еЛёрнинг, ЭдТех и медиа – Telegram
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
1.86K subscribers
373 photos
14 videos
3 files
330 links
Образовательная редактура, онлайн-обучение и медиа-контент

Автор: Филипп Чурилов @philanek
Сайт: https://philchurilov.ru
Медиа: https://longread.media
Бот канала: @content_notes_bot
Download Telegram
Forwarded from Лонгридошная
HR-конференция HR & ED TECH SUMMIT 2025

— Вокруг ИИ в HR столько хайпа, что не видно пользы! 🥲


— Неправда. Хайпа действительно много, но польза тоже есть. Надо найти тех, кто её получил, и изучить их опыт.

— А где их искать? 🤔

27-28 ноября 2025 года на HR-конференции HR & ED TECH SUMMIT 2025. Там будут живые демонстрации работы с ИИ, обмен опытом использования платформ, кейсы автоматизации подбора персонала и обзор актуальных ИТ-решений.

〰️〰️〰️

О чём конференция: аналитика по HR & Ed Tech, автоматизация HR-процессов, примеры решения HR-задач бизнеса с помощью ИИ, «подводные камни» и типичные сложности на пути автоматизации подбора и обучения персонала — и многое другое.

Кому переслать:
— HRD, которые внедряют ИИ в свои процессы
— HRD, которые пока не внедряют ИИ в свои процессы, но понимают, что пора
— Лидерам HR- и L&D- функций, которые ищут способы оптимизации затрат и повышения эффективности работы своих подразделений

Подробности:
Анонс конференции на «Лонгридошной»
Официальный сайт HR & ED TECH SUMMIT 2025

Скидка на участие:
Используйте промокод ЭДТЕХ на скидку 5% для первого и 10% для второго участника от компании.

✍🏻 Лонгридошная | Журнал про невидимый эдтех

Реклама ООО «КВОРУМ» ИНН 77511392242
🔥3👏2😱1
Интро канала «еЛёрнинг, ЭдТех и медиа»'25

👀 Кто автор?

Я Филипп Чурилов, автор и редактор в eLearning, EdTech и медиа. Чем дальше в лес — тем чаще главред и руководитель.

Не называю себя «разработчик курсов», потому что не кодер. Не называю себя «методолог», потому что умею и люблю работать руками над финальным видом учебного контента.

🛠 Что делаю?

Делаю электронные курсы на заказ в Ecourse Studio, выпускаю статьи про учебный контент в «Лонгридошной», помогаю развивать экосистему Courseditor.

Вот ссылки на первый пост и личный сайт.

📝 Про что пишу?

Сейчас тему можно обобщить как «образовательная редактура», в будущем хочу прийти к «мультимодальной андрагогике».

Пока это «как писать цифровые учебники» и «как делать электронные учебные материалы».

🪧 Показательные посты

Оставлю ссылки на прошлый дайджест и подборку про сторителлинг, а здесь перечислю несколько опорных идеологических постов этого года:

Перечень защищаемых каналом тезисов (ого, оказывается, был такой пост)
eLearning — это сфера digital, а не сфера образования
Про мотивацию к обучениютут)
Про обратную связь и критику
Про важность разных углов
Про ограничение eLearning
Про объяснения здорового человека
Про бессмысленность споров

На похожий список тем часто выступаю.

⭐️ Бонус

В интернете есть большая стена текста обо мне в моей же редакции — это развёрнутое интервью для Клуба главредов.

Осторожно, там реально много букв.

ℹ️ Рандомный факт для удивлённого комментария

Не пользуюсь типографской раскладкой Бирмана; «ёлочки» и неразрывные пробелы набираю Alt-кодами.


Рассчитываю, что этот пост-знакомство прослужит глубоко в 2026 год 🙂

〰️〰️〰️

👍🏻 — будем знакомы
👎🏻 — дизлайк, отписка
🗿 — в каждом списке реакций должен быть моаи

#elearning #edtech #медиа #мой_контент
👍19🗿5👏3🐳3👎1
Развилка на два стула

Сначала заголовок был «точка бифуркации», но так будет понятнее.

🛠 Осень в eLearning — это сезон. Все заказчики определяются с планами, стремительно находят подрядчиков и раздают им задачи «до конца года» (с)

Пользуясь случаем:

L&D-отделы, не откладывайте проекты с аутсорсом на октябрь-декабрь. В лучшем случае вам выкатят +50-70% надбавки за срочность, в худшем — не смогут взять ваш заказ из-за загрузки. Чаще нагружайте нас в несезон — весной и в начале лета.


Но вернёмся к развилке. Вот она:

Либо ты руководишь 👨🏻‍💼 — либо ты делаешь 🧑🏻‍💻

Все промежуточные состояния временные.

👀 Наглядно проживаю ситуацию, что чем больше команда → тем больше времени и ресурса забирает менеджмент → тем меньше времени и ресурса остаётся на личное участие в продакшене → тем больше людей нужно привлечь в команду → тем больше времени и ресурса забирает менеджмент → тем меньше…

Это не баг, а фича: все руководители обречены на сокращение работы руками.

Поэтому вновь возвращаюсь к уже не раз озвученному в канале тезису про «вытаскивание» своего видения из головы и трансляцию его, как минимум, команде, а как максимум — отрасли целиком.

Видимо, это и будет первый сформулированный приоритет на 2026 год:

Должны появиться и регулярно актуализироваться:

1️⃣ Редакционно-методическая политика Ecourse Studio

2️⃣ Ликбез-онбординг для авторов и редакторов по специфике цифровых учебников

3️⃣ Обновляемая подборка прокомментированных примеров eLearning-материалов

4️⃣ upd: Типовой шаблон сценария электронного курса

5️⃣ upd: Список постоянных шеф-редакторов


Да, это будет прекурсор «Корпоративного университета агентства». И да, он должен был появиться раньше.

〰️〰️〰️

👍🏻 — ждём
👎🏻 — безразлично
🗿 — загоняешься

#elearning #edtech #медиа
👍15🗿4🐳2👎1
Про целину и клумбы

Привет, я Саша Осипова из канала «На старт, внимание, курс». Это мой гостевой пост у Филиппа Чурилова на канале «еЛёрнинг, ЭдТех и медиа».

👩🏻‍💻 Я работаю методологом и практически не занимаюсь созданием именно контента.

Моя работа — изучить запрос заказчика, исследовать аудиторию, спроектировать программу и задать общую структуру материалов.

Контент всегда делали коллеги: разработчики электронных курсов, редакторы и дизайнеры.

Во время работы в Яндекс.Практикуме я придумала метафору, которой искренне гордилась:

Я пропахиваю целину, а редакторы с дизайнерами разбивают клумбы 😎


Понимаете, да? Труд методолога сложный, важный и ценный — я буквально распахиваю бескрайние поля образовательного опыта. А потом «на готовенькое» приходят другие ребята и пишут тексты, рисуют картинки и верстают материалы.

...Только позже я поняла, что в этой фразе много снобизма. А ещё — вреда для проектов.

Откуда брались такие мысли?

Потому что разработкой материалов принято пренебрегать:

— это завершающий этап проекта, и его часто делают второпях
— иногда его отдают на аутсорс, чтобы сэкономить
— бывает, что программу собирает продакшен-команда, которая оторвана от проектирования и вне контекста задачи

К чему такое приводит?

Исполнители финального этапа постепенно начинают ощущать себя техническим персоналом, заваленным рутиной. В лучшем случае — безликими операторами ИИ-агентов.

Они начинают считать себя вспомогательными. Поэтому они теряют интерес к работе, абстрагируются от результата и как итог — выгорают 😢

Что изменилось?

С тех пор прошли годы. «Методологический снобизм» унялся. Сейчас мне очевидно, что разработка материалов — это вовсе не «последний кусок работы, сделайте там как-нибудь».

Это обязательный этап работы — не менее важный, чем все предшествующие.

Потому что:

— снижать когнитивную нагрузку
— говорить с учениками на понятном языке
— делать удобный UX

...будут как раз разработчики контента на основе той программы, которую им отгрузил методолог.

Если программа изначально неудачная, вряд ли её сможет спасти хорошее исполнение

Но если программа хорошая, а исполнение корявое проект всё равно провален.

Всё обучение будет неудачным, вся предшествующая работа пострадает. Это никому не надо.

Как уйти от деления на «целину и клумбы»?

Вот три идеи:

1️⃣ Привлекайте разработчиков контента к обсуждениям
Зовите их на встречи уже на этапе проектирования. Прислушивайтесь к их идеям по механикам и форматам. Адаптируйте концепцию курса к тем возможностям и ограничениям, которые они назовут.

2️⃣ Прогнозируйте нагрузку и сроки
Перестаньте приходить к разработчикам с классическим «Привет! У нас тут задача на 25 лонгридов, 10 памяток и 5 интерактивных симуляторов, сдать нужно послезавтра. Сделаете?»

Обсуждайте нагрузку, избегайте пиков и встраивайтесь в спады — и желательно уже на старте проекта.

3️⃣ Поменяйте отношение
Самое главное — смените установку, что «дизайн с редактурой — это что-то техническое, простое и операционное, и вообще не критичное для успеха обучения». Критичное!

Продукт методолога — это идея, замысел. Продукт дизайна, редактуры, вёрстки — это реализация, воплощение.

Без реализации идея ничего не стоит


Поэтому иногда слезайте с белого коня методологии и больше говорите с людьми, которые будут претворять ваши идеи в жизнь.

И не ждите годы для этого 🙂

〰️〰️〰️

🤔 — полезно
👎🏻 — не очень
🗿 — это что, первый гостевой пост?..
🤔10👍4🗿3👎2😐1
База eLearning #2: шаблон сценария

Простая концепция, об отсутствие которой легко споткнуться второпях.

📝 Контекст

Сценарий в eLearning — это подробное текстовое описание будущего учебного материала. Документ, который включает весь текстовый контент, а также референсы нужной графики и описание интерактивных элементов.


По сути, сценарий — это не столько текст, сколько подробная разметка, что где написано, как оформлено, что на что нажимается и что при этом происходит.

Какие с ними бывают сложности:

1️⃣ У разных исполнителей — разный опыт со сценариями

Работая с редакторами вместо классических разработчиков, сейчас вижу это очень явно.

Даже продвинутая CMS для оформления статей на сайтах не приближается к вложенности и интерактивам в типовом электронном курсе, поэтому для ребят из коммерческой редактуры эти возможности — в новинку.

2️⃣ Мало показать — нужно объяснить, что и как

Это прямое продолжение предыдущего пункта. Да, можно объяснить, что «в материале можно использовать аккордеоны, вкладки и маркеры на изображениях». А когда их использовать? Для какой информации? С какими ограничениями?

И вот мы уже не «ставим ТЗ автору», а проводим экспресс-ликбез по методическому применению вложенности информации в цифровых учебниках.

3️⃣ В конце нужно добиться единообразия

Даже по шаблонам разные авторы будут присылать по-разному оформленные документы. Иногда это не критично, иногда это можно быстро отредактировать, но иногда документы бывают настолько из разных миров, что сведение к единообразию займёт массу времени.

Как со всем этим работать? Сделать шаблон сценария.

🧐 Что даёт шаблон

— Даём людям с разным опытом единый референс, на который можно опереться
— Комментируем не только «как оформить», но и «зачем это нужно»
— В случае явных отклонений возвращаем автора к шаблону и просим привести в соответствие

👉🏻 Резюме

Шаблон сценария поможет быстрее погрузить новых авторов в желаемый образ результата и позволит аргументированно ссылаться на себя при доработках и исправлениях.

Простая концепция, об которую я, конечно же, споткнулся второпях на текущем проекте.

Поэтому шаблон сценариев Ecourse Studio станет четвёртым приоритетом на 2026 из верхнего поста.

〰️〰️〰️

👍🏻 — о, рубрика не забыта
😐 — фу, контент для джунов
🗿 — а примеры будут? Будут 👇🏻

UPD: уговорили, вот пример шаблона сценария

#elearning #edtech #медиа #база
👍10🗿6😐2
Мысли про EdTech #11.1: дилемма продукт-оунера

Бывалые водители иногда говорят: «трасса вскрывает все проблемы».

То есть, масштабное, долгосрочное, разнообразное и интенсивное использование механизма (оборудования, сервиса, продукта, навыка и т.д.) вскрывает все его недостатки, шероховатости и поломки.

...И как же мы сейчас с разбегу в это втемяшились.

1️⃣ Про работу и процессы я уже писал выше — «управлять нельзя делать» (ставьте запятую, где получится). Этот год надо дожить без фатальных последствий, а в следующем как следует взяться за консолидацию процессов, обучение персонала и выращивание замов.

Сегодня настало время инструмента:

2️⃣ Про массовую вёрстку промышленных объёмов контента, которая вскрыла в выбранном инструменте неочевидный вне продакт-менеджмента (да и не всем внутри него) тезис:

Свобода действий не всегда благо


Тоже не новая тема в канале (тут про широкий выбор, тут про гибкость настроек, тут про страхующий UX).

В чём суть?

Чем больше в продукте можно сделать, тем... нет, не тем «больше будут делать», а «тем чаще в нём будут ошибаться».

💁🏻‍♂️ Дело в том, что разнообразие функций повышает планку навыка, необходимую для безошибочной работы с инструментом. Пользователи банально должны ориентироваться в большем количестве возможностей, учитывать особенности их применения в разных контекстах и вспоминать о них при попадании в эти самые контексты.

В терминах обучения:

Большие возможности = большая ответственность когнитивная нагрузка


Но тут начинаются проблемы:

📉 Делаешь мало функций — часть клиентов жалуется, что их недостаточно.
📈 Делаешь много — их используют полтора землекопа либо интерфейс загромождается ловушками вида «а вот тут вы забыли кастомизацию настроить, сделайте, а то криво будет».

А что делать-то?

🫠 Да кто его знает. К этому подходят по-разному. Кто-то делает нишевый продукт для профессионалов, кто-то — технически простой, но отполированный продукт для решения узкого круга самых распространённых задач.

Если брать примеры нашего рынка (РФ, сервисы для создания учебного контента), то глобально растут простые массовые: без глубокой кастомизации, без модных фич, без сложных функций. Которые можно быстро внедрить и быстро получить пользу. И которые при этом не стоят, как чугунный мост.

Пример:
Все до единого встроенные конструкторы материалов в B2C-сервисах для продажи онлайн-курсов — примитивны. Они не сложнее CMS сайта, их даже Wordpress Gutenberg может уделать в минуса по разнообразию.

Но они зарабатывают сотни миллионов, а некоторые — и миллиарды. Потому что решают более важную, прибыльную и денежную задачу: они не конструктор контента, а средство его доставки.


👀 Кто ещё растёт? Незаменимые сложные. Продукты Atlassian (Trello, Confluence) закупают в обход санкций, потому что без них уже никак. Аналогично могут не переживать 1C и SAP — с них настолько больно уйти и настолько нет аналогов, что без них тоже никак.

Проблема в том, что в серой зоне между этими двумя полюсами идёт жёсткая конкуренция за изначально не самый большой рынок.

🛠 На рынке есть кандидат на простой массовый конструктор контента, который бы закрывал высокочастотные, хоть и низкотехнологичные задачи обучения.

По удивительному стечению обстоятельств (нет) у него самая большая выручка. Но ему тяжело сделать технологический переход от устаревшей модели к современной, потому что будет больно каннибализировать свой предыдущий продукт.

🔬 Но незаменимых сложных на рынке нет. Все решения взаимозаменяемы с небольшим объёмом боли от переезда.

Все они — в серой зоне. Все они конкурируют одними и теми же функциями для одних и тех же задач в одних и тех же тендерах одних и тех же компаний. Они функционально идентичны.

И на мой взгляд — можно сказать, маргинальный — все они совершают одну и ту же ошибку:

Соревнование фичами


#elearning #edtech #ed_мысли

Пост настолько вырос, что есть вторая часть 🔽
2😱2
Мысли про EdTech #11.2: дилемма продукт-оунера

Пост настолько вырос, что есть первая часть 🔼

Как выглядит конкуренция фичами


— А у нас есть ВОТ!
— А у нас тоже, и сверху ВОТ!
— Ууу, ну тогда мы делаем ВОТ!
— Ух, а как вам ВОТ!
— А ВОТ!
— ВОТ!..
— ...ВОТ!
— ...ВОТ!...

И так до бесконечности или, что может быть ближе, истощения ресурсов.

В чём штука

🧐 Фичи — это возможности. Возможности — это когнитивная нагрузка. Когнитивная нагрузка — это высокий порог освоения. Высокий порог освоения — это нишевое применение. Нишевое применение — это узкий рынок.

Без незаменимой сложности, а её и не будет, этот рынок всегда будет узким.

Как надо Гипотеза решения

Конкурировать надо удобством решения задач. Беспроблемностью. Скоростью и плавностью работы. Хорошим UX.


Надо остановиться с фичами и вложить ресурс в UX, а шире — в удобство решения релевантных задач пользователя вашим инструментом.

Критика гипотезы

Мне часто возражают, причём основатели разных продуктов: «Заказчик не просит удобство, заказчик просит фичи».

🫠 С одной стороны, этот аргумент нечем крыть: он живёт на уровне подписанных договоров и переведённых оплат.

Покупают же не разработчики, покупают руководители отделов по списку «галочек» тендерного отдела. Разработчикам такое решение часто спускают сверху.

🙄 Но с другой — конечным, финальным пользователем является не руководитель и не компания, а человек. Конкретные люди. Этим людям должно быть удобно. Эти люди должны решать свой Job-to-be-done этим инструментом.

И уже через свой решённый Job они смогут помочь своему руководителю решить его собственный, вышестоящий Job-to-be-done.

А сейчас... Вот вам рубрика #подрыв_устоев:

Фичизм привёл UX и workflow российских конструкторов электронных курсов в тупик


Это натуральная фэшн-катастрофа у всех, кроме одного. Который добросовестно скопировал UX и workflow международного лидера. По странному совпадению (нет) в нём меньше всех фич.

Живите теперь с этим знанием.

P.S.

— Как ты можешь так говорить, ты же 15 лет знаешь и много лет работаешь с основателями одного из них?!
— ИМЕННО ПОЭТОМУ я говорю это с самого релиза, каждый день, до перебранок и повышенных тонов. А в прошлом году я 
получил справку о том, что я вполне могу быть прав.

〰️〰️〰️

🤔 — длинно, но интересно
👎🏻 — длинно и неинтересно
🗿 — ту мач длинно, ниасилено

#elearning #edtech #ed_мысли
🤔10👎1😨1🗿1
(Будущая) пятничная рекомендация: две конференции для контенщиков

Как вы знаете из канала, я много лет как Dual Class — методист и редактор (D&Dшники поймут, для молодых — «совмещаю профессии»).

И так вышло, что в пятницу 14 ноября я выступаю на двух профильных мероприятиях:

1️⃣ Сначала это будет конференция Клуба Главредов и НИУ ВШЭ — Made in Self.

Там я расскажу, что и почему привело меня в разные направления контента и почему в какой-то момент нам становится тяжело принимать на веру догмы и авторитеты.

2️⃣ А сразу после — я буквально убегу со сцены в гримёрку к ноутбуку — буду выступать на конференции Обучение со смыслом Елены Тихомировой из Живого обучения, где как раз буду труба шатать подвергать эти самые догмы ковровым бомбардировкам взвешенному и обоснованному сомнению.

Made in Self — это очно в центре Москвы, и если вы делаете контент и будете в городе, всё ещё можно организовать себе насыщенный финал недели.

Обучение со смыслом — это тоже на весь день, зато онлайн. Тут можно включить на фоне, вывести на большой экран в офисе или не вынимать наушники весь день — на ваш выбор.

P.S. А 20.11 будет DL, где у меня в кои-то веки будет не объявление войны не провокационное выступление.

〰️〰️〰️

🤔 — интересно
😐 — чего так поздно-то
🗿 — из каждого утюга...

#elearning #edtech #media #мой_контент
🤔5🗿3👍2😐2🔥1
Мысли про EdTech #12: самоисполняемые пророчества

Новая пища для размышлений по тому же поводу, но уже в другом ключе.

Кажется, что в сервисах для индустрии eLearning змея укусила себя за хвост и вошла в бесконечный цикл:

Разработчики контента выполняют 10+ ролей в одиночку —> им нужны сервисы, которые позволяют выполнять 10+ ролей в одиночку лучше —> разработчики сервисов создают решения, которые помогают выполнять 10+ ролей в одиночку лучше —> разработчики контента выполняют 10+ ролей в одиночку


А что, если можно НЕ выполнять 10+ ролей в одиночку? 😱

💁🏻‍♂️ Например, как это организовано в соседнем диджитале или даже в B2C-эдтехе, где есть внятное разделение труда и командная работа.

Там нужны, востребованы и используются совсем другие сервисы, нежели в корпоративном eLearning. Вроде там цифровой контент и тут цифровой контент, но какие разные судьбы.

👀 В общем, среди меня есть мнение, что «не туда» воюют не только любители псевдо-сторителлинга и часть заказчиков, а несколько больше людей на разных позициях и в разных компаниях в отрасли.

〰️〰️〰️

🤔 — ага, а дальше?
😐 — нипонятно
🗿 — не томи уже намёками

#elearning #edtech #медиа #ed_мысли
🤔8🗿6😐1
Дайджест конференций в 2025 году

До конца года новых выступлений (пока) не предвидится, поэтому можно подвести небольшой итог и собрать в одном посте презентации ключевых выступлений.

В силу профдеформации асинхронным обучением они задуманы понятными без спикера:

〰️

🏃🏻‍♂️ Не Time-to-Market, а Time-to-Practice — о том, что при ограничениях eLearning правильнее быстрее доводить ученика до практики, чем продолжать мариновать его сколь угодно вовлекающей теорией.

〰️

👨🏻‍🎓 4CID в электронном курсе без обратной связи — о том, что мы положили в основу нашего Курса по Курсэдитору. И мы с ним всё ещё не закончили: в черновике структуры у нас было 20 уроков, сейчас их почти 50, а будет примерно 70.

〰️

🎮 Вы применяете геймификацию неправильно — о том, что бездумное копирование механик из компьютерных игр в сферу обучения обычно заканчивается бездумной же тратой времени и денег на неработающие продукты. Лечить надо причину, а не симптом.

〰️

🧝🏻‍♀️ Хватит сочинять сказки в курсах — о том, что персонажи и диалоги в обучении взрослых работают далеко не так безоблачно, как верят создатели такого контента. А на аргумент «сторителлинг побуждает сопереживать герою!» мне хочется ответить: «а кто вам сказал, что ваша потуга на историю способна вызвать хоть какие-то эмоции?..»

〰️

🛠 Базовый минимум качества электронного курса — о том, как делать экономически эффективные учебные материалы, если в вашей команде наконец-то начали считать деньги на разработку контента. И нет, текст там не на самом главном месте.

〰️

💁🏻‍♂️ Если вам переслали этот пост (чему я был бы очень рад), загляните в интро канала «еЛёрнинг, ЭдТех и медиа» и на главную страницу журнала «Лонгридошная».

〰️〰️〰️

🤔 — промышленно смыслы раздаёшь
😐 — мы это всё читали в канале
🗿 — читать фу, видео есть?

#elearning #edtech #медиа #рекомендации #мой_контент
🤔12👏3🗿2😐1
«Дорогой дневник»: записки про управление

😑 Делюсь, за какие уроки менеджмента я заплатил деньгами, временем и нервами в 2025 году. Пока не подведение итогов, скорее фиксация для будущей рефлексии.

Общая тема выпуска: паттерны ошибок в контроле исполнителей

📈 Сделано больше, чем надо. Задача была проще и не такая глубокая, а из-за плотной загрузки я не остановил ошибку раньше. Вместо готовой задачи — продвинутый исходник для второго подхода с упрощением.

📉 Сделано меньше, чем надо. В задачу надо было погрузиться и задавать вопросы, а в силу кредита доверия я это не сформулировал чётко. Вместо готовой задачи — сырой исходник для второго подхода с расширением.

🫣 Сделано не то, что просили. Задача ограничена конкретными условиями, а из-за успешного прошлого опыта автор проявил инициативу и вышел за рамки ограничений. Вместо готовой задачи — рерайт половины результата обратно в установленные границы.

🫠 Сделано то, что не просили. Задача была на базовый рерайт с точечной актуализацией, а из-за успешного опыта и моей плотной загрузки я не отслеживал промежуточные результаты. Вместо готовой задачи — готовый рерайт с переструктурированием и дополнениями за вдвое большую стоимость.

Что объединяет эти паттерны?

Кроме «сам виноват», эти кейсы пересекаются в одной из этих двух вещей:

1️⃣ Доверие«раньше всё было ок, значит, будет ок и дальше». Нет, не будет. Всё надо проверять. Особенно в коммерческих отношениях.

2️⃣ Загрузка«не могу сейчас посмотреть, потом будет время». Нет, не будет. Время и внимание ограничены на физическом и биологическом уровнях. Если нет сейчас, то не факт, что позже появятся.

И как с этим справиться в следующем цикле?

Это правильный вопрос. А ответ на него: шеф-редактор.

Поэтому поиск, отбор и синхронизация видения с постоянными шеф-редакторами для Ecourse Studio заезжает пятым пунктом в приоритеты 2026 года.

〰️〰️〰️

🤔 — жиза, было такое
😐 — что делать, если узнал себя?..
🗿навыступался осенью, держи последствия

#elearning #edtech #медиа
😐6🗿6🤔21
Об инновации в принудительном труде

В продолжение поста про рекурсию сборки в шутку придумал термин SlaveTech — «технологии, повышающие эффективность рабского труда».

Объектом шутки были разработчики курсов 10-в-1, а основой юмора — что не надо повышать эффективность заведомо неэффективной модели работы.

— Ха-ха, РабоТех, «инновации для рабов», смешно!


Но на самом деле не смешно.

💁🏻‍♂️ Внедрение опенсорсных ИИ-моделей в конструкторы курсов — в сущности, такая же инновация, как «выдать надзирателю кнут длиннее».

Потому что специализированные модели всегда сделают это лучше и всегда будут опережать по возможностям встроенные.

Ценность лежит в том, чтобы подготовленный человек в специализированной модели быстро сделал нужный качественный продукт.

А попытка «удержать» в одном человеке полный цикл разработки, чтобы сэкономить бюджет на ФОТ, — это буквально организация охраны концлагеря.

〰️〰️〰️

👍🏻 — нужна специализация
👎🏻 — все работают как могут, отстань
🗿 — я спрошу у ИИ, что ответить

#elearning #edtech #медиа
👍9🥱3👎2🗿1
Пятничная рекомендация №29: отпусти и забудь

В завершение изложения позиций и систематизации интро, а также в духе Анкориджа поста про споры объявляется бессрочная пауза в публикациях типа «они делают всё не так».

Искренне уверен, что реально «делают». Искренне уверен, что «можно лучше».

Но — мнения озвучены в выступлениях, регулярно упоминались в канале и дополнены комментариями. Фактуры достаточно.

Пусть цветут тысячи цветов (с)


А единственный надёжный способ принести перемены — это стать ими.

Так что будем дальше писать лонгриды без выдуманных посредников, привлекать к этой работе других людей, писать статьи в журнал и, надеюсь, системно доносить этот подход до заинтересованных лиц.

В общем, работаем, как хотим: рыночек, история, Уголовный кодекс и апостол Пётр нас потом всех рассудят по делам нашим.

〰️〰️〰️

👍🏻 — ура, меньше конфликтных тезисов
👎🏻 — фу, меньше остроты дискуссии
🗿 — бро, ты там как?

#elearning #edtech #медиа #рекомендации
1🗿11👎5👍3👏1
Альтернативные метрики для учебного контента, ч.1

Начинаем прогрев статьи про метрики, он же «разделы будущего материала».

Что есть сейчас?

Берём первую попавшуюся статью про метрики в обучении и начинаем развенчивать эти весёлые фантазии применительно к корпоративным электронным курсам.

〰️

💸 Бизнес-метрики

🔹 ROI — возврат на инвестиции в обучение
Идёт в лес. Абсолютное большинство компаний не ведут настолько детальную статистику собственной производительности, чтобы посчитать возврат от обучения. Это догадки с уровнем точности «пальцем в небо».

🔹 ROMI — возврат на инвестиции в маркетинг
Идёт в лес. Внутренний маркетинг курсов делают едва ли 10-20% компаний, его эффективность считают вторые 10-20% из их числа.

🔹 Количество уникальных пользователей
Приемлемо. Ценная метрика необязательных курсов, на которые сотрудники записываются добровольно. Много самозаписей = тема удачная, описание привлекательное и/или у курса хороший сарафан.

🔹 LTV — пожизненная ценность клиента
Неприменимо в чистом виде, потому что за электронные курсы сотрудники компании не платят. Но поставим тут «галочку» на будущее.

〰️

😋 Метрики удовлетворённости

🔹 CSAT — показатель удовлетворённости ученика
Очень мутный показатель. Почему? Потому что оптимизация по нему приведёт к модели «мы делаем красивые материалы, которые ненапряжно проходить». Обучение не может быть ненапряжным, если мы хотим повлиять на чей-то подход к работе.

🔹 CSI — индекс удовлетворённости ученика
То же самое с другой буквой и тоже мутное. Удовлетворение весёлыми картинками, короткими курсами и несложными концепциями будет высоким, а польза — нет.

🔹 NPS — индекс лояльности ученика
На бытовом уровне это «склонность порекомендовать». Прямо связана с привлечением новых уникальных пользователей, поэтому можно использовать. Помните про риск, что принудительный запрос отзыва в обмен на баллы в LMS не будет искренним.

〰️

⭐️ Метрики качества

🔹 COR — показатель доходимости
Неприменим для обязательного обучения, которого в еЛёрнинге много: всех и так заставят пройти до конца. Но дополняет серию «метрик для факультативных материалов»: количество самозаписей и склонность рекомендовать.

🔹 Transformation Rate (TR) — самооценка эффективности курса от ученика
Проще говоря, считает ли сам ученик, что курс ответил на его образовательный запрос. По сути — тот же NPS другими словами и с тем же ограничением на «социально приемлемые ответы». А ещё в корпоративном еЛёрнинге сложно с осознанными образовательными запросами.

🔹 Процент возврата оплат за обучение
Метрика из коммерческого EdTech. В корпоративном еЛёрнинге неприменима.

🔹 Посещаемость / Просмотры
Тоже из коммерческого EdTech и тоже неприменима. Самозаписи уникальных пользователей и доходимость перекрывают потребность в этой метрике. Можно замерять для контента вне курсов (статьи на портале, посты в канале, видео в базе знаний).

〰️

🙄 Что в итоге?

Классические метрики B2C EdTech не отражают реалии, цели и задачи измерения эффективности корпоративного электронного обучения


1️⃣ В этом списке условно полезны полторы метрики — количество уникальных пользователей и доходимость необязательных курсов.

Для материалов с самозаписью это показатель, что «курс привлёк внимание темой или описанием, удержал внимание, а теперь сотрудники рекомендуют его коллегам».

Даже в этом случае коллеги могут рекомендовать красивый бессодержательный курс или массово записываться на короткий материал с баллами за прохождение. И всё же виральность учебного контента обычно небеспочвенна.

2️⃣ NPS и TR могут быть хороши, когда они достоверно искренние.

Гарантий, что отзывы написаны не «из вежливости», нет.

Чтобы гарантия появилась, нужна устоявшаяся культура допустимости открытой конструктивной критики. Это задача рангом повыше L&D-отдела.

〰️

🧐 А что тогда считать?

А вот это, детектив, вопрос следующего поста.

〰️〰️〰️

👍🏻 — лонгриды уже в постах
👎🏻 — это длинно и скучно
🗿 — попрошу ИИ сделать саммари

#elearning #edtech
1👍18🔥4🗿31👎1
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Альтернативные метрики для учебного контента, ч.1 Начинаем прогрев статьи про метрики, он же «разделы будущего материала». Что есть сейчас? Берём первую попавшуюся статью про метрики в обучении и начинаем развенчивать эти весёлые фантазии применительно…
Альтернативные метрики для учебного контента, которые стали фреймворком

Друзья, я начал писать второй пост про метрики и случайно придумал:

1️⃣ методологию оценки экономической эффективности отделов электронного обучения и 

2️⃣ математическую модель к ней.

Поста не будет, простите 😞

Но если вы ищете фреймворк для измерения эффективности работы in-house команды разработки электронного обучения в 2026 году, напишите мне через форму для «Консультации» на сайте.

〰️〰️〰️

👍 — сделай это научной статьёй
🤔 — сделай это мини-курсом
🗿 — на самом интересном месте

#elearning #edtech
🗿16🤔4👍3
Альтернативные метрики для учебного контента, ч.2.2

…Когда на встрече по продукту участница команды заказчика сказала, что пост про метрики был «хорошим байтом» (👋🏻), решил-таки довести эту мысль хотя бы до запятой.

Мысль в основе своей проста:

Типичная компания не оцифровывает свои процессы настолько хорошо, чтобы достоверно выделить эффект конкретной единицы обучения на выручку


При этом есть показатели, которые принципиально позволяют вычислить прикинуть результат обучения.

📈 Например, «число обращений в техподдержку после релиза инструкции по ПО» или какой-нибудь «срок выхода нового сотрудника на точку безубыточности в месяцах до и после релиза welcome-курса».

📹 Или из практики: электронным курсом заменили регулярно повторяемый вебинар — сколько часов спикера сэкономили за месяц? Три? Год?

Это тоже сложно и тоже неточно, но всё же возможно оценить. Если у вас такие показатели есть или есть пассионарный сотрудник, который готов их посчитать — считайте их.

👀 Но инсайт предыдущего поста у меня был в другую сторону, а именно:

Если мы признаём, что не можем достоверно посчитать финансовый результат электронного курса, что мы можем посчитать взамен?


Затраты. Мы можем посчитать затраты.

— Пфф, скучно, а говорил про инсайт!, — скажете вы.
— Подождите, сейчас всё будет,— отвечу я.

Затраты — это не только «ФОТ отдела» или «Сумма контракта на разработку у провайдера». Это один из факторов увеличения прибыли; например, когда они сокращаются.

А ещё это такие замечательные и незаслуженно забываемые вещи, как:

1️⃣ Количество встреч, количество сотрудников на этих встречах, количество человекочасов по итогам этих встреч и стоимость этих встреч, исчисленная по средней стоимости рабочего часа одного сотрудника, понятного по ФОТу.

Сложно? Да. Реально? Тоже да.

2️⃣ «Менеджерская надбавка» за управление любым проектом: внутренним или заказным. Я встречал эмпирическую сумму в 10% или 15% управленческой надбавки в ИТ и digital.

Вполне реально.

3️⃣ Параметры продуктивности L&D отдела — сколько единиц контента выпущено, за какой суммарный срок от получения запроса до назначения обучения, сколько это в среднем в месяц, сколько в среднем в работе находится проектов параллельно и так далее.

Тоже вполне реально.

И так далее — по вечерам я прописываю математику подобных метрик и пролетарские способы их подсчёта, чтобы позже зарелизить как открытый фреймворк.

Да никто это считать не будет, — скажут многие.
— Очень жаль и очень зря, — отвечу я.

🧐 Обращение внимания на экономическую эффективность — это индикатор зрелости отрасли.

— SEO было чёрной магией, пока к сайтам не стали массово подключать статистику
— Сайты были какие попало, пока поведение на сайте не стали измерять в целевых действиях, привязанных к продажам
— Видео снимали кто во что горазд, пока просмотры, лайки и комментарии не стали приносить их авторам деньги

На большой выборке исчислимых финансовых результатов отрасль «взрослеет».

А если этого не делать — будем продолжать упарываться в графику и кнопки на триггерах, рисовать персонажей и сочинять им никому нигде не впёршийся Путь Героя.

〰️〰️〰️

🤔 — интересно, ждём
😐 — утопия, этого не будут делать
🗿 — богомерзкая математика

#elearning #edtech #медиа
🤔123🔥2😐2🗿2
То самое время года

С кем вы, мастера культуры?

〰️〰️〰️
👍 — я слева
😐 — я справа
🗿 — я дивергент амбидекстр

#ed_мысли
🗿14😐9🤣7👍6
Забрать в 2026 #1: проблема ожиданий и целей eLearning

В этом году ключевую проблему в корпоративном eLearning увидел с интересного ракурса.

Это вовсе не «конструкторы простые / сложные, удобные / неудобные, бытовые / профессиональные».

Конструкторы вообще не имеют значения
— они всего лишь разные степени усложнения базового инструмента «написать текст + вставить медиа».

Это даже не святая вера во всемогущество ИИ, который «все тексты напишет, все картинки нарисует и все видео сгенерирует».

Это сейчас по всему digital происходит— со временем сфера успокоится, перестанет считать «нейронка сгенерила» проявлением креативности и найдёт для ИИ интересные применения за пределами общего для всех отраслей мэйнстрима.

Проблема — в некорректных ожиданиях, а значит и в некорректном целеполагании.

Отрасль годами считает электронные курсы не тем, что они есть, и ожидает от них не то, что они могут дать.


1️⃣ Почему «считаем не тем, чем они являются»
Потому что электронные курсы ни в коем случае не замена трансформативному обучению. Никак. Вообще.

В лучшем случае eLearning — это поддерживающая часть такого обучения. Во всех остальных случаях это «наглядное информирование», «удобный репозиторий инструкций» или «знакомство с новой концепцией».

Мне понравился термин «пропедевтика» как упрощённый вводный курс в дисциплину — это одна из вещей, которой электронные курсы могли бы успешно быть.


2️⃣ Почему «ожидаем не то, что они могут дать»
Потому что цифровой контент не учит. Он представляет некую информацию в некой форме. Если информация полезна, а форма — удобна / приятна / интересна, читатель её изучит; может быть, запомнит; возможно, когда-нибудь применит.

При этом прямой гарантии вида «информация ТАКАЯ и подана ТАК, ПОЭТОМУ её применили» — нет. За это контент отвечать не может, потому что это решение принимает читатель. У него свои соображения, опыт, контекст и демоны.

Это не значит, что «формат не важен». Формат важен — но в тех пределах, когда он не отталкивает. Мы знаем, что «кирпич текста» и «картинка ради картинки» отталкивают. Также несложно обосновать, что «диалоги персонажей» и «нереалистичные примеры» приносят больше вреда, чем пользы.


ℹ️ На стыке этих двух тезисов у нас есть два вывода:

▫️ Задача цифрового контента — не «учить». Рассказывать, информировать, объяснять, знакомить, но не «учить». Учиться люди могут только сами.

▫️ Мы не знаем, работает ли усложнение материала. Но мы предполагаем, в какой момент становится избыточным упрощение.


🛠 Из них есть прикладные следствия:

— Скорость создания контента ценнее его изощрённости
— Конструкторы не имеют значения
— «Сложный контент» не преимущество
— «Простой контент» не недостаток
— Доказать эффективность усложнения нельзя
— Пора пересмотреть формы учебного контента
— Пора пересчитать бюджеты в этой логике

Всю эту неделю пишем, что #забрать_в_год

〰️〰️〰️

🤔 — заберу в год
😐 — муть какая-то
🗿 — давайте уже после праздников

#elearning #edtech
🤔15🗿32😐2
Забрать в 2026 #2: отношение vs. навык

В этом году вернулся к более верхнеуровневому управлению и повторно собрал некоторые ранее забытые грабли (про них был отдельный пост).

Тут больше про найм, но не в контексте менеджмента (такой пост тоже был), а больше в контексте подбора.

Итак, тезис, с которым пойду дальше:

Отношение к задаче важнее накопленного опыта


Для начала — несколько зарисовок уходящего года:

🧐 Опытный специалист отказывается от задачи, формат которой считает «примитивным»
😯 Начинающий специалист просит выдать тестовую задачу, получает её и исчезает
🧐 Опытный специалист делает задачу одного формата по лекалам другого формата
😯 Начинающий специалист делает задачи, задаёт вопросы, сдаёт и просит следующие
🧐 Опытный специалист три раза присылает нейротекст и три раза получает на него правки
😯 Начинающий специалист присылает нейротекст, а потом отказывается от задачи
🧐 Опытный специалист не следует букве ТЗ и сдаёт задачу, требующую рерайта
😯 Начинающий специалист не задаёт вопросы, делает «как понял» и упускает часть задачи
🧐 Опытный специалист в новой для себя сфере следует ТЗ и выдаёт результат с минимумом правок
😯 Начинающий специалист берёт задачу, следует ТЗ и выдаёт результат с минимумом правок

Я соблюдал баланс опытных и начинающих, а также успехов и неудач.

Какой тут может быть общий знаменатель?

Их несколько:

🛠 Следовать ТЗ — предиктор успеха. Тут ничего нового. Если ТЗ существует — надо делать по нему. Если его не существует — это «проблема постановщика задачи», а «опытный специалист самостоятельно заполнил пробелы» — это скорее бонус, на который нельзя рассчитывать.

Задавать вопросы — предиктор успеха. Тоже ничего нового. Не понял — спроси. Новая задача — спроси. Видишь какую-то фигню — спроси. Видишь потенциал ошибки — спроси. Лучше спросить и получить однозначное «да, делаем так» от постановщика задачи, чем думать, гадать и в итоге рисковать ошибкой.

🎅🏻 Опыт не предиктор успеха. Сюда же возраст, объём знаний, уровень навыков, качество портфолио, количество пройденных курсов и прочитанных книг и даже опыт предыдущего проекта.

Полноценно доверять можно партнёрам, которые не косячили на множестве проектов подряд. Им можно отдавать проекты не глядя, т.к. риск минимален либо его можно принять. В остальных случаях слепо доверять нельзя никому. Особенно — если пытаетесь делать что-то новое или как-то иначе.


Какие прикладные следствия?

☑️ Новичок, который следует ТЗ и задаёт вопросы — это перспективный кадр в 2026 году
☑️ Опытный, который делает по-своему и не задаёт вопросов — это некомфортный уровень непредсказуемости
☑️ Новичок, который не следует ТЗ и не задаёт вопросов — это человек без второго шанса
☑️ Опытный, который следует ТЗ и задаёт вопросы — это человек, которого вы знаете уже 5-7-10 лет или больше

Напоследок повторим:

Отношение к задаче важнее накопленного опыта


Опыт-то появится — но хорошим он будет только у тех, кто изначально настроен сделать правильно.

〰️〰️〰️

👍🏻 — подтверждаю, встречаю подобное
👎🏻 — а не многовато ли ты требуешь?..
🗿 — узнаю себя в этих пунктах

#elearning #edtech #медиа #забрать_в_год
👍9🗿5