ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
В РФ признают незаконно ввезенными сотни тысяч товаров

В слове "признают" ударение на "ю", а не на "а": прямо сейчас Федеральная таможенная служба (ФТС) проводит проверки компаний, которые поставляют в Россию технику, инструменты, транспорт и запчасти.

Результаты неутешительные.

1. Техника

В главном московском техническом ТЦ "Горбушкин двор" изъяли 4,8 тыс. смартфонов, ноутбуков, планшетов и игровых приставок. В регионах на складах маркетплейсов нашли еще 7,5 тыс. единиц электроинструментов – от шуруповертов до перфораторов.

Основные нарушения: занижение таможенной стоимости товаров и подача недостоверных сведений о классификационном коде. За это компаниям грозят доначисления платежей, штрафы и уголовная ответственность при умышленном занижении на суммы от 2 млн ₽.

2. Транспорт

В первую очередь, мотоциклы и квадроциклы: ФТС выяснила, что организованные группы через мессенджеры принимают заказы и доставляют технику через границу ЕАЭС без таможенного оформления. Расчеты идут переводами – криптой или на карты физлиц. Налоги никто не платит.

Электромотоциклы маркируют с заниженной мощностью, чтобы продавать людям без водительских прав. За восемь месяцев признали незаконными 4 тыс. единиц мототехники.

Отдельно: проверка только двух логистических выявила 230 тыс. (!) незаконно ввезенных автозапчастей, бытовой техники и мобильных устройств на сумму 3,8 млрд рублей. За этот же период таможня с правоохранителями возбудила 210 уголовных дел по незаконному обороту товаров.
ESG забыт: российские компании потеряли интерес к озеленению энергетики

Только 29% российских компаний считают ESG-повестку актуальной – такие данные показал последний опрос РБК среди членов "Опоры России". Для сравнения: еще в 2023 среди руководителей РСПП позиции за/против были 50 на 50. За два года интерес к зеленым технологиям рухнул почти вдвое.

Бизнес отворачивается от ESG по двум ключевым причинам:

Недоступные кредиты: зеленая энергетика возможна только при высоких инвестициях. Для этого нужны низкие ставки.

Биполярные США: некогда главный драйвер ESG в мире ведет себя непредсказуемо. Демократы вводят страну в Парижские соглашения, Трамп – выводит. К 2025 году интерес американских стейкхолдеров к ESG снизился значительно.

Но российский бизнес вернется к ESG


Дело даже не в защите экологии (что тоже очень важно).

Озеленение – это банально выгодно: она дает возможность генерировать больше энергии из меньшего объема ресурсов – мы об этом писали. К тому же место США как мирового драйвера ESG постепенно занимает Китай, который активно движется к сокращению выбросов CO2.

Россия планирует достичь углеродной нейтральности к 2060 году.
В России новый глобальный тренд - мужчины стали больше вкладываться в одежду (доля мужской одежды в структуре продаж специализированных ритейлеров с 2021 по 2024 выросла на 2%).

В этом они видят замену инвестициям в западные авто и туризм, которые резко пошли на спад с 2022 года.
Forwarded from Spydell_finance (Paul Spydell)
Структурные ограничения российской экономики

На недавней пресс-конференции позиция Банка России (озвученная Набиуллиной) заключалась в том, что: «спрос на товары и услуги в экономике превышает возможности предложения (производства). Когда производство не может расшириться из-за нехватки людей, оно отвечает на повышенный спрос не ростом объемов, а повышением цен.»

Попробую развить логическую цепочку, в том числе опираясь на заявления и публикации ЦБ.

Текущая инфляция вызвана не только временными факторами или избыточным спросом, но и фундаментальными ограничениями на стороне предложения, которые упираются в лимиты на рынке труда, структурные макроограничения на уровне производительности экономики и отраслевой специализации на фоне санкционных ограничений.

Здесь логика в следующем: компании реализуют инвестиции (не важно на кредитные или собственные ресурсы), создавая спрос на человеческий труд, но в условиях ограничения предложения кадров, бизнес конкурируя за рабочую силу, вынужден повышать зарплаты.

В свою очередь, рост зарплат выше темпов роста производительности и без механизмов стерилизации избыточной денежной массы, приводит к инфляции в условиях ограниченного предложения, где ограничения усиливаются санкциями/внешними ограничениями.

Санкции прямо или косвенно влияют на издержки бизнеса. Многое зависит от глубины интеграции российского бизнеса в международное сотрудничество и зависимость от импорта товаров, услуг и технологий.

Санкции влияют на издержки бизнеса через:

• Логистические издержки, в том числе перебои и расширение сроков поставок.

• Финансовые и страховые расходы, в том числе удлинение цепочки посредников и компенсация контрагентам рисков вторичных санкций.

• Повышение стоимости фондирования через приоритизацию займов на внутреннем рынке с более высокими ставками.

• Ограничения доступа к технологиям и оборудованию, в том числе критический импорт (нет технологий – нет возможности эффективно масштабировать и качественно трансформировать экономику, повышая производительность труда).

Санкции усиливают кадровые, финансовые, ресурсные и технологические дисбалансы, замедляя скорость инноваций, увеличивая издержки и нарушая производственные цепочки.

Экономика проходит через процесс структурной перестройки. Это включает в себя изменение логистических цепочек, поиск новых поставщиков и рынков сбыта, а также необходимость импортозамещения и разработки собственных технологий. Эти процессы требуют времени и инвестиций и на текущем этапе являются узким местом, ограничивающим возможности производства.

Но как расширить предложение без инвестиций? Для того, чтобы инвестировать компаниям нужные доступные (дешевые) и длинные деньги, но это работает в открытой экономике, где есть свободный трансграничный обмен капиталом, товарами, ресурсами, технологиями и кадрами и где существует внутренний кадровый резерв.

В условиях закрытой, частично изолированной от внешнего мира экономики любые вливания ликвидности и удешевление кредитов вызывают рост платежеспособного спроса (от населения и от бизнеса), который наталкивается на «потолок» производственных возможностей.

• Компании не могут быстро нарастить выпуск из-за логистических, технологических и кадровых ограничений.

• В результате свободные деньги идут не в увеличение реального объема производства, а «давят» на цены, усиливая разрыв выпуска.

ЦБ не может решить проблемы рынка труда или ускорить технологический прогресс, однако, удерживая жесткой ДКП, Банк России влияет на спрос по двум направлениям: увеличивает сберегательную модель населения, «стерилизуя» накопления населения в срочных счетах, а с другой стороны, делает кредиты недоступными для бизнеса, снижая инвестиционный потенциал, давая время на адаптацию к новым условиям.

Пока экономика не преодолеет эти структурные ограничения (рост производительности через инвестиции в науку, технологии и качественные структурные трансформации), любой рост спроса будет провоцировать инфляцию. Все это пока без анализа бюджетного импульса и структуры госрасходов, смещенных в ВПК.
Международная фарма стучится назад: крупнейшие западные компании просят США возобновить клинические испытания в России

Суть: несмотря на то, что российская фарма под санкции не попала, запад (на всякий случай) приостановил клинические исследования в России. РФ ответила принудительным лицензированием – теперь западные компании не могут вернуться в страну без проведения в ней испытаний. Такой вот вариант заземления.


Ситуация забылась, но прошла пара лет, и ассоциация "Инфарма" (включает 19 зарубежных фармкомпаний) обратилась к управлению по санитарному надзору США с просьбой расширить географию клинических испытаний (КИ) и включить в неё Россию.

Причина – сокращение прибыли.

Число КИ рухнуло: если в 2021 в РФ провели >300 испытаний, то в 2024 – всего 24. При этом многие компании продолжили поставлять лекарства в РФ, но без клинических испытаний массовый заход новых препаратов невозможен.

"Озвучьте свои условия, и тот, кто первый заговорит – проиграл" – это такое кондовое правило из учебников по продажам, которое мало применимо к международным отношениям, но вполне – к санкциям и возвращенцам.

Иностранной фарме очевидно нужна Россия – это низкоконкурентный рынок и девятая страна мира по населению. России нужны иностранные лекарства – импортозамещать все товары на свете никто не планирует.

Обе стороны выставили свои условия, и тот, кто первый на них согласится, окажется в худшей ситуации, чем был до разрыва отношений.
В России тренд на семейный бизнес

В ряде отраслей доля семейных предприятий уже приближается к 100%. Если в среднем по больнице – "семейным" свое дело считают 35% предпринимателей. В RG сообщают, что больше всего таких предприятий – в сельском хозяйстве. По данным "Сбера" самые семейные отрасли – это розница, строительство, общепит и услуги.

При этом понятие "семейный бизнес" в законодательстве не закреплено, и такие компании адресной поддержки не получают.

Для сравнения – вот пример США (гораздо менее социально ориентированного государства, чем РФ): там семейные компании могут получать льготные кредиты, участвуют в специальных госзакупках для малого бизнеса (23% федеральных контрактов), получают налоговые льготы до 20% от дохода и рассрочку по наследственным налогам на 10 лет.

Результат: семейные фирмы составляют 27% всех работодателей и дают 34% рабочих мест – это 42 миллиона американцев. В добыче и управлении компаниями их доля достигает 41%.

Российский контекст

У нас семейный бизнес существует в правовом вакууме.

Фермеры жалуются, что не могут пробиться в грантовые программы. Банки при этом готовы давать персональные кредиты семейным компаниям, но не имеют на то правовых оснований.

Многие предприниматели вообще скрывают семейный характер бизнеса – боятся подозрений в "дроблении".

Между тем семейный бизнес постепенно становится естественной опорой российского предпринимательства. Такие компании нацелены на долгую работу, а не на быструю прибыль. Среди них нет фирм-однодневок – вся семья отвечает за репутацию.

Сдвиги уже есть: 22 региона начали создавать реестры семейных компаний по инициативе ТПП. Рано или поздно государство должно было к этому прийти.
В российском ритейле стал сокращаться ассортимент (продтоваров в июле - на 2,3% год к году, а непродовольственных - на 1,8%). Еще заметнее это проявляется в сегменте алкогольной продукции и детских товаров (просадка на 5,6% и 5,1% соответственно).

Причин сразу несколько. Во-первых, после взрывного роста последних лет стало уменьшаться число вводимых на рынок новинок. Во-вторых, уменьшаются торговые площади магазинов - как следствие развитие онлайн-торговли. А значит, время для экспериментов прошло - на полки выставляют только то, что гарантированно пользуется спросом. И, наконец, снижение покупательской способности также не стимулирует производителей насыщать рынок новинками.
Интересное: зумеры не могут обойтись без готовой еды (тут без сюрпризов) и покупают обычную воду чаще энергетиков и газировки (а это, скорее, разбивает стереотипы).

При этом молодое поколение отличает лояльность к брендам - они выделяют для себя топ-производителей и не склонны им изменять на протяжении долгого времени. А многие вообще лояльны одному конкретному бренду.
На 733 млрд рублей снизят свои инвестпланы российские компании в 2025 году (данные Института экономики роста им.Столыпина).

Всё дело в:

• высокой ключевой ставке
• дорогих кредитах
• падении спроса
• нехватке кадров
• высокой инфляции

Это вступает в противоречие с данными ЦБ, по которым только 17% предприятий снизили свою инвестиционную программу на 2025-й по сравнению с первоначальными планами. О том, что сценарий по снижению выглядит более чем реальным подтверждают и данные майского опроса ИНП РАН (доля предприятий, планирующих запуск новых производств, сократилась за год до 35% с 49,6%).

Сокращение инвестиций в первую очередь скажется на процессе обновления машин и оборудования - именно недофинансирование по этому направлению создают технологический разрыв с передовыми экономиками.
В России взялись за энергетики: в рекламе запретят обращаться к несовершеннолетним и говорить о пользе продукта

Поправки к закону "О рекламе" подготовил Минздрав: ведомство предлагает запретить в рекламе энергетиков упоминать БАДы и витамины в составе, а также обращаться к несовершеннолетним.

Рекламщиков хотят обязать размещать предупреждения о вреде чрезмерного потребления – 3 секунды на радио, 5 секунд в видео и 7% площади кадра. За нарушения – штрафы: 2-2,5 тыс. рублей для физлиц и 100-500 тыс. рублей для юрлиц.

Если поправки примут во втором и третьем чтениях, они вступят в силу уже в марте 2026.

Популярная практика

Сразу вспоминается анти-алкогольная кампания: сначала в рекламе запретили снимать людей, а пару лет спустя – полностью прикрыли лавочку: с 2012 на ТВ, радио и рекламных щитах реклама алкоголя полностью запрещена.

Но в отличие от энергетиков алкобренды не пытались выставлять свою продукцию полезной: не было креативов ни о витаминах, ни о повышении концентрации внимания.

К чему в итоге придет регуляторка – большой вопрос. Видится три возможных исхода:

1. Сценарий США: полная вольница. Федерального запрета на рекламу энергетиков нет – действуют только общие нормы и добровольное саморегулирование индустрии. Американская ассоциация напитков рекомендует не рекламировать детям младше 13 лет, но это не закон. Ввиду готовящихся ограничений этот сценарий отпадает с вероятностью 99%.

2. Умеренный сценарий (Великобритания, Латвия): адресные ограничения по местам, времени и аудитории. В Британии энергетики с высоким сахаром нельзя таргетировать на аудиторию до 16 лет. В Латвии их запрещено продавать внутри учебных заведений и рекламировать на аудиторию до 18 лет.

3. Жесткий сценарий (Саудовская Аравия, Чили): почти полный запрет. Саудиты с 2014 года ввели тотальный бан рекламы энергетиков во всех медиа плюс запрет спонсорства мероприятий. В Чили сладкие энергетики попадают под полный дневной запрет ТВ-рекламы с 6:00 до 22:00 в рамках борьбы с продуктами с повышенным содержанием сахара.
Процесс "нормализации с США" идет уже 9 месяцев, но каких-то значимых экономических и бизнес-изменений все еще не последовало. Председатель торговой палаты Штатов Роберт Эйджи объяснил, почему:

"Самое необходимое, что нужно отменить – это запрет инвестиций. Это указ Байдена, по которому американцам запрещают инвестировать вообще в РФ. Это сильно мешает не только компаниям, которые хотели бы вернуться, но и тем компаниям, которые здесь остались. Они тоже столкнулись с запретом на инвестиции".


Вторая помеха по мнению Эйджи – это банковские ограничения: бизнес не может использовать привычные финансовые организации для переводов, что критически усложняет любые операции с капиталом.

При этом Эйджи назвал Россию перспективным рынком и высоко оценил потенциал дальнейших взаимоотношений. Крупные энергетические и IT-компании, по его словам, "уже стоят в очереди", оценивая условия возвращения.

Если что и стало понятно за последние девять месяцев, так это то, что проблемы – не на нашей стороне. И если ино-бизнес действительно хочет вернуться – им нужно разговаривать в первую очередь со своими властями. За нами остается только поддерживать инвестиционную привлекательность – ввиду того, что ставка ЦБ постепенно снижается, мы к этой цели движемся.
ЦБ рапортует, что бизнесу стало хуже, чем было три года назад

Опрос 10 000 компаний показывает, что индикатор бизнес-климата остается ниже 2 пунктов – это почти полная остановка деловой активности. Ожидания меж тем растут уже второй месяц подряд.

Хуже всего дела идут в сельском хозяйстве, транспорте и услугах – там оценки опустились до локальных минимумов. В обрабатывающей промышленности ситуация даже хуже начала 2022. Зато улучшились показатели в добыче, строительстве и торговле. Текущие оценки спроса и предложения ушли в минус на 6,4 пункта – это худший результат за последний год.

При этом ожидания бизнеса выросли: компании надеются, что ЦБ снизит ключевую ставку, и готовятся даже увеличивать зарплаты на 15% в следующем году – зарплатная гонка никуда не денется

А вот что говорит сам бизнес

BFM поговорили с представителями разных отраслей, и те поделились своими ощущениями от работы в текущих условиях.

Фэшн-ритейл: Finn Flare. Осень 2022 была лучшим периодом за 10 лет – ушли западные конкуренты, был дефицит товара, продавали всё подчистую. Сейчас наоборот – всё что зарабатывается "непосильным трудом", уходит на проценты по кредитам. Бонусом – было оверпредложение товаров и природные катаклизмы (+30° в апреле и холод летом).

Бытовые услуги: YouDo. Сравнивать с 2022 некорректно – это разные эпохи. Сейчас речь не о прибыли, а о том, чтобы хотя бы поддерживать оборот и не увольнять людей. Все в ожидании – когда снизится ставка, уменьшится инфляция и вырастет покупательная способность.

Благоустройство: "Леопарк". Чувствуют себя нормально, спрос даже выше (особенно госзаказ). Проблема одна – дорогие деньги. При текущей ставке кредитоваться очень сложно и дорого, поэтому некоторые производства действительно схлопнулись.
Каждый второй российский ритейлер готовится к снижению прибыли и рентабельности в 2026 году, а количество компаний, ожидающих роста бизнеса - только 29%, и это самый низкий показатель за последние 10 лет. Большинство (79%) ритейлеров оценили положение бизнеса как "непростое" и "тяжелое" (данные "Б1" и Redis Crew).

Сложнее всех продавцам бытовой техники и электроники, а лучше всех себя чувствует фарма и продуктовый ритейл. Между ними - продавцы одежды и обуви, товары для дома и дрогери.

Главная сложность - рост операционных расходов (з/п, арендные ставки, стоимость материалов) и дорогие кредиты. Не способствует росту прибыли и переход большей части населения в эконом-режим, когда свободные деньги предпочитают откладывать под всё ещё большие проценты, а не тратить.
Forwarded from Fashion retail
17% россиян до сих пор одеваются на вещевых рынках

64% покупателей ходят в торговые центры, а покупают одежду на вещевых рынках – 17%, говорится в новом опросе Familia. При этом 75% россиян отдают предпочтение маркетплейсам, но стоит предположить, что часть из них омниканальна. При этом в онлайн-магазинах брендов покупает только 2% опрошенных.

Интересные результаты по фэшн-категориям, которые когда-то считались самыми сложными для продажи в онлайне:

🟢За верхней одеждой вынуждены ходить в магазины только 39%, то есть большинство вполне адаптировались к примерке на маркетплейсах.

🟢За нижним бельем только 36% до сих пор чувствуют необходимость идти в розницу, чтобы подбирать размер и фасон.

🟢Однако, обувь 57% все еще предпочитают мерить и покупать в магазинах.

🟢Меньше всего проблем при выборе онлайн люди чувствуют со спортивной и детской одеждой – только 13% ходят за ней в ТЦ.

Опрос проводился среди среди 500+ человек в возрасте 18-55 лет. Можно сделать вывод, что молодежь еще реже покупает верхнюю одежду и обувь в традиционной рознице. Причины, почему кто-то все еще это делает: невозможность примерки вещей онлайн, а также страх, что товар приедет другим. Наличие нестандартной фигуры в качестве причины указывают 22% респодентов.

™️ Fashion retail
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
"Светофор" пошел атакой на Бразилию: сеть планирует открыть в стране 50 магазинов

В этом году "Светофор" обрел на свою голову огромные проблемы в России: после вскрытого факта торговли просрочкой (и еще кучи нарушений) регулятор принудительно закрыл под сотню магазинов сети и изъял 300 тонн продукции.

В итоге от сети отстали, и, что удивительно, она вышла сухой из воды: 3,4% падения выручки в I полугодии 2025 – это как слону дробина (выручка за период составила $2,5 млрд).

Учитывая, что на родине стало тесновато, "Светофор" пошел на диверсификацию

За рубежом компания работает уже давно: с 2017 открыла магазины Mere в десятке европейских стран. Но там все пошло наперекосяк – после 2022 точки стали закрываться.

В этой связи было принято решение работать на более дружественных рынках.

В Бразилии спрос есть – в целом бедное население формирует устойчивую клиентскую базу. Главная задача сейчас – наладить цепочки поставок.

Российская модель в Бразилии сохранена полностью: компактные площади в 1000 кв.м, товары в паллетах и коробках, никакой рекламы, аренда в спальных районах. Итог: цены – на 30% ниже конкурентов.

По сути, у РФ для превращения в экспортно-ориентированную экономику есть два пути: 1) реконфигурация того, что уже существует, и 2) создание принципиально новых ниш. И кажется, что формат жестких дискаунтеров – это именно то УТП, которое в России развилось так, как нигде в мире.

Ждем, когда на международную экспансию пойдет "Чижик" и другие лоукостеры.
Старейшая компания в зоо-ритейле закрыла почти все магазины в Москве

Речь об "Иванко" и их офлайн-сети Cats&Dogs: из 20 столичных магазинов к сегодняшнему дню осталось только 5.

"Иванко" – компания, которая стояла у истоков индустрии зоомагазинов в России и работает уже несколько десятков лет – столкнулась со снижением выручки в 4,4 раза (до 502,2 млн руб.) и чистым убытком в 251 млн руб. Налоговая заблокировала счета нескольких дочерних компаний группы, а против самого владельца Алексея Иващенкова "Альфа-банк" подал иск о банкротстве на 108,8 млн руб.

Что привело к краху одного из пионеров зоо-ритейла:

1. Доминация маркетплейсов. Покупательский трафик массово ушел из офлайн-магазинов на площадки вроде Wildberries и Ozon за счет более выгодных цен и постоянных акций.

2. Ограничения Россельхознадзора. Контроль за импортными кормами серьезно сократил ассортимент дистрибуторов и розницы.

3. Санкционное давление. После начала СВО многие зарубежные производители зоотоваров прекратили официальные поставки в Россию. Доля импорта на рынке кормов упала с 15-20% до 5-7%.
Самая стартапная отрасль в России - разработка ПО. За 2024-й появилось 47 новых компаний, а общее количество действующих участников рынка достигло 587. Совокупная выручка сегмента за год увеличилась на 37%.

Главный драйвер развития ПО - задачи импортозамещения. В результате возросшего спроса и госпомощи большое количество уже зрелых компаний увеличили выручку на десятки-сотни процентов за последние 2-3 года.

По сравнению с 2023-м подтянулись и другие сферы - так, выручка стартапов в промышленности выросла на 14% (до 28,7 млрд руб.), а количество компаний – 373.
Дней без абьюза селлеров: 0

Ozon меняет правила возврата товаров: если товар поступил в ПВЗ со склада продавца, а покупатель решает его вернуть без претензий к качеству – товар отправят не обратно к продавцу, а на озоновский склад. Правила вступают в силу с 1 октября.

В чем проблема? С точки зрения селлеров – примерно во всем:

1. Продавец теряет контроль над товаром – маркетплейс его фактически изымает.

2. Проблема куда серьезнее – качество товаров. Селлеры боятся, что Ozon не будет досконально проверять товары, и если те вдруг будут повреждены прежним владельцем – шишки упадут на продавца.

3. Непредсказуемые расходы: конкретные тарифы за хранение Ozon не раскрывает. Эксперты предупреждают, что особенно болезненно это ударит по низкомаржинальным товарам – от одежды до косметики. Для дешевых позиций дополнительные комиссии могут "съесть" всю прибыль. Вполне себе повод уйти с Ozon и на другие площадки (или открыть свой е-ком).

Ozon возражает.

Говорят, что решение продиктовано логистической эффективностью: возврат на склад продавца занимает больше времени, чем отправка на ближайший фулфилмент. Компания обещает льготные условия хранения – от 30 до 365 дней бесплатно. Плюс товары быстрее попадают в повторную продажу и поднимаются в поиске.

По данным Ozon, такую схему уже добровольно использует половина продавцов (только не раскрывается профиль этих селлеров: вряд ли это торговцы безделушками за 50 руб.).

Юристы

Обобщенная позиция юристов такая: сами по себе эти правила не нарушают законы, если они четко прописано в договоре.

Единственное, из-за чего Ozon может прилететь – это за злоупотребление доминирующим положением: например, если работать по новым правилам продавцам невыгодно, но уйти они не могут.

Конкуренты к практике пока не присоединились: Wildberries и "Яндекс.Маркет" сохраняют за продавцами контроль над возвратами.
24% потребителей не готовы потреблять сельхозпродукты, произведенные при помощи ИИ. Готовы – 35%.

Дело – в крайне низкой информированности: только 10% россиян хорошо знают о применении ИИ в сельском хозяйстве, 46% что-то слышали поверхностно, а 42% вообще ничего не знают. Городские жители при этом в два раза чаще готовы покупать "ИИ-продукцию", чем сельские.

Получается, города видят ИИ как умного помощника в сельском хозяйстве, а деревня – где эти технологии могли бы дать максимальный эффект – демонстрирует скепсис.

На первый взгляд кажется, что ИИ – это такой новый ГМО: люди не в курсе, что это такое, но уверены, что оно их отравит. Но на деле качество продукции не беспокоит: люди переживают из-за потери рабочих мест, киберугроз и сбоев оборудования, высокой стоимости внедрения. Качество продукции почти никого не волнует.

Плюсы: оптимизация логистики и хранения (38%), мониторинг состояния почвы, воды, воздуха (38%), автоматизация и снижение затрат (37%), повышение качества продукции (35%).

С наибольшим энтузиазмом к ИИ относится молодежь – каждый второй молодой россиянин готов есть продукты, произведенные с помощью ИИ.