Fresh Product Manager – Telegram
Fresh Product Manager
20.1K subscribers
48 photos
4 videos
3 files
1.03K links
Заметки, продуктовые инсайты, кейсы, обмен экспертизой от Сергея Колоскова. Консультирую по продуктам, процессам, командам, преподаю и провожу воркшопы. Связь - @SKoloskov. Сайт - https://koloskoveducation.tilda.ws/ Реестр РКН https://clck.ru/3G5nL5
Download Telegram
Продактпроджект-менеджер. Советы самому себе (Часть 1)


1. Как уместить дизайн в спринт

Разработчик не может оценить фичу, пока не увидит дизайн. Поэтому рисуйте дизайн на спринт вперед. Если сейчас у вас 3 спринт, продуктовая команда готовит стори для спринта 4. Одновременно с этим, дизайнер отрисовывает интерфейсы для спринта 5. В таком варианте, в 4ом у вас уже есть утвержденный дизайн. Варьируйте люфт по времени "дизайн-разработка" в зависимости от скорости аппрува дизайна заказчиком.
Что нужно еще пробовать:
- совместить аналитику и дизайн в один спринт, как совмещаете тестирование и разработку;
- сократить длительность спринтов;
- релизиться как можно чаще;
Иногда аппрув дизайна не является частью процесса, например в продуктовых компаниях. Тогда можно делать его в том же спринте, что и разработку. Это сложно, но некоторым удается. Последние делятся секретом успеха: прорабатывайте стори до начала спринта, например, с помощью прототипов. Дизайнеры и разработчики должны иметь общее видение о том, как будет выглядеть дизайн.

2.Что делать, если команда не вкладывается в оценки

Давать точные оценки и попадать в них - сложно. Но чтобы было проще, можно пробовать:
-вылет в 20-30% считается допустимой нормой, его стоит закладывать в начальную оценку.
- детализировать требования. Чем четче сформулирована задача, тем точнее оценка;
- дробить фичи мельче. Оптимально на 1-4 дня работы;
- разбивать фичи на задачи (декомпозиция). Выделяйте таски на бекенд, фронтенд, тестирование и т.д.
- делать прототипы на сложные фичи;
- закладывать средний вылет в будущие оценки;
- трекать успеваемость (оценка vs фактические затраты) по каждому члену команды. Доносить на 1-1 митингах;
-проводить ретро

Про это и не только я смогу узнать 22 августа на практическом онлайн-интенсиве образовательной экосистемы GeekBrains от Mail.ru Group.
Всего за один интенсив получится:
▪️пройти 4 стадии жизни проекта и сбора команды;
▪️узнать, как работать с удаленными командами и строить диаграмму Ганта, чтобы эффективно реализовывать проекты;
▪️как обосновывать сроки через деньги заказчику.
Станьте джедаем в менеджменте проектов — https://geekbrains.ru/link/Xxa7oH
Продактпроджект-менеджер. Советы самому себе (Часть 2)


Фундаментальный и, пожалуй, главный навык проджект-менеджера - коммуникации. Не получится заменеджить проект, не умея договариваться.
Настроить проектную зону, сделать доску для мозговых штурмов или сделать понятный репорт сможет любой, кто умеет гуглить и перенимать опыт.
А вот объяснить разработчику, в чём он неправ (при этом мотивировать поменяться) - важнее и сложнее. Есть очень интересная статья про 14 типов менеджеров, которые бесят разработчиков.
Прокачаться в коммуникациях нереально сложно, особенно с интровертным бекграундом. Хорошая новость в том, что некоторым это удается. Универсального рецепта, конечно, не существует. Постарайтесь брать на себя инициативу, стараться управлять не микроменеджментом, а демонстрациями возможностей, находить в коллегах хорошее и продуктивное.

Самые интересные книги, которые я могу порекомендовать по коммуникациям для продактов, это:
1. Трудные диалоги: Что и как говорить, когда ставки высоки. (Гренни, Макмиллан)
2. Как пасти котов (Рейнвотер)

Также, делюсь еще двумя ссылками:
- Чек-лист для создания scrum-проектов (для каждого типа он свой), по которому проходит аудит: https://telegra.ph/Scrum-project-audit-checklist-03-10
-В Otus, где я преподаю для начинающих продакт-менеджеров, открывается набор на очень интересный курс Agile Project Manager - https://otus.pw/srrn/, где можно точно научиться выстраивать работу по Scrum, Kanban и Waterfall, управлять рисками, работать с командой и стейкхолдерами и закрывать задачи вовремя.
Две точки зрения на метрики нетворкинга

Контакты на работе и мероприятиях, друзья в соцсетях, форумы - все это основа современного нетворкинга. Что с этим со всем делать? Решать вопросы, давать и брать. Многие из нас ловили себя на мысли, что в очередной раз раздали визитки и сходили на бесполезное мероприятие. Но что если для ощущения пользы нам просто не хватает метрик и аналитики от этого события. Сегодня подумали о метриках нетворкинга с экспертом по международному нетворкингу Пашей Хегаем (автором https://news.1rj.ru/str/SFPavel)

Как видит метрики продакт-менеджер: в нетворкинге есть 2 формата: когда отдаешь и когда берешь.

Ключевая метрика для формата “Бери”:
1. Процент решенных вопросов / Количество решенных вопросов за счет нетворкинга за 1 день с момента возникновения проблемы. 1 день можно изменять по себя.

Сопутствующие метрики:
2.Среднее время на решение вопроса
3.Общее количество контактов, за счет которых получилось решить вопрос за 1 день
4.Доля контактов, с которыми есть планы поддерживать и развивать контакт
5.Количество откликов на запрос (например, в ленте Facebook)

Ключевая метрика для формата “Давай” (также дублируются с “Бери”, потому что из “Давай” может быть переход в формат помощи “Бери”)
1.Процент вопросов, которые ты можешь решить из тех, с которыми к тебе обращаются, за 1 день

Сопутствующие метрики:
2.Общее количество обращений к тебе (в которых получилось решить вопрос за 1 день)
3.Среднее время, за которое находится решение
4.Доля контактов, которые поддерживают и развивают контакт с вами
5.Количество ваших откликов на запросы (например, в ленте Facebook)


Как видит метрики эксперт по нетворкингу: основной метрикой нетворка для меня, особенно эмоционального, о котором я много пишу - является количество людей, которым я помог.
И перевалив отметку в 4000+ я выделил некоторые закономерности:

1. После 1000+, я начал намного лучше разбираться в людях, все типологии личности (типо MBTI) уже стали мастерством, которое я даже не осознаю. Во многом это произошло за счет проведения 500+ собеседований, когда наш стартап рос

2. После 2000+, в моем окружении появились люди практически по любому вопросу. Основная ценность, которую я даю своему окружению - это доступ к моей референтной группе, в которой можно найти ответ практически на любой вопрос и порой даже несколько раз

3. После 3000+ начали происходить чудеса, репутация стала работать на саму себя. Крутые ребята, инвесторы, топ-менеджеры стали сами добавляться ко мне в друзья и находить выход для общения со мной, кто-то из них даже приходит посоветоваться, но зачастую также за выходом на людей из моей референтной группы

4. После 4000+ вокруг меня появилось сообщество (heg.ai), при этом произошло это достаточно органически и за счет того, что люди в моем окружении стали уже знакомиться без моего участия, эти горизонтальные связи послужили причиной создания сообщества, которое уже живет своей жизни и без моего активного участия наращивает мой социальный капитал

5. Я подхожу к 5000+ контактам (в этом году перевалю) и кажется в этот момент вокруг сообщества появится продукт, по нетворкингу, который позволит людям не только в моей референтной группе находить друг друга и общаться в том же самом, эмоционально позитивном формате, как сейчас это происходит в нашем сообществе.
Методика освоения новых знаний ADASTRA для продактов

Основа методики
— Группа из замотивированных что-то узнать новое, которая двигается в ежедневном режиме. Все дают обратную связь всем. Каждый получает огромную насмотренность. Чем больше людей - тем лучше.
— Ежедневные (!) задания с примерами. Задания, примеры и действия — основа. Теория — справочные материалы.

Основные принципы ADASTRA

Act Daily. Ежедневно предпринимать действия. Неважно — результат будет положительный или отрицательный. Из результата каждого действия можно сделать вывод или зафиксировать профит. Действия, а не уроки — это основа всему. Учиться надо тому, что делаешь, а не откладывать действия до того, как научишься. Ежедневность — единственный способ приучиться действовать. Всегда будет либо опыт, либо успех.

As Student and Teacher. Вы ничему не научитесь, если будете только учиться. Самый лучший способ научиться чему-то — учить этому других. Только так вы сможете учиться на чужих ошибках и глубже разбираться в том, что вы не можете по-человечески объяснить другим. Тут и страх опозориться, и адреналин, и выход из зоны комфорта, и борьба с синдромом самозванца. Попеременно выступать в роли ученика и учителя — способ научиться в разы быстрее и глубже, чем быть только учеником.

Retractions Accepted. Обучение — это последовательный процесс. На каждом новом шаге обучения вы можете осознать, что раньше вы что-то не понимали. Это отличный повод вернуться назад и переделать это по-новому. Сделать и переделать — значит, глубоко понять. Нельзя сразу научиться всему.

По этой методологии работает бесплатная программа акселерации продакт-менеджеров от Product University (оплата после трудоустройства). Мы в Otus также запускаем 4-й поток курса для продактов в октябре, но если хотите прокачаться уже в сентябре, идите к Аркадию Морейнису и Алексею Черняку. Будет интенсивно, тяжело, но эффективно.
Регистрация и подробности по ссылке - https://bit.ly/3gCthfG
Учитесь, делая.
Солянка материалов от друзей из Product Mindset

1.Как ЦИАН запускал b2b-сервис «Сотрудники»

У b2b-пользователей ЦИАН: например, есть аккаунт агентства, с которого размещено 3000 объявлений от 500 риелторов. Работают они по-разному: кто-то хорошо, кто-то плохо, а кто-то размещает не очень хороший контент или невежливо общается с клиентами. Если мы узнаем о таком, сначала предупреждаем, а потом блокируем аккаунт. Изначально разделения на пользователей в аккаунте не было, поэтому мы блокировали сразу все агентство.
Эта боль бросалась в глаза — ее нужно было закрывать в первую очередь. Поэтому мы запустили сервис «Сотрудники» — это мультиаккаунты для агентств, в которых каждый риэлтор может завести собственный аккаунт и отвечать только за свои объявления. Если риелтор нарушает правила сервиса, мы блокируем его, а не агентство. Еще этот сервис позволяет отслеживать метрики и показатели эффективности агентов, сравнивать их в перспективе.
MVP «Сотрудников» продвигали через email-рассылки, пуши и отдел продаж. Казалось, мы донесли информацию до аудитории, но сервисом пользовались около 1% агентств. Мы провели количественный опрос, собрали 1200 ответов и разложили ожидания клиентов по методу Кано. Когда мы разделили ответы по группам (исходя из размеров агентств), то заметили интересную особенность. У крупных/средних и маленьких агентств была противоположная оценка одних и тех же фич.
Маленькие агентства назвали нежелательными и привлекательными фичами те, которые не совпадали с большими агентствами.
В этой ситуации надо понять, что на двух стульях вы усидеть не сможете — придется сегментировать пользователей и для каждого сегмента делать свой MVP со своим набором функций.
Мы перезапустили сервис, точнее, две версии сервиса, с учетом новых данных и клиенты стали его использовать. Отличие в наборах функций для аккаунтов крупных и мелких агентств.
Источник - https://news.1rj.ru/str/ProductMindset/340

2. Кто такой продуктовый маркетолог?

Менеджер маркетинга продукта отвечает за стратегию вывода продукта на рынок. Его задача — снимать барьеры между продуктом и целевой аудиторией: помогать маркетинговой команде правильно коммуницировать ценность продукта в рекламных кампаниях, сейлзовой команде — лучше понимать боли клиентов и предлагать релевантные решения, продуктовой команде — получать обратную связь от рынка и повышать первичные конверсии и adoption. Цель менеджера маркетинга продукта — сфокусировать работу маркетинговой и сейлзовой команды вокруг продуктового роадмапа.
Например, Вы — менеджер маркетинга продукта в b2b-компании, которая продает чат-ботов. Вы смотрите в продуктовый роадмап и видите, что через месяц в продукте появится возможность связывать чат-ботов и почтовые рассылки.
Как хороший PMM, вы почти наверняка сделаете несколько вещей:
1. Вместе с маркетинговой командой разработаете новое позиционирование, которое упростит продажи продукта целевой аудитории — его будут использовать в рекламных кампаниях, текстах на сайте, презентациях и коммуникациях сейлзов.
2. Убедитесь, что сейлз-команда понимает, как продавать новую версию продукта — проведете тренинг, чтобы донести ценность новой фичи; объясните, каким сегментам пользователей новая фича нужна сильнее всего; расскажете про возможные возражения и способы их отработать.
3. Подготовите коммуникацию, которая повысит adoption новой фичи: отправите письма текущим пользователям, настроите для них релевантную персонализацию на сайте, подключите ретаргетинг, чтобы с помощью новой фичи реактивировать старых клиентов.
Источник - https://news.1rj.ru/str/ProductMindset/337

3. Интересные выступления и статьи (лучше сохранить в закладки)
- Профессиональные ориентиры продуктовой компетенции. Как понять и нанять того, кто нужен вашей команде. Любовь Карпова, Яндекс, Head of Yandex.Tracker.
- Коммуникация с разработкой: как выпускать сложные портфели, мотивировать разработчиков и делать так, чтобы они любили ваши задачи. Ксения Аполонская, Headhunter, менеджер продукта.
- Jobs-to-be-done: теория и практика. Дмитрий Капаев и Артём Жиганов, Useful, сооснователи.
5 А/В-тестов по неожиданности инсайтов и росту метрик

Специально для друзей из Epic Growth Channel подготовил пост о 5 А/В-тестов из своей практики, которые дали неожиданные инсайты и рост метрик. Первые три можно прочитать тут - https://news.1rj.ru/str/epicgrowth/544.
И вот ещё 2 только для читателей канала @FreshProductgo
4.Траст-фактор про оригинальность и наличие официальной гарантии на проверенных селлерах повысит продажи в электронике
Гипотеза: официальная поставка и гарантия вырастит продажи электроники в онлайн-магазине
Результаты: рост 8+% по выручке.
Интерпретация и как было на самом деле: информация помогла для привлечения тех, кто сомневался в происхождении техники в интернет-магазине. Продажи известных и дорогих брендов выросли особенно хорошо.

5.Реферальная программа на некупленных товарах (книгах) сработала лучше, чем на купленных и ранее прочитанных
Гипотеза: реферальная программа ранее работала только на купленных книгах, а раскатка программы на некупленные товары увеличит охват и тем самым увеличит продажи.
Результаты: продажи выросли на 10+%, но не совсем за счет реферальной программы.
Интерпретация и как было на самом деле: часть по старой привычке, часть по неопытности пользователи покупали товар, чтобы поучаствовать в реферальной программе. Охват знающих о рефералке вырос на 60+%.

Обсудить тесты можно в чате канала. Если Вам нужны консультации по проведению А/В-тестов или по другим вопросам по продакт менеджменту, можно писать автору канала @SKoloskov.
Всем роста главных продуктовых метрик!
Дашборд на миллион

Подумали совместно с каналом Клуб анонимных аналитиков, из чего 100%-но должен состоять классический дашборд, который смотрят CEO и CPO продукта вне зависимости специфики продукта.

Что нужно для пульса бизнеса?

- Самые главные показатели - маржа (доход - расход) и ROI (доход / расход). Видим цифровые показатели за выбранный период времени, график динамики маржи.
- Важные KPI: цена лида и оплаты, и конверсия в лид (показывает эффективность связки маркетинг + лендинг) и в оплату
- Далее таблица с маржой и ROI по продуктам.
- Диаграммы Спидометры - достижение плана по Продажам и Расходам. Один из важных моментов - отображено значение “Должно быть сегодня, чтобы к концу месяца план был выполнен”
- Продажи и расходы в динамике - так можно увидеть пики и провалы и проанализировать причины
- “Каналы продаж”, которая позволяет оценивать эффективность рекламных каналов. В строках - рекламные каналы, а в столбцах:
объем продаж и расходов,
количество лидов, стоимость лида, конверсия в лид; количество оплат, стоимость оплаты, конверсия в оплату.

Что нужно для пульса продукта?

- Самый главный показатель - метрика роста (метрика “полярной звезды”) (что больше всего влияет на главный бизнес-показатель (маржа, ROI, GMV). Подробнее с примерами тут - https://news.1rj.ru/str/FreshProductGo/57
- Пирамида метрик, из которых складывается метрика роста
- Воронки метрик всех цифр, которые входят в пирамиду метрик для поиска узких мест в продукте с точки зрения экономики (активации, удержание, оплата, рекомендация с конверсиями на всех этапах)
- Метрики, показывающие динамику ключевых Aha-моментов в продукте (всего, что доставляет в продукте счастье пользователя, возвращаемость)
- Динамика прироста и оттока из продукта (DAU/MAU в том числе)
- Когорты и сегменты пользователей (как в динамике меняется А-сегмент и прочие другие)


Интерактивную версию дашборда для пульса бизнеса можете “потрогать руками” по ссылке (открывайте с десктопа, так как версия не заточена под смартфон). Данные на дашборде обезличены.
Полезная статья в тему тут.
Обсудить тему можно в чате канала. Если Вам нужны консультации по продуктовой аналитике, можно писать автору канала @SKoloskov.
Всем роста главных продуктовых метрик!
Как трансформируются продукты в кризис

Совместно с каналом Product Backlog проанализировали 7 продуктовых сфер: как на них повлияла пандемия.

Путешествия
При закрытых границах туризм страдает в первую очередь. Показатель падения составил 60%. Бизнес сократил 25% персонала и перешёл на чат-боты. Набирает популярности внутренний туризм, виртуальные туры, сервисы случайных путешествий. Комиссий для владельцев и туроператоров уменьшаются, чтобы помочь остаться на плаву. В тренде становится “деловой туризм” – поездки с понятным бизнес-результатом.

Видеоигры
Индустрия видеоигр показала рост на 135%. Начали покупать игры те, кто раньше этого не делал. Игроки стали тратить на 48% больше времени на игры и на 34% больше денег на внутриигровые покупки. Набирают популярность казуальные и инди игры без явных целей, визуальные новеллы, лёгкие медитативные игры. AR/VR дал возможность попробовать, что такое альтернатива реальной жизни

Финансы
Финансовые сервисы выросли на 80% и стали третьим по популярности в мире. Причина – безналичная оплата труда и начисления финансовых выплат. Особенно востребованы услуги онлайн-кредитования. Волатильность рынка и доступность инструментов привела к росту интереса к инвестиционным проектам. Набирают популярность чат-боты. Но наблюдается снижение активности в приложениях для корпоративного банкинга.

Образование
1,2 миллиарда детей в 186 странах пострадали от закрытия школ из-за пандемии. Поэтому инструменты видеоконференцсвязи и софт для онлайн-обучения получили невиданный до этого рост. Онлайн требует на 40-60% меньше времени на обучение, чем офлайн, потому что студенты учатся в собственном темпе и имеют возможность пропускать, перечитывать. Геймификация добавила вовлеченности и повысила мотивацию к учёбе.

Спорт и фитнес
Загрузки приложений для здоровья и фитнеса выросли на 47%. Было загружено 656 миллионов приложений. В России доходность с начала пандемии выросла на 280%. Большинство людей, которые регулярно занимаются спортом, планируют продолжать тренировки дома даже после того, как тренажёрные залы начнут работать в обычном режиме. Преимущества занятий дома: удобство и доступность. Неважно в чём ты одет или как выглядишь во время занятий, нет затрат на дорогу до зала, нет нужды покупать дорогой абонемент.

Шопинг
Доходы с онлайн продаж у ритейлеров в США выросли на 30%. Ожидается, что количество пользователей приложений для доставки еды в этом году вырастет на 25%. Бесплатная доставка, доступность и цена – три фактора, способствующих покупкам в онлайне. В Великобритании 62% покупателей начали покупать продукты тех брендов, которые до этого не покупали, а каждый пятый британский потребитель подписался на услугу доставки продуктов на дом.

Соцсети
Люди стали использовать социальные сети на 23% больше. Время затрачиваемое на мессенджеры выросло в среднем на 4 минуты в день, а на соцсети на 7 минут. С ростом социального дистанцирования люди ищут новые способы социализации и общения. Это дало импульс приложениям, которые раньше были не так известны, например Google Duo и Houseparty. Они позволяют группам друзей присоединяться к одному видеочату и вместе общаться и играть. Рост: Google Duo – 14%, Houseparty – 80%
Продакт-блиц с Андреем Менде


На канале Fresh Product Manager запускаем новую рубрику - #продактблиц, где будем публиковать короткие интервью с крутыми продакт-менеджерами и owner'ами.

Стартуем с интервью с Product Owner Booking.com Andrew Mende:

Назови ключевые отличия работы продуктом в Букинг и Яндекс: кросс-страна против моно-страны?
Работая над фичей в букинг, где отличия культур и рынков супер-актуальны (как дедушка-китаец выбирает отель в Париже? проще абстрагироваться и не примерять на себя. Нормальная ситуация, что фича очень неравномерно зайдет на разных рынках.

Что делает и будет делать ML в Букинг?
Персонализация. Механизм позволяющий подобрать те механизмы, параметры, ценности, которые релевантны именно для для этого человека на основе того, что мы о нем знаем.

Где продакту искать вдохновение?
Вдохновение — где угодно. В личном опыте, в беседах с пользователями (формализованных и совершенно случайных), в данных. А вот валидацию — только в данных и экспериментах.

Какие главные тренды в профессии в Букинг ты видишь?
Умение правильно дизайнить эксперименты. Умение быть не мини-CEO, а мини venture capitalist (потому что вложение ресурсов в гипотезы больше похоже на микро-стартапы, чем на управление операционкой: одна из ста стреляет на 10x)

Назови самую успешную фичу, которую запустил
Улучшение методики экспериментирования с поисковой выдачей, которое позволяет гораздо быстрее проверять что новая выдача лучше текущей. Увеличение скорости получения результатов — это абсолютное благо.

Приходите 22 сентября на бесплатное занятие от Андрея и Нетологии «Продуктовый аналитик: что делает и зачем нужен бизнесу», на котором узнаете: какие инструменты подойдут под конкретные боли бизнеса и рассмотрите примеры практик в продуктовой аналитике и решите пару задач.
Бесплатная регистрация → http://netolo.gy/fP2
Как рассчитывать LTV для когортного анализа

Самой главной метрикой когортного анализа является ценность клиента (LTV, Lifetime value). LTV — это выраженная в деньгах ценность, которую вам приносит средний клиент.

1) Самый простой (и самый неточный) метод подсчета LTV — взять срок жизни и умножить на средний чек (то есть LTV = Lifetime x ARPU). В этом подходе мы делаем сильные неявные предположения, что все клиенты одинаковые и ведут себя как их среднее и что средний чек сохраняется со временем. Кроме того, еще одно предположение — что мы правильно подсчитали срок жизни путем деления единицы на отток (отток постоянен), что никогда не соответствует действительности.

2) Более честный способ расчета этих метрик базируется на том, что вы должны каким-то образом спрогнозировать динамику каждой вашей когорты от текущего состояния и до отдаленного будущего. Скорее всего не будет ни одной полной когорты: из тысячи человек наверняка через 1–2 года останутся 300–500, и эти оставшиеся, скорее всего, будут более лояльны вашему продукту (раз они остались), чем те, кто убежал в первый месяц. То есть показатель оттока — это величина, изменяющаяся со временем. А более «молодые» когорты будут и того короче. И для того, чтобы понять, сколько же денег принесет вам конкретная когорта в следующие 2–3 года, вам нужно будет как-то экстраполировать данные, но это уже другая история.

Кстати, освоить знания по аналитике и не только можно на курсе «Рroduct-менеджер» от SkillFactory, где за 3 месяца вы сможете пройти все этапы по разработке жизнеспособного продукта, получить и усовершенствовать профессиональные навыки и умения.
Успейте записаться на курс: https://clc.am/nogztA
Как экономить на ликвидации плохих гипотез?

Как показывает практика, более 90% гипотез можно проверить бюджетными способами без привлечения дополнительных рук. О самых бюджетных методах быстрой проверки гипотез порассуждали с Романом Катеринчиком (IT-предпринимателем и автором ТГ-канала).

Проблемное интервью
Прежде чем написать хотя бы одну строчку кода - пообщайтесь со своими потенциальными клиентами. Задайте им открытые вопросы на предмет существующих “болей” и опыта решения их в той сфере, которую планирует покрывать ваш продукт.
Важно помнить, что люди не всегда будут с первого раза идти на диалог. Поэтому не стесняйтесь писать им 2-3 раза. Подробно о том, как работать с отказами и проявлять настойчивость можно прочитать тут. Закрытые вопросы задаются только для уточнений и сегментации пользователя.Многие отрицают метод Customer Discovery, ссылаясь на фразу Генри Форда “Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь”. Но на самом деле, что делать с выявленными проблемами вашей ЦА, решать только вам. Просят более быструю лошадь - это не значит воспринимать буквально и ставить на лошадь турбоускоритель. Это значит, что есть почва для размышлений, и можно предложить инновационную технологию, которая и станет этой самой быстрой лошадью - автомобилем. По CustDev можно также воспользоваться скриптом “под ключ” - https://news.1rj.ru/str/FreshProductGo/54 и как найти платящих клиентов - https://news.1rj.ru/str/FreshProductGo/83.

Решенческое интервью
Только для тех гипотез, у которых отклик у определенного сегмента в соотношении не ниже “7 из 8”, целесообразно продумывать решение. Для проведения решенческого интервью - тестирования на пользователе решений для устранения подтвержденных проблем - можно сделать макеты в Figma, Zero-code решение в Notion и прочее, что пока без привлечения команды разработки. На этом интервью нужно еще раз подтвердить проблемы (Вопрос - решите проблему с помощью решения), протестировать поэкранно сценарий закрытия проблемы и получить на него обратную связь (и UI, и UX. Вопрос - все ли было понятно в решении), спросить заветный вопрос “готовы ли прямо сейчас купить?”. Также про проверку комплектности решения можно почитать тут - https://news.1rj.ru/str/FreshProductGo/70
Пример прототипа для интервью тут.

Запуск лендинга
Проверить, будет ли спрос на ваш продукт, можно даже без готового MVP, а с помощью лэндинга.
Механика проста:
1. Собираете лэнд на Тильде или любом другом конструкторе, который позволяет сделать просто и красиво одновременно.
2. Размещаете информацию о продукте, можно показать визуализацию решения - главное заинтересовать потенциального клиента.
3. Предлагаете записаться в очередь на бета-тестирование продукта, или вступить в ряды первой сотни, кто получит доступ к продукту.
4. С помощью лид-формы собираете контакты.
5. А приводите людей на сайт с помощью контекстной и таргетированной рекламы. Бюджет на маркетинг здесь не будет высоким, зато знания вы получите бесценные. Пример лэндинга для валидации гипотезы.
Подробнее о том, почему запускать сайт нужно еще до выхода MVP продукта читайте тут.

Количественные исследования
Опросы, продуктовая аналитика, wordstat - основные инструменты тут. Надо понимать, что они работают для проверки рынка, когда уже знаем, что тот или иной сценарий существует.
Опросы лучше использовать именно с точки зрения проверки количества сценариев: вопрос - это формулировка проблемы, ответы - варианты решений. Эти цифры можно использовать для показателя “Охват” в фреймворке приоритизации гипотез (например, RICE). Те сценарии, что набрали мало ответов, с точки зрения продукта не нужны.
Wordstat и co может помочь не только с запросами для продвижения продукта.
Пример. Кстати, про вордстат и не только стартует хороший курс для интернет-маркетологов.
Без проведенной валидации гипотезы можно погрузиться в разработку ненужного рынку продукта. И здесь уже будет сложнее поставить на стоп процессы и отказаться от того, чтобы тащить чемодан без ручки. Если вам нужна консультация по быстрой проверке гипотезы, можно написать автору канала @SKoloskov или обсудить в чате канала.
Какие бывают MVP?

MVP должен содержать функции, жизненно необходимые для решения выбранной вами проблемы: отрабатывать ЦЕННОСТИ.
То есть, сначала пользу пользователя, потом экономика.
В нем не нужны именно лишние, дополнительные опции, пользовательский опыт при этом не должен (сильно) пострадать: должен быть МИНИМУМ УСИЛИЙ.
И нужен между качеством и количеством: в каком-то случае важнее крутой UX, благодаря которому люди захотят использовать ваш продукт: должен быть МАКСИМУМ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ.

В связи с этим и появились такие виды:

-MVP Флинстоуна — создание видимости полностью функционирующего продукта. Часть основных функций (а может быть и все) вы можете выполнять вручную. Главное, чтобы ваш пользователь об этом не догадывался и получал качественный сервис.
-Консьерж MVP похож на предыдущий вариант тем, что сервис здесь так же предоставляется вручную. С той разницей, что это происходит в открытую и пользователь это осознает. То есть вы начинаете вручную обслуживать своих первых клиентов и в процессе общения с ними понимаете, как вам правильнее развивать продукт.
-Сборное MVP. В этом случае вы собираете продукт по кусочкам из уже существующих решений: Google таблица вместо базы данных, простейший сайт на Tilda и так далее. И уже потом итеративно переходите к полноценному решению.
-“Sell it before you build it” — предлагает вам продавать еще не рабочие функции вашего продукта. В этом случае при попытке пользователя купить что-то, что вы еще не произвели, вы предлагаете ему оставить е-мейл, дождаться вашего запуска.

Делать 20% усилий и получать 80% результата - одна из ключевых задач продакт-менеджера. О всех других задачах и их решениям расскажет Андрей Менде на открытом занятии “Роль продакт-менеджера в команде” от Otus. Приходите и прокачивайтесь!
Дайджест событий от меня

1) На хабре вышли 2 мои статьи:
- про No-code - https://habr.com/ru/company/otus/blog/521234/
- и про поиск А-сегмента продукта - https://habr.com/ru/company/otus/blog/522286/

Буду рад комментариям и прочтениям.
Кстати, про быстрое создание продуктов без кода уже скоро стартует курс от Академия #Безкода ВШЭ - https://nocode.hseinc.ru/academy, записывайтесь, рекомендую.

2) Для коллег из Дизайн-центра Apollo буду везти 21го ноября воркшоп по Customer Development - https://www.apollo-design.center/events-all/event/customer-development Если хотите принять участие, можно оплатить тут.
Как эффективно построить коммуникацию В2В-продавца и продакта по фиче

Работа продактом в В2В продукте - это не просто шпагат “Заработать денег или Повысить NPS пользователей”, но и вызов не стать отделом разработки для платящих клиентов. Важно делать именно то, что станет полезным для всех платящих и принесет новых клиентов. И в этом беклоге, помимо продуктовой аналитики, особенно помогают продавцы продукта. Они приносят запросы на фичи продактам, за которые могут заплатить клиенты.
Вот пара советов, как можно эту работу оптимизировать и сделать полезной:

1) Нужно собирать запросы в кластеры сценариев и объединять в рамках фичи, чтобы ряд запросов можно было решить разом. И чтобы ROI разработки устраивал. Весь беклог сортируется по самой выгодной задачи. Идеально - если из функциональных задач получается перейти к эволюционным.

2) Или просто собирать заинтересованных в одной определенной фиче, за которую готовы будут заплатить / с которой готовы будут купить продукт. Но этот случай более редкий, потому что бизнес-заказчики разные и негибкие.

3) Заведите простую системку для сбора всех запросов от продавцов: почтовый ящик с автоматическим заведением тикета на продакта - один из самых эффективных и незатратных способов. Это сократит общие коммуникации с продажниками. В тикете можно построить коммуникацию как для уточнения требований с продавцом, так и для оценки трудозатрат и стоимости разработки с тимлидом. Тикеты можно группировать в эпики.

4) Лучше общаться по тексту в тикете, чтобы можно было сэкономить общее время работы и какие-то вопросы и ответы просто копировать потом в переписки с заказчиком.
Каждый продавец замотивирован продать больше и дороже. Поэтому продавцу можно дать информацию о других популярных запросах, которые можно также попробовать оценить. Можно также дать доступ к кластерам тикетов.

5) Если запрос не бьется по экономике, можно предложить консалтинг по самостоятельной допилке решения силами заказчика или придумать какое-то другое решение без доработки продукта.

Кстати, спешу порекомендовать отличный канал о тонкостях работы в В2В продажах и продуктах - https://news.1rj.ru/str/Salesnotes и его заметки.
Как выглядит гипотеза, в которой вы приняли желаемое за действительное?

Проверенная гипотеза – это больше, чем просто слова: она считается проверенной, когда клиент заплатил деньги, сделал предварительный заказ, вложил свое время или социальный капитал. Но как быть с гипотезой, которая не подтверждена до конца?

В проверенной гипотезе присутствуют следующие компоненты:
- Клиент подтверждает, что проблема есть.
- Клиент не подходит к этой проблеме с позиции «такова жизнь» или «это мне неподвластно».
- Клиент уже вкладывает ресурсы (время, деньги, кривую обучения) в попытки
решить проблему.
- Клиент меняет свое поведение для решения проблемы.
- У клиента нет ограничений, чтобы воспользоваться вашим решением.
- Клиент платит деньги/привязывает кредитку/подписывает договор о намерениях/берет на себя обязательства по обучению или тренировкам/соглашается на пилотную программу.

Иногда бывает трудно понять разницу между четким ответом «да!» и «может
быть». Эта разница может привести к потере кучи вашего времени и денег.
Я покажу несколько примеров ответов «да» и «может быть». Давайте возьмем
пользователей, которые сказали, что хотят похудеть.

Пример 1: “За последние несколько лет я набрала 20 фунтов и чувствую себя
ужасно. Мне приходится ложиться, чтобы застегнуть джинсы!”
Есть проблема. Клиент не подходит к этой проблеме с позиции «такова жизнь» или «это мне неподвластно».

Пример 2: «Мне тяжело! Я очень много работаю, а еще сижу с детьми и занимаюсь
волонтерством. Я знаю, что похудеть можно, мне просто нужно приложить к этому
усилия.» Клиент уже вкладывает ресурсы (время, деньги, кривую обучения) в попытки
решить проблему.

Пример 3:“Я пошла в ближайший к дому спортзал и записалась к тренеру. Это
дорого, но если я буду знать, что делать, то, скорее всего, буду продолжать в том же
духе, в отличие от прошлого раза.” Не путайте клиентское вдохновленное «Я бы хотел быть человеком, который делает Х» с теми, кто действительно готов действовать «Мне бы хотелось иметь инструмент, который поможет мне делать Х лучше/быстрее/эффективнее».

Нарабатывать навыки CustDev’a и не только, тренироваться, совершать ошибки и расти в безопасной среде возможно в тренажере product-менеджера SkillFactory. Помимо CustDev, вы попрактикуетесь в работе с инструментами product-менеджмента на кейсах из разных областей, научитесь эффективно влиять на продукт, приоритизировать бэклог и считать unit-экономику.
По промокоду FRESH действует скидка 40% до 20 октября! Подробнее по ссылке - https://clc.am/4o3TLQ
Качаем продукт!
В посте использовались материалы и перевод статьи.
Почему важно продуктовое видение?

Я считаю, что без продуктового видения - никуда. А автор канала “Психология маркетинга” - https://news.1rj.ru/str/marketpsy - Николай Молчанов считает, что видением можно пренебречь. И вот плоды нашей дискуссии есть на наших каналах. Приятного прочтения!

Видение важно, потому что фокусирует на определенную задачу, которую в любой момент времени можно переосмыслить и переформулировать. В ИТ и в продуктах в целом очень важен фокус: на контексте, на действии в контексте. Продуктовое видение описывает будущее — о чем мы мечтаем, какую проблему мы хотим решить, что мы хотим изменить?
Видение продукта – это внутреннее понимание целевого состояния продукта, важное для команды и стейкхолдеров и критические необходимое для развития продукта и правильного приложения усилий и ресурсов. Чтобы команда понимала, куда она бежит и – главное! – хотела туда прибежать.
Это и ответ на вопрос:
-для (укажите ваших потенциальных клиентов),
-которые (обозначьте проблему или возможность), [название вашего продукта]
-это (категория продукта),
-который (опишите ключевую проблему и преимущество, которая станет убедительной причиной для покупки).
В отличие от (название конкурента, альтернативы) наш продукт (укажите ключевое отличие).

Вот как с этой задачей справился Amazon: Наше видение — это быть самой покупателяцентричной компанией; построить место, где люди смогут найти все, что они хотят купить онлайн в любом месте на планете.
Или GanttPro: сервис, который совмещает в себе все важные функции для управления проектами и максимальную простоту использования.
vc.ru: крупнейшая в рунете медиаплатформа для предпринимателей и высококвалифицированных специалистов малых, средних и крупных компаний.

Если перефразировать Марти Кагана, автора книги “Inspired”, видение дает возможности:
-Знать ответ на вопрос «Почему?»
-Влюбиться в проблему, а не в ее решение
-Не бояться мыслить глобально, чтобы проблема охватывала больше людей
-Не бояться дизраптить
-Вдохновиться, если вы будете думать о том, как действительно помогать пользователям и клиентам
-Определить и использовать существующие тренды и тенденции
-Думать о том, где будет рынок через несколько лет, а не о том, где он находится сейчас
-Делать не для себя, а для пользователей.
Почему происходят провалы у продактов и стартапов?

Согласно исследованию от CB Insights — платформы, занимающейся анализом данных по венчурным капиталам, стартапам и патентам — провалы продуктов и стартапов прежде всего связаны со следующими ошибками продакт-менеджеров:

7. Неудачное время запуска
Если вы запустили свой продукт слишком рано, пользователи могут проигнорировать его, решив, что он не доделан. Когда первое впечатление о продукте испорчено, вернуть таких клиентов будет очень трудно. А при слишком позднем запуске можно упустить нужное время и возможность на рынке.

6. Игнорирование клиентов
Неучитывание отзывов пользователей губят большинство стартапов.

5. Плохой маркетинг
Знание целевой аудитории, умение привлечь ее внимание и превратить ее представителей в лидов, а затем в клиентов — одни из самых важных навыков для успешного ведения бизнеса.

4. Отсутствие экономики
Если ваш доход поступает только от одного источника и вы не можете найти способы заработать денег, инвесторы вряд ли заинтересуются вашим проектом, а вы не сможете капитализировать свои усилия. Цена должна быть доступной, но в то же время покрывать расходы на производство.

3. Проигрыш конкурентам
Говорят, что стартапы не должны обращать внимание на конкурентов, но в реальности как только идея становится актуальной и получает оценку на рынке, конкуренция может стать вполне серьезной.

2. Неправильная команда
Команда, в которой есть люди с разными навыками, часто считается одним из факторов успеха стартапа. Но многие компании после своего развала часто признаются, что им с самого начала надо было нанять технического директора или человека, который бы интересовался бизнес-аспектами продукта.

1. Неактуальность проблемы
42% стартапов умирают из-за того, что их основатели пытаются решить интересные, но неактуальные проблемы.
Когда стартапы не решают актуальную на рынке проблему, они проваливаются. Если есть отличная технология, отличные данные о поведении покупателей, репутация, опыт и консультанты. Но нет бизнес-модели, которая могла бы решить проблему в разных масштабах, это также приводит к провалу.

Возможностей для того, чтобы получить обратную связь на ваш продукт много, я хочу порекомендовать бесплатный вебинар «Прожарка твоей идеи стартапа»
21 октября в 20:00 Geekbrains. На нем Женя Паршин (CPO в Альфа-Банке, более 4 лет работает в продуктовом менеджменте, регулярно запускает свои стартапы) проведет бесплатную консультацию, на проанализирует ваши идеи и поделится рекомендациями по запуску своего продукта.
Отправить свою бизнес-идею на Прожарку, оценить идеи других участников и получить консультацию спикера можно по ссылке: https://geekbrains.ru/link/x0aOkF
Основные поинты юнит-экономики

Недавно я отметил год преподавательской деятельности в Otus, где провел уже более 50 онлайн-занятий по управлению продуктами. И по такому случаю составил заметку из наиболее часто встречающихся ответов и хаках, связанных с вопросами юнит-экономики:

- Юнит - это одна продажа, а не единица товара / пользователь. Несколько способов продаж = несколько экономик продукта.
- В подписной модели юнит – это не стоимость подписки на месяц, а сколько человек платит за раз. Разные пакеты – это разные юниты и средний чек, разные воронки продаж и целевая аудитория
- Покупка – это процесс, который начинается гораздо раньше, чем человек даже заходит на сайт. Конверсия - это сомнения, возражения и барьеры на пути покупки. Барьеры – когда юзеры не видят очевидной ценности предложения.
- Если в первый месяц юнит-экономика не выходит в плюс, то просчитайте период, когда это произойдет (CAC Payback) по формуле CAC / MRR – ACS.
- Чтобы наверняка понять результат, оценивайте его в отдельности по каждому каналу рекламы. Ведь именно реклама забирает большую часть расходов. На привлечение покупателей надо тратить деньги. Покупатели никогда не приходят сами.
- Оборачиваемость товара важнее, чем его маржинальность для долгосрочной экономики.
- Регулярность заказа (возвращаемость) одним постоянным клиентом важнее, чем крупный заказ от случайно подвернувшегося покупателя.
- Увеличить средний чек важнее, чем уменьшить любую из переменных затрат. Об этом часто говорит Илья Красинский, вот его выступление на эту тему на конференции Матемаркетинг (https://youtu.be/rp7Owiv4yqk).
- У любого продукта есть метрика роста. Она коррелирует с ключевыми бизнес-показателями.
- Драйвер роста – это то, от чего расширение нашего охвата. Вливание денег в рекламу – это не драйвер роста. Это средство увеличения охвата потребителей после того, как мы использовали драйверы роста.
- Нужно совершать действия, специально направленные на удержание покупателей. Воронку удержания не менее важно просчитать, чем воронку покупки. Важный результат экономики - вычислить пороговое значение коэффициента удержания, которого вы хотите достичь. Исходя из той выручки, которую вы хотите достичь при фиксированном бюджете на первоначальное привлечение.
- Также очень рекомендую послушать выступления Владимира Агарёва “Из чего состоит LTV и как это помогает в жизни” (https://youtu.be/jxTiIXnwsHg) и Натальи Мойолы “Как управлять СAC: как планировать бюджеты, оптимизировать каналы и считать расходы” (https://youtu.be/8bud65n-rRY)

Кстати, присоединяйтесь с 9го ноября в этом году к онлайн-конференции Матемаркетинг! Специально для вас мои друзья-организаторы сделали промокод FRESH, который дает скидку 10% на билет - https://bit.ly/3o38M0x.
Всем аналитику! @freshproductgo