Луцет – Telegram
Луцет
3.31K subscribers
509 photos
28 videos
292 files
3.21K links
Налоги, политика, нормотворчество.

Интерпретация нормативных актов.

Нотариальная мудрость https://news.1rj.ru/str/not_mudr

Для связи @LutsetConnection_bot
Download Telegram
Как-то приложения некоторых банков и "Мой налог" умудрились "лечь" одновременно. То ли случайность, то ли совпадение.
Наблюдать за изменением налоговых систем ДНР и ЛНР интересно в контексте их провозглашённой гармонизации. Несмотря на некоторое сближение, идут они пока разными дорогами.

Например, и это может показаться странным, до недавнего времени проценты в обеих системах относились к невычитаемым расходам по налогу на прибыль. И вот дело сдвинулось с мёртвой точки, но сдвинулось по-разному. В ДНР ещё в марте разрешили признавать все проценты по кредитам и займам. А в ЛНР подошли к вопросу лишь в октябре и лишь по процентам за банковский кредит, полученный в самой ЛНР.

Тернист путь гармонизации.
Принятие отдельного налогового режима для экспорта Роснефти лишь усилит мозаичность налоговой системы, и без того переполненной индивидуальными нормами.

Если предположить, что т.н. независимый производитель газа при прочих равных будет уплачивать НДПИ бОльший в сравнении с монополистом, это создаст ещё один прецедент весьма сомнительного свойства.

Налоговое решение проблематики доступа к экспортной трубе находится в плоскости пересмотра архаичной формулы НДПИ на газ и установления для всех экспортёров правил налогообложения на основе реальной доходности контрактов.
Неправильно будет думать, что мысль о досудебном взыскании налогов пришла Верховному суду только сейчас. Однажды он уже вносил в Думу такой законопроект и было это аж в 2009 году. И аргументы в пояснительной записке ровно такие же, как сегодня.

Тогда правительство высказалось против, отзыв подписал руководитель аппарата Собянин. А правовое управление Думы выдало критичное заключение, предложив однако "дополнительно обсудить". В обоих случаях аргументация предсказуемо строится на позиции КС.

В итоге законопроект был отозван субъектом законодательной инициативы. Остаётся надеяться, что и в сегодняшние непростые времена подобный законопроект постигнет та же участь - если конечно дело дойдёт до его внесения.
Продолжают терзать смутные сомнения, хотя и не являюсь сторонником конспирологических теорий. Сомнения подогреваются упорными слухами об IPO Еврохима, которые появились вчера - аккурат после подписания закона 382-ФЗ.

Не даёт покоя та трансформация, которой подверглись некоторые налоговые ставки НДПИ после совещания в Правительстве.

Приток капитала - позитив неоспоримый. Но ведь Правительство создаёт такие стимулы для всех, а не для конкретных компаний.

Стоит подождать ещё некоторое время и увидеть годовую отчётность "химиков" - можно будет сделать выводы чуть более конкретные, чем гадание на гуще высоких договорённостей.
Демпфер и бюджет

Одной из особенностей бюджетного планирования является непубличность возвратного акциза. Если посмотреть на материалы к проекту федерального бюджета можно увидеть, что этот вид субсидии к налоговым расходам не относится. А это значит, что оценивать его по объёму и эффективности Правительство не обязано. Оно же само такие правила кстати и устанавливает.

Ещё одной особенностью является форма представления данных, когда по большому количеству подакцизных товаров информация лапидарна, либо вовсе отсутствует. Достаточно сделать попытку узнать детали например по акцизу на керосин - и Вы с удивлением обнаружите их полное отсутствие. Нет и разбивки по АБ и ДТ.

В такой ситуации Минэнерго достаточно просто говорить об эффективности демпфера - иных доказательств закон не требует.

Чтобы это изменить, нужно внести возвратный акциз вместе со всеми демпфирующими, инвестиционными и прочими компонентами в налоговые расходы и требовать ежегодного отчёта с подробным анализом при внесении очередного проекта бюджета.
Сегодня в одной из соцсетей мне написала одногруппница, с которой не общались с института. И опять поймал себя на мысли, что жизнь уже измеряется не годами, а десятилетиями.

Сто лет, сто зим - написал ей. Не 100, а около тридцати - ответила она.

Тридцати... И весело, и грустно.
Традиционная ежегодная встреча СПЧ с президентом сегодня обошлась без двух традиционных же тем - реформы судебной системы и амнистии. Кажется, они окончательно уходят из повестки - причина тому вероятно новый руководитель совета и новые вызовы в лице иноагентов, пыток и ковида.

Тенденция печальная, мягко говоря. Беглый взгляд любого стороннего (а уж не стороннего тем более) наблюдателя с лёгкостью зацепится за шероховатости в этом вопросе. Шероховатости такого масштаба, что слов нет.

Спросите у Уполномоченного по тем же самым правам - сколько ей каждый месяц поступает не криков, а воплей души тех, кто лично познакомился с уголовными судами. Неужели все эти люди, скажем так, преувеличивают?

Как пишет Коммерсант, все вопросы защитников прав к президенту заранее согласовываются с администрацией. Ждём следующего согласованного доклада через год.
Из сообщения на сайте компании.

"Ожидается, что по итогам 2021 года объем добычи углеводородов «Газпром нефти» превысит 100 млн тонн н.э. — впервые в истории компании. Объем переработки, по предварительной оценке, вырастет до 43,3 млн тонн н.э., объем премиальных продаж нефтепродуктов увеличится до 25,6 млн тонн н.э.".

"В 2021 году «Газпром нефть» выплатила итоговые дивиденды за 2020 год в размере 15 рублей на обыкновенную акцию. По итогам 9 месяцев 2021 года Совет директоров компании рекомендовал направить на дивиденды акционерам рекордные 40 рублей на обыкновенную акцию.".

Это до вычета по Приобскому месторождению.
Правительство внесло в Думу законопроект 29577-8, который предполагает включение в перечень расходов, связанных с производством и реализацией, расходов по стандартизации оборонной продукции. Необходимость внесения изменений обосновывается наличием отличий между национальной системой стандартизации и системой стандартизации оборонной продукции.

Здесь хотелось бы отметить, что подобные предложения могут быть актуальны не только для данной отрасли. Например в области стандартизации и сертификации водородной энергетики с учётом международных аспектов может сложиться не менее интересная и сложная ситуация, чем в оборонке. Достаточно посмотреть водородную концепцию, чтобы убедиться в важности и актуальности данного вопроса.

В этой связи стоит задуматься о доработке законопроекта ко второму чтению таким образом, чтобы его нормы могли работать универсально в необходимых случаях. Во всяком случае ещё раз проанализировать те сферы, где подобное налоговое регулирование на сегодня является востребованным.
Всем, кто по каким-то причинам ещё сомневается в пользе налоговых оговорок, рекомендую агитационную статью в Ведомостях.

Из неё Вы узнаете, какое отношение к этим самым оговоркам имеют Глеб Жеглов и философский принцип "Бритва Оккама". А также о том, что статья 54.1 в её нынешнем виде является "компромиссным итогом дискуссий" государства и экспертного сообщества.

Статья опубликована в "блогах профессионалов".
Отгремели бюджетные споры, но документы читать до сих пор интересно.

В пояснительной записке к бюджету увеличение НДПИ на нефть по 305-ФЗ помечено скобками "(влияние на поступления с июля 2021 года)". Ай да Минфин, ай да молодцы.

Если прочитать так как хочется создаётся впечатление, что таким образом ведомство "отбило" обратную силу ухудшающих норм и переложило ответственность на депутатов. Они мол напринимали непонятно что, но мы-то понимаем, что увеличить налог задним числом нельзя.

Правда при таком прочтении нужно быть последовательными и писать не "с июля". Закон от 02.07.2021 и поэтому статья 5 многострадального НК требует другой даты вступления по НДПИ.

Немного конечно смущает, что влияние именно на поступления - с начислениями было бы честнее. И совсем немного смущает, что пояснительная записка к проекту бюджета всё-же закон изменить не может - в нём повышенный НДПИ по-прежнему вступает в силу с даты опубликования и "распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2021 года".
В семье отвлекаться нельзя ни на секунду. Сегодня мы пренебрегли этим правилом и малыши, неведомым способом проникнув в туалет, размотали в унитаз чуть ли не рулон туалетной бумаги.

Но бывают и приятные новости с детского фронта. Оказывается есть люди, которые готовы организовать и устроить новогодний праздник для детей прямо во дворе и просто так! Среди наших соседей оказалась такая женщина - срежиссирует и организует всё сама, без сторонней помощи. Честь и хвала, в каждый двор по такому человеку!
Всем и так известно, но напомню несколько нефтегазовых цифр, которые проистекают из параметров бюджета:

- средневзвешенная ставка НДПИ по нефти порядка 13,5 тыс. р. на тонну, по конденсату порядка 7,4 тыс. р. на тонну, то есть почти в два раза ниже. Ну а по газу порядка 1,1 тыс. р. за 1000 куб. м. - здесь без комментариев;

- доля необлагаемой нефти на период 2022-24 остаётся примерно на уровне 2,3 процента от добычи, а газа растёт с 13,1 процента в 2022 году до 17,9 процентов в 2024 году;

- даже с учётом экспортной пошлины порядка 4,6 тыс. р. за 1000 куб. метров в 2022 году налоговая нагрузка на газ неприлично меньше нагрузки на нефть.
Непоследовательность и профискальность очень часто идут рука об руку, когда речь заходит о сырьевых налогах или почти налогах. На этот раз в качестве примера - угольщики Кузбасса с их принуждением к инвестициям.

В июле мы видим предложение министра экономики по инвестсоглашениям как обязательному условию для вывоза дополнительных объёмов экспортной продукции. Тогда же от профильного замминистра финансов узнаём, что увеличение налоговой нагрузки на угольные компании не рассматривается.

Наступает сентябрь и мы с удовлетворением читаем высказывание министра экономики о том, что "это добровольные соглашения", а их заключение позволит привлечь 14 млрд. инвестиций и создать 6 тыс. рабочих мест. Ну и Минфин конечно предлагает повысить НДПИ на коксующийся уголь.

И вот декабрь - НДПИ повышен, а Минэкономики согласовало инвестсоглашений на 72 млрд. и 2 тыс. рабочих мест.

При такой амплитуде предположить следующий шаг достаточно сложно. Скорее всего будет повышен НДПИ на иные виды угля...
У каждого своё отношение к судебной системе в общем и к Конституционному суду в частности. А председатель этого суда имеет и своё мнение по многим вопросам, о чём он сообщил президенту в ходе встречи 13 декабря.

Цитата с официального сайта:
"Законы стали более профессиональные, это видно. Например, возьмём налоговое законодательство: в 1990-х годах, я помню, чуть ли не пленум – идёт решение по налогам. Сейчас у нас [рассмотрений] по налогам стало, может быть, менее всего по сравнению с другими предметами: скажем, социальными правами, уголовным правом и уголовным процессом, гражданским правом, собственностью, договорами. Это, видимо, говорит о том, что налоговое законодательство стабилизировалось...".

Можете соглашаться, а можете и нет. Обжалованию не подлежит.
В данных ФТС за январь-октябрь хочется обратить внимание на две особенности:

- экспорт керосина вырос на 22 процента по объёму;
- экспортная цена газа в октябре составила $443,6 за тыс. кубометров, а доходы «Газпрома» от экспорта трубопроводного газа выросли в два раза.

Правительству стоит принять во внимание эти цифры при проектировании очередных донастроек демпфера в нефтянке и оценке налогов в газовой отрасли.
В уходящем году на поприще налоговой политики помимо самого Минфина наиболее заметным был Минпромторг. В первую очередь это конечно связано с металлургическими треволнениями. Здесь министр Мантуров проявил себя истинным бойцом за интересы отрасли:
- публично критиковал само правительство, требуя внесения в уже отправленный в Думу законопроект льгот для электрометаллургов;
- замкнул на себя перечни льготников по акцизам на сталь;
- пролоббировал снижение НДПИ для Норникеля за счёт твёрдого норматива потерь.

Но металлургами круг интересов Дениса Валентиновича не ограничивается. Достаточно вспомнить его требование отправить в тундру замминистра финансов Сазанова, не дающего льготы нефтянке, или фронидирующую по отношению к вице-премьеру Абрамченко позицию Минпромторга по вопросу пошлин на минудобрения. Говорить про пошлины на лом не имеет смысла - вопрос сугубо в пределах компетенции.

Одним словом, вклад в обсуждение фискальных вопросов имеется.
Две самые большие неприятности с утра - реклама на Звезде и нежелание старшего просыпаться в садик.
В дополнение хотелось бы сказать, что по угольному метану обоих видов можно было бы поработать над РИПами и ТОРами, а также посмотреть статью 261 в части возможностей признания некоторых расходов ещё на этапе получения лицензии.

Но дополнительные налоговые льготы в этом случае вряд ли самое важное.

https://news.1rj.ru/str/ngvertical/330
Всем, кто интересуется качеством подготовки налоговой части федерального бюджета, рекомендую посмотреть отчёт о налоговых расходах. Вот что там написано, например, о вычете по Самотлору (пункт 11 рентного раздела) :

- льгота в виде вычета из налоговой базы (в соответствии с законом из суммы налога) ;

- период льготы с 2012 по 2018 год (в соответствии с законом с 2018 по 2027) ;

- никакой оценки допдоходов, только расчётная сумма льготы (по сообщению Роснефти только за первые два года дополнительные налоги составили 111 млрд. руб.).

Над этим документом следовало бы поработать, и не только в нефтегазовой части.