Луцет – Telegram
Луцет
3.31K subscribers
509 photos
28 videos
292 files
3.21K links
Налоги, политика, нормотворчество.

Интерпретация нормативных актов.

Нотариальная мудрость https://news.1rj.ru/str/not_mudr

Для связи @LutsetConnection_bot
Download Telegram
Время
Круиз
Все говорят про импортозамещение, и мне хочется высказаться.

Была такая группа "Круиз", в 1986 году у нее вышел альбом с песней "Время". И хочу прямо сказать - зря товарищ Гаина потом уехал и начал экспериментировать.

Это вам не Металлика со Слейером (у обоих, кстати, в том году вышли знаковые альбомы), здесь был свой колорит. И между прочим уровень был крут, все признавали. И много было хороших и перспективных групп.

А сейчас не знаю, есть ли вообще на этом направлении какие-то "стартапы". Из стариков Кипелов-Ария с бесконечными любвеобильным балладами. И всё.

Печаль...

А "Время" послушайте в наушниках, не через динамик...

#рок
Поздравляю авиаторов. Как видно из последней версии большого законопроекта минфина, принято решение о продлении на 2023 год ставки НДС в размере 10 процентов при полетах через московский авиационный узел. Об этом сказано в статье 3 уточнённой редакции документа.

Учитывая, что сроки поджимают, видимо данная норма будет внесена поправкой к "бюджетообразующему" законопроекту. Во всяком случае рекомендовал бы представителям отрасли проследить за этим.

Хоть что-то. Несмотря на то, что пониженная ставка продлевается всего на год, решение безусловно станет сдерживающим фактором для цен на билеты. Остальные налоговые вопросы отрасли, включая демпфер, пока остаются нерешёнными.
Ознакомиться с доработанным текстом законопроекта по ОНБНТТП будет интересно всем. Он преобразился, уточнился, обсудился.

Из крупных читателей в обсуждении поучаствовали практически все - РСПП (много замечаний), ТПП, Ассоциация европейского бизнеса,Ассоциация морских торговых портов, РЖД, Газпром нефть, Лукойл, Роснефть, Сургутнефтегаз, Сбербанк. И даже Еврохим, замечания которого впрочем нельзя назвать хорошо сформулированными.

В отраслевом разрезе очень много критики от малых ювелиров (в части запрета спецрежимов) и букмекеров.

В доработанном тексте нашлось место и нефтегазу. Памятуя "каспийский" опыт Лукойла теперь минфин предлагает использовать его для месторождений в южной части Охотского моря. Для этого вносятся изменения в тот же самый подпункт 5 пункта 1 статьи 11.1 НК. Но если по нефти что -то признавали новым морским месторождением для применения пониженного НДПИ, то по газу наоборот - что-то исключают из этого понятия.

Шикарный получился документ и по объёму и по содержанию. Какая-то его часть наверняка будет внесена в виде поправок к "бюджетообразующему" законопроекту, как всегда без обоснований и обсуждения. Остаётся лишь надеяться, что не самая большая.
Смотрю отраслевые каналы. Из десяти публикаций - восемь о том, как плохо "у них", одна о том, как хорошо у нас, одна на выбор в зависимости от ситуации.

Сетка примерно стабильна от канала к каналу с небольшими отклонениями.

Есть, конечно, и исключения из этого правила.
Снова к авиаторам. Несмотря на то, что продление пониженной ставки НДС для МАУ формально предложено лишь на следующий год, налоговые расходы по данной норме учтены и в дальнейшем (в отчёте - таблица 2.5 раздела по НДС ). Причём в стабильно растущих объёмах: в 2022 году - 29,777 млдрд.руб., в 2023 году - 32,361 млрд.руб., в 2024 году - 34,847 млрд.руб., в 2025 году - 37,694 млрд.руб.

Если бы к налоговым расходам относились ответственно, это означало бы 1) продление льготы как минимум до конца 2025 года и 2) некую динамику объема перевозок, что конечно нашло бы отражение в пояснениях. Но никаких комментариев нет, а насколько вероятно и то, и другое - оценить без посторонней помощи непросто. Ничего удивительного - налоговые расходы представляются в парламент не для того, чтобы давать ответы, а для того, чтобы вызывать вопросы.
Тем, кто интересуется динамикой инвестиционного налогового вычета, интересно будет ознакомиться с таблицей 28 разделе по налогу на прибыль отчёта о налоговых расходах. Из неё можно узнать, что суммы ИНВ в части федерального бюджета показали сильный провал в 2020 году, а с 2021 года уверенно (хотя и умеренно) растут и планируют расти.

Но из неё нельзя узнать, сколько приходится на региональные бюджеты, что довольно странно - во всех иных таблицах по налогу на прибыль это есть. Также вы не узнаете, какая часть ИНВ компенсируется регионам из федерального бюджета. Не говоря уже о том, чтобы посмотреть разбивку в разрезе различных оснований ИНВ.

Не очень информативное представление по столь важному вопросу. Видимо есть, что скрывать.
Самый оптимистичный раздел отчёта о налоговых расходах - акцизы. Потому что он пустой, то есть расходы государства по акцизам равны нулю.

Ещё можно понять, почему не хочется "светить" обратный акциз. Там только по нефтяному сырью придётся показывать три триллиона. А помимо него сколько ещё акцизов поменьше, сейчас например минфин виноградный на местах изучает. Отнесёшь их к расходам и придётся что-то оценивать, чего конечно не хочется.

Но про жидкую сталь зря забыли. Сейчас там цена отсечения меняется, завтра ещё что-нибудь придумают. Неправильно суммы таких решений от народа в лице депутатов скрывать - надо подробно описывать и комментировать.
Если в остальных разделах отчёта о налоговых расходах чего-то не хватает, то в налоге на имущество организаций явно что-то лишнее (таблица 12). Зачем-то к налоговым расходам отнесены суммы налога по движимому имуществу.

Наверняка кто-то со мной не согласится, но это примерно то же самое, как к налоговым расходам по НДС отнести, например, неуплаченный налог с операций по обращению российской или иностранной валюты.

Но понять минфин можно. Это очередной сигнал регионам и совфеду - будьте настойчивее, сумма как раз компенсирует выпадающие доходы по налогу на прибыль от повышения нагрузки в ТЭК.
Сущая правда. Люди профинансируют новые налоги Газпрома через повышение тарифов на газ.
На радио Звезда чтение классики заменяют пропагандой. Ещё немного, и одним слушателем станет меньше.
НДД и плюрализм

Принятый недавно закон о расширении периметра НДД порадовал не только нефтяников. По словам одного из авторов законопроекта - будущего председателя бюджетного комитета Ануфриевой - должно было перепасть и федеральному бюджету. Причем намного больше, чем изначально планировалось.

При внесении законопроекта авторы не стесняясь предоставили право оценить его последствия минфину, которое и выдало цифру в 84 млрд.рублей. Но уже ко второму чтению предполагаемые допдоходы выросли и были озвучены в размере 192 миллиарда, правда за пять лет.

Объяснялось это тем, что компании будут обязаны нарастить добычу. В законе, правда, такой обязанности нет и чем она установлена, никто не знает. Но та уверенность, с которой всё обосновывалось, не оставляла сомнения - добыча и доходы точно вырастут, депутаты обманывать не могут.

Ни на секунду не сомневаюсь, что именно так и есть, потому что слово депутата - закон.

Но и читать материалы к бюджету простым смертным не воспрещается. А поскольку сейчас канал "Луцет" занят чтением отчёта о налоговых расходах, то и выводы попробует сделать именно из него.

Итак, что имеем по НДД:
1) налог продолжает оцениваться как "льготный налоговый режим" (стр.9);
2) в текущем году поступления по нему оцениваются в 1613 млрд.руб., в 2023 - 1129 млрд.руб., в 2024 - 1383 млрд.руб., в 2025 - 1288 млрд.руб. (стр.94). Итого снижение на триллион за три года;
3) рост расходов по НДПИ только по выработанным месторождениям за 2024-25 годы более чем на 400 млрд.руб.;
4) в то время, как расходы в виде неуплаченного НДПИ от года к году растут, доходы от НДД принципиально не меняются.

При этом суммы налога к уплате в отчёте о налоговых расходах завышены в сравнении с пояснительной запиской к федеральному бюджету (стр.58), почему и зачем - непонятно.

Зато в пояснительной записке (стр.53 и стр.61) есть собственно оценка допдоходов от расширения периметра: 119 млрд.руб. в 2023 году, 194 млрд.руб. в 2024 году и 28 млрд.руб. в 2025 году - значительно выше озвученной, даже за три года. Но в этой сумме также учтено расширение периметра в 2024 году, а отдельная оценка эффекта от 234-ФЗ отсутствует.

Цифры не очень информативные, сильное влияние оказывают макропараметры, которые неизвестно как и где учтены в части расширения периметра НДД. Поэтому из всех возможных выводов позволю себе апокалиптический. Исходя из всех данных для того, чтобы в целом по сумме допдоходы за пять лет составили озвученные г-жой Ануфриевой 192 млрд.руб., за один 2026-й год рост налоговых поступлений по НДД и НДПИ (в части НДД) должен составить не менее 1,5 трлн.рублей.

Есть и альтернативный взгляд: представляете, насколько упали бы поступления, если бы не новый периметр?

Вообще то, как учтены налоговые расходы по НДД, продолжает наводить на мысль о его безрадостном будущем. Поскольку неудачным может быть признан не только эксперимент по расширению периметра, но и сам НДД как таковой. Это ведь однажды уже было, не так ли?

Если только не учитывать сентимент.
В части нефтегаза хочется также зафиксировать прогнозы поступлений в федеральный бюджет по СРП на 2023 год.

В пояснительной записке:
- роялти 35,4 млрд.руб.;
- налог на прибыль 98,6 млрд.руб.;
- доля прибыльной продукции 47 млрд.руб.

В отчёте о налоговых расходах (стр.94) "поступления от участников СРП" 195,3 млрд.руб.

Через год вернусь к этой публикации.
Бюджетообразующий налоговый законопроект принят в первом чтении.

Напомню, что оценки бюджетных доходов в нём существенно отличаются от тех, что заложены в федеральный бюджет.

Ранее на заседании бюджетного комитета представитель минфина оценивал дополнительные налоговые изъятия на 2023 год в 1,3 триллиона рублей.
В завершение ещё несколько особенностей нефтегазовых налоговых расходов из материалов к проекту бюджета.

Проектируется рост расходов на бурение: в 2023 году - на 5,2 процента, в 2024 году - на 8,6 процента, в 2025 году - на 9,7 процента. Что с учётом прогнозируемой инфляции вероятно означает падение объёмов в следующем году с их восстановлением в дальнейшем.

Общая сумма налогового расхода по нефтегазовому НДПИ "не бьётся" с цифрами в расшифровке (страницы отчёта 92,93). Так, за текущий год общий налоговый расход данного вида обозначен в размере 2 847 906 млн.руб., при этом пониженные ставки\освобождение 1 335 759 млн.руб. и вычеты 305 188 млн.руб.

Как уже упоминалось, вычет по Самотлору в сводной таблице указан обезличено ("нефть обессоленная..."), в то время как иные индивидуальные льготы поименованы.

Нет вычета по ИНК, а это 150 млрд.рублей.

Характерной особенностью является также и то, что по НДД и СРП расход представлен в виде разницы между собственно расходами и поступлениями. В то время как по иным позициям доводится только расчётная сумма выпадающих доходов вообще без какой-либо оценки влияния на доходы.
Никарагуа - один из наших союзников. Но, как и в случае с Мьянмой и Зимбабве, получить официальную информацию о налогах оказалось невозможно. Где-то её нет, где-то отсутствует возможность доступа к сайту госоргана. Поэтому вновь почерпну информацию о подоходном налоге из источников неофициальных.

Из них выяснилось, что налог в стране прогрессивный. Ставка изменятся от 0% до 30 %.
При этом необлагаемый минимум (нулевая ставка) составляет 100 000 кордоб (по сегодняшнему кросс-курсу 172 000 рублей), а максимальная ставка 30 % применяется при доходе 500 000 кордоб (860 000 рублей) и выше.

Как можно видеть, месячный необлагаемый минимум составляет 14 с небольшим тыс.рублей. А максимальная ставка начинает применяться при месячном доходе немногим выше 71 тыс.рублей.

Порадовала правовая основа налогов. Из базовых налоговых законов два называются "О налоговой беспристрастности" и "О налоговой концентрации". Не исключено, что и в этом вопросе есть чему поучиться.
Законодательным Собранием Санкт-Петербурга подготовлен интересный налоговый законопроект. Им предлагается повысить размер социальных налоговых вычетов, а по образовательным услугам и вовсе исключить ограничение. На данный момент проект инициативы направлен в совет законодателей.

Как отмечается в пояснительной записке, с момента установления действующих ограничений по суммам вычетов накопленная инфляция превысила 210 процентов. Поэтому предлагается проиндексировать их хотя бы на малую часть от этого роста - со 120 до 150 тыс.рублей.

Надо сказать, что логика эта в той или иной степени верна для всех вычетов по НДФЛ - их размеры давно не соответствуют экономическим реалиям. Поэтому вопрос можно было бы ставить и шире.

Но и в такой редакции оппоненты нашлись быстро, в лице верхней палаты парламента. Бюджетный комитет, правовое и аналитическое управление которой в один голос указали на выпадающие доходы региональных бюджетов и намекнули на то, что не поддержат инициативу. "Аргумент" известный, но при такой логике решить этот вопрос не удастся никогда, такова уж судьба НДФЛ - быть одним из ключевых источников бюджетных доходов субъектов РФ.

Означает ли это, что тема обоснованной индексации вычетов должна быть обречена на забвение? Думаю, вряд ли. Поэтому хочется предложить депутатам, сенаторам и их аппарату адресовать вопросы о "выпадающих доходах" и источниках их компенсации не инициаторам, они заведомо не смогут сделать расчёты по всей стране. Есть для этого специальное министерство - финансов, которое нелишне подключить к обсуждению вопроса прямо сейчас, не ограничиваясь формально-бумажной процедурой. Тогда можно и расходы оценить, и источники обсудить. Да и людям рассказать о том, почему цены растут, а вычеты - нет.
Злые языки говорят, что "Круг добра" продолжает теснить минфин в вопросах отмены НДС для своей деятельности. Министерство держало паузу достаточно долго, но после визита Ткаченко к Путину и поручения Мишустина выбора у него практически не осталось. Не прошло и четырех месяцев с момента поручения премьера, как соответствующие предложения направлены на согласование в минздрав.

Поговаривают, что предложения эти подразумевают освобождение от НДС в рамках статьи 149 НК. Поэтому, вопрос их эффективности будет зависеть от окончательной редакции - из неё будет ясно, появится ли в каких-то случаях невычитаемый входной налог.

Из отчёта о налоговых расходах к проекту бюджета видно, что годовой ввоз незарегистрированных лекарственных средств для оказания помощи по жизненным показаниям в текущем и следующем году составляет 3,5 -3,9 млрд.руб. Примерно такова цена вопроса для пациентов фонда, которым сегодня может быть предъявлен дополнительный НДС.
Четыре "не" для доходной части бюджета

Критика федерального бюджета в основном концентрируется на его расходной части — где-то расходы недостаточны, а где-то можно было бы и убавить. Обсуждают и дефицит, но уже не так активно. А вот бюджетный процесс в части формирования налоговых доходов остаётся в тени, в то время как накопленная неэффективность в этом вопросе приближается к критическому уровню. Обозначу некоторые наиболее важные проблемы, которые проявились за последние три недели в ходе бюджетных дискуссий.

Непубличность
Одним из ключевых вопросов налоговой политики является карт-бланш минфина на принятие практически любых налоговых решений. Недавно в совфеде Шохин вновь публично обратил внимание на эту проблему — и получил отповедь от Силуанова. Внутри правительства ситуация не сильно отличается и подтверждений тому множество, взять к примеру ситуацию с фронтальным повышением налогов в горнодобыче в прошлом году. Налоговые законопроекты вносятся фактически без обоснований, а решения на десятки миллиардов рублей могут приниматься без какого-либо обсуждения поправками ко второму чтению.

Непредсказуемость
Обратной стороной этой же проблемы является невозможность спланировать налоговую нагрузку хотя бы на один год и очевидные последствия для инвестиционной привлекательности не столько отдельных организаций, сколько целых отраслей. Недальновидное стремление увеличить налоговые поступления ценой простых и быстрых решений приводит потом к необходимости внесения изменений, причём неоднократно. Это можно было видеть и по уже упомянутому рентному коэффициенту НДПИ и по акцизу на сталь, где вместо долгосрочной экономически обоснованной формулы вновь принимаются «простые и понятные» решения по цене отсечения. Есть и обратный пример в нефтяной отрасли, где буквально через год после торжественного введения в действие НДД были приняты фискальные ограничения.

Непрозрачность
Когда налоговые решения представляются в парламент в составе бюджета, они имплементируются в текст с большим количеством ошибок и противоречий. На примере текущего проекта бюджета уже обращал внимание на то, что в его недрах могут «потеряться» даже не десятки, а сотни миллиардов рублей без каких-либо публичных объяснений. Как это случилось, например, с НДПИ Газпрома или налогом на прибыль Лукойла.
Большую проблему представляют налоговые расходы, которые вносятся вместе с бюджетом не в полном объёме и без оценки эффективности льгот. На необходимость что-то с этим делать обращают внимание даже аудиторы счетной палаты.
В совокупности с неумением адекватно реагировать на внешние вызовы это приводит к возникновению дисбалансов в доходной части бюджета, одним из наиболее ярких примеров чего может служить обратный акциз на нефтяное сырьё. Оценка возмещения по данному виду налоговой субсидии, если верить материалам к бюджету 2023-25, достигнет в этом году фантастических размеров и превысит три триллиона рублей при том, что запланированная сумма по материалам бюджета 2022-24 составляла «всего» 940 млрд.руб.

Неконтролируемость
Если для наблюдения за расходной частью бюджета существует счетная палата, то парламентский контроль за доходной частью практически отсутствует. Требуемые по закону документы - Основные направления налоговой политики и отчёт о налоговых расходах - представляются формально, их обсуждение де-факто не проводится, а цифры в них могут расходиться с теми, что представлены в пояснительной записке к бюджету. Последствий для минфина это не влечёт. Последний пример - несоответствие между налоговым законопроектом и бюджетом.

Если быть кратким, то ко всему этому стоило бы добавить ещё и неумолимое стремление минфина к индивидуальным налоговым решениям. Большинство из них принимаются келейно, без публичного обсуждения и обоснований при том, что законодательные требования к бюджетному эффекту как правило не устанавливаются. Реципиенты всем хорошо известны — за последние два года налоговый лоббизм крупных компаний стал виден как никогда хорошо. И можно сказать, что минфин как никогда чувствует себя в этом вопросе хозяином положения.