🎧 FunCubator - технологии развлечений – Telegram
🎧 FunCubator - технологии развлечений
577 subscribers
27 photos
1 video
3 files
445 links
FunCubator – VC-инвестфонд FunCorp. Инвестируем в развлечения, запускаем проекты в космос. VR/AR, eSports, AI в музыке и видео, медиа и сообщества.
Download Telegram
Зря они, конечно, видеоигры и киберспорт вместе считают. Да и игры – это несколько разных рынков (мобайл, консоли, PC), которые по-разному развиваются.
Среди всех развлечений VR-павильона на CEBIT популярнее всего старый добрый кикер.
Автор канала @truestartup о своем опыте общения с инвесторами
Наши коллеги и соседи по офисному зданию устраивают завтра открытую лекцию для стартапов, которые планируют выходить на американский рынок. То есть для всех нормальных стартапов.

https://corestation.timepad.ru/event/741064/
Июльский номер журнала РБК посвящен нашей тематике: новым форматам медиа и развлечений. Для текста про FunCubator пришлось поучаствовать в самой странной фотосессии в моей жизни, но итоговое фото того стоит.

Особенно приятно, что кроме текстов про известных деятелей и большие проекты, в номере есть и материал про наш портфельный стартап "Дикий Диджитал" – студию интернет-сериалов, меняющую рынок качественного онлайн-видео.

Пока полностью только на бумаге, но должны постепенно выкладывать материал и на сайт.
https://www.rbc.ru/magazine/2018/07
Поучительная некрасивая история стартапа The Bell о том, как важно правильно вести дела с самого начала, даже если вы все классные, умные и давние друзья. В итоге все три стороны в чем-то неправы: основатель, автор текста и их инвестор, само собой.

https://zen.yandex.ru/media/id/5997627457906a8ab6552b86/kak-ia-byl-sovladelcem-the-bell-i-chto-iz-etogo-vyshlo--5b56296cee972800a8e443b2

Пара мыслей по теме:

1. Фиксируйте соглашения на берегу: кто за что отвечает, кто сколько процентов получает и когда. Это весело, почти как выбирать название и логотип, и сразу настраивает на правильный лад. Если кому-то из фаундеров вы не смогли придумать должность и область, в которой он принимает окончательное решение, то это не фаундер.

Образцы документов есть в канале моего коллеги: https://news.1rj.ru/str/ventureStuff/8

2. Доля подразумевает участие либо рабочим временем, либо деньгами. Если кто-то из фаундеров на зарплате, это автоматически снижает долю. Давать долю советникам, не вложившимся деньгами, имеет смысл крайне редко (если это звезда или человек с суперсвязями), и только с отсрочкой (клиффом).

Вообще, абстрактные проценты раздавать легко, когда еще нет ничего осязаемого, но если что-то заведется, каждое лишнее обязательство несет кучу проблем.

3. В России большинство основателей новых проектов плохо представляют, что они должны делать на старте, чтобы исключить будущие конфликты и сложности. Это печально, это выливается в большие проблемы для инвесторов, и мне очень хочется эту культуру хотя бы немного поднимать.

Поэтому готов на волонтерских началах консультировать новые стартапы симпатичных мне тематик (необязательно именно медиа/развлечения) о том, как правильно сделать соглашение фаундеров на старте. Предложение действительно только для новых проектов – если вы уже что-то не зафиксировали и вконец рассорились, этим занимаются уже юристы и за деньги.

https://zen.yandex.ru/media/id/5997627457906a8ab6552b86/kak-ia-byl-sovladelcem-the-bell-i-chto-iz-etogo-vyshlo--5b56296cee972800a8e443b2
В продолжение темы – калькулятор распределения долей между фаундерами. FAQ в конце тоже полезный.

http://foundrs.com/
Каждый раз перед тем, как подумать "зачем эти доли, деньги сейчас важнее", помните, что Рональд Уэйн продал свои 10% в Apple за $800. После этого он получил еще $1500 за обязательство не подавать никаких исков, а в 90-х продал свой экземпляр первого акционерного соглашения еще за $500. Даже эту последнюю бумажку в итоге продали на аукционе больше, чем за миллион долларов.

Уэйну 84 года, он живет в трейлере. Сохранив долю в компании, он бы точно мог входить сейчас в топ-5 самых богатых людей в мире.

https://en.wikipedia.org/wiki/Ronald_Wayne
Задался вопросом о самой успешной венчурной инвестиции в истории. Удивительно, но похоже, что победителем выходит вовсе не классический инвестфонд и не бизнес-ангел, а южноафриканский медиахолдинг Naspers, известный в России как мажоритарий Avito и владелец 27,6% Mail.ru Group.

В 2001 году Naspers приобрели около трети китайского холдинга Tencent за $34M. На начало 2018 года они владели 33,2% компании по биржевой оценке порядка $175 миллиардов долларов. В марте они продали 2% Tencent за сумму около 10 миллиардов, зафиксировав прибыль более 5000Х. Судя по тому, что TenCent продолжает расти нечеловеческими темпами, показав по итогам первого квартала 2018 годовой рост выручки на 65% и прибыли на 48%, это еще не предел.
Сегодня ночью нам придется лечь попозже – флагманская команда киберспортивного холдинга Winstrike, в который мы вложились, начинает выступления на чемпионате мира в Ванкувере. Первый матч ровно в полночь.

Немного подробностей сделки: https://vc.ru/43064-kibersportivnyy-holding-winstrike-privlek-1-5-mln-ot-kompanii-funcorp

Самый короткий гид по турниру: https://cyber.sports.ru/tribuna/blogs/peteofmalice/1935434.html
Интересная история: основатель FanDuel, компании, проданной Paddy Power за $465M, в итоге ничего не заработал при экзите из-за того, что все деньги достались инвесторам. Как правило, при продаже компании первыми получают деньги самые новые инвесторы, потом более старые и в самом конце – основатели. Этот порядок называется в инвестиционных документах liquidation preferences, и часто этот пункт даже важнее, чем размер доли и оценки.

https://www.recode.net/2018/8/14/17686572/fanduel-nigel-eccles-merger-lawsuit-paddy-power-sports-gambling

Обращают на себя внимание несколько моментов:

1. Компания привлекла в сумме $416M инвестиций. Вообще это очень много, тем более для бизнеса с такими регуляционными рисками – каждый раз, когда вы слышите, что кто-то поднял большой раунд, нужно понимать, что это деньги, которые надо будет вернуть. Не сейчас, на мягких условиях и квартирой вы не отвечаете, но точно нужно будет.

2. Внимательный читатель заметил уже, что $416M все-таки меньше, чем $465M. Почему же основателям вообще ничего не досталось?

Среди раундов выделяется самый последний, но не самый большой: Convertible Note на $55M, подписанный текущими инвесторами. Такие ноты на поздней стадии обычно выдаются, чтобы дожить до экзита: IPO, поглощения, а в случае FanDuel – планировавшегося слияния с DraftKings. Ноты часто не фиксируют оценку, но содержат другие коварные пункты: в частности, могут гарантировать liquidation preferences >1Х.

То есть вы не знаете, какой в итоге будет экзит, но основатели говорят, что уже вот-вот, а нота гарантирует вам возврат, например, удвоенной суммы денег. Такое же встречается иногда на поздних стадиях финансирования, особенно если в них участвуют инвестбанки. После краха доткомов какое-то время были распространены большие мультипликаторы даже на ранних стадиях, но сейчас это считается уже неприличным, и таким инвесторам не стоит доверять.

3. Обычно такие ситуации не приводят к искам, потому что для основателей инвесторы выделяют так называемый carve-out: деньги/долю, которую они получат в любом случае. Это часто оправдано тем, что покупатели хотят оставить ключевых людей у себя, и без них компания будет стоить сильно меньше. Но Найджел Экклз отошел от дел за полгода до продажи, чтобы заняться чем-то киберспортивным. Соответственно, инвесторам, и без того потерявшим деньги, незачем было как-то его мотивировать.

Подробный гид о всех вариантах liquidation preferences: https://medium.com/@CharlesYu/the-ultimate-guide-to-liquidation-preferences-478dda9f9332

О разных тонкостях венчурных сделок читайте на канале коллеги Алмаса: @venturestuff
Встречаются стартаперы, которые любят активно продавать. Они используют отточенные подводки, говорят напористо, козыряют красивыми цифрами, часто не относящимися к делу – вроде больших раундов у американских конкурентов или количества своих лет в бизнесе. Само собой, умалчивают о проблемах ("метрики после NDA") и пытаются максимально перевести все в плоскость эмоций. Не всегда это сознательный обман, некоторые просто привыкли продавать именно так.

Но это не работает. Любые хитрости при продажах срабатывают, только если покупатель знает меньше продавца, и они больше никогда не встретятся (рекомендую по этому поводу книжку To Sell Is Human). Инвестиции – вещь долгая, и инвестор всегда стремится узнать как можно больше, желательно больше, чем известно самим стартаперам. Поэтому первое впечатление не имеет особого значения. В отличие от репутации, которая нарабатывается годами.

Часто помогает такой прием: я объясняю активно продающим ребятам, что они классные и мне нравятся, но у меня есть коллеги, без которых нельзя принять решение, и которым именно я буду презентовать их проект. Коллеги выступают как злые/занятые/недалекие/адские формалисты, которые понимают только цифры, смотря что требуется. Если просишь человека "помоги мне объяснить другим, почему это классно", получается гораздо лучше (ну или быстро становится ясно, что ничего классного нет). Во-первых, вы оказываетесь на одной стороне, а не соревнуетесь. Во-вторых, приходится выделять главное и говорить по делу. А коллеги простят, если что. )

Это похоже на три стадии обучения: 1) понял; 2) можешь повторить; 3) можешь научить. В принципе, любая идея становится по-настоящему значимой только тогда, когда ее начинают распространять другие люди.
Вложились вместе с NP Capital в Fibrum, мультиплатформенное решение для виртуальной реальности. Продукт стартапа решает сразу две проблемы VR: фрагментацию сторов приложений (у каждого производителя свой) и низкое качество многих продуктов в этих сторах. Как известно, плохой UX в виртуальной реальности вызывает физически неприятные ощущения и может навсегда лишить пользователя желания надевать шлем еще раз.

https://www.rbc.ru/own_business/20/09/2018/5ba33ac49a7947f21cab4af6
У нас иногда спрашивают, почему мы не инвестируем в дейтинги, "ведь это тоже весело".

Есть две причины: во-первых, коллега Алмас (@venturestuff) запускал свой дейтинг-стартап, и знает, какой это жесткий и уже в целом сложившийся рынок.

А во-вторых, дейтинг – это не совсем развлечение, и вот почему.

Развлечения – это в первую очередь способ тратить время с удовольствием. Желательно много времени, все, которое есть, и еще чуть-чуть.

Но Сергей Курилович (основатель Invisible) делился как-то инсайтом, что в дейтингах, несмотря на огромный трафик, неплохую возвращаемость, социальность и длинные сессии, совершенно не работает реклама. Люди находятся не в режиме получения удовольствия, их внимание сфокусировано, а не рассеянно. Никакие креативы не могут их отвлечь от основной задачи, и они скорее готовы платить за то, чтобы сделать ее максимально быстро и эффективно. По смыслу больше похоже на заказ такси, Excel или IDE для программирования.

Разумеется, это тоже интересный бизнес, но в FunCubator мы концентрируемся на сервисах, которыми можно пользоваться как можно дольше. А настоящий успех большинства моделей дейтингов в том, чтобы пользователь больше никогда в них не заходил.