Комендант кинокрепости – Telegram
Комендант кинокрепости
12.9K subscribers
3.54K photos
392 videos
8 files
4K links
Кинокритик и психолог Тимур Алиев

Связь: @mrtextortexel
Рассылки: mrtextortexel@yandex.ru
Реклама: https://telega.in/n/textortexel
Letterboxd: https://boxd.it/qVed
Download Telegram
Forwarded from Парни из Читальни (Евгений Ткачёв)
15 кинокритиков на сундук «Маяка»

Фестивальная табличка «Афиши» сегодня начинает своё вещание из Геленджика, где вчера стартовал третий фестиваль актуального российского кино «Маяк-2025». В этом году в таком составе:

@textortexel
@goodcinemafromivan
@kinokotik
@thedodobird
@betula2
@nayawatching
@ershovfilm
@Age_of_Cinemaa
@kinoprotebya
@oembox
@rkvt_2020
алена солнцева @seance_light
@unwrittenreview
юлия шагельман @kommersant

Stay tuned!

https://daily.afisha.ru/cinema/30095-filmy-rossiyskogo-kinofestivalya-mayak-2025-ocenki-kritikov/
11🔥3👍1😁1🤯1
Классные тексты о кино на русском языке.

Материалы с 28 сентября по 5 октября 2025 года.

Рецензия (фильмы):

✦ Андрей Плахов — «На посошок» («Коммерсантъ»)

✦ Дмитрий Соколов — «Битва за битвой» (Disgusting Men)

Интервью:

✦ Станислав Ф. Ростоцкий — Марк Дакаскос («Афиша Daily»)

#КомендантКинотекстов
🔥41
«Мой сын»
Реж. Вячеслав Клевцов
Конкурс


Отец бросает родного сына (без явной причины), оставляя его на попечение жены. «Вообще это его сын, не мой», — уточняет девушка по имени Катя (Юлия Снигирь) в беседе с психологом (Никита Тарасов).

У нас есть разрыв семейных ценностей в формате телевизионного кино, который подменяется прагматизмом и целесообразностью. В центре истории — натянутые как струна отношения мачехи и подростка (Леон Кемстач), от которых веет холодом и дискоммуникацией за километр.

Успешная адвокатесса участвует в левых схемах, чтобы заработать на ремонт. Концепт, достойный контента с телеканала «Домашний». В очередном кейсе замешан тренер спортивной секции, где занимается герой Кемстача. Буря, искра, проценты за подкуп, рукопашные схватки — не хватает только цитаты Багрова «У кого правда, тот и сильнее».

Ложь мачехи авторы не особо скрывают. Рушится не только семья, но и (иллюзорные) понятия о совести. Снигирь играет безнравствннную мразь — с ледяным взглядом, без всякого намёка на гуманизм, возможно спрятанный глубоко внутри.

Пресная мыльная драма, которая отчаянно, но безуспешно пытается нащупать пульс времени. Здесь дети — единственные, кто (как будто) бережёт честь и принципы смолоду. Взрослые — пластилин, что катают из стороны в сторону. Как флаг России на День народного единства: вроде бы государственный праздник, но о его корнях не знают.

Фильм, который хочет вынести обществу диагноз, но выносит только нервную систему кинокритиков и журналистов. Опять во всём виноват Интернет. Опять одно поколение не слышит другое. Опять семья распадается на атомы. Опять две крайности — люди друг другу либо «дураки», либо никто, поскольку «живут и умирают как свиньи».

P.S. «Мой сын» — единственный фильм из программы «Маяка», который не представил режиссёр. У всех остальных картин в расписании режиссёр заявлен на Q&A. Продюсеры со сцены упомянули «сложную судьбу» проекта, отметив, что он был «тяжёлый и непростой».

В ролях: Юлия Снигирь, Леон Кемстач, Павел Табаков, Алексей Филимонов, Юрий Чурсин, Егор Корешков
Производство:
Свердловская киностудия
Когда смотреть: с 6 ноября by
Атмосфера кино

#Маяк2025
😢15👍43🔥2
«Присутствие»
Реж. Аполлинария Дегтярева
Конкурс


В российском кино обнаружена редкая птица. Якутский триллер, события которого разворачиваются в одной локации, при этом держат в напряжении от начала и до конца.

На дворе ковидный август 2020-го, хэштеги «медицинские маски» и «социальная дистанция». Торжество курьерских служб и вирусной паранойи. Экзистенциальный ужас рождается не сразу, постепенно — не из-за типовых скримеров, а вследствие пандемийной клаустрофобии.

Экстерьеры сжимающихся стен в совокупности с плавной камерой (обманчиво нежные наплывы!) и динамичным монтажом порождают удивительный эффект коронавирусного и внутрисемейного ужаса. Героине в собственном доме мерещится призрак родной матери, которой уже нет в живых.

Тесная квартира, конечно, существует не просто так. Привет, метафора человеческого сознания, поражённого тревогой ещё до того, как это стало мейнстримом мир стал реально опасен. Затворница и её муж, что существует лишь как голос в телефонной трубке — образ поколения, которое впервые научилось бояться реальности через экран.

Мистическое присутствие матери — не сверхъестественная угроза, а материализовавшаяся травма прошлого; призрак конкретного человека, вытеснение как защитный механизм сознания. Редкий случай, когда якутское «Я» не становится этнографическим изыском, как во многих других картинах региона.

Режиссёрка отказывается от жанровых штампов в пользу артхаусной медитативности на тему экзистенциального одиночества и тёмной стороны отношений. Параллели и референсы — от «Истории призрака» и «Паранормального явления» до «Паразитов» и «Присутствия» Содерберга etc. — остаются внешними. Если авторы вдохновлялись вышеупомянутым, пускай — быть цельным и самобытным высказыванием фильму ничего не мешает.

В ролях: Анастасия Алексеева, Валентина Романова-Чыскыырай, Дмитрий Хоютанов, Сарыал Кириллин, Рудольф Спиридонов
Производство: «Серафим»
Когда смотреть: с 13 ноября в кинотеатрах Якутии


#Маяк2025
128👍7👏3🔥1
«Фейерверки днем»
Реж. Нина Волова
Конкурс


Однажды в гости к российскому предпринимателю приезжает его китайский партнёр. Витя (Александр Робак) продаёт люстры, но дело плохо — у предприятия большой долг. Товарищ из Китая должен вынести для инвесторов вердикт, есть ли смысл вкладываться в фирму или дело гибкое.

Выпускница МШНК превращает семейную драму, сотканную по лекалам Чехова и капитализма западной модели, в живописную аллюзию на отечественный (полу)распад. Классика by Антон Павлович встречается с китайской философией в декорациях России — страны, чья экономика отворачивается от Запада и теперь смотрит на Восток.

Получается неожиданно точно, искромётно, местами весело (ох уж эта разница между секс-работой и эскортом!). Китаец Вэйхонг (Ван Бин, но не тот) — наблюдатель национальной русской тоски, которая никак ему не даётся. Методичный и рациональный специалист пытается навести порядок там, где торжествует хаос, авось и особая русская справедливость. Но там, где китайцу хорошо, русскому неловко.

«Вот такой он человек, понимаешь?», — говорит Витя о сотруднике, которого Вэйхонг предлагает уволить. Александр Робак — классический русский батя, который не занимается ни тремя дочерьми, ни бизнесом, а сам себе на уме. Неудачник с привычной для поколения 50+ скорбной обречённостью в формате «от нас уже ничего не зависит, там всё решили».

Три дочери, встающие на защиту родного дома и бизнеса отца, действительно сбежали от Чехова. Только продают не вишнёвый сад, а призрачные мечты о полной счастливой семье. Мечте, которой не суждено: фигура матери отсутствует, каждая формируется на основе тезиса «как пойдёт».

Поражает, насколько дебют цельный и зрелый. Ни театральных переигрываний (учитывая материал, это особенно заманчиво), ни затянутости, ни лишних сцен, ни самолюбования. Маленький, но гордый фильм-разговор о сокрушительном разрыве социальных связей. Фейерверки правда лучше запускать в темноте — при свете видно, насколько все друг другу чужие. Кино, которое хочется обнять.

В ролях: Александр Робак, Олеся Судзиловская, Ван Бин, Вера Енгалычева, Мария Раскина, Дарья Коныжева
Производство: Gonzo Film
Когда смотреть: неизвестно


#Маяк2025
60🔥8👏4
Предлагаю создателям фильма «Присутствие» использовать видео Жени в качестве неофициального тизера картины!

Подписывайтесь на Telegram-канал проекта и смотрите с 13 ноября в кино, если вы из Якутии.

https://news.1rj.ru/str/prisutstvie_film
7
Forwarded from Вологодские коты (Евгений Ткачёв)
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
😁145👍5
Главные цифровые релизы недели в российских онлайн-кинотеатрах.

Премьеры с 6 по 13 октября:

✦ 7 октября

— фильм «Лондон на проводе» / London Calling | Wink

✦ 9 октября

— фильм «Призрак в доспехах» / Koukaku Kidoutai | Кинопоиск

✦ 10 октября

— сериал «Как приручить лису» | Okko

— сериал «Хроники русской революции» | Okko | Premier | Start | Иви | Кинопоиск

Другие цифровые релизы российских стримингов в Google Таблицах

#ПриветСтриминги
👍4
Конкурс короткометражных фильмов #Маяк2025

«Тем летом я поступил»
Режиссёр Александр Белов

Выпускник режиссёрских курсов ВГИКа и МШНК (сценарная мастерская Олега Дормана)

Из простенькой дачной идиллии вырастает плёночный микрокосм увядающей дружбы. Бить из пневматики по бутылкам — не развлечение, а метафора разрушения. Каждый хлопок отсчитывает последние мгновения юности. Белов как ранний Эрик Ромер обращается (в основном) к безмолвию и созерцанию, что красноречивее любых слов. В финале Евгений Алёхин («Рыжий») читает стихотворение за кадром.

«Не отрывай глаза»
Режиссёрка Анна Медникова
Студентка мастерской Школы дизайна НИУ ВШЭ (мастерская «Экранные искусства» Ивана И. Твердовского)

Поезд как машина времени, в которой прошлое материализуется на фоне любимых мелодий. Столкновение Лёши и Саши — «Встреча на Эльбе» для сердечных мышц. Ритм железной дороги как метроном судьбы, что клонится в разные стороны. Люди как параллельные прямые в геометрии Лобачевского — могут пересекаться, но не факт, что им дальше в одном направлении. Разрыв без сжатия. Кино, которое бьёт током.

«Игра в прятки»
Режиссёр Амет Савенко

СПбШНК

Герои нарушают главное правило любовной игры — никогда не говорить «навсегда», ведь любовь живёт три года, а потом становится привычкой. К счастью для психики, Дима и Катя знают, что эта игра скоро закончится. Предсказуемо сердце в клочья — притяжение в шаге от разлуки, камон. Не особо примечательная элегия по ускользающему счастью в узнаваемой стилистике ШНК.

«Галлюцинат»
Режиссёрка Вета Гераськина

К24

Живописная инверсия реальности с оттенком мистики. Да здравствует сочетание минимализма и чувственной экспрессии, разобраться в котором тяжело, зато нетрудно почувствовать. Праздник для глаз и ушей киносенсорика, тягучее удушье для остальных. Сергей Дёшин, дыши!

«Колыбель»
Режиссёр Антон Веретенников

Выпускник МШНК (режиссёрская лаборатория Дмитрия Мамулии)

У нас есть архаичный «Левиафан», события которого перенесены в пространство языческой мифологии. Мусорщик Гио ищет целительный родник как грузинский Персиваль, что мечется в поисках Грааля. Происходящее легко могло бы стать китчем, но в эту сторону режиссёр не скатывается. Захотелось чачи испить да в лес к духам.

«Беги, река!»
Режиссёрка Анастасия Остапенко

Выпускница Академии кино и театрального искусства Н.С. Михалкова

Еся должна пройти лабиринт из травм прошлого под названием daddy issues. 17-летняя девушка пытается выстроить контакт не столько с бросившим её отцом, сколько с собой. Обаятельный, терапевтический coming-of-age в зимних декорациях. Собака как символ утраченного детства — 👍

«Складки»
Режиссёрка Катерина Скакун


Камерная комедия о самозванстве — как профессиональном, так и экзистенциальном. Мануальная терапевтка Ася лечит тела, но не души. Экскурсовод Миша открывает девушке прописную истину маленькую тайну — нужно принять себя, и всё получится. Непрошенные гости — отличная метафора внешних обстоятельств, которые валятся как снег на голову. Массаж бы после фильма не помешал.

«Животные»
Режиссёр Родригу Рибейру


Минималистичная притча о границах между цивилизацией и дикой природой. Алия с тремя флейтами под боком — наш ответ Орфею. У каждого звука своя цена; некоторые голоса лучше не имитировать.
14🤯2
Первые оценки фестиваля актуального российского кино «Маяк».

Преобразовал баллы критиков «Афиши Daily» в звёздочки Google Таблицы.

Уточню: в «Афише» десятибалльная система (1–10), а в звёздочках пятибалльная (1–5). Следите за таблицей критиков ежедневно до 9 октября.

В голосовании участвуют:

Евгений Ткачев («Афиша Daily» и Afisha.ru)
Тимур Алиев («Комендант кинокрепости»)
Иван Афанасьев (Setters Media)
Ольга Белик («Кинопоиск»)
Павел Воронков («Газета.Ru»)
Екатерина Визгалова («Кино-Театр.Ру»)
Ная Гусева («Синема Рутин»)
Максим Ершов («Okkoлокино»)
Елена Зархина («Правила жизни»)
«кино про тебя»
Егор Москвитин (Setters Media)
«РУССКОЕ КИНО В ТОПЕ»
Алёна Солнцева («Сеанс»)
Милана Стояновска (Forbes Woman)
✦ Юлия Шагельман («Коммерсант»)

#Маяк2025
🔥92
На фестивале «Послание к человеку» не покажут «Простые случайности» Джафара Панахи.

Картина исчезла из внеконкурсной программы «Двойные вершины».

Изначально в секции заявляли четыре фестивальные новинки:

✦ «Простая случайность» Джафара Панахи
✦ «Новая волна» Ричарда Линклейтера
✦ «Воскрешение» Би Ганя
✦ «Отражения №3» Кристиана Петцольда

Сейчас в программе осталось три картины, карточка с фильмом Панахи пропала. Ранее стало известно, что картине «Простые случайности» отказали в выдаче прокатного удостоверения.

35-й международный фестиваль документальных, короткометражных, игровых и анимационных фильмов «Послание к человеку» пройдёт с 17 по 25 октября в Санкт-Петербурге.
😢33
Тренд сокращения имён кинематографистов продолжается:

✦ Надежда Михалкова -> Надя Михалкова

✦ Софья Райзман -> Соня Райзман

Задала моду, кажется, Анна Чиповская, что превратилась во всех титрах в Аню. Ну и Юра Борисов, конечно.

Сотрудники киношных баз данных: 😐😐😐
😁44
«Огненный мальчик»
Реж. Надя Михалкова
Конкурс


Второй полный метр Нади Михалковой (про первый сегодня вспоминать как-то неудобно) — типовая семейная драма, укутанная в метафору терзающего душу выбора. В очередной раз зрителям напоминают: власть разрушительна, система незыблема, Кронос ест своих детей, а материнство уступает карьере в гос. аппарате.

Персонаж Дениса Косикова — типовой мажор с золотой ложкой во рту. Он попадает в нешуточную заварушку, последствия которой могут аукнуться в карьере его матери (Юлия Высоцкая) — председательницы комитета по вопросам семьи и детей в Госдуме.

Строгая, холодная чиновница отправляет отпрыска в деревню, чтобы отсиделся. У женщины на носу выборы — не сыном же заниматься. Она всё ради семьи, чтобы у парня... ну вы поняли. Высоцкая — олицетворение женщины, что выбрала карьеру, а не семью. Смешно, конечно, в 2025 году верить страху чиновницы, которая переживает, что её «сожрут журналисты». В реальности им достаточно подбросить запрещённые вещества (см. Иван Голунов).

Отправляя сына в деревенскую ссылку (иначе не назовёшь), мать воспроизводит древнерусскую традицию — прятать неудобных родственников. Провинция в объективе Алишера Хамидходжаева — вовсе не чистилище для золотой молодёжи (привет «Холопам»), а «Топи» в виде райских кущ. Девственные леса и скалы, живописные панорамы с лучами солнца, мягкие крупные планы.

Единственное светлое пятно в этой душноватой и медленной драме — героиня Анны Михалковой, хозяйка деревенского дома. Её органика, меткие фразы, живость языка и поведенческая пластика будто перекочевали сюда из другого кино — настолько она выделяется в атмосфере деревенского застоя.

В трагедию персонажа Косикова трудно поверить. По сюжету герой (спойлеры) передал зажигалку психически нездоровому парню, который поджёг себя. Если проводить параллель с Достоевским, аллюзия у Михалковой слабая, нерабочая. У классика русской литературы драма вокруг топора, у Нади Михалковой — вокруг зажигалки. Мелко, скудно.

В тесных кабинетах и старых домах герои задыхаются от невозможности честного диалога друг с другом. Учитывая наплевательское отношение матери к сыну, не очень-то и стремятся. В России, где говорить правду — роскошь, сопряжённая с риском лишения привилегий, горячая дискуссия по душам — нечто фантастическое. Как и бессмысленный центральный конфликт, не стоящий и протухшего яйца.

В ролях: Денис Косиков, Юлия Высоцкая, Анна Михалкова, Оксана Акиньшина, Александр Устюгов, Елизавета Ищенко
Производство: «Резервная копия», «Глобус-фильм»
Когда смотреть: с 6 ноября by
Вольга, позже на Premier

#Маяк2025
8😁2