» | Okko

— сериал «Хроники русской революции» | Okko | Premier | Start | Иви | Кинопоиск

Другие цифровые релизы российских стримингов в Google Таблицах

#ПриветСтриминги
👍4
Конкурс короткометражных фильмов #Маяк2025

«Тем летом я поступил»
Режиссёр Александр Белов

Выпускник режиссёрских курсов ВГИКа и МШНК (сценарная мастерская Олега Дормана)

Из простенькой дачной идиллии вырастает плёночный микрокосм увядающей дружбы. Бить из пневматики по бутылкам — не развлечение, а метафора разрушения. Каждый хлопок отсчитывает последние мгновения юности. Белов как ранний Эрик Ромер обращается (в основном) к безмолвию и созерцанию, что красноречивее любых слов. В финале Евгений Алёхин («Рыжий») читает стихотворение за кадром.

«Не отрывай глаза»
Режиссёрка Анна Медникова
Студентка мастерской Школы дизайна НИУ ВШЭ (мастерская «Экранные искусства» Ивана И. Твердовского)

Поезд как машина времени, в которой прошлое материализуется на фоне любимых мелодий. Столкновение Лёши и Саши — «Встреча на Эльбе» для сердечных мышц. Ритм железной дороги как метроном судьбы, что клонится в разные стороны. Люди как параллельные прямые в геометрии Лобачевского — могут пересекаться, но не факт, что им дальше в одном направлении. Разрыв без сжатия. Кино, которое бьёт током.

«Игра в прятки»
Режиссёр Амет Савенко

СПбШНК

Герои нарушают главное правило любовной игры — никогда не говорить «навсегда», ведь любовь живёт три года, а потом становится привычкой. К счастью для психики, Дима и Катя знают, что эта игра скоро закончится. Предсказуемо сердце в клочья — притяжение в шаге от разлуки, камон. Не особо примечательная элегия по ускользающему счастью в узнаваемой стилистике ШНК.

«Галлюцинат»
Режиссёрка Вета Гераськина

К24

Живописная инверсия реальности с оттенком мистики. Да здравствует сочетание минимализма и чувственной экспрессии, разобраться в котором тяжело, зато нетрудно почувствовать. Праздник для глаз и ушей киносенсорика, тягучее удушье для остальных. Сергей Дёшин, дыши!

«Колыбель»
Режиссёр Антон Веретенников

Выпускник МШНК (режиссёрская лаборатория Дмитрия Мамулии)

У нас есть архаичный «Левиафан», события которого перенесены в пространство языческой мифологии. Мусорщик Гио ищет целительный родник как грузинский Персиваль, что мечется в поисках Грааля. Происходящее легко могло бы стать китчем, но в эту сторону режиссёр не скатывается. Захотелось чачи испить да в лес к духам.

«Беги, река!»
Режиссёрка Анастасия Остапенко

Выпускница Академии кино и театрального искусства Н.С. Михалкова

Еся должна пройти лабиринт из травм прошлого под названием daddy issues. 17-летняя девушка пытается выстроить контакт не столько с бросившим её отцом, сколько с собой. Обаятельный, терапевтический coming-of-age в зимних декорациях. Собака как символ утраченного детства — 👍

«Складки»
Режиссёрка Катерина Скакун


Камерная комедия о самозванстве — как профессиональном, так и экзистенциальном. Мануальная терапевтка Ася лечит тела, но не души. Экскурсовод Миша открывает девушке прописную истину маленькую тайну — нужно принять себя, и всё получится. Непрошенные гости — отличная метафора внешних обстоятельств, которые валятся как снег на голову. Массаж бы после фильма не помешал.

«Животные»
Режиссёр Родригу Рибейру


Минималистичная притча о границах между цивилизацией и дикой природой. Алия с тремя флейтами под боком — наш ответ Орфею. У каждого звука своя цена; некоторые голоса лучше не имитировать.
14🤯2
Первые оценки фестиваля актуального российского кино «Маяк».

Преобразовал баллы критиков «Афиши Daily» в звёздочки Google Таблицы.

Уточню: в «Афише» десятибалльная система (1–10), а в звёздочках пятибалльная (1–5). Следите за таблицей критиков ежедневно до 9 октября.

В голосовании участвуют:

Евгений Ткачев («Афиша Daily» и Afisha.ru)
Тимур Алиев («Комендант кинокрепости»)
Иван Афанасьев (Setters Media)
Ольга Белик («Кинопоиск»)
Павел Воронков («Газета.Ru»)
Екатерина Визгалова («Кино-Театр.Ру»)
Ная Гусева («Синема Рутин»)
Максим Ершов («Okkoлокино»)
Елена Зархина («Правила жизни»)
«кино про тебя»
Егор Москвитин (Setters Media)
«РУССКОЕ КИНО В ТОПЕ»
Алёна Солнцева («Сеанс»)
Милана Стояновска (Forbes Woman)
✦ Юлия Шагельман («Коммерсант»)

#Маяк2025
🔥92
На фестивале «Послание к человеку» не покажут «Простые случайности» Джафара Панахи.

Картина исчезла из внеконкурсной программы «Двойные вершины».

Изначально в секции заявляли четыре фестивальные новинки:

✦ «Простая случайность» Джафара Панахи
✦ «Новая волна» Ричарда Линклейтера
✦ «Воскрешение» Би Ганя
✦ «Отражения №3» Кристиана Петцольда

Сейчас в программе осталось три картины, карточка с фильмом Панахи пропала. Ранее стало известно, что картине «Простые случайности» отказали в выдаче прокатного удостоверения.

35-й международный фестиваль документальных, короткометражных, игровых и анимационных фильмов «Послание к человеку» пройдёт с 17 по 25 октября в Санкт-Петербурге.
😢33