Вправо Вверх 📈 Михаил Табунов – Telegram
Вправо Вверх 📈 Михаил Табунов
29.2K subscribers
107 photos
8 videos
195 links
Тут про создание IT продуктов, продуктивность и UGC контент

Послужной список:
CEO&Founder Ppp
CPO at FunCorp
CEO&Founder Pact.im
CTO&Founder Coub.com (YC 2016)

Интро https://news.1rj.ru/str/bossofyourboss/208
По рекламе @tm_assistance
Download Telegram
Что я думаю про Apple Vision Pro

Рынок развлечений уже десять лет двигается в сторону короткого потребления: рилсы, шортсы, ютуб, мобильные игры – всё это продукты для быстрого потребления через телефон, стоя в пробке либо в очереди.

Гаджеты двигаются в сторону удешевления – посмотрите как стрельнул дешевый айфон, и сколько людей не видят больше смысла покупать Про версию айфона.

VR как будто идет против рынка:
- Лишние гаджеты постепенно отмирают. Трудно продать даже iPad, не то что VR шлем
- Потребление будет дальше расти за счет смартфонов, потому что твоя мобила всегда в кармане. Шлем готовы надевать только гики, но им на самом деле тоже лень
- У VR много логических проблем в CJM

На самом деле VR работает на другом рынке. Рынке венчурного капитала. Как писал Маркс, капитал всегда будет искать выход. И сейчас выход он нашел в Apple Vision Pro.

Главный инвестфонд когда-то давно навыпускал методичек в духе VR это Wolf Outside the Door, остальные просто раскопировали, потому что FOMO.

Это классный пример, как капитал создает искажения, пытаясь найти масштабирование там где его нет.
25👍12🔥1😁1
Как делать продажи в стартапе

Я занимаюсь боксом, и у нас говорят так: чтобы сильно бить – сильно бей. Чтобы быстро бить – бей быстро. ВСЁ. Без упражнений шаолиньских монахов, вставаний в 5 утра и обливаний ледяной водой.

В стартапах похожая ситуация. Чтобы сделать продажи надо:

- купить первый траф или писать в холодную
- продавать вручную: работать с возражениями и страхами, закрывать сделку пока не получится

Просто делать. Не автоматизировать и не изобретать. Что мешает продажам в стартапе:

- JTBD
- касдев
- биздев
- резерчи и опросы

Всё это отводит глаз от главного на методологии и процессы, которые нужны единицам.
72👍18😁5🔥1
Какие аналитические обряды должны быть, если ты отвечаешь за продукт

Ежедневно - верхнеуровневый чек основных метрик в режиме трех Д – ДАУ, Деньги, Доходность когорт

Еженедельно

1. Статус по А/Б тестам – срез по всем тестам, которые сейчас в проде, в формате растет / не растет
2. Капитанский Мостик – пройти по основным продуктовым отчетам. Как по дням, так и по недельным метрикам типа WAU, DAU/WAU, Views Per User, Sessions Per User
3. Сверка план-факт
4. Короткий письменный репорт – или руководителю, или для себя

Раз в месяц

1. Месячный Капитанский Мостик – пройтись по высокоуровневым месячным метрикам. MAU, DAU/MAU, WAU/MAU, % новых инсталлов в MAU, ARPMAU, Month To Month retention
2. Закрытие плана месяца – сделали / не сделали, и почему
3. Аналитика точек роста – смотрим воронки в разрезах, смотрим сырые данные. Вычленяем причинно-следственные связи
4. Длинный письменный репорт

Пример чисто для B2C. Для B2B набор метрик другой, но принцип тот же.

Подписывайся на Вправо Вверх
🔥9012👍9😁2
Люди работают так, как вы ими управляете

Александр Фридман
51👍12😁3
Экспресс программа подготовки IT менеджеров

Я изучил программу самых известных курсов по продакт-менеджменту, прошел тренинг по тому как делать продукт, всё понял, и составил свой бесплатный мини-курс для подготовки IT менеджеров:

⁃ Начинаем курс с работы тестировщиком в веб студии на юге России - 6 мес
⁃ Переезжаем в Москву, и работаем курьером Яндекс Еды – 3 месяца
⁃ Вкладываем заработанное в арбитраж криптовалюты, и параллельно снимаем рилсы на патриарших – 6 мес
⁃ Дальше преподом в детскую школу программирования – 6 мес
⁃ Завершаем торговлей женской одеждой на Wilberries, пока склад с одеждой не сгорает – 9 мес
⁃ Понимаем что всё не то и пора войти в IT

На выходе всего за 2.5 года получаем закаленного менеджера, который всем нужен.

Ну а если серьезно – то скачивай настоящий чеклист развития продакта в IT
😁664
Есть ли смысл сейчас делать новое мобильное приложение?

Такой вопрос часто задают с контекстом что вроде как мобила всё, и надо делать веб, телеграм апп или дискорд сервер вместо приложений.

Давайте посмотрим логически. Задача продукта – давать много ценности, чтобы зарабатывать много денег. Для этого надо эту ценность создавать, поэтому нужна какая-то точка, которая отвечает этим критериям:

- Можно создавать сложный качественный продукт
- Можно делать много касаний и бесконечно возвращать пользователя внутрь
- Пользователь знает эту платформу и пользуется ей каждый день

Этому отвечают только две платформы:

- Мобильные приложения
- Десктопный веб

Этому не отвечают:

- Телеграм аппы и боты в мессенджерах (можно делать много касаний, но реализовать там даже свою ленту контента очень трудно)
- Дискорд сервера (их никто не читает)
- Мобильный веб (до сих пор всё лагает, возможностей мало, сессии вырваны из контекста)

Поэтому альтернатив для создания полноценного продукта нет. Теперь пару слов про рынок:

- Мобильных приложений очень много на любую из задач, конкуренция большая, CPM и стоимости инсталлов довольно высокие
- 80% продуктов не понимают что они и кому продают, просто копируют конкурентов
- Никто не пытается решить проблему под ключ и создавать больше ценности для пользователя
- Единицы смогли выстроить полноценную маркетинговую воронку, и обычно это не mobile first компании
- Мало у кого продукт развился куда-то дальше мобильного приложения

Короче, работы много. Да, реклама стала дорогая, трекинга нет, органика маленькая, это всё правда. Но это признаки рынка на котором есть конкуренция, а значит есть и деньги.
👍3711
Какой продукт хочет пользователь

- Чтобы было просто
- Чтобы было интересно
- Чтобы не надо было париться
- Чтобы стоило недорого

Какой продукт дает ему фаундер:

- Браузерный плагин для создания и удаления временных групповых чатов с запущенным корпоративным VPN – 5990₽ в месяц
- GPT 3.5 клавиатура с набором промптов на все случаи жизни – 19 EUR
- Носимый AI ментор который проактивно помогает тебе становиться лучше – $390
😁7910👍4
Коллаборативная фильтрация

Когда ты на YouTube отписался от подборок котов и видеорегистраторов, а они все равно лезут в рекомендации – это коллаборативная фильтрация.

Когда в Instagram ты отписался от всех красивых женщин и цитат миллионеров, а по факту ничего не поменялось, это коллаборативная фильтрация.

Когда ты закупаешь рекламу, и заводишь рекламную кампанию с целью Purchase, к тебе вдруг начинают приходить в продукт другие пользователи – это тоже она.

Коллаборативная фильтрация (CF) – это паттерн рекомендательных систем. По каким принципам это работает:

- Есть пользователи, которые ведут себя похоже. Они сгруппированы в пузыри
- Есть контент, который нравится похожим пользователям. Он тоже сгруппирован пузырями
- Пользователь смотрит контент, который выбрали для него похожие пользователи его пузыря по похожему поведению
- Параллельно существуют сотни таких пузырей

Как это использовать:

- Помни что интернет у каждого свой, и ты видишь только свой пузырь. Если ты делаешь резерч рынка, то делай с чистых аккаунтов
- Не продавай старый телефон, чтобы была чистая трубка если надо что-то посмотреть
- Используй анонимный браузер, сравни по приколу выдачу в гугле на один и тот же запрос
- Помни, что всё сложнее чем кажется. Смотри на интернет в разрезе пузырей
👍9822🔥21
Ворк-лайф бэлэнс

Когда у тебя появляются знакомые предприниматели, которые построили что-то большее чем курсы для продактов, ты видишь как это было, и чего это стоило. И понимаешь, что постоянно думая о work-life balance и жалея себя что-то серьезное не построить. Если ты попал в окно возможностей, то нужно его использовать на максимум.

Я работаю по двум принципам:

- Работать много
- Работать с кайфом

Про работать много всё понятно. Про работу с кайфом расшифрую. Нет смысла превращать свою жизнь в страдания по 12 часов в день, если можно работать интересно, разнообразно и весело:

- Приятно собраться в 10 утра субботы где-то на завтраке с лепниной на потолке, и обсудить как прошла неделя
- Кайфово провести стратсессию где-нибудь в горах, желательно с видом на озеро и уток
- Классно сделать хороший офис, из которого не хочется сбежать через 2 часа
- Работать только на свежей технике, а не заниматься некрофилией
- С юмором подходить к рабочим вопросам, и в шею гнать нытиков
- Вплетать в работу спорт, например легко пробежаться по набережной и заодно обкашлять вопросики
- Если кататься с ноутбуком в такси, то на майбахе, а не в экономе
итп

В общем, надо сделать так, чтобы на работе было лучше чем дома. Все равно придется работать много, зачем вставлять палки себе в колеса.
149👍42😁30🔥23
Аналитика контента

Как понять какие боли на рынке, и как понять за что реально платят деньги?

Если у твоих конкурентов есть контент в соцсетях, то тебе повезло – за тебя почти сделали исследование рынка. По чужому контенту можно понять:

- За что люди уже платят деньги
- Какой оффер конвертит лучше
- Какие проблемы не закрыты
- Какие выгоды и страхи работают
- Какие есть возражения

Этот способ лучше касдевов, потому что выборка более качественная (тысячи пользователей vs 20 интервью в лучшем случае).

Итак, что смотреть в контенте, на примере Инсты (в Telegram и YouTube работает все то же самое)

Хуки
В текстах важен заголовок, в рилсах – как сделаны первые три секунды. Если какой-то контент набрал просмотры, значит это не случайность, и хук или заголовок там работает хорошо.

Структура
Смотри какие вопросы покрыты, в какой форме даны ответы, где и как упакована польза. Попробуй проанализировать сценарий, боли, страхи, выгоды.

Комментарии
Листаем до упора и ищем самое мясо. Ходим по профилям комментриующих, анализируем и оцениваем. Можно еще в личку написать с уточняющими вопросами, если это прямой конкурент

Активность
Вступаем в чаты, качаем весь бесплатный контент, регаем аккаунты, смотрим какие касания выстроены вокруг всего этого.

Дальше обязательно все систематизируем в таблицу резерча, выписываем боли, усиления болей, выгоды, страхи, возражения, клиентские ценности и цитаты клиентов.

Если не получается - приходи на консультацию, сделаем вместе.
62👍10🔥2
Мне надо в туалет

Я заметил парадоксальную вещь. Мы все можем долго искать идеальное решение, тупить, советоваться с экспертами, резерчить, вместо того чтобы делать. Но когда нам надо в туалет - мы просто идем и делаем.

Если припрет очень сильно, то мы становимся самыми целеустремленными людьми на свете. Перепрыгивая все препятствия, просто завершаем действие. Однажды меня приперло в пробке, и мне было абсолютно все равно что подумают мамаши и дети из детского кафе, в которое я залетел.

С тех пор когда у меня в работе какой-то затуп, проект буксует и цели не выполняются, я спрашиваю себя один вопрос: как бы я делал, если мы меня жестко приперло в туалет?

Сразу лезет в голову самый короткий путь решения проблемы.
👍139😁73🔥197
Channel name was changed to «Mikhail Tabunov is typing...»
Пять НЕТ для продуктового стартапа

Пока ты не дорос до 10K$ MRR:

1. НЕТ сотрудникам, за исключением ассистентов
2. НЕТ автоматизированным продажам без живого общения
3. НЕТ платному трафику
4. НЕТ касдевам и аналитике рынка, только продажи
5. НЕТ инвестору и заемным деньгам, только предоплата от клиентов

В чем основная идея:

1. Сотрудники не нужны, потому что на старте почти ничего нельзя делегировать
2. Автоматизированные продажи мешают узнать своего клиента
3. Платный трафик сольется в унитаз, пока ты не знаешь что надо рынку
4. Касдевы и аналитика мешают на старте и отдаляют от продаж
5. Инвестор нужен чтобы масштабировать что работает. Если тебе нужен инвестор чтобы выжить – значит ты выбрал идею не по зубам
134🔥53👍28
Где водятся проблемы

Если я куплю рандомного пользователя айфона из США возрастом 18-65+, то сначала покажется что болей у него нет:

- База закрыта: жилье, вода, еда и безопасность есть
- Работа и деньги есть
- Развлечения в виде Netflix и консольных игр есть
- Машина скорее всего есть
- итп

Казалось бы, что ему продать. Всё нормально. Да, есть нытье и хотелки, но это не острые боли. Но если мы возьмем этих же людей, оказавшихся в какой-то жизненной ситуации, то проблемы сразу полезут как зерги в старкрафте:

1. Если человек открыл бизнес – значит у него каждый день какие-то проблемы
2. Если у человека дети (лучше несколько) – это всегда проблемы, которые решать очень дорого
3. Если есть старые родители за которым нужен уход – это доп расходы на много лет
4. Если лишний вес – поздравляем, приплыли
5. Любые проблемы со здоровьем – same shit
6. Решил сменить работу – добро пожаловать в 50 оттенков боли
7. Тебе въехали в бампер – поздравляем, впереди куча неудобств

Жизненных ситуаций в которые мы попадаем – десятки, может быть сотни. Все боли всегда привязаны к ситуациям, и важно их понять или прожить. Подчеркнуть с чего всё началось, и как твой продукт закроет вопрос.

P.S. Скачивай чек лист менеджера продукта для оценки навыков
69🔥18👍12
Фидбек луп здорового человека vs фидбек луп курильщика
😁3812👍8
Forwarded from Продуктовый Стэтхем (Egor Danilov)
За каждым успешным продактом стоит тестировщик, который говорит, что в таком виде это катить нельзя
(с) @productstatham
🔥43😁23👍5
Где зарыт ключ к пет проектам?

Конечно же, в выборе идеи. Хорошая идея сэкономит 80% времени и денег, еще и простит все ошибки после запуска. Хорошая идея всегда находится в нише, которая:

- Растет
- Боль ярко выражена
- Не требует сложного маркетинга
- Не требует месяцев разработки для входа

Я отобрал 10 интересных ниш для пет проектов, которые сам бы рассматривал для первого проекта, и завернул в руководство. Что там внутри:

- 14 страниц завернутые в PDF и Google Doc
- Пять ниш для B2C с мини резерчем
- Пять ниш B2B и логика их выбора
- Критерии оценки привлекательности ниш и как их выбирать
- Коротко про личную концепцию, и почему это важно

Что ты получишь после прочтения:

- Не надо придумывать с ноля идеи, берите уже рабочее
- Точно попадешь с проектом на рынок в котором есть спрос
- Структурируешь знания

Руководство стоит 7500₽, купить можно вот тут по ссылке, руководство лично пришлю на email через несколько часов. Если есть вопросы по деталям – пиши @tm_assistance
😁35🔥156👍4
Зал славы продукта

Если продукт развивает команда, то фокус постоянно уходит на какую-то мелкую херню, типа жалоб пользователей и конверсии в регистрацию. Зал славы – это то что возвращает фокус на ценность продукта и дает смысл двигаться дальше.

Зал славы – это ежеквартальная преза или миро доска с успехами нашего продукта. Какую работу продукт сделал шедеврально, ну или просто хорошо.

Примеры:

- iFunny – какие 20 новых шедевральных мемов появилось и с какими то цифрами
- Pact – какое внедрение мессенжеров в онлайн школу снизило потери на 50%
- Дейтинг – кейс как кто-то влюбился и поженился с помощью приложения
- Екомерс – какие товары лучше всего продаются на площадке, и на какие стоит очередь
- Сервис выставления счетов – десять отзывов, как сервис сэкономил время предпринимателям и бухгалтерам

Фокус только на хорошем, а не плохом. Почему это важно делать:

- Это заставляет собрать факты, за что нас любят, и что у нас покупают
- Это позволяет масштабировать успехи, а не убытки
- Это калибрует новые идеи по развитию продукта
- Это мотивирует команду и смещает фокус от “все плохо” на “всё круто, мы делаем нужный продукт”
- Видно как продукт эволюционирует и появляются новые ценные кейсы

Короче, как практика благодарности, только про твой продукт.

Если нужно привести продукт в чувства, то приходи на консультацию – обсудим что делать.
👍4916🔥3😁1
Разрабы vs Юзеры

Что говорят разрабы и что думают на это юзеры

Devs: мы сделали умную ленту новостей
Users: понятно, теперь хер что найдешь

Devs: мы улучшили “свой профиль”
Users: мои лайки! где теперь будут мои лайки!?!?

Devs: мы зачистили ботов
Users: может решим проблему из за которой они появляются, а не зачищать их каждый день?

Devs: мы улучшили перформанс приложения. теперь приложение работает быстрее и стабильнее
Users: понятно, ничего не изменится

Devs: мы выкатили обновление для оплаты Premium в рублях
Users: по существу что-то будет? или только говно и ни слова больше?

Devs: отключили раздел Группы в личном кабинете
Users: конечно, отключать это не фичи пилить

Devs: мы наняли нового дизайнера
Users: программистов лучше нормальных наймите

Devs: держите новую иконку
Users: займитесь жизнью, в ней есть много прекрасного🥰
64😁45🔥5
В теории нет разницы между практикой и теорией. Но на практике она есть.
😁43🔥12👍9
Четыре всадника апокалипсиса в стартапе

Тяга к великому

Мы меняем мир, рынок изменится и с нашим приходом индустрия не будет прежней. Или другая тема – технологический прорыв, платформенный сдвиг, который медленно наступает на интернет. Всё это уводит фокус с потребителя на эго фаундеров.

Преждевременная автоматизация

У стартапа 10 пользователей, и фаундеры разглядывают их на графиках в Amplitude, пытаясь понять зачем они вообще зашли? Или каждый новый пользователь попадает в автоворонку на 14 веток, а в результате одна продажа? Это преждевременная автоматизация.

Непоследовательность

Запланировали сделать фокус на ретеншене, а дрочили оплату и доп монетизацию? Выкатили фичу в прод, раскатили на 50% и вспомнили про неё черех четыре месяца? Это непоследовательность, которая превращает продукт в огород картошки, посередине которого стоит палатка с шаурмой, огороженная кустами роз.

Оверинжиниринг

Разрабы решили попробовать все новые технологии о которых знали? Накрутили приложение на Clojure, задеплоили на кубернетес кластер с автомасштабированием через конфиги консула, захерачили микросервисов с апи гейтвеем, и теперь это всё надо поддерживать? Пользователи не оценят, ведь им нужен рабочий продукт а не баги по подписке.

@bossofyourboss про продукт и маркетинг

----
10 ниш для пет проектов и Чек лист для тех кто делает продукт
48🔥14👍9😁9