PRорвемся! – Telegram
PRорвемся!
301 subscribers
66 photos
11 videos
2 files
72 links
Автор - Андрей Жуков, PR-консультант в B2B. Пишу о коммуникациях, ищу ответы на вопросы.

Здесь собран мой опыт, мысли и рассуждения.

По всем вопросам писать сюда: @andrey_zhukov01
Download Telegram
☯️ Запущено обновление...

Каждому периодически нужно обновляться до последней версии. Эта необходимость настала как для этого канала, так и для его автора 😉

Процесс запущен, и он продлится ещё несколько дней - пока это всё, что могу сказать 🤫

А чтобы немного скрасить это ожидание, делюсь своими любимыми публикациями - читайте-перечитывайте в свободное время:

👉 Про фишечки-хуишечки:

👉 Пост-саморефлексия или интервью с самим собой

👉 Поворотный момент в моей карьере, когда я окончательно и бесповоротно перешёл из маркетинга в пиар

👉 Рассуждения о мире двойных стандартов, в котором мы живём и будем жить дальше

👉 Зачем бизнесу пиар

👉 Как "Мона Лиза" из обычной картины превратилась в произведение всемирного масштаба, ради которой люди едут в Лувр со всех концов света

👉 Мои мысли и соображения по поводу импортозамещения YouTube

👉 Почему мы до сих пор так пристально следим за приездами западных деятелей и почему нам так важно, какого они мнения о России

👉 Пиар - это когда о тебе пишут другие? Мои рассуждения на основе дискуссии с одним из моих знакомых

👉 Финал 2-летней истории и открытая страница для написания новой

👉 Пиар - это не маркетинг. Пиар - это пропаганда

👉 Тренды в B2B-коммуникациях в 2025 году

👉 В чем плюсы пропаганды и почему она нужна

👉 Фразы, разрушающие доверие

👉 6 ошибок в пиаре для B2B компаний

👉 Доброта и позитив меняют мир 

👉 Как коммуникации влияют на продажи

👉 Эпичное крушение Theranos: путь от стартапа с оценкой в 9 миллиардов долларов к краху и уголовному сроку

👉 Для тех, кто любит есть дерьмо или общая тенденция производства копий и копий копий в промышленных масштабах

Скоро увидимся 👋

Всегда рядом с вами,
Андрей
❤️
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥4👍21
Ну что ж
🤔1
Остановиться. Выдохнуть. Обновиться.

Я осознанно ничего не писал почти 2 месяца. Это был мой выбор. И связан он не с новыми проектами, которые требовали и требуют большого объёма усилий и ресурсов (хотя не буду отрицать - это тоже сыграло роль).

Причина вполне проста - в одном из моих базовых принципов:

Если тебе нечего сказать - не стоит выходить на сцену.


Но я все чаще стал отступать от него - писал ради контента, обмусоливал хайповые темы и мнения - лишь бы здесь была жизнь. Но с каждым днем она все больше напоминала мир с розовыми пони, пластиковой травой и людьми с фальшивой голливудской улыбкой.

Наверное это можно назвать творческим кризисом. Тяжело рождались новые идеи. Тексты становились вымученными и выстраданными. Я уже не ощущал лёгкость и радость при работе над каналом. Он перестал быть моей отдушиной - тем, ради чего он создавался первоначально.

Я стал искать вдохновение и выход к свету через глубины телеграмных каналов. Но это был путь за стол к Люциферу. Чем сильнее я погружался, тем больше отдалялась жизнь. Все чаще я встречал мнения, которые преподносились как экспертные. Но в большинстве своём эта "экспертность" была только в умении переформатировать чужие мысли через нейросети. А на выходе получалось нечто такое, по сравнению с чем селфи после 5-недельного запоя выглядела как обложка глянцевого журнала.

Ощущая все это, глядя на то, как я медленно, но верно переходил на путь, ведущий в никуда - к подражанию каналов, чьё содержание вызывало у меня больше вопросов, чем вдохновения - во мне разгорался огонь протеста. Я жаждал крови, жаждал что-то поменять, жаждал быть услышанным.

Но я выбрал тишину - последовал своему второму базовому принципу:

Нельзя проповедовать нравственность, стоя под вывеской публичного дома.


Мне нужно было очищение и обновление. Это заняло немало времени. Все 2 месяца я пересобирал канал с чистого листа - идеи, смыслы, форматы. Это было столь необходимо, потому что я хочу вернуть ему душу, его пламя - чтобы он становился дополнением меня, моей отдушиной и местом, где я ищу ответы на вопросы. Уютным и душевным уголком для всех, кто находит здесь что-то для себя.

Сегодня я даю своему каналу последний шанс на жизнь. Его ждёт либо перерождение, либо бесславный финал. Будем честны, не всем нужен свой Telegram-канал - иногда правильнее просто профессионально выполнять свою работу.
5🤝5👍3
"Я прекращаю нашу работу. Это мой выбор"

На днях вспомнил историю, произошедшую со мной этой весной.

В марте я взял на PR-сопровождение клиента.
Это была предприниматель из B2C, владелец детского клуба в одном из городов-миллионников нашей необъятной. Приоритетный запрос был на личный бренд, с которым на тот момент опыта было маловато.

Около месяца я обдумывал, вписываться в эту историю или нет. Сомнения были с самого начала. С одной стороны, я понимал, что трудозатраты будут незначительные. Но с другой - это был сегмент B2C, с которым я не работаю. Более того, клиента я знал достаточно давно, и мне было хорошо известно, что в процессе работы будут сложности в коммуникации.

В итоге я рискнул, и мы стартанули. Была разработана и согласована PR-стратегия, распланированы активности на несколько месяцев вперёд. Постепенно и планомерно мы набирали обороты - пошли первые комментарии и публикации в СМИ, начинались взаимодействия по коллаборациям. Все шло вполне неплохо.

Как говорится, ничто не предвещало...

В один прекрасный субботний майский день я получил от клиента сообщение:

"Андрей, привет! Я прекращаю нашу с тобой совместную работу. Дальше вместе мы не идём".


Finitа la commedia.

Вопрос на миллиард долларов:

🟣В чем причина?

Ответ:

🟣Я до сих пор не знаю.

Только предположения, поскольку я получил только такое объяснение:

"У меня нет к тебе претензий. Это мой выбор".


Впервые я столкнулся с расторжением договора одним днем и без конкретных и понятных мне объяснений.

К тому моменту прошло всего 2,5 месяца с начала нашего сотрудничества. И вся эта картина мне виделась очень странной и загадочной.

👉 Возможно, клиент понял, что не готов вкладываться в пиар. Хотя мы многократно проговаривали все риски ещё до начала работы.

👉 Вероятно, это была какая-то внутренняя, личная причина.

👉 Может, клиент внезапно решил сменить фокус в своём бизнесе, и пиар в него не вписывался.

Я не знаю. И скорее всего, не узнаю никогда.

Я отнёсся к произошедшему философски и спокойно, поскольку придерживаюсь такой позиции:

Если что-то уходит из нашей жизни, то только для того, чтобы освободить место для чего-то нового, более интересного и перспективного.


(Спойлер: так в итоге все и вышло)

Какие выводы я сделал для себя?

🫥 Если в самом начале тебе кажется, что не стоит говорить "Да", то тебе не кажется.

🫥 Не делать исключений: убедился окончательно, что B2C не мой формат. Особенно, если это малый бизнес.

Ну и напоследок небольшой вывод/совет/рекомендация для предпринимателей:

🫥 Подумайте несколько раз прежде, чем вписываться в историю с пиаром - есть ли у вас запас прочности и ресурсы (время, деньги, силы), чтобы им заниматься системно на длинной дистанции.

⚡️ А сталкивались ли вы со странными причинами расторжения договора? Поделитесь в комментариях 👇
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍75🔥2
Итак, свершилось.

Звонки в WhatsApp и Telegram запретили ограничили под предлогом противодействия мошенничеству, терроризму и экстремизму.

Конечно мы все поверили, что это сделано ради нашей безопасности (нет).

У меня есть ещё классные идеи, как нам спастись от злоумышленников:

👉 Учредить Министерство Запретов.
👉 Создать реестр того, что категорически запрещено запрещать.
👉 Запретить использование банковских карт и приложений.
👉 Разрешить использовать мобильные телефоны только тем, у кого на счетах кукиш (разумеется, предварительно создать реестр лиц с кукишем).
👉 Ограничить выдачу денег наличными суммой до 10 000 рублей в неделю. Производить её только в отделениях банков и исключительно при предъявлении справки из МФЦ с подписями терапевта, участкового, а также двух родственников.
👉 Восстановить телефонные будки.
👉 Использовать только бумажные письма и отправлять их голубиной почтой.
👉 Создать реестр почтовых голубей и телефонных будок.

Уверен, это будет громкая и сокрушительная победа.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
😁3💯32👍1
Как продавать вчерашний день и не чувствовать себя падлой?

Поделились со мной на днях "уникальным" материалом. Известная в своей нише компания, приглашенный топ-эксперт - настоящий звездный вебинар. Практически шоу с Первого канала. Только вместо песен и танцев — "полезный контент". А в финале — соблазнительный гайд от звёздного гостя.

Что тут сказать? В гайде есть дельные и хорошие советы. Рабочие. Для года так 2020-го...
🎼 Звучит грустная музыка 🎼

Лично для меня, как для пиарщика, вся информация очевидна, как дважды два. Но ладно — я не целевая аудитория этого увлекательного мероприятия. Веб был для предпринимателей, причём в большей степени для начинающих.

И будем честны уж до конца: то, что для одних банальность, для других — откровение и спасение от классических косяков.

НО ВАШУ Ж МАТЬ!!! Преподносить очевидные вещи трехлетней давности в 2025-м как "новый тренд" и "прорыв" — это уже откровенное НАХЛОБУЧИВАНИЕ, не находите?

Самое поразительное здесь то, что оба спикера с охренительно прокачанным личным брендом умудряются продавать свои продукты с таким же очевидным и годами не меняющимся содержимым на очень большие чеки. И люди покупают — они идут на громкие имена.

В этом нет криминала. Каждый продает то, что может.

Проблема здесь в другом. На этих вебинарах сидят не только новички. Там есть и опытные руководители, владельцы бизнеса, которые в активном поиске волшебных таблеток, нового инструмента для роста. И они ведутся на раскрученных и звёздных экспертов, не утруждая себя ни критическим мышлением, ни хотя бы базовым, поверхностным погружением в тему.

Окрыленные новыми сакральными знаниями, они несут эти "открытия" своей команде: "Нам срочно нужно это внедрить! Это даст кратный рост!"

Нюанс в том, что в команде, в отличие от собственника — узкие профи, кто погружен в свои процессы 24/7, живёт ими, знает все тонкости. А часть из команды способна предсказать эффект от нововведений.

Они слушают эту проповедь, и их разум стремительно покидает пределы наблюдаемой Вселенной от всего происходящего.

Потому что знают:
👉 Половина этих идей морально устарела.
👉 Часть из них не работает или не применима в их бизнесе в принципе.
👉 А оставшиеся "ноу-хау" настолько очевидны, что были протестированы или внедрены ещё несколько лет назад.

Хорошо, если руководитель гибкий и открыт к возражениям и аргументам своих спецов. Но что делают многие на его месте? Они списывают на подчинённых сопротивление новому, "негибкость" и неэффективность. Хотя команда делает все возможное и работает на износ.

Я ничего не придумал - такая история происходила на моих глазах не один раз. И не всегда со счастливым финалом.

Так, собственно, как от этого защититься?

Я не против, чтобы новички пользовались такими продуктами. Для них это база, без которой можно таких дров наломать, что проще потом начать всё заново, чем что-то исправлять.

👎 НО Я КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВ ПЫЛИ В ГЛАЗА.

И мне хочется призвать авторов такого контента к фундаментальным и честным принципам:

➡️ Всегда говорите чётко и конкретно, для кого ваш контент. (Например: "для начинающих предпринимателей").
➡️ Объясните, кому он НЕ НУЖЕН. (Например: "опытным специалистам по маркетингу будет скучно").
➡️ Не подменяйте понятия и не выдавайте фундаментальные вещи за что-то инновационное или прорывное. Называйте вещи своими именами.

Предпринимателям с опытом я хочу сказать следующее. Звёздное имя эксперта, его раскрученный личный бренд никогда не гарантирует вам волшебных таблеток, которые вы так усердно ждёте. Очень часто бывает наоборот. Все потому, что такие гуру однажды находят свою "рыбную" тему и годами её мусолят, практически ничего в ней не меняя. Потому что в качество продукта для них перестает играть ключевую роль и начинает работать старый принцип:

Зачем что-то менять, если и так хорошо покупают?


P.S. Пост вдохновил на реализацию моей давней идеи — написать серию постов про B2B-контент. А то у меня от этого всего каждый раз возгорается годовой запас бересты 🔥

Что скажете? Интересна бы была такая серия?

👉 PRорвемся! 👈
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥431
Все уже знают, что с сентября 2025 года вступили в силу серьёзные изменения в закон о рекламе и закон о персональных данных. Но не все еще осознали, судя по обилию рекламных постов в Запретграме и рекламных рассылок/звонков/смс. Мы с коллегами при поддержке UIS и Envybox решили ангажировать знающего толк юриста, чтобы объяснить на пальцах, чем это грозит бизнесу и как привлекать маркетинговые лиды и не попасть на штрафы.

Напомню, что изменения напрямую затрагивают большинство рабочих каналов коммуникаций:

🔹 сайты и SEO
🔹 email-маркетинг и холодные рассылки
🔹 PR и коллаборации
🔹 контекстную и медийную рекламу

На первый взгляд — это зона ответственности юристов. Но на практике именно маркетологи запускают кампании, собирают базы, настраивают рассылки и интеграции. Ошибка здесь = штраф и потеря лидов.

7 октября в 16:00 мы проведём небольшую онлайн-конференцию с юристом Дарьей Дружининой и специалистами по SEO и e-mail. В своем блоке я расскажу, как изменения влияют на PR, где требуется маркировка, а где нет и почему PR становится востребованным инструментом, который работает, когда реклама дорожает и теряет эффективность.

С Дарьей разберём:
🔹 какие изменения в законодательстве игнорировать нельзя;
🔹 как правильно собирать данные и делать рассылки;
🔹 как выстроить PR и SEO-активности без риска;
🔹 что можно, а что нельзя в холодном e-mail outreach в 2025.

Участники получат чек-лист «Маркетинг, который ведёт к продажам 2025 без штрафов» и подборку AI-инструментов для маркетинга от коллег.

👉 Регистрироваться здесь
4🔥22
Пиар в B2B для многих руководителей и предпринимателей окутан завесой тайн. Как итог - скепсис по отношению к нему как к инструменту достижения общих и измеримых результатов. Это происходит от того, что роль коммуникаций часто недооценивается на стратегическом уровне.

Пиар - не инструмент генерации лидов в чистом виде, а актив, создающий среду для конвертации.

Вместе с Машей Лукиной, автором канала «Коммуникатор от блога» решили поднять эту тему и написали для «Бизнес-секретов» совместную статью «Как PR помогает B2B-компаниям продавать больше?», где поделились тем, как коммуникации помогают продавать больше и быстрее, а также как оценить их эффективность и вклад.

Переходите по ссылке выше и приятного прочтения 😉
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍432❤‍🔥1
Буква до скандала

Сегодня я с очень забавным кейсом (хотя его участникам было явно не до смеха) из мира венчурных инвестиций.

Фонд Mento VC проинвестировал стартап. Фаундер недавно поднял новый раунд и к нему появился интерес. Управляющая одного из таких фондов попросила прислать список всех инвесторов. И на букву «М» вместо Mento VC она читает Menlo.

Для справки: Menlo — один из крупнейших венчурных фондов с капиталом более 5 миллиардов долларов.


Управляющая пытается уличить фаундера в обмане инвесторов — делает круг звонков и рассказывает, что тот соврал. На рынке венчурных инвестиций такие истории — не шутка, и обвинение во лжи может напрочь похоронить все будущие раунды.

🔥 Ситуация накаляется и доходит до одного из инвесторов стартапа — фонда Andreessen Horowitz. Генеральный партнёр устраивает общий звонок, на который приглашены управляющая, фаундер и несколько других участников.

👉 А дальше — картина маслом. В режиме онлайн её просят открыть письмо и прочитать вслух название фонда... И сюрприз — там Mento VC!

Генеральный партнёр потребовал от управляющей извинений всем, кому та успела раструбить и устанавил для неё пожизненный бан на совместные сделки с Andreessen Horowitz.

⚠️ Одна буква и отсутствие фактчекинга спровоцировали скандал из ничего, который в итоге стоил управляющей фонда очень дорого. Но ещё дороже он мог стоить фаундеру стартапа, который был вообще ни при делах.

⚡️Проверяйте и перепроверяйте факты — это поможет не наломать дров и сэкономить кучу денег.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍53💯11
Итоги дня 14 октября:

👉 Все запомнили, как зовут губернатора Самарской области.
👉 Страна узнала о существовании Кинельского района.
👉 Старая формулировка для обоснования увольнения обрела новую жизнь.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
😁6🤣2
Деградация ценности B2B-контента #1: когда отказали тормоза

Недавно я писал о том, как меня бомбит беспокоит «уникальный» контент, который ещё и преподносится как нечто трендовое и прорывное. Вся эта история вдохновила меня запустить серию постов про B2B-контент, поскольку я вижу весьма болезненные точки — те, которые вызывают всю гамму человеческих эмоций: истерику, желание биться об стену, ступор, грусть, печаль и сострадание.

Для начала задумайтесь: когда вы в последний раз натыкались на материал от B2B-бренда, который заставил бы вас:
📍 Отправить ссылку своей команде, руководителю?
📍 Пересмотреть бизнес-процесс?
📍 Остановиться и задуматься?
📍 Наконец, вдумчиво и осознанно дочитать его до конца?

Вот о том и речь...

▶️ Вы тонете в операционке, а бизнес упёрся в потолок. Вы ищете ответы, а находите статьи в духе «7 преимуществ нашей новой CRM-системы на основе искусственного интеллекта».

▶️ Вы вкладываете деньги в контент, требуя отчётности за каждый рубль. А на выходе — красивые цифры, которые не бьются с показателями бизнеса.

Сегодня мы находимся в остром кризисе ценности B2B-контента. И в этом нет чужого злого умысла. Это следствие системной ошибки, за которую бизнес платит живыми деньгами, своим влиянием и репутацией.

Анализируя публикуемые материалы, общаясь с предпринимателями, я выделил несколько самых ярких причин, которые и привели к этому упадку.

Сегодня я затрону первую из них — гонку за промышленным производством контента.

⚡️ 2 поста в неделю
⚡️ 4 статьи в месяц
⚡️ 1 вебинар в квартал
⁉️ и так далее...

Контент-план превратился из инструмента в самоцель:
👉 посты с шаблонными картинками;
👉 статьи с переписанными и пережеванными новостями индустрии;
👉 вебинары с заезженными и очевидными тезисами, а в финале — гайд с советами 5-летней давности и обязательно «уникальное и специальное предложение только для вас» (куда ж без него!).

Ваш клиент — это не потребитель контента.

Это руководитель, решающий сложную бизнес-задачу.
Это топ-менеджер, которому нужно разобраться с проблемой.
Это профессионал высокого класса, который хочет оптимизировать свой рабочий процесс.

Люди разные, но объединяет их одно:

Они ищут не контент, а ОТВЕТЫ на важные для себя вопросы. Они ищут практичные и применимые инструкции.


Эта категория аудитории всегда вдумчиво ищет информацию и критически оценивает её. Эти люди не будут перебирать всю продукцию вашего контент-завода, если не получат ответов на свои вопросы или увидят в нем переделанную копию копий, которую они уже видели десятки раз.

Им глубоко фиолетово на ваш график публикаций и их количество. Им важно решить свою задачу. Точка.

И что же, собственно говоря, делать? Как быть?

Разрывать этот порочный круг массового производства и строить на его месте точечный и ценностный контент.

Отключайте свой конвейер для масс-маркета и начинайте готовить качественный и ценный для рынка материал.
Да, публикаций будет меньше. Да, на создание такого контента потребуется больше времени и усилий. Но именно с таким материалом вы в глазах вашей аудитории и рынка сделаете шаг к статусу настоящего эксперта.

Перестаньте гнаться за охватами и сфокусируйтесь на влиянии.
Пусть вашу публикацию увидит не 2000 человек, а 20. Но это будут ваши люди, которые найдут в вашем контенте то, что они искали. Смотрите на то, сколько человек делится вашим материалом с другими — этот показатель говорит о пользе вашего контента больше, чем призрачные охваты.

Забудьте про просмотры.
Следите за глубиной просмотра и временем на странице — эти метрики показывают, был ли ваш материал по-настоящему ценен.

Промышленное производство контента — это лишь одна из причин. И как правило она сопровождается целым комплексом из ряда других. Ещё ни разу я не встречал ситуации, где виной было что-то одно — всегда проблема была в целом плохо пахнущем букете.

В следующих постах продолжу — а пока что буду рад поспорить, выслушать возражения и мнения в комментариях 😉

👉 PRорвемся! 👈
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥1053👍1
Как я получил двойку за идеальную работу

Помните ли вы свои чувства в детстве, когда сталкивались с несправедливостью и мир переворачивался верх дном?
Помните эти моменты, когда вы еле сдерживали слёзы, а кулаки сжимались от полного бессилия как-то повлиять на ситуацию? Вспомнил тут историю как раз про один из таких случаев.

Итак, 7й класс. Только что закончились зимние каникулы. Я иду в школу с чувством выполненного долга. В моём рюкзаке — исписанная тетрадь с решенными задачами по математике, на которую я потратил добрую половину отведенных нам выходных. Сегодня, на шестом уроке, нужно её сдать, и я готов к триумфу 😎

Но что-то пошло не так.

Стоило мне перейти порог школы, как ко мне сразу подбежал одноклассник-троечник с настойчиво-требовательной просьбой списать. Он выпросил мою тетрадь на ВЕСЬ ДЕНЬ. Убедил меня: «За пять уроков я всё перепишу!»

Я, вечный добряк, согласился. Казалось бы, что могло пойти не так? Ох, если бы я знал, что именно могло пойти не так 🙈

Прошёл первый урок, второй, третий, четвёртый. С каждым звонком моя тревога усиливалась.

И вот, начался пятый урок — я уже не помню, что это был за предмет (кажется, литература). Я вижу, как мой одноклассник не отрываясь пишет в своей тетради. Но в один момент произошло страшное — то, что я не мог предположить в самом кошмарном сне. Учительница заметила его активные «усилия». Без единого слова она подошла к его парте, забрала наши тетради и на глазах у всего класса с надрывом разорвала их пополам.

Я до сих пор помню этот звук. Тогда мне казалось, что так же разрушаются целые миры и разрывается человеческое сердце 💔

За одно мгновение был уничтожен мой труд. Мои несколько дней жизни. Половина каникул, потраченных теперь впустую.


Меня охватило чувство полнейшей, оглушающей несправедливости.

Настало время урока математики, в конце которого я должен был сдать работу. Математичка, выслушав мои слезливые оправдания, влепила двойку. Двойку, которую я получил за свою же работу, которую у меня отняли и уничтожили.

Но моя учительница поступила очень мудро. Она сказала то, что я запомнил на всю жизнь, но в полной мере понял лишь спустя годы:

Твоя двойка — не за то, что ты не сдал задание. Двойка — за твою глупость. За то, что решил помочь тому, кто не готов прикладывать усилия.


Вечером того же дня я собрал обрывки тетради (благо, их было немного) и всё переписал. А одноклассник ещё очень долгое время ничего у меня не спрашивал.

Казалось бы, у меня навсегда должно было отпасть желание давать списывать. Но нет, что за глупости! 😂 Я сделал выводы и стал с умом выбирать, кому помогать, а кому нет.

А если серьёзно, то эта история не про учительницу и не про одноклассника. Она даже не о несправедливости.

Она о том, что без собственных усилий и личной ответственности никакая помощь и поддержка не способна принести плоды. А чаще всего — только вредит обеим сторонам процесса. С таким же успехом всю работу можно сжечь в огне 🔥 Укутаться пледом, потягивать виски со льдом, покуривать сигару, вглядываясь, как пламя безжалостно уничтожает плоды собственного труда.

➡️ А у вас в жизни был момент, когда ваше же стремление помочь обернулось против вас? Делитесь в комментариях 😉

👉 PRорвемся! 👈
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍75🔥3💯2
Как предпринимателям в B2B начать работать со СМИ

У нас с Машей Лукиной вышла вторая статья в Бизнес-секретах. На этот раз мы затронули тему «Как предпринимателям в B2B начать работу со СМИ».

Тема достаточно популярная — то и дело то там, то здесь всплывают материалы, посвящённые этому вопросу. Но в них часто не хватает практических рекомендаций.

В статье мы постарались избежать поверхностных и очевидных советов — погрузились в тему более глубоко и дали практические рекомендации, основанные на нашем опыте.

В материале рассказали:

🔠 Зачем вообще публиковаться в СМИ?

🔠 Без чего нельзя начинать работу со СМИ (поделились чек-листом практического минимума)?

🔠 Как попасть в СМИ, если вы только начинаете?

🔠 На что обратить внимание при подготовке контента для СМИ?

🔠 ТОП ошибок при работе со СМИ

🔠 Чего точно не стоит ждать от публикаций?

🔠 Что вы получите на самом деле?

🔠 Как измерять эффективность?

🔠 Какие есть бесплатные форматы работы со СМИ?

🔠 Что делать, если публикация вышла с ошибкой?

Статья получилась объёмной, но она и не могла быть другой.

➡️ Переходите по ссылке и приятного прочтения 🤗

💬 Если поделитесь с друзьями, коллегами и теми, кому, на ваш взгляд, материал будет полезен и ценен, — это зачтется вашей карме ❤️

И как всегда — буду рад обсудить, поспорить, выслушать мнения в комментариях 😉

👉 PRорвемся! 👈
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥664
Кризис B2B-контента #2: молчание голосов

Мы продолжаем наш остросюжетный триллер о деградации B2B-контента.
Первая серия поведала нам историю о смертельной гонке за цифрами, из которой не каждому дано выйти живым и здоровым. Сегодня нас ждёт новый вызов — причина №2, которая, по моему мнению, ещё краше и опаснее. Она безжалостно убивает саму суть коммуникаций. И это —

👉 Отсутствие собственного мнения.

🔠 Просто быть таким же, как все.
🔠 Легко писать о всём хорошем.
🔠 Ещё проще переписывать и пережёвывать новости индустрии и делать обзоры трендов.
🔠 Усилия не требуются, чтобы сидеть тихо и не выделяться.

Я говорю не столько про однообразие контента в инфопространстве, сколько про молчание в ответ на:

💫 вызовы и проблемы индустрии;
💫 устаревшие подходы и решения;
💫 преобладающее и устоявшееся мнение большинства, которое не решает проблемы, а в некоторых случаях — наносит ещё больший урон.

Это молчание вполне объяснимо. Страх показаться нелепым, перегнуть палку, риски вызвать на себя волну негатива и критики не дают подать своего голоса, поделиться своим истинным мнением.

Но штука в том, что именно оно позволяет быть услышанным. Оно выделяет среди серой массы, которая молчит, опускает глаза и делает вид, что все хорошо и ничего не происходит. Именно оно будоражит эмоции читателей (да-да, даже серьёзных CEO, акционеров и членов правления крупных корпораций) и тем самым устанавливает с ними связь.

⚡️ Но реальность мрачнее. B2B-контент стал похож на хор мальчиков-зайчиков, и каждый голос в нём тонет среди сотен таких же. Никто не заметит, если заменить или скопировать любого из них.

Только вот зрители ждали не выступление хора, а сольный концерт певца с уникальным и особенным голосом, хорошим светом, поставленной хореографией и профессиональным исполнением своих собственных песен. Аудитория хотела прикоснуться к сердцу и душе музыканта и наполниться ими.

Ваши клиенты выбирают не молчаливого участника, который закрывает глаза и отворачивается от проблем и вызовов в отрасли. Они выбирают того, кто говорит о них вслух, спорит, предлагает решения и готов вступать в конфликт. Люди выбирают того, кто поведёт их за собой, кто чувствует их боль и — самое главное — называет вещи своими именами. Они ищут героя, который откроет им глаза и покажет путь.

«Безопасный» контент — это самый рискованный выбор. Он убивает голос и душу бренда, уничтожает саму суть коммуникаций. В мире, где власть у дешёвых копий, высказанное вслух собственное мнение становится одним из главных преимуществ.

И что же делать?

Выходить из тени и вступать в диалог.

Выработайте свою позицию. Не мнение «за всё хорошее против всего плохого», а четкую, аргументированную точку зрения по ключевым для вашей отрасли вопросам, подкрепленную аналитикой. Где вы видите тупики? Какие подходы устарели? Что вы делаете иначе и почему это правильно?

Соберите те проблемы и вызовы, которые вы готовы обсуждать и те, которые будут для вас под запретом. Проанализируйте все риски, подготовьте план на случай, если всё выйдет из-под контроля.

Спорьте. Критикуйте. Предлагайте радикальные решения. Именно так рождаются лидеры мнений. Не бойтесь быть непонятым. Бойтесь быть незамеченным.

Говорите языком задач бизнеса. Ваша позиция должна быть про их решение. Как ваша точка зрения помогает клиенту снизить риски, увеличить прибыль, выйти на новые рынки, стать лидером в конце концов?

👉 Важная оговорка. Есть две запрещённые темы, которые очень опасно затрагивать — это политика и религия. По ним лучше оставить собственное мнение при себе ради своего же блага.

➡️ У нас же речь идёт о профессиональной позиции. О том, чтобы перестать быть свидетелем и рядовым участником и стать тем, кто ведёт людей за собой.

💡 Вы неинтересны, пока в контенте нет собственного мнения. Но как только в нем появляется мысль, за которую можно зацепиться (или с которой можно поспорить) — из массовки вы превращаетесь в главного героя.

Новая серия уже совсем скоро. А пока по традиции готов поспорить, обсудить мнения и возражения в комментариях 😉

👉 PRорвемся! 👈
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
5🔥43💯1
Что тут произошло за август и октябрь

Август, сентябрь и октябрь получились очень интересными — канал вышел из комы, оклемался, набрался сил и, кажется, наконец, нашёл свой идеальный ритм.

⚡️ Собрал для вас главные публикации за эти месяцы:

〰️ Перезапуск канала: версия X.0
〰️ Как завершилось сотрудничество с клиентом через 2,5 месяца после заключения договора
〰️ Воспоминания из детства: как я получил двойку за идеальную работу

➡️ Поучительные кейсы из инфополя:
〰️ Как одна буква спровоцировала скандал с венчурным фондом

➡️ Остросюжетный триллер «Деградация ценности B2B-контента»смотреть читать без регистрации, СМС и реквизитов банковской карты:
〰️ Пролог: Как нам продают вчерашний день
〰️ 1 серия: Убийственная гонка за цифрами
〰️ 2 серия: Отсутствие собственного мнения
🟠 Третья и последующие серии уже на подходе - не переключайтесь 😉

➡️ Публикации в СМИ (в соавторстве с Машей Лукиной):
〰️ Бизнес-секреты: Как PR помогает B2B-компаниям продавать больше
〰️ Бизнес-секреты: Как предпринимателям в B2B начать работу со СМИ

💡 Приходите поболтать в комментарии — поделимся мнением, какие из публикаций зацепили, поспорим и, конечно, душевно проведём время 😌

👉 PRорвемся! 👈
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
54🔥22
PRорвемся! pinned «Что тут произошло за август и октябрь Август, сентябрь и октябрь получились очень интересными — канал вышел из комы, оклемался, набрался сил и, кажется, наконец, нашёл свой идеальный ритм. ⚡️ Собрал для вас главные публикации за эти месяцы: 〰️ Перезапуск…»
Как бренды всё ещё могут быть услышаны?

Продолжу тему, которую затронула Маша @prlukina в этом посте.

Мы действительно достигли дна — реклама превратилась в шум, который откровенно раздражает. Каждый из нас использует массу инструментов, чтобы от неё защититься.

Но напрашивается вполне логичный и закономерный вопрос:

Если не рекламой, то как брендам говорить со своей аудиторией? Как быть услышанным в этом бесконечном вое «специальных и уникальных предложений, доступных только сегодня и только сейчас?»


Здесь победителем становится не самый громкий, а уверенный, осознанный и интересный собеседник — тот, кто говорит чётко, конкретно и по делу.

🔠 Шаг первый.
Самый лучший собеседник — это тот, кто умеет слушать. Поэтому в самом начале нужно замолчать, отключить свой громкоговоритель, прислушаться и понаблюдать:
🔠 О чём и с кем говорит ваша аудитория?
🔠 Что она хочет на самом деле?
🔠 Какие вопросы её беспокоят?
🔠 Что она ищет в поисковиках?

🔠 Шаг второй.
Проведите анализ своей реальной экспертизы — как она кореллируется с волнующими аудиторию вопросами?
🔠 Возможно, у вас накопилась внушительная база знаний.
🔠 Может быть, в вашей команде есть эксперты, способные видеть и предугадывать тренды рынка, которые могут повлиять на отрасль.
🔠 Поделитесь с людьми ответами, которые они регулярно ищут.

🔠 Шаг третий.
Оформите свою экспертизу в удобный для восприятия формат — чек-листы, инструкции, вебинары, статьи для блога на сайте, материалы для СМИ (авторские колонки, исследования, комментарии).
Здесь самое главное — отталкиваться от своей аудитории, от того, что её волнует и беспокоит.
Не пытайтесь продать продукт через свои материалы — на этом этапе вам платят своим вниманием и временем за вашу экспертность. Поэтому первоочередная цель — помочь людям решить их точечные задачи практичным и применимым контентом здесь и сейчас.

🔠 Шаг четвертый.
Выясните, где ваша аудитория ищет ответы — что читает, что слушает, что смотрит, куда ходит. И идите со своей экспертизой в эти каналы.
Не продавайте и не впаривайте свой продукт, не говорите о том, какие вы крутые и невероятные. Рассказывайте истории — о своём пути, о сложностях и преградах, с которыми сталкивались. Делитесь историями о своей аудитории — проблемах, трудностях и вопросах, которые её беспокоят. И не забывайте давать ответы и решения.

🔠 Люди верят не слоганам, а историям. Они помогают увидеть себя в роли главных героев, а в вас — реального эксперта, который знает, о чём говорит. Но самое важное — аудитория начинает верить вам.


Эти шаги — тот самый минимум, который способен превратить ваш бренд в авторитетного эксперта рынка. За такими следуют не потому, что они громче всех — наоборот, потому что за ними чувствуется реальная экспертиза без лишних громких слов, слоганов и спецпредложений. И никакие рекламные кампании не способны эту веру подорвать.

🤨 А что вы чаще слышите и видите в коммуникациях брендов — экспертизу или громкие слоганы? Поделитесь в комментах 😉

👉 PRорвемся! 👈
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
6🔥64💯2
PR будущего: меньше суеты, больше смысла (продолжение)

Мы с Машей продолжаем разговор, который начали на прошлой неделе. Маша писала о том, что реклама задолбала всех буквально до колик, а я в ответ подхватил тему и написал, как бренды могут быть услышаны, не скатываясь в тупую саморекламу.

Теперь логичное продолжение. Вместе с ней мы попытались сформулировать, каким мы видим PR будущего.

Начало этого материала читайте у Маши

3. Следующий слой — комьюнити.

Это не просто подписчики или участники чата/клуба. Это люди, объединенные общими интересами, смыслом, пользой и желанием быть частью чего-то большего. Комьюнити работает, когда оно приносит пользу всем его членам. Когда человек приходит в него,  потому что там интересно, безопасно и полезно. Это уже не про продажи, а про доверие. Что хорошего и полезного вы можете дать людям? На этот вопрос, к сожалению, далеко не все могут ответить.

💬 Андрей:
“Бренд Lego фактически спасли фанаты. В 1998 г. компания объявила об убытках, продажи упали на 30%, долги выросли до $800 млн. Возродили бренд люди, создавшие комьюнити без участия бренда. Компания начала советоваться с ними при разработке новых продуктов и налаживать отношения, что в итоге помогло им выйти из кризиса”.


4. Репутация.

Она не измеряется лайками и отзывами. Цифровые накрутки, купленные комментарии и фейковые отзывы вызывают только раздражение. Настоящая репутация — это прозрачность и открытость к коммуникациям. Когда бренд не боится показывать, как работает, кто за ним стоит, как он исправляет свои ошибки и умеет шутить над собой. Когда можно написать и тебе ответят не шаблоном или ботом, а по-человечески. Когда можно задать вопрос и услышать честный ответ.

💬 Маша:
“Нетфликс делает мемы про свои же фильмы. Илон Маск продает Теслу через шутки про «режим собачки» и «пердящего единорога». S7 однажды допустил ошибки в именах получателей рассылки и прислал извинения с подписью «ваш Ы7». Юмор делает бренд ближе к людям, согласно исследованию Oracle, 91% потребителей предпочитает бренды, которые умеют шутить, но 95% маркетологов боятся это делать”.


5. И, наконец, точечность.

У нас осталось очень мало мест, где аудитория еще готова слушать. Все остальное уже битком забито рекламой. Лента ВК напоминает каталог на маркетплейсе, Телеграм-каналы в большинстве своем — витрины личных и корпоративных брендов. Instagram* и TikTok — сплошной «продающий сторис». Поэтому PR будущего — это умение находить островки доверия и аккуратное вовлечение. Быть там, где люди еще готовы разговаривать и не перегружать этот канал рекламой.

💬 Маша:
“К примеру, канал Инвитро на Пикабу — тот редкий случай, когда вместо рекламы и прямых продаж — польза, а вместо негатива к брендированному контенту - теплые комментарии от пользователей одной из самых токсичных площадок Рунета”.


💬 Андрей:
“Как это ни печально, но на мой взгляд, осталась лишь одна площадка — это закрытые и чаще всего платные сообщества. Люди заплатили за то, чтобы попасть в закрытый клуб, где получают эксклюзивный материал. И да, инфошум настолько всех достал, что люди готовы платить за эксклюзивность”.


*Принадлежит компании Meta, признанной в РФ экстремистской

👉 PRорвемся! 👈
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥7👍54😁2
Деградация B2B-контента #3: форма vs содержание

Третья серия нашего остросюжетного триллера уже в эфире — без регистрации, СМС и подписки за 1 рубль. Да-да, знаю, она выходит с опозданием. Но жизнь — не контент-завод, чтобы штамповать посты по графику 😉

В предыдущих сериях мы взглянули в глаза таких злодеев, как гонка за цифрами и отсутствие собственного мнения. Мы увидели тьму их душ, поняли, к каким последствиям может привести их безудержный шабаш и, наконец, узнали, как их остановить. Но сегодня в кадре появляется новый антигерой. Коварный, потому что он обладает навыками маскировки на самом высшем уровне.


Прежде, чем он откроет свой лик, представим CEO, который видит, как конкуренты запускают подкасты, вебинары, геймификацию и другие активности. Страх оказаться позади и желание всех обогнать порождает решение: нужно срочно запускать новые форматы.

Казалось бы, вполне закономерный вывод. Но не всё так просто. Именно в этот момент и вступает в игру наш антигерой — злодей под номером 3погоня за форматами.

💀 Этот монстр будет стремительно пожирать ресурсы — вы даже не заметите, как вместо заряженной команды с горящими глазами вы получите демотивированных и выгоревших сотрудников, а результаты их работы будут околонулевыми.

🔠 Формат — это оболочка. Это бокал для вина, если хотите. И каким бы изысканным он не был, настоящую ценность имеет его содержимое. Дорогой хрусталь не спасёт, если его наполнить кислым порошковым пойлом из Забулдыжной. Вы получите головную боль, страстные объятия с керамическим другом или даже госпитализацию с пищевым отравлением.

🔠 Решение здесь очень простое. Сначала — содержание, а уже потом — форма.

🔠 А теперь пойдём по шагам. Перед тем, как освоить новые форматы, решите must have задачки:

🔠 Спросите себя — а что вы будете говорить? В чем ваша экспертиза? А она отвечает на вопросы, которые волнуют аудиторию?

🔠 Какую мысль и ключевое сообщение вы хотите донести? Работает ли эта единица контента на ваши PR-задачи и приближает ли к бизнес-целям?

🔠 Узнайте, где и в каком виде ваша аудитория привыкла потреблять такой контент? Вы уверены, что она смотрит и слушает подкасты? Она точно посещает вебинары? Читает ли длинные аналитические и экспертные статьи на эту тему?

🔠 И только после того, как вы получили твёрдые и чёткие ответы, основанные на оцифрованных данных, исследованиях и кастдевах, упаковывайте контент в конкретный формат.

🔠 У вас сложный продукт и вам нужно объяснить механизм его работы?
Сделайте серию видеороликов или подробную статью со схемами, инфографикой, скриншотами и качественными фотографиями.

🔠 Нужно разобрать кейс и рассказать о нюансах?
Запустите подкаст или вебинар совместно с клиентом.

🔠 Нужно дать короткую и применимую инструкцию?
Напишите ёмкий пост в Telegram и добавьте к нему pdf-файл для скачивания.

И так далее.

Но независимо от формата и содержания, помните главное — нужно отталкиваться от своей аудитории.

🔠 В итоге мы можем превратить нашего антигероя в надёжного союзника. Как?

🔠 Идите с конца. Какую бизнес-цель вы решаете? Этот контент приближает вас к ней? Должна быть взаимосвязь.

🔠 Главное — это ваша экспертиза, которая даёт ОТВЕТ на вопрос аудитории. Найдите и отшлифуйте её. А потом уже выбирайте сосуд, в котором его подать. Часто бывает так, что самый лучший формат — тот, который вы уже умеете использовать или используете лучше других. Его просто нужно докрутить.

🔠 Проведите зачистку ненужных форматов. Избавьтесь от тех, которые забирают ресурсы и никак не решают ваши задачи. Аудитория только скажет спасибо.

Выбирая форматы осознанно и с умом, опираясь на людей и то, что их волнует на самом деле, вы вкладываетесь в фундаментальные и нерушимые вещи. Контент может быть доставлен и преподнесен в чем угодно, если внутри есть решение конкретной проблемы и ответ на конкретный вопрос аудитории.

💡 По традиции — комментарии открыты для ваших мнений, вопросов и возражений, буду рад обсудить 😉

👉 PRорвемся! 👈
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥643❤‍🔥1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Очередное и очень наглядное напоминание, в каком сумасшедшем водовороте информации ежесекундно живёт мозг каждого из нас.

Вы по-прежнему думаете, что можете пробиться сквозь ЭТО своими рекламными предложениями и быть услышанными?

👉 PRорвемся! 👈
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥63😱1
Чего, б🤬🤬🤬?

Прежде, чем откроете картинку, налейте себе сразу стакан коньяка — по-другому понять, что означает этот инополанетный язык, обычному человеку невозможно.

Мне хочется задать вопрос авторам таких вот текстов (и тем, кто их согласовывает) — с вами всё в порядке? Вы как себя чувствуете, нормально? А вот читатели ваших шедевров — не очень. Они после этого становятся потенциальными клиентами психиатрических клиник.

И ладно, если бы это был единичный случай. Такие истории происходит повсеместно и регулярно — особенно в государственных и окологосударственных компаниях и структурах. Сколько лет на разных уровнях говорится о том, что нужно быть проще, говорить с аудиторией на одном языке, быть ближе к людям. Но зачем?

Выражу свое личное мнение — создателей таких текстов (и особенно тех, кто это утверждает) нужно наказывать как врагов народа, потому что это — намеренная диверсия. Иначе я это назвать не могу.

Вы никогда не будете ближе к людям, а люди никогда не будут доверять вам, если они вас не понимают. И неважно — рабочий с завода вас слушает или топ-менеджер корпорации. Каждому из них хочется простоты и комфорта. Сложностей им и без вас хватает.

А с какими самыми дикими инопланетными цитатами вы сталкивались? Поделитесь в комментариях 👇

👉 PRорвемся! 👈
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🤣7🙈4😢2🤨1🤪1🗿1