НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.8K subscribers
22.8K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Forwarded from Журавлиные Vести (Денис Журавлев)
ЕГЭ: слияния и поглощения

Помощник президента РФ Владимир Медиинский высказал примечательную идею на встрече с учителями истории и обществознания, преподавателями общественно-политических наук. Мероприятие состоялось 14 марта в Казанском федеральном университете.

Суть предложения:

В конечном итоге, в идеале, на мой взгляд, хорошо бы нам сделать единый ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию. Просто добавить вопросы, связанные с обществознанием. Я не скрою, что многие сотрудники министерств и ведомств предлагают этот предмет [обществознание] ликвидировать, как вредный. <...> Посмотрим, попробуем сохранить [предмет].


Подобное слияние экзаменов – один из вариантов решения проблемы со значительным увеличением школьных часов на историю за счет обществознания.

Высказанная Владимиром Мединским мысль наталкивает на то, что идеи интеграции ЕГЭ витают в воздухе. Потенциально возможно сделать совмещенные экзамены: химия + биология, русский + литература, профильная математика + физика. Такая интеграция позволит выровнять трудоемкость остальных экзаментов, если все же будет запущен единых экзамен «история + обществознание». Информатика и ИКТ при таких раскладах останутся в одиночестве, как и слабо популярная у выпускников География.

Такое решение с интеграцией предметов позволило бы еще больше расширить возможности для поступления у абитуриентов. Однако, есть и негативные последствия – расширение экзаменов (увеличение количества заданий), требования более масштабной подготовки, еще большее увеличение ценности олимпиад (которые регулярно находятся под огнем критики).

Стоит учитывать, что обществознание является одним из самых популярных ЕГЭ по выбору. Он востребован в широком диапазоне гуманитарных и общественных наук. В отличие от истории, которую сдают

Также с коронавирусных времен существует идея сделать ЕГЭ (хотя бы предметы по выбору) обязательным только для тех выпускников, что собираются идти в университет. Аналогично интегрированные экзамены можно сделать опциональными – для выпускников, которые имеют хорошую подготовку. Или например «двойные экзамены» оценивать в двукратном размере.

Единый госэкзамен (несмотря на постоянную критику) не имеет вменяемых альтернатив. Сторонники отмены ЕГЭ не имеют четкого представления о том, какой формат должен его заменить. «Откат» единого госэкзамена будет означать сдачу значительного большего количества экзаменов – один комплект в школе и по одному комплекту на каждую специальность или направление в каждом из вузов. Это все приведет к формированию собственных экзаменов у университетов, которые еще больше стимулируют коррупцию и необходимость платных репетиторов.

При этом ЕГЭ развивается – уточняют «развесовки» баллов, набор заданий различных уровней сложности, разница по сложности между вариантами и т.п.

Вес самого ЕГЭ снижается на фоне более массового оттока выпускников девятого класса в учреждения системы СПО. Не за горами запуск совмещенных программ «среднее профессиональное + базовое высшее», в которых ЕГЭ не будет необходим. А Сириус уже запускает программу «старшая школа + БВО», готовясь развернуть для последующего тиражирования пилотную «СПО + БВО».

Сама идея о том, чтобы влить обществознание в историю лишь подчеркивает значение последней как главной не только гуманитарной, но и политической науки.

Подробнее.
Прямая линия Дубна–Каир

Африканский континент сегодня является одним из основных векторов для наращивания сотрудничества в образовательной сфере на международном уровне. В работу в этом направлении включился университет «Дубна» и в день российской науки 8 февраля в дистанционном формате состоялась встреча представителей университета «Дубна» с сотрудниками Каирского университета под руководством декана факультета нанотехнологий, профессора Рабада Махмуда Эль-Шерифа. Делегацию университета «Дубна» возглавила директор инженерно-физического института (ИФИ) Оксана Пискунова. Ей помогали представители кафедры иностранных языков, а также доцент ИФИ, уроженец Египта Халиль Али Саид Эз-Эльдин.

Стороны пришли к решению разработать и в дальнейшем подписать договор о сотрудничестве, международном академическом обмене студентами и преподавателями, развитии совместных научных исследований в области солнечной энергетики, нанополимеров и нанокомпозитов, биотехнологий, охраны окружающей среды и искусственного интеллекта. Ученые из Египта были приглашены поучаствовать в качестве членов программных комитетов научно-практических конференций в области альтернативной энергетики и физики конденсированных состояний, которые будут проходить в университете «Дубна» в октябре—ноябре 2024 года. Также на встрече обсудили возможность участия в совместных научных грантах.

Доцент ИФИ Халиль Али Саид Эз-Эльдин приложил большие усилия, чтобы сотрудничество между университетами развивалось, а его начало было положено им во время недавних студенческих каникул, когда он провел встречу со своими коллегами с факультета нанотехнологий Каирского университета.

Оксана Пискунова, директора Инженерно-физического института Государственного университета «Дубна», для НОП:
С 1 января 2024 года Египет стал полноправным членом объединения БРИКС. Это дает возможность для расширения сотрудничества России и Египта в различных сферах, в том числе в области образования и совместных научных исследований.

Для Государственного университета «Дубна» развитие международного сотрудничества с Каирским университетом, одним из ведущих университетов Египта, является очень актуальным и перспективным.

В ходе переговоров с представителями Факультета нанотехнологий были определены направления для развития сетевых образовательных программ уровня магистратуры, совместных научных исследований в таких отраслях, как нанополимеры и нанокомпозиты, альтернативные источники энергии (солнечные панели), биотехнологии и окружающая среда, информационные технологии в области искусственного интеллекта. Коллеги заинтересованы в международной академической мобильности студентов и преподавателей по междисциплинарным образовательным программам, с возможностью параллельного изучения русского языка.

Подобное сотрудничество является взаимовыгодным и ещё раз подтверждает, что российское естественно-научное, ИТ и инженерное образование до сих пор востребовано во многих странах мира.
🇷🇺 Научно-технический потенциал Ненецкого автономного округа

Пятничная постоянная колонка Марты Лесюк, члена экспертного клуба «Дигория», директора центра по взаимодействию с ОАО «РЖД» Российского университета транспорта (МИИТ), одного из авторов телеграм-канала «Научно-образовательная политика»:

Ненецкий автономный округ — самый малочисленный регион России. 75% в структуре экономики составляет добыча нефти. Стоп-фактором развития региона является транспортная изолированность и недостаток инфраструктуры.

Ведущие и перспективные отрасли Округа:
- нефтегазовый сектор,
- информационные технологии,
- переработка продукции отраслей сельского хозяйства и рыболовства.

Ненецкий автономный округ — единственный регион, где отсутствуют вузы. В Нарьян-Маре есть 2 филиала — Северного (Арктического) федерального университета и Архангельского государственного технического университета.

Расширение влияния САФУ в регионе связывают с высоким потенциалом к проведению прикладных научных исследований в сфере экономики, строительства в высоких широтах и нефтегазовой отрасли. В 2018 году было подписано соглашение о сотрудничестве между Администрацией Ненецкого АО и САФУ, по которому ведущей исследовательской и образовательной организацией округа, реализующей инновационные научно-образовательные программы, включая подготовку высококвалифицированных кадров и проведение фундаментальных и прикладных исследований, является САФУ. В рамках реализации данной инициативы регион претендует на статус центра арктических компетенций.

Вторым треком развития системы подготовки высококвалифицированных кадров власти региона видят создание специализированной дистанционной школы программирования наподобие Школы 21 Сбера.

Таким образом, для развития научно-технологических заделов речь идет в первую очередь о реализации возможностей для получения высшего профессионального образования на территории Ненецкого АО.

При этом в регионе расположен Нарьян-Марский филиал Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики РАН – «Нарьян-Марская сельскохозяйственная опытная станция», выполняющая научные исследования по оленеводству, кормопроизводству, животноводству и биологической рекультивации земель.

В числе магистральных направлений развития Ненецкого автономного округа в Стратегии социально-экономического развития до 2030 года выделено формирование научно-технического полигона для разработки, тестирования и внедрения арктических технологий. Однако на текущий момент Ненецкий автономный округ стабильно занимает последние позиции по инновационному развитию среди регионов.
#Регион83

🇷🇺 ЭИСИ - Регионы
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Ректорам, проректорам
Исследователям высшего образования


Форум «Университеты и развитие геостратегических территорий России» пройдет 28-30 марта в городе Якутске на базе СВФУ. Главная тема III геофорума – «Университеты: развитие, основанное на доверии».

Ключевая идея геофорума, который третий год подряд организуют команды СВФУ и НОП – развитие ценности доверия как содержательного конструкта и концептуального принципа трансформации высшего образования, моделирования будущего университетов.

Елена Кудряшова, ректор Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова:

«Федеральные университеты, создававшиеся как драйверы развития конкретных территорий, с самого начала выполняют такие важные задачи, как обеспечение качественного образования, выстраивание эффективного взаимодействия с органами власти и предприятиями реального сектора экономики. Кроме того, наши два университета – САФУ и СВФУ – призваны способствовать сокращению оттока молодежи из Арктической зоны Российской Федерации.

Именно решению этих задач посвящены форумы, которые проходят в СВФУ на протяжении трех лет. Их значение сложно переоценить, так как участники рассматривают значимые задачи современного этапа развития России: популяризация и привлечение молодежи в науку, позиционирование федеральных университетов в меняющихся условиях, устойчивое развитие Арктического региона, новые практики патриотического воспитания.
Форум этого года посвящен сложнейшему и важнейшему вопросу жизнедеятельности университета – доверию. Без доверия между всеми участниками образовательного процесса, между университетом и его индустриальными партнерами, вузом и органами власти невозможно решить те задачи, которые ставятся государством в новых условиях развития страны.

Качество подготовки кадров, искусственный интеллект и трансформация общества, язык как ресурс устойчивого развития, место патриотизма в системе ценностей молодежи, школа лидерства, развитие территорий и конфликты, - все эти вопросы являются актуальными на сегодняшний день. Я уверена, что каждый участник форума будет максимально вовлечен в их обсуждение.

От всей души желаю продуктивного общения, новых идей и реализации всех поставленных целей!».

Программный директор Форума — научный руководитель ЭАЦ «Научно–образовательная политика», член Общественного совета при Минобрнауки РФ Евгений Сжёнов.

Регистрация на Форум до 20 марта. Участие бесплатное:
https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/DSR/geostrategy/
Первый день выборов – поручения по развитию

Президент Владимир Путин утвердил три перечня поручений, в которых немало сюжетов посвящено научно-образовательному развитию.

Первый – по итогам совещания о кампусах мирового уровня (части 1 и 2).

Второй – по итогам встречи со студентами – участниками СВО.

Третий – по итогам встречи со студентами Калининградской области.

Кампусы
Программа будет продлена. Бюджет выделят с особым вниманием тем, кто будет отобран по итогам третьей очереди (реализация с 2027 г). Сектор арендного жилья будут развивать за внебюджетный счет.

Критерии отбора актуализируют с особым вниманием на повышение качества образования, развития академической мобильности, безопасности, условий для жизни и предпринимательской деятельности, досуга и отдыха, воспитания и развитяи детей, просветительской и спортивной деятельности.

Важно, что поручено включить проекты кампусов мирового уровня в мастер-планы развития городов.

К оценке техзаданий и заданий на проектирование кампусов привлекут «Единого заказчика в сфере строительства».

Правительство и регионы внедрят систему мониторинга за всеми этапами создания кампусов, предложат направления комплексного развития сопредельных территорий.

СВО
Будет введено больше налоговых льгот для участников СВО – будут исключены проценты по кредитным договорам в течение льготного периода, не только сами бойцы, но и члены их семей теперь не будут платить налог на имущество.

Правительство с Минобороны, ГК Российские автомобильные дороги и ОНФ рассмотрят, что можно улучшить в механизме доставки гуманитарных грузов в район СВО. Транспорт, использованный для этого сможет ездить бесплатно по платным дорогам.

Минобороны с ОНФ также внесут предложения по адресности гумпомощи.

Правительство и фонд «Защитники Отечества» представят предложения по обеспечению участников спецоперации средствами реабилитации и протезами.

Военно-полевой госпиталь (в/ч 24405) за высокое качество работы получит почетное наименование.

Следственный комитет обнародует результаты расследования обстоятельств и причин крушения Ил-76 в Белгородской области.

Будут совершенствованы страховые выплаты по обязательному госстрахованию жизни и здоровья.

Регионы помогут ОНФ в реализации проекта «Все для победы!».

Студенты и Янтарный край
Будут введены две единые стипендии для студентов, осваивающих программы по приоритетам Стратегии НТР: президентская (30 тыс. руб. в мес.) и правительственная (20 тыс.).

Минобрнауки поручено разработать порядок торжественных мероприятий при назначении этих стипендий, предусмотрев привлечения заслуженных лиц.

К ВФМ применен тот же механизм, что и в свое время использовался к олимпийскому наследию. Тогда на его основе был создан Сириус. Сейчас – после Всемирного фестиваля молодежи – речь идет о создании международной организации по использованию наследия и продвижения идей и ценностей ВФМ.

В Калининградской области создадут военно-исторический центр.

Правительства РФ и Калининградской области подготовят предложения для организации стоянок учебных судов и их использования в культурно-просветительских целей.

Правительство и регионы будут ежегодно проводить Всероссийский конкурс лучших региональных практик поддержки добровольчества (волонтерства) «Регион добрых дел» и способствуют открытияю в субъектах РФ «Добро.Центров».

Минобрнауки, Росмолодежь и «Движение первых» посодействуют развитию «Триатлона поколений» в Калининградской области с перспектирой тиражирования.

На базе БФУ им. Канта будет развернута подготовка кадров в области архитектуры, рекоснтрукии и реставрации архитектурного наследия. Также Минспорт и правительство региона внесут предложения о создании ледового центра.

Северостоличные вузы
Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет получит спортцентр с бассейном.

Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича – также обретет новый спортцентр.
СамГМУ в Индии

В городе Патна (штат Бихар) в Индии состоялось открытие второго представительского офиса Самарского государственного медицинского университета Минздрава России. Он будет помогать большому количеству абитуриентов из близлежащих штатов в вопросах, связанных с поступлением в СамГМУ и приездом в Самару. Офис работает на базе рекрутинговой компании Study Palace Hub Private Ltd., которая содействует университету в поиске и направлении абитуриентов.

Александр Колсанов, ректор СамГМУ, профессор РАН, заслуженный деятель науки РФ, специально для НОП:
Развитие международного сотрудничества и экспорт медицинского образования — это одна из приоритетных задач для всех университетов и мы серьезно развиваем данное направление. С прошлого года внедряем новый формат работы взаимодействия с потенциальными абитуриентами — открытие представительств университета в странах, заинтересованных в обучении своих граждан в России и, в частности, в нашем университете. Первой страной, где появился представительский офис СамГМУ, стала Индия. Индийские выпускники уже много лет выбирают СамГМУ для получения образования, а многие из них уже успешно практикуют в клиниках Индии. 

Наличие на месте представительского офиса, открытого на базе партнера — крупной рекрутинговой компании Индии, дает целый ряд преимуществ. Ребята получают ощутимую поддержку в подготовке к поступлению и переезду в другую страну. Им помогают подготовить все необходимые документы, дают подробную информацию об университете, стране, городе, образовательном процессе, проживании и других важных моментах. И это работает. Благодаря открытию первого офиса в Индии в СамГМУ было принято на первый курс более 180 человек.  Сейчас работают уже два индийских офиса СамГМУ – в городах Дели и Патна. В будущем мы планируем открыть еще несколько офисов в разных частях страны. В этом году в наших планах принять на обучение около 300 иностранных студентов и большая часть из них будут именно ребята из Индии.

В университете мы стараемся поддерживать теплую атмосферу – проводим много мероприятий для иностранных обучающихся, дружной студенческой семьей ребята отмечают разные национальные праздники. Для нас также важно, чтобы студенты не только получали высококлассное медицинское образование, но и знакомились с нашей инновационной инфраструктурой, передовыми разработками, приобщались к культуре развития высококлассной медицины.
Воссоединение и интеграция – наука и образование

Сегодня – 18 марта – День воссоединения Крыма с Россией. 10 лет назад Республика Крым и город Севастополь, согласно волеизъявлению своих жителей, были включены в состав Российской Федерации.

Это событие означало старт интеграции двух воссоединенных регионов в единые общероссийские пространства – политическое, экономическое, социально и, конечно, научно-образовательное.

Данные процессы теперь воспринимаются в значительной степени как модельные для интеграции четырех исторических воссоединенных регионов – ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.

С точки зрения образовательных и научных организаций интеграция Крымского полуострова была многоплановой. Например, на школы распространились российские стандарты, причем в процессе поступало все больше инициатив от президента Владимира Путина – капремонт, бесплатное горячее школьное питание и пр.

Отдельные города и территории из четырех регионов, в свою очередь, получили наставников из числа российских регионов – и это дало свой эффект во взаимодействии по научному и образовательному вектору. В частности – наставников получили вузы четырех регионов из числа ведущих российских университетов.

«Собирание» пространства науки и образование в Крыму шло через создание Крымского федерального университета, а в силу наличия двух субъектов (республики и города федерального значения) на полуострове образовалась двуединая система: КФУ и Севастопольский госуниверситет.

Создавать ли большой федеральный университет в четырех воссоединенных регионов – пока не решено. Есть вероятность создания нескольких сущностей по территориальному признаку (например, четырех региональных вузов). На повестке дня и другой путь интеграции – сделать некоторые организации высшего образования филиалами российских.

С наукой дела обстояли несколько более запутанным образом в Крыму нежели сейчас в четырех регионах. Интеграция крымских НИИ школ на фоне реформы РАН. Но в итоге они влились в отечественное академическое научное пространство. Особенно активно проявил себя Курчатовский институт, который смог развернуть и возглавить «виноградно-винное» направление. Сейчас на ниве виноградарства и виноделия развернулось даже некоторое соперничество – поскольку высокая стартовая база Крыма заставила активно развиваться в данном направлении и другие регионы страны.

В четырех воссоединенных регионах ситуация сейчас тяжелее, нежели она была в Крыму и Севастополе. На территории всех субъектов федерации идут бои – особенно активны они на Донецком и Запорожском направлениях. Российская армия поступательно освобождает все новые территории и населенные пункты, следовательно возникает задача восстановления инфраструктуры – в том числе, научно-образовательной (от яслей и детсадов до колледжей и университетов, включая также и научные институты).

Мариуполь был восстановлен в кратчайшие сроки и уже сейчас есть поручение президента о проведении на базе Мариупольского госуниверситета большой ежегодной конференции в области общественных и гуманитарных наук. Мелитопольский госуниверситет уже подал заявку на НОЦ мирового уровня. А расположенный в Алчевске (ЛНР) Донбасский гостехуниверситет планирует открыть филиал в Африке.

Все эти примеры показывают – интеграция и восстановление воссоединенных исторических регионов проходит комплексно. Необходимо сразу закладывать амбициозные задачи для вузов и НИИ – чтобы они не просто вышли на минимальный российский уровень развития, но стали крепкими середняками, а то и выбились по некоторым направлениям в лидеры.

Республика Крым и город Севастополь данный путь в основном прошли, доказательством чему, например, является двуглавый межрегиональный НОЦ мирового уровня «МореАгроБиоТех». Теперь очередь за ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областями.
МИРЭА покоряет Север

Развитие инвестиционных, научно-исследовательских и инфраструктурных проектов в Арктике — одно из важнейших поручений, поставленных Президентом России Владимиром Путиным. Российские университеты не остаются в стороне и активно включаются в работу в данном направлении.

Российский технологический университет МИРЭА совместно с Комитетом Государственной Думы по экологии и фондом «Компас» запустили студенческий экспедиционный корпус «Команда Арктики». «Команда Арктики» — уникальный для России межвузовский проект на базе РТУ МИРЭА, который позволит учащимся ещё в вузе проводить научные исследования в условиях Крайнего Севера. Это выведет на качественно новый уровень систему отбора и подготовки кадров для отечественных компаний, работающих за полярным кругом.

Ректор РТУ МИРЭА Станислав Кудж для НОП:
Арктический регион имеет стратегическое значение для России, что неоднократно подчёркивалось руководством нашей страны. В том числе с точки зрения ресурсов, инфраструктурных перспектив и национальной безопасности. Вместе с тем, сложно отрицать, что суровые условия Севера являются серьёзным стоп-фактором для многих специалистов, которые потенциально могли бы там жить и вносить свой вклад в развитие экономики. Создание межвузовского студенческого экспедиционного корпуса «Команда Арктики» открывает в этой связи совершенно новые возможности для сотен и тысяч людей, готовых связать свою жизнь с Заполярьем.
Ректорам, проректорам
Исследователям высшего образования

Форум «Университеты и развитие геостратегических территорий России» пройдет 28-30 марта в городе Якутске на базе СВФУ. Главная тема III геофорума – «Университеты: развитие, основанное на доверии».

Ключевая идея геофорума, который третий год подряд организуют команды СВФУ и НОП – развитие ценности доверия как содержательного конструкта и концептуального принципа трансформации высшего образования, моделирования будущего университетов.

Елена Кудряшова, ректор Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова:

«Федеральные университеты, создававшиеся как драйверы развития конкретных территорий, с самого начала выполняют такие важные задачи, как обеспечение качественного образования, выстраивание эффективного взаимодействия с органами власти и предприятиями реального сектора экономики. Кроме того, наши два университета – САФУ и СВФУ – призваны способствовать сокращению оттока молодежи из Арктической зоны Российской Федерации.

Зачение форума сложно переоценить, так как участники рассматривают значимые задачи современного этапа развития России: популяризация и привлечение молодежи в науку, позиционирование федеральных университетов в меняющихся условиях, устойчивое развитие Арктического региона, новые практики патриотического воспитания.
Форум этого года посвящен сложнейшему и важнейшему вопросу жизнедеятельности университета – доверию. Без доверия между всеми участниками образовательного процесса, между университетом и его индустриальными партнерами, вузом и органами власти невозможно решить те задачи, которые ставятся государством в новых условиях развития страны».

Программный директор Форума — научный руководитель ЭАЦ «Научно–образовательная политика», член Общественного совета при Минобрнауки РФ Евгений Сжёнов.

Регистрация на Форум до 20 марта. Участие бесплатное:
https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/DSR/geostrategy/
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
С 15 по 17 марта активная молодежь России принимала участие в выборах и отдавала голоса за свое будущее, а 18 марта она пришла отметить десятилетие воссоединения Крыма и Севастополя с Россией со всей страной на Красной площади.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
При вузах откроют ясли для детей учащихся

Председатель комитета Госдумы по социальной политике Ярослав Нилов в Университете «Синергия» провёл встречу со студентами, у которых есть малолетние дети. В связи с объявлением в России Года семьи обсуждали законодательное решение, которое в перспективе позволит открыть при всех вузах ясли для детей студентов, чтобы им не приходилось выбирать между учебой, карьерой и ребенком.

Ярослав Нилов, Председатель комитета Госдумы по социальной политике, для НОП:

«Государство ставит стратегическую задачу повышать рождаемость, стимулировать многодетность, рождение первого ребенка до 24 лет. Для этого нужно искать не только сугубо материальные формы поддержки, как семейный капитал, но и социальные решения. Например, создать условия, чтобы рождение ребенка не мешало учебе или карьере.

Сегодня государственным вузам нужно дать больше свободы в распоряжении своим бюджетом на эти цели. Это очень перспективная идея, которая может принести хороший результат».

Артём Васильев, ректор Университета «Синергия», для НОП:

«На одной из наших площадок уже порядка двух лет действует комната матери и ребенка для детей наших сотрудников и студенток, которые учатся по очной форме и имею маленьких детей от 3 до 7 лет. Они могут оставить ребенка в детской игровой комнате, спокойно отучиться, забрать ребенка и пойти домой. Для наших сотрудников и учащихся это бесплатно. Ежедневно туда приводят 30-35 детишек».

«Синергия» стала одним из первых вузов в России, который открыл подобный детский центр. Ярослав Нилов предлагает перенимать этот опыт и другим университета, в том числе государственным, но для этого нужна корректировка нормативов и законодательства, чтобы упростить расходование бюджета на эти цели.

В связи с этим вопрос о расширении практики открытия при всех вузах страны ясель для детей студентов будет поднят 25 марта 2024 года на ближайшей встрече депутатов фракции ЛДПР с премьер-министром России Михаилом Мишустиным, сообщил Ярослав Нилов.
15 марта в Доме РИО состоялся круглый стол, посвящённый истории иностранной военной интервенции периода Гражданской войны.

В мероприятии приняли участие Председатель РИО Сергей Нарышкин, со-председатель РИО, замглавы Минобрнауки Константин Могилевский и президент РАО Ольга Васильева.

Ольга Васильева, президент Российской академии образования, академик РАО, для НОП:

«В последние годы мы уделяем особое внимание истории Великой Отечественной войны. Мы бережем память о подвиге советского народа, рассказываем подрастающему поколению и всему миру о вкладе наших предков в Великую Победу. Эти усилия исторического просвещения приносят свои плоды. Поэтому сегодня важно уделить столь же пристальное внимание событиям начала ХХ века. Когда мы обсуждаем причины иностранной интервенции, начавшейся в 1917 году, нам необходимо, прежде всего, делать акценты на их созвучности сегодняшнему дню. Не зная история, наши дети не смогут сами осознать эти параллели.

Чтобы поддержать наших педагогов в этой просветительской работе, Российская академия образования продолжает проводить курсы повышения квалификации для преподавателей истории. У нас уже есть успешный опыт совместной работы с Минобрнауки России по подготовке кадров для преподавания истории на неисторических специальностях, и в ближайшее время будет запущена еще одна программа, призванная подготовить коллег в наших вузах к преподаванию курса «История религий России»
Университет «Дубна» и АФК «Система»: новые горизонты сотрудничества

В 2023 году крупнейшая российская инвестиционная компания АФК «Система» отобрала десять талантливых студентов университета «Дубна», которые занимаются научной работой под руководством кураторов из Центра водородной энергетики.

22 февраля в Объединенном институте ядерных исследований (ОИЯИ) состоялась встреча представителей университета с гендиректором Центра водородной энергетики АФК «Система» Юрием Добровольским. На встрече присутствовали и.о. проректора по учебной работе университета «Дубна» Оксана Крейдер, заместитель директора инженерно-физического института Ольга Клименко, начальник отдела инноваций и интеллектуальной собственности ОИЯИ Игорь Ленский и заместитель руководителя департамента кадров и делопроизводства ОИЯИ Наталья Ленская.

В ходе встречи были затронуты вопросы реализации совместных образовательных программ, а также стажировок студентов в Центре водородной энергетики. Помимо этого, участники обсудили развитие дальнейшей совместной деятельности между университетом, АФК «Система» и Объединенным институтом ядерных исследований.

И.о. проректора по учебной работе Государственного университета «Дубна» Оксана Крейдер для НОП:
Знакомство Университета «Дубна» с АФК «Система» состоялось благодаря плодотворному сотрудничеству с международной межправительственной научно-исследовательской организацией Объединенным институтом ядерных исследований (ОИЯИ), который в числе прочих научных исследований занимается решением задач альтернативной энергетики, а именно внедрением водородных технологий.

АФК «Система» сегодня активно развивает направление водородной энергетики вместе с ведущими российскими университетами, и летом 2023 года студенты, поступающие в магистратуру Университета «Дубна», получили уникальную возможность присоединиться к этой команде.

В рамках конкурсного отбора на базе Центра водородных технологий претенденты ознакомились с реализуемыми научными проектами и успешно прошли собеседование. Это даст им возможность стать специалистами, которые будут обладать всеми необходимыми компетенциями для работы в этой инновационной отрасли.

Центр водородных технологий ведет подготовку специалистов в области водородных технологий в партнерстве с Российской академией наук и ведущими российскими университетами. Надеемся, что Университет «Дубна» станет надежным партнером для подготовки квалифицированных кадров, реализации совместных прикладных исследований в области водородных технологий в интересах ведущих российских компаний.
Пушкин в формате мультимедиа

К 225-летнему юбилею великого поэта Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина при финансовой поддержке фонда «Русский мир» подготовил Мультимедийный образовательный комплекс «Пушкин на интерактивном уроке чтения».

Мультимедийный комплекс создан по пушкинской повести «Барышня-крестьянка» и включает 4 интерактивных онлайн-урока чтения (в версиях «Читателям» и «Учителям»), pdf-приложение с творческими заданиями и кроссвордом, мобильные приложения с офлайн-уроками чтения и филвордами, а также текст повести в трёх форматах. При разработке методического аппарата к интерактивным урокам чтения использовалась авторская методика обучения чтению художественной литературы руководителя проекта Натальи Кулибиной, заслуженного профессора Института Пушкина.

Важной составляющей образовательного комплекса «Пушкин на интерактивном уроке чтения» является его иллюстрированный сайт, который не просто служит местом размещения всех компонентов комплекса, но и выполняет содержательную роль, создавая особую атмосферу и погружая читателя в пушкинский мир.

На сайте размещены разделы «О проекте», «Методические рекомендации для преподавателя», «Советы читателю», «Отзывы», а также список презентаций проекта на конференциях, мастер-классах и вебинарах.

Пушкинский проект – не первый опыт создания интерактивных уроков чтения. Он является продолжением Галереи мультимедийных проектов «Русская классика на интерактивном уроке чтения»: в 2021 году был создан мультимедийный комплекс «Достоевский на интерактивном уроке чтения», в работе – «Чехов на интерактивном уроке чтения», в планах интерактивные уроки по произведениям Лермонтова, Некрасова и других русских классиков.

Наталья Трухановская, ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, для НОП:
Мультимедийный образовательный комплекс «Пушкин на интерактивном уроке чтения» имеет большую ценность, поскольку обучение чтению как смысловому восприятию сложных текстов на современном этапе развития педагогики актуально для всех форм образования.

Уроки чтения с использованием сложных художественных текстов русских классиков XVIII-XIX веков способствует формированию национальной идентичности читателя, учит мыслить, обогащает словарь, совершенствует речевую деятельность и развивает эмоциональную отзывчивость. Мультимедийность проекта делает его привлекательным для юного читателя, а открытость – доступным для пользователей всего мира.