Как сделать ваш продукт незабываемым: лайфхаки из психологии памяти
Привет! Сегодня поговорим о том, как наша память "хитрит" и как это можно использовать для управления пользовательским опытом.
Почему некоторые события врезаются в память, а другие тут же забываются? Всё дело в интересном феномене - 👇Правиле «Пика и завершения» (peak-end rule)
Суть простая: когда мы вспоминаем какой-то опыт (будь то поход в магазин, использование приложения или визит к врачу), наша память не воспроизводит все от начала до конца. Вместо этого она концентрируется всего на двух моментах:
🐹Самом интенсивном моменте (это может быть что-то супер-классное или, наоборот, ужасное) – это "пик".
🐰Самом последнем моменте – это "завершение".
Самое удивительное — длительность всего опыта или даже самых ярких моментов почти не влияет на наше воспоминание.
Это не просто теория! Этот феномен был впервые исследован Нобелевским лауреатом Дэниелом Канеманом с помощью физических экспериментов над людьми (прочитайте в статье, если интересно).
Хитрые маркетологи, разумеется, в курсе и давно этим пользуются:
Например, IKEA ставит свои хот-доги и фрикадели у выхода, чтобы вы ушли с приятным послевкусием.
Мы можем сознательно управлять воспоминаниями пользователей о взаимодействии с нашим продуктом или сервисом. Используйте инструменты вроде CJM, чтобы:
1️⃣ Выявить или спланировать "пики": убедитесь, что самые важные или приятные моменты действительно яркие и запоминающиеся.
2️⃣Положительное завершение: Убедитесь, что финальный этап взаимодействия (например, подтверждение заказа, выход из приложения или завершение игры) оставляет приятное впечатление. Например, интернет-магазин может отправить письмо с благодарностью и визуально привлекательным подтверждением покупки.
А еще перестаньте страдать перфекционизмом: запомнится не все, а только самое-самое))
Привет! Сегодня поговорим о том, как наша память "хитрит" и как это можно использовать для управления пользовательским опытом.
Почему некоторые события врезаются в память, а другие тут же забываются? Всё дело в интересном феномене - 👇Правиле «Пика и завершения» (peak-end rule)
Суть простая: когда мы вспоминаем какой-то опыт (будь то поход в магазин, использование приложения или визит к врачу), наша память не воспроизводит все от начала до конца. Вместо этого она концентрируется всего на двух моментах:
🐹Самом интенсивном моменте (это может быть что-то супер-классное или, наоборот, ужасное) – это "пик".
🐰Самом последнем моменте – это "завершение".
Самое удивительное — длительность всего опыта или даже самых ярких моментов почти не влияет на наше воспоминание.
Это не просто теория! Этот феномен был впервые исследован Нобелевским лауреатом Дэниелом Канеманом с помощью физических экспериментов над людьми (прочитайте в статье, если интересно).
Хитрые маркетологи, разумеется, в курсе и давно этим пользуются:
Например, IKEA ставит свои хот-доги и фрикадели у выхода, чтобы вы ушли с приятным послевкусием.
Мы можем сознательно управлять воспоминаниями пользователей о взаимодействии с нашим продуктом или сервисом. Используйте инструменты вроде CJM, чтобы:
1️⃣ Выявить или спланировать "пики": убедитесь, что самые важные или приятные моменты действительно яркие и запоминающиеся.
2️⃣Положительное завершение: Убедитесь, что финальный этап взаимодействия (например, подтверждение заказа, выход из приложения или завершение игры) оставляет приятное впечатление. Например, интернет-магазин может отправить письмо с благодарностью и визуально привлекательным подтверждением покупки.
А еще перестаньте страдать перфекционизмом: запомнится не все, а только самое-самое))
Psychology Today
Intense Moments and Grand Finales: How Memories Are Made
Knowing how your memories are created can help you create better memories - just one of the many intriguing implications of the “peak end rule”.
❤4⚡2
Используете Правило "Пика и завершения" в вашем продукте?
Anonymous Poll
67%
Нет, первый раз слышу
33%
Не знал, но подсознательно использовал
0%
Знаю и управляю памятью пользователей
5 признаков того, что пользователь вас обманывает
Я уже писала пост про Фейковых респондентов, которые приходят на интервью, чтобы заработать, и готовы примерять любую роль.
Сегодня хочу продолжить и поговорить про все случаи, когда пользователь может лукавить на интервью (иногда не осознанно и без выгодны для себя).
👇
1. Слишком быстро соглашается с вашей гипотезой
«Да, конечно, я бы точно купил это!» через 2 минуты разговора. Почему плохо: не подумал, просто подыграл.
Что делать: раскопайте мотивацию: «А почему вам это важно?»
2. Рассказывает «как надо», а не как есть
Вместо реальных историй - идеальный покупатель с рекламного баннера. Часто говорит гипотетически.
Что делать: возвращайте в конкретику: «А расскажите, когда в последний раз...?»
3. Не может вспомнить детали опыта
«Ну... вроде что-то покупал, не помню где, не помню зачем». Значит, неважно и нерелевантно.
Что делать: смело помечайте в скобках (не целевая) и двигайтесь дальше.
4. Меняет показания по ходу интервью
Сначала говорит, что пользуется продуктом, а потом оказывается, что это было один раз два года назад.
Что делать: фиксируйте несостыковки, аккуратно перепроверяйте через уточняющие вопросы.
5. Говорит то, что, по его мнению, вы хотите услышать
Чувствуете, что вам льстят? Говорят как на экзамене?
Что делать: меняйте динамику. Улыбнитесь, пошутите, скажите: «Меня не надо жалеть, скажите как есть!»
👁Помните, что вы не на допросе, но ваша задача – узнать самую суть, которая может прятаться за желанием быть «нормальным». Помогите респонденту раскрепоститься, а тех, кто врет – безжалостно баньте и заносите в блэклисты (я уже подумываю над созданием единого, для всего рисеч-рынка).
Я уже писала пост про Фейковых респондентов, которые приходят на интервью, чтобы заработать, и готовы примерять любую роль.
Сегодня хочу продолжить и поговорить про все случаи, когда пользователь может лукавить на интервью (иногда не осознанно и без выгодны для себя).
👇
1. Слишком быстро соглашается с вашей гипотезой
«Да, конечно, я бы точно купил это!» через 2 минуты разговора. Почему плохо: не подумал, просто подыграл.
Что делать: раскопайте мотивацию: «А почему вам это важно?»
2. Рассказывает «как надо», а не как есть
Вместо реальных историй - идеальный покупатель с рекламного баннера. Часто говорит гипотетически.
Что делать: возвращайте в конкретику: «А расскажите, когда в последний раз...?»
3. Не может вспомнить детали опыта
«Ну... вроде что-то покупал, не помню где, не помню зачем». Значит, неважно и нерелевантно.
Что делать: смело помечайте в скобках (не целевая) и двигайтесь дальше.
4. Меняет показания по ходу интервью
Сначала говорит, что пользуется продуктом, а потом оказывается, что это было один раз два года назад.
Что делать: фиксируйте несостыковки, аккуратно перепроверяйте через уточняющие вопросы.
5. Говорит то, что, по его мнению, вы хотите услышать
Чувствуете, что вам льстят? Говорят как на экзамене?
Что делать: меняйте динамику. Улыбнитесь, пошутите, скажите: «Меня не надо жалеть, скажите как есть!»
👁Помните, что вы не на допросе, но ваша задача – узнать самую суть, которая может прятаться за желанием быть «нормальным». Помогите респонденту раскрепоститься, а тех, кто врет – безжалостно баньте и заносите в блэклисты (я уже подумываю над созданием единого, для всего рисеч-рынка).
Telegram
CustDevochka
Фейковые респонденты, или как я стала прожаренным «кастинг-директором»
Последние проекты шли у меня не то, что тяжело – эпично. Я давно делаю исследования со сложными для поиска респондентами (и B2B, и B2C), но с таким столкнулась первый раз. Расскажу сначала…
Последние проекты шли у меня не то, что тяжело – эпично. Я давно делаю исследования со сложными для поиска респондентами (и B2B, и B2C), но с таким столкнулась первый раз. Расскажу сначала…
🔥7⚡1
Как не похоронить исследование
Один из самых частых сценариев:
👇
компания тратит деньги, время, усилия - получает отчет по итогам исследования… и всё 🙄
Вроде «интересно», но дальше этого дело не идет.
Чтобы избежать этого со своими клиентами, мы внедрили еще один этап: после исследования проводим стратегическую сессию.
Для всех скептиков сразу оговорюсь: это не обязательно модный ритуал с дорогими фасилитаторами, это просто рабочая встреча с командой, на которой вы (если исследованием занимались вы):
🔹 разбираетесь, что значит то, что вы узнали,
🔹 ищете, какие решения из этого следуют,
🔹 приоритизируете, что делать и кто за что отвечает.
Собрала чек-лист, чтобы исследование превратилось в действия, а не в архив.
🛠 Формат любой — Miro, офис, Zoom. Главное — не дать знаниям утечь.
📌 Используй этот шаблон, даже если исследование делали не вы.
Лучшее время для сессии — сразу после получения результатов, пока команда в теме.
Бывали ли вы на стратсессиях и какие запомнились вам больше всего и почему? Не из моих сессий мне почему-то больше всего запомнилась большая сессия для бренда клиента, на которого я, будучи в рекламном агентстве, работала. А запомнилась потому – что клиент на полном серьезе обсуждал возможность отправки бренд-персонажа в Космос. Были же времена и бюджеты 🙃🫣
Один из самых частых сценариев:
👇
компания тратит деньги, время, усилия - получает отчет по итогам исследования… и всё 🙄
Вроде «интересно», но дальше этого дело не идет.
Чтобы избежать этого со своими клиентами, мы внедрили еще один этап: после исследования проводим стратегическую сессию.
Для всех скептиков сразу оговорюсь: это не обязательно модный ритуал с дорогими фасилитаторами, это просто рабочая встреча с командой, на которой вы (если исследованием занимались вы):
🔹 разбираетесь, что значит то, что вы узнали,
🔹 ищете, какие решения из этого следуют,
🔹 приоритизируете, что делать и кто за что отвечает.
Собрала чек-лист, чтобы исследование превратилось в действия, а не в архив.
🛠 Формат любой — Miro, офис, Zoom. Главное — не дать знаниям утечь.
📌 Используй этот шаблон, даже если исследование делали не вы.
Лучшее время для сессии — сразу после получения результатов, пока команда в теме.
Бывали ли вы на стратсессиях и какие запомнились вам больше всего и почему? Не из моих сессий мне почему-то больше всего запомнилась большая сессия для бренда клиента, на которого я, будучи в рекламном агентстве, работала. А запомнилась потому – что клиент на полном серьезе обсуждал возможность отправки бренд-персонажа в Космос. Были же времена и бюджеты 🙃🫣
👍5
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
#Открытия_прошедшей_недели
Недавно решила, чтобы совсем не отстать от того, как ИИ развивается семимильными шагами, буду рисечить и тестировать новые сервисы КАЖДЫЙ день, хотя бы по полчаса. Что было полезного и интересного за неделю:
1️⃣Flow – новый инструмент Гугла для создания видео 📹(аналог Sora от Open AI). У меня открылся с впн США. Доступен только на платной версии – но ее можно подключить на месяц бесплатно.
Что умеет: генерировать видео по вашему запросу. 1 сцена =. 1 мини-видео. Умеет даже со звуком (в теории – у меня не захотел))
💫Мой пример – Единорог, Дракон и Фея на фокус-группе тестируют газировку.
2️⃣ Notion AI. ✏️Вы, конечно, знаете этот инструмент для работы над проектами. Но, черт возьми, как он круто он развился за последние месяцы! Теперь Notion похож интерфейсно на чатбот и можно, не уходя из Базы знаний – анализировать информацию, делать выводы и просить AI строить под них БД.
3️⃣@if_stocks 📈 Во мне снова проснулось желание разбираться в инвестициях (в прошлый раз это закончилось тем, что, устав наблюдать за скачками рандомно набранного портфеля, я продала все разом и пустила деньги в жерло всепоглощающего ремонта). С тех пор ни-ни, ничего не покупала. И вот сейчас нашла потрясающий ТГ-канал про инвестиции (судя по количеству подписчиков, мое мнение не единично). Там понятно и просто говорят о том, как ПОНЯТЬ рынок, а не просто следить за тем, что сейчас растет, почему нельзя верить продвигаемым стратегиям брокеров и еще много чего. Хайли рекоменд @if_stocks
P.S. #находки часто – совсем не про бизнес (я много ищу и смотрю про биохакинг, self-optimization, а еще иногда просто хожу в классные места) Скажите, делиться ли таким? И про что интереснее читать? 🙃
Недавно решила, чтобы совсем не отстать от того, как ИИ развивается семимильными шагами, буду рисечить и тестировать новые сервисы КАЖДЫЙ день, хотя бы по полчаса. Что было полезного и интересного за неделю:
1️⃣Flow – новый инструмент Гугла для создания видео 📹(аналог Sora от Open AI). У меня открылся с впн США. Доступен только на платной версии – но ее можно подключить на месяц бесплатно.
Что умеет: генерировать видео по вашему запросу. 1 сцена =. 1 мини-видео. Умеет даже со звуком (в теории – у меня не захотел))
💫Мой пример – Единорог, Дракон и Фея на фокус-группе тестируют газировку.
2️⃣ Notion AI. ✏️Вы, конечно, знаете этот инструмент для работы над проектами. Но, черт возьми, как он круто он развился за последние месяцы! Теперь Notion похож интерфейсно на чатбот и можно, не уходя из Базы знаний – анализировать информацию, делать выводы и просить AI строить под них БД.
3️⃣@if_stocks 📈 Во мне снова проснулось желание разбираться в инвестициях (в прошлый раз это закончилось тем, что, устав наблюдать за скачками рандомно набранного портфеля, я продала все разом и пустила деньги в жерло всепоглощающего ремонта). С тех пор ни-ни, ничего не покупала. И вот сейчас нашла потрясающий ТГ-канал про инвестиции (судя по количеству подписчиков, мое мнение не единично). Там понятно и просто говорят о том, как ПОНЯТЬ рынок, а не просто следить за тем, что сейчас растет, почему нельзя верить продвигаемым стратегиям брокеров и еще много чего. Хайли рекоменд @if_stocks
P.S. #находки часто – совсем не про бизнес (я много ищу и смотрю про биохакинг, self-optimization, а еще иногда просто хожу в классные места) Скажите, делиться ли таким? И про что интереснее читать? 🙃
❤7❤🔥2
💸 Как ИИ изменил стоимость исследований?
Когда говорят, что ИИ «снижает стоимость исследований», важно понимать: речь не про строчку в смете, а про изменение всей экономики исследования. Попыталась разобраться в теме.
🔽 Что стало дешевле (согласно крупному исследованию Maze ):
Трудоемкие задачи, которые раньше выполнялись «ручками» (ниже статистика по сокращению времени):
✔️Анализ данных пользовательских исследований (74%)
✔️Транскрибация (58%)
✔️Генерация исследовательских вопросов (54%)
✔️Планирование и составление черновых вариантов исследований (50%)
✔️Синтез и отчетность (49%)
🔼 На что, наоборот, придется потратиться:
🤖 Требует перестройки бизнес- процессов
💻Инфраструктура ИИ: генерация токенов/годовая подписка на Enterprise-решения
👩💻 Обучение команды: курсы по ИИ и UX
🔒 Хранение и безопасность данных, особенно в облаке, требует отдельного бюджета.
🧠 Временные затраты на проверку ИИ-выводов человеком (human-in-the-loop) — обязательны, иначе риски высоки.
ИИ не исключает исследователя, а требует от него новых навыков и участия на более высоком уровне — стратегическом, этическом, методологическом.
Поэтому, друзья, которые тоже в исследованиях, у нас в запасе есть еще несколько лет. Давайте проведем их с пользой 🙃
Когда говорят, что ИИ «снижает стоимость исследований», важно понимать: речь не про строчку в смете, а про изменение всей экономики исследования. Попыталась разобраться в теме.
🔽 Что стало дешевле (согласно крупному исследованию Maze ):
Трудоемкие задачи, которые раньше выполнялись «ручками» (ниже статистика по сокращению времени):
✔️Анализ данных пользовательских исследований (74%)
✔️Транскрибация (58%)
✔️Генерация исследовательских вопросов (54%)
✔️Планирование и составление черновых вариантов исследований (50%)
✔️Синтез и отчетность (49%)
🔼 На что, наоборот, придется потратиться:
🤖 Требует перестройки бизнес- процессов
💻Инфраструктура ИИ: генерация токенов/годовая подписка на Enterprise-решения
👩💻 Обучение команды: курсы по ИИ и UX
🔒 Хранение и безопасность данных, особенно в облаке, требует отдельного бюджета.
🧠 Временные затраты на проверку ИИ-выводов человеком (human-in-the-loop) — обязательны, иначе риски высоки.
ИИ не исключает исследователя, а требует от него новых навыков и участия на более высоком уровне — стратегическом, этическом, методологическом.
Поэтому, друзья, которые тоже в исследованиях, у нас в запасе есть еще несколько лет. Давайте проведем их с пользой 🙃
Maze
The Future of User Research Report 2025 | Maze
Discover the trends that will shape the future of the user research industry—with data and expert insights from over 800 product professionals.
❤5🔥1
Из жизни номада 🌍 – как работается в разных странах
Как вы знаете, последние 3 года я много путешествовала и работала из разных частей света. Решила поделиться краткими характеристиками мест. Всё ОЧЕНЬ субъективно и напрямую коррелирует с теми факторами, которые для меня важны:
☕ наличие красивых и комфортных зон для работы (кафе/коворкинги)
🥤 наличие вкусного кофе (ибо без смузи-кофе – какая работа вообще?)
💻 working-friendly среда (возможность сидеть с ноутбуком и не чувствовать на себе косые взгляды официанта, который ждет, что ты освободишь столик)
Хороший WI-FI и другие базовые вещи я в принципе не перечисляю.
Но вдруг вам будет тоже полезно. Поехали:
Турция 🇹🇷 – Стамбул кишит кайфовыми местами для работы, да и побережье много где не уступает. Из минусов – рост цен на всё (и кофе в том числе) 📈. Инфляция по официальным источникам – около 40% в год, а фактически – ещё печальнее. А ещё во время созвона у вас может начаться молитва, и придётся всем объяснять, почему слышно не вас, а имама.
Вьетнам 🇻🇳 – очень зависит от локации, но в целом – практика работы вне офиса есть и набирает популярность у молодёжи. В Ханое, Хошимине и на побережье много экспатов, и под их вкус открывается масса заведений. Из уникального – Egg Coffee и мой любимый Coconut Coffee (душу можно продать!). Разница по времени с МСК накладывает отпечаток на распорядок дня.
Бали 🇮🇩 – эпицентр fancy мест и коворкингов (в том числе WeWork). Хочешь – работай, хочешь – снимай сторис про красивую жизнь. Но вот незадача – много где нет кондиционера, а без него лично у меня мозг начинает плавиться через полчаса и вся работа происходит «на ленивом». Разница с МСК аж 5 часов – это значит, что все вечера будут заняты рабочими созвонами. Для меня это большой минус, потому что продуктивность у меня с утра.
💬 Поставьте реакцию, если пост интересен! У меня в запасе есть ещё Испания 🇪🇸, Германия 🇩🇪 и Сербия 🇷🇸.
Где вы успели поработать и где вам понравилось?
Как вы знаете, последние 3 года я много путешествовала и работала из разных частей света. Решила поделиться краткими характеристиками мест. Всё ОЧЕНЬ субъективно и напрямую коррелирует с теми факторами, которые для меня важны:
☕ наличие красивых и комфортных зон для работы (кафе/коворкинги)
🥤 наличие вкусного кофе (ибо без смузи-кофе – какая работа вообще?)
💻 working-friendly среда (возможность сидеть с ноутбуком и не чувствовать на себе косые взгляды официанта, который ждет, что ты освободишь столик)
Хороший WI-FI и другие базовые вещи я в принципе не перечисляю.
Но вдруг вам будет тоже полезно. Поехали:
Турция 🇹🇷 – Стамбул кишит кайфовыми местами для работы, да и побережье много где не уступает. Из минусов – рост цен на всё (и кофе в том числе) 📈. Инфляция по официальным источникам – около 40% в год, а фактически – ещё печальнее. А ещё во время созвона у вас может начаться молитва, и придётся всем объяснять, почему слышно не вас, а имама.
Вьетнам 🇻🇳 – очень зависит от локации, но в целом – практика работы вне офиса есть и набирает популярность у молодёжи. В Ханое, Хошимине и на побережье много экспатов, и под их вкус открывается масса заведений. Из уникального – Egg Coffee и мой любимый Coconut Coffee (душу можно продать!). Разница по времени с МСК накладывает отпечаток на распорядок дня.
Бали 🇮🇩 – эпицентр fancy мест и коворкингов (в том числе WeWork). Хочешь – работай, хочешь – снимай сторис про красивую жизнь. Но вот незадача – много где нет кондиционера, а без него лично у меня мозг начинает плавиться через полчаса и вся работа происходит «на ленивом». Разница с МСК аж 5 часов – это значит, что все вечера будут заняты рабочими созвонами. Для меня это большой минус, потому что продуктивность у меня с утра.
💬 Поставьте реакцию, если пост интересен! У меня в запасе есть ещё Испания 🇪🇸, Германия 🇩🇪 и Сербия 🇷🇸.
Где вы успели поработать и где вам понравилось?
❤11⚡3🔥2
Побыть «в шкуре» вашего пользователя 🐅
Есть такая очень классная методология - Дизайн-мышление. Это метод решения сложных задач, ориентированный на человека. Он помогает создавать продукты и услуги, которые действительно нужны пользователям, потому что начинается с попытки глубоко понять их опыт, мотивации и боли.
1 этап в этом процессе – эмпатия. 🫀Она позволяет «примерить на себя» жизнь пользователя и увидеть проблему его глазами — не со стороны бизнеса, а изнутри его повседневной реальности.
Какие способы помогают погрузиться в опыт пользователя мне:
🐠История, не вопрос. Вместо «Почему вы выбрали это приложение?» спрашиваю: «Расскажи, как ты решал эту задачу в последний раз». Истории вскрывают боль, сомнения и контексты, которые не всплывут при прямых вопросах
🐬Наблюдение «без участия»: Смотрю, как люди действительно используют продукт (или аналог) в естественной среде. Как они посещают заведения, ищут информацию или делают покупки. Часто то, что говорят, сильно отличается от того, что делают.
🐋«Проживи это сам»: Если возможно, я пробую сама выполнить задачу, с которой сталкивается пользователь. Понятно, что в B2B это будет не очень просто сделать (хотя однажды я потратила целый день на поиск офиса для несуществующей компании из 200 человек, но отлично разобралась в процессе). Это дает бесценные инсайты и личный опыт боли (или радости!).
🦑Эмпатийные карты и CJM: Визуализация – всегда после сбора данных. Я создаю карты Эмпатии (что пользователь видит, слышит, думает, чувствует, говорит, делает) или Карту Пути Пользователя (Customer Journey Map). Это поможет увидеть картину целиком, найти болевые точки и возможности.
⚠️Запомните: глубокая эмпатия – это не просто функция, это фундамент успешного продукта. Если вы проводите исследования или заказываете их, требуйте именно такого, живого, погружения!
P.S. Поставьте реакцию, если хотите знать больше про дизайн-мышление, это один из моих любимых комплексных подходов к изменениям внутри компании #дизайнмышление #эмпатия
Есть такая очень классная методология - Дизайн-мышление. Это метод решения сложных задач, ориентированный на человека. Он помогает создавать продукты и услуги, которые действительно нужны пользователям, потому что начинается с попытки глубоко понять их опыт, мотивации и боли.
1 этап в этом процессе – эмпатия. 🫀Она позволяет «примерить на себя» жизнь пользователя и увидеть проблему его глазами — не со стороны бизнеса, а изнутри его повседневной реальности.
Какие способы помогают погрузиться в опыт пользователя мне:
🐠История, не вопрос. Вместо «Почему вы выбрали это приложение?» спрашиваю: «Расскажи, как ты решал эту задачу в последний раз». Истории вскрывают боль, сомнения и контексты, которые не всплывут при прямых вопросах
🐬Наблюдение «без участия»: Смотрю, как люди действительно используют продукт (или аналог) в естественной среде. Как они посещают заведения, ищут информацию или делают покупки. Часто то, что говорят, сильно отличается от того, что делают.
🐋«Проживи это сам»: Если возможно, я пробую сама выполнить задачу, с которой сталкивается пользователь. Понятно, что в B2B это будет не очень просто сделать (хотя однажды я потратила целый день на поиск офиса для несуществующей компании из 200 человек, но отлично разобралась в процессе). Это дает бесценные инсайты и личный опыт боли (или радости!).
🦑Эмпатийные карты и CJM: Визуализация – всегда после сбора данных. Я создаю карты Эмпатии (что пользователь видит, слышит, думает, чувствует, говорит, делает) или Карту Пути Пользователя (Customer Journey Map). Это поможет увидеть картину целиком, найти болевые точки и возможности.
⚠️Запомните: глубокая эмпатия – это не просто функция, это фундамент успешного продукта. Если вы проводите исследования или заказываете их, требуйте именно такого, живого, погружения!
P.S. Поставьте реакцию, если хотите знать больше про дизайн-мышление, это один из моих любимых комплексных подходов к изменениям внутри компании #дизайнмышление #эмпатия
❤8👍4🔥1🥱1
Когда сбор обратной связи работает на лояльность, а когда — раздражает? 🤔
Короткое размышление о том, как найти баланс между своим «хочу всё знать» и пользовательским «просто оставьте меня в покое».
Навеяно двумя примерами из жизни, произошедшими за последние дни.
Пример 1 — будучи в Питере, мы ходили в многим известный ресторан Duo Asia. Экспириенс не показался идеальным (в силу того, что от ресторанов Duo ожидания всегда высокие), и когда на следующий день мне на почту пришло сообщение с предложением оценить посещение ресторана — я, конечно, подробно описала все свои замечания. Дальше со скоростью света ⚡ со мной в WhatsApp связался управляющий, чтобы договориться о созвоне и детально обсудить все претензии. И хотя претензии не были критичными — я получила адекватные извинения и предложение прийти в ресторан за всякими ништяками (пора снова в Питер ✈️). Как это повлияло на меня? На 100500 пунктов повысило мою лояльность! 💛 Меня слышат, моё мнение важно, мне готовы уступить!
Говорит ли это о том, что чем чаще вы собираете обратную связь с ваших клиентов, тем лояльнее они будут?
Приведу второй пример. У меня рядом с домом есть «Пятёрочка», куда я периодически захожу — то воды купить, то мешки для мусора. И очевидно, что система сбора ОС настроена таким образом, что я получаю предложение оценить свой опыт после КАЖДОГО посещения магазина. Надо ли говорить о том, что я НИ РАЗУ не отвечала на этот опрос? Потому что покупка мятного "Орбита" за 32 рубля — не тот опыт, на оценку которого я хочу тратить своё время.
Методом нехитрой индукции я вывела: чем больше и значимее опыт клиента — тем больше он готов делиться обратной связью — и тем активнее компании должны её запрашивать.
Вывод: не стоит строить универсальный сценарий «опросим всех после любого касания». Гораздо продуктивнее подумать о моменте ✨: когда стоит просить обратную связь, после какого именно опыта и с каким посылом. Тогда такая просьба сработает на рост лояльности 🙌 — а не будет раздражать пользователя спамом.
Короткое размышление о том, как найти баланс между своим «хочу всё знать» и пользовательским «просто оставьте меня в покое».
Навеяно двумя примерами из жизни, произошедшими за последние дни.
Пример 1 — будучи в Питере, мы ходили в многим известный ресторан Duo Asia. Экспириенс не показался идеальным (в силу того, что от ресторанов Duo ожидания всегда высокие), и когда на следующий день мне на почту пришло сообщение с предложением оценить посещение ресторана — я, конечно, подробно описала все свои замечания. Дальше со скоростью света ⚡ со мной в WhatsApp связался управляющий, чтобы договориться о созвоне и детально обсудить все претензии. И хотя претензии не были критичными — я получила адекватные извинения и предложение прийти в ресторан за всякими ништяками (пора снова в Питер ✈️). Как это повлияло на меня? На 100500 пунктов повысило мою лояльность! 💛 Меня слышат, моё мнение важно, мне готовы уступить!
Говорит ли это о том, что чем чаще вы собираете обратную связь с ваших клиентов, тем лояльнее они будут?
Приведу второй пример. У меня рядом с домом есть «Пятёрочка», куда я периодически захожу — то воды купить, то мешки для мусора. И очевидно, что система сбора ОС настроена таким образом, что я получаю предложение оценить свой опыт после КАЖДОГО посещения магазина. Надо ли говорить о том, что я НИ РАЗУ не отвечала на этот опрос? Потому что покупка мятного "Орбита" за 32 рубля — не тот опыт, на оценку которого я хочу тратить своё время.
Методом нехитрой индукции я вывела: чем больше и значимее опыт клиента — тем больше он готов делиться обратной связью — и тем активнее компании должны её запрашивать.
Вывод: не стоит строить универсальный сценарий «опросим всех после любого касания». Гораздо продуктивнее подумать о моменте ✨: когда стоит просить обратную связь, после какого именно опыта и с каким посылом. Тогда такая просьба сработает на рост лояльности 🙌 — а не будет раздражать пользователя спамом.
❤3👍2🔥2
💡 В голову пришла идея: сделать для бизнеса небольшого помощника.
Он за 5 минут задаст вам пару вопросов - и в ответ предложит несколько неожиданных гипотез для роста. Для прогрева мозгов или чтобы взглянуть на свой бизнес чуть с другой стороны.
Хочу понять, насколько такой сервис вообще был бы интересен.
Вам было бы любопытно попробовать? Ответитьте на опрос ниже.
Он за 5 минут задаст вам пару вопросов - и в ответ предложит несколько неожиданных гипотез для роста. Для прогрева мозгов или чтобы взглянуть на свой бизнес чуть с другой стороны.
Хочу понять, насколько такой сервис вообще был бы интересен.
Вам было бы любопытно попробовать? Ответитьте на опрос ниже.
👍5
Нужен ли вам бот, который поможет найти неочевидные гипотезы для роста бизнеса?
Anonymous Poll
32%
Да, попробовала(бы) бы
36%
Интересно, если примеры гипотез будут «в тему»
20%
Не очень понятно, что за гипотезы
12%
Нет, неинтересно
👍4
Как вам наш логотип?
Спешу поделиться радостной для меня новостью! У Custdevochka наконец появился логотип.🙃 То есть, конечно, его зачатки в виде написания фирменным шрифтом был всегда, но чтобы полноценный, свой, отражающий характер, в меру метафоричный– это со мной в первый раз. Спасибо за это моему партнеру и мужу – Антону – за красивое и визуальное в нашей семье отвечает он 👀
А я не могу не спросить ваше мнение на этот счет, поэтому – опрос 👇
Спешу поделиться радостной для меня новостью! У Custdevochka наконец появился логотип.🙃 То есть, конечно, его зачатки в виде написания фирменным шрифтом был всегда, но чтобы полноценный, свой, отражающий характер, в меру метафоричный– это со мной в первый раз. Спасибо за это моему партнеру и мужу – Антону – за красивое и визуальное в нашей семье отвечает он 👀
А я не могу не спросить ваше мнение на этот счет, поэтому – опрос 👇
❤8