Соня Рыбак | HR for Engineers – Telegram
Соня Рыбак | HR for Engineers
2.18K subscribers
56 photos
2 videos
25 links
Про HR для инженеров, работу стартапов и инженерных команд

HRD глобальных IT-компаний с огромной аудиторией и миллиардной выручкой (Badoo, FunCorp, Constructor, Skillbox)

По вопросам @sofyarybak
Download Telegram
Переход от локальной команды к международной

В одной из компаний, где я работала, мы довольно резко переходили от локальной команды к международной. До этого мы нанимали только в одной локации, а потом за несколько месяцев резко стали расширяться глобально, стали нанимать в 3–4 новых странах, и команда быстро стала мультикультурной.

Все шло более-менее ровно. Пока ко мне не пришел наш буквально неделю как нанятый программист из новой локации, а каждый такой найм был прям победой. Он пришел с ‘Соня, я увольняюсь’. На мой вопрос почему, он прислал картинку-карикатуру, сделанную на него: парень в национальной одежде, похожий на него, с национальным музыкальным инструментом, за столом и компом, а на стене их национальный лидер.

У меня не было слов. Стыд и шок. Я вроде понимала наш дальнейший план в этой ситуации, но не надеялась, что мы вырулим, что как-то получится сгладить у этого парня обиду, загладить вину, и сохранить его в команде.

Мы сделали быстрые шаги: объявили аларму и в течение пары часов собрались хедами из нескольких локаций, попросили прийти нашего парня на уже очень поздний вечерний созвон и без каких-то заготовок просто все честно извинились, что такое стало возможным просто по-человечески, и что это неприемлемо.

И, блин, это помогло. Парня мы сохранили. На следующий день он написал что решил попробовать остаться, не знаю, я была счастлива. И сейчас я понимаю, что в плане построения глобальной компании некоторые риски мы не проработали. И ситуация для нас как для компании была куда шире, чем просто случай с нашим парнем.

Сейчас я искренне советую всем, кто строит интернешнл-компании: после того как вы хакните найм в новых локациях, не считайте, что дело сделано. Задача сохранить новую команду, та еще задача.

Делайте встречи, где вы собираете всех и говорите о том, что да, мы растем, мы разные, у нас разные опыты, культуры, языки, привычки, одежда и шапочки на голове и что там еще, и что мы уважаем и ценим каждого — просто потому, что мы нормальные люди. И что насмешки неприемлемы.

Эти встречи дадут возможность подумать вашим ребятам, что если они с вами, то стоит разделять этот подход.

Я не призываю штамповать дайверсити тренинги. Просто затормозите чуть-чуть и как в любом чендж менеджменте очень важна коммуникация: расскажите заранее что происходит, что меняется, зачем, что вы про это думаете и как видите. Под вы я имею ввиду топ команду.

И в конце любопытное. Карикатура была брошена автором в закрытый чатик друллег. И один из этих друллег переслал ее нашему новому парню. Тут выводы делайте сами. Кратко, не делайте фигни — все равно всплывет.

❤️ — за разные на вкус и цвет фломастеры
23👍6🔥3
Атомные привычки. Джеймс Клир.

Книга — супер. Сделайте себе подарок, прочитайте её. Займёт пару вечеров.

Будет полезна тем, кто хочет прийти к какой-то цели. Неважно, новый навык, язык, диета, спорт.

В книге много полезного, но что сработало для меня.

Изменения начинаются не с огромных сложных шагов типа спорт три раза в неделю по два часа, да фиг вы на такое меня сподвигните. Ни за что.

А с простых маленьких легких шагов 10-15 минут, которые легко повторять каждый день. И на которые мозг не будет люто сопротивляться. А если еще сделать какое-то легкое поощрение, да под приятную музыку, да, так меня можно подбить на что-нибудь)

Маленькие привычки работают как сложные проценты. Если каждый день улучшаться всего на 1%, то к концу года получится огромная разница, ты станешь лучше в 37 раз (на 3600%). И наоборот, если по чуть-чуть съезжать на обочину, то со временем это приведёт к сильной деградации. Картинка в комменте.

Красивый пример. Самолёт вылетает из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк. Если его нос отклонится всего на 3 градуса, которые кажутся незначительными, он в итоге прилетит не в Нью-Йорк, а в Вашингтон. Так же и с нашими привычками: небольшие отклонения но каждый день сильно влияют на результат.

В книге описаны 4 закона формирования привычки, сделать ее простой, привлекательной, очевидной и удовлетворяющей. Чем приятнее и легче будет действие, тем выше шанс, что мозг захочет его повторить и вы его закрепите.

Главный вывод: не нужно сразу браться за что-то большое и сложное, так не начнешь. Начинать изменения нужно с чего-то минимального, ненапряжного, но делать это регулярно.

Вообщем читайте и начинайте с регулярных легких small steps. Каждый день +1%!

🦄 — уже busy building habits
🔥 — морально готовлюсь к 1% прогресса
❤️ — читаю пост, чувствую усталость, отдохну
🔥27🦄1110
Other i

В этом году ребёнок поступил в ВШЭ на цифровой дизайн, первый курс. Ниже мои первые впечатления.

Общага / дом
Я жила в общаге, друзья, тусовки, совместная учёба. Кухня на этаже — мы вместе ждем, сидя на кафеле перед духовкой, пока у других доготовится курица, чтобы поставить свою. Душ на блок на 6 человек. Общага дала мне многое: умение жить, дружить, учиться и работать с другими разными людьми. Наша живет дома, и кажется теряет эту часть опыта, сохраняя при этом больше детского пока в себе.

График
Та-дам. И тут гибрид! Занятия частично онлайн. В универ ездят всего три дня в неделю. Может, это и удобнее: есть живое общение и обучение, но при этом тратится меньше времени на дорогу.

Культура преподавания
Преподы и кураторы как будто более открытые и человечные, жалуются студентам, что надо рано вставать на лекции. Но и надменные типы никуда не делись. Один, например, на сессии выдал тут выдал студенту: что работы ваши ужасные и так уж и быть поставлю вам 3 (из 8), если вы не будете больше работать в этой профессии.

Уровень работ и учебы
Дают самое актуальное — радует, мало чего-то далекого от работы. Уровень работ впечатляет: при поступлении и на первой сессии работы выглядят так, как будто ребята уже работают. Это главное отличие от моей учебы: на первом курсе мы ещё почти ничего не умели. А тут посмотрите на картинки — прошло 2 месяца учёбы, по-моему неплохо.

Идея проекта на защиту
У меня слегка округлились глаза, когда я прочитала идею проекта. Дисциплина креативное проектирование, тема свободная, мистика.

Так вот, проект: Other i, в котором можно на время поменяться телами с другим человеком.
Через глубокое погружение в чужую реальность участник получает важные открытия о себе, вскрывает слепые зоны и ограничивающие установки. Такой процесс становится катализатором осознанной личностной трансформации.

Вот такие прикольные дети. Other I. Other they.
🔥2312🦄5👍2
Shared accountabilty

Часто слышу от тимлидов: у нас фиговый подбор, они не могут никого найти. Фактически подбор обвиняют в слабом найме.

Ребята, с таким настроением никуда не уехать.

Подбор не отвечает за найм в одиночку. Найм это партнерская ответственность менеджера и hr (рекрутинг). Как и в большинстве процессов по управлению командами, те что people management processes.

HR и менеджеры отвечают за процессы по людям вместе. HR задаёт в них фрейм, а менеджер дает контекст. Shared accountabilty.

Большинство обид и разочарований по этим процессам происходит из-за рассинка. Не договорились, кто что делает — let the fight begin!

Менеджерам и HR стоит сесть вместе и разложить роли, критерии и зоны ответственности. И дальше улучшать процессы, смотреть что заходит, что нет, накидывать идеи, докручивать: тексты вакансий, критерии, собесы, онбординги, ревью.

Да, возможно, кто-то будет более опытный в этом тандеме, кто-то более senior, ну так и помогите другой стороне из позиции старшего брата, а не обвинителя.

Бывают случаи, когда ну совсем болото. Но без критериев бороться с болотом тоже не получится никак. Абстракции не работают.

Распишите ваши пипл процессы по этапам и договоритесь — кто за что отвечает.

Дальше я напишу про процессы подробнее.

А как у вас? HR и менеджеры вместе:

🦄 — как две шестеренки одного механизма
🔥 — как параллельные прямые
🦄13🔥105🌚2
Рекрутер и hiring manager: кто за что отвечает в найме

Найм это партнерская ответственность, поэтому, ребята, договаривайтесь по этапам, кто что делает.

Ниже мой опыт. За десять с лишним лет в рекрутинге (локальном и международном) я видела разные форматы распределения ролей. Делюсь тем, что чаще всего срабатывает.

1. Планирование найма
Понимаем, кого и когда нанимаем, и хватит ли на это ресурсов

Рекрутер
— Собирает запросы по найму, формирует общий hiring plan
— Сверяет план с ресурсами, если нужно ищет доп (сорсеры, агентства)
— Делает дашборд со статусами по всем позициям

Тимлид / hiring manager
— Дает прогноз потребности на месяц / квартал
— Обновляет приоритеты, если что-то меняется (кого срочно, кого позже)

2. Определение роли и текста вакансии
Четко описываем, кто нужен и зачем

Рекрутер
— Проводит intake-встречу, уточняет задачи и цели роли
— Делится рыночной аналитикой: зарплаты, спрос, сроки найма
— Помогает сузить запрос и перевести его в понятные критерии
— Пишет черновик вакансии, делает ее продающей

Тимлид / hiring manager
— Формулирует задачи и ожидания от роли
— Формулирует must-have и nice-to-have требования
— Проверяет текст вакансии, подтверждает, что сам бы на такую откликнулся

3. План процесса
Договориваемся, как будем работать

Рекрутер
Предлагает формат работы:
— отчет о прогрессе (воронка, комментарии)
— частота апдейтов, встреч, ретро

Тимлид / hiring manager
— Определяет интервьюеров
— Оперативно дает фидбек по кандидатам (24–48 часов)
— Регулярно участвует в синках, чтобы вместе анализировать воронку и критерии

4. Поиск кандидатов
Создаем поток релевантных кандидатов

Рекрутер
— Запускает стратегию поиска и публикации
— Делает сорсинг (hh, LinkedIn, реферальные сети)
— Скринит кандидатов, следит за конверсией
— Корректирует подход, если нужно

Тимлид / hiring manager
— Помогает откалибровать первые профили
— По возможности подключает свой нетворк

5. Интервью и оценка
Качественно оцениваем кандидатов, показываем круто компанию

Рекрутер
— Анализирует работу критериев отбора
— Проводит первичные отсев и интервью, оценивает мотивацию, софты
— Собирает всю обратную связь
— Продает компанию и поддерживает кандидата на всех этапах

Тимлид / hiring manager
— Предлагает критерии отбора
— Проводит интервью по профилю роли
— Заполняет scorecard, дает фидбек (1-2 дня)
— Продает команду и задачи

6. Оффер
Доводим кандидата до принятия оффера и выхода

Рекрутер
— Готовит предложение, ведет переговоры
— Предупреждает о рисках, помогает удержать кандидата
— Поддерживает кандидата до выхода и помогает с pre-boarding

Тимлид / hiring manager
— Утверждает оффер
— Если нужно лично звонит кандидату, чтобы усилить вовлеченность
— Принимает решения быстро, без затягиваний

Ретро после найма. Рекрутер и HM вместе решают что можно улучшить в следующий раз, докручивают процесс.

🦄 — все плюс-минус похоже
🔥 — просто хочу чтобы наняли людей
❤️ — сохраню
15🦄9👍5
Суздаль — проветриться на день

Пишу про нас, мы были неделю назад, можно списать, точно будет неплохо

Городу тысяча лет, древнейший, церкви, монастыри, избы. Тут сняли около 60 фильмов: Андрей Рублёв, Царь, Борис Годунов

От Москвы 220км, три часа максимум через Владимир по М-7.

— Можно выехать рано утром, часов в 7, и приехать туда к завтраку
— Можно как мы, выехать вечером, часов в 18, доехать туда к ужину, переночевать, утром вкусно позавтракать, погулять до вечера и вечером вернуться обратно в Москву

Где жить: эко-отель Горячие Ключи, хорошие номера и домики, шикарные завтраки, баня
Где шикарно поесть: кафе-салон Петрушка. Вкусно, дорого, интерьер винтажный, хочется разглядывать
Где просто хорошо поесть: Фрося и вареники

Что смотреть:
Музей деревянного зодчества. Избы, мельницы 18 века на фото. Понравился, необычно
Суздальский кремль. Кремль как будто как везде: как в Посаде, Угличе и Ростове
Щурово городище. Как раз рядом с нашим отелем. Здесь снимали Царя и Бориса Годунова. Декорации новодел. Ну, так, на 3 из 5. Как можно снять целый фильм на такой маленькой территории? Видимо, я просто не шарю в киношных премудростях
В Гостином дворе отличный хипстерский магазин с керамикой, одеждой, винилом и локальными брендами

Съездить на день точно стоит

А как вы проводите эти праздники:

🔥 — просто лежу и уже огонь
🦄 — легкий движ, кино, кафе, прогулки
❤️ — дамы и господа, добро пожаловать на борт, мы готовимся к вылету
17🔥9🦄5