еЛёрнинг, ЭдТех и медиа – Telegram
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
1.85K subscribers
373 photos
14 videos
3 files
330 links
Образовательная редактура, онлайн-обучение и медиа-контент

Автор: Филипп Чурилов @philanek
Сайт: https://philchurilov.ru
Медиа: https://longread.media
Бот канала: @content_notes_bot
Download Telegram
А если подумать про деньги?

Обычно холивар против псевдо-сторителлинга в обучении имеет методическую природу:

— Почему вы считаете, что взрослым профессионалам для обучения нужен цирк? (Не нужен)
— Почему вы думаете, что это вообще работает в таком виде? (Не работает)
— Почему нигде в конкурентной образовательной среде этого нет? (Потому что это не даёт преимущества)
— Почему авторы таких курсов сами не проходят и не покупают такой контент? (Потому что b2c им их не продаёт по причине №3)

👀 Но вообще-то тут есть слон и побольше — это 💲деньги💲.

Традиционное распределение бюджета eLearning-проектов эпохи «Красивых Слайдов» (Flash-курсы времён 2008-2015) было примерно равным:

💸 Треть уходила на Сценарий (здесь мало поменялось), треть на Дизайн (тогда часто авторский), треть на Вёрстку (тогда часто интерактивную).

С закатом Flash и демократизацией инструментов разработки, КАЗАЛОСЬ БЫ, пропорция должна была поменяться:

📝 Сценарий остаётся (либо сокращается, если автор смелый и верит нейросетям).

🖼 Дизайн ополовинивается (потому что есть либо фотобанки, либо нейрографика, и реально нужна только хорошая типографика и точечные изображения).

🛠 Вёрстка снижается к уровню пола (потому что сервисы тех же лонгридов — весьма демократичны по уровню навыков, а сложные интерактивы редко реально несут пользу).

Как итог, стоимость разработки цифрового учебного контента должна снизиться по двум направлениям из трёх.

💁🏻‍♂️ И это нормальная эволюция взрослеющей отрасли, которая наконец-то озаботилась экономической эффективностью.

Случилось ли это в реальности? Да... но не до конца.

😐 Всё ещё можно встретить слайдовые курсы с персонажами за 600-800 тысяч рублей за эквивалент 12-15 страниц А4 (что суть экономический абсурд).

Попробуйте взять любой курс с персонажами и измерить, сколько в нём содержательных слов вне диалогов и реплик. И посчитать Cost-per-Word. Если это не отрезвит, я не знаю, что уже отрезвит.


🙄 Даже когда они не дороже лонгридных эквивалентов, они тупо занимают больше времени на согласование лиц, ракурсов, цвета волос, направления взглядов, фоновых локаций и прочих атрибутов, которые не имеют никакого значения для цифрового учебника.

По цене даже не слишком офигевшего в своём бюджете слайдового курса устаревшей модели можно заказать 3-5 хорошо написанных (и пусть визуально и технически упрощённых) курсов-лонгридов. Это 3-5 закрытых тем обучения вместо одной.

То есть, это не просто «методически неоднозначный подход к созданию обучения» — прежде всего, это экономически неэффективная модель работы L&D-отдела.

Это дорого и не работает. Фактически — это растрата.


Подумайте об этом на досуге:

👩🏻‍💼👨🏼‍💼 Руководители отделов — согласны ли вы на растрату под своим началом.

🧑🏻‍💻👩🏼‍💻 Разработчики курсов — нравится ли вам переводить бюджеты вхолостую.

〰️〰️〰️

🤔 — задумаюсь, измерю
🗿 — опять после паузы отакуэ

#elearning #edtech
🗿5👍4🤔1
Говорить правду — терапевтично

Багаж лет, опыта и взглядов на мир позволяет чаще говорить «что реально думаю», а не «что социально приемлемо для получения заказа».

Конечно, заказы тоже хочется. Но делать ради них шаг назад в профессиональном плане хочется всё меньше и меньше.

#elearning #edtech
🔥7👏7
Обязательные реквизиты обучатора: модель DAM

Формулировал тезисы для курса для авторов-методистов и придумал имя важной концепции — уровням компетенций того, кто пытается учить других.

Назвал это DAM. Сейчас поясню:

〰️〰️〰️

DDesire. В основе успешного акта обучения, информирования, образования должно быть желание.

Когда вы искренне хотите кому-то что-то объяснить — скорее всего, у вас это получится и без специальных знаний и инструментов.

На пальцах, рисунками, жестами, матом — вы как-то сможете донести свою мысль, пусть и не самыми эффективными способами.

Так работает любое обучение новичков в любом деле — коллеги объясняют, что и как делать, без дипломов педагога.


〰️〰️〰️

AAbility. Объяснение получится более быстрым, точным и эффективным, если у вас есть способность

Способность может быть такой, которая «от Бога / природы» — когда человек понятно объясняет и/или терпелив к непониманию.

Или же эта способность — приобретённая, т.е. человек читал книги про убеждение, объяснение, логику, тезис-аргумент-демонстрацию, инфостиль и осознанно применяет эти вещи, чтобы донести свою мысль.

Можно сказать, что это «бытовая» компетентность в объяснении.

Способность дополняет желание объяснить, делая процесс эффективным...

...но если способность есть, а желания нет — получится формальное, дежурное объяснение


〰️〰️〰️

MMastery. Лучшие объяснения дают люди, которые обрели в этом деле мастерство.

Если вы изучали особенности мышления, механизмы запоминания, триггеры внимания, интервальное повторение, модели проектирования учебных материалов, риторику и ораторское искусство, вы можете объяснить не абстрактно хорошо, а обоснованно хорошо.

Можно сказать, что это «профессиональная» компетентность в объяснении.

Мастер объяснения, который хочет поделиться знаниями — это тот самый «препод в школе / вузе, который привил любовь к предмету»...

...но это мастерство превращается в бездушный коммерческий продукт, когда нет искреннего желания передать знания.


〰️〰️〰️

Какие выводы можно отсюда извлечь?

▫️ Желание донести мысль — первично. Можно хотеть, но не уметь, и всё равно получить результат.

▫️ Способность и мастерство — не критичны для процесса обучения. Важны, полезны, эффективны — но не критичны.

▫️ Чтобы учить новичков, делиться опытом, воспитывать последователей, достаточно хотеть их научить.

▫️Если не хотеть, но мастерски уметь, то можно заработать на них бабла — если вдруг вам нужно именно это.

Такие мысли. Продолжаем концептуализацию.

〰️〰️〰️

🤔 — мощно
😐 — сложно
🗿 — длинно

#elearning #edtech
🤔13👏4👍31😐1
Три условия успешного eLearning на основе миллиона уроков

Продолжаю посматривать на французский EdTech (посты тут, тут и здесь).

📈 Сервис Teach Up — LMS со встроенным конструктором — собрал статистику по миллиону завершённых цифровых уроков на своей платформе и поделился выводами с профильными изданиями.

Понятно, что они это делают для рекламы, но польза для нас в этом тоже есть.

Итак, их выводы:

〰️〰️〰️

Условие 1. Краткость


Оптимальная продолжительность одной учебной сессии — 13,4 минуты.

«В миллионе модулей, которые прошли сотрудники 350 компаний на нашей платформе, уровень вовлечённости резко падает после 13,4 минут онлайн-обучения. А у модулей дольше 26 минут доходимость падет на 62%»


То есть: несколько коротких контактов лучше, чем попытка впихнуть в онлайн-обучение 1-2-часовую учебную сессию.

〰️〰️〰️

Условие 2. Мотивация

Здесь Teach Up цитируют Выготского и подчёркивают фичу своей платформы — адаптивность с помощью ИИ:

«В “зоне ближайшего развития” ученику достаточно незначительной поддержки, чтобы справиться с заданием и сохранить мотивацию. Эту поддержку может оказать как куратор курса с подсказками, так и ИИ-агент с автоматический адаптацией сложности тестов или упражнений в реальном времени»


Постоянное обеспечение «сложной, но посильной задачи», по данным сервиса, ускоряет прогресс учеников чуть ли не два раза.

И если вам кажется, что это похоже на условие «состояния потока» по Чиксентмихайи — вам не кажется, это то же самое.

〰️〰️〰️

Условие 3. Обратная связь

Хорошо сформулированная обратная связь сразу после ответа позволяет повысить усвоение знаний на 20-40%:

«Немедленный и точный комментарий к выполненной работе или ответу — один из самых результативных инструментов обучения. Ученик лучше учится, когда сразу видит, где он ошибся и как сделать лучше».


🫠 С одной стороны — с немедленной обратной связью в асинхронном обучении напряжёнка, особенно в закрытых корпоративных сетях без собственного ИИ.

🧐 С другой — развёрнутую обратную связь к каждому ответу в достаточно сложных вопросах «на подумать» нужно делать, не дожидаясь коммодитизации проверяющих ИИ.

Это, кстати, тоже входит в концепцию «потока».

〰️〰️〰️

Итого идеальный eLearning-контакт


Короткий учебный модуль продолжительностью 12-14 минут посильной для ученика сложности с немедленной развёрнутой обратной связью к тестам и упражнениям


Think about it при проектировании своих учебных материалов.

〰️〰️〰️

🤔 — давай чаще такое
😐 — это частный случай
🗿 — мы идём своим путём

#elearning #edtech
🤔15🔥5👍3😐2🗿1
«Диалоговый тренажёр» — это просто серия тестовых вопросов с выбором одного варианта

🗣 Объявляется экспериментальная дискуссионная рубрика #подрыв_устоев

Немного контекста:

👥 Во многих конструкторах есть модули диалоговых тренажёров — я с ними работал в Articulate Rise, сейчас их скопировали в отечественные решения.

Вопрос такой:

Чем этот формат отличается от серии вопросов «одиночный выбор» с картинками?


Практически все диалоговые тренажёры, которые я видел в цифровых учебниках, построены по такой модели:

Введение: что происходит, кто с кем общается, какая цель диалога
Сцена: вопрос или ситуация с 2-4 вариантами ответа, в которых:
один правильный ответ: остальные обрывают ситуацию и просят повторить выбор, или
система «весов»: разные ответы дают разное количество баллов от возможного максимума за ситуацию
Серия сцен: несколько сцен, контекстно связанных с предыдущими ситуациями, и так до финала.
Результат: подсчёт баллов и обратная связь по тренажёру в целом

🙄 Но... ровно в таком исполнении это вообще не отличается от самого обычного «теста с картинками».

Даже в части «весов» (в продвинутых конструкторах это можно настроить).

По сути, это технологически избыточная форма более простой механики. Все такие тренажёры можно заменить тестом, ещё и вопросы помимо одиночного выбора вставить.


Когда это может быть иначе?

💁🏻‍♂️ Когда тренажёр пробует в нелинейность — то есть, ситуация спроектирована на несколько сцен со всеми ответвлениями, «петлями», учётом весов и возможностью частично успешного завершения.

Тогда это отдалённо приближается к уровню диалога в видео-игре, где игрок выбирает реплики персонажа, не вполне представляя, как закончится ситуация.

Но.

🎮 В хороших сюжетных играх в диалоге можно случайно оскорбить собеседника, разрулить горячий конфликт, неправильно считать культурный бэкграунд — и это и составляет fun-фактор игры.

💻 А в диалоговом тренажёре, если его делать по лучшим практикам, должна быть немедленная обратная связь в случае ошибки — и это закрывает путь «супер-нелинейного ветвистого многовариантного диалога».

Точнее, сделать его можно, но это будет именно развлекательный элемент, не обязательно обучающий. При этом сложный в проектировании и реалистичной реализации.

🙄 И это я пока не захожу на территорию «нельзя научить говорить, читая текст внутренним голосом в уме».

Говорить надо с живым человеком — коллегой, тренером, клиентом. Имитировать устное общение чтением — не работает.


В цифровом учебнике будет полезен пример диалога, аудиозапись с комментариями, чек-лист, алгоритм, сценарий, знание которых достаточно будет проверить тестами.

Чем быстрее люди перестанут читать про речь и начнут говорить словами через рот — тем быстрее теория перейдёт в практику.

Картинки тут не помогут.

Так в чём суть моды на тренажёры?

#elearning #edtech
12👍2
Где граница между простым исполнением и личным вовлечением?

С начала года я состою в Клубе главредов, но важно не это, а то, что ребята провели полноценное, масштабное, объёмное исследование.

Что исследовали? Малопонятный термин «ownership» в контексте проектов, продуктов и даже просто рядовых задач.

Применительно к своей работе я понимал этот термин через такую фразу:

«Овнершип — это когда тебе не всё равно на судьбу результатов своего труда»


Например:

▫️Не «сделали на коленке, получили деньги, а там трава не расти», а «сделали понятный и удобный материал без багов»

▫️ Не «нам за это не платили», а «давайте здесь дорисуем графику, реально лучше будет»

▫️ Не «как попросили, так и сделаем», а «слушайте, тут явно фигня получится, давайте отговорим заказчика от неё»

😎 С одной стороны — как здорово, можно же культивировать такой подход в податливых к нему сотрудниках и получить штат сверхмотивированных суперлюдей за ту же зарплату.

🫠 Но с другой — неизбежным следствием такого подхода лично для меня стал коллапс в 2012 году, когда перманентное переживание за результаты вступило в конфликт с видением собственников и экономикой масштабирования, а потом выродилось в апатию и отторжение отрасли на 4-5 лет.

И это я только свой личный опыт говорю — один из десятков тысяч в диджитале.

🧑🏻‍💻 Ребята из Клуба погрузились в историю вопроса, провели интервью и «кабинетки», и едва ли не впервые систематизировали всю ту чересполосицу названий и трактовок, которая сейчас окружает это понятие.

Так что отклоняемся ненадолго от еЛёрнинга, читаем сами, делимся с коллегами и прибегаем спорить в комментариях оригинального поста.

P.S. Заодно оцените уровень. Не сравнивайте ни с какими «исследованиями» никаких конкретных сообществ, а просто оцените. И сделайте выводы.
9
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Оптовая вставка блоков в Курсэдитор: Ctrl-C —> Ctrl-V

В Курсэдитор добавили фичу импорта блоков из текстовых редакторов. Буквально «скопировали кусок документа, Ctrl-V в окне браузера, получили готовые блоки в конструкторе»

Сначала коротко по технике, дальше чуть про идеологию.

Что фича переносит:

+ Заголовки H1 и H2: как в документе
+ Текст: один параграф = один блок
+ Изображения: вставленные изображения отдельным блоком

Что пока доделывают:

— сохранение форматирования текста
— буквы в верхнем и нижнем регистре
— списки: пока что один пункт = один параграф = один блок

⚠️ Шероховатости, которые уберут:

▫️ Картинки вставляются без учёта обрезки в редакторе — вставляйте готовые
▫️ Две картинки в строке вставляются последовательно — галереи делайте вручную
▫️ При вставке используется максимальная ширина контейнера — после вставки примените настроенный «Стиль»

Что это значит для хип-хопа цифровых учебников?

1️⃣ Гигиена документов — взлетает на новый уровень важности, хороший сценарий теперь прямо ускоряет сборку

2️⃣ Ускорение работы с внутренними экспертами — подготовленные ими тексты можно быстрее превратить в курсы

3️⃣ Высвобождение времени — основная часть переноса теперь делается быстрее, поэтому можно выделить больше времени на работу с типографикой и настройку интерактивов

В общем, удобно. Ждём расширений и обновлений функции.

〰️〰️〰️

👍🏻 — наконец-то!
😐 — а что, раньше не было?
🗿 — тЕкСтЫ сКуЧнЫЕ
👍9😐9🗿2
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Про Time-to-Practice Продолжаю говорить публично про то, что форматы не так важны, как хочется верить. 🧑🏻‍💻 Потенциал роста между «простой контент» и «крутые интерактивы» — меньше, чем между «долго учимся, потом пробуем» и «быстро учимся, быстро пробуем».…
Снова буду на Game&Learn 21.10.2025

На сей раз поговорим про безальтернативность (ли) геймификации как мотиватора в обучении.

Вообще, октябрь-ноябрь — исторически сезон выступлений, так что таких постов будет чуть больше, чем в среднем по году.

〰️〰️〰️

👍🏻 — больше выступлений
🗿 — фу, очные

#elearning #edtech
👍11🗿5🎉32🔥2
(Не) бойтесь своих желаний

Весь год писал про редакторское и редактуру.

🧐 Оказалось — манифестировал. Последний квартал встречаю с насыщенными текстовыми проектами: переработкой лекций, уроками в базу знаний, схемами, списками, алгоритмами и этапами.

💁🏻‍♂️ Очевидно, что ни одного Фёдора-в-космосе не привлекалось — сложно представить, как 50 страниц текста подавались бы в диалоге Чувака-1 с Чуваком-2 на фоне нейрокартинок. Точнее, представить-то можно, просто не нужно.

🙄 В общем, базы знаний и родственные им подходы к учебному контенту недооценены. Как и люди с таким профилем навыков корпоративным обучением преступно не замечены.

Пока что.

〰️〰️〰️

🤔 — давай больше про проекты
🗿 — оставь ты бедных слайдошлёпов в покое

#elearning #edtech
🤔11🗿4👏1🤮1
Небольшой пост в канале, но огромный шаг для медиа, запущенного в феврале.

Это здесь, потому что это веха.
🔥1
Forwarded from Лонгридошная
HR-конференция HR & ED TECH SUMMIT 2025

— Вокруг ИИ в HR столько хайпа, что не видно пользы! 🥲


— Неправда. Хайпа действительно много, но польза тоже есть. Надо найти тех, кто её получил, и изучить их опыт.

— А где их искать? 🤔

27-28 ноября 2025 года на HR-конференции HR & ED TECH SUMMIT 2025. Там будут живые демонстрации работы с ИИ, обмен опытом использования платформ, кейсы автоматизации подбора персонала и обзор актуальных ИТ-решений.

〰️〰️〰️

О чём конференция: аналитика по HR & Ed Tech, автоматизация HR-процессов, примеры решения HR-задач бизнеса с помощью ИИ, «подводные камни» и типичные сложности на пути автоматизации подбора и обучения персонала — и многое другое.

Кому переслать:
— HRD, которые внедряют ИИ в свои процессы
— HRD, которые пока не внедряют ИИ в свои процессы, но понимают, что пора
— Лидерам HR- и L&D- функций, которые ищут способы оптимизации затрат и повышения эффективности работы своих подразделений

Подробности:
Анонс конференции на «Лонгридошной»
Официальный сайт HR & ED TECH SUMMIT 2025

Скидка на участие:
Используйте промокод ЭДТЕХ на скидку 5% для первого и 10% для второго участника от компании.

✍🏻 Лонгридошная | Журнал про невидимый эдтех

Реклама ООО «КВОРУМ» ИНН 77511392242
🔥3👏2😱1
Интро канала «еЛёрнинг, ЭдТех и медиа»'25

👀 Кто автор?

Я Филипп Чурилов, автор и редактор в eLearning, EdTech и медиа. Чем дальше в лес — тем чаще главред и руководитель.

Не называю себя «разработчик курсов», потому что не кодер. Не называю себя «методолог», потому что умею и люблю работать руками над финальным видом учебного контента.

🛠 Что делаю?

Делаю электронные курсы на заказ в Ecourse Studio, выпускаю статьи про учебный контент в «Лонгридошной», помогаю развивать экосистему Courseditor.

Вот ссылки на первый пост и личный сайт.

📝 Про что пишу?

Сейчас тему можно обобщить как «образовательная редактура», в будущем хочу прийти к «мультимодальной андрагогике».

Пока это «как писать цифровые учебники» и «как делать электронные учебные материалы».

🪧 Показательные посты

Оставлю ссылки на прошлый дайджест и подборку про сторителлинг, а здесь перечислю несколько опорных идеологических постов этого года:

Перечень защищаемых каналом тезисов (ого, оказывается, был такой пост)
eLearning — это сфера digital, а не сфера образования
Про мотивацию к обучениютут)
Про обратную связь и критику
Про важность разных углов
Про ограничение eLearning
Про объяснения здорового человека
Про бессмысленность споров

На похожий список тем часто выступаю.

⭐️ Бонус

В интернете есть большая стена текста обо мне в моей же редакции — это развёрнутое интервью для Клуба главредов.

Осторожно, там реально много букв.

ℹ️ Рандомный факт для удивлённого комментария

Не пользуюсь типографской раскладкой Бирмана; «ёлочки» и неразрывные пробелы набираю Alt-кодами.


Рассчитываю, что этот пост-знакомство прослужит глубоко в 2026 год 🙂

〰️〰️〰️

👍🏻 — будем знакомы
👎🏻 — дизлайк, отписка
🗿 — в каждом списке реакций должен быть моаи

#elearning #edtech #медиа #мой_контент
👍19🗿5👏3🐳3👎1
Развилка на два стула

Сначала заголовок был «точка бифуркации», но так будет понятнее.

🛠 Осень в eLearning — это сезон. Все заказчики определяются с планами, стремительно находят подрядчиков и раздают им задачи «до конца года» (с)

Пользуясь случаем:

L&D-отделы, не откладывайте проекты с аутсорсом на октябрь-декабрь. В лучшем случае вам выкатят +50-70% надбавки за срочность, в худшем — не смогут взять ваш заказ из-за загрузки. Чаще нагружайте нас в несезон — весной и в начале лета.


Но вернёмся к развилке. Вот она:

Либо ты руководишь 👨🏻‍💼 — либо ты делаешь 🧑🏻‍💻

Все промежуточные состояния временные.

👀 Наглядно проживаю ситуацию, что чем больше команда → тем больше времени и ресурса забирает менеджмент → тем меньше времени и ресурса остаётся на личное участие в продакшене → тем больше людей нужно привлечь в команду → тем больше времени и ресурса забирает менеджмент → тем меньше…

Это не баг, а фича: все руководители обречены на сокращение работы руками.

Поэтому вновь возвращаюсь к уже не раз озвученному в канале тезису про «вытаскивание» своего видения из головы и трансляцию его, как минимум, команде, а как максимум — отрасли целиком.

Видимо, это и будет первый сформулированный приоритет на 2026 год:

Должны появиться и регулярно актуализироваться:

1️⃣ Редакционно-методическая политика Ecourse Studio

2️⃣ Ликбез-онбординг для авторов и редакторов по специфике цифровых учебников

3️⃣ Обновляемая подборка прокомментированных примеров eLearning-материалов

4️⃣ upd: Типовой шаблон сценария электронного курса

5️⃣ upd: Список постоянных шеф-редакторов


Да, это будет прекурсор «Корпоративного университета агентства». И да, он должен был появиться раньше.

〰️〰️〰️

👍🏻 — ждём
👎🏻 — безразлично
🗿 — загоняешься

#elearning #edtech #медиа
👍15🗿4🐳2👎1
Про целину и клумбы

Привет, я Саша Осипова из канала «На старт, внимание, курс». Это мой гостевой пост у Филиппа Чурилова на канале «еЛёрнинг, ЭдТех и медиа».

👩🏻‍💻 Я работаю методологом и практически не занимаюсь созданием именно контента.

Моя работа — изучить запрос заказчика, исследовать аудиторию, спроектировать программу и задать общую структуру материалов.

Контент всегда делали коллеги: разработчики электронных курсов, редакторы и дизайнеры.

Во время работы в Яндекс.Практикуме я придумала метафору, которой искренне гордилась:

Я пропахиваю целину, а редакторы с дизайнерами разбивают клумбы 😎


Понимаете, да? Труд методолога сложный, важный и ценный — я буквально распахиваю бескрайние поля образовательного опыта. А потом «на готовенькое» приходят другие ребята и пишут тексты, рисуют картинки и верстают материалы.

...Только позже я поняла, что в этой фразе много снобизма. А ещё — вреда для проектов.

Откуда брались такие мысли?

Потому что разработкой материалов принято пренебрегать:

— это завершающий этап проекта, и его часто делают второпях
— иногда его отдают на аутсорс, чтобы сэкономить
— бывает, что программу собирает продакшен-команда, которая оторвана от проектирования и вне контекста задачи

К чему такое приводит?

Исполнители финального этапа постепенно начинают ощущать себя техническим персоналом, заваленным рутиной. В лучшем случае — безликими операторами ИИ-агентов.

Они начинают считать себя вспомогательными. Поэтому они теряют интерес к работе, абстрагируются от результата и как итог — выгорают 😢

Что изменилось?

С тех пор прошли годы. «Методологический снобизм» унялся. Сейчас мне очевидно, что разработка материалов — это вовсе не «последний кусок работы, сделайте там как-нибудь».

Это обязательный этап работы — не менее важный, чем все предшествующие.

Потому что:

— снижать когнитивную нагрузку
— говорить с учениками на понятном языке
— делать удобный UX

...будут как раз разработчики контента на основе той программы, которую им отгрузил методолог.

Если программа изначально неудачная, вряд ли её сможет спасти хорошее исполнение

Но если программа хорошая, а исполнение корявое проект всё равно провален.

Всё обучение будет неудачным, вся предшествующая работа пострадает. Это никому не надо.

Как уйти от деления на «целину и клумбы»?

Вот три идеи:

1️⃣ Привлекайте разработчиков контента к обсуждениям
Зовите их на встречи уже на этапе проектирования. Прислушивайтесь к их идеям по механикам и форматам. Адаптируйте концепцию курса к тем возможностям и ограничениям, которые они назовут.

2️⃣ Прогнозируйте нагрузку и сроки
Перестаньте приходить к разработчикам с классическим «Привет! У нас тут задача на 25 лонгридов, 10 памяток и 5 интерактивных симуляторов, сдать нужно послезавтра. Сделаете?»

Обсуждайте нагрузку, избегайте пиков и встраивайтесь в спады — и желательно уже на старте проекта.

3️⃣ Поменяйте отношение
Самое главное — смените установку, что «дизайн с редактурой — это что-то техническое, простое и операционное, и вообще не критичное для успеха обучения». Критичное!

Продукт методолога — это идея, замысел. Продукт дизайна, редактуры, вёрстки — это реализация, воплощение.

Без реализации идея ничего не стоит


Поэтому иногда слезайте с белого коня методологии и больше говорите с людьми, которые будут претворять ваши идеи в жизнь.

И не ждите годы для этого 🙂

〰️〰️〰️

🤔 — полезно
👎🏻 — не очень
🗿 — это что, первый гостевой пост?..
🤔10👍4🗿3👎2😐1
База eLearning #2: шаблон сценария

Простая концепция, об отсутствие которой легко споткнуться второпях.

📝 Контекст

Сценарий в eLearning — это подробное текстовое описание будущего учебного материала. Документ, который включает весь текстовый контент, а также референсы нужной графики и описание интерактивных элементов.


По сути, сценарий — это не столько текст, сколько подробная разметка, что где написано, как оформлено, что на что нажимается и что при этом происходит.

Какие с ними бывают сложности:

1️⃣ У разных исполнителей — разный опыт со сценариями

Работая с редакторами вместо классических разработчиков, сейчас вижу это очень явно.

Даже продвинутая CMS для оформления статей на сайтах не приближается к вложенности и интерактивам в типовом электронном курсе, поэтому для ребят из коммерческой редактуры эти возможности — в новинку.

2️⃣ Мало показать — нужно объяснить, что и как

Это прямое продолжение предыдущего пункта. Да, можно объяснить, что «в материале можно использовать аккордеоны, вкладки и маркеры на изображениях». А когда их использовать? Для какой информации? С какими ограничениями?

И вот мы уже не «ставим ТЗ автору», а проводим экспресс-ликбез по методическому применению вложенности информации в цифровых учебниках.

3️⃣ В конце нужно добиться единообразия

Даже по шаблонам разные авторы будут присылать по-разному оформленные документы. Иногда это не критично, иногда это можно быстро отредактировать, но иногда документы бывают настолько из разных миров, что сведение к единообразию займёт массу времени.

Как со всем этим работать? Сделать шаблон сценария.

🧐 Что даёт шаблон

— Даём людям с разным опытом единый референс, на который можно опереться
— Комментируем не только «как оформить», но и «зачем это нужно»
— В случае явных отклонений возвращаем автора к шаблону и просим привести в соответствие

👉🏻 Резюме

Шаблон сценария поможет быстрее погрузить новых авторов в желаемый образ результата и позволит аргументированно ссылаться на себя при доработках и исправлениях.

Простая концепция, об которую я, конечно же, споткнулся второпях на текущем проекте.

Поэтому шаблон сценариев Ecourse Studio станет четвёртым приоритетом на 2026 из верхнего поста.

〰️〰️〰️

👍🏻 — о, рубрика не забыта
😐 — фу, контент для джунов
🗿 — а примеры будут? Будут 👇🏻

UPD: уговорили, вот пример шаблона сценария

#elearning #edtech #медиа #база
👍10🗿6😐2
Мысли про EdTech #11.1: дилемма продукт-оунера

Бывалые водители иногда говорят: «трасса вскрывает все проблемы».

То есть, масштабное, долгосрочное, разнообразное и интенсивное использование механизма (оборудования, сервиса, продукта, навыка и т.д.) вскрывает все его недостатки, шероховатости и поломки.

...И как же мы сейчас с разбегу в это втемяшились.

1️⃣ Про работу и процессы я уже писал выше — «управлять нельзя делать» (ставьте запятую, где получится). Этот год надо дожить без фатальных последствий, а в следующем как следует взяться за консолидацию процессов, обучение персонала и выращивание замов.

Сегодня настало время инструмента:

2️⃣ Про массовую вёрстку промышленных объёмов контента, которая вскрыла в выбранном инструменте неочевидный вне продакт-менеджмента (да и не всем внутри него) тезис:

Свобода действий не всегда благо


Тоже не новая тема в канале (тут про широкий выбор, тут про гибкость настроек, тут про страхующий UX).

В чём суть?

Чем больше в продукте можно сделать, тем... нет, не тем «больше будут делать», а «тем чаще в нём будут ошибаться».

💁🏻‍♂️ Дело в том, что разнообразие функций повышает планку навыка, необходимую для безошибочной работы с инструментом. Пользователи банально должны ориентироваться в большем количестве возможностей, учитывать особенности их применения в разных контекстах и вспоминать о них при попадании в эти самые контексты.

В терминах обучения:

Большие возможности = большая ответственность когнитивная нагрузка


Но тут начинаются проблемы:

📉 Делаешь мало функций — часть клиентов жалуется, что их недостаточно.
📈 Делаешь много — их используют полтора землекопа либо интерфейс загромождается ловушками вида «а вот тут вы забыли кастомизацию настроить, сделайте, а то криво будет».

А что делать-то?

🫠 Да кто его знает. К этому подходят по-разному. Кто-то делает нишевый продукт для профессионалов, кто-то — технически простой, но отполированный продукт для решения узкого круга самых распространённых задач.

Если брать примеры нашего рынка (РФ, сервисы для создания учебного контента), то глобально растут простые массовые: без глубокой кастомизации, без модных фич, без сложных функций. Которые можно быстро внедрить и быстро получить пользу. И которые при этом не стоят, как чугунный мост.

Пример:
Все до единого встроенные конструкторы материалов в B2C-сервисах для продажи онлайн-курсов — примитивны. Они не сложнее CMS сайта, их даже Wordpress Gutenberg может уделать в минуса по разнообразию.

Но они зарабатывают сотни миллионов, а некоторые — и миллиарды. Потому что решают более важную, прибыльную и денежную задачу: они не конструктор контента, а средство его доставки.


👀 Кто ещё растёт? Незаменимые сложные. Продукты Atlassian (Trello, Confluence) закупают в обход санкций, потому что без них уже никак. Аналогично могут не переживать 1C и SAP — с них настолько больно уйти и настолько нет аналогов, что без них тоже никак.

Проблема в том, что в серой зоне между этими двумя полюсами идёт жёсткая конкуренция за изначально не самый большой рынок.

🛠 На рынке есть кандидат на простой массовый конструктор контента, который бы закрывал высокочастотные, хоть и низкотехнологичные задачи обучения.

По удивительному стечению обстоятельств (нет) у него самая большая выручка. Но ему тяжело сделать технологический переход от устаревшей модели к современной, потому что будет больно каннибализировать свой предыдущий продукт.

🔬 Но незаменимых сложных на рынке нет. Все решения взаимозаменяемы с небольшим объёмом боли от переезда.

Все они — в серой зоне. Все они конкурируют одними и теми же функциями для одних и тех же задач в одних и тех же тендерах одних и тех же компаний. Они функционально идентичны.

И на мой взгляд — можно сказать, маргинальный — все они совершают одну и ту же ошибку:

Соревнование фичами


#elearning #edtech #ed_мысли

Пост настолько вырос, что есть вторая часть 🔽
2😱2
Мысли про EdTech #11.2: дилемма продукт-оунера

Пост настолько вырос, что есть первая часть 🔼

Как выглядит конкуренция фичами


— А у нас есть ВОТ!
— А у нас тоже, и сверху ВОТ!
— Ууу, ну тогда мы делаем ВОТ!
— Ух, а как вам ВОТ!
— А ВОТ!
— ВОТ!..
— ...ВОТ!
— ...ВОТ!...

И так до бесконечности или, что может быть ближе, истощения ресурсов.

В чём штука

🧐 Фичи — это возможности. Возможности — это когнитивная нагрузка. Когнитивная нагрузка — это высокий порог освоения. Высокий порог освоения — это нишевое применение. Нишевое применение — это узкий рынок.

Без незаменимой сложности, а её и не будет, этот рынок всегда будет узким.

Как надо Гипотеза решения

Конкурировать надо удобством решения задач. Беспроблемностью. Скоростью и плавностью работы. Хорошим UX.


Надо остановиться с фичами и вложить ресурс в UX, а шире — в удобство решения релевантных задач пользователя вашим инструментом.

Критика гипотезы

Мне часто возражают, причём основатели разных продуктов: «Заказчик не просит удобство, заказчик просит фичи».

🫠 С одной стороны, этот аргумент нечем крыть: он живёт на уровне подписанных договоров и переведённых оплат.

Покупают же не разработчики, покупают руководители отделов по списку «галочек» тендерного отдела. Разработчикам такое решение часто спускают сверху.

🙄 Но с другой — конечным, финальным пользователем является не руководитель и не компания, а человек. Конкретные люди. Этим людям должно быть удобно. Эти люди должны решать свой Job-to-be-done этим инструментом.

И уже через свой решённый Job они смогут помочь своему руководителю решить его собственный, вышестоящий Job-to-be-done.

А сейчас... Вот вам рубрика #подрыв_устоев:

Фичизм привёл UX и workflow российских конструкторов электронных курсов в тупик


Это натуральная фэшн-катастрофа у всех, кроме одного. Который добросовестно скопировал UX и workflow международного лидера. По странному совпадению (нет) в нём меньше всех фич.

Живите теперь с этим знанием.

P.S.

— Как ты можешь так говорить, ты же 15 лет знаешь и много лет работаешь с основателями одного из них?!
— ИМЕННО ПОЭТОМУ я говорю это с самого релиза, каждый день, до перебранок и повышенных тонов. А в прошлом году я 
получил справку о том, что я вполне могу быть прав.

〰️〰️〰️

🤔 — длинно, но интересно
👎🏻 — длинно и неинтересно
🗿 — ту мач длинно, ниасилено

#elearning #edtech #ed_мысли
🤔10👎1😨1🗿1
(Будущая) пятничная рекомендация: две конференции для контенщиков

Как вы знаете из канала, я много лет как Dual Class — методист и редактор (D&Dшники поймут, для молодых — «совмещаю профессии»).

И так вышло, что в пятницу 14 ноября я выступаю на двух профильных мероприятиях:

1️⃣ Сначала это будет конференция Клуба Главредов и НИУ ВШЭ — Made in Self.

Там я расскажу, что и почему привело меня в разные направления контента и почему в какой-то момент нам становится тяжело принимать на веру догмы и авторитеты.

2️⃣ А сразу после — я буквально убегу со сцены в гримёрку к ноутбуку — буду выступать на конференции Обучение со смыслом Елены Тихомировой из Живого обучения, где как раз буду труба шатать подвергать эти самые догмы ковровым бомбардировкам взвешенному и обоснованному сомнению.

Made in Self — это очно в центре Москвы, и если вы делаете контент и будете в городе, всё ещё можно организовать себе насыщенный финал недели.

Обучение со смыслом — это тоже на весь день, зато онлайн. Тут можно включить на фоне, вывести на большой экран в офисе или не вынимать наушники весь день — на ваш выбор.

P.S. А 20.11 будет DL, где у меня в кои-то веки будет не объявление войны не провокационное выступление.

〰️〰️〰️

🤔 — интересно
😐 — чего так поздно-то
🗿 — из каждого утюга...

#elearning #edtech #media #мой_контент
🤔5🗿3👍2😐2🔥1
Мысли про EdTech #12: самоисполняемые пророчества

Новая пища для размышлений по тому же поводу, но уже в другом ключе.

Кажется, что в сервисах для индустрии eLearning змея укусила себя за хвост и вошла в бесконечный цикл:

Разработчики контента выполняют 10+ ролей в одиночку —> им нужны сервисы, которые позволяют выполнять 10+ ролей в одиночку лучше —> разработчики сервисов создают решения, которые помогают выполнять 10+ ролей в одиночку лучше —> разработчики контента выполняют 10+ ролей в одиночку


А что, если можно НЕ выполнять 10+ ролей в одиночку? 😱

💁🏻‍♂️ Например, как это организовано в соседнем диджитале или даже в B2C-эдтехе, где есть внятное разделение труда и командная работа.

Там нужны, востребованы и используются совсем другие сервисы, нежели в корпоративном eLearning. Вроде там цифровой контент и тут цифровой контент, но какие разные судьбы.

👀 В общем, среди меня есть мнение, что «не туда» воюют не только любители псевдо-сторителлинга и часть заказчиков, а несколько больше людей на разных позициях и в разных компаниях в отрасли.

〰️〰️〰️

🤔 — ага, а дальше?
😐 — нипонятно
🗿 — не томи уже намёками

#elearning #edtech #медиа #ed_мысли
🤔8🗿6😐1