Луцет – Telegram
Луцет
3.31K subscribers
509 photos
28 videos
292 files
3.21K links
Налоги, политика, нормотворчество.

Интерпретация нормативных актов.

Нотариальная мудрость https://news.1rj.ru/str/not_mudr

Для связи @LutsetConnection_bot
Download Telegram
Вышли очередные президентские поручения по итогам совещания с правительством, касаются они стимулирования инвестиций. Поручено много всего, фискальная тема проявляется в отношении особых экономических зон. Правительство должно обеспечить внесение в законодательство изменений, предусматривающих сокращение до 15 рабочих дней срока принятия решения о присвоении инвестору статуса резидента ОЭЗ и возможность проведения налогового мониторинга в отношении резидентов ОЭЗ.

Также государству не даёт покоя низкая эффективность инвестиционного налогового вычета. Поэтому в соответствии с пунктом 5 поручений правительство должно совместно с госсоветом представить предложения по совершенствованию с 2024 года данного мезанизма с учётом внедрения в регионах системы поддержки новых инвестиционных проектов «Региональный инвестиционный стандарт».
На очередном налоговом форуме (которые кажется проходят уже непрерывно) вчера прозвучала очередная же сенсация. Один из работников Газпрома похвастался тем, что теперь-то компания точно стала крупнейшим налогоплательщиком. Как будто это её заслуга, а не минфина, просто забравшего дивиденды в бюджет.

Лучше бы Газпром рассказал, почему он не был крупнейшим налогоплательщиком все последние годы. А также почему вместо экспортных пошлин "попросил" минфин увеличить НДПИ и как это скажется на внутренних ценах. И каково его участие в падении доходов региональных бюджетов в последние месяцы. И делать это желательно устами зампреда Садыгова - он даже если и не совсем точен в налогах, во всяком случае не будет вызывать улыбку у слушателей.

Но имеется в этом вопросе помимо прочего и формальная газонефтяная казуистика. Дело в том, что у Роснефти есть такой стратегический документ - ключевые принципы в области налогообложения. В документе этом компания официально продолжает называть себя крупнейшим налогоплательщиком России. Но коль скоро Газпром похвалился, надо что-то с этим делать. Либо налогов больше успеть до конца года заплатить, либо формулировку на сайте поменять.

Требуется управленческое решение.
Не прошло и двух лет с утверждения энергостратегии-2035, как минфин задумалось о фискальном стимулировании производства водорода. И подготовило соответствующий законопроект. Им предлагается дать льготы по налогу на прибыль новым проектам (за счёт регионов), а по НДПИ - всем (по аналогии с СПГ).

Забыли ещё обратный акциз, но думаю и до него руки дойдут. Вожделенный водород ведь не только из природного газа можно производить, нефтяники с СПГ чем хуже? Или самые "зелёные" альтернативщики? Так что не стоит только Газпром с Новатэком радовать, надо и о других подумать - засиделся водород в неподакцизных товарах.

Интересно в этой истории и то, что минфин всеми способами как раз уклонялось от подобных льгот. А минэнерго с минпромом ему вторили - не нужно никаких стимулов, бизнес сам всё сделает. И вот теперь традиционно первое - исполнитель, второе и третье - соисполнители, льготы конструируются персонально под "крупняк", которому только что вроде бы налоги подняли. Так что это очередной пример непоследовательности, избирательности и кулуарности фискальной политики.

Ну что ж, в добрый путь, как говорится... Но если такими темпами будем двигаться, никуда не продвинемся.
Злые языки говорят, что законопроект по олову будут принимать в режиме блиц. На поправки дали всего неделю, а закон планируют принять уже 20 декабря, чтобы совфед одобрил его уже 23 числа.

Напомню - бюджетный комитет рекомендовал его расширить ко второму чтению, распространив на иные территории, кроме ДФО. Также в заключении комитета прозрачно намекается на то, что и круг получателей льгот надо бы расширить, не ограничивая так жестко критериии по выработанности.
В чём не откажешь нашей судебной системе, так это в честности. Только что на съезде говорили о гуманизации - и буквально через несколько дней пожалуйста, очередной гуманный приговор.

Честность, справедливость и гуманность - неотъемлемые качества российских судов.
Родительский инстинкт. Какие бы тени вокруг семьи не вились, а вот старший пятёрки приносит, а младшие сытые, здоровые и довольные всё вокруг ломают - и всё. Папе с мамой больше ничего и не нужно, довольно уже...
Правительство внесло на ратификацию договор об общих принципах налогообложения по косвенным налогам с Республикой Беларусь. Документ пренаинтереснейший - несмотря на объём рекомендую потратить время на его изучение всем, кто ещё этого не сделал.

По НДС теперь пониженные ставки устанавливаются договором и наверняка всем интересантам важно их просмотреть. Потому что по некоторым позициям складывается впечатление, что регулирование уточняется в сравнении с национальным законодательством. Например, по ставке 10 процентов по авиаперелётам через Москву норма делается бессрочной - такое ощущение, что наши депутаты об этом не знали, когда совсем недавно торжественно продлевали её на два года.

Но наиболее концептуальным по НДС является пункт 4 статьи 5 - стороны обязуются не снижать налоговые ставки. Это прямой и недвусмысленный ответ всем, кто ратует за снижение НДС.

По акцизам всё также приводится к единообразию, но чего нельзя увидеть в договоре, так это акциза на нефтяное сырьё - он пока остаётся нашей национальной особенностью. Зато есть статьи 8 и 9, где описываются межгосударственные трансферты. Угадайте, в какой валюте они рассчитываются? Правильно, в долларах США!

Помимо этого характерной является формулировка абзаца второго пункта 5 статьи 4: "вычеты или иные подобные правила, позволяющие налогоплательщику уменьшить сумму исчисленного акциза, не рассматриваются как льготы по уплате акцизов". Конечно, какие же это льготы, если можно вычесть больше чем начислил.

Ну и конечно, наднациональный налоговый комитет (кстати, кто его возглавит?) и налоговое администрирование. Одним словом, есть что почитать.
Злые языки говорят о нарастающей напряжённости во взаимоотношениях регионов (в том числе сырьевых) с минфином по поводу формирования собственных налоговых доходов. Одной из точек концентрации недовольства является предстоящая отмена КГН, гарантирующая постепенное - от года к году - снижение поступлений от налога на прибыль в региональные бюджеты.

Не меньше волнует местные власти и продолжающаяся концентрация налоговых доходов на уровне федерации. По некоторым субъектам РФ доля остающихся на территории налогов за последние 10 лет снизилась с почти 50 до чуть более 20 процентов, что связано в том числе с решениями последних двух лет по изменениям нагрузки в сырьевом секторе.

Одной из важных особенностей в текущем "межбюджетном процессе" стала высокая база прошлого года, применяя к которой нормативы бюджетной обеспеченности минфин настаивает на достаточности текущих поступлений для исполнения региональных бюджетов.

Продолжение подобной политики на фоне роста бюджетных обязательств регионов чревато открытой фрондой отдельных губернаторов, которым терять будет уже нечего.
Неопределенность по дате ежегодного послания федеральному собранию интересна не только своим конституционно-правовым аспектом.

В таких посланиях традиционно упоминаются и налоговые вопросы. Например, в прошлом году были обозначены:

- благодарность депутатам за поддержку повышения предельной ставки НДФЛ до 15 процентов;

- поручение правительству в течение месяца представить предложения по поддержке МСП, включая меры налогового стимулирования;

- обещание по итогам года принять решения о возможной донастройке налогового законодательства с учётом направлений использования прибыли корпоративного сектора.

Вряд ли эта проблематика выглядит столь уж важной на фоне иных тем, но тем не менее.
В сегодняшней повестке совета госдумы награждение бессменного главного нотариуса Москвы и всей страны Корсика, а также его советника по взаимодействию с органами власти Джуринской почётной грамотой "за многолетний добросовестный труд".

Тем самым изящно оттеняется критика руководителя совфеда Матвиенко, и двух недель не прошло.
Ранее упоминал о ключевых принципах ПАО "НК "Роснефть" в области налогообложения, сегодня остановлюсь на них немного подробнее.

Зачем утверждаются подобные документы, с точки зрения логики понять довольно сложно, поскольку все налоговые "принципы" установлены законом и налогоплательщик может лишь повторить их с той или иной степенью "креатива". Можно предположить, что того от публичных компаний требуют писанные и неписанные правила раскрытия отчётности - но позже можно будет наблюдать, как некоторые крупнейшие компании хотя и принимают подобные документы, но скрывают их от посторонних глаз. В этом смысле Роснефть оказалась более открытой - в более поздних публикациях можно будет в этом убедиться.

Коль скоро всё установлено законом, от документа сложно ожидать чего-либо содержательного. Тем не менее в данном конкретном случае имеется несколько интересных нюансов.

Как уже говорилось ранее, компания официально закрепляет за собой статус крупнейшего налогоплательщика России. Теперь, после "сенсационных" прогнозов Газпрома, вероятно данное положение должно быть уточнено.

Компания утверждает, что уплачивает налоги исходя из реального экономического содержания деятельности. Означает ли это, что, например, в случае установления не имеющей отношения к экономике "нашлёпки" к НДПИ "а-ля Газпром" Роснефть не будет её уплачивать? Конечно нет, вероятно имелось в виду нечто иное.

Презюмируется исполнение лишь мотивированных требований налоговых и иных государственных органов. Сложно сказать, будет ли иметь данный принцип практические последствия в ситуациях, когда в соответствии с законом мотивировка не является обязательным условием. Или если компании будет выгодно сообщить что-либо безо всякой мотивации - нарушит ли она тем самым собственные принципы?

Обращает на себя внимание, что проактивная позиция компании по изменению налогового законодательства направлена на повышение эффективности деятельности всего нефтегазового сектора и отвечает задачам социально-экономического развития стран и регионов её присутствия.

Также отмечается, что "в целях усиления компетенции в специфичных областях" привлекаются консультанты, признанные на международном рынке. Не знаю, как обстоит дело с этим принципом на практике, но кажется не все налоговые консультанты Роснефти соответствуют данному требованию.
Вслед за программными тезисами по налогам Роснефти самое время присмотреться к аналогичному документу Лукойла. Здесь можно увидеть, могут ли отличаться налоговые принципы крупнейших государственной и частной нефтяных компаний. Учитывая тот узкий простор для манёвра, который оставляет авторам налоговый закон.

Стоит отметить, что, в отличие от Роснефти, Лукойл говорит не о налоговых принципах, а о налоговой политике. Что по структуре документа логичнее, поскольку у РН невзирая на название помимо принципов описываются и "стратегические задачи", и "вопросы организации налоговой функции" и "реализация стратегических задач". Хотя, на мой взгляд, налоговая политика как таковая может быть только у государства. Налогоплательщикам же достаточно политики учётной.

Могу ошибаться, но при прочем документ Лукойла менее "бизнесовый", потому что во главу угла ставится прозрачность, а не защита акционерной стоимости и увеличение денежного потока. Хотя формулировка здесь не совсем удачна, поскольку та самая прозрачность признаётся "основной деятельностью Группы "Лукойл". При всём уважении, прозрачность - это не деятельность.

Формулировки по схожим вопросам показались мне более удачными. Например, упоминая об эффективности, речь ведётся не о реальном экономическом содержании, а о недопущении двойного налогообложения и необоснованного увеличения налоговых обязательств.

Если сравнивать чисто математически, то у Роснефти 9 налоговых принципов (эффективность, единство методологии, управление рисками, раскрытие информации, эффективное урегулирование налоговых споров, контроль при выборе контрагента, формирование устойчивой налоговой среды, прозрачность, планирование), а у Лукойла 8 (законность, централизация, обоснованность, эффективность, предсказуемость, стандартизация и унификация, добросовестность, открытость). Но если принять во внимание управление рисками, которое у Лукойла выделено в отдельную структурную единицу, то и получится поровну.

Также можно отметить менее амбициозный подход к взаимодействию с государством - упор сделан на региональном аспекте (льготы), без "проактивности".

В целом по результатам беглого сравнения сложилось впечатление, что форма получше у Роснефти, а содержание - у Лукойла. Мнение безусловно субъективное.
Таким мне увиделось сегодняшнее заседание налогового форума ТПП. Президиум не удивил - состав его участников полностью вписывается в формулу "те же и...".

Катырин зачитал с листа программный доклад, понемногу обо всём.

Егоров рассказал о "страновой системе управления издержками", эффективности, оперативности и важности ЕНС. Рассказывал долго, по мне так слишком.

Кирьянов поведал об акцизах в различных отраслях и необходимости изменить регулирование риэлторской деятельности.

С призывом обеспечить стабильность налогового законодательства выступил Орлов, отметив необходимость "поправки на цифровизацию" при принятии новых законов и похвалив налоговый мониторинг.

Дробление бизнеса - основная тема доклада Ваюкина.

Хороший вопрос задал Пепеляев - кто же всё-таки входит в группу по написанию нового НК, о создании которой недавно говорил Жуков?

О мерах государственной поддержки, тонкой капитализации, курсовых разницах, признании убытков и резервах рассказала Быховская.

На пирожки с соками не остался, дела...
Шок.

Смотрим "Спокойной ночи" и тут Степашка рекламирует "Цикловир".

Степашка. Цикловир. Шок.
В отличие от крупнейших нефтяных компаний Газпром в части своих налоговых концепций является примером закрытости и непрозрачности. Несмотря на то, что компания генерирует их интенсивно и в самых разных вариациях. Являясь публичным акционерным обществом, Газпром абсолютно непубличен в налогах в этой части - видимо есть что скрывать.

Между тем, ещё 7 декабря 2017 года была утверждена налоговая стратегия общества (постановление правления № 48) — об этом можно узнать из сообщения о миссии и стратегии. Там же сказано, что стратегия направлена на становление Газпрома в качестве лидера среди глобальных энергетических компаний.
О стратегии также можно узнать в других сообщениях компании. Но этого мало, и Газпром чуть ли не ежегодно утверждает собственную «налоговую политику» на трёхлетний период. Последнее публичное упоминание об этом содержится в сообщении на официальном сайте компании. Между тем, если зайти на соответствующий раздел корпоративного сайта, то можно обнаружить какие угодно программные документы, кроме налоговых. Возможно, не там ищу.

Ввиду закрытости документов за комментариями по ним приходится обращаться к злым языкам, которые с улыбкой комментируют активное внутреннее нормотворчество.

Говорят, что налоговым работникам компании не дают покоя лавры минфина, поэтому «верстают» они свои «основные направления» по образу и подобию ОННП. При этом не менее половины документа занимает описание прорывов, которые совершила налоговая служба компании за отчётный период, а также сообщения о планах международных и российских властей по изменению законодательства.

Одной из важных частей документа является оценка предстоящих налоговых обязательств группы, которая по слухам никогда не сбывается. Сейчас, правда, минфин своими паушальными платежами поможет увеличить предсказуемость по-крайней мере в части НДПИ.

Три темы остаются для налоговой службы компании приоритетными - налоговая оговорка, ТЦО и налоговый мониторинг. Хотя назвать их чем-то особенным нельзя, тем не менее о них говорится везде и много, в том числе и в налоговой политике.

Из интересного, пожалуй, можно отметить амбициозные планы по изменению налогового законодательства (куда же без них). Газпром, в отличие от нефтянки, не стесняется масштабных и конкретных формулировок, перечень которых весьма велик и ежегодно пополняется новыми прорывными идеями. Не реализуются они, правда, практически никогда - как например блок по налоговому стимулированию использования газомоторного топлива. Но поскольку главной задачей документа является доклад руководству, а не решение вопроса, это никого не смущает.

Также говорят, что документ весьма объёмный и на его подготовку налоговая служба компании тратит довольно большое количество своего драгоценного времени.

При всём уважении к злым языкам невозможность лично ознакомиться с текстами всё-таки оставляет лёгкое ощущение неопределённости. Поэтому простым смертным остаётся лишь надеяться: компания станет по-настоящему публичной и сочтёт возможным когда-нибудь поделиться с ними этой ценной, но на сегодняшний день сугубо закрытой информацией.
1071077607.181269885001664273.1.2.pdf
311.5 KB
Законопроект о вычете по НДПИ для олова завтра на комитете ко второму чтению.
В зале церковных соборов Храма Христа Спасителя прошло годовое собрание Московской городской нотариальной палаты. Символичность этого события трудно переоценить - именно такое место требуется нотариусам для принятия важных решений. Впрочем, тонкости взаимоотношений нотариата «латинского типа» и православной церкви не столь интересны простым смертным, как финансовые последствия посещения нотариусами божьего храма.

Последствия эти выразятся для всех нас в повышении со следующего года нотариального квазиналога - платы за услуги правового и технического характера. Она, напомню, взимается по правилам самих нотариусов, ими по своему усмотрению устанавливаются и размеры, и льготы. Для сравнения прилагаю таблицы с размером платы за УПТХ за 2022 и 2023 годы.

Повышение коснётся большинства нотариальных действий. При этом относительный рост стоимости «услуг» варьируется очень значительно. Вплоть до того, что например свидетельствование копий обойдётся на 80 процентов дороже (увеличение с 50 до 90 рублей за страницу). Рост стоимости происходит и по социально-значимым и по предпринимательским позициям.

Справедливости ради стоит отметить, что по некоторым позициям стоимость «услуг» не изменится. Однако обоснованность новых расценок в иных случаях - вопрос как всегда открытый. Если сами нотариусы не желают делиться с общественностью логикой своих действий, может быть это сделает минюст? Или авторы того самого законопроекта, ускорить принятие которого недавно требовала Матвиенко? Возможно, запас финансовой прочности позволил бы продержаться ещё немного без того, чтобы опять залезть в карман гражданам? Особенно тем, кому и без этого живётся небогато.
Помимо уточнений вычета по олову бюджетный комитет сегодня также одобрил поправку об увеличении НДПИ для Алросы на 19 млрд.руб. Один из тех удивительных случаев, когда сначала принимается решение о распределении дополнительных поступлений в бюджетном законодательстве, и уже потом собственно рассматривается повышение налога. То есть даже потенциальной возможности какого-либо обсуждения в думе и принятия какого-либо иного решения не допускается.

Что ещё обратило на себя внимание - вопрос на комитете вместо замминистра представлял даже не начальник, а замначальника департамента минфина. Уровень.