С первого дня работы, осенью 96-го года мне поставили встык две лекции: зарубежный театр у студентов-актёров и специализацию у театроведов. Читала я в старом тюзе на Вольской, в лепном фойе на третьем этаже, поскольку актёрский курс набрал ещё великий Киселёв, — не успел воспитать, к несчастью — и дети учились дома; ну, и театроведов моих пускали, с аудиториями в старом четвёртом корпусе было не очень.
Старое здание клуба подрядчиков, арнувошный фасад в "кабанчике", кованые цветы перил. И высота потолков, которую голосом не вдруг возьмёшь. К третьей неделе я посадила связки.
— Слушай, это не дело, — сказал один из старших моих актёров; на этот курс поступили те, кто оканчивал училище, а теперь понадобилось высшее консерваторское. — Ты так несмыкание заработаешь, а это проблем на всю жизнь. Во сколько ты заканчиваешь?
Заканчивала я в пять. После лекции он ждал меня на площадке перед лепным фойе и малой сценой, здоровался с расходившимися театроведками, те стреляли глазами и алели ушами. Когда последняя спустилась по трём лестничным маршам и вышла из театра, он взял меня за плечи и поставил на край верхней ступеньки, лицом к высокому окну лестничного колодца.
— Голос держим не на связках, — скомандовал разведя мои руки в стороны; "Титаник" ещё не вышел, это не было цитатой. — На диафрагме, всем воздушным столбом. Давай, вон туда, в козырёк, АААААА!..
Я не могла АААААА. Я была выучена не привлекать внимания, не повышать голос, не выставляться. Понемногу, с дурацкими шутками, с песнями и плясками меня разорали. Разжали. Горло согрелось, из него ушла скобка, я, как велено, представляла себе свет, идущий из солнечного сплетения широким потоком, и — АААААА!..
Семнадцать лет я брала голосом любую аудиторию, любого размера и степени вовлечённости. Знала, как снять напряжение со связок после пяти пар подряд у заочников.
И всегда буду помнить.
Старое здание клуба подрядчиков, арнувошный фасад в "кабанчике", кованые цветы перил. И высота потолков, которую голосом не вдруг возьмёшь. К третьей неделе я посадила связки.
— Слушай, это не дело, — сказал один из старших моих актёров; на этот курс поступили те, кто оканчивал училище, а теперь понадобилось высшее консерваторское. — Ты так несмыкание заработаешь, а это проблем на всю жизнь. Во сколько ты заканчиваешь?
Заканчивала я в пять. После лекции он ждал меня на площадке перед лепным фойе и малой сценой, здоровался с расходившимися театроведками, те стреляли глазами и алели ушами. Когда последняя спустилась по трём лестничным маршам и вышла из театра, он взял меня за плечи и поставил на край верхней ступеньки, лицом к высокому окну лестничного колодца.
— Голос держим не на связках, — скомандовал разведя мои руки в стороны; "Титаник" ещё не вышел, это не было цитатой. — На диафрагме, всем воздушным столбом. Давай, вон туда, в козырёк, АААААА!..
Я не могла АААААА. Я была выучена не привлекать внимания, не повышать голос, не выставляться. Понемногу, с дурацкими шутками, с песнями и плясками меня разорали. Разжали. Горло согрелось, из него ушла скобка, я, как велено, представляла себе свет, идущий из солнечного сплетения широким потоком, и — АААААА!..
Семнадцать лет я брала голосом любую аудиторию, любого размера и степени вовлечённости. Знала, как снять напряжение со связок после пяти пар подряд у заочников.
И всегда буду помнить.
❤322👍55🥰14🔥9😢7
Разговорились в комментах под La Belle Dame Sans Merci о merci и mercy, мерси́ и мёрси. Англо-нормандское, из французского пришедшее mercy, "милосердие, пощада" полностью вытесняет древнеанглийское германское mildheortnes (mildheortnis), смысл которого очевиден любому, кто хоть немножко знает современный английский: mild + heart, мягкий, добрый + сердце, "добросердечие". Одно время в среднеанглийском и благодарность могла выражаться на французский манер, у сэра Томаса Мэлори рыцари друг другу говорят gramercy, от grand merci, "большое спасибо", но возобладала всё-таки германская форма.
И вот это интересно, потому что франки-то тоже германское племя, они должны были благодарить по-своему когда-то, но, соприкоснувшись с римлянами и латынью, потеряли исходное слово. Французское merci происходит от латинского merces, "плата, вознаграждение". То есть, римлянин говорит франку: "Вот тебе, любезный, за труды", — и это подменяет то, что было изначально.
Что было? Скорее всего, что-то, как у всех германцев, вроде tank/dank/thank, восходящего к понятию "мысль, думать" (ср. современное английское think, оно оттуда же). Магическое мышление как таковое: думать и помнить — лучшая благодарность.
И вот это интересно, потому что франки-то тоже германское племя, они должны были благодарить по-своему когда-то, но, соприкоснувшись с римлянами и латынью, потеряли исходное слово. Французское merci происходит от латинского merces, "плата, вознаграждение". То есть, римлянин говорит франку: "Вот тебе, любезный, за труды", — и это подменяет то, что было изначально.
Что было? Скорее всего, что-то, как у всех германцев, вроде tank/dank/thank, восходящего к понятию "мысль, думать" (ср. современное английское think, оно оттуда же). Магическое мышление как таковое: думать и помнить — лучшая благодарность.
👍101❤59🤩7
Когда мы играли с первым курсом в любимую игру "С чего началась Троянская война?", котята неизменно исполнялись какого-то близкого к священному трепета, понимая, что по сути — со всего, вплоть до сотворения человеков. Здесь было самое время посадить в котячьи мозги важную мысль об ограничении сюжета, который и даёт литературу: с чего начинается "Илиада", сказать легко, это первый пример гексаметра, который они в переводе Гнедича осваивали, кивая и отбивая ритм лапками по столам — гнев, богиня, воспой. Миф необъятен и текуч, текст замкнут и движется линейно, как бы прихотливо линия ни изгибалась.
Удивительно, но стоит задуматься о причинах происходящего в действительности, понимаешь примерно то же — начни разматывать клубок, он приведёт к тому или иному сотворению мира. Литература выстроена лучше, по чистой обречённости на выбор и отбор.
Сами себя мы, конечно, пишем как текст, и мировоззрение наше, и память устроены так же. А оно, внешнее, всё размывает сюжет и утекает к сотворению мира, к хаосу, чудовищам, героям, вбирая по пути всё, с чем соприкоснётся — и в понятный смысл не даётся.
Удивительно, но стоит задуматься о причинах происходящего в действительности, понимаешь примерно то же — начни разматывать клубок, он приведёт к тому или иному сотворению мира. Литература выстроена лучше, по чистой обречённости на выбор и отбор.
Сами себя мы, конечно, пишем как текст, и мировоззрение наше, и память устроены так же. А оно, внешнее, всё размывает сюжет и утекает к сотворению мира, к хаосу, чудовищам, героям, вбирая по пути всё, с чем соприкоснётся — и в понятный смысл не даётся.
🔥114❤88👍32👏5🤔3
На картине Карпаччо, висящей в скуоле ди Сан-Джорджо-дельи-Скьявони, в кабинете Блаженного Августина сидит маленькая собачка, скорее всего, шпиц. Но на наброске, хранящемся в Британском Музее, был хорёк-фретка, как у Дамы с горностаем. Хорьков держали часто, они мышей ловили, а в доме, где много вкусных книг и пергаментов, мышей должны быть толпы. Шпиц, впрочем, тоже справится неплохо.
👍95❤57
Телеграм не загрузил одну фотографию из подборки Шехтеля, так повешу с источником вдохновения: Франц фон Штук, "Танцовщицы" (1896) и майоликовое панно на особняке Рейнеке, по мотивам.
❤143👍28🔥5🥰3🤩2
Надоело, что мои записи воруют ВКонтактик, так что я теперь там есть, буду транслировать и, возможно, что-то ещё писать.
VK
Ekaterina Rakitina
Москва
👍124❤26
Дэир Райт, с детства работавшая фотомоделью и ставшая фотографом, в 1957 году написала книжку "Одинокая кукла", про куклу Эдит, которая живёт в доме одна и мечтает завести друзей — к ней потом вселяется семья плюшевых медведей, с мишкой-младшим она подружится. Книга была детской, но сейчас её считают слишком мрачной и грустной для детского чтения: папа-медведь там шлёпает сына и Эдит за провинности, например, и вообще — одиночество, дети без присмотра, мир не лучезарный.
Фотографии-иллюстрации, впрочем, прекрасны сами по себе.
Фотографии-иллюстрации, впрочем, прекрасны сами по себе.
❤137👍32🤩3