Репосты Жмудя - Транспорт
Занятно (и характерно), что автодорогу между LA и SF в американском Крыму -- Калифорнии -- стали строить ровно в те же годы, что и Севастопольское шоссе в Крыму -- первую автодорогу (именно строившейся таковой) на территории РИ: https://en.wikipedia.org/w…
Оказывается, в ближнем пригороде Лос-Анжелеса (элитном районе проживания звёзд Голливуда) в 1910-1915 действовала троллейбусная линия.
Звучит не слишком впечатляюще? А теперь представьте, что это одна из первых в Штатах (да и мире) дорог, изначально построенных под автотранспорт, только до кучи с проводами для первоавтобусов Oldsmobile, с которых сняли ДВС и поставили более ресурсный электромотор.
И в элитном районе, да.
Несколько опередило своё время, будучи замённым в 1915... на паровые автобусы. Характерен комментарий местной прессы из 1946 года: тогда местные власти обещали запустить троллейбус в центре LA, а народ воспринял "ну вот и у нас будет современный общественный транспорт" -- а он уже был 30+ лет назад =)
Характерно и название: trackless trolley, то бичь "трамвай без рельсов".
Звучит не слишком впечатляюще? А теперь представьте, что это одна из первых в Штатах (да и мире) дорог, изначально построенных под автотранспорт, только до кучи с проводами для первоавтобусов Oldsmobile, с которых сняли ДВС и поставили более ресурсный электромотор.
И в элитном районе, да.
Несколько опередило своё время, будучи замённым в 1915... на паровые автобусы. Характерен комментарий местной прессы из 1946 года: тогда местные власти обещали запустить троллейбус в центре LA, а народ воспринял "ну вот и у нас будет современный общественный транспорт" -- а он уже был 30+ лет назад =)
Характерно и название: trackless trolley, то бичь "трамвай без рельсов".
Всё же не устаю поражаться тому, насколько рано формировалась автоинфраструктура в США.
На первой картинке из 1896 предлагаемая схема хайвэев (едва ли все задумывались с твёрдым покрытием, но уже точно не направления, да и автомобили теоретически могли иметь в виду).
На второй -- уже готовая схема 1930 года, полноценные автодороги...
И это достаточно малонаселённый и глуховатый (относительно Северо-Востока и Среднего-Запада) ещё тогда штат. И огромный: даже в РФ по размерам с Калифорнией сравнятся только крупнейшие регионы Сибири и ДВ.
Отсюда:
https://en.wikipedia.org/wiki/History_of_California%27s_state_highway_system
На первой картинке из 1896 предлагаемая схема хайвэев (едва ли все задумывались с твёрдым покрытием, но уже точно не направления, да и автомобили теоретически могли иметь в виду).
На второй -- уже готовая схема 1930 года, полноценные автодороги...
И это достаточно малонаселённый и глуховатый (относительно Северо-Востока и Среднего-Запада) ещё тогда штат. И огромный: даже в РФ по размерам с Калифорнией сравнятся только крупнейшие регионы Сибири и ДВ.
Отсюда:
https://en.wikipedia.org/wiki/History_of_California%27s_state_highway_system
Хорошо, что такие проблемы вообще стали обсуждаться:
https://www.t24.su/problemnyy-reys-vlasti-dvuh-regionov-ischut-reshenie-dlya-elektrichki-svyazyvayuschey-severnye-poselki-tayshetskogo-okruga-s-bolshoy-zemley/
https://www.t24.su/problemnyy-reys-vlasti-dvuh-regionov-ischut-reshenie-dlya-elektrichki-svyazyvayuschey-severnye-poselki-tayshetskogo-okruga-s-bolshoy-zemley/
Тайшет24
Проблемный рейс. Власти двух регионов ищут решение для электрички, связывающей северные поселки Тайшетского округа с «большой землей»
К решению транспортной проблемы для жителей северных поселков Тайшетского округа депутат Заксобрания Наталья Дикусарова и мэр Александр Кузин подключили профиль
https://www.vokrugsveta.ru/news/pust-nas-zaberut-nashi-pogranichniki-pervyi-za-11-let-parom-trabzon-sochi-ne-puskayut-v-rossiyu-id6644496/
UPD:
https://t-j.ru/news/sochi-trabzon-parom/
UPD:
https://t-j.ru/news/sochi-trabzon-parom/
Вокруг света
Простоял на рейде 2,5 суток и вернулся: первый за 14 лет паром Трабзон–Сочи так и не смог зайти в Россию
Первый рейс прибыл в акваторию Сочи утром 6 ноября, но ему не дают разрешение пришвартоваться в морском порту.
Репосты Жмудя - Транспорт
Подвинули на квартал: https://aviation21.ru/sergej-chemezov-zayavil-o-zavershenii-sertifikacii-il-114-300-i-sj-100-v-nachale-2026-goda/ Сергей Чемезов также озвучил планы по наращиванию объёмов производства гражданских самолётов. «Должны к 2030 году выпускать…
https://www.vedomosti.ru/business/articles/2025/11/11/1153746-oak-sokratila-na-chetvert-dalnost-poleta-ms-21
Ситуация с корректировкой заявленных ранее рекламных характеристик МС-21, конечно, вызовет вопросы у авиакомпаний, это может означать, что лайнер подойдет не всем эксплуатантам, допускает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Но практика поэтапного улучшения параметров самолета после начала его эксплуатации – норма для мирового авиастроения, напоминает он. Аналогичная ситуация была и с советскими лайнерами, например с Ту-154, напоминает эксперт. Работа по оптимизации конструкции и аэродинамики МС-21, по силовой установке, агрегатам и системам продолжится, в связи с чем можно ожидать постепенного улучшения характеристик лайнера в течение нынешнего десятилетия, полагает он.
По оценке Пантелеева, базовая версия МС-21 с дальностью полета 3830 км покрывает свыше 80% российской маршрутной сети среднемагистральных перевозок. Нишу более дальних маршрутов сможет занять Ту-214, предполагает эксперт.
Серийное производство МС-21 должно стартовать в 2026 г., до конца года заказчикам будут переданы первые два самолета, говорил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов 24 октября 2025 г. К 2030 г. госкорпорация рассчитывает выйти на производство 36 таких машин в год.
Ведомости
ОАК сократила на четверть дальность полета среднемагистрального самолета МС-21
Но ее еще хватит для покрытия большей части маршрутов внутри страны
Forwarded from Блокнот Жмудя Chat
Неплохая фактура по дорогам на Старом Русском Севере (Архангельщине) последних веков трёх, и отношении местных крестьян к ним:
https://goarctic.ru/news/ekh-dorogi-kak-peredvigalis-po-malozaselyennomu-severu/
https://goarctic.ru/news/ekh-dorogi-kak-peredvigalis-po-malozaselyennomu-severu/
goarctic.ru
Эх, дороги... Как передвигались по малозаселённому Северу – GoArctic.ru – Портал о развитии Арктики
GoArctic.ru — российский портал о жизни, работе, путешествии в Арктику
Forwarded from Субъективный путеводитель || Varandej (Ilya Buyanovsky)
Заметная на карте ось России, текущий как ни одна река прямо и почти что вдоль меридиана Енисей по длине чуть уступает Оби, Лене или Амуру: 3487 километров сам по себе, 4287 - от истоков Малого Енисея и 5238 от Ангары и Селенги, на которые нанизан Байкал. По площади бассейна Енисей второй в России - 2580 тыс. км², причём с правого берега бассейн в 6 раз обширнее левобережного до незримого водораздела с Обью. Полноводностью в 19,8 тыс. м³/с Енисей считается крупнейшей рекой России и бассейна Ледовитого океана, а в мире - седьмой.
Впрочем, среднегодовые цифры в Сибири не релевантнее, чем средняя температура по больнице: подлёдный зимний Енисей сравним с Дунаем (6019 м³/с в декабре), в июне (80926 м³/с) он уступает на планете только Амазонке, а в другие месяцы лета это река одного масштаба с Риу-Негру или Ла-Платой, но чуть меньше Лены и Оби.
В общем, Енисей - сложная река, с морскими просторами низовий и порогами верховий, и судоходство на нём под стать. Естественное русло после двух гигантских ГЭС начинается в Дивногорске, но 30 километров до него вверх от Красноярска ходят совсем другие суда, чем вниз. С сегодняшнего дня берём курс на Дудинку, но для начала покажу, что за суда ходили и ходят по главной реке России.
varandej.livejournal.com/1242839.html
Впрочем, среднегодовые цифры в Сибири не релевантнее, чем средняя температура по больнице: подлёдный зимний Енисей сравним с Дунаем (6019 м³/с в декабре), в июне (80926 м³/с) он уступает на планете только Амазонке, а в другие месяцы лета это река одного масштаба с Риу-Негру или Ла-Платой, но чуть меньше Лены и Оби.
В общем, Енисей - сложная река, с морскими просторами низовий и порогами верховий, и судоходство на нём под стать. Естественное русло после двух гигантских ГЭС начинается в Дивногорске, но 30 километров до него вверх от Красноярска ходят совсем другие суда, чем вниз. С сегодняшнего дня берём курс на Дудинку, но для начала покажу, что за суда ходили и ходят по главной реке России.
varandej.livejournal.com/1242839.html
Livejournal
Флот Енисея. Часть 1: от илимки до азипода
Заметная на карте ось России, текущий как ни одна река прямо и почти что вдоль меридиана Енисей по длине чуть уступает Оби, Лене или Амуру: 3487 километров сам по себе, 4287 - от истоков Малого Енисея и 5238 от Ангары и Селенги, на которые нанизан Байкал.…
Репосты Жмудя - Транспорт
Зато другой главный долгострой -- ЕКАД -- прям заметно побыстрее пошёл: https://www.e1.ru/text/transport/2025/10/28/76095359/ Езжу просто и там, и там, и на ЕКАДе прям видно, что стараются не так тормозить, как раньше (или как на Калине), видимо после разноса…
Появились сроки расширения ЕКАД до Режевского тракта -- 2028 год:
https://auto.66.ru/news/284781/
А до дороги на Новосвердловскую ТЭЦ (продолжение ул. Высоцкого), похоже, сильно раньше -- возможно, в следующем году. Во всяком случае, визуально степень готовности даёт основания для таких суждений.
https://auto.66.ru/news/284781/
А до дороги на Новосвердловскую ТЭЦ (продолжение ул. Высоцкого), похоже, сильно раньше -- возможно, в следующем году. Во всяком случае, визуально степень готовности даёт основания для таких суждений.
66.ru
На расширение ЕКАД потратят 4 млрд рублей. Карта
Деньги заложили в бюджет Свердловской области на 2026 год. Сдать дорогу планируют только в 2028 году.
Репосты Жмудя - Транспорт
Строят дороги и в самой Перми. Много где. К масштабным стройкам будущего моста примыкает уже строящаяся улица Строителей. Куда пойдёт далее — неясно, мб и до Стахановской/Чкалова доведут. На Мотовилихе свой мегапроект с более чем десятилетней историей —…
Пермский мегапроект со странным названием ТР-53 помаленьку строится, и масштаб внушает -- есть даже тоннель (крайне редкое дело в РФ вне Мск и Кавказа, в основном Сочи), но и про велодорожки не забыли:
https://59.ru/text/transport/2025/11/14/76118719/
В линейной ("волгоградской") сети УДС Перми это "средняя радиальная магистраль" в районе Мотовилихи, промежуточная между старой осью вдоль Камы и ж/д и совсем уж объездной.
Можно очень грубо сравнить это со Срединным Кольцом Екб или с ТТК и хордами в Мск, но аналогия крайне далека от полноты.
В любом случае, очень важный проект для Мотовилихинского района, делающий его дальнюю (собственно Мотовилихинскую исторически), наконец, не набором отдельных посёлков вдоль единственной (и узкой) оси, разделённых ручьями, а единой структурой, соединённой как следует также и с центральной частью города.
Мотовилиху присоединили к Перми ещё в 1930-х, но только теперь они по-настоящему сливаются.
Поэтому наверное можно ещё сравнить с соединением Ленина и Татищева в Екб (и сопутствующей реновацией ебеней у СИЗО-Арены, aka Центральный Стадион) к ЧМ-2018, но даже до этого момента ВИЗ (точно так же отдельный н.п. до 1930-х) был интегрирован с центром и прочими районами города гораздо лучше -- помогли строительство ВИЗ-бульвара в 2 этапа в середине XIX и середине XX века, масштабная реновация центрального ВИЗа в 1970-х* и создание Срединного Кольца (без северной правда части) в 2000-х.
* -- UPD: эта же реновация, к сожалению, убила великолепную сетку УДС старого ВИЗа
https://59.ru/text/transport/2025/11/14/76118719/
В линейной ("волгоградской") сети УДС Перми это "средняя радиальная магистраль" в районе Мотовилихи, промежуточная между старой осью вдоль Камы и ж/д и совсем уж объездной.
Можно очень грубо сравнить это со Срединным Кольцом Екб или с ТТК и хордами в Мск, но аналогия крайне далека от полноты.
В любом случае, очень важный проект для Мотовилихинского района, делающий его дальнюю (собственно Мотовилихинскую исторически), наконец, не набором отдельных посёлков вдоль единственной (и узкой) оси, разделённых ручьями, а единой структурой, соединённой как следует также и с центральной частью города.
Мотовилиху присоединили к Перми ещё в 1930-х, но только теперь они по-настоящему сливаются.
Поэтому наверное можно ещё сравнить с соединением Ленина и Татищева в Екб (и сопутствующей реновацией ебеней у СИЗО-Арены, aka Центральный Стадион) к ЧМ-2018, но даже до этого момента ВИЗ (точно так же отдельный н.п. до 1930-х) был интегрирован с центром и прочими районами города гораздо лучше -- помогли строительство ВИЗ-бульвара в 2 этапа в середине XIX и середине XX века, масштабная реновация центрального ВИЗа в 1970-х* и создание Срединного Кольца (без северной правда части) в 2000-х.
* -- UPD: эта же реновация, к сожалению, убила великолепную сетку УДС старого ВИЗа
59.ру
Прошёл год, ещё один впереди: показываем прогресс стройки второго этапа трассы ТР-53
Спойлер: через стройплощадку прохода и проезда пока нет
Репосты Жмудя - Транспорт
Небыстро большие муниципальные стройки в #екб идут, а где речь про сносы и компенсации -- особенно. Только-только к концу года хотят злосчастную пятиэтажку на ВИЗе поперёк Татищева снести, и то "при благоприятном стечении обстоятельств": https://www.e1.ru…
^^ Кстати по продление большой Татищева как главной широтной оси города (Ленина) на запад:
https://www.e1.ru/text/transport/2025/11/14/76120537/
UPD: ещё детали
https://www.e1.ru/text/transport/2025/11/14/76120537/
UPD: ещё детали
Е1.ру
И это только один этап! Стало известно, во сколько обойдется строительство новой улицы на ВИЗе
Эта дорога — часть масштабного проекта по расширению Татищева
^^ речь про 1-й этап, самый важный, дающий возможность относительно безболезненно заменить высотками остатки частного сектора ВИЗа (каковой составлял 90+% застройки района до 1960-х или даже 1970-х, ведя свою историю с 1730-х)...
...и двигать город дальше на запад -- сейчас там город заканчивается раньше чем в любом другом направлении (если не считать крошечных по населению островков Кубы и Малого Конного и пары свежих ЖК на ультраотшибе)
Этап 2 же должен подводить к развязке у Меги, а этап 3 -- к дальнейшему сдвигу на запад (от Малого до Большого Конного aka Куба)
Этап 4 ожидается пока чисто проектом, связывающим ВИЗ с реновацией цыганского посёлка увертолёта Радуги.
...и двигать город дальше на запад -- сейчас там город заканчивается раньше чем в любом другом направлении (если не считать крошечных по населению островков Кубы и Малого Конного и пары свежих ЖК на ультраотшибе)
Этап 2 же должен подводить к развязке у Меги, а этап 3 -- к дальнейшему сдвигу на запад (от Малого до Большого Конного aka Куба)
Этап 4 ожидается пока чисто проектом, связывающим ВИЗ с реновацией цыганского посёлка у
Репосты Жмудя - Транспорт
Четырехполосную трассу М-12 «Восток», которая соединит Тюмень и Москву, достроят в ближайшие полгода. Об сообщили на Тюменском промышленно-энергетическом форуме, в ходе сессии «Тюменская область: Презентация. Инвестиции в будущее». Судя по тому, что модератор…
рабочие планируют открыть движение на обходе Богдановича до конца этого года, а уже в 2026 году завершить работы по расширению до четырех полос трассы Екатеринбург – Тюмень.
https://uralpolit.ru/news/sverdl/12-11-2025/316499
Паслер также подчеркнул, что дорожная сеть региона является одной из самых крупных в России, поскольку в Свердловской области более 30 тысяч километров дорог. При этом на их ремонт, строительство и содержание ежегодно направляется порядка 40 млрд рублей.
УралПолит.Ru
В 2025 году в Свердловской области построят и обновят 18 километров дорог
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, 12 ноября, УралПолит.Ru. По итогам текущего года на Среднем Урале будет построено и реконструировано 18 километров дорог. Об этом сообщила замминистра транспорта и дорожного хозяйства региона Наталья Новицкая.
Forwarded from Случайное блуждание
Инфраструктурные кредиты: где и зачем
Федеральный проект «Инфраструктурное меню», стартовавший в 2021 году, стал крупнейшей попыткой модернизировать инфраструктуру регионов. Основным инструментом тут стали инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК) под 3% годовых. Команда исследователей из РАНХиГС (включая мою одногруппницу Дарину Медведникову, которая вчера защитила кандидатскую, с чем её и поздравляем!) проанализировала, как распределяются эти средства и что реально строится на полученные деньги.
Учёные собрали данные о соглашениях между регионами и Минстроем, дополненных открытой информацией из «Электронного бюджета». Анализ охватил распределение почти 1 трлн рублей ИБК между субъектами РФ, типами территорий и видами инфраструктуры — от метро до систем водоснабжения.
И что получилось?
Лимит ИБК (если не считать кредиты, предоставленные под реализацию поручений президента) зависел от численности населения региона. Соответственно, наибольший лимит предоставили Москве (об этом я как-то давно уже писал). Регионы расходовали свои лимиты по-разному: кто-то, как Владимирская область, включил несколько десятков объектов по 100-200 млн каждый, а кто-то потратил их на крупные инфраструктурные стройки, вроде создания транспортного кольца вокруг Томска.
Более половины объектов по ИБК — это коммунальная инфраструктура, ещё 8% — транспортная. Хотя по финансированию капиталоёмкие транспортные объекты, вроде строительства метро и метротрама в Нижнем Новгороде, Красноярске и Челябинске или закупки поездов для МЦД в Москве, повышают долю транспорта в общем объёме ИБК до 42%.
Интересно, что распределение средств почти не связано с реальным состоянием инфраструктуры: регионы с изношенными сетями часто получали меньше, чем те, где всё относительно благополучно. Например, между долей ИБК на водопроводы и канализацию и износом сетей корреляцию не нашли.
72% средств ИБК пошло на развитие городов-миллионников, других крупных городов и их пригородов. В средних, малых городах, пгт и сёлах реализуется 32% проектов — но их доля в финансировании составляет лишь 9%. Впрочем, авторы вновь замечают, что существенная доля средств в агломерациях приходится на мегапроекты, вроде метро.
#новости_экономгео
Федеральный проект «Инфраструктурное меню», стартовавший в 2021 году, стал крупнейшей попыткой модернизировать инфраструктуру регионов. Основным инструментом тут стали инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК) под 3% годовых. Команда исследователей из РАНХиГС (включая мою одногруппницу Дарину Медведникову, которая вчера защитила кандидатскую, с чем её и поздравляем!) проанализировала, как распределяются эти средства и что реально строится на полученные деньги.
Учёные собрали данные о соглашениях между регионами и Минстроем, дополненных открытой информацией из «Электронного бюджета». Анализ охватил распределение почти 1 трлн рублей ИБК между субъектами РФ, типами территорий и видами инфраструктуры — от метро до систем водоснабжения.
И что получилось?
Лимит ИБК (если не считать кредиты, предоставленные под реализацию поручений президента) зависел от численности населения региона. Соответственно, наибольший лимит предоставили Москве (об этом я как-то давно уже писал). Регионы расходовали свои лимиты по-разному: кто-то, как Владимирская область, включил несколько десятков объектов по 100-200 млн каждый, а кто-то потратил их на крупные инфраструктурные стройки, вроде создания транспортного кольца вокруг Томска.
Более половины объектов по ИБК — это коммунальная инфраструктура, ещё 8% — транспортная. Хотя по финансированию капиталоёмкие транспортные объекты, вроде строительства метро и метротрама в Нижнем Новгороде, Красноярске и Челябинске или закупки поездов для МЦД в Москве, повышают долю транспорта в общем объёме ИБК до 42%.
Интересно, что распределение средств почти не связано с реальным состоянием инфраструктуры: регионы с изношенными сетями часто получали меньше, чем те, где всё относительно благополучно. Например, между долей ИБК на водопроводы и канализацию и износом сетей корреляцию не нашли.
72% средств ИБК пошло на развитие городов-миллионников, других крупных городов и их пригородов. В средних, малых городах, пгт и сёлах реализуется 32% проектов — но их доля в финансировании составляет лишь 9%. Впрочем, авторы вновь замечают, что существенная доля средств в агломерациях приходится на мегапроекты, вроде метро.
#новости_экономгео
Forwarded from Субъективный путеводитель || Varandej (Ilya Buyanovsky)
Все мосты Красноярска с воды, вниз по течению Енисея.
1. Николаевский мост (2012-18, 1562 метра)
2. Старый Енисейский железнодорожный мост (1895-99) - шедевр своей эпохи, который современники ставили в один ряд с Эйфелевой башней. Имел уникальные пролёты по 144 метра длиной. Но - безжалостно утилизирован в 2002-07 годах при реконструкции мостового перехода.
3. Нынешний железнодорожный мост через Енисей. Ближний - 2000-х, дальний - 1930-х годов.
4-5. Коммунальный мост (1956-61, 900м), изображённый на купюре в 10 рублей.
6. Октябрьский мост (1977-87), с 2019 - Мост имени Павла Федирко, руководителя Красноярского края в 1972-87 годах.
7. Коркинский мост (1979-84, 602м), также известный как Три Семёрки - поскольку в проекте значился "объект 777". Автомобильно-железнодорожный, но железнодорожная часть соединяет промзоны и грузовые станции.
8. Мост на объездной дороге (2005-08, 814 метров).
9-10. Высокогорский мост (2020-23, 1195м) близ Лесосибирска - самый нижний на Енисее. За ним теплоход поднимает мачты.
1. Николаевский мост (2012-18, 1562 метра)
2. Старый Енисейский железнодорожный мост (1895-99) - шедевр своей эпохи, который современники ставили в один ряд с Эйфелевой башней. Имел уникальные пролёты по 144 метра длиной. Но - безжалостно утилизирован в 2002-07 годах при реконструкции мостового перехода.
3. Нынешний железнодорожный мост через Енисей. Ближний - 2000-х, дальний - 1930-х годов.
4-5. Коммунальный мост (1956-61, 900м), изображённый на купюре в 10 рублей.
6. Октябрьский мост (1977-87), с 2019 - Мост имени Павла Федирко, руководителя Красноярского края в 1972-87 годах.
7. Коркинский мост (1979-84, 602м), также известный как Три Семёрки - поскольку в проекте значился "объект 777". Автомобильно-железнодорожный, но железнодорожная часть соединяет промзоны и грузовые станции.
8. Мост на объездной дороге (2005-08, 814 метров).
9-10. Высокогорский мост (2020-23, 1195м) близ Лесосибирска - самый нижний на Енисее. За ним теплоход поднимает мачты.