На прошлой неделе в ВШЭ читала лекцию про работу в команде - какие стадии развития проходит команда (про первые стадии подробно писала - Формирование и Бурление).
Разговор получился очень живой и насыщенный, благодаря вовлеченности студентов и их вопросам🔥
На несколько вопросов не успела ответить на самой лекции, поэтому записала небольшое аудио:
1. Как удерживать мотивацию, что делать, если некоторые участники перестают выполнять свои обязанности, ищут отговорки? Это может заражать и других участников
2. А как найти баланс между сплочением команды и том, чтобы давать участникам самим взаимодействовать?
3. Как поддерживать баланс между критикой участника команды со стороны лидера, чтобы не демотивировать его и не переходить в конфронтацию?
4. А что если участник команды работает хорошо, но его мотивируют не общие цели, а зарплата. Нормально ли это? Надо ли менять?
5. Можете, пожалуйста, порекомендовать какую-нибудь литературу, чтобы улучшить навыки решения конфликтов в команде
Ниже буквально несколько книг, которые помогут чуть лучше понять, как возникают конфликты, и как себя вести в них.
Но сам навык развивается только на практике, в сложных разговорах, когда есть конфликт сторон. Поэтому самое главное тут - не бояться заходить в эти разговоры и учиться управлять ими🙌🏻
1. М. Розенберг, "Ненасильственное общение"
2. Д. Новара, "Мои любимые триггеры: Что делать, когда вас задевают за живое"
3. А. Орлов, "Джедайские техники конструктивного общения"
Всегда рада любым вашим вопросам про работу с командой❤️
Разговор получился очень живой и насыщенный, благодаря вовлеченности студентов и их вопросам🔥
На несколько вопросов не успела ответить на самой лекции, поэтому записала небольшое аудио:
1. Как удерживать мотивацию, что делать, если некоторые участники перестают выполнять свои обязанности, ищут отговорки? Это может заражать и других участников
2. А как найти баланс между сплочением команды и том, чтобы давать участникам самим взаимодействовать?
3. Как поддерживать баланс между критикой участника команды со стороны лидера, чтобы не демотивировать его и не переходить в конфронтацию?
4. А что если участник команды работает хорошо, но его мотивируют не общие цели, а зарплата. Нормально ли это? Надо ли менять?
5. Можете, пожалуйста, порекомендовать какую-нибудь литературу, чтобы улучшить навыки решения конфликтов в команде
Ниже буквально несколько книг, которые помогут чуть лучше понять, как возникают конфликты, и как себя вести в них.
Но сам навык развивается только на практике, в сложных разговорах, когда есть конфликт сторон. Поэтому самое главное тут - не бояться заходить в эти разговоры и учиться управлять ими🙌🏻
1. М. Розенберг, "Ненасильственное общение"
2. Д. Новара, "Мои любимые триггеры: Что делать, когда вас задевают за живое"
3. А. Орлов, "Джедайские техники конструктивного общения"
Всегда рада любым вашим вопросам про работу с командой❤️
❤11🔥3
Есть одно очень хорошее и простое упражнение для сплочения команды – практика благодарности.
Его можно использовать и во время общих командных встреч, и так же – ввести как еженедельную привычку в команде: каждую пятницу в конце рабочего дня мы пишем в общий чат, кому в команде и за что мы благодарны на этой неделе. Да, это могут быть «мелочи» в духе – Спасибо, что посмотрела мой файл и дала обратную связь и комментарии, мне это очень помогло.
Если вы сейчас чувствуете легкий скептицизм, то подождите, я вам объясню, как это работает с точки зрения нейрофизиологии (уже доказано учеными, не Британскими😄):
🧠Наша дефолтная настройка мозга – замечать негативное, потому что это потенциально несет угрозу для нашего выживания. Поэтому в потоке рабочих задач мы быстрее и лучше замечаем, что коллега в команде делает не так, и чем он бесит. Для того, чтобы заметить позитивные аспекты и хорошие качества друг друга, нужно сфокусироваться, в прямом смысле – напрячь мозг, точнее его префронтальную часть, отвечающую за когнитивные функции. То есть во время практики благодарности, вы сфокусированно вспоминаете – что было хорошего, и так вы тренируете свою префронтальную кору мозга (=улучшаете внимательность и умение фокусироваться)
🥰Когда мы говорим или слышим слова благодарности, у нас вырабатывается гормон окситоцин – гормон, который снижает уровень кортизола (=стресса в организме). То есть мы чувствуем себя спокойнее и счастливее.
❣️Когда мы слышим слова благодарности в свой адрес, мы чувствуем себя заметными и значимыми, это укрепляет нашу внутреннюю опору.
🔗И конечно, у нас лучше формируются социальные связи, когда мы искренне разговариваем и благодарим друг друга за, казалось бы, мелочи.
Кажется, что это простое упражнение, при этом делать его искренне, честно и открыто – может быть сложно сначала. Но если его взять за привычку (в команде, в семье, и даже просто в заметках для себя) – вы увидите, как вам станет чуть спокойнее со временем, и как вы будете ценить свою команду чуть больше🙌🏻
Приглашаю в комментарии поделиться, кому и за что вы благодарны на прошедшей рабочей неделе🙏🏻
А если вам пока сложно это сделать, тем более в открытом пространстве на 200 человек, то просто тыкните в предложенные варианты ниже, но обязательно проговорите их про себя и обратите внимание на свои ощущения при этом. Чувствуете, как окситоцин теплом разливается по вашему телу?))
Его можно использовать и во время общих командных встреч, и так же – ввести как еженедельную привычку в команде: каждую пятницу в конце рабочего дня мы пишем в общий чат, кому в команде и за что мы благодарны на этой неделе. Да, это могут быть «мелочи» в духе – Спасибо, что посмотрела мой файл и дала обратную связь и комментарии, мне это очень помогло.
Если вы сейчас чувствуете легкий скептицизм, то подождите, я вам объясню, как это работает с точки зрения нейрофизиологии (уже доказано учеными, не Британскими😄):
🧠Наша дефолтная настройка мозга – замечать негативное, потому что это потенциально несет угрозу для нашего выживания. Поэтому в потоке рабочих задач мы быстрее и лучше замечаем, что коллега в команде делает не так, и чем он бесит. Для того, чтобы заметить позитивные аспекты и хорошие качества друг друга, нужно сфокусироваться, в прямом смысле – напрячь мозг, точнее его префронтальную часть, отвечающую за когнитивные функции. То есть во время практики благодарности, вы сфокусированно вспоминаете – что было хорошего, и так вы тренируете свою префронтальную кору мозга (=улучшаете внимательность и умение фокусироваться)
🥰Когда мы говорим или слышим слова благодарности, у нас вырабатывается гормон окситоцин – гормон, который снижает уровень кортизола (=стресса в организме). То есть мы чувствуем себя спокойнее и счастливее.
❣️Когда мы слышим слова благодарности в свой адрес, мы чувствуем себя заметными и значимыми, это укрепляет нашу внутреннюю опору.
🔗И конечно, у нас лучше формируются социальные связи, когда мы искренне разговариваем и благодарим друг друга за, казалось бы, мелочи.
Кажется, что это простое упражнение, при этом делать его искренне, честно и открыто – может быть сложно сначала. Но если его взять за привычку (в команде, в семье, и даже просто в заметках для себя) – вы увидите, как вам станет чуть спокойнее со временем, и как вы будете ценить свою команду чуть больше🙌🏻
Приглашаю в комментарии поделиться, кому и за что вы благодарны на прошедшей рабочей неделе🙏🏻
А если вам пока сложно это сделать, тем более в открытом пространстве на 200 человек, то просто тыкните в предложенные варианты ниже, но обязательно проговорите их про себя и обратите внимание на свои ощущения при этом. Чувствуете, как окситоцин теплом разливается по вашему телу?))
🔥13❤🔥2
Облегченный вариант практики благодарности😌
Anonymous Poll
32%
Я благодарен, что меня окружают отзывчивые коллеги, которые всегда готовы помочь
47%
Я благодарен, что в сложные моменты, мне всегда есть к кому обратиться
32%
Я благодарен, что у моих коллег такое же чувство юмора, и мы всегда можем вместе посмеяться
53%
Я благодарен, что меня окружают профессионалы, у которых я учусь каждый день
74%
Я благодарен, что тот опыт, который я получаю в своей команде, развивает меня
❤9
Продолжаем обсуждать стадии развития команды по Такману)
Начинали с Формирования, посмотрели, почему Бурление – важный этап, и что с ним делать. Дальше идеальный вариант развития, когда команда после конфликтной фазы переходит в фазу:
Фаза 3. Нормирование
Как эта фаза выглядит внутри команды:
🔗 команда учится взаимодействовать и совместно решать конфликты, острые разногласия сглаживаются
🔗 команда понимает, что все – разные люди, и учится искать эффективные способы коммуникации, с учетом особенностей друг друга
🔗 команда сфокусирована на достижении общих целей и решении совместных задач, а не на том, чтобы спорить – кто прав-лучше-важнее-нужнее.
А если мы еще раз посмотрим на картинку и график «Эффективность команды в зависимости от стадии ее развития», то увидим, что только сейчас на стадии Нормирования команда начинает выходить на стабильную эффективность. И только сейчас группа людей, которая уже прошла Формирование и Бурление становится потенциальной командой.
Что важно делать лидеру на этом этапе, чтобы стабилизировать команду и этап:
✍️ создать с командой общие цели, ценности, принципы, правила взаимодействия. Да, на первом этапе мы уже начинали про это говорить. Но с течением времени, по мере того, как команда узнавала друг друга (в радости и конфликтах), общие принципы могут быть скорректированы
✍️ поддерживать фокус команды на сильных сторонах друг друга (я выше писала про практику благодарности – это один из инструментов, который хорошо работает именно для этой цели)
✍️ создавать атмосферу открытости в команде. После фазы Бурления важно создать такую атмосферу, чтобы каждый участник команды чувствовал себя безопасно и спокойно, высказывая точку зрения, отличную от большинства в команде. Здесь важно вместе обсуждать недопонимания и напряженности открыто, спокойно и сразу, не допуская, чтобы они превращались в скрытые затяжные конфликты.
❗️ Важно!! Друзья, обратите внимание, пожалуйста, что все участники команды наравне с руководителем несут ответственность за то, чтобы коммуникация внутри складывалась адекватно, и рабочие процессы выстраивались. Если внутри команды каждый занимает позицию «Я – Д’Артаньян, ищите ко мне подход», то ничего не получится, даже если руководитель порвется на британский флаг, пытаясь настроить эффективную работу в команде🙌🏻
Начинали с Формирования, посмотрели, почему Бурление – важный этап, и что с ним делать. Дальше идеальный вариант развития, когда команда после конфликтной фазы переходит в фазу:
Фаза 3. Нормирование
Как эта фаза выглядит внутри команды:
А если мы еще раз посмотрим на картинку и график «Эффективность команды в зависимости от стадии ее развития», то увидим, что только сейчас на стадии Нормирования команда начинает выходить на стабильную эффективность. И только сейчас группа людей, которая уже прошла Формирование и Бурление становится потенциальной командой.
Что важно делать лидеру на этом этапе, чтобы стабилизировать команду и этап:
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤7👍2🔥1
Сопротивление в команде - что делать?
Каждый руководитель сталкивается с тем, что иногда сотрудники сопротивляются не только глобальным изменениям, но и рядовым задачам. Это проявляется как громкий протест на встречах или как тихое затягивание сроков. На что обратить внимание и что делать?
⭐️ Уровень «Базовый»
📎 убедиться, что вы четко поставили задачу. То есть внятно и понятно объяснили, зачем ее делать, и какой результат вы ожидаете и к какому сроку.
«Я придумал, значит - это классно» - это не всегда достаточный аргумент.
«Нам сверху сказали, значит делаем» - это аргумент, который работает в строгих иерархических структурах, с преимущественно авторитарным стилем управлением.
Если у вас демократический стиль управления, и вы растите осознанных и самостоятельных сотрудников, то придется объяснять.
📎 убедиться, что у сотрудника есть ресурсы (=инструменты) делать задачу, понимание приоритетности. Если вы ставите 25ую срочную и важную задачу на неделю, а еще только вторник, то у сотрудника (особенно ответственного за результат и сроки) будет сопротивление из-за внутреннего страха подвести
⭐️ Уровень «Продвинутый»
📎 проанализировать - какая причина сопротивления может быть?
Вот несколько часто встречающихся:
▪️ Страх (изменений, провала, ответственности)
▪️ Отсутствие ресурса (человек банально устал и выгорел, и сопротивление - это реакция «не трогайте меня»)
▪️ Неприятие вас как руководителя (он вам не доверяет, не считает профессионалом и тд)
📎 поговорить напрямую и открыто прояснить, что происходит. Если у вас хороший доверительный контакт с сотрудником, то поделиться честно «Я замечаю, что эта задача зависла. В чем причина, что ты так долго не приступаешь к ней?» (или как на скрине в посте, это реальный диалог))) Но будьте осторожны, трюки выполнены профессионалами это возможно на базе очень хорошего коннекта и доверия друг к другу)
⭐️ Уровень «Осознанный»
Разобраться со своими паттернами сопротивления, научиться его замечать и разбираться в причинах. Бывает, что команда зеркалит ваше бессознательное. Например, вам поставили задачу сверху, вы внутренне не согласны, но как-то пытаетесь сохранить лицо - объяснить команде. Все логично, понятно, но команда так же на бессознательном уровне считывает - "наш лидер сам не уверен, считает это фигней".
❗️ А теперь нюансы: важно найти баланс.
Беседы с командой не должны напоминать разговор в детском саду в духе «Ну, пожалуйста, съешь кашу! Не хочу!» и продолжаться до бесконечности. Все взрослые люди и могут справиться со своими эмоциями, в том числе - с сопротивлением🙏🏻 Наша ответственность как руководителей - базово внятно ставить задачи и помогать двигаться к результатам, иногда помогая и справляться с эмоциями команды. Ответственность членов команды - делать, и обращаться за помощью, если что-то не получается.
Честно признаюсь, иногда у меня нет ресурса на долгие объяснения и разговоры, и я открыто говорю - надо сделать <потому-то>, понимаю, что может быть сложно, и могут быть разные эмоции, но давайте каждый подумает как это сделать, и если есть объективные сложности, то я помогу, либо дополнительно объясню, зачем это и для чего
Делитесь в комментариях мыслями, историями или своим сопротивлением на этот пост😄 может, про какой-то пункт более подробно рассказать?
Если интересно, ставьте 🤓, я расскажу один кейс про то, как сопротивление изменениям в одной команде выглядело со стороны руководителя и со стороны команды😉
Каждый руководитель сталкивается с тем, что иногда сотрудники сопротивляются не только глобальным изменениям, но и рядовым задачам. Это проявляется как громкий протест на встречах или как тихое затягивание сроков. На что обратить внимание и что делать?
«Я придумал, значит - это классно» - это не всегда достаточный аргумент.
«Нам сверху сказали, значит делаем» - это аргумент, который работает в строгих иерархических структурах, с преимущественно авторитарным стилем управлением.
Если у вас демократический стиль управления, и вы растите осознанных и самостоятельных сотрудников, то придется объяснять.
Вот несколько часто встречающихся:
Разобраться со своими паттернами сопротивления, научиться его замечать и разбираться в причинах. Бывает, что команда зеркалит ваше бессознательное. Например, вам поставили задачу сверху, вы внутренне не согласны, но как-то пытаетесь сохранить лицо - объяснить команде. Все логично, понятно, но команда так же на бессознательном уровне считывает - "наш лидер сам не уверен, считает это фигней".
Беседы с командой не должны напоминать разговор в детском саду в духе «Ну, пожалуйста, съешь кашу! Не хочу!» и продолжаться до бесконечности. Все взрослые люди и могут справиться со своими эмоциями, в том числе - с сопротивлением🙏🏻 Наша ответственность как руководителей - базово внятно ставить задачи и помогать двигаться к результатам, иногда помогая и справляться с эмоциями команды. Ответственность членов команды - делать, и обращаться за помощью, если что-то не получается.
Честно признаюсь, иногда у меня нет ресурса на долгие объяснения и разговоры, и я открыто говорю - надо сделать <потому-то>, понимаю, что может быть сложно, и могут быть разные эмоции, но давайте каждый подумает как это сделать, и если есть объективные сложности, то я помогу, либо дополнительно объясню, зачем это и для чего
Делитесь в комментариях мыслями, историями или своим сопротивлением на этот пост😄 может, про какой-то пункт более подробно рассказать?
Если интересно, ставьте 🤓, я расскажу один кейс про то, как сопротивление изменениям в одной команде выглядело со стороны руководителя и со стороны команды😉
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤10🤓7
Рассказываю про кейс
Контекст: небольшая команда, уже много лет работают вместе. В какой-то момент руководитель решает, что нужно развивать новое направление. Он приходит к команде и говорит: «А теперь все бежим вот в эту сторону». Проходят месяцы бесполезных встреч и обсуждений, на котором команда с разной степенью эмоциональности обсуждает вектор развития, при этом никаких изменений не происходит.
Версия руководителя: чтобы нам расти дальше, нам нужно развивать новое направление, а они сопротивляются. Мне надо, чтобы они взяли на себя ответственность и сделали хоть что-то, чтобы мы дальше развивались. А то получается, что я постоянно их куда-то тащу, а они постоянно сопротивляются.
Версия команды: да понятно, что нам надо расти в другую сторону. И мы же ему задаем конкретные вопросы – как это будет происходить? Как изменится наша финансовая мотивация? Он ничего объяснить не может, только бесится и начинает нас обвинять во всех грехах.
Версия наблюдателя со стороны: с обеих сторон есть ожидания друг от друга (у руководителя – что команда сама примет решение и возьмет на себя ответственность; у команды – что руководитель сможет внятно объяснить, как они смогут сохранить свой финансовый уровень в новых обстоятельствах).
Есть непроговоренные недовольства и есть постепенно снижающийся уровень доверия (у руководителя: «они сговорились против меня», у команды: «он сам не знает, что хочет от нас, мы уже устали от нереализованных идей»).
Где возникает сопротивление и почему?
#️⃣ Сопротивление к риску из-за страха потери стабильности
Готовность к риску у руководителя (особенно собственника как в этом случае) будет всегда выше, чем у команды исполнителей, это надо учитывать, и не ждать от команды такого же желания рисковать стабильностью. Поэтому для команды важно понимать, какой уровень стабильности у них останется во время изменений.
#️⃣ Сопротивление к неопределенным зонам ответственности
Руководителю и команде надо договариваться (да, прям открыто и четко), у кого какой уровень ответственности при успехе и при провале. Команде важно слышать, что руководитель разделит эту ответственность особенно при неудачах
Подобные кейсы - это очень наглядный пример того, что у руководителя, и у команды - разные картины мира, которые совершенно логичны и имеют право на существование. Но и руководитель, и команда живут внутри этих картин, не пытаясь найти какой-то общий вектор и создать общую картину мира, понятную всем и принимаемую всеми.
Для того, чтобы эта новая общая картина сформировалась, нужно обсуждать подобные вопросы вместе. И лучше это сделать со сторонним модератором/фасилитатором/командным коучем. Одного вы точно знаете, потому что сейчас читаете этот канал😉
Контекст: небольшая команда, уже много лет работают вместе. В какой-то момент руководитель решает, что нужно развивать новое направление. Он приходит к команде и говорит: «А теперь все бежим вот в эту сторону». Проходят месяцы бесполезных встреч и обсуждений, на котором команда с разной степенью эмоциональности обсуждает вектор развития, при этом никаких изменений не происходит.
Версия руководителя: чтобы нам расти дальше, нам нужно развивать новое направление, а они сопротивляются. Мне надо, чтобы они взяли на себя ответственность и сделали хоть что-то, чтобы мы дальше развивались. А то получается, что я постоянно их куда-то тащу, а они постоянно сопротивляются.
Версия команды: да понятно, что нам надо расти в другую сторону. И мы же ему задаем конкретные вопросы – как это будет происходить? Как изменится наша финансовая мотивация? Он ничего объяснить не может, только бесится и начинает нас обвинять во всех грехах.
Версия наблюдателя со стороны: с обеих сторон есть ожидания друг от друга (у руководителя – что команда сама примет решение и возьмет на себя ответственность; у команды – что руководитель сможет внятно объяснить, как они смогут сохранить свой финансовый уровень в новых обстоятельствах).
Есть непроговоренные недовольства и есть постепенно снижающийся уровень доверия (у руководителя: «они сговорились против меня», у команды: «он сам не знает, что хочет от нас, мы уже устали от нереализованных идей»).
Где возникает сопротивление и почему?
Готовность к риску у руководителя (особенно собственника как в этом случае) будет всегда выше, чем у команды исполнителей, это надо учитывать, и не ждать от команды такого же желания рисковать стабильностью. Поэтому для команды важно понимать, какой уровень стабильности у них останется во время изменений.
Руководителю и команде надо договариваться (да, прям открыто и четко), у кого какой уровень ответственности при успехе и при провале. Команде важно слышать, что руководитель разделит эту ответственность особенно при неудачах
Подобные кейсы - это очень наглядный пример того, что у руководителя, и у команды - разные картины мира, которые совершенно логичны и имеют право на существование. Но и руководитель, и команда живут внутри этих картин, не пытаясь найти какой-то общий вектор и создать общую картину мира, понятную всем и принимаемую всеми.
Для того, чтобы эта новая общая картина сформировалась, нужно обсуждать подобные вопросы вместе. И лучше это сделать со сторонним модератором/фасилитатором/командным коучем. Одного вы точно знаете, потому что сейчас читаете этот канал😉
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤8🔥3
Фаза 4. Функционирование – Эффективная команда
Друзья, вот мы и дошли до завершающей стадии развития команды: при четкой работе после формирования, бурления и нормирования группа людей выходит на стадию функционирования (=перфоминга), и становится наконец эффективной командой.
Что происходит на этой стадии:нет, единороги не скачут по офису😄
🔗 если все стадии до этого пройдены нормально, то между участниками команды устанавливаются доверительные отношения и адекватное взаимодействие (да, с конструктивными конфликтами)
🔗 команда одинаково комфортно себя чувствует и при решении задач, и при неформальном общении
🔗 в фокусе остается работа на общую цель, при этом личные цели и личное развитие способствуют развитию команды
🔗 в команде сформированы крепкие горизонтальные связи, то есть сотрудники решают вопросы между собой, не привлекая руководителя как рефери
🔗 в целом команда становится более автономна и более эффективна (потому что уже не тратит время и психический ресурс на стабилизацию процессом и выяснения отношений)
На этой стадии может казаться, что руководитель особо не нужен команде, раз она вся такая автономная и эффективная. Но нет, роль руководителя все еще важна и вот в каких моментах:
⭐️ давать обратную связь каждому участнику команды (нельзя никого забывать или думать «ну Петя сильный, он тащит, сам знает, что молодец»)
⭐️ давать обратную связь команде как единому целому
⭐️ держать фокус команды на общих целях и ее изменениях (=продолжать четко и ясно коммуницировать с командой. Развитие команды не включает в себя развитие паранормальных способностей таких как чтение мыслей руководителя)
⭐️ поддерживать позитивную атмосферу (=не создавать нездоровую конкуренцию, например, за счет противоречащих KPI)
🙂 и все же не мешать людям работать и договариваться между собой
Есть еще один этап развития команды, если мы говорим про рабочую/проектную группу – это роспуск команды, либо ее переформирование. Там тоже происходят определенные процессы, и самый главный индикатор, что стадия прошла успешно – участники проектной группы ждут, когда они снова смогут поработать вместе.
Вот такие стадии проходит команда от момента создания до становления командой и эффективной работы. Как вы видите, это не быстрый и не всегда простой путь, и уж точно он требует вдумчивого вовлечения и руководителя, и участников команды.
Так что оставайтесь с нами, мы продолжаем изучать команды с разных сторон и аспектов🚀
Ставьте
🔥 - если серия постов была очень полезная/интересная
👍 - если полезная, но вам пока не очень актуальная
⚡️ - если интересно еще почитать про типичные ошибки на каждом этапе, где команды обычно застревают
Друзья, вот мы и дошли до завершающей стадии развития команды: при четкой работе после формирования, бурления и нормирования группа людей выходит на стадию функционирования (=перфоминга), и становится наконец эффективной командой.
Что происходит на этой стадии:
На этой стадии может казаться, что руководитель особо не нужен команде, раз она вся такая автономная и эффективная. Но нет, роль руководителя все еще важна и вот в каких моментах:
Есть еще один этап развития команды, если мы говорим про рабочую/проектную группу – это роспуск команды, либо ее переформирование. Там тоже происходят определенные процессы, и самый главный индикатор, что стадия прошла успешно – участники проектной группы ждут, когда они снова смогут поработать вместе.
Вот такие стадии проходит команда от момента создания до становления командой и эффективной работы. Как вы видите, это не быстрый и не всегда простой путь, и уж точно он требует вдумчивого вовлечения и руководителя, и участников команды.
Так что оставайтесь с нами, мы продолжаем изучать команды с разных сторон и аспектов
Ставьте
🔥 - если серия постов была очень полезная/интересная
👍 - если полезная, но вам пока не очень актуальная
⚡️ - если интересно еще почитать про типичные ошибки на каждом этапе, где команды обычно застревают
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Telegram
ЗРЕЛЫЕ КОМАНДЫ ⚡️С Екатериной Севостьяновой
Друзья, у нас серия постов про командную динамику. Серия – потому что в один пост невозможно уместить даже базовую информацию о том, какие стадии развития проходит команда от момента сбора (когда это просто группа людей) до высокой командной эффективности…
🔥13⚡3❤2
Мы тут недавно обсуждали с Леной Соловьевой (мой друг, психолог и коуч), что зрелые команды формируются из взрослых людей. А дальше обсуждение у нас зашло в вопрос - а взрослые люди - это какие?
➖ Те, кто берёт ответственность, соблюдает сроки и договорённости.
➖ Те, кто открыт новым возможностям, не цепляется за старое.
➖ Те, кто мыслит результатами, предлагает решения, а не приносит очередные проблемы и демонстрацию «у меня лапки».
Именно из таких людей формируются зрелые команды.
Но вот парадокс: именно они рискуют выгореть быстрее.
Почему?
В нашей культуре взрослый, зрелый воспринимается буквально на 100%.
А щепотка детскости, спонтанности, наглости, ленности, пофигизма — то, что чаще мы видим у инфантильных людей в избытке — в зрелой команде тоже нужны как воздух.
Иначе мелодия работы превращается в строгий марш, где нет места вдохновению и ритму, спонтанности и импровизации.
Сколько можно внести в работу безумия и отваги? Где, в каких задачах? Как часто? Для кого?
Когда и где можно наконец-то выдохнуть?
Ответ всегда уникальный — для каждой команды, для каждого человека внутри команды.
Про такой подход — не вычеркивать, не отказываться от "неудобных" частей своей личности — Лена пишет на своём канале «Архитектура внутреннего ритма».
Когда у меня спрашивают контакты именно психолога, я рекомендую Лену с чистым сердцем❤️🔥
👉 https://news.1rj.ru/str/elena_solo_way
Именно из таких людей формируются зрелые команды.
Но вот парадокс: именно они рискуют выгореть быстрее.
Почему?
В нашей культуре взрослый, зрелый воспринимается буквально на 100%.
А щепотка детскости, спонтанности, наглости, ленности, пофигизма — то, что чаще мы видим у инфантильных людей в избытке — в зрелой команде тоже нужны как воздух.
Иначе мелодия работы превращается в строгий марш, где нет места вдохновению и ритму, спонтанности и импровизации.
Сколько можно внести в работу безумия и отваги? Где, в каких задачах? Как часто? Для кого?
Когда и где можно наконец-то выдохнуть?
Ответ всегда уникальный — для каждой команды, для каждого человека внутри команды.
Про такой подход — не вычеркивать, не отказываться от "неудобных" частей своей личности — Лена пишет на своём канале «Архитектура внутреннего ритма».
Когда у меня спрашивают контакты именно психолога, я рекомендую Лену с чистым сердцем❤️🔥
👉 https://news.1rj.ru/str/elena_solo_way
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Telegram
ЕЛЕНА Соловьёва • психолог
Возвращаю энергию и уверенность, чтобы жить свободно, спокойно, в своем ритме.
Работа с заблокированными эмоциями: страх, стыд, злость.
Связь со мной и запись: https://news.1rj.ru/str/Elenasolo_veva
Сайт: https://taplink.cc/elena.solo.veva
Работа с заблокированными эмоциями: страх, стыд, злость.
Связь со мной и запись: https://news.1rj.ru/str/Elenasolo_veva
Сайт: https://taplink.cc/elena.solo.veva
❤10🔥5💯3❤🔥2
Обзор того, что мы обсуждали в этом канале в сентябре:
🔖 Смотрели, что нас бесит в письменной коммуникации и обсуждали, как договариваться о внутренних правилах коммуникации для эффективной совместной работы
🔖 Разбирали в мини-подкасте ответы на вопросы от студентов ВШЭ о том, как мотивировать команду, искать баланс и управлять конфликтами
🔖 Разбирали, почему Практика благодарности в команде работает на сплочение с точки зрения нейрофизиологии
🔖 Вникали в стадии развития команды Нормирование и Функционирование (перфоминг) - подробно смотрели, что происходит на каждой стадии и что делать/не делать руководителю
🔖 Разбирали, что делать руководителю, если в команде есть сопротивление задачам и почему оно возникает. И анализировали конкретный кейс одной команды
Это был насыщенный месяц, спасибо, что остаетесь, комментируете и оставляете реакции💛
Напомню, что вот тут можно анонимно оставить свой вопрос/кейс для обсуждения про работу в команде и лидерство🟡
Это был насыщенный месяц, спасибо, что остаетесь, комментируете и оставляете реакции
Напомню, что вот тут можно анонимно оставить свой вопрос/кейс для обсуждения про работу в команде и лидерство
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥8❤🔥7
Пару недель назад была в Сколково на дне рождения, где они собрали классных спикеров для обсуждения насущных тем в развитии бизнеса – от лидерства до инвестиций.
Зачем я хожу на такие мероприятия?
Я работаю с разыми командами, и есть одинаковые системные процессы и проблемы, которые я замечаю в разных (и по сфере, и по численности, и по зрелости) командах и компаниях. И поэтому мне важно сверяться, что видят крупные игроки в моем секторе – развитие лидеров и команд, такие как Сколково и СберУниверситет.
Так вот я на таких мероприятиях как раз сверяюсь, что я верно понимаю глобальные системные процессы (то, что будет всегда в управлении людьми и командами), и тренды и векторы развития (то, что сейчас актуально из-за общего контекста).
В карусели – основные важные моменты про лидерство и команды🙌🏻
И выводы для тех, кто уже планирует обучение и развитие на следующий год:
⭐️ продолжаем обучать своих линейных и топ-руководителей управленческим скиллам, и в первую очередь с помощью коучинга - ясно мыслить и ясно излагать цели, задачи, процессы
⭐️ работаем над кросс-функциональной коммуникацией – проводим встречи, обучение по коммуникации, командные сессии для объединения разных команд
Зачем я хожу на такие мероприятия?
Я работаю с разыми командами, и есть одинаковые системные процессы и проблемы, которые я замечаю в разных (и по сфере, и по численности, и по зрелости) командах и компаниях. И поэтому мне важно сверяться, что видят крупные игроки в моем секторе – развитие лидеров и команд, такие как Сколково и СберУниверситет.
Так вот я на таких мероприятиях как раз сверяюсь, что я верно понимаю глобальные системные процессы (то, что будет всегда в управлении людьми и командами), и тренды и векторы развития (то, что сейчас актуально из-за общего контекста).
В карусели – основные важные моменты про лидерство и команды🙌🏻
И выводы для тех, кто уже планирует обучение и развитие на следующий год:
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤11🔥6👏3
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Я соединила две свои самые любимые темы: кино/сериалы и команды/лидерство, так появилась новая рубрика #Кинокоманды❤️🔥
Будет выходить теперь по воскресеньям в соц.сети-которую-нельзя-называть, и здесь)
Начнем с самого классного сериала про лидерство и работу с командами – "Тед Лассо"
Буду рада вашим комментариям, откликам и рекомендациям – какие еще кинокоманды и кинолидеров разобрать😉
Будет выходить теперь по воскресеньям в соц.сети-которую-нельзя-называть, и здесь)
Начнем с самого классного сериала про лидерство и работу с командами – "Тед Лассо"
Буду рада вашим комментариям, откликам и рекомендациям – какие еще кинокоманды и кинолидеров разобрать😉
❤21❤🔥3
Нанимай медленно, увольняй быстро
- эта фраза кочует из книги в книгу по менеджменту, выступлениям, статьям и подкастам лидеров.
Я хочу в этом посте поговорить про то, почему мы как руководители часто затягиваем принятие решения об увольнении, даже если логически понимаем, что уже пора.
За последние пару месяцев было несколько разговоров с руководителями как раз про это, выводы у меня получились такие:
В общем там могут быть еще разные причины, но мало из них – про сотрудника, или команду, или эффективность. Большинство этих причин – про самого руководителя, его привычные паттерны мышления, страхи, неуверенности, отсутствие опыта или ресурса выдержать неприятный опыт.
Но нюанс в том, что управленческие навыки формируются только через получение опыта и его рефлексию: один раз провел эмоциональное увольнение, два дня попил валерианки, отрефлексировал – и все, в следующий раз уже нестрашно😄
Чистосердечное признание – я сама была в таких ситуациях, и не раз. И уже поняла, что моя мягкая точка – моя любовь к обучению и развитию, т.е я люблю давать людям шанс (второй, третий и десятый) расти и развиваться в моей команде.
Какие выводы я сделала, когда раньше до последнего верила, что человек захочет расти, а в итоге при увольнении получала тонну токсичного негатива в глаза и за спиной? Определять для себя временные рамки – сколько я могу ждать, когда появятся инициативность и результаты моих усилий, вложенных в развитие человека.
Это тоже про то, чтобы знать себя как руководителя, свои слабые и сильные стороны, и постоянно (!) делать выводы из того, что происходит с тобой и твоей командой.
У вас как, коллеги-руководители, были случаи, когда вы затягивали с увольнениями, а потом жалели об этом? Или наоборот – откладывали увольнение, а потом становилось лучше?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤8👍8❤🔥3
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Немного воскресного контента для более плавного понедельника) #кинокоманды
Хоть и тема разбора не самая простая - как проводить разговоры с конфликтующими сотрудниками
Самое главное тут - вообще проводить, не ждать, что само рассосется
Второе главное - разговаривать сначала 1:1 с каждым, и только потом садится за общий стол переговоров🙌🏻
Хоть и тема разбора не самая простая - как проводить разговоры с конфликтующими сотрудниками
Самое главное тут - вообще проводить, не ждать, что само рассосется
Второе главное - разговаривать сначала 1:1 с каждым, и только потом садится за общий стол переговоров🙌🏻
🔥10❤3❤🔥2
Заметить и остановиться или Осознанность в команде
На этой неделе было много встреч и разговоров со студентами-тренерами и с клиентами в коучинге, суть которых была о том, как важно вовремя остановиться.
Я вспомнила свой старый пост про осознанность, и про то, что это очень конкретное, четкое и логическое понятие, а сейчас еще и вполне прокачиваемый навык.
Его хорошо иллюстрирует история в картинках этого поста из книги по системному мышлению🙌🏻
Осознанность руководителя, да и любого человека в команде – это про умение замечать свои мысли, эмоции и действия ➡️ осознавать их причину и их последствия на процессы/людей вокруг ➡️ и принимать решения исходя из этого причинно-следственного понимания, заодно принимая и ответственность.
Вовремя заметить, что эмоции накрывают с головой, и ты уже не контролируешь себя и свои действия
Вовремя заметить, что автоматически срабатывает привычная реакция на ситуацию, которая 3 раза до этого уже приводила к так-себе-последствиям
Вовремя заметить, что в голове прокручивается одна и та же мысль, которая эмоционально заряжает
Вовремя заметить, что физические силы и когнитивные способности уже слабеют, а значит, пора отдохнуть
Вовремя заметить, что эмоционально резко реагируешь на слова другого человека
И это намного сложнее, чем кажется на первый взгляд, потому что требует пристального внимания к себе, и навыка саморефлексии.
А у вас как с замечанием себя?
На этой неделе было много встреч и разговоров со студентами-тренерами и с клиентами в коучинге, суть которых была о том, как важно вовремя остановиться.
Я вспомнила свой старый пост про осознанность, и про то, что это очень конкретное, четкое и логическое понятие, а сейчас еще и вполне прокачиваемый навык.
Его хорошо иллюстрирует история в картинках этого поста из книги по системному мышлению🙌🏻
Осознанность руководителя, да и любого человека в команде – это про умение замечать свои мысли, эмоции и действия ➡️ осознавать их причину и их последствия на процессы/людей вокруг ➡️ и принимать решения исходя из этого причинно-следственного понимания, заодно принимая и ответственность.
Вовремя заметить, что эмоции накрывают с головой, и ты уже не контролируешь себя и свои действия
Вовремя заметить, что автоматически срабатывает привычная реакция на ситуацию, которая 3 раза до этого уже приводила к так-себе-последствиям
Вовремя заметить, что в голове прокручивается одна и та же мысль, которая эмоционально заряжает
Вовремя заметить, что физические силы и когнитивные способности уже слабеют, а значит, пора отдохнуть
Вовремя заметить, что эмоционально резко реагируешь на слова другого человека
И это намного сложнее, чем кажется на первый взгляд, потому что требует пристального внимания к себе, и навыка саморефлексии.
А у вас как с замечанием себя?
❤🔥9❤5👍3
Два дня я провела на форуме Разговоры про бизнес-партнерства. Два дня очень живых историй о том, как выстраивать партнерские отношения с собой, с партнерами по бизнесу (и это не только те, с кем ты создаешь его), с людьми в своей команде (кстати, после прошлогоднего такого мероприятия я писала вот этот пост про отношения в команде).
Истории из разных сфер и с разной степенью и успешности и неуспешности результата.
И если очень коротко рассказать - а о чем мероприятие? - то про умение разговаривать и договариваться с людьми, с которыми ты можешь создать что-то классное и полезное, при этом самому развиваться как профессионалу🙌🏻
Истории из разных сфер и с разной степенью и успешности и неуспешности результата.
И если очень коротко рассказать - а о чем мероприятие? - то про умение разговаривать и договариваться с людьми, с которыми ты можешь создать что-то классное и полезное, при этом самому развиваться как профессионалу🙌🏻
👍4🔥3❤1