еЛёрнинг, ЭдТех и медиа – Telegram
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
1.85K subscribers
373 photos
14 videos
3 files
330 links
Образовательная редактура, онлайн-обучение и медиа-контент

Автор: Филипп Чурилов @philanek
Сайт: https://philchurilov.ru
Медиа: https://longread.media
Бот канала: @content_notes_bot
Download Telegram
Работать под правильную музыку

Знаете, какая музыка помогает фокусироваться? Саундтреки к играм.

Причем не к драматичным моментам, а непосредственно фоновая музыка к игровому процессу.

Эмпирически я об этом догадывался, но вот статья про основные причины:

1️⃣ В саундтреках нет слов. Мозг не тратит внимание на понимание языка, слов, метафор и смысла.

2️⃣ В саундтреках стабильная тональность. В отличие от эпичных треков к трейлерам и заставкам, в фоновой музыке нет резких перепадов тональности и ритма.

3️⃣ В саундтреках обычно бодрый ритм. Музыка в играх часто сопровождает действие: исследование, сражение, гонку, микроменеджмент и т.д. Работа и домашние дела — это такие же действия.

Чаще всего я работаю под два саундтрека:
Frostpunk: тягучие инструментальные мелодии про преодоление, т.к. это градостроительный симулятор в условиях ледяного пост-апокалипсиса.
Doom: тяжелый техно-метал про адреналин, т.к. это динамичный спинно-мозговой шутер на реакцию.

Бонусом прикладываю финальную тему первой игры по «Ведьмаку» — просто хороший атмосферный трек.

〰️〰️〰️

👍🏻 — тоже так делаю с играми или неоклассикой
🤔 — не контактирую с играми, но интересно
😐 — живу и работаю под музыку со словами

#elearning #edtech #media #репост
👍7🤔7😐21👏1
Важно смотреть с разных углов

Есть два стула тезиса:

1️⃣ «Вы не ваша целевая аудитория» — основа продуктового подхода, призванная оградить предпринимателей от слепой веры в свою идею в пользу обоснованной веры, подтверждённой данными. Не стоит опираться только на своё представление о хорошем; свою правоту нужно подтвердить.

2️⃣ «Из любого произведения торчат уши автора» — фраза из литературы и кинематографа о том, что творчество неотделимо от личного опыта его автора: писателя, режиссёра, но также художника, дизайнера, методиста, разработчика. Всё, что мы делаем, отражает наш профессиональный и жизненный путь.

Если смешать две этих посылки, получится хорошая гипотеза причины многих проблем в ИТ-продуктах и проектах.

Например:

🤔 «Мы сделали "как для себя", почему это никто не покупает?» — Потому что «для себя» — это кастомная разработка, а не массовый продукт. Вы решили свою личную задачу, а не частую задачу рынка.

🤔 «Мы внедрили крутую фичу, почему ей никто не пользуется?» — Потому что эта фича реально нужна единичным профессиональным пользователям (как вы сами), а широкие массы избегают её из-за сложности и трудоёмкости.

🤔 «Мы сделали такую яркую подачу с историей, почему люди её "прокликивают"?» — Потому что «сделать историю» — это ваша специализация и профессиональный интерес в проекте, а интерес пользователей нужно было уточнить: вдруг им было важнее «быстро» и «можно скачать памятку».

И так далее. Это я к чему?

Мы по умолчанию создаём знакомое; то, чем можем управлять. Кодеры — кодят фичи, дизайнеры — дизайнят интерфейсы, авторы — пишут тексты.

Нам комфортнее уделять внимание тому, что мы можем сделать хорошо. А надо уделять внимание тому, что лучше поможет людям, для которых мы взялись что-то делать.


💁🏻‍♂️ Даже если — особенно если — лично у нас нужного опыта мало либо нет. Надо найти этот опыт в партнёрах и совместить его с нашим для лучшего решения задачи.

Тогда будет и разочарований меньше («сделали, но это никому не надо...»), и попаданий больше («вау, это то, чего мне не хватало!»).

〰️〰️〰️

👍🏻 — даёшь продуктовый подход
🤔 — а как его применять-то
🗿 — рубрику «очевидное-невероятное» подвезли

#elearning #edtech #инновации
👍16🗿32🤔1
Live stream scheduled for
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Про что проведём эфир во вторник 25 марта в 09:00?
Произошла демократия

В напряжённой борьбе с неочевидным лидером слегка победила тема про компетенции автора-методиста.

Тема большая, наваристая, поэтому охватить всё, конечно, не стремимся, а будем есть этого слона по кусочкам.

Действуем по прежней схеме: вопросы и пожелания по теме присылайте в Яндекс Форму.

Присылайте, а я пойду готовиться 🤝

#eLearning #edtech #медиа #эфиры
1👍52
Домашнее чтение и обмен мнениями

В преддверии эфира(-ов) вышли две переводные статьи в Лонгридошной:

Про теории обучения
Про особенности обучения взрослых

Будем постепенно выгружать в паблик строительные блоки знаний для интересующихся.

Также на всякий случай повторю догматы веры позицию этого канала:

1️⃣ Базу для создания понятных текстов, презентаций, лекций и роликов может освоить абсолютно любой человек.

2️⃣ Методологи и методисты — носители и практики верхнеуровневых знаний про «обучение высоких достижений». А на уровне самых распространённых задач eLearning они идентичны медиа-продюсерам и digital-маркетологам, но с образовательным уклоном.

3️⃣ Для абсолютного большинства задач обучения в формате технически простых текстов и инструкций нужен редактор, а не методолог.

4️⃣ Проводником небольших компаний и частных экспертов в сферу электронного контента является автор-методист: копирайтер, изучивший азы создания учебного контента, либо методист, освоивший написание текстов. Они суть одно и то же.

5️⃣ Тезис о том, что для любого обучения критически необходимо найти человека с педагогическим образованием — это «методический снобизм».

6️⃣ Аналогичный тезис о том, что для обучения людей не нужно никаких особых знаний, — это, в общем-то, скорее правда, чем нет, потому что в любом бизнесе опытные коллеги учат новичков, не имея соответствующего образования. И вполне с этим справляются до определённого масштаба компании.

В обучении первична задача — изменить поведение в какую-либо сторону. Она может быть выполнена быстро или медленно, эффективно или расточительно, увлекательно или душно. Но как-то её выполнит кто угодно.

Это как-то можно легко улучшить, потому что обретение даже минимальных знаний, опыта и насмотренности уже кратно повысит шансы на эффективное решение образовательной задачи.

Так что методический снобизм — не нужен, но понимание своих ограничений и проактивный поиск знаний — нужны.

Об этом и поговорим завтра на эфире.

〰️〰️〰️

👍🏻 — даёшь «методистов в штатском»
👎🏻 — это профанация идеи обучения

#elearning #edtech #медиа
1👍8🔥31👎1🤔1
Заходите в 09:00 на утреннее радио-шоу про компетенции автора-методиста 🙂

Ожидайте статей в Лонгридошной и постов с фрагментами видео 👌🏻

Вопросы будущих эфиров пишите в форму.
👏52
Live stream finished (1 hour)
Всем спасибо и хорошего дня! Если есть комментарии, пожелания и другая обратная связь, напишите 🤝
🔥7
Пост-эфирные мысли #1

Мне нравится фраза «Когда учит один, учатся двое». У нас она больше известна как «Пока объяснял, сам понял».

Поэтому после эфиров и до статей по ним будут инсайты по теме. Намеренно выбираю жёсткие формулировки, чтобы вызвать бурление.

Итак:

1️⃣ У eLearning-специалиста «10-в-1» нет карьерных перспектив

Почему:
▪️ такой специалист обречён всегда быть ремесленником, который лично работает руками, и у этой позиции есть потолок (довольно низкий)
▪️ его карьерный рост невыгоден работодателю, потому что тогда компания теряет удобного исполнителя для своих задач.

Варианты:
— расти в руководителя: понимание всех этапов работ поможет управлять штатом специалистов
— работать на себя: запускать онлайн-курсы, продавать готовые SCORM-пакеты, вписываться в проекты как дорогой фрилансер

2️⃣ Карьерный трек автора-методиста обречён на управленческую роль

Почему:
▪️ потому что eLearning — это подвид digital: карьерные треки созвучны, а в digital специалисты растут в управление командой коллег-подопечных
▪️потому что карьерный рост подразумевает, кхм, рост, то есть увеличение ответственности и влияния на проект: копирайтер на проекты не влияет, он их делает; редактор влияет выше и шире; главред влияет на всё

Рост = больше власти, больше ответственности, меньше ручной работы. (Откуда этому взяться, если вы специалист 10-в-1?)

Варианты:
— осваивать управленческие дисциплины: менеджмент, коммуникации, обратную связь
— в найме: заявлять себя на управленческие задачи, потом позиции
— если не получается: искать другие варианты трудоустройства

💁🏻‍♂️ Нет роста ответственности — нет роста вообще. В этом случае добавление 10-20 тысяч к зарплате — это как приложить подорожник к сломанной ноге: спасибо, но задачу не решает.

〰️〰️〰️

👍🏻 — я ремесленник, который смог / хочет вырасти
👎🏻 — я ремесленник, и мне и так отлично
🗿 — чо ты злой такой-то

#elearning #edtech #ed_мысли
👍16🤔3🔥2🗿1
Эфир: «Что и как писать в лонгридах»

Продолжаем эфиры по списку победивших тем, на этот раз — про жанры учебных материалов в формате лонгридов.

Тема упомянута в канале и описана в Лонгридошной, поэтому исходим из того, что рассказывать (и показывать) нужно больше и другое — более прикладное. Например: КАК писать в каждом жанре.

Время смещаем на 09:30.

Вопросы и пожелания по теме можно присылать в Яндекс Форму.

Кроме шуток (ха!), всех жду 01 апреля 👋🏻

#eLearning #edtech #медиа #эфиры
👍7🔥3
Live stream scheduled for
Выдали базу

Не прошло и двух месяцев, как на площадке про электронное обучение появился развёрнутый ответ на вопрос, что вообще такое eLearning.

🎓 Коллеги по обучению — вы это знаете, но вдруг поможет в онбординге новичков.

📝 Коллеги по редактуре — вы об этом догадывались, но вдруг не встречали в одном тексте.

Также можно считать предэфирным чтивом.

〰️〰️〰️

👍🏻 — я это знаю
🤔 — было познавательно
🗿 — лол кек контент для нубов, кринж 

#elearning #edtech
🤔8👍62🗿2
Иллюзия электронного обучения
(да и вообще любой передачи знаний)

Основная иллюзия теоретического обучения — что оно может быть достаточным.

💬 Если потыкать мышью диалоговый тренажёр, кто-то сможет сказать это словами.

🫂 Если полистать слайды про эмоциональный интеллект и лидерство, кто-то сможет сплотить команду.

✍🏻 Если почитать лонгрид про персонажей и диалоги, кто-то сможет написать сценарий или роман.

Это всё фигня обман.

💁🏻‍♂️ Любое теоретическое обучение, даже сколь угодно интерактивное, даже с симуляторами, даже с ChatGPT — это разная степень аппроксимации практики.

▫️ Какие-то задачи проще для приближения: например, классификация лидов по анкетам или поиск визуальных дефектов — там можно потренироваться на реальных примерах.

▫️ Другие приближения всегда будут далеки от истины — хирургическая операция, ремонт двигателя, предпринимательство. Даже технику продаж надо отрабатывать на живых людях.

🧑🏻‍💻 Электронное обучение, как и книга, как и видео-лекция, как и тренажёр могут только «пересказывать» реальность, описывая её общие правила перед началом практики.

Никакой объём драматургии и сторителлинга это не изменит.

🙄 А что изменит? Быстрый переход от теории к практике, наличие быстрого доступа к прикладным крупицам знаний и обратная связь. Ничего из этого нет в пакетных учебных курсах для LMS.

〰️〰️〰️

🤔 — звучит логично
🗿 — хватит критиковать парадигму

#eLearning #edtech #ed_мысли
🤔22👍8🗿1
Привет всем, кто не спит!

Через 45 минут, в 09:30 начнём говорить про жанры учебных лонгридов.

Можно присоединиться в режиме радио во время утренних сборов или в пути на работу 👌🏻
🔥11
Мы начали эфир про жанры лонгридов, заходите 👀

Вопросы можно задавать в комментариях к этому посту 👇🏻
👍4
Live stream finished (1 hour)
Предмет работы и ценность агентства

Кто смотрел фильм «Основатель» про становление McDonald's, помнят фразу:

Вы не занимаетесь продажей бургеров, ваш бизнес — недвижимость


Земля, на которой можно построить посещаемый ресторан, ценнее логотипа ресторана, его меню и узнаваемости франшизы.  

Так вот, с digital-агентствами (и внутренними eLearning-подразделениями) то же самое:

Агентство не продаёт контент — оно сдаёт в аренду конвейер


Специалистов на рынке навалом, каждую отдельную задачу можно закрыть фрилансерами сравнительно быстро.

Но процессы, на которых можно построить регулярную и стабильную выдачу контента, ценнее индивидуальных «звёзд» за меньший прайс и многостаночных специалистов «10-в-1».

💁🏻‍♂️ Если ещё точнее, то это вопрос масштаба задач и готовности тратить собственное время заказчика на управление внешними исполнителями.

В стартапе или небольшой команде это нормальный путь экономии и гибкости. Но как только ценность часа работы руководителя начинает превышать выхлоп от внешнего менеджмента, возникает спрос на агентскую модель.

🧑🏻‍💻 И это не обязательно должен быть мега-конвейер с сотней исполнителей. Достаточно самоорганизоваться в «редактор над двумя авторами» или в «арт-директор над тремя иллюстраторами».

Микро-команда — уже ценный микро-конвейер. Никто не говорит, что фрилансер обязан работать один.

〰️〰️〰️

🤔 — на фриланс вроде уходят из организаций
😐 — либо соло, либо корпорация, третьего не дано
🗿 — почему здесь управленческий контент

#elearning #edtech #медиа
4🗿4🔥3🤔2😐1
Блиц-редактура #1

Нано-рубрика в стиле «контент сам прибежал в руки».

Контекст:

В анонсе мероприятия (на картинке) использован акцент — выделение полужирным.

Что не так:

— визуально выделена почти половина текста. Если процент «важного» доходит до половины, значит, это не важное вовсе.

— выделение нужно для управления вниманием, т.е. если читатель бегло пробегает взглядом по тексту, зацепивший контент должен иметь самостоятельный смысл.

Очень утрированный пример:

— У тебя была встреча с руководителем. Как прошла презентация макета?
— Руководитель сказал, что это воплощение идеи — всё не то, фигня, нужно переделать.


Если вы прочитаете только текст полужирным, вы поймёте суть диалога: это всё фигня, переделать.

В примере на картинке этого даже близко нет:

встречу-презентацию Философской гостиной переосмыслить подход к лидерству и бизнесу через глубокую рефлексию

тех, новые интеллектуальные коды будущего философию стратегического мышления, что стоит за его решениями и действиями


Такое облако тегов обычно выдаёт GPT4o после 1,5-миллионного контекста. (После миллиона токенов в контексте часто начинается деградация ответов нейросети).

Что делать:

Как минимум — разделять акцентные блоки, как вот эта фраза отделяет пример от заголовка. А вообще есть два мнения.

Мнение Ильяхова: выделять нужно начало строки, чтобы быстрее считывать содержание абзацев. А в середине фразы выделять не нужно.

Моё мнение: в электронных курсах я использую выделение, которое имитирует список (перечисляет однородные элементы в абзаце текста с уточнениями в скобках) или закрепляет главную мысль («бросает» в глаза читателю законченную, связную фразу-тезис).

Всегда есть риск, что будет слишком много полужирного на экране. Поэтому злоупотреблять не надо: например, использовать только в определениях, важных тезисах или примерах.

Как можно поправить:

Правильнее было бы переписать весь пост, т.к. он явно не для соцсетей, но в рамках упражнения работаем только с акцентами:

Приглашаем вас на встречу-презентацию Философской гостиной – пространства для тех, кто готов переосмыслить подход к лидерству и бизнесу через глубокую рефлексию.

Мы создаем гостиную для тех, кто ищет новые интеллектуальные коды будущего и готов использовать философию как инструмент стратегического мышления. Для тех, кто не просто стремится к успеху, а хочет понимать, что стоит за его решениями и действиями.


Без переписывания неидеально. При этом читатель всё равно бегло считывает суть:

Какая-то философская гостиная чтобы переосмыслить подход к лидерству чё-то там интеллектуальные коды будущего тра-та-та философия как инструмент чтобы понимать, что стоит за решениями. Интересно, пойду почитаю лендинг. 

Мелочь? Мелочь. Важная мелочь? Важная мелочь.

Редактура — она как дизайн. Если всё хорошо, ты не обращаешь на неё внимание.

〰️〰️〰️

🤔 — так вот как работает reasoning в LLM
🗿 — душнила, это же просто буквы

#elearning #медиа #редактура #блиц
5👍8🤔3🗿31