Кнопка Хорошо – Telegram
Кнопка Хорошо
7.83K subscribers
186 photos
1 video
147 links
Прокачиваем софтскилы, общение с коллегами и боссами, внедряем продуктовые практики. Сдобрено инфостилем, примерами и комиксами.
Download Telegram
Как принимать резкий фидбек

В нашей культуре адекватный фидбек умеют давать и принимать далеко не все. Обратная связь ассоциируется с негативом, как раз потому что плохо приготовленный фидбек вызывает демотивацию или обиду.

Чтобы не обижаться и грустить, можно самому корректировать фидбек человека, который его дает. Ваша задача - получить полезную информацию. Дополнительные вопросы - помогут получиться пользу. Иногда, дополнительные вопросы ни к чему не приводят, и вы поймете, что это не фидбек, а личное мнение человека.

🧐 Кто-то: "В твоей последней задаче, наперекосяк все."
⛔️ Вы можете расстроиться,
а можете спросить: "Что именно не так? Почему? А что я сделала хорошо? Хочу понять, что нужно повторять делать в том же духе."

🧐 Кто-то: "Ну, я на твоем бы месте сделал бы по-другому."
⛔️ Вы можете негодовать,
а можете спросить: "А почему ты считаешь, что надо было сделать именно так? Как бы это помогло?"

🧐 Кто-то: "Ты очень неуверен, когда общаешься с заказчиками."
⛔️ Вы можете растеряться,
а можете спросить: "А ты помнишь, в каких обстоятельствах я проявляю себя таким образом? Хочу понять это всегда или что-то вызывает эту робость."

Фидбек может быть непрошеным. Если вы не готовы к нему, можно сказать:
"Послушай, я пока не готов к обратной связи по этому поводу. Я еще работаю над этой компетенцией и хочу послушать твой фидбек, после того как я попробую еще несколько подходов."


#софтскилы
👎1
​​Начни, Остановись, Продолжи - формула обратной связи от Netflix

В книге "Сильнейшие. Бизнес по правилам Netflix" подглядела интересную формулу для обратной связи. Она мне понравилась из-за своей простоты и тем, что в ней есть место не только для критики, но и для похвалы.

Формула раскладывается так.
⚡️Начни. "Начни делать так ..." или "начни работать над ..." - это область для получения новых компетенций, выхода на следующий уровень.
⚡️Остановись. "Перестань делать так" или "обрати внимание на это" - элемент направлен на коррекцию и улучшение текущих компетенций, помогает взглянуть на ваше поведение со стороны.
⚡️Продолжи. "Продолжай делать ... в том же духе" подкидывает в огонь мотивации.

Например:
👱‍♂️ Начни изучать какая бывает архитектура ПО, тебе будет легче с нами общаться и понимать как наша команда взаимодействует с другими.
👱‍♂️ Остановись и выдохни, когда на тебя летит много задач - ты торопишься и не всегда принимаешь оптимальные решения. Например, когда ты в последний раз сделал ...
👱‍♂️ Круто, что ты предлагаешь новые подходы к решению проблем, всегда находишь точки для роста для наших процессов в команде.

Или так:
👩‍🦰 Попробуй начать накидывать спринт самостоятельно перед планированием, тогда само планирование будет проходить быстрее и команда не будет зевать.
👩‍🦰 Пересмотри свой подход к общению с продактом на еженедельных встречах. Когда мы говорим о дополнительных хотелках - ты включаешь защитную реакцию и продуктивность встречи резко падает. Мне кажется, тебе может помочь хорошая книжка о переговорах.
👩‍🦰 Продолжай делать мини доклады раз в месяц, команде интересно знать про метрики нашего продукта.

А еще сравните такой подход.
Когда вам нужен фидбек, вы можете написать в чатик:
"Коллеги, собираю фидбек по своей работе, напишите мне в личку, буду очень благодарен."

Пение сверчков.

Или можете дать шаблон вашим коллегам и облегчить им жизнь:
"Ребята, собираю фидбек по своей работе на проекте Ась. Хочется понять что было хорошо и не очень с вашей точки зрения. Фидбек можно дать в форме Начни, Остановись, Продолжи. То есть, что мне стоит начать делать или прокачивать, чего мне больше не следует делать, что нужно продолжать. Буду рад вашим сообщениям в ЛС."

#софтскилы
1👍1
Сложности в общении с заказчиком. Интервью проджектов Часть 1

Я поговорила с коллегами по цеху и хочу сделать серию постов о проджектах: трудности в общении; что нравится в профессии и нет; кем хотим стать, когда вырастем. В этой части «сериала», рассказываю с какими трудностями сталкиваются ПМы в работе с заказчиком.

👨‍🦱 Сложно говорить клиенту, что его хотелка не входит в рамки бюджета проекта. В таких случаях клиент загорается идеей, а ты его тормозишь. Обидно, когда клиент не вытягивает по бюджету для своей хотелки, а она действительно крутая.

👩‍🦱 Понимать, как заказчик на самом деле относится к команде. Это помогло бы прогнозировать будущие отношения. Иногда, проект заканчивается и клиент пропадает, хотя могли бы сотрудничать и дальше. Фоллоу-апы не всегда помогают выяснить, а что пошло не так то.

👨‍🦰 Общаться с клиентами, которые считают, что они понимают как нужно делать НАШУ работу. Часто, хочется спросить: “А почему вы сами это не делаете??!!". Клиент переживает о вложенных средствах и пытается контролировать каждую деталь в ходе спринтов, релизов, планов. Но с такими клиентами энергии на то, чтобы с ними договариваться и отчитываться, тратишь в разы больше.

🧑 Когда клиент говорит: "Я приведу на встречу по утверждению дизайна сына маминой подруги. Он дизайнер и в этом разбирается." Не всегда удается продавить отсутствие внезапных третьих лиц, которые на самом деле не принимают решения, но имеют чисто эмоциональное влияние на заказчика. И вот, когда не получается, понимаешь, ух тяжелая дорога согласований и правок впереди.

👱‍♀️ Когда у заказчика "сносит крышу" и количество непонятных фич-фантиков стремится к бесконечности. В такие моменты, человек с собственным бизнесом почему-то не может посмотреть на свой продукт как на бизнес и связать с реальностью. Мы категорически не принимаем принцип "любой каприз за ваши деньги». Поэтому приходится коучить клиентам "продуктовый подход". Но и здесь не все гладко, в любой момент на тебя могут обидеться, потому что "я в своем бизнесе разбираюсь".

Мой любимый ответ одного из респондентов:
🧔 У меня нет проблем в общении с заказчиком, на удивление находим общий язык достаточно легко. Это не так сложно, если попробовать встать на его позицию и понять почему у заказчика так болит или почему он так "кричит" - становится проще предлагать решения и заблаговременно стелить солому.

Держите рекомендацию к прочтению книги про эмпатию и умение договариваться - "Переговоры без поражения. Гарвардский метод".
Какие у вас проблемы в общении с заказчиком? Пишите в комментариях. 💙

#интервью
1
​​Почему так легко отвлечься на другую задачу?

Сидишь себе над задачей и внезапно отвлекаешься на какую-то мелочь.
Например, делаешь roadmap продукта на полугодие. Это комплексная задача, требующая расчета ресурсов разработки, приоритизации фич, планирования. И тут, тебе в чатик кто-то постучался с вопросом. Ты бежишь быстрее посмотреть что же там. Вопрос не срочный, но ты тратишь время, уже ведь отвлекся. Через 10 минут думаешь: "На чем я там остановился?". Снова входишь в контекст, накатывает чувство неподъёмности задачи.

Или подготавливаешь еженедельный отчет по спринту. Дзынь в голове - ой там отпуск сотрудников не занес, или вопрос от техподдержки пришел - надо помочь решить пользовательскую проблему!

Вечерком, оценивая, что ты сделал за день, задаешься вопросом - а что я вообще сделал(а) сегодня? Удовлетворения от рабочего дня и решенных задач нет.

Знаете почему так происходит?
Потому что результат у таких задачек ближе, чем от большой.

Мы отвлекаемся на задачи, где результат будет почти мгновенным. Заманчиво закрыть галку в своем to do листе, отделавшись малой кровью. Но этого не хватает на долго, потому что ценность у таких задач ниже, чем у больших, стратегических и, порой, скучных.

Как лечить?

💊 Вспомнить зачем вы делаете задачу, от которой отвлекаетесь. Напомните себе ценность, которую вы принесете. Спросите себя что будет, если вы ее не сделаете?

Например, сделать план на квартал - долго и муторно. Но зато стакхолдеры и заказчики будут видеть когда и что мы делаем. Команда понимает, что ей прорабатывать.

Или, подбивать финансовый отчет о промежуточных результатах - тоже не самое интересное дело. Результат недолговечен - через неделю опять обновлять. Зато вы даете клиенту прозрачность по расходованию его средств и показываете, что все идет по плану, из бюджета не вылезаем.

💊 Выделяйте время на большие задачи, когда вас никто не трогает. Для меня оптимальное время - до 11:00, когда начинаются первые митинги или после 17:00, когда их уже нет, и все потихоньку заканчивают свой рабочий день.

Если у вас выделилось время посреди дня - закройте почту и мессенджеры, и посвятите себя крупной задаче. Просите команду сразу вам набрать в скайп или по телефону, если что-то требует вашего внимания без отлагательств.

Кстати, к каналу прикручен чатик. Смотрите на скриншоте как его найти.

#софтскилы
Какие решения хочет принимать ПМ, но не может? Интервью проджектов. Часть 2

Продолжаем разговаривать про ПМов, чтобы вы лучше понимали, что творится у коллеги в голове. Первый пост вы можете прочитать чуть выше. Сегодня поговорим о решениях, которые проджект хочет принимать самостоятельно, но в его роль это не входит или начальство пока не дает.

👩‍🦳 Отказывать клиенту. Есть клиенты, которые высасывают все соки из тебя и команды. С такими дергается глаз и хочется попрощаться сразу. Ну, не сработаемся мы.

👱‍♀️ Управлять бюджетом проекта самостоятельно. Например, я хочу сделать что-то дешевле/лучше/по-другому. Это влияет на конечную стоимость для клиента. Конечно, это надо согласовывать с руководителем и заказчиком. Бюрократия выматывает, хочется меньшего контроля и большего доверия без лишнего расписания деталей.

🧕 Участвовать в составлении технических предложений. В нашей компании оптимизировали процесс оценки новых проектов. Ими занимается сеилз с архитектором. Но хотелось бы принимать в этом участие и влиять на результат, потому что тебе потом работать с этими оценками.

👨‍🦰 Больше свободы по продуктовым фичам. Я полностью автономен, когда речь идет о функциях ПМа. Очень часто вовлечен в проработку фичей, но решений конечных не принимаю. Такова структура компании.

Кстати, всех опрошенных ПМов бесит работа с бумажками, договорами, доп. соглашениями и ТЗ ради ТЗ, написанными вычурным языком. Голубая мечта - спихнуть подобную работу на аккаунт менеджера, но не везде он есть. Узнали себя где-нибудь?

#интервью
1
Пост-Навигация

Вредные советы руководителю в комиксах
Часть 1
Часть 2
Часть 3

Карьера
🍓Памятка по оформлению резюме. Первый пост. Второй пост.
Когда есть мысли уволиться
Про переговоры о зарплате

Экологичное управление
Дружеские отношения с подчиненными
🍓Психотипы
Как применять психотипы раз и два.
Как достигать целей спринта нон-стоп
Чеклист менеджера при планировании проекта
Про проекты со сложными зависимостями

Коммуникация
Что делать, когда через вас перепрыгивают?
Что делать, когда оценка пришла сверху?
Когда хочется быть строгим с командой
Раздраженные люди
Конфликт с эмоциональным заказчиком
Как принимать резкий фидбек
🍓Стоп слова для менеджера

Управление своими задачами
Снять пластырь
Подготовка менеджера к отпуску
🍓Как не прокрастинировать, если освободилось время + шаблон

Продуктовый подход
Первые шаги к осознанной разработке
Утопия продуктовой команды
Как вовлекать команду, если время - дорого

Коллабы

🔥Маст-рид статья про риски
Ошибки в ресурсном планировании
10 ошибок в управлении разработкой

Хэштеги, которые больше не поддерживаются (потому что я забываю их ставить):
#заказчик - про общение и работу с клиентами, чтобы не нервничать.
#разработка - HowTo по процессам, работе с командой, управлении проектами.
#софтскилы - про ответственность, гибкость, переговоры.
#кризис - посты про выгорание, поиски себя.
#карьера - про поиски работы, переезды, развитие в IT.
#интервью - узнаем, что там и как у IT-шных коллег в разных компаниях.

Поиск работы в UK 🇬🇧
Самое начало
В процессе раз
В процессе два
В процессе три
Первый оффер
🙄Бесячие Рекрутеры комикс

Папка продуктовых каналов - https://news.1rj.ru/str/addlist/YvmnHCHUp700Nzky.

🦊 Написать мне: @AnastiBorisyuk
Например, вы можете рассказать свой кейс, предложить тему к посту, записаться на консультацию по управлению проектами и людьми, позвать рассказать вашей компании или на вашей конференции что-то интересное или просто дать обратную связь.
7👍4🔥1
Кнопка Хорошо pinned «Пост-Навигация Вредные советы руководителю в комиксах Часть 1 Часть 2 Часть 3 Карьера 🍓Памятка по оформлению резюме. Первый пост. Второй пост. Когда есть мысли уволиться Про переговоры о зарплате Экологичное управление Дружеские отношения с подчиненными…»
Трудности в работе с командой. Интервью проджектов. Часть 3

В прошлой части, мы говорили о решениях, которые хочет принимать ПМ, а сегодня поговорим о сложностях, с которыми ПМы сталкиваются в работе с командой. Зрелому ПМу, как и молодому, приходится выходить из зоны комфорта.

👨‍🦰 Говорить о косяках с командой, лишать премий. В такие моменты понимаешь, что ты "плохой коп". Если не делать это аккуратно, то испортишь отношения.

👩‍🦳 Заслужить авторитет. Показать, что ты не человек, который "спускает сверху" сроки, задачи, кнуты и пряники, а часть команды и профессионал, который нужен для общего дела.

👱‍♀️ Влиться в новую команду. Ребята уже слажено работают, у них своя культура и приколы, а тут ты - новенький. Не всегда найдутся общительные коллеги, которые радушно тебя встретят и помогут интегрироваться.

👨‍🦲 Разруливать эмоциональные конфликты, которые мешают работе. Например, кто-то переработал и на нервах, или личный конфликт между двумя неподелившими территорию разрабами. Не люблю "влезать", но иначе эффективность команды упадет.

🧑 Мотивировать команду в условиях неопределённости. Когда команда видит, что в компании кризис, она чувствует, что пахнет жареным. Начинаются волнения, разговорчики в курилках, открываются резюме на HH. А ты и сам не знаешь, что и как говорить.

👩‍🦰 Воспитывать ответственность и самостоятельность в команде. Знакома ситуация, когда тестеры через проджекта пытаются передать баги разрабам? Или дизайнер поменял макет и ждет, что ты сообщишь об этом фронтам? Иногда, команда думает, что ПМа придумали для коммуникации между друг другом, приходится "перевоспитывать".

Не забываем, что выход из зоны комфорта, это - точка роста для компетенции, а не "неприятная задача, которую надо делать до конца жизни". Ставьте 💔, если узнали себя в одном из пунктов выше.
1
​​Это норм! Кризисы самоопределения

У меня было 3 "экзистенциальных кризиса" в своей жизни. Их температура была разной. От понятного "пора двигаться дальше, здесь уже всё", до деструктивного "что я делаю со своей жизнью". Поэтому, когда у карьерного консультанта Елены Резановой вышла книга "Это норм!" о кризисах карьеры и самоопределении, я ее сразу купила. Хотелось понять природу того, что со мной происходило и как этого избежать.

Поделюсь несколькими мыслями из книги, которые быстро откликнулись во мне.

👩‍💻 Карьерный кризис - это нормально. Кризис происходит потому что, человек изменился, а его обстановка пока нет.
Например, стагнация на работе. Вы поднялись на уровень выше по знаниям, а задачи делаете те же.
Или произошло событие, которое поменяло ваши ценности, напомнило о "задвинутых подальше" приоритетах.
Или же, вы соприкоснулись с темой, которая вас сильно увлекла - познакомились с человеком работающим в этой сфере, узнали в гугле или на конференции.

👩‍💻 Мы постоянно растем и мир вокруг меняется, поэтому карьерный кризис - это не один раз потерпеть. Каждые 3-7 лет человек сталкивается с новым кризисом самоопределения. Нужно научиться принимать его и быстро выходить из него, не застревая в состоянии "я не знаю что мне делать".

👩‍💻 Не обязательно менять свою жизнь на 180 градусов для выхода из кризиса. Да, существуют примеры, был менеджером - стал пекарем, был продавцом - стал сомелье. Но поиски себя можно начать и просто посмотрев по сторонам. Расширяйте горизонты. История вроде, был менеджером в стриминговом сервисе - стал менеджером в стартапе по big data, тоже успешна.

Подробнее, вы можете ознакомиться с этими мыслями в книге. Очень рекомендую взять себе экземпляр и вдумчиво прочитать. Книга "Это норм!" написана ёмко, в ней много примеров и упражнений.
Вот еще некоторые из вопросов, которые поднимаются в книге:
Почему бежать за мечтой с домиком у моря может быть опасным?
Бывает ли так, что можно раз и навсегда найти свое призвание?
Отложенная жизнь - "я обязательно что-то поменяю, но после нового года".
Почему не стоит уходить в никуда?
Как находить ответы на вопрос "что я хочу делать?".
Почему "стабильности", которая держит нас на текущем месте, не существует?
Смогли бы вы работать на себя?
Почему вертикальный рост в компании может вас разочаровать
Выгорание и карьерные травмы

#карьера
1
Идеальный дуэт для управления и разработки продукта

Идеальный дуэт ведения проектов: проджектовая роль + техническая.
ПМ - ведет проект, планирует, составляет роадмеп, говорит что делаем и когда.
Тимлид - ведет команду через тернии к ci/cd, релизам, грумингам из спринта в спринт.
Оба отвечают за результат - оба мотивированы не лажать. Это весы с идеальным балансом.

Когда какая-то чаша весов перевешивает - баланс нужно восстанавливать. Круто, когда одна роль может временно подхватить другую за счет своих компетенций, но это повышает нагрузку.
Например, когда у меня тимлид в отпуске - я подхватываю его, но с учетом того, что есть еще 2 команды, в которых мне нужно работу работать - нагрузка на меня возрастает.
Чтобы дуэт "работал" - важно поддерживать друг друга и открыто давать обратную связь.

Почему могут быть перевесы?
😵 Человек устал, не справляется, нужен отдых.
😴 Расслабился, потому что и так все классно же.
😮 Не делает "А", потому что не понимает, что это входит в его обязанности.
🤓 Высокая нагрузка. Либо человек берет на себя лишнее, тогда можно поискать, что "выкинуть". Либо на нем много задач/проектов и ему приходится чем-то жертвовать.

Как понять ПМу, что он собой закрывает слишком много
👨‍💻 Вы активно участвуете в ежедневной разработке. Например, если бы не вы, задачу Х забыли бы сделать. Вспоминается пост с котоаналогией.
👨‍💻 Берете на себя много митингов с командой разработки - оценки, обсуждаете техническую реализацию.
👨‍💻Вмешиваетесь в тех. процессы. Например, видите, что простаивает код ревью и всех пинаете.

Как понять Тимлиду, что участия ПМа не хватает
👩‍💻 Бизнес напрямую общается с вами, проталкивает влеты.
👩‍💻 Нигде нет информации, что делать дальше, приходится придумывать задачи.
👩‍💻 Получаете плохие требования, вынуждены их самостоятельно выяснять.

Все это можно лечить, договорившись о канале обратной связи друг для друга. Без переживаний, что кто-то не то подумает. Ответственны за результат оба, поэтому поддержка друг друга - ключ к успеху.

Лайфхак для компаний, которые экспериментируют со структурой. Ставят архитекторов во главе стола и потом получают глобальный мисандерстендинг с бизнесом. Или грустят потому что проджект не тянет техническую сторону, а значит он не может отвечать за проект Попробуйте такой дуэт. Да, можно найти 1-го дорогого чувака, который будет все на себе тащить. Но он а) дороже б) его сложнее заменить в) не масштабируется.

#разработка
1
Чего вам не хватает, чтобы вас пушили в тимлиды?

Когда появляется вакансия тимлида в команде, первое что делает компания - ищет подходящих людей внутри, а уже потом идет на HH и Linkedin. Это касается как разработчиков, так и других ролей, где предусмотрена такая ролевая модель. Например, у нас есть тимлиды и среди тестировщиков, и среди проджектов.
Но среди своих, не всегда получается найти тимлида и это нормально, тимлидство - штука не для всех. Можно быть классным, делать свои задачи на 5+, предлагать технические решения, но чего-то по-прежнему не хватает.
Так чего же недостаточно?

Ответственности и проактивности

⚠️ НЕТ

Вы сделали комплексную задачу, которая требует ревью или приемки у коллеги. Речь не обязательно о задаче, которую должен принять бизнес-заказчик / продакт оунер. Например, задача затрагивает несколько команд разработки или для проверки результата нужен маркетолог, который тесно работает с вами.

Вы ставите ее в нужный статус (need review / need test) и даже скидываете ссылку на джиру ревьюеру. Все, можно расслабиться, время списал. Через три дня менеджер спрашивает, а когда накатывать будем, что с задачей? Вы: "Так еще ж фидбек не получили, ждем пока ответят".

ДА

Задача вплоть до наката - ваша ответственность.
Результат выполнения задачи - она закрыта, увидела прод. Если есть зависимость, вы сами ее пингуете. Если вас игнорят - это проблема, о которой сообщаете на daily scrum.

Лайфхак. Если передаете задачу на ревью человеку не из вашей команды - ставьте конкретный срок или уточните, когда будет сделано.

⚠️ НЕТ

Работаем над фичей, декомпозировали, пилим задачи. Бек ушел вперед, что там делает фронт - пускай сами разбираются, вроде по плану идем.

ДА

Поставка фичи - это ответственность команды.
Если не знать, что делает "сосед", то формируются неверные ожидания между членами команды. Могут быть пропущены блокирующие задачи, не понятно когда и что будет готово. Нужно быть включенным в весь процесс разработки инициативы, а не только про задачи, где вы исполнитель.

⚠️ НЕТ

Мы не достигли цели спринта, задачки переезжают в следующий спринт. Бывает, на следующей неделе сделаем.

ДА

Цели спринта - ответственность команды перед заказчиком.
Раз мы сказали, что сделаем, значит бизнес ждет этого от нас. Бизнес-заказчики - не черный ящик. Мы передаем им информацию, которую они распространяют другим лицам, строит свои планы исходя из наших.

Итого, ответственность и проактивность, на мой взгляд, первое на что обращают внимание, когда ищут лида среди своих. Хотя эти софтскилы нужно качать абсолютно всем. И чем больше прокачены скилы, тем чаще менеджер смотрит на команду и думает: "Ай, какие ж они классные у меня".

#софтскилы
1
9 вопросов, на которые должен ответить ваш проджект

Полезные вопросы, чтобы понимать зоны ответственности в команде и когда нужно "поговорить", потому что кто-то или ты сам на чужой территории.

🕺 Когда будет сделано?

Заказчик хочет знать, когда будет готова задача/фича/проект. Желательно уметь отвечать в любой момент - ночью, в отпуске и на приеме у дантиста. Лучше заучить наизусть. В том числе, нужна четкая дата и время, когда поменяем цвет логотипа.

🕺 Зачем мы это делаем?

Можно делать стол, потому что сказали "сделайте стол", а можно делать полочку, потому что проблема в том, что некуда книги класть. Зная для чего делаем, какую проблему решаем - команда может предложить оптимальное решение, а не придуманное решение на придуманную проблему.

🕺 Что должно быть сделано?

Команда должна знать, что ожидает заказчик от нее. Чтобы не было такого, что "в чатике помимо текстовых сообщений нужно было еще и голосовые записывать". "Ну это же очевидно, во всех мессенджерах есть!"

🕺 Какой статус проекта?

Иногда клиент хочет знать, что происходит по дороге из пункта А в Б. Он может это делать по разным причинам, можно сказать "вы что не доверяете нам? мы профессионалы!" и в точке Б не сдать продукт. А можно давать статус, говорить о проблемах и решать их с клиентом.

🕺 Какие есть проблемы?

И под "проблемами" я имею ввиду риски. Можно говорить заказчику, мол мы не успеваем на 2 недели. А можно было 2 недели назад сказать: "У нас вчера уволилось 2 разработчика. Мы ищем замену, но пока не получается оперативно подобрать. Пока едем на 2 недели, можем подумать, можно ли что-то убрать, чтобы к релизу успеть?"

🕺 Почему это сколько стоит?

Деньги - это человеко-часы и обязательные затраты. Если ты говоришь заказчику, с вас 1 миллион, не рассказывая на что это раскладывается, то следующий вопрос от заказчика "Может скидочку сделаете?"

🕺 Почему такой срок?

Частый коммент заказчика, "да тут делать то 2 дня/5 минут". Как на больших задачах, так и на маленьких нужно объяснять почему вы даете такой срок. Ресурсное планирование - это то, что позволяет рассчитать оптимальное время поставки, учитывая праздники, отпуска, процессы, другие задачи.

🕺 Все плохо, что делать?

Первый вариант вопроса был нецензурным. Проджект - это такой человек, который умеет решать любые проблемы. Может он не знает, как поднять ночью сервер, но знает кто это может решить. (почему-то такой пример у меня всегда связан с SRE, админы, простите)

🕺 Как дела в команде?

Важно знать, какие настроения творятся в команде. Это не имеет отношения к настройке процессов в команде, это про человеческие отношения, комфортную работу и риски в плане управления людьми.

Эти вопросы могут исходить как от команды и руководства, так и от бизнес-заказчика.
Если ваш бизнес-заказчик не задает вам ни одного релевантного вопроса из этого списка, не просит ничего рассказывать, то этот пост - повод потыкать в него палкой и самому рассказать.

#разработка #карьера
1
​​Так так так, юмора на канале у меня не так много, поэтому держите внезапную интеграцию с автором канала Айти Тудей. Мемчики, баянчики, все как мы любим, когда надо расслабить мозг. Подписывайтесь, расслабляйтесь.

Я еще послушала выпуск его подкаста про Созвоны, это ор, после которого можно и всплакнуть. Показываю расписание своей пятницы, а как ваша проходит?
1
Рубрика: ответы на крики отчаяния в комментариях

Заказчику нужно всё и вчера, но "все же все понимают". Внезапно адекватный настрой заказчика меняется, он давит на вас. Почему так? Что делать?

//Заказчиком будем иметь в виду человека, который с вами напрямую контактирует. Это может быть продакт оунер вашей компании или продакт оунер-прокси - продакт в другой компании, но не ЛПР; это может быть собственник бизнеса, который работает с вами напрямую.

//ЛПР - лицо принимающее решение

1) Заказчик обратился к вам за услугой, которую вы не можете оказать. Вы не поняли его потребности и согласились взять проект.

Если нужно "всё и еще вчера", то первым делом вытаскиваем у заказчика - что значит "всё" и почему "вчера". Может есть какое-то мероприятие, к которому надо успеть, может это заложено в его KPI или совет директоров ожидает фичи в конце года. Пока вы не знаете почему, рискуете вздрагивать от звонков в 2 часа ночи.

Ответы на эти вопросы могут обернуться тем, что у вас не хватает ресурсов, чтобы решить проблему заказчика. Это нормально, не брать проекты, которые горят и срок сдачи был еще вчера. Ваша бизнес-модель и процессы могут быть не готовы к такой работе. На рынке есть компании, которые предлагают УТП (уникальное торговое предложение) вроде "Спасём ваш проект".

🤙 Что делать: выяснить обязательства заказчика перед другими людьми. Если вы не можете выполнить этот заказ, но уже начали работу - найдите помощь или переведите проект на другую команду или дружественную компанию.

2) У вас нет контакта с ЛПР, вы не управляете ожиданиями конечного заказчика и/или не знаете обо всех договоренностях.

Например, ваш заказчик - продакт другой компании и отчитывается своему ген. диру, который его подгоняет.

Или вы работаете по субподряду с компанией "Белочка". Конечный заказчик - компания "Ястреб", с которой вы не контактируете. Когда "Ястреб" давит на "Белочку", то вы - следующие в очереди на давление.

В этой ситуации критично просить прозрачности. Ваш заказчик не должен обещать что-то конечному заказчику без вашего ведома. А если все-таки обещает, то выводите его на разговор: "Смотрите, мы договорились об этом и об этом. Это зафиксировано в договоре. Если меняются требования, давайте обсудим новые условия".

🤙 Что делать: просить прозрачности, инициировать разговор о договоренностях и управлении изменениями.

3) Не зафиксировали договоренности, ваши ожидания расходятся с ожиданиями заказчика.

Если заказчик просит лишнего, усложняет приемку, то скорее всего что-то замкнуло на этапе сбора требований. Например, нужен "эскизик". Для вас - это пара макетов, для заказчика - интерактивный дизайн-прототип.

🤙 Что делать: инициировать проверку требований и синхронизироваться по поводу ожиданий, конкретизировать понятийный аппарат, дописать ТЗ.

4) Заказчик не понимает, что вы делаете и нервничает.

На заказчике лежит ответственность и инициатива, успех которой зависит от вас. Если он что-то не понимает, он начинает нервничать и включать гиперконтроль.

Например, он не понимает, почему вы затягиваете с прояснениями требований и хочет, чтобы "уже начали работать, время то идет". Или не понимает, почему для подключения разных систем оплаты, вам нужно 2 недели.

🤙 Что делать: договориться с клиентом о точках контроля, комфортных для вас и для него. Дать ему прозрачность там, где он не понимает, например пару раз в месяц рассказывать о технических аспектах реализации.

5) Это не ваш клиент.

Вы предоставляете услугу, рассчитываете на выгодное для обеих сторон сотрудничество. Но в итоге, вами манипулируют, все сотрудники в стрессе, заказчик не идет на конструктивный диалог. Когда все пункты выше перепробованы, а конструктивного диалога не получается, возможно, стоит задуматься ваш ли это клиент.

🤙 Что делать: расстаться с тем, кто приносит больше боли, чем пользы. Поработать над портретами заказчиков, чтобы отсеивать в самом начале тех, с кем вы не сможете работать.

#заказчик
1
Первые шаги к осознанной разработке

Работа есть всегда и ее много. Беклог растет и пухнет, чтобы закрыть все хотелки и планы на полугодие, хоть +100 разработчиков нанимай. На митингах по роадмапу кто-нибудь да сетует, что найм не летит со скоростью света, и фичи не так быстро поставляются, как хотелось бы.

Однако у бизнеса же нет задачи сделать как можно больше фич и попасть в книгу рекордов Гиннесса. Или сделать все фичи, которые просят клиенты. Правильно ли это - так бежать, делать фичу за фичей, писать требования на максималках? Делаем ли мы то, что нужно?

Если вы, продакт оунер или стакхолдеры неуверенно отвечают на эти вопросы, без конкретики - сломался фильтр инициатив.

НЕТ

Стакхолдер: "Давайте делать уведомления, клиенты просят!"
Продакт: "Отличная идея, а о чем будем уведомлять? У меня как раз дизайнер освободится через 2 недели."

Окей, мы сделаем минимальную версию, а потом замерим эффект. Но правильнее сначала подумать - зачем нам это нужно и какую проблему мы будем решать, а потом уже делать.

НЕТ

Стакхолдер: "Давайте делать уведомления, клиенты просят!"
Продакт: "А зачем это нам? Давайте проведем исследование."
Стакхолдер: "Вы не доверяете мне? Я каждый день получаю жалобы пользователей, потому что это есть у конкурентов!"
Продакт: "Ну, хорошо."

Идеи - это не вопрос доверия и уважения к тому или иному человеку. Он может быть и прав, но лучше все-таки узнать почему он так считает.

НЕТ

Стакхолдер: "Давайте делать уведомления, клиенты просят!"
Продакт: "Ни разу не видел таких обращений, у нас нет ресурсов, может в следующем году."

Резкие отказы скажутся на отношениях в коллективе, ваши коллеги, эксперты в области и пользователи - это ценный ресурс для бреинсторминга, не стоит им принебрегать.

ДА

Стакхолдер: "Давайте делать уведомления, клиенты просят!"
Продакт: "Хорошая идея, давай ее вместе проверим?"
Стакхолдер: "Всмысле? Это как?"
Продакт: "Начнем с того, что посмотрим на обращения пользователей, попробуем построить канву идеи (Lean Canvas) и проведем CustDev? Это поможет нам понять, что нам нужно сделать, какую проблему пользователя это решит и стоит ли оно свеч. "

Начните с обсуждения идеи с тем, кто ее предлагает. Не следуйте слепо ей и не отвергайте сразу. Ответы на вопрос "для кого?", "какую проблему решаем" - уже вносят больше смысла и осознанности в разработку.

Подробнее об этой теме вы можете узнать, посмотрев вебинар Владимира Меркушева об исказившемся смысле Lean Startup и техниках для валидации проблем и решений. Заглядывайте в его телеграм канал, я уже полгода заглядываю ;).

P.s.: Это работает и в обратную сторону, если вы продакт и приходите к разработке с предложением "делаем фичу, ее все просили" и не можете или не хотите погрузиться в нее, подумать зачем это все, действительно ли есть эта проблема - то как вы можете быть уверенным, что она сработает?

#разработка
1
📚 Правильное донесение информации

Чтобы процессы бежали по часам, задачки решались со скоростью света и все вокруг пищали от эффективности - нужно находить верные каналы коммуникации в команде. Шлифовка процессов в большой команде часто выглядит, как поиск правильного способа получения информации из разных углов.

Например,
😡 Команда не понимает почему мы делаем Б, а не В.
👉 Не доносим до команды приоритеты и потребности бизнеса.

😡 Команда не понимает почему такие дедлайны у фичи.
👉 Не показываем, как образуется оценка и срок, и как на это влияет команда.

😡 Команда плачет, что нужно все рефакторить, а ей не дают и не дают.
👉 Не доносим до команды, что она влияет на техническую составляющую проекта и может принимать или предлагать решения "небизнесовых" проблем.

😡 50% команды не ознакомились с требованиями перед декомпозицей
👉 Процесс поставки требований работает не для всех, нужно скорректировать его.

😡 Команда не запланировала задачку по нагрузочному тестированию, хотя в общем чате компании писали, что нужно сделать всем
👉 Значит, общий чат не подходит для такой информации и нужно заносить задачи в команду иначе

😡 Команда постоянно пишет HRу про организацию отпусков, хотя на портале есть вся информация
👉 Возможно, нужно пересобрать базу знаний, потому что информация плохо ищется.

Еще пример.

Есть Инициатива INT-123, к ней привязана одна задача DEVTASK-100.

Задача дублирует описание в Инициативе. После создания задачи DEVTASK, описание в инициативе поправили и расширили. На грумминге разбирали то, что написано в инициативе. Разработчик, когда взялся за задачу, забыл, что надо смотреть в инициативу, и сделал как написано в задаче. Сделал меньше, чем нужно было → Заказчик недоволен и требует доделать. Разработчик расстроен.

👉 Как это можно было избежать: удалить описание в DEVTASK и написать "смотреть описание в инициативе". Так, у разработчика останется один источник знаний по задаче. Плюс, это снизит риск, что разработчик забудет о договоренности и посмотрит не туда.

Мораль: правильный канал коммуникации влияет на все аспекты разработки: от морального настроя команды, до планирования фич. Хромающий канал - риск для проджекта, который может сказаться на качестве, сроках, бюджете проекта.

Можно сколько угодно дуться, что твою работу не оценили, важное сообщение не прочитали, говорить "ну мы же взрослые люди, давайте подходить ответственнее", но все равно придется менять подход в выстраивании коммуникации со своей dream team.

#разработка
1
А что у вас по рискам, товарищи?

Риск – это негативное событие, которое может произойти и повлиять на проект. На его сроки, качество, бюджеты, цели.

То что произойдет в любом случае, это не риск, а проблема. Решение проблемы - это уже задача в вашем проекте.

🙅‍♀️Не риск

Чтобы сделать Инициативу А в нашей команде, нужна доработка в другой команде.

Почему: зависимость - это факт, пока задачу не запланируют, нет риска, что инициатива не будет закрыта в срок. Она точно не будет закрыта в срок.

💁‍♀️ Риск

Чтобы сделать Инициативу А, нужна доработка в другой команде.
Задачу запланировали, но в другой команде нет тестировщика.

Тестирование ляжет на нашу команду, из-за кросс-командного взаимодействия и правок есть риск, что задачу за один спринт не закроем и наш срок поедет.

Выявление рисков - это первый шаг на пути управления рисками, но этим дело не ограничивается. Если с рисками ничего не делать, то в проекте автоматически появляется черная дыра из которой переодически что-то выстреливает в проект. Все тушат пожары, перерабатывают, и так до следующего раза.

Ставьте сердешки ❤️, если вам интересна тема управления рисками, вы что-то хотите поменять или внедрить у себя в компании.
Так я пойму, что пора развернуть эпопею про риски с примерами и блекджеком. 😉

#разработка
1
​​Как происходят публикации на удаленке. Среди родных и близких, кошек, собак и коней, курьеров, звонящих в дверь.
Тру стори от фронтендера Леши на скриншоте.

А еще один раз, на встрече с бизнесом, кто-то шутканул так, что все плакали в голос. И тут мы слышим, как у нашего продакта на фоне из скайпа раздается детский негодующий голос: "Мам, у меня урок, хватит орать".

А в вас как дела на удаленке? 🙃
1
🕺Надо ли прощаться с 2020 и подводить итоги года с командой?

Если вы раздумываете подводить итоги года или нет, то перестаньте и начните их подводить.

Зачем

Это неформальная часть, которая влияет на мотивацию и лояльность вашей команды. Помогает каждому вглянуть на своё участие в деятельности компании, ответить на вопрос "чем я/мы будем дальше заниматься", и даёт эмоциональную разгрузку перед праздниками.

🤼‍♂️ Команда без итогов года: вроде работали, ну ладно, пойдёмте все на каникулы, в январе снова работать придем.

🤼‍♂️ Команда с итогами года: о круто сколько мы сделали, вот что происходит в соседней команде оказывается, ого какие планы напридумывали на следующий год, интересно потянем ли!

Форматы

🗣 Очная презентация, если вас немного и офис выдерживает меры социальной дистанции. Осторожно, может плавно перейти в распитие алкогольных напитков или корпоратив.
🗣 Онлайн презентация. Зум наше все. Приветствуется возможность обратной связи с ответами на вопросы.
🗣 Видео-обращение. Если есть бюджеты, концепт или хромакей.
🗣 Дайджест в рассылке для сотрудников. Хорошо воспринимается визуально, к нему можно вернуться в любой момент, удобно выбрать время для чтения.
🗣 Пост на рабочем портале.
🗣 Ретроспектива года. Требует подготовки всех, например, нужно заранее выписать highlights для обсуждения, чтобы не тупить во время мероприятия.

Почему для формата доклада я пишу "презентация". Визуализация сделает доклад запоминающимся. Информация лучше усваивается, когда взгляду есть за что зацепиться в монологе на 5-10 минут.

Что вы можете сказать, если итоги года не впечатляющие?

Итоги есть итоги, не надо бояться негативных событий, это часть жизни и работы. Говорите о проблемах, которые предстоит решить. О несбывшихся целях можно говорить в контексте челленджей, с которыми придется справится в новом году. Каждая цель, которая не была достигнута в 2020, это работа над ошибками и план действий для 2021.

От большой компании к маленькой команде

Если руководство не торопится подводить итоги года на всю компанию - сделайте это сами внутри команды. Сделайте это в любом случае. Большая картина - хорошо, но можно помочь команде найти себя в этой большой картине. Если мы сузим просмотр результатов года до команды, то лишь усилим эффект от общих итогов года.

Думаю, что эта пятница - идеальный день для подведения итогов, если вы еще этого не сделали. А до пятницы не так уж и много времени осталось 😉

#разработка
1
Извините, а ничего, что мы с вами в обычном телеграмме IT канал ведем? Сохраняйте себе этот универсальный шаблон-ответ, чтобы не потерять. Подходит на все случаи жизни и факапы с проектами. 🙃
1