еЛёрнинг, ЭдТех и медиа – Telegram
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
1.85K subscribers
373 photos
14 videos
3 files
330 links
Образовательная редактура, онлайн-обучение и медиа-контент

Автор: Филипп Чурилов @philanek
Сайт: https://philchurilov.ru
Медиа: https://longread.media
Бот канала: @content_notes_bot
Download Telegram
Время собирать камни

В новый год — с новым мировым порядком. Начал процесс сборки примеров своих работ в публичном поле.

Чтобы не ворох ссылок на внешних ресурсах, а в статике на хостинге.

С чего начал:

1️⃣ Лонгрид по книге «Жизнь на полной мощности». Это не саммари, а развёрнутая статья с изложением основных тезисов и дополнениями. 2024 год он провёл на сервисе Edutoria, а в этом году они свернули работу с партнёрами.

2️⃣ Демо-лонгрид по книге «Цифровая трансформация бизнеса». Аналогичный формат, но в виде демо-версии. Здесь вырезано примерно 70% контента, т.к. проект был подробнее и ближе к тексту.

3️⃣ Открытый микро-курс по вебинару «PR-минимум для стартапа». Это была отправная точка моего фокуса на лонгридах и аппроксимация того, что мне кажется правильным создавать в обучении. Субдомен ФРИИ, на котором он лежит, периодически не работает, поэтому я перенёс его на свой хостинг.

🙄 И, раз все всё равно проверят наличие главной страницы на домене, ещё одна ссылка:

4️⃣ Переезд постов из Телеграма на внешний блог. Выходим из уютной тележеньки на оперативный простор. Работы там ещё много, перенос начал недавно.

Уточнения: да, я знаю, что «похоже кое-на-кого»; да, даже аватарка; нет, так не задумывалось; да, вы мне не верите.

Репостить можно куда угодно без ограничений.

В феврале вернусь с новыми обновлениями.

#elearning #edtech #мой_контент
🔥7
Главная новость февраля в отдельно взятом канале

Я просто оставлю здесь ссылку на «Лонгридошную»: https://longread.media/

Так сложилось, что eLearning очень раздроблен. Все сидят по блогам, по корпоративным порталам, по изолированным сообществам.

В отрасли не было простой советской медиа-площадки. Теперь будет.

P.S. Пишите в комментарии про всё, что думаете / увидели / понравилось / показалось странным.
🔥9👍41
Forwarded from Лонгридошная
Привет, мир!

Это «Лонгридошная», онлайн-журнал для тех, кто создаёт учебный контент.

На сайте longread.media мы рассказываем про «невидимый эдтех» — индустрию создания корпоративных учебных материалов.

Почему «невидимый» 🤔? Ну, про Нетологию, Скиллбокс и Геткурс слышали все, а про тысячи электронных учебников, которые каждый год создают методисты, редакторы, дизайнеры и верстальщики для B2B, слышали только сотрудники компаний, которые их читают.

Мы решили, что пора выйти из сумрака, и будем организованно писать про асинхронный учебный контент для тех, кто его создаёт, проектирует и использует для развития компании.

Подробнее об идее журнала читайте в колонке редактора.

И, конечно, заходите читать наши статьи 🙂
12🔥6
eLearning — это сфера digital, а не сфера образования

Я вокруг этой мысли ходил давно, а после курса по бренд-медиа у меня всё сошлось:

1️⃣ Редакция бренд-медиа создаёт полезный контент для внешних пользователей, чтобы вовлечь их в эффективность компании: повысить продажи, рентабельность, прибыль.

2️⃣ Редакция L&D-отдела создаёт полезный контент для внутренних пользователей, чтобы вовлечь их в эффективность компании: повысить продажи, рентабельность, прибыль.

👀 Даже источники часто одинаковые: книги, подкасты, статьи, научные работы, эксперты. Только в eLearning добавляются внутренние регламенты, справки, описания процессов и инструкции.

💁🏻‍♂️ Убрать из этого то, что я назвал «методический снобизм» — и получается, что создатели eLearning не «обучают», а «информируют», «рассказывают полезное», «расширяют опыт и насмотренность».

На что-то другое, по большому счёту, цифровой учебник без сопровождения и обратной связи рассчитывать не может. И это не недостаток, а замысел: учебник — это инструмент для самообучения, а самообучение зависит от самодисциплины.

🙄 Принятие простого тезиса, что eLearning-команда в L&D — это «внутренняя редакция полезных материалов», устранит большинство противоречий в отрасли:

— Серьёзно научить слайдами нельзя!

БЫЛО: 😭 Можно! Нужен только мощный сторителлинг и геймификация!!!
СТАЛО: 🧐 Верно. И мы не пытаемся серьёзно учить, мы даём общую теорию и понятные инструкции в удобной форме.

— Ваши длинные тексты никто не читает!

БЫЛО: 😭 Неееет! Добавим картинок и поставим обязательный тест — тогда пройдут!!!
СТАЛО: 🧐 Действительно. Давайте попробуем сделать текст понятнее и короче, а остальную информацию перенесём в памятки или базу знаний.

— Мы купим готовый курс и научим всех сотрудников «Эмпатии на рабочем месте»!

БЫЛО: 🤩 Да, конечно! После 45 минут чтения комикса про Машу и Петю все сотрудники станут мастерами эмпатии!!!
СТАЛО: 🧐 Нет, это так не работает. В асинхронном курсе на 30-60 минут мы сможем дать основы, показать несколько примеров и проверить понимание сути на паре кейсов. Чтобы реально менять поведение, eLearning должен быть одной из множества «точек контакта», а не единственным обучением.

— Мы хотим сделать серьёзный курс, поэтому мы перенесли в конструктор 100 страниц А4 / 350 слайдов 1600x900px.

БЫЛО: 🤩 Да, супер! Конечно, за 8 часов чтения плотного контента все сотрудники усвоят все навыки!!!
СТАЛО: 🧐 Нет, это так не работает. Огромный материал для самостоятельного изучения — это вы придумали учебник или монографию. Электронные курсы могут поддержать изучение больших тем, если их подробить на части и обеспечить сопровождение другими формами, но загонять всех в многочасовой тупняк перед монитором, даже с перерывами, — это негуманно.

И так далее, включая бессмертное «а можно это будет всё же внутренняя редакция, а не универсальные специалисты 10-в-1?...»

Короче:

Электронное обучение — это «инвертированный» контент-маркетинг: он направлен на людей в компании вместо людей вне компании и меняет поведение сотрудников, а не покупателей


В обоих случаях процесс направляют специалисты по изменению поведения — маркетингу («уговорить на конверсионное действие, в идеале покупку») либо обучению («уговорить на получение и использование новых знаний и навыков»).

Итого: eLearning — это не замена программам ДПО, практическим мастер-классам, выездным программам.

Это «узкоспециализированный полезный контент для узкоспециализированной аудитории, который помогает решать узкоспециализированные задачи».

И форма и подходы к разработке такого контента в digital и elearning на практике очень близки.

〰️〰️〰️

🤔 — интересно
😐 — очень длинно
🗿 — наслушался курсов и дичь пишет

#elearning #edtech #медиа
🤔268👏2😐2👍1
Как удвоить себе работу на ровном месте

Нашёл для «Лонгридошной» тему для статьи: словарь терминов индустрии обучения. Нашёл исходники. Обработал.

— Не, без примеров как-то не очень, надо написать.


😬 Двадцать семь терминов. Каждый — длинный абзац.

🫠 И к ним двадцать семь примеров. Каждый — длинный абзац.

«Удвоение ВВП» как оно есть.

🔽 Теги внизу поста никогда не были настолько релевантными:

#elearning #edtech #медиа
🔥13😱4🤣2👍1
Обобщим про мотивацию к обучению

Прослушал два толковых курса и увидел по динамике оценок, что доходимость до финала — 20-30%. Это очень даже немало для такого формата, но вопрос стоит шире:

— Почему люди тратят деньги на учебные продукты, но не изучают их до конца?


Если отбросить эмоциональный маркетинг, когда люди делают импульсивную покупку после особо забористого «продающего» сообщения, останется вопрос мотивации к обучению вообще.

О ней и поговорим.

1️⃣ Почему люди НЕ учатся

🛠 Обучение — это в любом случае усилие. Это расход ресурсов (времени, энергии, денег) на выполнение некой работы (чтение, прослушивание, практика) с не всегда определёнными результатами (светлое будущее, новая позиция, смена деятельности). Это инвестиционный проект в надежде на отдачу.

🥱 Лень — это механизм сохранения ресурсов. Когда человек ленится, значит, расход усилий на задачу кажется ему расточительным, т.е. не несёт убедительной пользы или выгоды. Этакий менеджер инвестфонда, который отсекает затратные проекты с непонятными результатами.

Получается так:

Люди игнорируют обучение, если не видят понятный механизм возврата вложенных усилий


2️⃣ Когда люди УЧАТСЯ

Люди вкладывают усилия в обучение, когда это приносит понятный «возврат инвестиций».

☺️ Это не обязательно деньги или статус: кому-то может быть ценно, что освоение гитары погружает в медитативное состояние, другому — что в группе курса сложилась прикольная атмосфера. Это большинство лайфстайл-эдтеха: курсы «для души» или «ради тусовки».

👨‍💻 Cильным мотиватором может быть не «возврат», а «не потеря». Проще говоря, когда обучение настолько необходимо, что экономия усилий на него безальтернативно приведёт к бóльшим потерям в будущем. Это формат бизнес-школ: программы для предпринимателей, курсы для управленцев и т.д.

👩🏻‍🎓 Обучение профессиям стоит особняком: это большие программы, требующие значительных ресурсов и усилий, при этом с неочевидным отложенным возвратом. Студентов надо постоянно «накачивать» мотивацией — это непросто.

📊 Корпоративный eLearning с мотивацией пока не разобрался. Электронные курсы часто обязательно-принудительные, проектируются сугубо в воображении L&D-отдела, а мотив «не потери» достигается административными способами («а то уволим»). Тезис «сотрудники будут учиться, когда поймут, что им это выгодно» редко обсуждается на планёрках HR-подразделений.

Про важность НАДО и выгоды в обучении тоже писал.

Но есть одна лазейка в мотивацию, про которую стоит помнить:

3️⃣ Обучение контекстно

Отношение усилий к возврату, равно как степень «мне НАДО» — не статичны. Они колеблются: во времени, между выполняемыми задачами, в зависимости от планов на жизнь и даже просто по настроению.

Ранее в канале я назвал это Education-Moment Fit, или «соответствие обучения текущему моменту». А в выступлении на конференции продвигал, что обучение как продажа поведения хорошо ложится на «лестницу узнавания» Бена Ханта в маркетинге.

Это значит, что:

Момент «согласия вложить усилия» можно угадать, поймать или приблизить средствами маркетинга


🫠 В инфобизе злоупотребление «прогревами» создало репутацию мошенничества и продажи воздуха.
🙄 В B2C-EdTech и экспертных курсах стараются балансировать ожидания и реальность, но иногда срываются.
😬 А в B2B-EdTech на эту тему в большинстве компаний даже конь не валялся.

Но! Если в коммерческом эдтехе «продажа» буквальна (💰), то в корпорациях придётся «продавать» всем, что есть: материально (повышение), социально (ответственность, статус), идейно (культура, ценности).

«Продавать» смену поведения лучше силами не только маркетологов, но также социологов, психологов и даже политологов с философами


Доклад окончил, мотивацию скоро сменят другие темы.

〰️〰️〰️

🤔 — содержательно
😐 — лучше пиши такое в статьях
🗿 — вот же тебя жмыхнуло

#elearning #edtech #дайджест
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🤔11🗿5👍32😐1
Избранное с конференции про обучение персонала 13.02.25

— Что мы будем делать сегодня, Брэйн?

— То же, что и всегда, Пинки: говорить про фатальную недооценённость формата мультимедийных лонгридов для корпоративного обучения.

〰️〰️〰️

🎭 Протестировали материал для стендапа серьёзного выступления, собрали понимающие кивки и печальные улыбки.

✍🏻 В этом году буду продолжать говорить о том, что приоритизировать в разработке контента нужно людей пишущих, а не верстающих.

#elearning #edtech #медиа
👍7🔥54
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Когда прямолинейность — это норма Слушаем с женой книгу «Радикальная прямота». Звучит сурово, но давайте объясним на джунах. Дано: джун криво сделал задачу. Задача: эффективно на это отреагировать. Варианты решения: 🤬 Оскорбительная агрессия: «Ты сделал…
Об обратной связи замолвите слово

Так совпало, что несколько дней концентрированно и с разными людьми обсуждал вопрос обратной связи, прежде всего профессиональной.

Возможно, это пока не тема для цикла постов / статей, но выводы появились:

1️⃣ «Критика» в переводе с греческого означает «суждение». Критик не уничижает, а именно «судит» объект своего внимания с высоты своего опыта.

Это даёт интересную смену ракурса:

— Суждение может быть профессиональное либо нет, и это влияет на его ценность для автора работы. В афоризме «суди не выше сапога» художнику было важно прислушаться к мнению обувного мастера в вопросе сандалий, но слушать его в вопросе колонн, людей и облаков — не нужно.

— Критика может быть конструктивной, нейтральной или деструктивной. Конструктивное суждение подсказывает, «как лучше»; нейтральное — «как это соотносится с другими»; деструктивное — «почему это плохо». Но любая критика исходит из того, что исходный результат в чём-то «не очень», и эту часть почему-то забывают.

Отсюда следующий тезис:

2️⃣ Критика, а шире — обратная связь от равных или более опытных специалистов — это один из самых быстрых путей к прогрессу. Это буквально «люди, которые повидали некоторые дела в этой отрасли, показывают тебе недостатки, заблуждения и точки роста в твоей работе».

Здесь тоже пара следствий:

— Если человек из той же отрасли и точно более опытный, то не так важно, в какой форме дана критика. Это противоречит современному взгляду на «сахарную» экологичную обратную связь. Суть в том, что если годный комментарий, который объяснил ошибку и позволит её избежать, дан матом — то это уже польза. И антипример: если критиковать мягко, плюшево и потому безрезультатно, то это не критика, а потеря времени обеими сторонами.

— Если человек из другой отрасли или с другим опытом, тогда см. пункт 1: возможно, его «критика» — это мнение или предположение, но не обязательно экспертиза, к которой стоит прислушиваться.

Третий вывод — это приглашение подумать:

3️⃣ Как можно сделать профессиональную критику форматом обучения? «Прожарки», разборы, «вторые мнения», разносы — это кладезь ценных мнений, если их дают люди с опытом и при этом ещё и объясняют, почему так.

И здесь пара отсылок ни к кому конкретно:

— Можно ли назвать «открытыми для критики» людей, который запрещают негативные реакции и комментарии к своей работе?
— Можно ли назвать ценным для развития комментарий «ты молодец!» без «...но здесь можно было лучше вот так»?
— Можно ли ожидать, что «закрытые для критики» люди профессионально развиваются и растут в своём навыке?

Многие из вас проходили курсы с кураторами, чья задача была скорее «домотивировать» вас до конца курса, чем дать потенциально «обидную» обратную связь по домашним заданиям. И что, многому эти курсы вас научили?

〰️〰️〰️

🤔 — а где мне взять критику в моей отрасли?
👎🏻 — критикую этот пост, т.к. реакция не запрещена
🗿 — я за радостных единорожек и против критики

#elearning #edtech
1👎6🤔4👍32🗿1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Важное прояснение позиций

💁🏻‍♂️ Мои посты могли создать впечатление, что мой выбор лонгридов против слайдов — это потому что я этакий душнила из редактуры, который прикипел к текстикам и зачем-то потащил их в ваши уютные электронные курсы.

🙄 Друзья-слайдоделы. Я в своей жизни спроектировал слайдов больше, чем допустимо Женевской конвенцией и нормами СанПиНа для одного человека.

И 
сторителлинг с менеджером-Еленой тоже делал — в 2012 году.

Я критикую — в значении «сужу» — этот формат с высоты достаточно большого опыта.

Надеюсь, это немного прояснило мои взгляды сторонним наблюдателям 🙂

〰️〰️〰️

🤔 — это новая информация
😐 — да какая разница
🗿 — ты токсичный лонгридщик

UPD: В комментарии загляните, там хорошо вышло

#elearning #edtech #медиа
5🗿1711😐7👍5🤔3
Пятничная рекомендация #25: рассылка 3-2-1

Джеймс Клир написал книгу «Атомные привычки» (Atomic Habits) — это хорошая книга с интересными тезисами, хотя я бы перевёл atomic как «атомарные».

У него есть рассылка 3-2-1 — еженедельное письмо по четвергам, которое не напрягает и не отвлекает на себя много внимания. На сайте есть архив до августа 2019 года.

The 3-2-1 Newsletter — это:

3️⃣ идеи от автора — фразы из книг, личные инсайты, жизненный опыт

2️⃣ цитаты других — мысли, идеи и советы разных людей из разных эпох

1️⃣ вопрос для вас — тезис для внутренней рефлексии

Конкретно сегодня вычитал отличную мысль про текстовую компетенцию:

Ваша способность учить ограничена вашей способностью писать — если вы не можете что-то записать, будет практически невозможно обучить этому хорошо


Заберу в дополнение к моим тезисам, что важнейшим из искусств для методиста и разработчика учебных курсов является кино письмо. Даже если итоговый результат — это комикс или видео.

Рекомендую и книгу, и рассылку.

#eLearning #edtech #медиа #рекомендации
👍201
Неожиданные архивы облаков

В корпоративном обучении беда с портфолио, но всё в порядке с рабочими архивами.

👀 Мой OneDrive помнит документы эпохи 2010-2013 годов. Они, конечно, сейчас неприменимы, но сам факт. А вот контент 2017-2021 ещё вполне актуален.

🧐 Особенно приятно видеть предварительные содержания курсов на 35-40 страниц А4. Часть я даже не помню (где-то редактировал, а не писал; что-то делал в бреду под температурой).

Новая нефть в отдельно взятом облаке, потому что в продакшен уходили сильно изменённые варианты текста.

#elearning #edtech
🔥61👍1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Насмотренность на нормальное

Ранее про важность видеть «нормальное» был отдельный пост, а сейчас — пример профессионального сообщества.

📝 В закрытом Клубе главредов есть база знаний, куда систематизируются все события, эфиры, мастермайнды и содержательные ветви дискуссий.

Она собрана на Тильде.

🗑️ Это не «слабый» уровень, потому что это не плейлист на ютубе, не репосты в Телеграме и не продажа записей эвентов по 500 рублей.

⭐️ Это не «выдающийся» уровень, потому что там (пока) нет коллективной UGC-редактуры, учебных траекторий (хотя курс есть), контента за пределами обсуждаемого (основы профессии, глоссарий терминов, шаблоны для работы).

Это именно что «нормально»:

— нормально, когда профессиональное сообщество оцифровывает свой контент;

— нормально, когда эксперты систематизируют знания и опыт;

— нормально, когда будущие участники имеют доступ ко всей накопленной информации сообщества.

💁🏻‍♂️ При этом вряд ли всю базу знаний можно и нужно штудировать: что-то из другой отрасли, что-то нерелевантно. Но это есть, и это легко найти при необходимости.

Даже так — это «нормально с потенциалом развития». Так и надо.

#elearning #edtech #редактура
1👍123🔥1
«Червяк должен нравиться рыбе, а не рыбаку»

Этот ёмкий тезис я заимствовал у Дмитрия Расторгуева со страницы кейса про вакансии в инфостиле.

Фраза из рыбалки хорошо описывает продуктовый подход, которого часто не хватает в любом коммерческом творчестве.

Суть, коротко:

То, что мы пишем, рисуем, снимаем или монтируем, должно «заходить» конечному пользователю


Не нам лично. Не заказчику. Не предметному эксперту. Не супругам этих людей.

Главная задача — чтобы продукт «зашёл» конечному пользователю.

И нет, это не значит, что продукт должен быть «как для детей» или «лишь бы прокликали».

«Зашёл» — это удачное сочетание формы, содержания и контекста:

🏃🏻‍♂️ Если пользователь спешит (контекст), он не будет доволен от длинного развёрнутого текста (форма) даже на полезную тему (содержание).

😩 Если пользователь устал думать на сегодня (контекст), он не будет против комикса со сторителлингом (форма) на факультативную тему (содержание).

Таких вариантов — множество. И задача авторов в том, чтобы такое сочетание обеспечить.

Если прямее:
При создании контента нужно исходить из того, что подойдёт большинству целевых пользователей в высокочастотных контекстах, а не из того, что нравится лично нам


🤔 Наши представления об этом — это гипотезы:
— какие-то кажутся логичными (чем меньше барьеров для быстрого ознакомления с контентом, тем лучше)
— какие-то будут контринтуитивными (из видео, аудио и текста на экране нужно выбрать любые два)
— какие-то — вопрос идеологии веры (за 40 минут чтения комиксов можно научиться управлять конфликтами)

Но это всегда гипотезы для подтверждения.

💁🏻‍♂️ Чем меньше в разработке учебного контента будет «мне будет прикольно это делать» и чем больше — «человеку будет удобно это изучать в его контексте», тем лучше.

〰️〰️〰️

👍🏻 — да
👎🏻 — нет

#elearning
👍164🤔2👎1
Оказывается, Microsoft365 Copilot работает с VPN

Стоило проверить это раньше 🙂

Обычно ругается на «сервис не работает в вашем регионе», а если переехать одной кнопкой западнее на глобусе, тогда вот вам:

🤖 Copilot — GPT4 с веб-поиском прямо в приложении,
🖼 Designer — Recraft + Ideogram + Шедеврум в одном флаконе,
📝 Editor — пока не проверял, внешне как Редактор Яндекса.

Для любителей Notion есть его слизанная копия Loop.

💁🏻‍♂️ Ложка дёгтя: по всей видимости, продлеваемая российская за 7 тыс. в год и новая за 129 евро в год — это две разные годовые подписки, т.к. в ИИ-приложениях есть лимит на кредиты с предложением подписаться.

🤔 В июне закончится срок, попробую обновиться под VPN на новую.

#инновации
👍51
Пятничная рекомендация #26: мой сайт

Начал наполнять личный сайт — отдельно от агентства, медиа и канала.

Задумывал визиткой, но сделал страницу с вариантами сотрудничества — её можно прислать to whom it may be of use.

Скоро сюда же переедут ссылки с Таплинка и портфолио текстов с Телетайпа, чтобы всё было в одном месте.

И, конечно, кое-что другое появится тоже — вы наверняка догадываетесь, что именно 🙂

〰️〰️〰️

🤔 — это немного похоже на...
🗿 — личные сайты прошлый век

#elearning #edtech #медиа #рекомендации
👍9🗿31🤔1
Работать под правильную музыку

Знаете, какая музыка помогает фокусироваться? Саундтреки к играм.

Причем не к драматичным моментам, а непосредственно фоновая музыка к игровому процессу.

Эмпирически я об этом догадывался, но вот статья про основные причины:

1️⃣ В саундтреках нет слов. Мозг не тратит внимание на понимание языка, слов, метафор и смысла.

2️⃣ В саундтреках стабильная тональность. В отличие от эпичных треков к трейлерам и заставкам, в фоновой музыке нет резких перепадов тональности и ритма.

3️⃣ В саундтреках обычно бодрый ритм. Музыка в играх часто сопровождает действие: исследование, сражение, гонку, микроменеджмент и т.д. Работа и домашние дела — это такие же действия.

Чаще всего я работаю под два саундтрека:
Frostpunk: тягучие инструментальные мелодии про преодоление, т.к. это градостроительный симулятор в условиях ледяного пост-апокалипсиса.
Doom: тяжелый техно-метал про адреналин, т.к. это динамичный спинно-мозговой шутер на реакцию.

Бонусом прикладываю финальную тему первой игры по «Ведьмаку» — просто хороший атмосферный трек.

〰️〰️〰️

👍🏻 — тоже так делаю с играми или неоклассикой
🤔 — не контактирую с играми, но интересно
😐 — живу и работаю под музыку со словами

#elearning #edtech #media #репост
👍7🤔7😐21👏1
Важно смотреть с разных углов

Есть два стула тезиса:

1️⃣ «Вы не ваша целевая аудитория» — основа продуктового подхода, призванная оградить предпринимателей от слепой веры в свою идею в пользу обоснованной веры, подтверждённой данными. Не стоит опираться только на своё представление о хорошем; свою правоту нужно подтвердить.

2️⃣ «Из любого произведения торчат уши автора» — фраза из литературы и кинематографа о том, что творчество неотделимо от личного опыта его автора: писателя, режиссёра, но также художника, дизайнера, методиста, разработчика. Всё, что мы делаем, отражает наш профессиональный и жизненный путь.

Если смешать две этих посылки, получится хорошая гипотеза причины многих проблем в ИТ-продуктах и проектах.

Например:

🤔 «Мы сделали "как для себя", почему это никто не покупает?» — Потому что «для себя» — это кастомная разработка, а не массовый продукт. Вы решили свою личную задачу, а не частую задачу рынка.

🤔 «Мы внедрили крутую фичу, почему ей никто не пользуется?» — Потому что эта фича реально нужна единичным профессиональным пользователям (как вы сами), а широкие массы избегают её из-за сложности и трудоёмкости.

🤔 «Мы сделали такую яркую подачу с историей, почему люди её "прокликивают"?» — Потому что «сделать историю» — это ваша специализация и профессиональный интерес в проекте, а интерес пользователей нужно было уточнить: вдруг им было важнее «быстро» и «можно скачать памятку».

И так далее. Это я к чему?

Мы по умолчанию создаём знакомое; то, чем можем управлять. Кодеры — кодят фичи, дизайнеры — дизайнят интерфейсы, авторы — пишут тексты.

Нам комфортнее уделять внимание тому, что мы можем сделать хорошо. А надо уделять внимание тому, что лучше поможет людям, для которых мы взялись что-то делать.


💁🏻‍♂️ Даже если — особенно если — лично у нас нужного опыта мало либо нет. Надо найти этот опыт в партнёрах и совместить его с нашим для лучшего решения задачи.

Тогда будет и разочарований меньше («сделали, но это никому не надо...»), и попаданий больше («вау, это то, чего мне не хватало!»).

〰️〰️〰️

👍🏻 — даёшь продуктовый подход
🤔 — а как его применять-то
🗿 — рубрику «очевидное-невероятное» подвезли

#elearning #edtech #инновации
👍16🗿32🤔1