Африканистика | Давыдов – Telegram
Африканистика | Давыдов
859 subscribers
722 photos
92 videos
1 file
327 links
Авторский канал Артëма Давыдова об академической африканистике и её практических выходах.

По всем вопросам — @sdqspb
Download Telegram
Два года, три африканские реки.

2024, январь—февраль — Нигер
2024, июнь—ноябрь — Убанги
2025, июль—октябрь — Замбези

А ведь ещё в 2023 я всерьёз думал о том, чтобы уйти из профессии. Но нельзя бросать то, что любишь.

А теперь пора домой.
🔥1915💘7👏1😢1
В аэропорту Лусаки найден ещё один русский след — конфеты "В стране лилипутов".
16🔥102😁1
Книжное...

Achievement unlocked: я посетил все книжные магазины сети Bookworld в Лусаке. Последним оказался таковой в аэропорту. Находится он уже в зоне отправления, поэтому возможно это было сделать только во время отъезда.

Была приобретена такая вот книга о роли песенного радиовещания в антиколониальной борьбе в Северной Родезии/Замбии. В субсахарской Африке радио было и остаётся важнейшим политическим инструментом, как известно.

Самое ценное в книге, на мой взгляд, — публикация текстов песен на местных языках с английским переводом.

На обложке — отец замбийской нации Кеннет Каунда. Он был, говорят, мощный гитарист и singer/songwriter (чтобы не сказать: "бард"). Жить надо так, чтобы у авторов википедии не хватило эпитетов для тебя.

Канал об африканистике
🔥157😁3💘3
На днях в Бруклинском музее открылась выставка классика малийской и африканской фотографии Сейду Кейта.

Автор канала Кладбище слонов задаётся в этой связи вопросом:

Кто, кстати, все-таки главный фотограф в истории Мали: Малик Сидибе или Сейду Кейта?..


Ответ: оба. Сидибе и Кейта настолько похожи как фотографы, что их работы очень легко перепутать. Кейта на 14 лет старше, но они одно поколение, начавшее работать ещё во Французском Судане. Кейта — манинка, а Сидибе — фульбе. Кейта предпочитал снимать на крупный формат, а Сидибе на средний и любил позировать с двухобъективным Rolleiflex 2.8 G. А в остальном...

Главное, что их объединяет, — они оба были чрезвычайно успешными коммерческими фотографами у себя на родине ещё до того, как искусствоведы на Западе их заметили, наградили всеми возможными наградами и канонизировали.

"Кладбище слонов" пишет, что Кейта был обладателем одного из первых автомобилей Peugeot в Бамако и одного из первых мотороллеров Vespa. А ещё он был одним из первых обладателей достаточного количества франков, чтобы позволить себе такие увлечения. И эти деньги он не украл, не унаследовал, а честно заработал своим ремеслом.

Малийцы шли толпами фотографироваться к Кейта и Сидибе. Почему? Обоих отличало безупречное мастерство и уважение к модели, умение разглядеть в каждом человеке его настоящее лицо.

Но меньше слов. Сказанное — лишь повод пойти и познакомиться творчеством двух выдающихся художников или освежить его в памяти.

Канал об африканистике
16👍5💘2
Извините за качество фото — делалось тайком, так как съёмка запрещена. Музей Ливингстона. Стенд "Эволюционные стадии" (Evolutionary stages):

Australopithecus africanus
Homo habilis
Homo erectus
Neanderthal

Наибольшие вопросы вызывает иконография последних двух — эректуса и неандертальца. Последний нарисован однозначно бушменом. А первый... это что-то средиземноморское.

Так выглядит замбийская версия эпоса о происхождении человека.

Канал об африканистике
😁115👍4🙊2
Диалекты бамбара заметно отличаются фонетикой, более ограниченно — лексикой, грамматически — ещё меньше. Тем интереснее находить расхождения. Малийцы указали на интересный случай из области выбора глагола и его управления.

В Бамако говорят:
Shɔ muganna kɛ n kun.
'Положи мне фасоли на сто франков'.
Букв.: "Насыпь мне на голову..."

А в Сикасо:
Shɔ muganna don n fɛ.
'Положи мне фасоли на сто франков'.
Букв.: "Введи в меня..."

Неудивительно, что оба варианта вызывают смех в противоположной диалектной зоне.
😁186🤔6👍3
Использовать части термитников в качестве наверший забора — типичная черта Лесной Гвинеи. Фото моё, 2017.

Всем прекрасного воскресенья.
30👍6🔥4
Архитектура мечетей может быть очень разной. Фута-Джаллон, Гвинея, 2013.
20🔥13❤‍🔥6👏4💘1
16 октября, во Всемирный день здорового питания, малийская L'Essor выпустила статью (но она под пэйволлом) про распространённые в Мали пищевые добавки, которые преподносятся не иначе, как чудодейственные. На самом деле, разумеется, они таковыми не являются и, более того, их длительное безнадзорное употребление может быть опасно для здоровья, — отмечает газета.

На бамбара подобные добавки, бады, а также их более традиционные аналоги называют (отчасти иронически) fàrafinfura — "лекарство чёрного человека". Рынок их огромен.

Фото: L'Essor
🔥73👍1💘1
В качестве иллюстрации к предыдущему посту: традиционные лекарства/пищевые добавки на рынке города Канкана.

Отметим, кстати, параллельное использование двух алфавитов языка манинка на этикетках — нко и уана́.

Фото моё, Гвинея, 2012.
12👍7🔥3💘1
Студенты указали вчера на интересную новость из Замбии, которую я умудрился пропустить в середине сентября.

Некто Пири, гражданин Замбии, и некто Кандунде, гражданин Мозамбика, арестованные ещё в конце 2024 года, были осуждены на два года лишения свободы за хранение колдовских предметов, которые они, как полагает следствие, намеревались использовать для убийства президента Замбии Хакаинде Хичилемы. В числе "колдовских предметов" называют живого хамелеона, хвост неопознанного животного, куски тканей и порошки.

Прокуратура Замбии заявила, что убийство Хичилемы заказал его политический оппонент Эммануэль Банда.

Комментарий хоть и не специалиста по региону, но всё же африканиста:

1) Сразу видно этническую подоплёку. Как минимум один из исполнителей и предполагаемый заказчик преступления — этнические чева, о чём ясно говорят их фамилии Пири и Банда. Президент Хичилема — тонга.

2) Участие гражданина Мозамбика, конечно, не случайно. Ведь все в Замбии знают, что лучшие колдуны происходят либо из Мозамбика, либо из Малави.

3) Сотрудники следственных органов, без сомнения, очень хорошо осведомлены о том, как выглядят и могут выглядеть колдовские атрибуты. Ведь последние в регионе чрезвычайно распространены.

На фото, сделанном мной (нелегально) в Музее Ливингстона в августе, можете наблюдать одну из разновидностей такого рода атрибутов — "ружья", предназначенное для "убийства". Фактически — кустарные муляжи огнестрельного оружия.

Канал об африканистике
🔥19👍127😁3
Прекрасная и поучительная история. Есть, правда, грамматический нюанс: أحصى 'переписывать' — в IV породе, а خصى 'кастрировать' — в первой, т.е. различаются не только точкой над ح, но и префиксом. В IV породе أخصى — 'специализироваться'.

Но у أحصى и خصى графически совпадают некоторые личные формы (если не считать точки). Наверное что-то из них и было употреблено...
6
Аль-Калкашанди (ум. 821/1418), автор 14-томной энциклопедии для писцов, восхвалял ясность текста с правильно расставленными точками и в качестве доказательства приводил поучительную историю. Однажды халиф написал региональному администратору письмо, в котором велел сделать перепись населения его округа. Глагол «переписать», aḥsā (أحصى), отличается всего одной точкой от глагола ḫaṣā «кастрировать» (خصى), и в письме халифа случайно появилась точка над буквой ح, что позволило прочитать её как خ, после чего администратор начал кастрировать своих подданных, что привело, как гласит история, к немалому числу смертей (аль-Калкашанди, Субх аль-а’ша. Каир: al-Amīriyya, 1914, т. 3, стр. 153-154).
Тогда переписчики рукописей разработали систему, которая позволила бы избежать подобного неверного толкования слов с помощью приёма, известного как ihmāl («пропуск»): это знак, вставляемый над или под буквами без точек, чтобы указать, что читатель не должен мысленно добавлять точку.

История отсюда: https://mouse.digitalscholarship.nl/lessons/arabic-before-print-dots-vowels-and. Там же можно посмотреть иллюстрации и почитать больше про арабские рукописи.
4👍3🔥2😁1😐1
Корпоративный антрополог Олег Базалеев пишет о том, как горнодобывающие корпорации бурят скважины в западноафриканских деревнях и устанавливают там колонки — как простые, с ручными помпами, так и обновлённые до версии 2.0, — с электрическим приводом, запитанным от солнечной панели. Это — часть социальной политики корпораций.

Важность этого действия трудно переоценить. Колодец или колонка в западноафриканской деревне — не просто средство доступа к жизненно важному ресурсу (хотя и этого уже достаточно), но и важнейшее место социализации. Преимущественно — женской, но не только. Здесь происходит обмен информацией, здесь объединяются в союзы, здесь сватают детей...

Получается, что технически обустраивая подобные места, корпорации берут их под свой символический контроль. Интересно, как относятся к этому местные жители? И ещё: как меняется роль колодца/колонки в качестве средства социализации и информационного обмена после установки там электронасоса и других приспособлений? Ведь процесс набора воды заметно упрощается и ускоряется, а значит, люди проводят на площади у колонки меньше времени.

Чтобы ответить на эти вопросы явно понадобился бы антрополог. Возможно даже — корпоративный.

Канал об африканистике
👍124🤔4
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Коллега поделилась этой записью с таким комментарием:

На 17 Ассамблее Русского мира в Москве не могла удержаться и не записать выступление директора консерватории Умара Камара в Мали, который получил образование в СССР и последние 30 лет не говорил по-русски!


Не может не впечатлять настолько свободное владение русским языком! Не устану повторять, что в Мали живут очень талантливые люди.

Однако "последние 30 лет не говорил по-русски" кажется всё же лёгким лукавством. Скорее, в его случае, наверное, "30 лет вне языковой среды".

А вот интервью, которое Умар Камара дал недавно "Русскому миру".
11🔥6👏4
Континентальный завтрак (но континент Африка).

Свежий французский багет, банка сардин, пакетик сахара, кофе три в одном, термос с кипятком.

Надеюсь, в это субботнее утро ваш завтрак не хуже, дорогие читатели.

Фото: Гбесоба, Гвинея, 2017.

Канал об африканистике
27😁14🔥11👍2
Что такое страноведение? Сказочные существа и народные песни? Для тех, кто длительное время находится в стране, страноведение - это в числе прочего оплата электроэнергии. В Танзании за электричество мы платим вперёд, как за интернет. Забыл заплатить, останешься без света. Оказавшись в 11 вечера в темноте в душе с намыленной головой, африканский фольклор вспоминать не стала - с судьбой примирили только несколько русских слов. А платим мы так: проверяем баланс с помощью этой машинки, если единиц мало, то с помощью мобильного приложения кладем деньги на счет, потом получаем код и вводим его кнопочками в эту машинку. Про код напомнил Станислав (из Москвы), сообразив, в чем моя проблема с внесением денег на счет. Он же напомнил, что это и есть страноведение.
#Танзания #Африка #страноведение
9🔥5😁5
Загадочный Инспектор русского языка пишет о том, что такое страноведение. В том числе — это знание того, как оплатить за свет, и тут я совершенно согласен.

В приличных многоквартирных домах в Мали электричество также оплачивается по описанной Инспектором схеме: авансом и при помощи электронных денег.

На фото можете лицезреть счётчик электричества, относящийся к квартире, которую мы с моими студентами снимали зимой прошлого года в Бамако.

Счётчик печально говорит:

No - CrEd


Это значит, надо в очередной раз закинуть пару тысяч дирхамов (10 тысяч франков) через электронные деньги, получить через приложение код, а потом ввести его в счётчик. И тогда всё заработает!

Счётчик современный, я у нас таких не видел. Скинул фотографию другу-электрику. Получил такой ответ:

Какой современный счётчик! Хотя у нас по 522 ФЗ тоже стали ставить умные. В садоводствах точно дистанционно отключают за неоплату.


Платите вовремя за свет, дорогие читатели. А то отключат дистанционно.

Занимательное страноведение на этом канале — канале об африканистике
12😁4🔥1
Почему нет таких же смешных мемов по африканистике? Или если есть, то где их украсть? (Сам рисовать не хочу). Что-нибудь про гарамантскую проблему, миграцию банту, этногенез фульбе... Пожалуйста. Список тем можно продолжать.
😁25🔥43