еЛёрнинг, ЭдТех и медиа – Telegram
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
1.85K subscribers
373 photos
14 videos
3 files
330 links
Образовательная редактура, онлайн-обучение и медиа-контент

Автор: Филипп Чурилов @philanek
Сайт: https://philchurilov.ru
Медиа: https://longread.media
Бот канала: @content_notes_bot
Download Telegram
Важно смотреть с разных углов

Есть два стула тезиса:

1️⃣ «Вы не ваша целевая аудитория» — основа продуктового подхода, призванная оградить предпринимателей от слепой веры в свою идею в пользу обоснованной веры, подтверждённой данными. Не стоит опираться только на своё представление о хорошем; свою правоту нужно подтвердить.

2️⃣ «Из любого произведения торчат уши автора» — фраза из литературы и кинематографа о том, что творчество неотделимо от личного опыта его автора: писателя, режиссёра, но также художника, дизайнера, методиста, разработчика. Всё, что мы делаем, отражает наш профессиональный и жизненный путь.

Если смешать две этих посылки, получится хорошая гипотеза причины многих проблем в ИТ-продуктах и проектах.

Например:

🤔 «Мы сделали "как для себя", почему это никто не покупает?» — Потому что «для себя» — это кастомная разработка, а не массовый продукт. Вы решили свою личную задачу, а не частую задачу рынка.

🤔 «Мы внедрили крутую фичу, почему ей никто не пользуется?» — Потому что эта фича реально нужна единичным профессиональным пользователям (как вы сами), а широкие массы избегают её из-за сложности и трудоёмкости.

🤔 «Мы сделали такую яркую подачу с историей, почему люди её "прокликивают"?» — Потому что «сделать историю» — это ваша специализация и профессиональный интерес в проекте, а интерес пользователей нужно было уточнить: вдруг им было важнее «быстро» и «можно скачать памятку».

И так далее. Это я к чему?

Мы по умолчанию создаём знакомое; то, чем можем управлять. Кодеры — кодят фичи, дизайнеры — дизайнят интерфейсы, авторы — пишут тексты.

Нам комфортнее уделять внимание тому, что мы можем сделать хорошо. А надо уделять внимание тому, что лучше поможет людям, для которых мы взялись что-то делать.


💁🏻‍♂️ Даже если — особенно если — лично у нас нужного опыта мало либо нет. Надо найти этот опыт в партнёрах и совместить его с нашим для лучшего решения задачи.

Тогда будет и разочарований меньше («сделали, но это никому не надо...»), и попаданий больше («вау, это то, чего мне не хватало!»).

〰️〰️〰️

👍🏻 — даёшь продуктовый подход
🤔 — а как его применять-то
🗿 — рубрику «очевидное-невероятное» подвезли

#elearning #edtech #инновации
👍16🗿32🤔1
Live stream scheduled for
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Про что проведём эфир во вторник 25 марта в 09:00?
Произошла демократия

В напряжённой борьбе с неочевидным лидером слегка победила тема про компетенции автора-методиста.

Тема большая, наваристая, поэтому охватить всё, конечно, не стремимся, а будем есть этого слона по кусочкам.

Действуем по прежней схеме: вопросы и пожелания по теме присылайте в Яндекс Форму.

Присылайте, а я пойду готовиться 🤝

#eLearning #edtech #медиа #эфиры
1👍52
Домашнее чтение и обмен мнениями

В преддверии эфира(-ов) вышли две переводные статьи в Лонгридошной:

Про теории обучения
Про особенности обучения взрослых

Будем постепенно выгружать в паблик строительные блоки знаний для интересующихся.

Также на всякий случай повторю догматы веры позицию этого канала:

1️⃣ Базу для создания понятных текстов, презентаций, лекций и роликов может освоить абсолютно любой человек.

2️⃣ Методологи и методисты — носители и практики верхнеуровневых знаний про «обучение высоких достижений». А на уровне самых распространённых задач eLearning они идентичны медиа-продюсерам и digital-маркетологам, но с образовательным уклоном.

3️⃣ Для абсолютного большинства задач обучения в формате технически простых текстов и инструкций нужен редактор, а не методолог.

4️⃣ Проводником небольших компаний и частных экспертов в сферу электронного контента является автор-методист: копирайтер, изучивший азы создания учебного контента, либо методист, освоивший написание текстов. Они суть одно и то же.

5️⃣ Тезис о том, что для любого обучения критически необходимо найти человека с педагогическим образованием — это «методический снобизм».

6️⃣ Аналогичный тезис о том, что для обучения людей не нужно никаких особых знаний, — это, в общем-то, скорее правда, чем нет, потому что в любом бизнесе опытные коллеги учат новичков, не имея соответствующего образования. И вполне с этим справляются до определённого масштаба компании.

В обучении первична задача — изменить поведение в какую-либо сторону. Она может быть выполнена быстро или медленно, эффективно или расточительно, увлекательно или душно. Но как-то её выполнит кто угодно.

Это как-то можно легко улучшить, потому что обретение даже минимальных знаний, опыта и насмотренности уже кратно повысит шансы на эффективное решение образовательной задачи.

Так что методический снобизм — не нужен, но понимание своих ограничений и проактивный поиск знаний — нужны.

Об этом и поговорим завтра на эфире.

〰️〰️〰️

👍🏻 — даёшь «методистов в штатском»
👎🏻 — это профанация идеи обучения

#elearning #edtech #медиа
1👍8🔥31👎1🤔1
Заходите в 09:00 на утреннее радио-шоу про компетенции автора-методиста 🙂

Ожидайте статей в Лонгридошной и постов с фрагментами видео 👌🏻

Вопросы будущих эфиров пишите в форму.
👏52
Live stream finished (1 hour)
Всем спасибо и хорошего дня! Если есть комментарии, пожелания и другая обратная связь, напишите 🤝
🔥7
Пост-эфирные мысли #1

Мне нравится фраза «Когда учит один, учатся двое». У нас она больше известна как «Пока объяснял, сам понял».

Поэтому после эфиров и до статей по ним будут инсайты по теме. Намеренно выбираю жёсткие формулировки, чтобы вызвать бурление.

Итак:

1️⃣ У eLearning-специалиста «10-в-1» нет карьерных перспектив

Почему:
▪️ такой специалист обречён всегда быть ремесленником, который лично работает руками, и у этой позиции есть потолок (довольно низкий)
▪️ его карьерный рост невыгоден работодателю, потому что тогда компания теряет удобного исполнителя для своих задач.

Варианты:
— расти в руководителя: понимание всех этапов работ поможет управлять штатом специалистов
— работать на себя: запускать онлайн-курсы, продавать готовые SCORM-пакеты, вписываться в проекты как дорогой фрилансер

2️⃣ Карьерный трек автора-методиста обречён на управленческую роль

Почему:
▪️ потому что eLearning — это подвид digital: карьерные треки созвучны, а в digital специалисты растут в управление командой коллег-подопечных
▪️потому что карьерный рост подразумевает, кхм, рост, то есть увеличение ответственности и влияния на проект: копирайтер на проекты не влияет, он их делает; редактор влияет выше и шире; главред влияет на всё

Рост = больше власти, больше ответственности, меньше ручной работы. (Откуда этому взяться, если вы специалист 10-в-1?)

Варианты:
— осваивать управленческие дисциплины: менеджмент, коммуникации, обратную связь
— в найме: заявлять себя на управленческие задачи, потом позиции
— если не получается: искать другие варианты трудоустройства

💁🏻‍♂️ Нет роста ответственности — нет роста вообще. В этом случае добавление 10-20 тысяч к зарплате — это как приложить подорожник к сломанной ноге: спасибо, но задачу не решает.

〰️〰️〰️

👍🏻 — я ремесленник, который смог / хочет вырасти
👎🏻 — я ремесленник, и мне и так отлично
🗿 — чо ты злой такой-то

#elearning #edtech #ed_мысли
👍16🤔3🔥2🗿1
Эфир: «Что и как писать в лонгридах»

Продолжаем эфиры по списку победивших тем, на этот раз — про жанры учебных материалов в формате лонгридов.

Тема упомянута в канале и описана в Лонгридошной, поэтому исходим из того, что рассказывать (и показывать) нужно больше и другое — более прикладное. Например: КАК писать в каждом жанре.

Время смещаем на 09:30.

Вопросы и пожелания по теме можно присылать в Яндекс Форму.

Кроме шуток (ха!), всех жду 01 апреля 👋🏻

#eLearning #edtech #медиа #эфиры
👍7🔥3
Live stream scheduled for
Выдали базу

Не прошло и двух месяцев, как на площадке про электронное обучение появился развёрнутый ответ на вопрос, что вообще такое eLearning.

🎓 Коллеги по обучению — вы это знаете, но вдруг поможет в онбординге новичков.

📝 Коллеги по редактуре — вы об этом догадывались, но вдруг не встречали в одном тексте.

Также можно считать предэфирным чтивом.

〰️〰️〰️

👍🏻 — я это знаю
🤔 — было познавательно
🗿 — лол кек контент для нубов, кринж 

#elearning #edtech
🤔8👍62🗿2
Иллюзия электронного обучения
(да и вообще любой передачи знаний)

Основная иллюзия теоретического обучения — что оно может быть достаточным.

💬 Если потыкать мышью диалоговый тренажёр, кто-то сможет сказать это словами.

🫂 Если полистать слайды про эмоциональный интеллект и лидерство, кто-то сможет сплотить команду.

✍🏻 Если почитать лонгрид про персонажей и диалоги, кто-то сможет написать сценарий или роман.

Это всё фигня обман.

💁🏻‍♂️ Любое теоретическое обучение, даже сколь угодно интерактивное, даже с симуляторами, даже с ChatGPT — это разная степень аппроксимации практики.

▫️ Какие-то задачи проще для приближения: например, классификация лидов по анкетам или поиск визуальных дефектов — там можно потренироваться на реальных примерах.

▫️ Другие приближения всегда будут далеки от истины — хирургическая операция, ремонт двигателя, предпринимательство. Даже технику продаж надо отрабатывать на живых людях.

🧑🏻‍💻 Электронное обучение, как и книга, как и видео-лекция, как и тренажёр могут только «пересказывать» реальность, описывая её общие правила перед началом практики.

Никакой объём драматургии и сторителлинга это не изменит.

🙄 А что изменит? Быстрый переход от теории к практике, наличие быстрого доступа к прикладным крупицам знаний и обратная связь. Ничего из этого нет в пакетных учебных курсах для LMS.

〰️〰️〰️

🤔 — звучит логично
🗿 — хватит критиковать парадигму

#eLearning #edtech #ed_мысли
🤔22👍8🗿1
Привет всем, кто не спит!

Через 45 минут, в 09:30 начнём говорить про жанры учебных лонгридов.

Можно присоединиться в режиме радио во время утренних сборов или в пути на работу 👌🏻
🔥11
Мы начали эфир про жанры лонгридов, заходите 👀

Вопросы можно задавать в комментариях к этому посту 👇🏻
👍4
Live stream finished (1 hour)
Предмет работы и ценность агентства

Кто смотрел фильм «Основатель» про становление McDonald's, помнят фразу:

Вы не занимаетесь продажей бургеров, ваш бизнес — недвижимость


Земля, на которой можно построить посещаемый ресторан, ценнее логотипа ресторана, его меню и узнаваемости франшизы.  

Так вот, с digital-агентствами (и внутренними eLearning-подразделениями) то же самое:

Агентство не продаёт контент — оно сдаёт в аренду конвейер


Специалистов на рынке навалом, каждую отдельную задачу можно закрыть фрилансерами сравнительно быстро.

Но процессы, на которых можно построить регулярную и стабильную выдачу контента, ценнее индивидуальных «звёзд» за меньший прайс и многостаночных специалистов «10-в-1».

💁🏻‍♂️ Если ещё точнее, то это вопрос масштаба задач и готовности тратить собственное время заказчика на управление внешними исполнителями.

В стартапе или небольшой команде это нормальный путь экономии и гибкости. Но как только ценность часа работы руководителя начинает превышать выхлоп от внешнего менеджмента, возникает спрос на агентскую модель.

🧑🏻‍💻 И это не обязательно должен быть мега-конвейер с сотней исполнителей. Достаточно самоорганизоваться в «редактор над двумя авторами» или в «арт-директор над тремя иллюстраторами».

Микро-команда — уже ценный микро-конвейер. Никто не говорит, что фрилансер обязан работать один.

〰️〰️〰️

🤔 — на фриланс вроде уходят из организаций
😐 — либо соло, либо корпорация, третьего не дано
🗿 — почему здесь управленческий контент

#elearning #edtech #медиа
4🗿4🔥3🤔2😐1
Блиц-редактура #1

Нано-рубрика в стиле «контент сам прибежал в руки».

Контекст:

В анонсе мероприятия (на картинке) использован акцент — выделение полужирным.

Что не так:

— визуально выделена почти половина текста. Если процент «важного» доходит до половины, значит, это не важное вовсе.

— выделение нужно для управления вниманием, т.е. если читатель бегло пробегает взглядом по тексту, зацепивший контент должен иметь самостоятельный смысл.

Очень утрированный пример:

— У тебя была встреча с руководителем. Как прошла презентация макета?
— Руководитель сказал, что это воплощение идеи — всё не то, фигня, нужно переделать.


Если вы прочитаете только текст полужирным, вы поймёте суть диалога: это всё фигня, переделать.

В примере на картинке этого даже близко нет:

встречу-презентацию Философской гостиной переосмыслить подход к лидерству и бизнесу через глубокую рефлексию

тех, новые интеллектуальные коды будущего философию стратегического мышления, что стоит за его решениями и действиями


Такое облако тегов обычно выдаёт GPT4o после 1,5-миллионного контекста. (После миллиона токенов в контексте часто начинается деградация ответов нейросети).

Что делать:

Как минимум — разделять акцентные блоки, как вот эта фраза отделяет пример от заголовка. А вообще есть два мнения.

Мнение Ильяхова: выделять нужно начало строки, чтобы быстрее считывать содержание абзацев. А в середине фразы выделять не нужно.

Моё мнение: в электронных курсах я использую выделение, которое имитирует список (перечисляет однородные элементы в абзаце текста с уточнениями в скобках) или закрепляет главную мысль («бросает» в глаза читателю законченную, связную фразу-тезис).

Всегда есть риск, что будет слишком много полужирного на экране. Поэтому злоупотреблять не надо: например, использовать только в определениях, важных тезисах или примерах.

Как можно поправить:

Правильнее было бы переписать весь пост, т.к. он явно не для соцсетей, но в рамках упражнения работаем только с акцентами:

Приглашаем вас на встречу-презентацию Философской гостиной – пространства для тех, кто готов переосмыслить подход к лидерству и бизнесу через глубокую рефлексию.

Мы создаем гостиную для тех, кто ищет новые интеллектуальные коды будущего и готов использовать философию как инструмент стратегического мышления. Для тех, кто не просто стремится к успеху, а хочет понимать, что стоит за его решениями и действиями.


Без переписывания неидеально. При этом читатель всё равно бегло считывает суть:

Какая-то философская гостиная чтобы переосмыслить подход к лидерству чё-то там интеллектуальные коды будущего тра-та-та философия как инструмент чтобы понимать, что стоит за решениями. Интересно, пойду почитаю лендинг. 

Мелочь? Мелочь. Важная мелочь? Важная мелочь.

Редактура — она как дизайн. Если всё хорошо, ты не обращаешь на неё внимание.

〰️〰️〰️

🤔 — так вот как работает reasoning в LLM
🗿 — душнила, это же просто буквы

#elearning #медиа #редактура #блиц
5👍8🤔3🗿31
«Наладка конвейера» как услуга

Продолжаю размышлять про истинный продукт агентской модели. Тогда сошлись на том, что масштабируемый процесс ценнее индивидуального результата.

Сегодня хочу дополнить это тезисом «а ты пойди попробуй наладить конвейер» про способность взять эту работу под ключ.

Что такое построение процессов в том же eLearning, бегло:

План пастраения працесаф
1. Канцепциа и эталоннэ матириал согласоват
2. Редполитику и ToV описат
3. Шаблоны подготовит
4. Авторов находит
5. Оформлення
6. Учёт работ вестиц
7. Разделы курсов отдават
8. Замичання вносит
9. Платежи организоват
10. Нологи


И так далее. Вот это вот всё — и есть ценность построения масштабируемых процессов.

🧑🏻‍💻 Индивидуальный автор здесь появляется в п. 4, работает в пп. 7 и 8 и уходит в закат после п. 9.

👨🏼‍🔧 Весь остальной геморрой конвейер — это то, за что заказчику реально проще заплатить, хотя бы просто чтобы не докидывать эти задачи в повседневную нагрузку своих менеджеров.

👀 Альтернативно: масштабируемость — это то, к чему должны стремиться ин-хаус команды разработки.

Пока это остаётся «у нас полный отдел соло-авторов, каждый делает весь цикл работ по своему курсу за зарплату», масштабируемости не случится.

Пока один проект = один специалист, число проектов всегда упирается в число специалистов. При разделении труда и эшелонированной сборке математика меняется.

〰️〰️〰️

🤔 — имеет смысл и резонирует
🗿 — давай поменьше управленческого контента

#elearning #edtech #медиа
🤔8👍3🤪2