📖В сегодняшнем евангельском чтении содержатся блаженства, обещанные Христом разным категориям людей (Мф.5:1-12).
1. Нищие духом - смиренные; признающие, что все, что в них есть доброго - все от Бога.
2. Плачущие о своих и чужих грехах.
3. Кроткие - имеющие тихое расположение духа, соединённое с осторожностью никого не раздражать и ничем не раздражаться.
4. Алчущие и жаждущие правды - те, кто желанием и молитвой веры алчут и жаждут благодатного оправдания через Иисуса Христа.
5. Милостивые - проявляющие милосердие к людям.
6. Чистые сердцем - те, кто изгнал из сердца все злые желания и пристрастия.
7. Миротворцы - те, кто не подают повода к ненужным конфликтам и стараются примирять враждующих.
8. Изгнанные за правду Божию.
9. Гонимые за веру в Иисуса Христа.
Относительно добрых дел, за которые Христом обещаны блаженства, в «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» (Ч.2, вопрос 63) сказано: «Во-первых, эти добрые дела так соединены между собой, что если кто имеет одну добродетель, в собственном и истинном смысле, тот имеет и все другие; также кто вовсе не стяжал ни одной добродетели, тот лишен и всех прочих. Во-вторых, так должно мыслить о добрых делах, о которых сказали, что исполняющие их не только на небесах насладятся вечным блаженством; но они и в сем мире, наслаждаясь временными благами по благоволению Божию, бывают блаженны».
#библия #мораль #толкование
1. Нищие духом - смиренные; признающие, что все, что в них есть доброго - все от Бога.
2. Плачущие о своих и чужих грехах.
3. Кроткие - имеющие тихое расположение духа, соединённое с осторожностью никого не раздражать и ничем не раздражаться.
4. Алчущие и жаждущие правды - те, кто желанием и молитвой веры алчут и жаждут благодатного оправдания через Иисуса Христа.
5. Милостивые - проявляющие милосердие к людям.
6. Чистые сердцем - те, кто изгнал из сердца все злые желания и пристрастия.
7. Миротворцы - те, кто не подают повода к ненужным конфликтам и стараются примирять враждующих.
8. Изгнанные за правду Божию.
9. Гонимые за веру в Иисуса Христа.
Относительно добрых дел, за которые Христом обещаны блаженства, в «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» (Ч.2, вопрос 63) сказано: «Во-первых, эти добрые дела так соединены между собой, что если кто имеет одну добродетель, в собственном и истинном смысле, тот имеет и все другие; также кто вовсе не стяжал ни одной добродетели, тот лишен и всех прочих. Во-вторых, так должно мыслить о добрых делах, о которых сказали, что исполняющие их не только на небесах насладятся вечным блаженством; но они и в сем мире, наслаждаясь временными благами по благоволению Божию, бывают блаженны».
#библия #мораль #толкование
❤16👍1
В «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» (Ч.1, вопрос 113) указываются следующие условия Таинства Покаяния.
1. Необходимо, чтобы кающийся и духовник были православными христианами.
2. Необходимо, чтобы кающийся имел сокрушение (скорбь) о грехах «которыми он прогневал Бога или навредил своему ближнему». За этим должно следовать устное исповедание грехов «так как духовник не может отпустить грехи там, где он не знает ничего, что следует отпустить; он также не может наложить подходящую епитимию».
3. Духовник должен назначить кающемуся епитимию (канон) за грехи. К этому относятся: молитва, милостыня, посты, паломничество к святым местам, поклоны и тому подобное, что посчитает подходящим духовник. Кстати, это предписано в последовании исповеди в любом требнике.
Всякий смертный грех имеет последствия в виде вечного и временного наказания. Вечное наказание отпускается вместе с виной греха на исповеди, остаётся временное наказание. Человек может выполнить епитимью в качестве временного наказания, либо получить епитимью от Бога в виде различных скорбей. Если человек умирает, имея долг временного наказания, он отправляется на время в ад, где пребывает в надежде на освобождение по молитвам, приношениям и добрым делам живых за него. Об этом я писал ранее.
#мораль #дисциплина
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Telegram
чтец Сергий Федоров
Зачем Церковь молится об умерших? (к Троицкой родительской субботе)
В «Исповедании веры Восточной Церкви», одобренном Иерусалимским собором 1672 г. учение по этому вопросу изложено в 18-м определении:
«Те, кто впали в смертные грехи, но скончались не в…
В «Исповедании веры Восточной Церкви», одобренном Иерусалимским собором 1672 г. учение по этому вопросу изложено в 18-м определении:
«Те, кто впали в смертные грехи, но скончались не в…
❤9👍1
📖Пересказ и толкование сегодняшнего рядового чтения из послания ап. Павла к Римлянам (Рим.1:18-27)
Послание к Римлянам представляет собой богословский трактат, который заложил основу христианского вероучения, в частности учения об искуплении и спасении.
Начиная благовествовать об Иисусе Христе Спасителе, апостол Павел говорит о проблеме всеобщей греховности людей. Сначала он обличает язычников. «Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою». Люди намеренно предпочли отвергнуть Бога, чтобы свободно грешить. За это на них грядет суд Божий. Они могли познать Бога из окружающей природы, но не захотели служить Ему. Но они безответны, потому что это было их решение, а не необходимость. Дальше началась постепенная нравственная деградация.
1. Сначала люди перестают славить Бога и Он становится в их сознании кем-то очень далеким.
2. За этим неизбежно следует погружение в земную суету с одной лишь заботой, как лучше устроиться в этой жизни.
3. Далее сердца людей омрачаются, в душе наступает полный мрак. Совесть заглушается, страх Божий отходит, о Боге не вспоминают, вместе с этим здравые понятия о Боге и человеке забываются и темнеют.
4. Далее наступает стадия духовного безумия: «называя себя мудрыми, обезумели».
5. Все это приводит к языческому обожествлению творения и идолопоклонству.
6. В результате Бог оставляет этих людей и они впадают в противоестественный разврат: «Женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение». Про грех мужчин все понятно, с грехом женщин – все несколько сложнее. Дело в том, что о лесбиянстве в античном мире достаточно мало свидетельств, по сравнению с мужскими гомосексуальными отношениями. В Ветхом Завете и вовсе о них не упоминается. Поэтому некоторые исследователи, со ссылкой на древних толкователей, делают вывод, что здесь не идет речи о лесбийских отношениях. Вполне вероятно, что «женщины их заменили естественное употребление противоестественным» (пол партнера не уточняется) – это про извращения в гетеросексуальных отношениях, которые часто упоминались в литературе того времени. В частности, именно так понимал это место св. Августин.
Вообще следует заметить, что для ап. Павла сексуальная этика тесно связана с понятием замысла Божия об интимных отношениях, который обнаруживается в самом строении тела человека (argumentum ad naturam). Нормой для него является "естественное употребление женского пола", то есть классический генитальный акт мужчины и женщины, а "противоестественное употребление" - это то, что противоречит природе. Это место в Библии показательно в связи с дискуссиями о том, насколько свободен человек в выборе своих сексуальных предпочтений.
#библия #толкование #мораль
Послание к Римлянам представляет собой богословский трактат, который заложил основу христианского вероучения, в частности учения об искуплении и спасении.
Начиная благовествовать об Иисусе Христе Спасителе, апостол Павел говорит о проблеме всеобщей греховности людей. Сначала он обличает язычников. «Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою». Люди намеренно предпочли отвергнуть Бога, чтобы свободно грешить. За это на них грядет суд Божий. Они могли познать Бога из окружающей природы, но не захотели служить Ему. Но они безответны, потому что это было их решение, а не необходимость. Дальше началась постепенная нравственная деградация.
1. Сначала люди перестают славить Бога и Он становится в их сознании кем-то очень далеким.
2. За этим неизбежно следует погружение в земную суету с одной лишь заботой, как лучше устроиться в этой жизни.
3. Далее сердца людей омрачаются, в душе наступает полный мрак. Совесть заглушается, страх Божий отходит, о Боге не вспоминают, вместе с этим здравые понятия о Боге и человеке забываются и темнеют.
4. Далее наступает стадия духовного безумия: «называя себя мудрыми, обезумели».
5. Все это приводит к языческому обожествлению творения и идолопоклонству.
6. В результате Бог оставляет этих людей и они впадают в противоестественный разврат: «Женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение». Про грех мужчин все понятно, с грехом женщин – все несколько сложнее. Дело в том, что о лесбиянстве в античном мире достаточно мало свидетельств, по сравнению с мужскими гомосексуальными отношениями. В Ветхом Завете и вовсе о них не упоминается. Поэтому некоторые исследователи, со ссылкой на древних толкователей, делают вывод, что здесь не идет речи о лесбийских отношениях. Вполне вероятно, что «женщины их заменили естественное употребление противоестественным» (пол партнера не уточняется) – это про извращения в гетеросексуальных отношениях, которые часто упоминались в литературе того времени. В частности, именно так понимал это место св. Августин.
Вообще следует заметить, что для ап. Павла сексуальная этика тесно связана с понятием замысла Божия об интимных отношениях, который обнаруживается в самом строении тела человека (argumentum ad naturam). Нормой для него является "естественное употребление женского пола", то есть классический генитальный акт мужчины и женщины, а "противоестественное употребление" - это то, что противоречит природе. Это место в Библии показательно в связи с дискуссиями о том, насколько свободен человек в выборе своих сексуальных предпочтений.
#библия #толкование #мораль
Biblical Hermeneutics Stack Exchange
In Romans 1:26-27 what are "unnatural" relations or "use beyond nature"?
Romans 1:26-27 reads:
For this reason God gave them over to dishonorable passions. For their
women exchanged the natural sexual relations for unnatural ones, and
likewise the men also abandoned
For this reason God gave them over to dishonorable passions. For their
women exchanged the natural sexual relations for unnatural ones, and
likewise the men also abandoned
❤5👍1
📖В сегодняшнем евангельском чтении содержится фрагмент Нагорной проповеди Спасителя (Мф.5:20-26), на которой основывается христианская мораль. Объясню несколько утверждений Спасителя.
1. Что значит «праведность книжников и фарисеев»? Это не про лицемерные дела, а про ветхозаветный уровень праведности. Толкование из катехизиса: «Поскольку мы получили гораздо большие благодеяния от Бога, и с несравненным преимуществом пред ними (иудеями – С.Ф.) приняли благодать Святого Духа через Господа нашего Иисуса Христа, то посему и добродетели наши должны превосходить дела иудеев» (Прав. исповедание, Ч. 3, вопрос 47).
2. Что значит «гневающийся напрасно»? Это тот, кто гневается по недостойной причине или неправильно. Нельзя в гневе желать отомстить за себя, но можно и нужно умеренно гневаться на тех, кто оскорбляет Бога и обижает ближнего.
3. Поскольку запрет на гнев соотносится с заповедью «не убивай», то смертный грех гнева заключается в пожелании человеку смерти или иного тяжкого вреда. Иные степени гнева не считаются смертным грехом.
4. Блж. Августин поясняет, что слово «напрасно» относится не только к гневу, но и к словесным оскорблениям. Если бы был безусловный запрет на оскорбления, то Христос и апостол Павел бы грешили, когда называли некоторых людей обидными словами. Следовательно, говорит св. Августин, «браниться надлежит редко и только тогда, когда это крайне необходимо для того, чтобы побудить [человека] служить Богу, но никак не нам» (О Нагорной проповеди Господа).
5. Нельзя молиться и приносить Богу дары, если мы находимся в ссоре с ближними. Причем речь идет не о всякой ссоре, а когда «брат твой имеет что-нибудь против тебя», то есть виноваты мы. Без мира и любви молитвы и приношения будут напрасны.
#библия #мораль #духовнаяжизнь #августин #толкование
1. Что значит «праведность книжников и фарисеев»? Это не про лицемерные дела, а про ветхозаветный уровень праведности. Толкование из катехизиса: «Поскольку мы получили гораздо большие благодеяния от Бога, и с несравненным преимуществом пред ними (иудеями – С.Ф.) приняли благодать Святого Духа через Господа нашего Иисуса Христа, то посему и добродетели наши должны превосходить дела иудеев» (Прав. исповедание, Ч. 3, вопрос 47).
2. Что значит «гневающийся напрасно»? Это тот, кто гневается по недостойной причине или неправильно. Нельзя в гневе желать отомстить за себя, но можно и нужно умеренно гневаться на тех, кто оскорбляет Бога и обижает ближнего.
3. Поскольку запрет на гнев соотносится с заповедью «не убивай», то смертный грех гнева заключается в пожелании человеку смерти или иного тяжкого вреда. Иные степени гнева не считаются смертным грехом.
4. Блж. Августин поясняет, что слово «напрасно» относится не только к гневу, но и к словесным оскорблениям. Если бы был безусловный запрет на оскорбления, то Христос и апостол Павел бы грешили, когда называли некоторых людей обидными словами. Следовательно, говорит св. Августин, «браниться надлежит редко и только тогда, когда это крайне необходимо для того, чтобы побудить [человека] служить Богу, но никак не нам» (О Нагорной проповеди Господа).
5. Нельзя молиться и приносить Богу дары, если мы находимся в ссоре с ближними. Причем речь идет не о всякой ссоре, а когда «брат твой имеет что-нибудь против тебя», то есть виноваты мы. Без мира и любви молитвы и приношения будут напрасны.
#библия #мораль #духовнаяжизнь #августин #толкование
❤13
📖Пересказ и толкование сегодняшнего рядового чтения из послания ап. Павла к Римлянам (Рим.1:28-32,2:1-9)
За то, что язычники не захотели познание о Боге сделать руководящим началом в своей жизни («иметь Бога в разуме»), Он отдал их во власть полного потемнения нравственного сознания. Это стало вторым проявлением гнева Божия. Понятия о добре и зле извратились у этих людей, и они стали совершать непотребства. «Они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы». Однако при этом они все равно знают, что это зло, поэтому неизвинительны перед судом Божьим: «Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют». Это важное наблюдение, которое показывает справедливость Божию: Он осуждает неверующих за то, что они сами признают как зло и не только совершают преступления, но и поощряют других к тому же. Итак, корень всякого зла – забвение Бога, нежелание служить Ему. Невозможно сделать человека нравственным без веры в Бога и сознательного служения Ему.
Ап. Павел приводит еще одно доказательство того, что люди не могут оправдаться незнанием: «Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то́ же». Осуждение других, «двойные стандарты» наглядно показывают, что человек признает объективный нравственный закон.
Апостол предупреждает, что суд Божий неизбежен: Бог «воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев».
#библия #толкование #мораль
За то, что язычники не захотели познание о Боге сделать руководящим началом в своей жизни («иметь Бога в разуме»), Он отдал их во власть полного потемнения нравственного сознания. Это стало вторым проявлением гнева Божия. Понятия о добре и зле извратились у этих людей, и они стали совершать непотребства. «Они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы». Однако при этом они все равно знают, что это зло, поэтому неизвинительны перед судом Божьим: «Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют». Это важное наблюдение, которое показывает справедливость Божию: Он осуждает неверующих за то, что они сами признают как зло и не только совершают преступления, но и поощряют других к тому же. Итак, корень всякого зла – забвение Бога, нежелание служить Ему. Невозможно сделать человека нравственным без веры в Бога и сознательного служения Ему.
Ап. Павел приводит еще одно доказательство того, что люди не могут оправдаться незнанием: «Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то́ же». Осуждение других, «двойные стандарты» наглядно показывают, что человек признает объективный нравственный закон.
Апостол предупреждает, что суд Божий неизбежен: Бог «воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев».
#библия #толкование #мораль
👍9❤1
📖В сегодняшнем евангельском чтении содержится очередной фрагмент Нагорной проповеди Спасителя (Мф.5:27-32), на которой основывается христианская мораль. На этот раз речь идет о нравственности в области взаимоотношений мужчины и женщины.
1. Русский перевод «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением» неточен, так как создает впечатление, что любая спонтанная мысль о понравившейся женщине – уже грех. Славянское «ко еже вожделети ея» более точно передает указание на намеренный взгляд с нечистым пожеланием. Именно намерение и определяет греховность мыслей.
2. Христос говорит об этом в контексте заповеди «не совершай супружескую измену». Следовательно, его слова о блудном взгляде, в первую очередь, относятся к женатым лицам, которые намеренно смотрят на посторонних женщин и через это совершают мысленную измену. Однако они актуальны и для неженатых, в том смысле, что не следует развивать сексуальные фантазии относительно понравившихся лиц, которые не находятся в браке с этим человеком.
3. Заповедь Христа о хранении взгляда от чужой красоты, конечно, не относится к собственной жене или мужу. Свт. Иоанн Златоуст специально оговаривает: «Если хочешь смотреть и услаждаться взором, то смотри постоянно на свою жену и люби ее: этого не воспрещает никакой закон. Если же ты будешь назирать чужую красоту, то оскорбишь и жену свою, отвращая от нее глаза свои, и ту, на которую смотришь, так как касаешься ее вопреки закону» (Беседы на Евангелие от Матфея, 17). Христос не сказал здесь ничего принципиально нового. Еще в Ветхом Завете был известен совет мудреца: «Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту: многие совратились с пути чрез красоту женскую; от нее, как огонь, загорается любовь» (Сир.9:8-9). В Новом Завете добавилось наказание за нарушение этого.
4. Метафорическое поучение об оторванной руке и вырванном глазе указывает на бескомпромиссность христианина в борьбе с грехом. Даже если придется потерять очень многое в житейском плане, самое главное – сохранить душу для вечной жизни с Богом. Это бывает сложно, но иначе и нельзя быть по настоящему верующим, если не расставить верно приоритеты.
5. В 32 стихе содержится очень важное учение, имеющее прямое отношение к личной жизни миллионов людей. Для иудеев считалось нормальным разводиться с женами по любому поводу, также как и сегодня. Но Спаситель говорит: «Всякий, отпускающий жену свою, кроме как по причине блуда, подвергает ее опасности прелюбодеяния, и кто женится на отпущенной, прелюбодействует». Тем самым, он утверждает предельную ответственность супругов друг за друга, так что подлость одного ломает жизнь другому. Говоря простыми словами: тот, кто уходит из семьи или отпускает жену, которая не повинна в измене, тот толкает ее на грех прелюбодеяния. Оставляя ее без законного сексуального удовлетворения, он вынуждает ее саму совершать смертный грех. Но и посторонний мужчина, который берет такую отпущенную в жены, сам становится прелюбодеем. Почему? Потому что ни у кого на земле нет полномочий освободить от обязательств брака тех, кто однажды в него вступил. Те, которые думают, что разведены, остаются перед Богом связанными брачными обязательствами (православные христиане принимают эти обязательства в наше время при венчании). Свт. Иоанн Златоуст говорил об этом: «Не указывай мне на законы, постановленные внешними, дозволяющие давать запись отпущения и разводиться. Не по этим законам будет судить тебя Бог в тот день, а по тем, которые Он сам постановил» (О разводном письме).
#библия #толкование #мораль
1. Русский перевод «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением» неточен, так как создает впечатление, что любая спонтанная мысль о понравившейся женщине – уже грех. Славянское «ко еже вожделети ея» более точно передает указание на намеренный взгляд с нечистым пожеланием. Именно намерение и определяет греховность мыслей.
2. Христос говорит об этом в контексте заповеди «не совершай супружескую измену». Следовательно, его слова о блудном взгляде, в первую очередь, относятся к женатым лицам, которые намеренно смотрят на посторонних женщин и через это совершают мысленную измену. Однако они актуальны и для неженатых, в том смысле, что не следует развивать сексуальные фантазии относительно понравившихся лиц, которые не находятся в браке с этим человеком.
3. Заповедь Христа о хранении взгляда от чужой красоты, конечно, не относится к собственной жене или мужу. Свт. Иоанн Златоуст специально оговаривает: «Если хочешь смотреть и услаждаться взором, то смотри постоянно на свою жену и люби ее: этого не воспрещает никакой закон. Если же ты будешь назирать чужую красоту, то оскорбишь и жену свою, отвращая от нее глаза свои, и ту, на которую смотришь, так как касаешься ее вопреки закону» (Беседы на Евангелие от Матфея, 17). Христос не сказал здесь ничего принципиально нового. Еще в Ветхом Завете был известен совет мудреца: «Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту: многие совратились с пути чрез красоту женскую; от нее, как огонь, загорается любовь» (Сир.9:8-9). В Новом Завете добавилось наказание за нарушение этого.
4. Метафорическое поучение об оторванной руке и вырванном глазе указывает на бескомпромиссность христианина в борьбе с грехом. Даже если придется потерять очень многое в житейском плане, самое главное – сохранить душу для вечной жизни с Богом. Это бывает сложно, но иначе и нельзя быть по настоящему верующим, если не расставить верно приоритеты.
5. В 32 стихе содержится очень важное учение, имеющее прямое отношение к личной жизни миллионов людей. Для иудеев считалось нормальным разводиться с женами по любому поводу, также как и сегодня. Но Спаситель говорит: «Всякий, отпускающий жену свою, кроме как по причине блуда, подвергает ее опасности прелюбодеяния, и кто женится на отпущенной, прелюбодействует». Тем самым, он утверждает предельную ответственность супругов друг за друга, так что подлость одного ломает жизнь другому. Говоря простыми словами: тот, кто уходит из семьи или отпускает жену, которая не повинна в измене, тот толкает ее на грех прелюбодеяния. Оставляя ее без законного сексуального удовлетворения, он вынуждает ее саму совершать смертный грех. Но и посторонний мужчина, который берет такую отпущенную в жены, сам становится прелюбодеем. Почему? Потому что ни у кого на земле нет полномочий освободить от обязательств брака тех, кто однажды в него вступил. Те, которые думают, что разведены, остаются перед Богом связанными брачными обязательствами (православные христиане принимают эти обязательства в наше время при венчании). Свт. Иоанн Златоуст говорил об этом: «Не указывай мне на законы, постановленные внешними, дозволяющие давать запись отпущения и разводиться. Не по этим законам будет судить тебя Бог в тот день, а по тем, которые Он сам постановил» (О разводном письме).
#библия #толкование #мораль
👍12👎1
Об учении и практике Древней Церкви по вопросу нерасторжимости брака
Доктор церковной истории, профессор Л. И. Писарев (1865-после 1920):
«Брачное половое общение супругов при отсутствии нравственно-психологических устоев брака может — даже должно — прекратиться и нарушиться, но в то же время самое брачное обязательство (sacramentum nuptiarum), в котором выражается самая идея брачного союза, этот вечно святой и непоколебимый идеал христианского брака, «не должно подлежать разрушению до самой смерти одного из супругов»*; только смерть путем естественного разрыва физической связи супругов полагает, наконец, естественный предел и их брачным обязательствам.
В виду неразрушимости брачного обязательства до момента смерти одного из супругов, естественно, не может возникать нового брачного обязательства, следовательно, нового брачного союза между одним из наличных супругов с другой посторонней особью. Всякая такая связь, по общему суду всех отцов, есть уже связь преступная, прелюбодейная.
Климент Александрийский, выходя из слов Евангелистов Матфея (Мф. 5, 32; 19, 9), Марка (Мк. 10, 11–12) и Луки (Лк. 16:18), делает на основании их такой решительный приговор: «всякий (разумеется и законный и незаконный) брак, заключенный при жизни одного из супругов, — говорит он, — связь преступная в очах Спасителя»**. «Аще который мирянин, изгнав жену свою, поймет иную или иным отринутую, да будет отлучен», не менее решительно заявляет самый ранний кодекс юридической практики древней христианской Церкви***.
Священное Писание, запрещая разведенной женщине выходить замуж, по-видимому, не простирает своего запрещения на мужа. Но простое молчание Священного Писания, по совершенно резонному замечанию блж. Августина, нелепо перетолковывать в смысле дозволения мужу, отпустившему свою жену, жениться снова. Хотя бы в данном случае, говорит Августин, мужем руководило желание выполнить «социальную задачу продолжения рода», все равно и ему — по смыслу Священного Писания — непристойно разрывать раз заключенный союз и жениться опять****. Даже из желания проводить аскетическую монашескую жизнь святые отцы находили неудобным и преступным разрывать брачное обязательство и прекращать супружеское общение.
Таким образом, по формуле блж. Августина, совершенно точно и определенно выражающей практику и взгляды древней христианской Церкви, брачный союз может только разобщаться и «прерываться» (separari), при том только по вине прелюбодеяния, но «никоим образом не разрушаться и прекращаться» (dissolvi), даже при существовании вины прелюбодеяния» (Брак и девство при свете древнехристианской святоотеческой письменности).
* Aug. De bono conjug., c. 15, § 17 // M. T. 6. Col. 385.
** Климент Александрийский. Строматы. Кн. 2, гл. 23, с. 302; ср. Афинагора «Прошение за христиан», гл. 32, с. 89; свт. Василия Великого «Гомилии на Шестоднев», бесед. V, 1 § 5, блж. Иеронима Толкование на Евангелие от Матфея с. 19; Ерма. Пастырь. Кн. 2, запов. 4 / русск. пер. П. Преображенского, изд. 2, 1895. С. 183: «Доколе муж не знает греха (прелюбодеяния) жены, он не грешит, если живет с нею. Если же муж узнает о грехе своей жены, и она не покается, но будет оставаться в своем прелюбодеянии, то он согрешит, если будет жить с нею, и сделается таким образом участником в ее прелюбодействе… Заповедуется всем, чтобы вы (то есть разведенные супруги) оставались одинокими, как муж, так и жена».
*** «Правила Апостольские», пост. 48; р. п. в изд. О. Л. Д. Пр., вып. 1, с. 102; Карфагенский собор в правиле 102 постановил: «По евангельскому и апостольскому учению ни оставленный женою, ни отпущенная мужем пусть не сочетаются с другим лицом, но или пусть так и остаются, или пусть примирятся между собою»; ср. свт. Василий Великий. Пр. 21; 6 Всел. Собор. Пр. 87, 97.
**** Aug. De bono conjug., с. 7 // M. T. 6. Сol. 378. Таким образом, практика современной церковной юрисдикции, дозволяющей вступление в новый брак невиновной половине, в древних христианских воззрениях, — логичных с точки зрения общих нравственно-догматических основ христианства, — совершенно не находит оправдания.
Доктор церковной истории, профессор Л. И. Писарев (1865-после 1920):
«Брачное половое общение супругов при отсутствии нравственно-психологических устоев брака может — даже должно — прекратиться и нарушиться, но в то же время самое брачное обязательство (sacramentum nuptiarum), в котором выражается самая идея брачного союза, этот вечно святой и непоколебимый идеал христианского брака, «не должно подлежать разрушению до самой смерти одного из супругов»*; только смерть путем естественного разрыва физической связи супругов полагает, наконец, естественный предел и их брачным обязательствам.
В виду неразрушимости брачного обязательства до момента смерти одного из супругов, естественно, не может возникать нового брачного обязательства, следовательно, нового брачного союза между одним из наличных супругов с другой посторонней особью. Всякая такая связь, по общему суду всех отцов, есть уже связь преступная, прелюбодейная.
Климент Александрийский, выходя из слов Евангелистов Матфея (Мф. 5, 32; 19, 9), Марка (Мк. 10, 11–12) и Луки (Лк. 16:18), делает на основании их такой решительный приговор: «всякий (разумеется и законный и незаконный) брак, заключенный при жизни одного из супругов, — говорит он, — связь преступная в очах Спасителя»**. «Аще который мирянин, изгнав жену свою, поймет иную или иным отринутую, да будет отлучен», не менее решительно заявляет самый ранний кодекс юридической практики древней христианской Церкви***.
Священное Писание, запрещая разведенной женщине выходить замуж, по-видимому, не простирает своего запрещения на мужа. Но простое молчание Священного Писания, по совершенно резонному замечанию блж. Августина, нелепо перетолковывать в смысле дозволения мужу, отпустившему свою жену, жениться снова. Хотя бы в данном случае, говорит Августин, мужем руководило желание выполнить «социальную задачу продолжения рода», все равно и ему — по смыслу Священного Писания — непристойно разрывать раз заключенный союз и жениться опять****. Даже из желания проводить аскетическую монашескую жизнь святые отцы находили неудобным и преступным разрывать брачное обязательство и прекращать супружеское общение.
Таким образом, по формуле блж. Августина, совершенно точно и определенно выражающей практику и взгляды древней христианской Церкви, брачный союз может только разобщаться и «прерываться» (separari), при том только по вине прелюбодеяния, но «никоим образом не разрушаться и прекращаться» (dissolvi), даже при существовании вины прелюбодеяния» (Брак и девство при свете древнехристианской святоотеческой письменности).
* Aug. De bono conjug., c. 15, § 17 // M. T. 6. Col. 385.
** Климент Александрийский. Строматы. Кн. 2, гл. 23, с. 302; ср. Афинагора «Прошение за христиан», гл. 32, с. 89; свт. Василия Великого «Гомилии на Шестоднев», бесед. V, 1 § 5, блж. Иеронима Толкование на Евангелие от Матфея с. 19; Ерма. Пастырь. Кн. 2, запов. 4 / русск. пер. П. Преображенского, изд. 2, 1895. С. 183: «Доколе муж не знает греха (прелюбодеяния) жены, он не грешит, если живет с нею. Если же муж узнает о грехе своей жены, и она не покается, но будет оставаться в своем прелюбодеянии, то он согрешит, если будет жить с нею, и сделается таким образом участником в ее прелюбодействе… Заповедуется всем, чтобы вы (то есть разведенные супруги) оставались одинокими, как муж, так и жена».
*** «Правила Апостольские», пост. 48; р. п. в изд. О. Л. Д. Пр., вып. 1, с. 102; Карфагенский собор в правиле 102 постановил: «По евангельскому и апостольскому учению ни оставленный женою, ни отпущенная мужем пусть не сочетаются с другим лицом, но или пусть так и остаются, или пусть примирятся между собою»; ср. свт. Василий Великий. Пр. 21; 6 Всел. Собор. Пр. 87, 97.
**** Aug. De bono conjug., с. 7 // M. T. 6. Сol. 378. Таким образом, практика современной церковной юрисдикции, дозволяющей вступление в новый брак невиновной половине, в древних христианских воззрениях, — логичных с точки зрения общих нравственно-догматических основ христианства, — совершенно не находит оправдания.
👍12👎2
📖Пересказ сегодняшнего рядового чтения из послания ап. Павла к Римлянам (Рим.2:14-28)
Апостол Павел обращает внимание на то, что язычники, не имеющие письменного закона, имеют закон в своем сердце: «Дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую». На основании этого неписанного закона они и будут судимы Богом.
Далее он обличает иудеев, которые считали себя особенно привилегированными, раз Бог их избрал и у них есть закон. Павел показывает, что иудеи грешат, прекрасно зная заповеди, так что из-за этого «имя Божие хулится у язычников». Апостол обращает все преимущества иудеев против них, так как они служат только к большему осуждению нарушителей закона. Он не только уравнивает иудея и неиудея (что само по себе звучало скандально для иудея), но и возвышает добродетельного неиудея над иудеем: «Необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога». Критерий праведности - исполнение нравственного закона, а не формальная принадлежность к народу Божию.
#библия #толкование #мораль
Апостол Павел обращает внимание на то, что язычники, не имеющие письменного закона, имеют закон в своем сердце: «Дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую». На основании этого неписанного закона они и будут судимы Богом.
Далее он обличает иудеев, которые считали себя особенно привилегированными, раз Бог их избрал и у них есть закон. Павел показывает, что иудеи грешат, прекрасно зная заповеди, так что из-за этого «имя Божие хулится у язычников». Апостол обращает все преимущества иудеев против них, так как они служат только к большему осуждению нарушителей закона. Он не только уравнивает иудея и неиудея (что само по себе звучало скандально для иудея), но и возвышает добродетельного неиудея над иудеем: «Необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога». Критерий праведности - исполнение нравственного закона, а не формальная принадлежность к народу Божию.
#библия #толкование #мораль
В сегодняшнем евангельском чтении содержится очередной фрагмент Нагорной проповеди Спасителя (Мф.5:33-41), на которой основывается христианская мораль. Для его понимания нужно помнить, что Христос не отменил ни одной нормы ветхозаветного нравственного закона, но дополнил их, довел до совершенства.
1. Ветхозаветный закон повелевал клясться именем Божьим. Христос не отменяет это правило и не запрещает клясться безусловно. Кратко и ясно поясняет слова Христа о клятвах блж. Иероним: «Заметь, что Спаситель запретил нам клясться не Богом, а небом и землей, ибо ни для кого не тайна, что у евреев существовал дурной обычай клясться элементами». Таким образом, Христос порицает здесь злоупотребление клятвами, а не сами законные клятвы. В "Пространном христианском катихизисе" дается объяснение: «В Священном Писании есть особое запрещение божбы в разговорах (Мф.5:34,37). Клятва в делах общественных не запрещается. Апостол Павел говорит: Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву (Евр. 6:16–17). Из этого следует заключить, что если Сам Бог для твёрдости обязательства употребил клятву, то тем более позволено и нужно нам в важных и необходимых случаях по требованию законной власти употреблять клятву и присягу, с благоговением и с твёрдым намерением не изменять ей».
2. Заповедь «не противься злому» не следует понимать, как пассивность перед злом и отказ от сопротивления ему, чему ложно учил Л. Н. Толстой и его последователи. Призыв подставлять другую щеку — это не про самооборону, а про оскорбление словом или действием. Христос запрещает Своим последователям мстить за причиненные обиды и дает заповедь воздавать добром за зло. Здесь нет запрета на самооборону или защиту другого человека, на выставление личных границ в отношениях с людьми, на обуздание хамства и т.п. Вспомним, что Сам Иисус не подставил другую щеку, когда его ударили (Ин.18:22–23), но Он и не мстил за Себя. Тем самым показав, что Его наставление про подставление щеки не следует понимать буквально. По словам св. Августина, мы должны относить эти наставления к готовности ума и не во всех случаях поступать буквально таким образом. Это означает, что нам нужно быть всегда готовыми отказаться от своих прав и возможностей в пользу ближнего, но только тогда, когда это действительно потребуется для блага. И конечно же, никто не вправе требовать этого от других, так как заповедь адресована лично каждому. Ты можешь отдать свою одежду или свои средства, но ты не вправе отнимать это у своей семьи, подчиненных или принуждать их к этому.
Все это показывает, что евангельские заповеди не абсурдны и далеки от жизни, как кто-то может подумать при поверхностном знакомстве с ними, а очень мудры и практичны. Евангелие нигде не поощряет злоупотребления и манипуляции в чей-либо адрес, однако оно призывает всегда поступать по любви и не давать ненависти наполнить наше сердце.
#библия #мораль #духовнаяжизнь #августин #толкование
1. Ветхозаветный закон повелевал клясться именем Божьим. Христос не отменяет это правило и не запрещает клясться безусловно. Кратко и ясно поясняет слова Христа о клятвах блж. Иероним: «Заметь, что Спаситель запретил нам клясться не Богом, а небом и землей, ибо ни для кого не тайна, что у евреев существовал дурной обычай клясться элементами». Таким образом, Христос порицает здесь злоупотребление клятвами, а не сами законные клятвы. В "Пространном христианском катихизисе" дается объяснение: «В Священном Писании есть особое запрещение божбы в разговорах (Мф.5:34,37). Клятва в делах общественных не запрещается. Апостол Павел говорит: Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву (Евр. 6:16–17). Из этого следует заключить, что если Сам Бог для твёрдости обязательства употребил клятву, то тем более позволено и нужно нам в важных и необходимых случаях по требованию законной власти употреблять клятву и присягу, с благоговением и с твёрдым намерением не изменять ей».
2. Заповедь «не противься злому» не следует понимать, как пассивность перед злом и отказ от сопротивления ему, чему ложно учил Л. Н. Толстой и его последователи. Призыв подставлять другую щеку — это не про самооборону, а про оскорбление словом или действием. Христос запрещает Своим последователям мстить за причиненные обиды и дает заповедь воздавать добром за зло. Здесь нет запрета на самооборону или защиту другого человека, на выставление личных границ в отношениях с людьми, на обуздание хамства и т.п. Вспомним, что Сам Иисус не подставил другую щеку, когда его ударили (Ин.18:22–23), но Он и не мстил за Себя. Тем самым показав, что Его наставление про подставление щеки не следует понимать буквально. По словам св. Августина, мы должны относить эти наставления к готовности ума и не во всех случаях поступать буквально таким образом. Это означает, что нам нужно быть всегда готовыми отказаться от своих прав и возможностей в пользу ближнего, но только тогда, когда это действительно потребуется для блага. И конечно же, никто не вправе требовать этого от других, так как заповедь адресована лично каждому. Ты можешь отдать свою одежду или свои средства, но ты не вправе отнимать это у своей семьи, подчиненных или принуждать их к этому.
Все это показывает, что евангельские заповеди не абсурдны и далеки от жизни, как кто-то может подумать при поверхностном знакомстве с ними, а очень мудры и практичны. Евангелие нигде не поощряет злоупотребления и манипуляции в чей-либо адрес, однако оно призывает всегда поступать по любви и не давать ненависти наполнить наше сердце.
#библия #мораль #духовнаяжизнь #августин #толкование
👍8🤔1
Нашел цикл обсуждений различных аспектов психического здоровья в контексте православного христианства. Среди тем: смерть, тяжелая утрата, горе, тревога, депрессия, суицид. Размещено на канале Ассамблеи канонических православных епископов США. От авторов цикла: "В этой серии мы стремимся помочь нашим людям понять психические заболевания и психическое здоровье с точки зрения православного христианства, устанавливая связи между современным пониманием психического здоровья и нашей православной христианской традицией".
Как слушать в переводе на русский? Для ПК
1. Скачайте Яндекс браузер.
2. Откройте в нем на YouTube выбранный ролик.
3. В окошке видео в правой стороне появится меню где можно выбрать "Перевести видео".
Для телефона все точно так же просто. YouTube открывайте через Яндекс, а не через само приложение YouTube.
Как слушать в переводе на русский? Для ПК
1. Скачайте Яндекс браузер.
2. Откройте в нем на YouTube выбранный ролик.
3. В окошке видео в правой стороне появится меню где можно выбрать "Перевести видео".
Для телефона все точно так же просто. YouTube открывайте через Яндекс, а не через само приложение YouTube.
YouTube
Mental Health & Orthodox Christianity Miniseries
We all hear about mental health and mental illness in our society. Yet what we learn about these things outside of the Church are often disconnected from wha...
❤5👍1
В сегодняшнем евангельском чтении приводится заповедь Спасителя: «Просящему у тебя дай» (Мф.5:42). Как ее следует понимать? Объяснение блаженного Августина:
«(Христос) говорит: "всякому просящему", а не "все просящему", чтобы ты давал то, что можешь дать по чести и по праву. В самом деле, что делать, если кто просит денег, чтобы совершить несправедливость в отношении невинного человека? Что, если он просит о чем-то бесчестном? Впрочем, я не буду приводить много примеров, которых может быть великое множество; в общем, давать следует то, что не может причинить вред ни тебе, ни другому, насколько человек это может знать и предполагать. И если ты кому-то по справедливости отказываешь в его просьбе, ему следует указать, в чем состоит эта справедливость, чтобы не отпускать его с пустыми руками. Так ты дашь всякому просящему, хотя и не всегда дашь то, что он просит. А иногда ты дашь человеку нечто лучшее, когда он попросит что-то неправедное, а ты [обоснованно отказав] исправишь его» (О Нагорной проповеди Господа, I, 20.67).
👉🏼Обязан ли христианин делать бесплатно все, что его просят?
#библия #мораль #духовнаяжизнь
«(Христос) говорит: "всякому просящему", а не "все просящему", чтобы ты давал то, что можешь дать по чести и по праву. В самом деле, что делать, если кто просит денег, чтобы совершить несправедливость в отношении невинного человека? Что, если он просит о чем-то бесчестном? Впрочем, я не буду приводить много примеров, которых может быть великое множество; в общем, давать следует то, что не может причинить вред ни тебе, ни другому, насколько человек это может знать и предполагать. И если ты кому-то по справедливости отказываешь в его просьбе, ему следует указать, в чем состоит эта справедливость, чтобы не отпускать его с пустыми руками. Так ты дашь всякому просящему, хотя и не всегда дашь то, что он просит. А иногда ты дашь человеку нечто лучшее, когда он попросит что-то неправедное, а ты [обоснованно отказав] исправишь его» (О Нагорной проповеди Господа, I, 20.67).
👉🏼Обязан ли христианин делать бесплатно все, что его просят?
#библия #мораль #духовнаяжизнь
Telegram
чтец Сергий Федоров
🔎Обязан ли христианин делать бесплатно все, что его просят?
Христианин не обязан делать все из одного милосердия, иначе было бы невозможно что-то продать (вещь или услугу). Тут действует такой принцип: любой полезный труд должен быть достойно оплачен (неважно…
Христианин не обязан делать все из одного милосердия, иначе было бы невозможно что-то продать (вещь или услугу). Тут действует такой принцип: любой полезный труд должен быть достойно оплачен (неважно…
❤9👍1
5 фактов об Апостольском (Петровом) посте
1. Пост после недели Пятидесятницы известен ещё с древних времён. Впервые мы читаем о нем в «Апостольском предании» (памятник III века). Он существовал для тех, кто по какой-то важной причине не смог поститься в Великий пост перед Пасхой.
2. Первое несомненное указание на общий пост после Пятидесятницы находится в «Апостольских постановлениях» (ок. 380 г.), в которых предписывается праздновать после Пятидесятницы одну неделю, потом поститься одну неделю. Тогда он не связывался с именами первоверховных апостолов.
3. Этот пост стал связываться с апостолами после того, как в Константинополе и Риме были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла (ок. 324 года). Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (12 июля по н.ст.), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. В Восточной Церкви постепенно вошло в обычай готовиться к этому празднику постом и молитвой.
5. Продолжительность этого поста прямо связана со временем празднования Пасхи. Чем позже день Пасхи, тем короче пост.
6. Поскольку ряд православных церквей придерживается новоюлианского календаря, данный пост бывает у них нередко менее продолжительным, чем в церквах, живущих по старому стилю. Иногда он отсутствует у них совсем, например в этом году, поскольку память св. Петра и Павла совершается 29 июня по н.ст.
#дисциплина #подборки
1. Пост после недели Пятидесятницы известен ещё с древних времён. Впервые мы читаем о нем в «Апостольском предании» (памятник III века). Он существовал для тех, кто по какой-то важной причине не смог поститься в Великий пост перед Пасхой.
2. Первое несомненное указание на общий пост после Пятидесятницы находится в «Апостольских постановлениях» (ок. 380 г.), в которых предписывается праздновать после Пятидесятницы одну неделю, потом поститься одну неделю. Тогда он не связывался с именами первоверховных апостолов.
3. Этот пост стал связываться с апостолами после того, как в Константинополе и Риме были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла (ок. 324 года). Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (12 июля по н.ст.), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. В Восточной Церкви постепенно вошло в обычай готовиться к этому празднику постом и молитвой.
5. Продолжительность этого поста прямо связана со временем празднования Пасхи. Чем позже день Пасхи, тем короче пост.
6. Поскольку ряд православных церквей придерживается новоюлианского календаря, данный пост бывает у них нередко менее продолжительным, чем в церквах, живущих по старому стилю. Иногда он отсутствует у них совсем, например в этом году, поскольку память св. Петра и Павла совершается 29 июня по н.ст.
#дисциплина #подборки
❤3👍2
Отцы, братья и сестры, поздравляю вас с днём всех святых! В прошлое воскресенье мы праздновали Пятидесятницу, когда все только начиналось. Сегодня мы чтим память всех тех, кто последовал за Христом на протяжении всей истории, начиная с Адама и до наших дней. Эти люди были самыми разными, они, также как и мы, жили каждый в своей земле и говорили на своем языке, учились, трудились, радовались и боялись, испытывали сомнения и преодолевали жизненные испытания, проводили жизнь в посвященном Богу безбрачии и создавали семьи, были начальниками и подчинёнными. Всех их объединяет преданность Господу Иисусу Христу, Которому они посвятили свою жизнь и остались верными до самого конца, за что и получили венец жизни. Сегодняшний день напоминает нам о том, что святость - повседневная норма жизни христианина. Святые наследники Царства Божия прямо сейчас находятся среди нас. С праздником и именинами всех нас!
❤20
📖В сегодняшнем евангельском чтении есть такие слова:
«Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф.6:31-34). О чем эти слова и запрещается ли здесь забота о житейском, забота о будущем?
Христос осуждает здесь чрезмерную заботу о житейском в ущерб богоугождению или такой подход, при котором в житейских вещах видят цель, а не средство. Спаситель обещает, что если мы будем в первую очередь заботиться о духовных благах, наши потребности во временных благах будут удовлетворены. Здесь нет игнорирования потребностей человека или инфантильного подхода к труду, речь лишь о приоритетах.
Что касается заботы о будущем, то Христос не отвергает ее, если выполняются следующие условия:
1) забота оправданна и своевременна;
2) человек не стремится к временному так, что «прошлое» и «будущее» выступают в качестве целей;
3) его запросы не превышают потребности жизни.
Относительно разумной заботы о будущем св. Августин замечает: «Когда мы видим раба Божия, беспокоящегося о том, чтобы не испытывать нужды в необходимом, мы не должны осуждать его за заботу о завтрашнем дне, поскольку и Сам Господь изволил явить нам пример, имея денежный ящик, и в деяниях апостолов есть свидетельства о том, что они принимали меры к сбережению необходимых средств к существованию ввиду возможного в будущем голода. Следовательно, Господь осуждает не тех, кто согласно человеческим обычаям обеспечивает себя подобным, а тех, кто ради этого противопоставляет себя Богу» (О Нагорной проповеди Господа).
#мораль #духовнаяжизнь #августин #библия #толкование
«Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф.6:31-34). О чем эти слова и запрещается ли здесь забота о житейском, забота о будущем?
Христос осуждает здесь чрезмерную заботу о житейском в ущерб богоугождению или такой подход, при котором в житейских вещах видят цель, а не средство. Спаситель обещает, что если мы будем в первую очередь заботиться о духовных благах, наши потребности во временных благах будут удовлетворены. Здесь нет игнорирования потребностей человека или инфантильного подхода к труду, речь лишь о приоритетах.
Что касается заботы о будущем, то Христос не отвергает ее, если выполняются следующие условия:
1) забота оправданна и своевременна;
2) человек не стремится к временному так, что «прошлое» и «будущее» выступают в качестве целей;
3) его запросы не превышают потребности жизни.
Относительно разумной заботы о будущем св. Августин замечает: «Когда мы видим раба Божия, беспокоящегося о том, чтобы не испытывать нужды в необходимом, мы не должны осуждать его за заботу о завтрашнем дне, поскольку и Сам Господь изволил явить нам пример, имея денежный ящик, и в деяниях апостолов есть свидетельства о том, что они принимали меры к сбережению необходимых средств к существованию ввиду возможного в будущем голода. Следовательно, Господь осуждает не тех, кто согласно человеческим обычаям обеспечивает себя подобным, а тех, кто ради этого противопоставляет себя Богу» (О Нагорной проповеди Господа).
#мораль #духовнаяжизнь #августин #библия #толкование
❤8👍1
Написал для Азбуки веры словарную статью о страдании. Тема важная, имеет несколько аспектов, которые не следует смешивать между собой.
#мораль #моиработы
#мораль #моиработы
Православный портал «Азбука веры»
Страдания - православная энциклопедия «Азбука веры»
Слово «страдание» имеет различные значения. Есть страдание телесное, каковы болезни и раны; есть, с другой стороны, страдание душевное, каковы похоть и гнев.
❤5👍1
В чем виноват человек, который имеет сомнения в вере или теряет веру в Бога?
У профессора М. А. Олесницкого есть такое интересное высказывание: «Надо различать сомнение теоретическое, или рассудка, и сомнение практическое, или сердца. Первое неизбежно соединяется по временам с мыслительной работой, с исканием истины, и потому само по себе оно не представляет греха. Грех начинается тогда, когда к сомнению рассудка присоединяется сомнение сердца. В этом состоянии человек не истину ищет, а возлюбил тьму, по слову Господа Спасителя, потому что дела его злы (Ин.3:19). Сомнение в вере есть, следовательно, следствие нравственного упадка человеческой души».
Если эти сомнения теоретического характера, это неплохо и бояться особо нечего. Они могут быть связаны с отсутствием знаний, с непониманием каких-то вопросов. Главное, что человек искренне желает быть с Богом. Вполне возможно, что человек имеет неверные понятия о христианском богословии и духовной жизни, это можно поправить. Отличительная черта здесь – это осознание веры как ценности и нежелание легко расставаться с ней. Если этот кризис успешно преодолевается, вера может укрепиться.
Другое дело, когда человек не согласен с положениями христианского вероучения, не хочет жить по заповедям, и сомнения вытекают из его нежелания жить по-христиански, это совсем другая история. Здесь уже имеет место грех по той причине, что человек проявляет лукавство, это не честный поиск истины, здесь преследуется другие цели. Неверие такого рода чаще всего возникает на почве совершения смертных грехов. Потеря веры в Бога – это выбор человека, а не простая перемена настроения. В основе неверия либо пофигизм, пассивность в духовной жизни (уныние), либо сознательный протест против Бога (гордыня). Отличительная черта здесь – вера перестала быть ценностью, она тяготит, как ненавистное бремя. Здесь необходимо покаяние, желание примириться с Богом, возобновить духовную жизнь. В противном случае, человек будет осужден на вечные мучения за смертный грех неверия и другие грехи, которые он выбрал совершать.
👉🏼О причине потери веры, надежды и любви
#ответынавопросы #вера #мораль
У профессора М. А. Олесницкого есть такое интересное высказывание: «Надо различать сомнение теоретическое, или рассудка, и сомнение практическое, или сердца. Первое неизбежно соединяется по временам с мыслительной работой, с исканием истины, и потому само по себе оно не представляет греха. Грех начинается тогда, когда к сомнению рассудка присоединяется сомнение сердца. В этом состоянии человек не истину ищет, а возлюбил тьму, по слову Господа Спасителя, потому что дела его злы (Ин.3:19). Сомнение в вере есть, следовательно, следствие нравственного упадка человеческой души».
Если эти сомнения теоретического характера, это неплохо и бояться особо нечего. Они могут быть связаны с отсутствием знаний, с непониманием каких-то вопросов. Главное, что человек искренне желает быть с Богом. Вполне возможно, что человек имеет неверные понятия о христианском богословии и духовной жизни, это можно поправить. Отличительная черта здесь – это осознание веры как ценности и нежелание легко расставаться с ней. Если этот кризис успешно преодолевается, вера может укрепиться.
Другое дело, когда человек не согласен с положениями христианского вероучения, не хочет жить по заповедям, и сомнения вытекают из его нежелания жить по-христиански, это совсем другая история. Здесь уже имеет место грех по той причине, что человек проявляет лукавство, это не честный поиск истины, здесь преследуется другие цели. Неверие такого рода чаще всего возникает на почве совершения смертных грехов. Потеря веры в Бога – это выбор человека, а не простая перемена настроения. В основе неверия либо пофигизм, пассивность в духовной жизни (уныние), либо сознательный протест против Бога (гордыня). Отличительная черта здесь – вера перестала быть ценностью, она тяготит, как ненавистное бремя. Здесь необходимо покаяние, желание примириться с Богом, возобновить духовную жизнь. В противном случае, человек будет осужден на вечные мучения за смертный грех неверия и другие грехи, которые он выбрал совершать.
👉🏼О причине потери веры, надежды и любви
#ответынавопросы #вера #мораль
Telegram
чтец Сергий Федоров
О причине потери веры, надежды и любви
Как проявление неверности в отношениях разрушает любовь и доверие между супругами, также и вера, надежда и любовь к Богу утрачиваются через совершение смертных грехов и пребывание в нераскаянности. Тут есть прямая связь.…
Как проявление неверности в отношениях разрушает любовь и доверие между супругами, также и вера, надежда и любовь к Богу утрачиваются через совершение смертных грехов и пребывание в нераскаянности. Тут есть прямая связь.…
❤9
В сегодняшнем евангельском чтении Христос говорит: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их» (Мф.7:15-16).
Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Здесь под именем лжепророков, как мне кажется, Христос разумел не еретиков, но тех, которые, ведя развратную жизнь, прикрывают себя личиной добродетели, – каковых людей обыкновенно называют обманщиками» (Беседы на Евангелие от Матфея, 23). Итак, по мнению Златоуста и некоторых других толкователей, это предостережение о лицемерах внутри Церкви. Златоуст продолжает: «У еретиков часто можно найти жизнь добрую; но у тех, о которых я сказал, – никогда». Это интересное замечание, которое противоречит представлению об обязательно аморальной жизни еретиков. Нет, тот критерий выявления лжецов, который дает Христос, не подходит к этой группе людей. Отличительная черта христиан-лицемеров – нежелание идти по заповеданному пути: «Тот путь, по которому Христос заповедал идти, по самому свойству труден и тягостен. Лицемер же никогда не захочет трудиться; его дело только притворяться». Христос прямо указал смотреть не на слова, а на дела этих людей.
«Для чего, скажешь, Спаситель не открыл таковых лицемеров, а нас самих заставил испытывать их? Для того, чтобы мы бодрствовали и всегда были на страже, охраняя себя не только от явных, но и скрытых врагов, на которых и Павел указывая, говорил, что красноречием обольщают сердца простодушных (Рим.16:18). Итак, не будем смущаться, когда и ныне много таковых увидим. Христос заранее ведь и это предрек». И это не греховное осуждение, а необходимая мера духовной безопасности: «После того ты уже не можешь сказать: я обманулся, не догадался! – потому что тебе предложено Мною самое действительное средство к познанию порочных людей, т. е., повелено рассматривать их поступки, а не безрассудно смешивать все».
Завершу предостережением свт. Афанасия Великого: «Брат, если видишь, что имеет кто благоприличную наружность, не на то обращай внимание, облечен ли он в овчую вóлну, носит ли он имя пресвитера, или епископа, или диакона, или подвижника; но постарайся узнать дела его: целомудрен ли он, страннолюбив ли, милосерд ли, исполнен ли любви, пребывает ли в молитвах, терпелив ли? Если чрево ему — бог, и гортань его — ад, если страдает он сребролюбием, корчемствует благочестием; то оставь его. Это — не пастырь сведущий, но волк хищный. Если о деревах умеешь заключать по плодам, какой они породы, какого вкуса и качества; то тем паче должен по делам заключать о христопродавцах, что, славясь своим благоговением, имеют они диавольскую душу» (Из Бесед на Евангелие от Матфея).
#библия #толкование #мораль #иоаннзлатоуст
Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Здесь под именем лжепророков, как мне кажется, Христос разумел не еретиков, но тех, которые, ведя развратную жизнь, прикрывают себя личиной добродетели, – каковых людей обыкновенно называют обманщиками» (Беседы на Евангелие от Матфея, 23). Итак, по мнению Златоуста и некоторых других толкователей, это предостережение о лицемерах внутри Церкви. Златоуст продолжает: «У еретиков часто можно найти жизнь добрую; но у тех, о которых я сказал, – никогда». Это интересное замечание, которое противоречит представлению об обязательно аморальной жизни еретиков. Нет, тот критерий выявления лжецов, который дает Христос, не подходит к этой группе людей. Отличительная черта христиан-лицемеров – нежелание идти по заповеданному пути: «Тот путь, по которому Христос заповедал идти, по самому свойству труден и тягостен. Лицемер же никогда не захочет трудиться; его дело только притворяться». Христос прямо указал смотреть не на слова, а на дела этих людей.
«Для чего, скажешь, Спаситель не открыл таковых лицемеров, а нас самих заставил испытывать их? Для того, чтобы мы бодрствовали и всегда были на страже, охраняя себя не только от явных, но и скрытых врагов, на которых и Павел указывая, говорил, что красноречием обольщают сердца простодушных (Рим.16:18). Итак, не будем смущаться, когда и ныне много таковых увидим. Христос заранее ведь и это предрек». И это не греховное осуждение, а необходимая мера духовной безопасности: «После того ты уже не можешь сказать: я обманулся, не догадался! – потому что тебе предложено Мною самое действительное средство к познанию порочных людей, т. е., повелено рассматривать их поступки, а не безрассудно смешивать все».
Завершу предостережением свт. Афанасия Великого: «Брат, если видишь, что имеет кто благоприличную наружность, не на то обращай внимание, облечен ли он в овчую вóлну, носит ли он имя пресвитера, или епископа, или диакона, или подвижника; но постарайся узнать дела его: целомудрен ли он, страннолюбив ли, милосерд ли, исполнен ли любви, пребывает ли в молитвах, терпелив ли? Если чрево ему — бог, и гортань его — ад, если страдает он сребролюбием, корчемствует благочестием; то оставь его. Это — не пастырь сведущий, но волк хищный. Если о деревах умеешь заключать по плодам, какой они породы, какого вкуса и качества; то тем паче должен по делам заключать о христопродавцах, что, славясь своим благоговением, имеют они диавольскую душу» (Из Бесед на Евангелие от Матфея).
#библия #толкование #мораль #иоаннзлатоуст
❤11
📖В сегодняшнем евангельском чтении Господь говорит: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:21-23).
Господь говорит о важности дел веры (исполнения воли Божией) для спасения. Эти люди вполне искренне веруют в Господа и также искренне недоумевают в судный день, как при таком очевидном содействии Бога в чудесах, они не допускаются в Царство. Они не мошенники, не еретики. Интересно отметить, что их чудеса не считаются здесь добрыми делами, возможно потому, что они делали из этого шоу, а не служили людям. Христос здесь ясно показывает, что наличие чудесных даров от Бога вовсе необязательно связано с праведностью человека. Многие христианские чудотворцы и проповедники не войдут в Царство Божие.
Свт. Иоанн Златоуст говорит: «[Спаситель] хотел показать, что ни вера, ни чудеса ничего не значат без добродетельной жизни. То же и Павел говорит: Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто (1Кор. 13:2)» (Беседы на Евангелие от Матфея, 24).
#библия #толкование #мораль #иоаннзлатоуст
Господь говорит о важности дел веры (исполнения воли Божией) для спасения. Эти люди вполне искренне веруют в Господа и также искренне недоумевают в судный день, как при таком очевидном содействии Бога в чудесах, они не допускаются в Царство. Они не мошенники, не еретики. Интересно отметить, что их чудеса не считаются здесь добрыми делами, возможно потому, что они делали из этого шоу, а не служили людям. Христос здесь ясно показывает, что наличие чудесных даров от Бога вовсе необязательно связано с праведностью человека. Многие христианские чудотворцы и проповедники не войдут в Царство Божие.
Свт. Иоанн Златоуст говорит: «[Спаситель] хотел показать, что ни вера, ни чудеса ничего не значат без добродетельной жизни. То же и Павел говорит: Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто (1Кор. 13:2)» (Беседы на Евангелие от Матфея, 24).
#библия #толкование #мораль #иоаннзлатоуст
❤9🤔1
📖Пересказ и толкование сегодняшнего рядового чтения из послания к Римлянам (3:19-26)
Итак, апостол Павел доказал, что абсолютно все иудеи и язычники (то есть остальная часть человечества) – преступники закона Божия, достойные наказания. Они об этом знают, поскольку имеют в сердце нравственный закон, а иудеи еще и закон письменный. Никто не может похвалиться образцовым исполнением закона: «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех».
Шансов освободиться от осуждения собственной праведностью нет никаких. Но есть другой путь, путь благодати (незаслуженной милости): «Ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса».
Иисус Христос – надежда и избавление всех людей - иудеев и язычников. Он – искупительная жертва за грехи всех людей, которая удовлетворила правосудие Божие. Теперь всякий верующий в Него получает оправдание от своих грехов просто так, даром, независимо от предшествующей жизни. Это касается не только людей настоящего и будущего, жертва Христа универсальна, она демонстрирует праведность Божьего прощения людям прошлого. Например, царь Давид совершил убийство и прелюбодеяние, но был прощен. На каком основании? На основании того, что в будущем невиновный Христос умрет и за его преступления тоже. Тогда это было неочевидно, но сейчас праведность Божия явлена в искупительной смерти Христа. На этом основании спасены и многие другие верующие прошлого, настоящего и будущего времени.
#библия #толкование #мораль
Итак, апостол Павел доказал, что абсолютно все иудеи и язычники (то есть остальная часть человечества) – преступники закона Божия, достойные наказания. Они об этом знают, поскольку имеют в сердце нравственный закон, а иудеи еще и закон письменный. Никто не может похвалиться образцовым исполнением закона: «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех».
Шансов освободиться от осуждения собственной праведностью нет никаких. Но есть другой путь, путь благодати (незаслуженной милости): «Ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса».
Иисус Христос – надежда и избавление всех людей - иудеев и язычников. Он – искупительная жертва за грехи всех людей, которая удовлетворила правосудие Божие. Теперь всякий верующий в Него получает оправдание от своих грехов просто так, даром, независимо от предшествующей жизни. Это касается не только людей настоящего и будущего, жертва Христа универсальна, она демонстрирует праведность Божьего прощения людям прошлого. Например, царь Давид совершил убийство и прелюбодеяние, но был прощен. На каком основании? На основании того, что в будущем невиновный Христос умрет и за его преступления тоже. Тогда это было неочевидно, но сейчас праведность Божия явлена в искупительной смерти Христа. На этом основании спасены и многие другие верующие прошлого, настоящего и будущего времени.
#библия #толкование #мораль
❤8👍1
Не судите, да не судимы будете
Известная евангельская фраза "Не судите, да не судимы будете" (Мф.7:1) неоднократно в истории извращалась. Одним из самых ярких примеров извращения учения Христа об отношении к злодеям является интерпретация русского писателя и мыслителя Л.Н. Толстого.
В действительности, если воспринимать это изречение в контексте всей проповеди Христа и апостолов, далеко не всякий суд и осуждение людей запрещается в Евангелии.
О том, что это не имеет никакого отношения к судебным органам свидетельствует как то, что все наставления Нагорной проповеди обращены к частным лицам и касаются только личных взаимоотношений людей, так и то, что Спаситель и Его апостолы, не отрицали право законной власти судить и выносить приговоры (Мф. 23:23; Рим. 13:1-4).
Что касается права христианина судить поступки других людей и целых сообществ, то по объяснению свт. Иоанна Златоуста, оно законно при следующих условиях:
- он не должен быть сам виновен в таких же или больших грехах, чем его ближний (что прямо следует из Мф. 7:4-5);
- предметом суда должны быть явные и тяжёлые грехи, а не просто какие-то немощи и недостатки;
- он не должен выносить суда, не убедившись, что преступление действительно имеет место, чтобы это не стало клеветой;
- мотивами суда должно быть не желание навредить, опозорить ближнего или самоутвердиться за счёт этого, а обличение и исправление зла (но и с благими мотивами нужно действовать весьма рассудительно);
- при всем этом, христианин должен помнить, что каким судом он будет судить других, таким и сам будет судим Богом.
В Священном Писании достаточно предписаний, которые невозможно исполнить не вынеся некоторого суждения над ближним (например, Мф.18:15-17 и 1Кор. 5:9-13). Сам Спаситель говорит: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин.7:24).
Как писал архиеп. Аверкий (Таушев), «запрещается не объективное "суждение" о ближнем, не беспристрастное осуждение его недоброго поведения, а злые пересуды, злоречие, происходящее, как это часто бывает, из каких-либо самолюбивых и нечистых побуждений – из гордости и тщеславия, из зависти или обиды. Иными словами, запрещается всякая злоба и злорадство в отношении грешащего ближнего на личной почве, а отнюдь не справедливая, чисто идейная, принципиальная, бесстрастная оценка его поступков и поведения, каковая не только не противна Евангелию и не предосудительна, а наоборот – даже необходима, дабы мы не стали, в конце концов, относиться безразлично к добру и злу, и зло не восторжествовало бы вследствие этого в мире».
#мораль #библия #толкование
Известная евангельская фраза "Не судите, да не судимы будете" (Мф.7:1) неоднократно в истории извращалась. Одним из самых ярких примеров извращения учения Христа об отношении к злодеям является интерпретация русского писателя и мыслителя Л.Н. Толстого.
В действительности, если воспринимать это изречение в контексте всей проповеди Христа и апостолов, далеко не всякий суд и осуждение людей запрещается в Евангелии.
О том, что это не имеет никакого отношения к судебным органам свидетельствует как то, что все наставления Нагорной проповеди обращены к частным лицам и касаются только личных взаимоотношений людей, так и то, что Спаситель и Его апостолы, не отрицали право законной власти судить и выносить приговоры (Мф. 23:23; Рим. 13:1-4).
Что касается права христианина судить поступки других людей и целых сообществ, то по объяснению свт. Иоанна Златоуста, оно законно при следующих условиях:
- он не должен быть сам виновен в таких же или больших грехах, чем его ближний (что прямо следует из Мф. 7:4-5);
- предметом суда должны быть явные и тяжёлые грехи, а не просто какие-то немощи и недостатки;
- он не должен выносить суда, не убедившись, что преступление действительно имеет место, чтобы это не стало клеветой;
- мотивами суда должно быть не желание навредить, опозорить ближнего или самоутвердиться за счёт этого, а обличение и исправление зла (но и с благими мотивами нужно действовать весьма рассудительно);
- при всем этом, христианин должен помнить, что каким судом он будет судить других, таким и сам будет судим Богом.
В Священном Писании достаточно предписаний, которые невозможно исполнить не вынеся некоторого суждения над ближним (например, Мф.18:15-17 и 1Кор. 5:9-13). Сам Спаситель говорит: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин.7:24).
Как писал архиеп. Аверкий (Таушев), «запрещается не объективное "суждение" о ближнем, не беспристрастное осуждение его недоброго поведения, а злые пересуды, злоречие, происходящее, как это часто бывает, из каких-либо самолюбивых и нечистых побуждений – из гордости и тщеславия, из зависти или обиды. Иными словами, запрещается всякая злоба и злорадство в отношении грешащего ближнего на личной почве, а отнюдь не справедливая, чисто идейная, принципиальная, бесстрастная оценка его поступков и поведения, каковая не только не противна Евангелию и не предосудительна, а наоборот – даже необходима, дабы мы не стали, в конце концов, относиться безразлично к добру и злу, и зло не восторжествовало бы вследствие этого в мире».
#мораль #библия #толкование
❤14👍4🔥2