Таня прочитала – Telegram
Таня прочитала
2.96K subscribers
209 photos
4 videos
6 files
201 links
Таня Фокина про UX, тексты, эксперименты, исследования и проектирование.
Короткие задачки по UX-текстам: https://boosty.to/rishavant
Написать в личку: @ftanuxa
Download Telegram
​​Как убедить айтишников
#ответ

Sasha M: Пишу продуктовые тексты для банковского приложения. Есть огромный excel-файл со всем вордингом, текст тянется сразу в приложение. Проблема в том, что писать приходится НЕ ВИДЯ ТЕКСТ В ИНТЕРФЕЙСЕ. Мне нужно догадываться по названию ключей и корявым описаниям айтишников, о чем вообще речь. Как донести абсурдность ситуации до руководства и не поссориться с айтишниками?

——

У меня есть для тебя только одно слово, и это слово ПЕРЕГОВОРЫ.

Надо понять, почему разработчики против. Скорее всего, они просто не понимают преимуществ твоей идеи и экономят ресурс. Соответственно, сначала узнаём все ограничения и аргументы, чтобы было понятно с чем работать.

Когда понятно, в чем преимущество варианта «не менять», можно посчитать преимущество от «менять». Новое решение всегда должно приносить больше, чем расходы и издержки от его внедрения. В твоём случае новое решение — это изменение рабочего процесса или какие-то новые инструменты вроде среды визуализации, так?

Что может быть аргументом:
— в идеале какой-нибудь тест, который покажет, что текст вслепую какая-то лажа;
— или просто продемонстрировать всем наглядно лажу на выходе;
— посмотреть отзывы пользователей, вдруг кто-то уже жалуется на тупой текст;
— бест практис от других компаний можно рассказать — тоже иногда помогает.

У тебя тоже вопрос? Присылай на @maratele
Читаю рассылку Ильяхова про работу с клиентами. Пришло письмо про унижения — мол, не жрите дерьмо. Понимаю, что сижу и киваю на каждую фразу, и как раз это я бы хотела посоветовать многим своим знакомым.

Почему-то очень многие люди держатся за своё место, даже если им некомфортно. Как будто мир разрушится, если они поменяют место работы, профессию или что-то ещё. Единственный специалист в городе? Значит, никуда не возьмут, если уйду отсюда. А разве это не возможность сменить город, принести твою экспертизу в другую компанию или даже сменить профиль?

Когда я вижу где-нибудь фантастические статьи или рассказы о возможном будущем или о какой-то иной реальности, куда человек внезапно попал, я иногда думаю, что стала бы делать, если бы кардинально изменились обстоятельства. Например, если бы не стало электричества или интернета. Или если бы я оказалась на необитаемом острове.

Почему-то в моих фантазиях (ровно как и в реальности при изменении обстоятельств) я не унываю. Я изучаю новые правила жизни и что-то делаю. Всё время что-то делаю:) Я не сажусь рефлексировать, почему обстоятельства стали такими (по крайней мере, сразу), я стараюсь адаптироваться. Нет интернета? Буду готовить еду и кормить других. Или писать книги на бумаге. Нет электричества? Пойду играть на гитаре в переходе. Может, тогда появится время на практику и совершенствование навыка:)

В целом, не важно, что я буду делать. Я просто знаю, что не пропаду. И это знание либо поддерживает в сложных ситуациях, либо помогает свалить из них. Как в старом анекдоте: даже если вас съели, выходов всё равно несколько;)
​​Вместо звёздочек и мелкого текста
Профессиональные итоги года (без конкретики, потому что NDA)

В этом году:
⁃ Сделала редполитику для продукта. Внедряю в производство.
⁃ Взяла на себя управление локализацией на 15 языков. Много раз успела об этом пожалеть:)
⁃ Сделала несколько больших проектов, последний из которых меня чуть не съел.
⁃ Настраивала процессы работы команды со мной. Что-то сделала, но дальше ещё такое поле непаханое! Интересно, но немного страшно.
⁃ Много читала про UX писателей в разных компаниях, составила для себя и будущих своих товарищей план профессионального развития.
⁃ Не ходила в отпуск с полным отключением от работы. Не надо так.
⁃ Поняла, что есть много всего, чем я хотела бы с кем-то поделиться (и лучше не с котом, а с теми, кому это может пригодиться) и завела телеграм-канал.

Цели на следующий год:
⁃ Сделать пару проектов по автоматизации процессов, которые помогут снять кучу текучки, чтобы
⁃ Начать внедрять редполитику и голос продукта в другие отделы.
⁃ Хотя бы как-то позаниматься развитием сообщества.
⁃ Смочь пойти в отпуск и не заходить в рабочие чаты.

И напомнить, что маленькая лошадка стоит очень много денег.
У меня в опросе про зарплаты отметился 21 человек. Как думаете, подождать ещё, или уже обрабатывать результаты?
​​Как сложно-то
Как UX-писатель делает задачи.

Прислали текст, просят отдать на перевод.
Спросить, объяснить, спросить, объяснить, договориться, переписать текст, объяснить, договориться, договориться, договориться, объяснить, объяснить, договориться, объяснить, спросить, объяснить, договориться, объяснить, договориться, спросить.
Отправить на перевод.

И это только одна итерация переписывания текста, простая задачка была:)
Я — UX-писатель. Причём это не только роль, но и название должности.
Когда я пришла туда, где сейчас работаю, в компании не было такой должности. Я настояла на том, чтобы её завести. Просто потому что странно топить за понятный текст и называться как попало — по крайней мере, на мой вкус.

Опрос по зарплатам, который я провожу, уже сейчас показывает: люди, которые пишут текст для пользовательского интерфейса, как только не называются:)

- UX Writer или UX-писатель
- UX-редактор
- Технический писатель (очень много их) или Technical Writer
- Специалист по технической документации
- Редактор
- Редактор продукта
- Content Strategist
- И даже Главный ИТ-инженер (судя по названию, этот человек может заниматься вообще всем)

Так интересно за этим наблюдать:)

#зарплатныйопрос
​​Вот поэтому я стараюсь избегать этого слова в интерфейсе:)
Находка @al_sku
#tov
Голос продукта
— это как фирменный шрифт или цвет, только в тексте. Условно, если пользователь с вами уже какое-то время, ему не нужно смотреть на автора записи в соцсети, на иконку на лендинге или вспоминать, в какое приложение он зашёл, чтобы понять, с каким продуктом он сейчас взаимодействует.

В идеале один и тот же голос должен быть везде: в приложении, в веб-версии, в куче разных лендингов, в общении с поддержкой, в соцсетях, на билборде у дороги и на плакате у дома. Если в приложении всё написано легко, весело и просто для понимания, а в поддержке

«Уважаемый пользователь!
Для нас очень важно Ваше обращение. Обработаем вашу заявку в течение недели.
Поддержка» — кто-то где-то что-то не донёс.

Продукт, так же, как и люди, может говорить разным тоном в разных ситуациях. Например, когда всё сломалось и лежит неделю, шутить вряд ли уместно (если это не сервис по генерации анекдотов). А вот посочувствовать и предложить что-то взамен — можно и нужно, даже если обычно продукт шутит почти на каждом экране.

Чтобы было легче ориентироваться в разных тонах одного голоса, можно создать большую матрицу, когда как общаться — с примерами и объяснениями. Можно создать персонажа, у которого будет своё настроение, и который будет разговаривать голосом продукта. Только нужны не рандомные фразы, как у скрепочки в Word (которая ещё мешала работать всё время), а хорошо продуманные высказывания, которые будут относиться к продукту, персонажу и голосу. Ну и да, персонаж не должен мешаться.

А вообще, я просто хотела скинуть вам классную статью от Нетологии, где много хороших примеров Tone of Voice. Длинная вводная получилась:)
​​Деревья нельзя!
​​Про рост UX писателя.

До нынешней команды я была UX аналитиком с уклоном в тексты. Если в команде были задачки, в которых нужно было много писать, их давали мне.
При этом помогала организовывать техписательские конференции и митапы в Новосибирске (привет участникам DocFactor) и ездила от сообщества техписателей-активистов на конференции в других городах (возможно, кто-то из вас видел нас в белых халатах с табличками Documentation doctors). В этом обществе я топила за UX:)

Сейчас я работаю в UX команде. Ребята, наверное, первые в Новосибирске (или одни из первых) поняли, что им нужен UX писатель. Причём несмотря на многочисленные названия этой роли и трактовки, что нужно от этого человека, наши видения совпали. И я здесь.

Поскольку должность создавали специально под меня, мне нужно было составить план развития. Для себя и для своих будущих товарищей.
Я много читала, смотрела и слушала. В основном, это были материалы зарубежных компаний, поскольку в России нас пока не очень много. План развития получился скорее списком тем: небольшой, но за каждым пунктом такая куча работы, что иногда страшно. Но всё равно интересно. Волнуюсь и делюсь.

Если есть вопросы, пойдёмте обсуждать в комментариях.
Если вы тоже UX писатель, и вам есть, что добавить в этот план, напишите мне (@ftanuxa). Будет круто, если мы скооперируемся и создадим что-то более чёткое и конкретное, что можно применять в разных компаниях.
В тему в общему стилю.
Ладно ещё, что Вакансия с уважительной Большой буквы, а всё остальное с маленькой. Ладно ещё логотип, они просто разные бывают. На .NET просто тяжело смотреть.
Я понимаю, что официальное название. Но если мы решаем всё писать строчными, то внезапное вхождение пусть даже и названия выглядит пугающе.
Хотя сервис сам по себе классный, мне их приложение очень нравится. Просто пишут о сложных воздушных вещах.
Нашёл @factorized
Сколько стоит UX-писатель в России

В среднем — 100 000 рублей. В реальности — от 40 000 до 300 000.
Зарплата сильно зависит от региона. Больше 100 000 можно зарабатывать в Москве, Санкт-Петербурге, Ереване (не Россия, но близко) и в Нижнем Новгороде.

На опрос ответили 33 человека.

Для меня важным результатом оказалось, что UX writing развивается не только в Москве и Питере. Больше половины участников — из других городов. Правда, больше только на одного (17 и 16).
Поскольку я сама из региона, я рада:)

Есть пара ребят из Армении и Украины, но поскольку они активны в российских сообществах и пишут в том числе и для русской аудитории, их ответы тоже вошли в исследование.

Надеюсь, эти цифры и график окажутся вам полезными. Особенно, когда пойдёте повышаться.

Желаю всем регионам размножать количество UX-писателей. Тем более, что для этого достаточно одного человека в городе. И даже 0.

Желаю всем участникам, чтобы в следующем году каждая из этих зарплат хотя бы немного подросла. Или много:)

#зарплатныйопрос
Звонит бабушка.
— Как работа?

Перед глазами проносится горящая жопа, куча проектов одновременно, смех, слёзы, упавшая база, которую наполняла месяц, приятности от товарищей по работе и новогодний подарок от партнёров. В общем, целая жизнь.

— Ну, работы много. Работаю.

Пробую позаботиться о бабушке, чтобы не загружать её не особо важными для неё нюансами.

— Ты слишком много работаешь.

Хм. Стоит ли начать рассказывать людям из совсем других сфер о том, чем мы занимаемся? Чтобы не воспринимали так, будто работа — это какая-то неприятная обязанность для появления денег?
О закрытии Рокетбанка я буду грустить и как пользователь, и как специалист. Потому что из всех банков этот был действительно самым дружелюбным, понятно описывающим все акции, условия и тарифы. Со своим лицом и своим голосом.
F
Читаю описание нового релиза GitLab. Там появилась фича, которая позволяет отображать статус пользователя во всём пользовательском интерфейсе GitLab.

Вот бы такая же штука была во всех соцсетях, месенджерах, почте и где угодно. Устанавливаешь статус «Не беспокоить» в одном месте — и можно спокойно работать, никакие сообщения тебя не достанут, никак.
Вчера на ночь глядя увидела объявление про вызов Главреда по визуальным историям. Я что-то так вдохновилась, что тут же села рисовать. Полночь на дворе, а Таня рисует:)
В вызове нужно было выбрать тему и создать визуальное повествование. Я выбрала ту тему, на которую у меня в голове появились смешные ситуации. Попробовала их отразить на бумаге, как смогла. Придумывать было весело, надеюсь, вам тоже понравится:)