Forwarded from Spydell_finance (Paul Spydell)
Структурные ограничения российской экономики
На недавней пресс-конференции позиция Банка России (озвученная Набиуллиной) заключалась в том, что: «спрос на товары и услуги в экономике превышает возможности предложения (производства). Когда производство не может расшириться из-за нехватки людей, оно отвечает на повышенный спрос не ростом объемов, а повышением цен.»
Попробую развить логическую цепочку, в том числе опираясь на заявления и публикации ЦБ.
Текущая инфляция вызвана не только временными факторами или избыточным спросом, но и фундаментальными ограничениями на стороне предложения, которые упираются в лимиты на рынке труда, структурные макроограничения на уровне производительности экономики и отраслевой специализации на фоне санкционных ограничений.
Здесь логика в следующем: компании реализуют инвестиции (не важно на кредитные или собственные ресурсы), создавая спрос на человеческий труд, но в условиях ограничения предложения кадров, бизнес конкурируя за рабочую силу, вынужден повышать зарплаты.
В свою очередь, рост зарплат выше темпов роста производительности и без механизмов стерилизации избыточной денежной массы, приводит к инфляции в условиях ограниченного предложения, где ограничения усиливаются санкциями/внешними ограничениями.
Санкции прямо или косвенно влияют на издержки бизнеса. Многое зависит от глубины интеграции российского бизнеса в международное сотрудничество и зависимость от импорта товаров, услуг и технологий.
Санкции влияют на издержки бизнеса через:
• Логистические издержки, в том числе перебои и расширение сроков поставок.
• Финансовые и страховые расходы, в том числе удлинение цепочки посредников и компенсация контрагентам рисков вторичных санкций.
• Повышение стоимости фондирования через приоритизацию займов на внутреннем рынке с более высокими ставками.
• Ограничения доступа к технологиям и оборудованию, в том числе критический импорт (нет технологий – нет возможности эффективно масштабировать и качественно трансформировать экономику, повышая производительность труда).
Санкции усиливают кадровые, финансовые, ресурсные и технологические дисбалансы, замедляя скорость инноваций, увеличивая издержки и нарушая производственные цепочки.
Экономика проходит через процесс структурной перестройки. Это включает в себя изменение логистических цепочек, поиск новых поставщиков и рынков сбыта, а также необходимость импортозамещения и разработки собственных технологий. Эти процессы требуют времени и инвестиций и на текущем этапе являются узким местом, ограничивающим возможности производства.
Но как расширить предложение без инвестиций? Для того, чтобы инвестировать компаниям нужные доступные (дешевые) и длинные деньги, но это работает в открытой экономике, где есть свободный трансграничный обмен капиталом, товарами, ресурсами, технологиями и кадрами и где существует внутренний кадровый резерв.
В условиях закрытой, частично изолированной от внешнего мира экономики любые вливания ликвидности и удешевление кредитов вызывают рост платежеспособного спроса (от населения и от бизнеса), который наталкивается на «потолок» производственных возможностей.
• Компании не могут быстро нарастить выпуск из-за логистических, технологических и кадровых ограничений.
• В результате свободные деньги идут не в увеличение реального объема производства, а «давят» на цены, усиливая разрыв выпуска.
ЦБ не может решить проблемы рынка труда или ускорить технологический прогресс, однако, удерживая жесткой ДКП, Банк России влияет на спрос по двум направлениям: увеличивает сберегательную модель населения, «стерилизуя» накопления населения в срочных счетах, а с другой стороны, делает кредиты недоступными для бизнеса, снижая инвестиционный потенциал, давая время на адаптацию к новым условиям.
Пока экономика не преодолеет эти структурные ограничения (рост производительности через инвестиции в науку, технологии и качественные структурные трансформации), любой рост спроса будет провоцировать инфляцию. Все это пока без анализа бюджетного импульса и структуры госрасходов, смещенных в ВПК.
На недавней пресс-конференции позиция Банка России (озвученная Набиуллиной) заключалась в том, что: «спрос на товары и услуги в экономике превышает возможности предложения (производства). Когда производство не может расшириться из-за нехватки людей, оно отвечает на повышенный спрос не ростом объемов, а повышением цен.»
Попробую развить логическую цепочку, в том числе опираясь на заявления и публикации ЦБ.
Текущая инфляция вызвана не только временными факторами или избыточным спросом, но и фундаментальными ограничениями на стороне предложения, которые упираются в лимиты на рынке труда, структурные макроограничения на уровне производительности экономики и отраслевой специализации на фоне санкционных ограничений.
Здесь логика в следующем: компании реализуют инвестиции (не важно на кредитные или собственные ресурсы), создавая спрос на человеческий труд, но в условиях ограничения предложения кадров, бизнес конкурируя за рабочую силу, вынужден повышать зарплаты.
В свою очередь, рост зарплат выше темпов роста производительности и без механизмов стерилизации избыточной денежной массы, приводит к инфляции в условиях ограниченного предложения, где ограничения усиливаются санкциями/внешними ограничениями.
Санкции прямо или косвенно влияют на издержки бизнеса. Многое зависит от глубины интеграции российского бизнеса в международное сотрудничество и зависимость от импорта товаров, услуг и технологий.
Санкции влияют на издержки бизнеса через:
• Логистические издержки, в том числе перебои и расширение сроков поставок.
• Финансовые и страховые расходы, в том числе удлинение цепочки посредников и компенсация контрагентам рисков вторичных санкций.
• Повышение стоимости фондирования через приоритизацию займов на внутреннем рынке с более высокими ставками.
• Ограничения доступа к технологиям и оборудованию, в том числе критический импорт (нет технологий – нет возможности эффективно масштабировать и качественно трансформировать экономику, повышая производительность труда).
Санкции усиливают кадровые, финансовые, ресурсные и технологические дисбалансы, замедляя скорость инноваций, увеличивая издержки и нарушая производственные цепочки.
Экономика проходит через процесс структурной перестройки. Это включает в себя изменение логистических цепочек, поиск новых поставщиков и рынков сбыта, а также необходимость импортозамещения и разработки собственных технологий. Эти процессы требуют времени и инвестиций и на текущем этапе являются узким местом, ограничивающим возможности производства.
Но как расширить предложение без инвестиций? Для того, чтобы инвестировать компаниям нужные доступные (дешевые) и длинные деньги, но это работает в открытой экономике, где есть свободный трансграничный обмен капиталом, товарами, ресурсами, технологиями и кадрами и где существует внутренний кадровый резерв.
В условиях закрытой, частично изолированной от внешнего мира экономики любые вливания ликвидности и удешевление кредитов вызывают рост платежеспособного спроса (от населения и от бизнеса), который наталкивается на «потолок» производственных возможностей.
• Компании не могут быстро нарастить выпуск из-за логистических, технологических и кадровых ограничений.
• В результате свободные деньги идут не в увеличение реального объема производства, а «давят» на цены, усиливая разрыв выпуска.
ЦБ не может решить проблемы рынка труда или ускорить технологический прогресс, однако, удерживая жесткой ДКП, Банк России влияет на спрос по двум направлениям: увеличивает сберегательную модель населения, «стерилизуя» накопления населения в срочных счетах, а с другой стороны, делает кредиты недоступными для бизнеса, снижая инвестиционный потенциал, давая время на адаптацию к новым условиям.
Пока экономика не преодолеет эти структурные ограничения (рост производительности через инвестиции в науку, технологии и качественные структурные трансформации), любой рост спроса будет провоцировать инфляцию. Все это пока без анализа бюджетного импульса и структуры госрасходов, смещенных в ВПК.
Международная фарма стучится назад: крупнейшие западные компании просят США возобновить клинические испытания в России
Суть: несмотря на то, что российская фарма под санкции не попала, запад (на всякий случай) приостановил клинические исследования в России. РФ ответила принудительным лицензированием – теперь западные компании не могут вернуться в страну без проведения в ней испытаний. Такой вот вариант заземления.
Ситуация забылась, но прошла пара лет, и ассоциация "Инфарма" (включает 19 зарубежных фармкомпаний) обратилась к управлению по санитарному надзору США с просьбой расширить географию клинических испытаний (КИ) и включить в неё Россию.
Причина – сокращение прибыли.
Число КИ рухнуло: если в 2021 в РФ провели >300 испытаний, то в 2024 – всего 24. При этом многие компании продолжили поставлять лекарства в РФ, но без клинических испытаний массовый заход новых препаратов невозможен.
"Озвучьте свои условия, и тот, кто первый заговорит – проиграл" – это такое кондовое правило из учебников по продажам, которое мало применимо к международным отношениям, но вполне – к санкциям и возвращенцам.
Иностранной фарме очевидно нужна Россия – это низкоконкурентный рынок и девятая страна мира по населению. России нужны иностранные лекарства – импортозамещать все товары на свете никто не планирует.
Обе стороны выставили свои условия, и тот, кто первый на них согласится, окажется в худшей ситуации, чем был до разрыва отношений.
Суть: несмотря на то, что российская фарма под санкции не попала, запад (на всякий случай) приостановил клинические исследования в России. РФ ответила принудительным лицензированием – теперь западные компании не могут вернуться в страну без проведения в ней испытаний. Такой вот вариант заземления.
Ситуация забылась, но прошла пара лет, и ассоциация "Инфарма" (включает 19 зарубежных фармкомпаний) обратилась к управлению по санитарному надзору США с просьбой расширить географию клинических испытаний (КИ) и включить в неё Россию.
Причина – сокращение прибыли.
Число КИ рухнуло: если в 2021 в РФ провели >300 испытаний, то в 2024 – всего 24. При этом многие компании продолжили поставлять лекарства в РФ, но без клинических испытаний массовый заход новых препаратов невозможен.
"Озвучьте свои условия, и тот, кто первый заговорит – проиграл" – это такое кондовое правило из учебников по продажам, которое мало применимо к международным отношениям, но вполне – к санкциям и возвращенцам.
Иностранной фарме очевидно нужна Россия – это низкоконкурентный рынок и девятая страна мира по населению. России нужны иностранные лекарства – импортозамещать все товары на свете никто не планирует.
Обе стороны выставили свои условия, и тот, кто первый на них согласится, окажется в худшей ситуации, чем был до разрыва отношений.
В России тренд на семейный бизнес
В ряде отраслей доля семейных предприятий уже приближается к 100%. Если в среднем по больнице – "семейным" свое дело считают 35% предпринимателей. В RG сообщают, что больше всего таких предприятий – в сельском хозяйстве. По данным "Сбера" самые семейные отрасли – это розница, строительство, общепит и услуги.
При этом понятие "семейный бизнес" в законодательстве не закреплено, и такие компании адресной поддержки не получают.
Для сравнения – вот пример США(гораздо менее социально ориентированного государства, чем РФ) : там семейные компании могут получать льготные кредиты, участвуют в специальных госзакупках для малого бизнеса (23% федеральных контрактов), получают налоговые льготы до 20% от дохода и рассрочку по наследственным налогам на 10 лет.
Результат: семейные фирмы составляют 27% всех работодателей и дают 34% рабочих мест – это 42 миллиона американцев. В добыче и управлении компаниями их доля достигает 41%.
Российский контекст
У нас семейный бизнес существует в правовом вакууме.
Фермеры жалуются, что не могут пробиться в грантовые программы. Банки при этом готовы давать персональные кредиты семейным компаниям, но не имеют на то правовых оснований.
Многие предприниматели вообще скрывают семейный характер бизнеса – боятся подозрений в "дроблении".
Между тем семейный бизнес постепенно становится естественной опорой российского предпринимательства. Такие компании нацелены на долгую работу, а не на быструю прибыль. Среди них нет фирм-однодневок – вся семья отвечает за репутацию.
Сдвиги уже есть: 22 региона начали создавать реестры семейных компаний по инициативе ТПП. Рано или поздно государство должно было к этому прийти.
В ряде отраслей доля семейных предприятий уже приближается к 100%. Если в среднем по больнице – "семейным" свое дело считают 35% предпринимателей. В RG сообщают, что больше всего таких предприятий – в сельском хозяйстве. По данным "Сбера" самые семейные отрасли – это розница, строительство, общепит и услуги.
При этом понятие "семейный бизнес" в законодательстве не закреплено, и такие компании адресной поддержки не получают.
Для сравнения – вот пример США
Результат: семейные фирмы составляют 27% всех работодателей и дают 34% рабочих мест – это 42 миллиона американцев. В добыче и управлении компаниями их доля достигает 41%.
Российский контекст
У нас семейный бизнес существует в правовом вакууме.
Фермеры жалуются, что не могут пробиться в грантовые программы. Банки при этом готовы давать персональные кредиты семейным компаниям, но не имеют на то правовых оснований.
Многие предприниматели вообще скрывают семейный характер бизнеса – боятся подозрений в "дроблении".
Между тем семейный бизнес постепенно становится естественной опорой российского предпринимательства. Такие компании нацелены на долгую работу, а не на быструю прибыль. Среди них нет фирм-однодневок – вся семья отвечает за репутацию.
Сдвиги уже есть: 22 региона начали создавать реестры семейных компаний по инициативе ТПП. Рано или поздно государство должно было к этому прийти.
В российском ритейле стал сокращаться ассортимент (продтоваров в июле - на 2,3% год к году, а непродовольственных - на 1,8%). Еще заметнее это проявляется в сегменте алкогольной продукции и детских товаров (просадка на 5,6% и 5,1% соответственно).
Причин сразу несколько. Во-первых, после взрывного роста последних лет стало уменьшаться число вводимых на рынок новинок. Во-вторых, уменьшаются торговые площади магазинов - как следствие развитие онлайн-торговли. А значит, время для экспериментов прошло - на полки выставляют только то, что гарантированно пользуется спросом. И, наконец, снижение покупательской способности также не стимулирует производителей насыщать рынок новинками.
Причин сразу несколько. Во-первых, после взрывного роста последних лет стало уменьшаться число вводимых на рынок новинок. Во-вторых, уменьшаются торговые площади магазинов - как следствие развитие онлайн-торговли. А значит, время для экспериментов прошло - на полки выставляют только то, что гарантированно пользуется спросом. И, наконец, снижение покупательской способности также не стимулирует производителей насыщать рынок новинками.
Интересное: зумеры не могут обойтись без готовой еды (тут без сюрпризов) и покупают обычную воду чаще энергетиков и газировки (а это, скорее, разбивает стереотипы).
При этом молодое поколение отличает лояльность к брендам - они выделяют для себя топ-производителей и не склонны им изменять на протяжении долгого времени. А многие вообще лояльны одному конкретному бренду.
При этом молодое поколение отличает лояльность к брендам - они выделяют для себя топ-производителей и не склонны им изменять на протяжении долгого времени. А многие вообще лояльны одному конкретному бренду.
На 733 млрд рублей снизят свои инвестпланы российские компании в 2025 году (данные Института экономики роста им.Столыпина).
Всё дело в:
• высокой ключевой ставке
• дорогих кредитах
• падении спроса
• нехватке кадров
• высокой инфляции
Это вступает в противоречие с данными ЦБ, по которым только 17% предприятий снизили свою инвестиционную программу на 2025-й по сравнению с первоначальными планами. О том, что сценарий по снижению выглядит более чем реальным подтверждают и данные майского опроса ИНП РАН (доля предприятий, планирующих запуск новых производств, сократилась за год до 35% с 49,6%).
Сокращение инвестиций в первую очередь скажется на процессе обновления машин и оборудования - именно недофинансирование по этому направлению создают технологический разрыв с передовыми экономиками.
Всё дело в:
• высокой ключевой ставке
• дорогих кредитах
• падении спроса
• нехватке кадров
• высокой инфляции
Это вступает в противоречие с данными ЦБ, по которым только 17% предприятий снизили свою инвестиционную программу на 2025-й по сравнению с первоначальными планами. О том, что сценарий по снижению выглядит более чем реальным подтверждают и данные майского опроса ИНП РАН (доля предприятий, планирующих запуск новых производств, сократилась за год до 35% с 49,6%).
Сокращение инвестиций в первую очередь скажется на процессе обновления машин и оборудования - именно недофинансирование по этому направлению создают технологический разрыв с передовыми экономиками.
В России взялись за энергетики: в рекламе запретят обращаться к несовершеннолетним и говорить о пользе продукта
Поправки к закону "О рекламе" подготовил Минздрав: ведомство предлагает запретить в рекламе энергетиков упоминать БАДы и витамины в составе, а также обращаться к несовершеннолетним.
Рекламщиков хотят обязать размещать предупреждения о вреде чрезмерного потребления – 3 секунды на радио, 5 секунд в видео и 7% площади кадра. За нарушения – штрафы: 2-2,5 тыс. рублей для физлиц и 100-500 тыс. рублей для юрлиц.
Если поправки примут во втором и третьем чтениях, они вступят в силу уже в марте 2026.
Популярная практика
Сразу вспоминается анти-алкогольная кампания: сначала в рекламе запретили снимать людей, а пару лет спустя – полностью прикрыли лавочку: с 2012 на ТВ, радио и рекламных щитах реклама алкоголя полностью запрещена.
Но в отличие от энергетиков алкобренды не пытались выставлять свою продукцию полезной: не было креативов ни о витаминах, ни о повышении концентрации внимания.
К чему в итоге придет регуляторка – большой вопрос. Видится три возможных исхода:
1. Сценарий США: полная вольница. Федерального запрета на рекламу энергетиков нет – действуют только общие нормы и добровольное саморегулирование индустрии. Американская ассоциация напитков рекомендует не рекламировать детям младше 13 лет, но это не закон. Ввиду готовящихся ограничений этот сценарий отпадает с вероятностью 99%.
2. Умеренный сценарий (Великобритания, Латвия): адресные ограничения по местам, времени и аудитории. В Британии энергетики с высоким сахаром нельзя таргетировать на аудиторию до 16 лет. В Латвии их запрещено продавать внутри учебных заведений и рекламировать на аудиторию до 18 лет.
3. Жесткий сценарий (Саудовская Аравия, Чили): почти полный запрет. Саудиты с 2014 года ввели тотальный бан рекламы энергетиков во всех медиа плюс запрет спонсорства мероприятий. В Чили сладкие энергетики попадают под полный дневной запрет ТВ-рекламы с 6:00 до 22:00 в рамках борьбы с продуктами с повышенным содержанием сахара.
Поправки к закону "О рекламе" подготовил Минздрав: ведомство предлагает запретить в рекламе энергетиков упоминать БАДы и витамины в составе, а также обращаться к несовершеннолетним.
Рекламщиков хотят обязать размещать предупреждения о вреде чрезмерного потребления – 3 секунды на радио, 5 секунд в видео и 7% площади кадра. За нарушения – штрафы: 2-2,5 тыс. рублей для физлиц и 100-500 тыс. рублей для юрлиц.
Если поправки примут во втором и третьем чтениях, они вступят в силу уже в марте 2026.
Популярная практика
Сразу вспоминается анти-алкогольная кампания: сначала в рекламе запретили снимать людей, а пару лет спустя – полностью прикрыли лавочку: с 2012 на ТВ, радио и рекламных щитах реклама алкоголя полностью запрещена.
Но в отличие от энергетиков алкобренды не пытались выставлять свою продукцию полезной: не было креативов ни о витаминах, ни о повышении концентрации внимания.
К чему в итоге придет регуляторка – большой вопрос. Видится три возможных исхода:
1. Сценарий США: полная вольница. Федерального запрета на рекламу энергетиков нет – действуют только общие нормы и добровольное саморегулирование индустрии. Американская ассоциация напитков рекомендует не рекламировать детям младше 13 лет, но это не закон. Ввиду готовящихся ограничений этот сценарий отпадает с вероятностью 99%.
2. Умеренный сценарий (Великобритания, Латвия): адресные ограничения по местам, времени и аудитории. В Британии энергетики с высоким сахаром нельзя таргетировать на аудиторию до 16 лет. В Латвии их запрещено продавать внутри учебных заведений и рекламировать на аудиторию до 18 лет.
3. Жесткий сценарий (Саудовская Аравия, Чили): почти полный запрет. Саудиты с 2014 года ввели тотальный бан рекламы энергетиков во всех медиа плюс запрет спонсорства мероприятий. В Чили сладкие энергетики попадают под полный дневной запрет ТВ-рекламы с 6:00 до 22:00 в рамках борьбы с продуктами с повышенным содержанием сахара.
Процесс "нормализации с США" идет уже 9 месяцев, но каких-то значимых экономических и бизнес-изменений все еще не последовало. Председатель торговой палаты Штатов Роберт Эйджи объяснил, почему:
Вторая помеха по мнению Эйджи – это банковские ограничения: бизнес не может использовать привычные финансовые организации для переводов, что критически усложняет любые операции с капиталом.
При этом Эйджи назвал Россию перспективным рынком и высоко оценил потенциал дальнейших взаимоотношений. Крупные энергетические и IT-компании, по его словам, "уже стоят в очереди", оценивая условия возвращения.
Если что и стало понятно за последние девять месяцев, так это то, что проблемы – не на нашей стороне. И если ино-бизнес действительно хочет вернуться – им нужно разговаривать в первую очередь со своими властями. За нами остается только поддерживать инвестиционную привлекательность – ввиду того, что ставка ЦБ постепенно снижается, мы к этой цели движемся.
"Самое необходимое, что нужно отменить – это запрет инвестиций. Это указ Байдена, по которому американцам запрещают инвестировать вообще в РФ. Это сильно мешает не только компаниям, которые хотели бы вернуться, но и тем компаниям, которые здесь остались. Они тоже столкнулись с запретом на инвестиции".
Вторая помеха по мнению Эйджи – это банковские ограничения: бизнес не может использовать привычные финансовые организации для переводов, что критически усложняет любые операции с капиталом.
При этом Эйджи назвал Россию перспективным рынком и высоко оценил потенциал дальнейших взаимоотношений. Крупные энергетические и IT-компании, по его словам, "уже стоят в очереди", оценивая условия возвращения.
Если что и стало понятно за последние девять месяцев, так это то, что проблемы – не на нашей стороне. И если ино-бизнес действительно хочет вернуться – им нужно разговаривать в первую очередь со своими властями. За нами остается только поддерживать инвестиционную привлекательность – ввиду того, что ставка ЦБ постепенно снижается, мы к этой цели движемся.
ЦБ рапортует, что бизнесу стало хуже, чем было три года назад
Опрос 10 000 компаний показывает, что индикатор бизнес-климата остается ниже 2 пунктов – это почти полная остановка деловой активности. Ожидания меж тем растут уже второй месяц подряд.
Хуже всего дела идут в сельском хозяйстве, транспорте и услугах – там оценки опустились до локальных минимумов. В обрабатывающей промышленности ситуация даже хуже начала 2022. Зато улучшились показатели в добыче, строительстве и торговле. Текущие оценки спроса и предложения ушли в минус на 6,4 пункта – это худший результат за последний год.
При этом ожидания бизнеса выросли: компании надеются, что ЦБ снизит ключевую ставку, и готовятся даже увеличивать зарплаты на 15% в следующем году – зарплатная гонка никуда не денется
А вот что говорит сам бизнес
BFM поговорили с представителями разных отраслей, и те поделились своими ощущениями от работы в текущих условиях.
• Фэшн-ритейл: Finn Flare. Осень 2022 была лучшим периодом за 10 лет – ушли западные конкуренты, был дефицит товара, продавали всё подчистую. Сейчас наоборот – всё что зарабатывается "непосильным трудом", уходит на проценты по кредитам. Бонусом – было оверпредложение товаров и природные катаклизмы (+30° в апреле и холод летом).
• Бытовые услуги: YouDo. Сравнивать с 2022 некорректно – это разные эпохи. Сейчас речь не о прибыли, а о том, чтобы хотя бы поддерживать оборот и не увольнять людей. Все в ожидании – когда снизится ставка, уменьшится инфляция и вырастет покупательная способность.
• Благоустройство: "Леопарк". Чувствуют себя нормально, спрос даже выше (особенно госзаказ). Проблема одна – дорогие деньги. При текущей ставке кредитоваться очень сложно и дорого, поэтому некоторые производства действительно схлопнулись.
Опрос 10 000 компаний показывает, что индикатор бизнес-климата остается ниже 2 пунктов – это почти полная остановка деловой активности. Ожидания меж тем растут уже второй месяц подряд.
Хуже всего дела идут в сельском хозяйстве, транспорте и услугах – там оценки опустились до локальных минимумов. В обрабатывающей промышленности ситуация даже хуже начала 2022. Зато улучшились показатели в добыче, строительстве и торговле. Текущие оценки спроса и предложения ушли в минус на 6,4 пункта – это худший результат за последний год.
При этом ожидания бизнеса выросли: компании надеются, что ЦБ снизит ключевую ставку, и готовятся даже увеличивать зарплаты на 15% в следующем году – зарплатная гонка никуда не денется
А вот что говорит сам бизнес
BFM поговорили с представителями разных отраслей, и те поделились своими ощущениями от работы в текущих условиях.
• Фэшн-ритейл: Finn Flare. Осень 2022 была лучшим периодом за 10 лет – ушли западные конкуренты, был дефицит товара, продавали всё подчистую. Сейчас наоборот – всё что зарабатывается "непосильным трудом", уходит на проценты по кредитам. Бонусом – было оверпредложение товаров и природные катаклизмы (+30° в апреле и холод летом).
• Бытовые услуги: YouDo. Сравнивать с 2022 некорректно – это разные эпохи. Сейчас речь не о прибыли, а о том, чтобы хотя бы поддерживать оборот и не увольнять людей. Все в ожидании – когда снизится ставка, уменьшится инфляция и вырастет покупательная способность.
• Благоустройство: "Леопарк". Чувствуют себя нормально, спрос даже выше (особенно госзаказ). Проблема одна – дорогие деньги. При текущей ставке кредитоваться очень сложно и дорого, поэтому некоторые производства действительно схлопнулись.
Каждый второй российский ритейлер готовится к снижению прибыли и рентабельности в 2026 году, а количество компаний, ожидающих роста бизнеса - только 29%, и это самый низкий показатель за последние 10 лет. Большинство (79%) ритейлеров оценили положение бизнеса как "непростое" и "тяжелое" (данные "Б1" и Redis Crew).
Сложнее всех продавцам бытовой техники и электроники, а лучше всех себя чувствует фарма и продуктовый ритейл. Между ними - продавцы одежды и обуви, товары для дома и дрогери.
Главная сложность - рост операционных расходов (з/п, арендные ставки, стоимость материалов) и дорогие кредиты. Не способствует росту прибыли и переход большей части населения в эконом-режим, когда свободные деньги предпочитают откладывать под всё ещё большие проценты, а не тратить.
Сложнее всех продавцам бытовой техники и электроники, а лучше всех себя чувствует фарма и продуктовый ритейл. Между ними - продавцы одежды и обуви, товары для дома и дрогери.
Главная сложность - рост операционных расходов (з/п, арендные ставки, стоимость материалов) и дорогие кредиты. Не способствует росту прибыли и переход большей части населения в эконом-режим, когда свободные деньги предпочитают откладывать под всё ещё большие проценты, а не тратить.
Forwarded from Fashion retail
17% россиян до сих пор одеваются на вещевых рынках
64% покупателей ходят в торговые центры, а покупают одежду на вещевых рынках – 17%, говорится в новом опросе Familia. При этом 75% россиян отдают предпочтение маркетплейсам, но стоит предположить, что часть из них омниканальна. При этом в онлайн-магазинах брендов покупает только 2% опрошенных.
Интересные результаты по фэшн-категориям, которые когда-то считались самыми сложными для продажи в онлайне:
🟢 За верхней одеждой вынуждены ходить в магазины только 39%, то есть большинство вполне адаптировались к примерке на маркетплейсах.
🟢 За нижним бельем только 36% до сих пор чувствуют необходимость идти в розницу, чтобы подбирать размер и фасон.
🟢 Однако, обувь 57% все еще предпочитают мерить и покупать в магазинах.
🟢 Меньше всего проблем при выборе онлайн люди чувствуют со спортивной и детской одеждой – только 13% ходят за ней в ТЦ.
Опрос проводился среди среди 500+ человек в возрасте 18-55 лет. Можно сделать вывод, что молодежь еще реже покупает верхнюю одежду и обувь в традиционной рознице. Причины, почему кто-то все еще это делает: невозможность примерки вещей онлайн, а также страх, что товар приедет другим. Наличие нестандартной фигуры в качестве причины указывают 22% респодентов.
™️ Fashion retail
64% покупателей ходят в торговые центры, а покупают одежду на вещевых рынках – 17%, говорится в новом опросе Familia. При этом 75% россиян отдают предпочтение маркетплейсам, но стоит предположить, что часть из них омниканальна. При этом в онлайн-магазинах брендов покупает только 2% опрошенных.
Интересные результаты по фэшн-категориям, которые когда-то считались самыми сложными для продажи в онлайне:
Опрос проводился среди среди 500+ человек в возрасте 18-55 лет. Можно сделать вывод, что молодежь еще реже покупает верхнюю одежду и обувь в традиционной рознице. Причины, почему кто-то все еще это делает: невозможность примерки вещей онлайн, а также страх, что товар приедет другим. Наличие нестандартной фигуры в качестве причины указывают 22% респодентов.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
"Светофор" пошел атакой на Бразилию: сеть планирует открыть в стране 50 магазинов
В этом году "Светофор" обрел на свою голову огромные проблемы в России: после вскрытого факта торговли просрочкой (и еще кучи нарушений) регулятор принудительно закрыл под сотню магазинов сети и изъял 300 тонн продукции.
В итоге от сети отстали, и, что удивительно, она вышла сухой из воды: 3,4% падения выручки в I полугодии 2025 – это как слону дробина (выручка за период составила $2,5 млрд).
Учитывая, что на родине стало тесновато, "Светофор" пошел на диверсификацию
За рубежом компания работает уже давно: с 2017 открыла магазины Mere в десятке европейских стран. Но там все пошло наперекосяк – после 2022 точки стали закрываться.
В этой связи было принято решение работать на более дружественных рынках.
В Бразилии спрос есть – в целом бедное население формирует устойчивую клиентскую базу. Главная задача сейчас – наладить цепочки поставок.
Российская модель в Бразилии сохранена полностью: компактные площади в 1000 кв.м, товары в паллетах и коробках, никакой рекламы, аренда в спальных районах. Итог: цены – на 30% ниже конкурентов.
По сути, у РФ для превращения в экспортно-ориентированную экономику есть два пути: 1) реконфигурация того, что уже существует, и 2) создание принципиально новых ниш. И кажется, что формат жестких дискаунтеров – это именно то УТП, которое в России развилось так, как нигде в мире.
Ждем, когда на международную экспансию пойдет "Чижик" и другие лоукостеры.
В этом году "Светофор" обрел на свою голову огромные проблемы в России: после вскрытого факта торговли просрочкой (и еще кучи нарушений) регулятор принудительно закрыл под сотню магазинов сети и изъял 300 тонн продукции.
В итоге от сети отстали, и, что удивительно, она вышла сухой из воды: 3,4% падения выручки в I полугодии 2025 – это как слону дробина (выручка за период составила $2,5 млрд).
Учитывая, что на родине стало тесновато, "Светофор" пошел на диверсификацию
За рубежом компания работает уже давно: с 2017 открыла магазины Mere в десятке европейских стран. Но там все пошло наперекосяк – после 2022 точки стали закрываться.
В этой связи было принято решение работать на более дружественных рынках.
В Бразилии спрос есть – в целом бедное население формирует устойчивую клиентскую базу. Главная задача сейчас – наладить цепочки поставок.
Российская модель в Бразилии сохранена полностью: компактные площади в 1000 кв.м, товары в паллетах и коробках, никакой рекламы, аренда в спальных районах. Итог: цены – на 30% ниже конкурентов.
По сути, у РФ для превращения в экспортно-ориентированную экономику есть два пути: 1) реконфигурация того, что уже существует, и 2) создание принципиально новых ниш. И кажется, что формат жестких дискаунтеров – это именно то УТП, которое в России развилось так, как нигде в мире.
Ждем, когда на международную экспансию пойдет "Чижик" и другие лоукостеры.
Старейшая компания в зоо-ритейле закрыла почти все магазины в Москве
Речь об "Иванко" и их офлайн-сети Cats&Dogs: из 20 столичных магазинов к сегодняшнему дню осталось только 5.
"Иванко" – компания, которая стояла у истоков индустрии зоомагазинов в России и работает уже несколько десятков лет – столкнулась со снижением выручки в 4,4 раза (до 502,2 млн руб.) и чистым убытком в 251 млн руб. Налоговая заблокировала счета нескольких дочерних компаний группы, а против самого владельца Алексея Иващенкова "Альфа-банк" подал иск о банкротстве на 108,8 млн руб.
Что привело к краху одного из пионеров зоо-ритейла:
1. Доминация маркетплейсов. Покупательский трафик массово ушел из офлайн-магазинов на площадки вроде Wildberries и Ozon за счет более выгодных цен и постоянных акций.
2. Ограничения Россельхознадзора. Контроль за импортными кормами серьезно сократил ассортимент дистрибуторов и розницы.
3. Санкционное давление. После начала СВО многие зарубежные производители зоотоваров прекратили официальные поставки в Россию. Доля импорта на рынке кормов упала с 15-20% до 5-7%.
Речь об "Иванко" и их офлайн-сети Cats&Dogs: из 20 столичных магазинов к сегодняшнему дню осталось только 5.
"Иванко" – компания, которая стояла у истоков индустрии зоомагазинов в России и работает уже несколько десятков лет – столкнулась со снижением выручки в 4,4 раза (до 502,2 млн руб.) и чистым убытком в 251 млн руб. Налоговая заблокировала счета нескольких дочерних компаний группы, а против самого владельца Алексея Иващенкова "Альфа-банк" подал иск о банкротстве на 108,8 млн руб.
Что привело к краху одного из пионеров зоо-ритейла:
1. Доминация маркетплейсов. Покупательский трафик массово ушел из офлайн-магазинов на площадки вроде Wildberries и Ozon за счет более выгодных цен и постоянных акций.
2. Ограничения Россельхознадзора. Контроль за импортными кормами серьезно сократил ассортимент дистрибуторов и розницы.
3. Санкционное давление. После начала СВО многие зарубежные производители зоотоваров прекратили официальные поставки в Россию. Доля импорта на рынке кормов упала с 15-20% до 5-7%.
Самая стартапная отрасль в России - разработка ПО. За 2024-й появилось 47 новых компаний, а общее количество действующих участников рынка достигло 587. Совокупная выручка сегмента за год увеличилась на 37%.
Главный драйвер развития ПО - задачи импортозамещения. В результате возросшего спроса и госпомощи большое количество уже зрелых компаний увеличили выручку на десятки-сотни процентов за последние 2-3 года.
По сравнению с 2023-м подтянулись и другие сферы - так, выручка стартапов в промышленности выросла на 14% (до 28,7 млрд руб.), а количество компаний – 373.
Главный драйвер развития ПО - задачи импортозамещения. В результате возросшего спроса и госпомощи большое количество уже зрелых компаний увеличили выручку на десятки-сотни процентов за последние 2-3 года.
По сравнению с 2023-м подтянулись и другие сферы - так, выручка стартапов в промышленности выросла на 14% (до 28,7 млрд руб.), а количество компаний – 373.
Дней без абьюза селлеров: 0
Ozon меняет правила возврата товаров: если товар поступил в ПВЗ со склада продавца, а покупатель решает его вернуть без претензий к качеству – товар отправят не обратно к продавцу, а на озоновский склад. Правила вступают в силу с 1 октября.
В чем проблема? С точки зрения селлеров – примерно во всем:
1. Продавец теряет контроль над товаром – маркетплейс его фактически изымает.
2. Проблема куда серьезнее – качество товаров. Селлеры боятся, что Ozon не будет досконально проверять товары, и если те вдруг будут повреждены прежним владельцем – шишки упадут на продавца.
3. Непредсказуемые расходы: конкретные тарифы за хранение Ozon не раскрывает. Эксперты предупреждают, что особенно болезненно это ударит по низкомаржинальным товарам – от одежды до косметики. Для дешевых позиций дополнительные комиссии могут "съесть" всю прибыль. Вполне себе повод уйти с Ozon и на другие площадки (или открыть свой е-ком).
Ozon возражает.
Говорят, что решение продиктовано логистической эффективностью: возврат на склад продавца занимает больше времени, чем отправка на ближайший фулфилмент. Компания обещает льготные условия хранения – от 30 до 365 дней бесплатно. Плюс товары быстрее попадают в повторную продажу и поднимаются в поиске.
По данным Ozon, такую схему уже добровольно использует половина продавцов(только не раскрывается профиль этих селлеров: вряд ли это торговцы безделушками за 50 руб.) .
Юристы
Обобщенная позиция юристов такая: сами по себе эти правила не нарушают законы, если они четко прописано в договоре.
Единственное, из-за чего Ozon может прилететь – это за злоупотребление доминирующим положением: например, если работать по новым правилам продавцам невыгодно, но уйти они не могут.
Конкуренты к практике пока не присоединились: Wildberries и "Яндекс.Маркет" сохраняют за продавцами контроль над возвратами.
Ozon меняет правила возврата товаров: если товар поступил в ПВЗ со склада продавца, а покупатель решает его вернуть без претензий к качеству – товар отправят не обратно к продавцу, а на озоновский склад. Правила вступают в силу с 1 октября.
В чем проблема? С точки зрения селлеров – примерно во всем:
1. Продавец теряет контроль над товаром – маркетплейс его фактически изымает.
2. Проблема куда серьезнее – качество товаров. Селлеры боятся, что Ozon не будет досконально проверять товары, и если те вдруг будут повреждены прежним владельцем – шишки упадут на продавца.
3. Непредсказуемые расходы: конкретные тарифы за хранение Ozon не раскрывает. Эксперты предупреждают, что особенно болезненно это ударит по низкомаржинальным товарам – от одежды до косметики. Для дешевых позиций дополнительные комиссии могут "съесть" всю прибыль. Вполне себе повод уйти с Ozon и на другие площадки (или открыть свой е-ком).
Ozon возражает.
Говорят, что решение продиктовано логистической эффективностью: возврат на склад продавца занимает больше времени, чем отправка на ближайший фулфилмент. Компания обещает льготные условия хранения – от 30 до 365 дней бесплатно. Плюс товары быстрее попадают в повторную продажу и поднимаются в поиске.
По данным Ozon, такую схему уже добровольно использует половина продавцов
Юристы
Обобщенная позиция юристов такая: сами по себе эти правила не нарушают законы, если они четко прописано в договоре.
Единственное, из-за чего Ozon может прилететь – это за злоупотребление доминирующим положением: например, если работать по новым правилам продавцам невыгодно, но уйти они не могут.
Конкуренты к практике пока не присоединились: Wildberries и "Яндекс.Маркет" сохраняют за продавцами контроль над возвратами.
24% потребителей не готовы потреблять сельхозпродукты, произведенные при помощи ИИ. Готовы – 35%.
Дело – в крайне низкой информированности: только 10% россиян хорошо знают о применении ИИ в сельском хозяйстве, 46% что-то слышали поверхностно, а 42% вообще ничего не знают. Городские жители при этом в два раза чаще готовы покупать "ИИ-продукцию", чем сельские.
Получается, города видят ИИ как умного помощника в сельском хозяйстве, а деревня – где эти технологии могли бы дать максимальный эффект – демонстрирует скепсис.
На первый взгляд кажется, что ИИ – это такой новый ГМО: люди не в курсе, что это такое, но уверены, что оно их отравит. Но на деле качество продукции не беспокоит: люди переживают из-за потери рабочих мест, киберугроз и сбоев оборудования, высокой стоимости внедрения. Качество продукции почти никого не волнует.
Плюсы: оптимизация логистики и хранения (38%), мониторинг состояния почвы, воды, воздуха (38%), автоматизация и снижение затрат (37%), повышение качества продукции (35%).
С наибольшим энтузиазмом к ИИ относится молодежь – каждый второй молодой россиянин готов есть продукты, произведенные с помощью ИИ.
Дело – в крайне низкой информированности: только 10% россиян хорошо знают о применении ИИ в сельском хозяйстве, 46% что-то слышали поверхностно, а 42% вообще ничего не знают. Городские жители при этом в два раза чаще готовы покупать "ИИ-продукцию", чем сельские.
Получается, города видят ИИ как умного помощника в сельском хозяйстве, а деревня – где эти технологии могли бы дать максимальный эффект – демонстрирует скепсис.
На первый взгляд кажется, что ИИ – это такой новый ГМО: люди не в курсе, что это такое, но уверены, что оно их отравит. Но на деле качество продукции не беспокоит: люди переживают из-за потери рабочих мест, киберугроз и сбоев оборудования, высокой стоимости внедрения. Качество продукции почти никого не волнует.
Плюсы: оптимизация логистики и хранения (38%), мониторинг состояния почвы, воды, воздуха (38%), автоматизация и снижение затрат (37%), повышение качества продукции (35%).
С наибольшим энтузиазмом к ИИ относится молодежь – каждый второй молодой россиянин готов есть продукты, произведенные с помощью ИИ.
Ставка "Сбера" на е-фарму не зашла: банк уходит в производство электроники
Последние дни ознаменовались сразу двумя громкими новостями из крупнейшего банка страны: 1) "Сбер" продал свою долю в "Еаптеке" – второй крупнейшей е-фарме страны; 2) "Сбер" за 30 млрд хочет завладеть ГК "Элемент" – крупнейшим производителем микроэлектроники.
Еаптека
Долю банка выкупили структуры Алексея Репика – владельца "Р-фарм". Теперь он контролирует 100% онлайн-аптеки.
Для "Сбера" это был тяжелый актив, несмотря на огромные цифры: выручка 32,9 млрд рублей, но убыток 4 млрд. За пять лет банк вложил около 15 млрд рублей, а совокупные потери достигли 18 млрд.
Главная проблема – провалившаяся ставка на лоббизм. Банк рассчитывал на разрешение онлайн-продаж рецептурных препаратов, но регуляторика так и не изменилась. В итоге "Еаптека" осталась просто средней сетью без перспектив роста.
Репик планирует использовать розницу как канал для продаж собственных препаратов, но эксперты считают вероятным последующую продажу актива крупному маркетплейсу.
ГК "Элемент"
Продукция группы используется в банковских картах, SIM-картах, транспортных картах, системах навигации и городской инфраструктуре.
"Сбер" хочет создать полный цикл производства микроэлектроники. После покупки доли в "Аквариусе" банк может сформировать крупного игрока и консолидировать всю отрасль в России.
Цена вопроса – 28 млрд рублей.
Последние дни ознаменовались сразу двумя громкими новостями из крупнейшего банка страны: 1) "Сбер" продал свою долю в "Еаптеке" – второй крупнейшей е-фарме страны; 2) "Сбер" за 30 млрд хочет завладеть ГК "Элемент" – крупнейшим производителем микроэлектроники.
Еаптека
Долю банка выкупили структуры Алексея Репика – владельца "Р-фарм". Теперь он контролирует 100% онлайн-аптеки.
Для "Сбера" это был тяжелый актив, несмотря на огромные цифры: выручка 32,9 млрд рублей, но убыток 4 млрд. За пять лет банк вложил около 15 млрд рублей, а совокупные потери достигли 18 млрд.
Главная проблема – провалившаяся ставка на лоббизм. Банк рассчитывал на разрешение онлайн-продаж рецептурных препаратов, но регуляторика так и не изменилась. В итоге "Еаптека" осталась просто средней сетью без перспектив роста.
Репик планирует использовать розницу как канал для продаж собственных препаратов, но эксперты считают вероятным последующую продажу актива крупному маркетплейсу.
ГК "Элемент"
Продукция группы используется в банковских картах, SIM-картах, транспортных картах, системах навигации и городской инфраструктуре.
"Сбер" хочет создать полный цикл производства микроэлектроники. После покупки доли в "Аквариусе" банк может сформировать крупного игрока и консолидировать всю отрасль в России.
Цена вопроса – 28 млрд рублей.
Очень разумное от главы "Ивановской текстильной компании" - т.е. человека, который занимается реальным бизнесом "на земле".
В современном мире нельзя ставить задачу выстроить полностью автономный бизнес-процесс. Плюс в таком положении может и быть, но минусов гораздо больше (цены на сырье, технологическая замкнутость) - и в долгую это точно приведет к отставанию по качеству.
В современном мире нельзя ставить задачу выстроить полностью автономный бизнес-процесс. Плюс в таком положении может и быть, но минусов гораздо больше (цены на сырье, технологическая замкнутость) - и в долгую это точно приведет к отставанию по качеству.