Мы (врачи) слишком часто (чрезмерно) диагностируем аутизм/РАС!
Ходят такие дискуссии, а вы что думаете? Участвуйте в опросе и оставляйте свое мнение в комментариях! Пост чуть позже…
Ходят такие дискуссии, а вы что думаете? Участвуйте в опросе и оставляйте свое мнение в комментариях! Пост чуть позже…
Anonymous Poll
13%
Согласен. Происходит явно избыточная диагностика.
42%
Не согласен. Никакой ГИПЕРдиагностики нет.
45%
Просто посмотреть результаты.
Происходит ли гипердиагностика РАС?
Когда-то про расстройства аутистического спектра (РАС) знали и слышали единицы, теперь же порой кажется, что он есть чуть ли не у всех.
Одно из объяснений такого феномена – это гипердиагностика!
Из опыта международных коммуникаций
▫️ Как-то на конференции в США многоопытная, милейшая бабушка-профессор сказала:
В этой фразе профессора для меня отражены две важные части. Да, РАС в целом расширяется, и тут уже появляется почва для разговора, расширяется ли до гипердиагностики или уходит из гиподиагностики. Профессор готова менять своё мнение и подходы к диагностике!
▫️ На конференции в Рио пошли дальше и устроили дебаты на тему, которая примерно звучала: «Не расширяем ли мы границы расстройств аутистического спектра слишком сильно?». Большинство присутствующих в зале было за утверждение «расширяем слишком», чем против него.
▫️ Было несколько детей, которым я с уверенностью не ставил «РАС», а в итоге ребенок получал РАС в каком-нибудь Израиле или США.
Из опыта российской действительности
▫️ В большинстве наших регионов РАС недиагностирован. Я думаю, проблема, с которой связаны такие мысли западных коллег про «гипердиагностику и чрезмерное расширение границ», в том, что те западные коллеги открыли современные критерии, стали по ним работать и у них начали появляться вопросы: не расширяем ли мы, не гипердиагностируем ли?
▫️ Теперь возьмём рассуждения некоторых моих отечественных коллег, общий усредненный тезис которых: “Зарубежная классификация чрезмерно расширяет границы РАС, а вот школа наших великих учителей…”. Тезис не принимается по причине того, что нужно всё-таки поработать по современной международной классификации, а потом уже приводить доводы против. А то пока получается “не читал, но осуждаю”. Коллеги, я уверен, читали, но, кажется, не работали по новой классификации. Новая же классификация – это несколько иной тип мышления о пациенте. У неё безусловно есть недостатки, но её критика с позиций устаревших представлений сомнительна.
Выводы
▫️ Кажется, да, в профессиональной среде начинаются дискуссии, пока ещё осторожные, про гипердиагностику РАС. !!!Но только когда речь идет про диагностику по современной классификации.
▫️ Хотелось бы, чтобы эти осторожные дискуссии и “гипердиагностика” происходили и в РФ, но для этого нужно, чтобы большая часть наших коллег поработала пару лет именно по новой классификации и нащупала это пространство “гипердиагностики”.
Реальность, в метафорическом отражении, на мой взгляд, примерно такова:
1️⃣ Есть некоторая «старая» школа, которая всё меряет в дюймах.
2️⃣ Есть современные представления, которые перешли на измерения в сантиметрах.
3️⃣ Пусть есть некий объект, уникальный сорт российских кабачков длиной 3 дюйма (7,62 см).
4️⃣ Пришли представители «современной» школы и, небрежно округлив, сказали, что длина кабачка где-то около 9 см (почему-то им вспомнилось/показалось, что дюйм — 3 см).
5️⃣ Тут начинают возмущаться представители классической «дюймовой» школы: «Батюшки, да ужас какой! Они ГИПЕРизмерением занимаются. Дожили, по их закорючкам кабачок-то в три раза длиннее стал».
6️⃣ Вступаются современники и парируют староизмерителям: «Ну вы что, мы не ГИПЕРизмеряем, единицы измерения изменились!».
7️⃣ И вот на одном поле сражения, назовем его Россия, современники спорят со староизмерителями. Бой идет не на шутку!
8️⃣ На другом поле, где все уже меряют в см, наши девятисантиметровые кабачки, кто-то поднимается и говорит: «Коллеги! Ба! Да мы же что-то напутали, дюйм-то не 3 см, а 2,54 см. Наш кабачок-то длиной 7,62 см, мы ГИПЕРизмерили на 1,38 см (9-7,62)». — Примерно тут начинают кричать староизмерители: «Мол, вот и современники на других полях сами говорят про ГИПЕРизмерение», но находятся и современники, которые продолжают настаивать: «Вы что! Отступники! Кабачок же 9 см. Всегда так мерили!».
🤺 И понеслась…
Когда-то про расстройства аутистического спектра (РАС) знали и слышали единицы, теперь же порой кажется, что он есть чуть ли не у всех.
Одно из объяснений такого феномена – это гипердиагностика!
Из опыта международных коммуникаций
▫️ Как-то на конференции в США многоопытная, милейшая бабушка-профессор сказала:
“Знаете, лет двадцать назад я ей (говоря о пациентке) ни за что бы не поставила РАС, но сейчас наши подходы изменились. Конечно, по нашим текущим представлениям, у неё есть РАС, и я его ставлю, мне не жалко”.
В этой фразе профессора для меня отражены две важные части. Да, РАС в целом расширяется, и тут уже появляется почва для разговора, расширяется ли до гипердиагностики или уходит из гиподиагностики. Профессор готова менять своё мнение и подходы к диагностике!
▫️ На конференции в Рио пошли дальше и устроили дебаты на тему, которая примерно звучала: «Не расширяем ли мы границы расстройств аутистического спектра слишком сильно?». Большинство присутствующих в зале было за утверждение «расширяем слишком», чем против него.
▫️ Было несколько детей, которым я с уверенностью не ставил «РАС», а в итоге ребенок получал РАС в каком-нибудь Израиле или США.
Из опыта российской действительности
▫️ В большинстве наших регионов РАС недиагностирован. Я думаю, проблема, с которой связаны такие мысли западных коллег про «гипердиагностику и чрезмерное расширение границ», в том, что те западные коллеги открыли современные критерии, стали по ним работать и у них начали появляться вопросы: не расширяем ли мы, не гипердиагностируем ли?
▫️ Теперь возьмём рассуждения некоторых моих отечественных коллег, общий усредненный тезис которых: “Зарубежная классификация чрезмерно расширяет границы РАС, а вот школа наших великих учителей…”. Тезис не принимается по причине того, что нужно всё-таки поработать по современной международной классификации, а потом уже приводить доводы против. А то пока получается “не читал, но осуждаю”. Коллеги, я уверен, читали, но, кажется, не работали по новой классификации. Новая же классификация – это несколько иной тип мышления о пациенте. У неё безусловно есть недостатки, но её критика с позиций устаревших представлений сомнительна.
Выводы
▫️ Кажется, да, в профессиональной среде начинаются дискуссии, пока ещё осторожные, про гипердиагностику РАС. !!!Но только когда речь идет про диагностику по современной классификации.
▫️ Хотелось бы, чтобы эти осторожные дискуссии и “гипердиагностика” происходили и в РФ, но для этого нужно, чтобы большая часть наших коллег поработала пару лет именно по новой классификации и нащупала это пространство “гипердиагностики”.
Реальность, в метафорическом отражении, на мой взгляд, примерно такова:
1️⃣ Есть некоторая «старая» школа, которая всё меряет в дюймах.
2️⃣ Есть современные представления, которые перешли на измерения в сантиметрах.
3️⃣ Пусть есть некий объект, уникальный сорт российских кабачков длиной 3 дюйма (7,62 см).
4️⃣ Пришли представители «современной» школы и, небрежно округлив, сказали, что длина кабачка где-то около 9 см (почему-то им вспомнилось/показалось, что дюйм — 3 см).
5️⃣ Тут начинают возмущаться представители классической «дюймовой» школы: «Батюшки, да ужас какой! Они ГИПЕРизмерением занимаются. Дожили, по их закорючкам кабачок-то в три раза длиннее стал».
6️⃣ Вступаются современники и парируют староизмерителям: «Ну вы что, мы не ГИПЕРизмеряем, единицы измерения изменились!».
7️⃣ И вот на одном поле сражения, назовем его Россия, современники спорят со староизмерителями. Бой идет не на шутку!
8️⃣ На другом поле, где все уже меряют в см, наши девятисантиметровые кабачки, кто-то поднимается и говорит: «Коллеги! Ба! Да мы же что-то напутали, дюйм-то не 3 см, а 2,54 см. Наш кабачок-то длиной 7,62 см, мы ГИПЕРизмерили на 1,38 см (9-7,62)». — Примерно тут начинают кричать староизмерители: «Мол, вот и современники на других полях сами говорят про ГИПЕРизмерение», но находятся и современники, которые продолжают настаивать: «Вы что! Отступники! Кабачок же 9 см. Всегда так мерили!».
🤺 И понеслась…
❤52👍34🔥16🤔6😭4👾2
"Прокрастинация, отпусти!" или "Я вынужден ввязываться в челлендж!".
Закончился у меня период, когда активно нужно было быть сразу в нескольких местах (диплом и всё такое), обещал и хотел вернуться к регулярному ведению канала, но эта противная прокрастинация замучила...
Оправданий нет. В двух местах уже быть не должен. А нет, не пишется. Точнее, пишется, а потом думаю: "Это недостаточно идеально", "Про это никто не прочтёт", удаляю написанное, "А мне же шкаф нужно собрать*..."
*️⃣ Аж два шкафа купил и собрал, а их покупку и сбор в свою очередь прокрастинировал порядка двух лет. Так что вы теперь знаете, что делать, если откладываете покупку и сборку шкафов!
В очередной раз понял, что не могу работать вне внешних рамок, пусть и созданных собственноручно. Поэтому во второй раз объявляю челлендж. Первый раз на этом канале объявлялся 31 декабря 2023 (см. первый, закреплённый пост), когда на канале было около двух подписчиков: я и мой друг, которому я позвонил со словами: "Если не подпишешься, в следующем году не дружим!". Челлендж дал плоды. Шестьдесят, а потом сто дней подряд я писал-писал, и вот "Как радостно, что все мы здесь сегодня собрались…", на канал подписались чуть больше людей.
📣 Настало время нового челленджа.
Я обещаю регулярно писать, не реже каждого третьего дня в течение не менее ста трёхдневок!!!
Т.е. если написал пост в понедельник в период с 10 утра до 10 вечера (по МСК), то если ничего не напишу до 10 вечера четверга, я провалил челлендж! (вторник — первый день без поста, среда — второй день без поста, четверг — третий день без поста).
Челлендж может закончиться не раньше, чем через 300 дней, т.е. продлится минимум до 5 мая 2025 года.
‼️ Гарантия! Если я провалю челлендж, то обещаю первым десяти комментаторам, которые будут так любезны и укажут мне на это под любым постом, две бесплатные консультации в любом удобном для них формате.
*️⃣ Исключение — форс-мажор, когда я физически не могу написать пост, что-то вроде "исчез в небе над Тихим океаном…", но пока у меня есть пальцы, чтобы печатать (хотя бы один) и извилины, чтобы думать (хотя бы одна🙄), исключений быть не может…
May the force be with you!
Закончился у меня период, когда активно нужно было быть сразу в нескольких местах (диплом и всё такое), обещал и хотел вернуться к регулярному ведению канала, но эта противная прокрастинация замучила...
Оправданий нет. В двух местах уже быть не должен. А нет, не пишется. Точнее, пишется, а потом думаю: "Это недостаточно идеально", "Про это никто не прочтёт", удаляю написанное, "А мне же шкаф нужно собрать*..."
*️⃣ Аж два шкафа купил и собрал, а их покупку и сбор в свою очередь прокрастинировал порядка двух лет. Так что вы теперь знаете, что делать, если откладываете покупку и сборку шкафов!
В очередной раз понял, что не могу работать вне внешних рамок, пусть и созданных собственноручно. Поэтому во второй раз объявляю челлендж. Первый раз на этом канале объявлялся 31 декабря 2023 (см. первый, закреплённый пост), когда на канале было около двух подписчиков: я и мой друг, которому я позвонил со словами: "Если не подпишешься, в следующем году не дружим!". Челлендж дал плоды. Шестьдесят, а потом сто дней подряд я писал-писал, и вот "Как радостно, что все мы здесь сегодня собрались…", на канал подписались чуть больше людей.
📣 Настало время нового челленджа.
Я обещаю регулярно писать, не реже каждого третьего дня в течение не менее ста трёхдневок!!!
Т.е. если написал пост в понедельник в период с 10 утра до 10 вечера (по МСК), то если ничего не напишу до 10 вечера четверга, я провалил челлендж! (вторник — первый день без поста, среда — второй день без поста, четверг — третий день без поста).
Челлендж может закончиться не раньше, чем через 300 дней, т.е. продлится минимум до 5 мая 2025 года.
‼️ Гарантия! Если я провалю челлендж, то обещаю первым десяти комментаторам, которые будут так любезны и укажут мне на это под любым постом, две бесплатные консультации в любом удобном для них формате.
*️⃣ Исключение — форс-мажор, когда я физически не могу написать пост, что-то вроде "исчез в небе над Тихим океаном…", но пока у меня есть пальцы, чтобы печатать (хотя бы один) и извилины, чтобы думать (хотя бы одна🙄), исключений быть не может…
May the force be with you!
🔥254👍45❤31🤣12👾3
Как вы считаете, нужен ли психиатр (не для редких отдельных случаев*) ребенку до 3-4 лет?
*то, что ребенок не говорит или не смотрит в глаза, не является редкими отдельными случаями
Пост-мнение на тему с аргументацией будет завтра.
*то, что ребенок не говорит или не смотрит в глаза, не является редкими отдельными случаями
Пост-мнение на тему с аргументацией будет завтра.
Anonymous Poll
25%
❌ Без психиатра до 3-4 лет в большинстве случаев можно и обойтись!
51%
✅ Конечно, нужен, если есть сложности, сразу к психиатру!
25%
👀 Просто посмотреть результаты.
👍16❤3
Нужен ли психиатр до 3-4 лет?
Под предыдущим постом случайно возникла дискуссия о том, нужен ли психиатр для постановки диагноза РАС в раннем возрасте. Изложу тут свои мысли.
Моя позиция — скорее не нужен!
Эта позиция менялась с опытом. Помню, как в начале карьеры казалось: “Воу, я поставил РАС, теперь они получат помощь”. Я был уверен, что если с ребенком что-то не так в полтора-два года, его, конечно, нужно вести к психиатру. Он поймёт, что с ребенком, и направит дальше. Время шло, и я стал задумываться: а что, собственно, я даю семье ребенка до 3-4 лет, что для них незаменимо? Стал склоняться к тому, что, кажется, ничего.
Не поймите меня неправильно. Мне нравится, когда ко мне приходят дети этого возраста, когда я надуваю с ними мыльные пузыри и запускаю воздушные шарики. Но так ли я на самом деле нужен? Представьте гипотетическую ситуацию. У простых граждан нет градусников, а прикосновением ко лбу ребенка никто не придумал измерять температуру. И вот приходит педиатр, у него есть градусник! Он мерит температуру, а родители стоят, затаив дыхание, в ожидании вердикта доктора, который привычным движением руки достает градусник из-подмышки и отважно сообщает...
Вот с РАС до 3-4 лет (а именно с подозрением на РАС приходят в этом возрасте) я в какой-то момент стал чувствовать именно так. Комон! Дайте людям градусники, и вам не нужно будет, чтобы педиатры так понтовались, они не носители тайного знания, у них просто есть градусник!
Как должна быть устроена “достаточно хорошая” система диагностики РАС и других нарушений нейроразвития в этом возрасте?
Ребенок приходит к педиатру, педиатр проводит простой скрининговый тест (то есть тот, у которого мало ложноотрицательных и много ложноположительных результатов).
Если результат теста положительный, то ребенка отправляют к специалисту (педагог/психолог, тут можно дискутировать, кто это будет), который проводит по стандартизированным шкалам оценку различных областей развития: речевое развитие, моторное развитие, социально-коммуникативное развитие, интеллектуальное развитие и т.д.
Если в какой-то из областей развития выявлены дефициты, то ребенок уже направляется на занятия к соответствующим специалистам для более глубокой диагностики и соответствующих занятий.
Всё, ребенок занимается, психиатр не понадобился!
А что если такая система “не заметит” РАС и другие нарушения?
Так организованная система заметит гораздо больше, чем средний психиатр. Психиатр на приёме оценивает всё примерно и исходя из опыта, а тут мы будем получать точную стандартизированную оценку: “в речевом развитии отставание на столько-то, в моторном на столько-то” и т.д.
Я видел множество заключений по диагностике РАС/других нарушений детей этого возраста из США, и обычно они состояли из четырех стандартизированных тестов: два на аутизм (ADOS-2 и ADI-R), тестирование интеллекта и оценка уровня адаптивного функционирования (Vineland Adaptive Behavior Scale). Не всегда после этого шло заключение психиатра, этого было достаточно, чтобы начать или не начинать работу с ребенком, если по заключениям всё в порядке.
То есть психиатр вообще не нужен ребенку до 3-4 лет?
Нет, крайне редко он бывает нужен. Но в 95% случаев вышеописанная система эффективно сможет исключить психиатра, без потери качества помощи. Редкое исключение — это дети с очень выраженными истериками и нарушениями сна. Однако, и с истериками, и со сном сначала могут и должны работать психологи и педагоги. Если нет динамики в работе или сразу заметны какие-то заранее обговоренные красные флажки, то только тогда должен подключаться психиатр.
Из всего этого вышепредложенного есть нюанс!
На этот нюанс я сразу не могу придумать ответ. Он в следующем: педагоги говорят: “Такая система кажется будет работать хорошо, помощь будет оказываться ребенку качественно и эффективно, но ведь родители хотят диагноз! Спрашивают у нас: ‘А у моего ребенка аутизм?’. Мы ведь не врачи, диагноз поставить не можем. Как решить эту проблему?”.
Может быть, до 3-4 лет отдать диагностику на откуп педиатру?
А что вы думаете? Делитесь своими мыслями в комментариях!
Под предыдущим постом случайно возникла дискуссия о том, нужен ли психиатр для постановки диагноза РАС в раннем возрасте. Изложу тут свои мысли.
Моя позиция — скорее не нужен!
Эта позиция менялась с опытом. Помню, как в начале карьеры казалось: “Воу, я поставил РАС, теперь они получат помощь”. Я был уверен, что если с ребенком что-то не так в полтора-два года, его, конечно, нужно вести к психиатру. Он поймёт, что с ребенком, и направит дальше. Время шло, и я стал задумываться: а что, собственно, я даю семье ребенка до 3-4 лет, что для них незаменимо? Стал склоняться к тому, что, кажется, ничего.
Не поймите меня неправильно. Мне нравится, когда ко мне приходят дети этого возраста, когда я надуваю с ними мыльные пузыри и запускаю воздушные шарики. Но так ли я на самом деле нужен? Представьте гипотетическую ситуацию. У простых граждан нет градусников, а прикосновением ко лбу ребенка никто не придумал измерять температуру. И вот приходит педиатр, у него есть градусник! Он мерит температуру, а родители стоят, затаив дыхание, в ожидании вердикта доктора, который привычным движением руки достает градусник из-подмышки и отважно сообщает...
Вот с РАС до 3-4 лет (а именно с подозрением на РАС приходят в этом возрасте) я в какой-то момент стал чувствовать именно так. Комон! Дайте людям градусники, и вам не нужно будет, чтобы педиатры так понтовались, они не носители тайного знания, у них просто есть градусник!
Как должна быть устроена “достаточно хорошая” система диагностики РАС и других нарушений нейроразвития в этом возрасте?
Ребенок приходит к педиатру, педиатр проводит простой скрининговый тест (то есть тот, у которого мало ложноотрицательных и много ложноположительных результатов).
Если результат теста положительный, то ребенка отправляют к специалисту (педагог/психолог, тут можно дискутировать, кто это будет), который проводит по стандартизированным шкалам оценку различных областей развития: речевое развитие, моторное развитие, социально-коммуникативное развитие, интеллектуальное развитие и т.д.
Если в какой-то из областей развития выявлены дефициты, то ребенок уже направляется на занятия к соответствующим специалистам для более глубокой диагностики и соответствующих занятий.
Всё, ребенок занимается, психиатр не понадобился!
А что если такая система “не заметит” РАС и другие нарушения?
Так организованная система заметит гораздо больше, чем средний психиатр. Психиатр на приёме оценивает всё примерно и исходя из опыта, а тут мы будем получать точную стандартизированную оценку: “в речевом развитии отставание на столько-то, в моторном на столько-то” и т.д.
Я видел множество заключений по диагностике РАС/других нарушений детей этого возраста из США, и обычно они состояли из четырех стандартизированных тестов: два на аутизм (ADOS-2 и ADI-R), тестирование интеллекта и оценка уровня адаптивного функционирования (Vineland Adaptive Behavior Scale). Не всегда после этого шло заключение психиатра, этого было достаточно, чтобы начать или не начинать работу с ребенком, если по заключениям всё в порядке.
То есть психиатр вообще не нужен ребенку до 3-4 лет?
Нет, крайне редко он бывает нужен. Но в 95% случаев вышеописанная система эффективно сможет исключить психиатра, без потери качества помощи. Редкое исключение — это дети с очень выраженными истериками и нарушениями сна. Однако, и с истериками, и со сном сначала могут и должны работать психологи и педагоги. Если нет динамики в работе или сразу заметны какие-то заранее обговоренные красные флажки, то только тогда должен подключаться психиатр.
Из всего этого вышепредложенного есть нюанс!
На этот нюанс я сразу не могу придумать ответ. Он в следующем: педагоги говорят: “Такая система кажется будет работать хорошо, помощь будет оказываться ребенку качественно и эффективно, но ведь родители хотят диагноз! Спрашивают у нас: ‘А у моего ребенка аутизм?’. Мы ведь не врачи, диагноз поставить не можем. Как решить эту проблему?”.
Может быть, до 3-4 лет отдать диагностику на откуп педиатру?
А что вы думаете? Делитесь своими мыслями в комментариях!
👍68🔥20❤16🤔3👾2
Навигация по каналу 🔜 ("Про диагнозы в психиатрии")
Маленький принц говорил: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
Примерно этим я планирую постепенно заниматься. Накопилось некоторое количество постов в канале, ориентироваться по ним сложно даже мне самому, поэтому планирую сделать что-то вроде содержания. Начать решил с диагнозов и представляю вашему вниманию первый черновик.
В связи с этим вопрос: всё ли понятно? Что неудобно и непонятно? Что бы вы улучшили?
В планах сделать не только содержание, но и так, чтобы с каждого поста можно было вернуться обратно к содержанию.
Всё, что ниже — черновик раздела меню "Про диагнозы в психиатрии".
🔲 Нарушения нейроразвития — состояния, которые чаще всего проявляются в детском и младшем школьном возрасте (общие сведения часть первая, часть вторая)
🔘 Расстройства аутистического спектра (РАС) — когда у ребенка трудности во взаимоотношениях с окружающим миром и “стереотипное” поведение/привычки и т.д.
➿ Как увидеть РАС у малышей — гайд к видеохранилищу по симптомам, который почти каждого может сделать экспертом в РАС у малышей
➿ Просто мои мысли про РАС в день распространения информации про аутизм тут
➿ Гипердиагностика РАС
🔘 СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности) — когда ребенок либо очень активный и/или ему трудно управлять своим вниманием
➿ СДВГ общее
➿ СДВГ у детей с РАС и интеллектуальными нарушениями
🔘 Интеллектуальные нарушения — когда ребенку очень трудно даются усвоение навыков в различных сферах
🔘 Тики — когда ребенок часто делает какие-то действия или издает звуки
🔲 Ментальные расстройства:
🔘 Депрессия — не только, когда ребенку грустно.
➿ Депрессия у подростков (часть первая и часть вторая)
➿ Депрессия у дошкольников
🔘 Биполярное аффективное расстройство (БАР) — простая картинка по симптомам БАР
🔘 Тревожные расстройства — какие тревожные расстройства бывают
🔘 Расстройства пищевого поведения — когда отношения с пищей и питанием становятся проблемными
🔘 Расстройства, связанные со стрессом — когда внешние факторы становятся травматическими (часть первая и часть вторая)
🔘 DMDD — когда у ребенка очень-очень-очень много истерик
🔘 Психозы — пожалуй, самая известная часть психиатрии для всего общества https://news.1rj.ru/str/detpsygo/128
🔘 Компьютерная зависимость
🔘 Функциональные расстройства (aka психосоматика)
🔘 Обсессивно-компульсивное расстройство или ОКР — когда есть навязчивые мысли или действия, которые мешают функционированию
🔘 ОВР (оппозиционно-вызывающее расстройство) — когда очень трудно управлять поведением ребенка и он много “истерит” (часть первая и часть вторая)
🔲 Общее про диагнозы:
➿ Зачем вообще нужно ставить диагноз и что это дает?
➿ Распространенность различных состояний у детей, с которыми обращаются к психиатру
➿ Сообщать ли ребенку про его диагноз?
➿ Заразны ли психические расстройства?
Маленький принц говорил: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
Примерно этим я планирую постепенно заниматься. Накопилось некоторое количество постов в канале, ориентироваться по ним сложно даже мне самому, поэтому планирую сделать что-то вроде содержания. Начать решил с диагнозов и представляю вашему вниманию первый черновик.
В связи с этим вопрос: всё ли понятно? Что неудобно и непонятно? Что бы вы улучшили?
В планах сделать не только содержание, но и так, чтобы с каждого поста можно было вернуться обратно к содержанию.
Всё, что ниже — черновик раздела меню "Про диагнозы в психиатрии".
🔲 Нарушения нейроразвития — состояния, которые чаще всего проявляются в детском и младшем школьном возрасте (общие сведения часть первая, часть вторая)
🔘 Расстройства аутистического спектра (РАС) — когда у ребенка трудности во взаимоотношениях с окружающим миром и “стереотипное” поведение/привычки и т.д.
➿ Как увидеть РАС у малышей — гайд к видеохранилищу по симптомам, который почти каждого может сделать экспертом в РАС у малышей
➿ Просто мои мысли про РАС в день распространения информации про аутизм тут
➿ Гипердиагностика РАС
🔘 СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности) — когда ребенок либо очень активный и/или ему трудно управлять своим вниманием
➿ СДВГ общее
➿ СДВГ у детей с РАС и интеллектуальными нарушениями
🔘 Интеллектуальные нарушения — когда ребенку очень трудно даются усвоение навыков в различных сферах
🔘 Тики — когда ребенок часто делает какие-то действия или издает звуки
🔲 Ментальные расстройства:
🔘 Депрессия — не только, когда ребенку грустно.
➿ Депрессия у подростков (часть первая и часть вторая)
➿ Депрессия у дошкольников
🔘 Биполярное аффективное расстройство (БАР) — простая картинка по симптомам БАР
🔘 Тревожные расстройства — какие тревожные расстройства бывают
🔘 Расстройства пищевого поведения — когда отношения с пищей и питанием становятся проблемными
🔘 Расстройства, связанные со стрессом — когда внешние факторы становятся травматическими (часть первая и часть вторая)
🔘 DMDD — когда у ребенка очень-очень-очень много истерик
🔘 Психозы — пожалуй, самая известная часть психиатрии для всего общества https://news.1rj.ru/str/detpsygo/128
🔘 Компьютерная зависимость
🔘 Функциональные расстройства (aka психосоматика)
🔘 Обсессивно-компульсивное расстройство или ОКР — когда есть навязчивые мысли или действия, которые мешают функционированию
🔘 ОВР (оппозиционно-вызывающее расстройство) — когда очень трудно управлять поведением ребенка и он много “истерит” (часть первая и часть вторая)
🔲 Общее про диагнозы:
➿ Зачем вообще нужно ставить диагноз и что это дает?
➿ Распространенность различных состояний у детей, с которыми обращаются к психиатру
➿ Сообщать ли ребенку про его диагноз?
➿ Заразны ли психические расстройства?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥75👍40❤35
Существует ли детская шизофрения?
Наткнулся на пост одной из клиник с таким вопросом. Решил, что тоже стоит обсудить. Вечером будет пост-ответ.
Наткнулся на пост одной из клиник с таким вопросом. Решил, что тоже стоит обсудить. Вечером будет пост-ответ.
Final Results
57%
✅ Да, конечно, существует.
10%
❌ Нет, конечно, не существует.
26%
👀 Просто посмотреть.
6%
🫥 У меня нет права голоса (просто иногда хочется давать право голоса тем, у кого его нет).
❤11🤔4
Детская шизофрения — не совсем детская или детская?
А детский аппендицит? Аппендицит у ребенка.
Так же и с шизофренией: она не детская, она у ребенка или подростка.
Почему перестановкамест в слагаемых определения, выраженного прилагательным, на определение, выраженное существительным, так сильно меняет значение?
▪️ Есть очень серьезные последствия использования той или иной терминологии. Я лечу шизофрению у детей или я лечу детскую шизофрению. Вроде бы никакой разницы. Поначалу никакой.
▪️ Однако те коллеги, которые лечат “детскую шизофрению”, почему-то в своих суждениях о лечении и диагностике шизофрении отходят от главенства слова “шизофрения”. Сначала понемногу, говоря, что “шизофрения у детей протекает особым образом…”, что вполне логично, ведь “аппендицит у ребенка тоже имеет некоторые отличия в связи с детской анатомией”. Но коллеги идут дальше и в какой-то момент переходят к “шизофрения у детей имеет особые проявления и (!) особые диагностические критерии”. Доходит до крайне любопытных предположений вида “эти все ваши аутисты просто перенесли психоз внутриутробно”. Ну, такое себе предположение… Дальше только, что психоз был перенесен зародышем предимплантационно, сперматозоидом/яйцеклеткой, гаметами, трансгенерационно и…
⚠️ Это всё ложь и провокация! Шизофрения у детей имеет такие же диагностические критерии, что и у взрослых.
Немного из истории медицинских классификаций из Википедии:
Мораль: где-то до 1980-х все “немного путались” — шизофрения, детская шизофрения, аутизм и т.д.
А что случилось?
▪️ Начнем с того, что аутизм “изобрели” не как аутизм, а как один из важных симптомов шизофрении. В начале двадцатого века Эйген Блейлер сделал две вещи: (1) предложил термин шизофрения и (2) предложил основные симптомы шизофрении, так называемые четыре “А” шизофрении, одним из которых был аутизм.
▪️ Дальше, в сороковых годах, выходят статьи Аспергера и Каннера (чуть раньше — статья российского детского психиатра Сухаревой, которую мало кто увидел из-за изолированности отечественной науки того периода). Все эти авторы говорили в том или ином виде про аутизм и применяли его к детям, но говорили они не совсем в контексте шизофрении.
▪️ Дальше, по семидесятые годы, холодная война/сексуальная революция/хиппи, никому дела не было, и все термины путали только в путь: шизофрения/аутизм/детская шизофрения/особый путь детской шизофрении.
▪️ В 1972 году выходит статья Майкла Раттера “Пересмотр детской шизофрении” в журнале (внимание!) “Журнал аутизма и детской шизофрении”, который сейчас переименован в “Журнал аутизма и нарушений развития”, где пишут:
▪️ Именно эта статья послужила точкой отсчета, с которой (А) аутизм не шизофрения, (Б) детская шизофрения — это просто шизофрения.
Итог:
Детская шизофрения – ❌.
Шизофрения у детей – ✅ (но очень-очень редко).
А детский аппендицит? Аппендицит у ребенка.
Так же и с шизофренией: она не детская, она у ребенка или подростка.
Почему перестановка
▪️ Есть очень серьезные последствия использования той или иной терминологии. Я лечу шизофрению у детей или я лечу детскую шизофрению. Вроде бы никакой разницы. Поначалу никакой.
▪️ Однако те коллеги, которые лечат “детскую шизофрению”, почему-то в своих суждениях о лечении и диагностике шизофрении отходят от главенства слова “шизофрения”. Сначала понемногу, говоря, что “шизофрения у детей протекает особым образом…”, что вполне логично, ведь “аппендицит у ребенка тоже имеет некоторые отличия в связи с детской анатомией”. Но коллеги идут дальше и в какой-то момент переходят к “шизофрения у детей имеет особые проявления и (!) особые диагностические критерии”. Доходит до крайне любопытных предположений вида “эти все ваши аутисты просто перенесли психоз внутриутробно”. Ну, такое себе предположение… Дальше только, что психоз был перенесен зародышем предимплантационно, сперматозоидом/яйцеклеткой, гаметами, трансгенерационно и…
⚠️ Это всё ложь и провокация! Шизофрения у детей имеет такие же диагностические критерии, что и у взрослых.
Немного из истории медицинских классификаций из Википедии:
Детская шизофрения была добавлена в DSM-II 1968 года, который изложил диагностические критерии, аналогичные критериям взрослой шизофрении. "Шизофрения, детский тип" была успешно исключена из DSM-III (1980). Вместо шизофрении в детском возрасте они предложили использовать "инфантильный аутизм" (299.0x) и "расстройство, связанное с развитием, начавшееся в детском возрасте" (299.9x).
В DSM-III-R (1987), DSM-IV (1994), DSM-IV-TR (2000), DSM-5 (2013) нет "детской шизофрении". Обоснование этого подхода заключалось в том, что, поскольку клинические картины взрослой шизофрении и шизофрении в детском возрасте идентичны, детская шизофрения не должна быть отдельным расстройством.
Мораль: где-то до 1980-х все “немного путались” — шизофрения, детская шизофрения, аутизм и т.д.
А что случилось?
▪️ Начнем с того, что аутизм “изобрели” не как аутизм, а как один из важных симптомов шизофрении. В начале двадцатого века Эйген Блейлер сделал две вещи: (1) предложил термин шизофрения и (2) предложил основные симптомы шизофрении, так называемые четыре “А” шизофрении, одним из которых был аутизм.
▪️ Дальше, в сороковых годах, выходят статьи Аспергера и Каннера (чуть раньше — статья российского детского психиатра Сухаревой, которую мало кто увидел из-за изолированности отечественной науки того периода). Все эти авторы говорили в том или ином виде про аутизм и применяли его к детям, но говорили они не совсем в контексте шизофрении.
▪️ Дальше, по семидесятые годы, холодная война/сексуальная революция/хиппи, никому дела не было, и все термины путали только в путь: шизофрения/аутизм/детская шизофрения/особый путь детской шизофрении.
▪️ В 1972 году выходит статья Майкла Раттера “Пересмотр детской шизофрении” в журнале (внимание!) “Журнал аутизма и детской шизофрении”, который сейчас переименован в “Журнал аутизма и нарушений развития”, где пишут:
“Когда шизофрения начинается как психоз в детстве, это происходит таким образом, который вполне сопоставим с шизофренией у взрослых. Расстройство кажется таким же, и нет никаких причин давать ему специальное название. Диагностический термин ‘шизофрения’ является адекватным. Нет необходимости добавлять определение ‘детская’ в формулировку диагноза…”
▪️ Именно эта статья послужила точкой отсчета, с которой (А) аутизм не шизофрения, (Б) детская шизофрения — это просто шизофрения.
Итог:
Детская шизофрения – ❌.
Шизофрения у детей – ✅ (но очень-очень редко).
👍115❤40🔥27🕊4🤔3
Рассуждения про игровую терапию (частично) и пост для психологов (в основном) про возможность обучения Тераплей.
Как-то, когда рассказывал про Оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР), перечислял различные методы работы с ОВР, в числе которых упомянул Тераплей. Моя хорошая знакомая и коллега Дарья Боголюбова-Кузнецова организует такое обучение, поэтому решил посодействовать распространению информации об этом обучении.
Дабы не быть предвзятым, представлю вам свой дилетантско-психиатрический взгляд на Тераплей.
Он следующий: “это достаточно хороший метод в некоторых случаях”.
Не раз было сказано, что “психиатрия — это не только про лекарства”. Взрослым психиатрам повезло, у них достаточно большой выбор, куда они могут направить своих пациентов, оставаясь в доказательном поле или хотя бы в разумном поле. В случае работы детским психиатром этот выбор более (донельзя!) ограничен. Набившая оскомину индивидуальная КПТ, которая не покрывает все случаи, и ещё парочка “коллек”-методов не удовлетворяют все существующие потребности.
Именно здесь для моей психиатрической практики на сцену выходит метод Тераплей. Что же это за метод?
Их официальный сайт говорит:
Коротко: доказательный (ну… такое) метод диадической игровой терапии (“для детей 3-12 лет” — вольное добавление переводчика).
Минусы:
❌ Метод я бы назвал набирающим доказательность, статей по нему не так много, например вот, которая заключает: “предварительно неплохо, но нам нужно больше данных!”.
Плюсы:
✅ Основной плюс, который я вижу для себя, это то, что метод диадический, т.е. психолог непосредственно работает со взрослым и ребенком.
➿ В практике бывает так, что взаимодействие взрослый-ребенок идет проблемно, и в некоторых случаях отдельная работа с ребенком или отдельная работа со взрослым никак не налаживает эти трудности взаимодействия. Тогда я могу рекомендовать Тераплей.
✅ Метод структурированный, то есть не “что хочу, то ворочу”, а вполне себе “делай А, делай Б”.
➿ Наверное, можно найти ещё другие методы/направления, которые заявляют, что работают одновременно и со взрослым, и с ребенком, но что именно они делают понять сложно. Например, какая-нибудь условная детско-родительская терапия. Ок, действительно, там взрослый и ребенок вместе, но результат на выходе будет слишком дисперсным (т.е. большой разброс от сильно ухудшило ситуацию до улучшило).
➿ Я, конечно, мечтаю, что у нас появится структурированный PCIT, гораздо более доказательный, чем Тераплей, при этом далеко не полностью его заменяющий.
✅ Третий, на мой взгляд, его несомненный плюс — этот метод построен на основе теории привязанности.
➿ Про теорию привязанности в тех или иных формах можно увидеть много, от видео в тиктоках до полусектантских (оценочное суждение) объединений, которые занимаются не совсем понятно чем. А тут и теория привязанности, и какая-то доказательность, и структура. Поэтому я часто рекомендую Тераплей приемным семьям.
Так вот, если психологи, которые прочитали всё выше и отчасти заинтересовались, примерно через месяц будет обучение этому методу:
➿ Территориально обучение будет проходить в Ереване 20-23 августа 2024 года.
➿ Проводить обучение будет финский тренер, будет перевод на русский язык.
➿ Курс рассчитан на последующую сертификацию, поэтому в него включены 8 супервизий после очного курса в Ереване.
➿ По стоимости и другим подробностям, кто заинтересовался, пишите непосредственно Дарье.
PS. Я заявляю об отсутствии какой-либо финансовой заинтересованности при распространении информации о данном обучении.
Как-то, когда рассказывал про Оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР), перечислял различные методы работы с ОВР, в числе которых упомянул Тераплей. Моя хорошая знакомая и коллега Дарья Боголюбова-Кузнецова организует такое обучение, поэтому решил посодействовать распространению информации об этом обучении.
Дабы не быть предвзятым, представлю вам свой дилетантско-психиатрический взгляд на Тераплей.
Он следующий: “это достаточно хороший метод в некоторых случаях”.
Не раз было сказано, что “психиатрия — это не только про лекарства”. Взрослым психиатрам повезло, у них достаточно большой выбор, куда они могут направить своих пациентов, оставаясь в доказательном поле или хотя бы в разумном поле. В случае работы детским психиатром этот выбор более (донельзя!) ограничен. Набившая оскомину индивидуальная КПТ, которая не покрывает все случаи, и ещё парочка “коллек”-методов не удовлетворяют все существующие потребности.
Именно здесь для моей психиатрической практики на сцену выходит метод Тераплей. Что же это за метод?
Их официальный сайт говорит:
Theraplay is an evidence-based dyadic child and family therapy that has been recognized by the Association of Play Therapy as one of the seminal and historically significant play therapy approaches for children.
Коротко: доказательный (ну… такое) метод диадической игровой терапии (“для детей 3-12 лет” — вольное добавление переводчика).
Минусы:
❌ Метод я бы назвал набирающим доказательность, статей по нему не так много, например вот, которая заключает: “предварительно неплохо, но нам нужно больше данных!”.
Плюсы:
✅ Основной плюс, который я вижу для себя, это то, что метод диадический, т.е. психолог непосредственно работает со взрослым и ребенком.
➿ В практике бывает так, что взаимодействие взрослый-ребенок идет проблемно, и в некоторых случаях отдельная работа с ребенком или отдельная работа со взрослым никак не налаживает эти трудности взаимодействия. Тогда я могу рекомендовать Тераплей.
✅ Метод структурированный, то есть не “что хочу, то ворочу”, а вполне себе “делай А, делай Б”.
➿ Наверное, можно найти ещё другие методы/направления, которые заявляют, что работают одновременно и со взрослым, и с ребенком, но что именно они делают понять сложно. Например, какая-нибудь условная детско-родительская терапия. Ок, действительно, там взрослый и ребенок вместе, но результат на выходе будет слишком дисперсным (т.е. большой разброс от сильно ухудшило ситуацию до улучшило).
➿ Я, конечно, мечтаю, что у нас появится структурированный PCIT, гораздо более доказательный, чем Тераплей, при этом далеко не полностью его заменяющий.
✅ Третий, на мой взгляд, его несомненный плюс — этот метод построен на основе теории привязанности.
➿ Про теорию привязанности в тех или иных формах можно увидеть много, от видео в тиктоках до полусектантских (оценочное суждение) объединений, которые занимаются не совсем понятно чем. А тут и теория привязанности, и какая-то доказательность, и структура. Поэтому я часто рекомендую Тераплей приемным семьям.
Так вот, если психологи, которые прочитали всё выше и отчасти заинтересовались, примерно через месяц будет обучение этому методу:
➿ Территориально обучение будет проходить в Ереване 20-23 августа 2024 года.
➿ Проводить обучение будет финский тренер, будет перевод на русский язык.
➿ Курс рассчитан на последующую сертификацию, поэтому в него включены 8 супервизий после очного курса в Ереване.
➿ По стоимости и другим подробностям, кто заинтересовался, пишите непосредственно Дарье.
PS. Я заявляю об отсутствии какой-либо финансовой заинтересованности при распространении информации о данном обучении.
Telegram
Детский психиатр говорит
⚡️ Оппозиционно-вызывающее расстройство или ОВР. Часть первая.
Пожалуй, это самое распространенное расстройство в детской психиатрии. Авторы этой статьи провели исследование среди 796 четырехлеток, они обошли соседние муниципальные детские сады и обнаружили…
Пожалуй, это самое распространенное расстройство в детской психиатрии. Авторы этой статьи провели исследование среди 796 четырехлеток, они обошли соседние муниципальные детские сады и обнаружили…
❤32👍23🔥7
Закончите предложение: Мой ребёнок…
Пост, само собой, вечером.
Пост, само собой, вечером.
Final Results
5%
🐯…фурри.
5%
1%
3%
🙊 …квадробер-териантроп.
40%
🙄 …нормальный.
46%
🤣30🤔10👍4
🦊 Странные увлечения детей и подростков: квадроберы и остальные
Для начала разберёмся в терминологии:
✅ Квадроберы — подражают животным и копируют их повадки. Это своего рода спорт, но искусство здесь не в «войти в воду без брызг», как в прыжках в воду, или «красиво станцевать с лентой», как в художественной гимнастике, а в максимальном копировании повадок животного на поведенческом уровне: как животное прыгает, охотится и т.д.
✅ Териантропы — заявляют о духовной связи с подражаемым животным. Это своего рода «духовная практика».
✅ Фурри — интересуются антропоморфными животными, но не считают себя воплощением животного ни на поведенческом, ни на духовном уровне. Они делают костюмы, рисунки и т.д. Это своего рода «мода + косплей».
Закрепим:
✔️ Если вы видите человека в костюме животного, но очевидно, что это не животное, перед вами фурри. В России их часто не встретишь, да и в других странах они скорее встречаются на фестивалях. Обычно это старшие подростки и взрослые.
✔️ Если вы видите в парке ребенка лет 9-13 с ушками животного, возможно маской, хвостом, заправленным в штаны, и прыгающего как животное, перед вами квадробер. Обычно это дети и младшие подростки. Если этим летом при свете дня, как минимум в крупных городах РФ, вы выходили в парк или на детскую площадку, вы почти наверняка их видели.
✔️ Если персонаж из предыдущего абзаца подходит к вашему ребёнку или вам и кусает его/вас, то вероятно это квадробер-териантроп.
❓ Главный вопрос: это вообще нормально?
‼️ Ответ: это нормально! (не кусать, см. пункт «Когда это «ненормально»?»)
С тех пор как услуги детей и подростков на полях (запрягать лошадь, сажать картошку) утратили актуальность, а семьи стали преимущественно нуклеарными и городскими, они начали искать себя в различных субкультурах: эмо, панки и т.д.
* Детские антропологи (такие же бывают?) наверняка могут лучше осветить эти и другие сопутствующие процессы.
И это абсолютно нормально в большинстве случаев.
Когда это «ненормально»?
❌ Когда нарушаются требования законов.
❌ Когда действие ребенка/подростка являются симптомом того или иного ментального расстройства.
Во всех остальных случаях это абсолютная норма, нравится нам это или нет.
Когда-то (лично таких не видел) мне рассказывали, что некоторые профессора ставили шизофрению, опираясь на то, что у подростка татуировки. Татуировки или изображения повадок животных не являются критериями какого-либо ментального расстройства!
Что делать, если ребенок стал квадробером?
Если нет признаков, по которым можно сказать, что увлечение “ненормально”, то ничего делать не нужно. Разве что заинтересоваться? Попросить рассказать что-нибудь про увлечение? Помочь снять тик-ток?
Маленькая зарисовка с приёма в начале 2024 года, когда я впервые узнал про квадроберов. Девочка лет 10:
Что ж, если дети нашли себе такое увлечение, которое “не для всех”, а особенно не для “этих взрослых”, пусть! Я, как психиатр, не вижу здесь ничего критичного. Всяко лучше, чем хвастаться новым айфоном или заказывать ботокс на Вайлдберриз с последующей целью закачать его себе куда-нибудь (и такое бывает).
Для начала разберёмся в терминологии:
✅ Квадроберы — подражают животным и копируют их повадки. Это своего рода спорт, но искусство здесь не в «войти в воду без брызг», как в прыжках в воду, или «красиво станцевать с лентой», как в художественной гимнастике, а в максимальном копировании повадок животного на поведенческом уровне: как животное прыгает, охотится и т.д.
✅ Териантропы — заявляют о духовной связи с подражаемым животным. Это своего рода «духовная практика».
✅ Фурри — интересуются антропоморфными животными, но не считают себя воплощением животного ни на поведенческом, ни на духовном уровне. Они делают костюмы, рисунки и т.д. Это своего рода «мода + косплей».
Закрепим:
✔️ Если вы видите человека в костюме животного, но очевидно, что это не животное, перед вами фурри. В России их часто не встретишь, да и в других странах они скорее встречаются на фестивалях. Обычно это старшие подростки и взрослые.
✔️ Если вы видите в парке ребенка лет 9-13 с ушками животного, возможно маской, хвостом, заправленным в штаны, и прыгающего как животное, перед вами квадробер. Обычно это дети и младшие подростки. Если этим летом при свете дня, как минимум в крупных городах РФ, вы выходили в парк или на детскую площадку, вы почти наверняка их видели.
✔️ Если персонаж из предыдущего абзаца подходит к вашему ребёнку или вам и кусает его/вас, то вероятно это квадробер-териантроп.
❓ Главный вопрос: это вообще нормально?
‼️ Ответ: это нормально! (не кусать, см. пункт «Когда это «ненормально»?»)
С тех пор как услуги детей и подростков на полях (запрягать лошадь, сажать картошку) утратили актуальность, а семьи стали преимущественно нуклеарными и городскими, они начали искать себя в различных субкультурах: эмо, панки и т.д.
* Детские антропологи (такие же бывают?) наверняка могут лучше осветить эти и другие сопутствующие процессы.
И это абсолютно нормально в большинстве случаев.
Когда это «ненормально»?
❌ Когда нарушаются требования законов.
❌ Когда действие ребенка/подростка являются симптомом того или иного ментального расстройства.
Во всех остальных случаях это абсолютная норма, нравится нам это или нет.
Когда-то (лично таких не видел) мне рассказывали, что некоторые профессора ставили шизофрению, опираясь на то, что у подростка татуировки. Татуировки или изображения повадок животных не являются критериями какого-либо ментального расстройства!
Что делать, если ребенок стал квадробером?
Если нет признаков, по которым можно сказать, что увлечение “ненормально”, то ничего делать не нужно. Разве что заинтересоваться? Попросить рассказать что-нибудь про увлечение? Помочь снять тик-ток?
Маленькая зарисовка с приёма в начале 2024 года, когда я впервые узнал про квадроберов. Девочка лет 10:
Девочка: Мой старший брат считает меня сумасшедшей, потому что я занимаюсь квадробикой.
Я: А это…
Д.: Это такое занятие, когда бегаешь на четвереньках, как животное, и нужно…
Я: Фурри?
Д.: Неее! Квадробика! Мы можем делать разные вещи, каждый выбирает животное и копирует его повадки, двигается как это животное.
Я: Забавно. Звучит необычно.
Д.: Нет. Это абсолютно нормально!
Я: А кто этим обычно занимается?
Д.: Обычно это дети от 9 до 15 лет.
Я: Только дети?
Д.: Да! Только детям можно, это не для взрослых!
Что ж, если дети нашли себе такое увлечение, которое “не для всех”, а особенно не для “этих взрослых”, пусть! Я, как психиатр, не вижу здесь ничего критичного. Всяко лучше, чем хвастаться новым айфоном или заказывать ботокс на Вайлдберриз с последующей целью закачать его себе куда-нибудь (и такое бывает).
❤177👍76🔥19👾9💊2🤣1
МЫ НА АРХСТОЯНИИ 2024
в этот раз мы с собственным арт-объектом. удалось отобраться на open call, и у нас будет свой кэмп. приглашаю всех в кэмп #85 “башня потапа”.
официальный сайт фестиваля говорит следующее:
лично я в арт-объектах не то чтобы силен.
но!
тема фестиваля 2024 —
мы часто выручает, оно гораздо сильнее, чем я или ты. и меня выручило, теперь я вот с арт-объектом на архстоянии.
из описания нашего главного вдохновителя ольги
мы в рамках нашего кэмпа отвели мне весьма понятную задачу и устраиваем:
на тему:
по времени:
приходите, если вдруг на архстоянии!
и ещё из манифеста фестиваля:
в этот раз мы с собственным арт-объектом. удалось отобраться на open call, и у нас будет свой кэмп. приглашаю всех в кэмп #85 “башня потапа”.
официальный сайт фестиваля говорит следующее:
прикоснуться к искусству, принять участие в перформансе, танцевать среди сотни костров и рассветного тумана. все твои мечты — на архстоянии.
лично я в арт-объектах не то чтобы силен.
но!
тема фестиваля 2024 —
мы
мы часто выручает, оно гораздо сильнее, чем я или ты. и меня выручило, теперь я вот с арт-объектом на архстоянии.
из описания нашего главного вдохновителя ольги
«башня потапа», в отличие от вавилонской, прочно (хочется верить) держится на винтах, клее, амнезии, сиюминутных сенсорных переживаниях и эмоциях. и радости от происходящего!) состоит из случайных предметов ― фрагментов своего и чужого опыта и постоянно меняется, потому что у нашего друга и вождя бывают провалы в памяти. но безумие вождя — не баг, а фича, решили мы. мы в рамках нашего кэмпа отвели мне весьма понятную задачу и устраиваем:
бинго-бум-лекцию психиатра.на тему:
слушатели смогут сами определять, о чем конкретно будет лекция.
может, просто разговор? может, зеркало гезелла и открытый прием? мы не знаемпо времени:
19:00-20:00 пятница, 15:00-16:30 суббота, 13:30-14:30 воскресенье.приходите, если вдруг на архстоянии!
и ещё из манифеста фестиваля:
не вопрос ли поиска общности и договоренностей сегодня звучит по всей планете?
мы попытаемся договориться🔥55❤27👍12🕊5
Норма или не норма в психиатрии?
В отличие от других медицинских состояний, граница между нормой и не нормой чуть более мерцающая.
С одной стороны, пожалуй, для отнесения чего-либо к одной или другой стороне нормы или не нормы, мы используем два основных критерия:
(1) Из-за каких-то ментальных особенностей человека снижается качество его жизни.
(2) Из-за каких-то ментальных особенностей снижается качество жизни тех, кто его окружает.
По (1) критерию всё просто. Скажем, у меня ОКР, и мне кажется, что продукты, которые я купил в магазине, слишком грязные (их же люди трогали). Вот и намываю я, придя из какого-нибудь “Пятерочки”/“Магнита”/“Перекрестка”, все-все продукты, трачу на это два-три часа, а вечером не могу заснуть, так как возникает мысль: «А замочил ли я упаковку от майонеза в 2% растворе уксусной кислоты на 20 минут, или только 15 минут подержал?». В итоге в час ночи иду замачивать, теперь уже точно на 20 минут.
С такими проявлениями очевидно, что качество жизни человека снижается. Не норма! Да, бывает в пограничных случаях сложно провести границу, но когда некоторые проявления «чуть-чуть мешают качеству жизни», может, эту границу и не надо проводить? Просто мы расскажем человеку и его родственникам, по каким признакам точно понять, что эта «мерцающая» граница пройдена.
По (2) критерию может быть чуточку сложнее. Простой пример: ребёнок младшего школьного возраста дерётся со всеми одноклассниками. Конечно, это не норма, сразу скажем мы! Совершив незаметную подмену, которая потом может аукнуться. Это точно не норма с точки зрения того, как устроено наше общество, с точки зрения его норм. А с точки зрения психиатрии? Скорее всего, тоже не норма. В этом возрасте мы обычно довольно легко сможем найти «почему» ребёнок дерётся, в том числе какой-то диагноз. Но мы также сможем в большинстве случаев обозначить, почему это сложность с точки зрения первого критерия. Что-то вроде: «Он (ребёнок) на самом деле хочет друзей, но его поведение не позволяет. Поведение связано с такими-то состояниями, и тогда не норма эти состояния».
А если вся та же самая история про взрослого? Тогда иногда может быть чуть сложнее провести границы. Представим, что взрослый «любит драться» и он дерётся только на тренировках по боксу. Норма? Вероятно. А если он дерётся с посторонним человеком на улице? Норма? Нужно больше данных. Если всё по условно обоюдному согласию, то скорее норма. А если просто нападает на людей в тёмном лесу? Не норма. Какая? Ведь пока его не поймали правоохранители, он не установленный нарушитель закона. А дальше его ловят и отправляют к психиатру. У преступника нет голосов, нет импульсивности, он работает, себя обеспечивает, семью обеспечивает и т.д. По-прежнему не норма с точки зрения психиатрии? А если мы договорились на законодательном уровне, что «в тёмном лесу можно всё»? Тогда норма? А почему закон вообще решает норму здоровья и не здоровья? Может, тогда все, кто нарушают закон, «не норма» с точки зрения психиатрии? Штраф за превышение скорости получил — на учёт к психиатру?
А если «Океания всегда воевала с Остазией», но я-то знаю, что не всегда? При этом все вокруг твердят, что действительно всегда воевала. У меня бред? Я не норма с точки зрения психиатрии?
А вышки 5G, которые распространяют коронавирус? Или чипирование? Норма? Коллективный психоз?
Вопросов больше, чем ответов!
В отличие от других медицинских состояний, граница между нормой и не нормой чуть более мерцающая.
С одной стороны, пожалуй, для отнесения чего-либо к одной или другой стороне нормы или не нормы, мы используем два основных критерия:
(1) Из-за каких-то ментальных особенностей человека снижается качество его жизни.
(2) Из-за каких-то ментальных особенностей снижается качество жизни тех, кто его окружает.
По (1) критерию всё просто. Скажем, у меня ОКР, и мне кажется, что продукты, которые я купил в магазине, слишком грязные (их же люди трогали). Вот и намываю я, придя из какого-нибудь “Пятерочки”/“Магнита”/“Перекрестка”, все-все продукты, трачу на это два-три часа, а вечером не могу заснуть, так как возникает мысль: «А замочил ли я упаковку от майонеза в 2% растворе уксусной кислоты на 20 минут, или только 15 минут подержал?». В итоге в час ночи иду замачивать, теперь уже точно на 20 минут.
С такими проявлениями очевидно, что качество жизни человека снижается. Не норма! Да, бывает в пограничных случаях сложно провести границу, но когда некоторые проявления «чуть-чуть мешают качеству жизни», может, эту границу и не надо проводить? Просто мы расскажем человеку и его родственникам, по каким признакам точно понять, что эта «мерцающая» граница пройдена.
По (2) критерию может быть чуточку сложнее. Простой пример: ребёнок младшего школьного возраста дерётся со всеми одноклассниками. Конечно, это не норма, сразу скажем мы! Совершив незаметную подмену, которая потом может аукнуться. Это точно не норма с точки зрения того, как устроено наше общество, с точки зрения его норм. А с точки зрения психиатрии? Скорее всего, тоже не норма. В этом возрасте мы обычно довольно легко сможем найти «почему» ребёнок дерётся, в том числе какой-то диагноз. Но мы также сможем в большинстве случаев обозначить, почему это сложность с точки зрения первого критерия. Что-то вроде: «Он (ребёнок) на самом деле хочет друзей, но его поведение не позволяет. Поведение связано с такими-то состояниями, и тогда не норма эти состояния».
А если вся та же самая история про взрослого? Тогда иногда может быть чуть сложнее провести границы. Представим, что взрослый «любит драться» и он дерётся только на тренировках по боксу. Норма? Вероятно. А если он дерётся с посторонним человеком на улице? Норма? Нужно больше данных. Если всё по условно обоюдному согласию, то скорее норма. А если просто нападает на людей в тёмном лесу? Не норма. Какая? Ведь пока его не поймали правоохранители, он не установленный нарушитель закона. А дальше его ловят и отправляют к психиатру. У преступника нет голосов, нет импульсивности, он работает, себя обеспечивает, семью обеспечивает и т.д. По-прежнему не норма с точки зрения психиатрии? А если мы договорились на законодательном уровне, что «в тёмном лесу можно всё»? Тогда норма? А почему закон вообще решает норму здоровья и не здоровья? Может, тогда все, кто нарушают закон, «не норма» с точки зрения психиатрии? Штраф за превышение скорости получил — на учёт к психиатру?
А если «Океания всегда воевала с Остазией», но я-то знаю, что не всегда? При этом все вокруг твердят, что действительно всегда воевала. У меня бред? Я не норма с точки зрения психиатрии?
А вышки 5G, которые распространяют коронавирус? Или чипирование? Норма? Коллективный психоз?
Вопросов больше, чем ответов!
Telegram
Детский психиатр говорит
🧼 Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР).
Относительно редкое расстройство, но именно с ним чаще обращаются со словами "помогите, он/она сошел/сошла с ума"!
🟠 Распространенность по данным датчан, которые публиковал выше, порядка 1%. Встречаются исследования…
Относительно редкое расстройство, но именно с ним чаще обращаются со словами "помогите, он/она сошел/сошла с ума"!
🟠 Распространенность по данным датчан, которые публиковал выше, порядка 1%. Встречаются исследования…
👍82🔥37❤22👾6💊1
Навигация по каналу 🔜
Продолжаю приводить в порядокпланету канал.
В этот раз обобщил посты по вмешательствам в детской психиатрии, в предыдущей итерации было обобщение по диагнозам и состояниям.
Вопросы по навигации без изменений. Всё ли понятно? Что неудобно и непонятно? Что бы вы улучшили?
Под прошлым постом предлагали систему тегов. На мой взгляд, она категорически не работает в ТГ.
Всё, что ниже, — черновик раздела меню "Про вмешательства в психиатрии".
💊 Лекарственные препараты
➿ Про назначения лекарств в детской психиатрии (часть 1 и часть 2)
➿ МНН и ТМ — разные названия одного и того же лекарства
➿ Стоит ли идти к психиатру, если не хочешь давать ребенку препараты?
➿ Как отслеживать лекарственные назначения?
🔻 Как действуют лекарства?
➿ Базовая информация о действии большинства лекарств от детского психиатра
➿ Лекарства, которые действуют на дофаминовые рецепторы (нейролептики/антипсихотики)
🔻 Конкретные препараты и группы
➿ Антидепрессанты — лекарства не только для депрессии, но и для тревоги и других состояний
➿ Нейролептики/антипсихотики, при назначении которых стоит задуматься
➿ Как мониторить побочные эффекты нейролептиков/антипсихотиков
➿ Корректоры поведения — “несуществующие” лекарства
➿ Ноотропы или не работающие препараты — почему не стоит давать
➿ Атомоксетин — главный препарат для СДВГ в РФ
➿ Мелатонин — лекарство для сна
➿ Кветиапин — нейролептик/антипсихотик для сна/депрессии/БАР и психоза с любопытным механизмом действия
➿ Амантадин — препарат для СДВГ, не самый очевидный с не лучшей доказательной базой, но допустимый в наших реалиях
🌱 Нелекарственные вмешательства
🔻 Общие концепты
➿ Про зону ближайшего развития — как понимать, что делать с ребенком и почему планировать далеко “довольно таки глупая идея”
➿ Цикл взрывного поведения — взгляд на истерики ребенка для лучшего понимания
➿ 4 родительских стиля
➿ Про необходимость давать детям выбор
🔻 Сами вмешательства
➿ Функциональный анализ поведения — то, что мы всегда так или иначе должны делать, анализируя причины сложностей ребенка
➿ Термометр эмоций — техника, которую можно использовать с детьми в работе с любой сложной для них эмоцией
➿ Как правильно хвалить детей (и почему это надо делать) и мысли после поста про то, можно ли/нужно ли говорить “ты должен гордиться собой” тут
➿ Как давать детям эффективные инструкции (чтобы они их выполняли): часть 1 и часть 2
➿ Ежедневные карточки отчета — система, которая показала свою эффективность в работе с детьми с СДВГ в школе (но использоваться может не только там и не только с детьми с СДВГ)
🧩 Другое
➿ Комплиментарная и альтернативная медицина (КАМ) — как разумно делать выбор из недоказательных практик и вмешательств
➿ КАМ для детей с РАС
Продолжаю приводить в порядок
В этот раз обобщил посты по вмешательствам в детской психиатрии, в предыдущей итерации было обобщение по диагнозам и состояниям.
Вопросы по навигации без изменений. Всё ли понятно? Что неудобно и непонятно? Что бы вы улучшили?
Под прошлым постом предлагали систему тегов. На мой взгляд, она категорически не работает в ТГ.
Всё, что ниже, — черновик раздела меню "Про вмешательства в психиатрии".
💊 Лекарственные препараты
➿ Про назначения лекарств в детской психиатрии (часть 1 и часть 2)
➿ МНН и ТМ — разные названия одного и того же лекарства
➿ Стоит ли идти к психиатру, если не хочешь давать ребенку препараты?
➿ Как отслеживать лекарственные назначения?
🔻 Как действуют лекарства?
➿ Базовая информация о действии большинства лекарств от детского психиатра
➿ Лекарства, которые действуют на дофаминовые рецепторы (нейролептики/антипсихотики)
🔻 Конкретные препараты и группы
➿ Антидепрессанты — лекарства не только для депрессии, но и для тревоги и других состояний
➿ Нейролептики/антипсихотики, при назначении которых стоит задуматься
➿ Как мониторить побочные эффекты нейролептиков/антипсихотиков
➿ Корректоры поведения — “несуществующие” лекарства
➿ Ноотропы или не работающие препараты — почему не стоит давать
➿ Атомоксетин — главный препарат для СДВГ в РФ
➿ Мелатонин — лекарство для сна
➿ Кветиапин — нейролептик/антипсихотик для сна/депрессии/БАР и психоза с любопытным механизмом действия
➿ Амантадин — препарат для СДВГ, не самый очевидный с не лучшей доказательной базой, но допустимый в наших реалиях
🌱 Нелекарственные вмешательства
🔻 Общие концепты
➿ Про зону ближайшего развития — как понимать, что делать с ребенком и почему планировать далеко “довольно таки глупая идея”
➿ Цикл взрывного поведения — взгляд на истерики ребенка для лучшего понимания
➿ 4 родительских стиля
➿ Про необходимость давать детям выбор
🔻 Сами вмешательства
➿ Функциональный анализ поведения — то, что мы всегда так или иначе должны делать, анализируя причины сложностей ребенка
➿ Термометр эмоций — техника, которую можно использовать с детьми в работе с любой сложной для них эмоцией
➿ Как правильно хвалить детей (и почему это надо делать) и мысли после поста про то, можно ли/нужно ли говорить “ты должен гордиться собой” тут
➿ Как давать детям эффективные инструкции (чтобы они их выполняли): часть 1 и часть 2
➿ Ежедневные карточки отчета — система, которая показала свою эффективность в работе с детьми с СДВГ в школе (но использоваться может не только там и не только с детьми с СДВГ)
🧩 Другое
➿ Комплиментарная и альтернативная медицина (КАМ) — как разумно делать выбор из недоказательных практик и вмешательств
➿ КАМ для детей с РАС
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Telegram
Детский психиатр говорит
Навигация по каналу 🔜 ("Про диагнозы в психиатрии")
Маленький принц говорил: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
Примерно этим я планирую постепенно заниматься. Накопилось…
Маленький принц говорил: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
Примерно этим я планирую постепенно заниматься. Накопилось…
👍52❤29🔥7
Секстинг среди подростков: данные 📊
Начнем с определения: секстинг – это обмен интимными сообщениями, фотографиями или видео в различных мессенджерах.
Если подросток занимается секстингом, приведет ли это к проблемам в ментальном здоровье?
Согласно вот этому недавно опубликованному исследованию:
➰ Это было лонгитюдное исследование. Взяли группу подростков 13-15 лет, вопросы о секстинге были включены в электронные анкеты в 2019, 2020 и 2021 годах (периоды T1, T2 и T3 в исследовании), когда участникам было соответственно 15–17, 16–18 и 17–19 лет.
➰ В среднем у порядка трети участников выборки в каждый временной период был эпизод секстинга.
➰ Пытались выяснить, есть ли связь между эпизодом секстинга у конкретного человека и последующими симптомами депрессии и поведенческими расстройствами (within-person effect). То есть я практикую секстинг, и потом моё ментальное здоровье ухудшается (так как исследование лонгитюдное, есть возможность отследить такую связь).
➰ Такой связи найдено не было! Это подтверждают другие лонгитюдные исследования, на которые ссылаются авторы.
➰ Сравнение (between-person effect) между теми, кто практиковал секстинг и кто не практиковал, показало, что:
〰️〰️ Среди юношей те, кто сообщал о секстинге, также чаще сообщали о депрессивных симптомах и поведенческих проблемах.
〰️〰️ Среди девушек те, кто сообщал о секстинге, также чаще сообщали о депрессивных симптомах, но не о поведенческих проблемах.
➰ Для девушек повышенные значения по поведенческим проблемам в период T1 были связаны с повышенными значениями по секстингу в период T2 (within-person effect).
Вывод: секстинг не приводит к проблемам в ментальном здоровье!
Но есть нюанс!
В этой статье (систематический обзор и мета-анализ, в основном на основе нелонгитюдных исследований):
➰ Метаанализ 23 исследований с участием 41,723 участников показал, что секстинг среди подростков значительно связан с сексуальной активностью (16 исследований; ОШ = 3,66; 95% ДИ, 2,71–4,92), наличием множества половых партнёров (5 исследований; ОШ = 5,37; 95% ДИ, 2,72–12,67), отсутствием использования контрацепции (6 исследований; OR = 2,16; 95% ДИ, 1,08–4,32), делинквентным поведением (3 исследования; ОШ = 2,50; 95% ДИ, 1,29–4,86), интернализированными проблемами (тревожностью/депрессией (7 исследований; ОШ = 1,79; 95% ДИ, 1,41–2,28)) и употреблением психоактивных веществ.
➰ Связи между секстингом и наличием нескольких половых партнёров, употреблением наркотиков, курением и интернализированными проблемами были сильнее у более молодых подростков по сравнению со старшими.
Так связан ли секстинг с проблемами в ментальном здоровье?
Ещё парочка исследований:
➰ В этом лонгитюдном исследовании депрессивные симптомы в момент времени T1 были связаны с повышенным уровнем секстинга в момент времени T2. Не наоборот!
➰ А в этом лонгитюдном исследовании секстинг в момент времени T1 был таки связан с симптомами депрессии и тревоги в момент времени T2. Но есть нюанс!
〰️〰️ Они исследовали шестиклассников, то есть детей со средним возрастом примерно 12 лет (!!!), 12% которых сообщили об эпизоде секстинга (!!!!!!).
〰️〰️ Ещё больший нюанс: это данные по консервативному Техасу, который наделал шуму с полным запретом абортов!
📌 Основные выводы
✔️ Секстинг, скорее всего, не связан с прямыми негативными последствиями для ментального здоровья. Или связан? На самом деле, данные противоречивы. Скорее всего, почти не связан для старших подростков, но связан для младших. Но важно другое!!!
✔️ Секстинг — частое явление, с которым с большой вероятностью столкнутся многие дети и подростки, поэтому:
🅰️ К этому надо быть готовым и профилактировать.
🅱️ Иметь план действий на случай, если вы столкнулись с этим со своим ребёнком.
Об этом в следующий раз!
Начнем с определения: секстинг – это обмен интимными сообщениями, фотографиями или видео в различных мессенджерах.
Если подросток занимается секстингом, приведет ли это к проблемам в ментальном здоровье?
Согласно вот этому недавно опубликованному исследованию:
➰ Это было лонгитюдное исследование. Взяли группу подростков 13-15 лет, вопросы о секстинге были включены в электронные анкеты в 2019, 2020 и 2021 годах (периоды T1, T2 и T3 в исследовании), когда участникам было соответственно 15–17, 16–18 и 17–19 лет.
➰ В среднем у порядка трети участников выборки в каждый временной период был эпизод секстинга.
➰ Пытались выяснить, есть ли связь между эпизодом секстинга у конкретного человека и последующими симптомами депрессии и поведенческими расстройствами (within-person effect). То есть я практикую секстинг, и потом моё ментальное здоровье ухудшается (так как исследование лонгитюдное, есть возможность отследить такую связь).
➰ Такой связи найдено не было! Это подтверждают другие лонгитюдные исследования, на которые ссылаются авторы.
➰ Сравнение (between-person effect) между теми, кто практиковал секстинг и кто не практиковал, показало, что:
〰️〰️ Среди юношей те, кто сообщал о секстинге, также чаще сообщали о депрессивных симптомах и поведенческих проблемах.
〰️〰️ Среди девушек те, кто сообщал о секстинге, также чаще сообщали о депрессивных симптомах, но не о поведенческих проблемах.
➰ Для девушек повышенные значения по поведенческим проблемам в период T1 были связаны с повышенными значениями по секстингу в период T2 (within-person effect).
Вывод: секстинг не приводит к проблемам в ментальном здоровье!
Но есть нюанс!
В этой статье (систематический обзор и мета-анализ, в основном на основе нелонгитюдных исследований):
➰ Метаанализ 23 исследований с участием 41,723 участников показал, что секстинг среди подростков значительно связан с сексуальной активностью (16 исследований; ОШ = 3,66; 95% ДИ, 2,71–4,92), наличием множества половых партнёров (5 исследований; ОШ = 5,37; 95% ДИ, 2,72–12,67), отсутствием использования контрацепции (6 исследований; OR = 2,16; 95% ДИ, 1,08–4,32), делинквентным поведением (3 исследования; ОШ = 2,50; 95% ДИ, 1,29–4,86), интернализированными проблемами (тревожностью/депрессией (7 исследований; ОШ = 1,79; 95% ДИ, 1,41–2,28)) и употреблением психоактивных веществ.
➰ Связи между секстингом и наличием нескольких половых партнёров, употреблением наркотиков, курением и интернализированными проблемами были сильнее у более молодых подростков по сравнению со старшими.
Так связан ли секстинг с проблемами в ментальном здоровье?
Ещё парочка исследований:
➰ В этом лонгитюдном исследовании депрессивные симптомы в момент времени T1 были связаны с повышенным уровнем секстинга в момент времени T2. Не наоборот!
➰ А в этом лонгитюдном исследовании секстинг в момент времени T1 был таки связан с симптомами депрессии и тревоги в момент времени T2. Но есть нюанс!
〰️〰️ Они исследовали шестиклассников, то есть детей со средним возрастом примерно 12 лет (!!!), 12% которых сообщили об эпизоде секстинга (!!!!!!).
〰️〰️ Ещё больший нюанс: это данные по консервативному Техасу, который наделал шуму с полным запретом абортов!
📌 Основные выводы
✔️ Секстинг, скорее всего, не связан с прямыми негативными последствиями для ментального здоровья. Или связан? На самом деле, данные противоречивы. Скорее всего, почти не связан для старших подростков, но связан для младших. Но важно другое!!!
✔️ Секстинг — частое явление, с которым с большой вероятностью столкнутся многие дети и подростки, поэтому:
🅰️ К этому надо быть готовым и профилактировать.
🅱️ Иметь план действий на случай, если вы столкнулись с этим со своим ребёнком.
Об этом в следующий раз!
🔥55👍35❤29🤔4
Секстинг среди детей и подростков: вмешательства
Продолжаем тему секстинга или обмена интимными фотографиями или видео в мессенджерах.
Два важных нюанса секстинга (которые стоит донести до ребёнка/подростка):
🔒 Приватность
Все мы “не Дзюба” и в такую ситуацию никогда не попадём. Или?…
Важно объяснить, что даже если подросток доверяет человеку, которому отправляет фото или видео, это не гарантирует, что контент останется приватным. И вопрос тут даже не в том, что человек, которому отправляют, “предаст”, хотя и такое может быть. К телефону вполне может получить доступ кто-то другой: одноклассник, друг, старший/младший брат и т.д.
В предыдущем обсуждении был вопрос: “А если ребёнок был запуган идеей, что это как-то может навредить, не будет ли это причиной какой-то зажатости?” — если всё правильно обсудить, не будет. Все же пользуются электроприборами, несмотря на то, что родители запугивали про пальцы в розетку.
⚖️ Законодательство
Формально, статья УК РФ 242.1. Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних не делает особых отметок, чьи изображения распространяешь (хоть свои), а ответственность по этой статье наступает с шестнадцатилетнего возраста.
Секстинг по форме действия может быть:
〰️ Отправить контент с собой.
〰️ Переслать чужой контент.
〰️ Получить чей-то контент.
🗣️ Как (заранее) говорить с ребёнком о секстинге?
1️⃣ Начните разговор рано
〰️〰️ Не ждите, пока ребёнок столкнётся с этой темой. Начните разговор о секстинге и его последствиях ещё до того, как он станет актуальной темой в его жизни. О секстинге желательно говорить с первых классов школы, обязательно в момент, когда у ребёнка появляется смартфон.
〰️〰️ Разговор должен касаться не только вопросов отправки кому-то контента с собой, но и вопросов получения чужого контента, пересылки контента и действий, если кто-то подобный контент запрашивает.
2️⃣ Подчеркните важность приватности и проговорите законодательные рамки
3️⃣ Используйте примеры
〰️〰️ Расскажите реальные истории о том, как секстинг привёл к негативным последствиям, таким как буллинг или проблемы с законом (в комментариях к предыдущему посту есть примеры, на которые можно сослаться, однако, даже если вы не знаете реальных примеров, можно попробовать открыто обсудить с ребёнком “а что если…”). Не запугивайте примерами, просто расскажите и обсудите их.
4️⃣ Будьте открыты и честны, активно слушайте
〰️〰️ Объясните ребёнку, что секстинг может казаться забавным или даже безопасным, но он может иметь серьёзные последствия. Используйте простые и понятные слова.
〰️〰️ Дайте ребёнку возможность высказаться и задать вопросы. Постарайтесь понять его точку зрения и не осуждайте.
〰️〰️ Этот пункт — самая важная часть. Если ребёнок/подросток почувствует, что может свободно говорить со взрослым, задавать самые странные вопросы и высказывать разные точки зрения, не получая осуждения, то, когда (если вдруг) он попадёт в какую-то передрягу вокруг секстинга, он сможет спокойно подойти и поговорить с вами, а не держать это всё в себе.
⁉️ Что делать, если вы узнали, что ваш ребёнок/подросток занимается секстингом?
〰️〰️ В идеале, вы уже говорили о секстинге и узнаёте об эпизоде от самого ребёнка. Тогда просто обсудите и поговорите с ним об этом согласно предыдущему пункту 4.
〰️〰️ Если вы узнали случайно (например, что-то увидели в телефоне), то правила разговора не изменяются. В первую очередь, вам стоит самому успокоиться, ничего ужасного не произошло, ведь у вашего ребёнка есть прекрасный родитель (вы), который поможет справиться даже с самыми большими невзгодами. Точно не стоит начинать и вообще употреблять выражения вида “как шлюха”, “а на панель тебе не пора?” и т.д.
〰️〰️ Если вы узнали, что вашего ребёнка принуждали к секстингу, то помимо обсуждения непосредственно в кругу семьи, стоит привлечь профессионалов (профильные фонды, психологов, например https://verimtebe.ru/) для выработки плана действий.
Продолжаем тему секстинга или обмена интимными фотографиями или видео в мессенджерах.
Два важных нюанса секстинга (которые стоит донести до ребёнка/подростка):
🔒 Приватность
Все мы “не Дзюба” и в такую ситуацию никогда не попадём. Или?…
Важно объяснить, что даже если подросток доверяет человеку, которому отправляет фото или видео, это не гарантирует, что контент останется приватным. И вопрос тут даже не в том, что человек, которому отправляют, “предаст”, хотя и такое может быть. К телефону вполне может получить доступ кто-то другой: одноклассник, друг, старший/младший брат и т.д.
В предыдущем обсуждении был вопрос: “А если ребёнок был запуган идеей, что это как-то может навредить, не будет ли это причиной какой-то зажатости?” — если всё правильно обсудить, не будет. Все же пользуются электроприборами, несмотря на то, что родители запугивали про пальцы в розетку.
⚖️ Законодательство
Формально, статья УК РФ 242.1. Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних не делает особых отметок, чьи изображения распространяешь (хоть свои), а ответственность по этой статье наступает с шестнадцатилетнего возраста.
Секстинг по форме действия может быть:
〰️ Отправить контент с собой.
〰️ Переслать чужой контент.
〰️ Получить чей-то контент.
🗣️ Как (заранее) говорить с ребёнком о секстинге?
1️⃣ Начните разговор рано
〰️〰️ Не ждите, пока ребёнок столкнётся с этой темой. Начните разговор о секстинге и его последствиях ещё до того, как он станет актуальной темой в его жизни. О секстинге желательно говорить с первых классов школы, обязательно в момент, когда у ребёнка появляется смартфон.
〰️〰️ Разговор должен касаться не только вопросов отправки кому-то контента с собой, но и вопросов получения чужого контента, пересылки контента и действий, если кто-то подобный контент запрашивает.
2️⃣ Подчеркните важность приватности и проговорите законодательные рамки
3️⃣ Используйте примеры
〰️〰️ Расскажите реальные истории о том, как секстинг привёл к негативным последствиям, таким как буллинг или проблемы с законом (в комментариях к предыдущему посту есть примеры, на которые можно сослаться, однако, даже если вы не знаете реальных примеров, можно попробовать открыто обсудить с ребёнком “а что если…”). Не запугивайте примерами, просто расскажите и обсудите их.
4️⃣ Будьте открыты и честны, активно слушайте
〰️〰️ Объясните ребёнку, что секстинг может казаться забавным или даже безопасным, но он может иметь серьёзные последствия. Используйте простые и понятные слова.
〰️〰️ Дайте ребёнку возможность высказаться и задать вопросы. Постарайтесь понять его точку зрения и не осуждайте.
〰️〰️ Этот пункт — самая важная часть. Если ребёнок/подросток почувствует, что может свободно говорить со взрослым, задавать самые странные вопросы и высказывать разные точки зрения, не получая осуждения, то, когда (если вдруг) он попадёт в какую-то передрягу вокруг секстинга, он сможет спокойно подойти и поговорить с вами, а не держать это всё в себе.
⁉️ Что делать, если вы узнали, что ваш ребёнок/подросток занимается секстингом?
〰️〰️ В идеале, вы уже говорили о секстинге и узнаёте об эпизоде от самого ребёнка. Тогда просто обсудите и поговорите с ним об этом согласно предыдущему пункту 4.
〰️〰️ Если вы узнали случайно (например, что-то увидели в телефоне), то правила разговора не изменяются. В первую очередь, вам стоит самому успокоиться, ничего ужасного не произошло, ведь у вашего ребёнка есть прекрасный родитель (вы), который поможет справиться даже с самыми большими невзгодами. Точно не стоит начинать и вообще употреблять выражения вида “как шлюха”, “а на панель тебе не пора?” и т.д.
〰️〰️ Если вы узнали, что вашего ребёнка принуждали к секстингу, то помимо обсуждения непосредственно в кругу семьи, стоит привлечь профессионалов (профильные фонды, психологов, например https://verimtebe.ru/) для выработки плана действий.
Telegram
Детский психиатр говорит
Секстинг среди подростков: данные 📊
Начнем с определения: секстинг – это обмен интимными сообщениями, фотографиями или видео в различных мессенджерах.
Если подросток занимается секстингом, приведет ли это к проблемам в ментальном здоровье?
Согласно вот…
Начнем с определения: секстинг – это обмен интимными сообщениями, фотографиями или видео в различных мессенджерах.
Если подросток занимается секстингом, приведет ли это к проблемам в ментальном здоровье?
Согласно вот…
👍91❤32🕊14🔥5
Фильм “Клуб Зеро”
Буду иногда продолжать пятничную рубрику этого канала про художественные произведения, в которых отражается тема детской психиатрии. Сегодня — фильм.
Итак, формальная завязка фильма в том, что в элитную частную школу приглашают нового преподавателя, которая будет учить школьников осознанному питанию. Учительница слегка “безумна”, и рациональная было идея про осознанное питание переходит в какие-то уж совсем радикальные формы отношений с пищей. И вроде бы фильм кажется про расстройства пищевого поведения (РПП)…
Но нет. РПП в фильме совсем мало, однако очень много карикатуры на наше общество. Причём общество не конкретной страны даже, а на общественное устройство двадцать первого века: рациональные идеи переходят в какие-то уж совсем радикальные формы...
Хочется кого-то обвинить, скажем, в этом фильме безумную учительницу, которая создаёт вокруг себя нечто похожее на секту. Но режиссёр создаёт очень красивый и понятный мир, в котором “безумны” все. Нарочитые подростки со слегка “безумными” идеями, но подросткам можно, инфантильные взрослые, зовущие специалиста по осознанному питанию в школу...
Порой кажется, что самый здоровый человек во всём фильме — это “безумная” учительница.
За наводку на фильм спасибо Сергею Бутрию!
#фильмы #творчество
Буду иногда продолжать пятничную рубрику этого канала про художественные произведения, в которых отражается тема детской психиатрии. Сегодня — фильм.
Итак, формальная завязка фильма в том, что в элитную частную школу приглашают нового преподавателя, которая будет учить школьников осознанному питанию. Учительница слегка “безумна”, и рациональная было идея про осознанное питание переходит в какие-то уж совсем радикальные формы отношений с пищей. И вроде бы фильм кажется про расстройства пищевого поведения (РПП)…
Но нет. РПП в фильме совсем мало, однако очень много карикатуры на наше общество. Причём общество не конкретной страны даже, а на общественное устройство двадцать первого века: рациональные идеи переходят в какие-то уж совсем радикальные формы...
Хочется кого-то обвинить, скажем, в этом фильме безумную учительницу, которая создаёт вокруг себя нечто похожее на секту. Но режиссёр создаёт очень красивый и понятный мир, в котором “безумны” все. Нарочитые подростки со слегка “безумными” идеями, но подросткам можно, инфантильные взрослые, зовущие специалиста по осознанному питанию в школу...
Порой кажется, что самый здоровый человек во всём фильме — это “безумная” учительница.
За наводку на фильм спасибо Сергею Бутрию!
#фильмы #творчество
❤97🔥32👍26🤔6