Оргдизайн проще, чем кажется – Telegram
Оргдизайн проще, чем кажется
926 subscribers
127 photos
10 videos
7 files
95 links
Все в жизни просто. Если что-то непросто, то это кому-то выгодно.
Разработка и дизайн организационных структур и систем обучения и развития: грабли, ямы и мосты.
Download Telegram
🔊 Интересное из конференции СберУниверситета "Больше чем обучение 2024". Предпоследний полезный пост 2024

Недавно коллеги опубликовали дайджест материалов конференции СберУниверситета «Больше чем обучение». Я подключалась к самой конференции, но, если честно, не выдержала долго. Может быть, не повезло с конкретным спикером, но возникло ощущение, что обсуждение идет не для решения каких-то насущных вопросов, а потому что нужно выступить.

Дайджест было читать намного интереснее, и в последние дни перед праздниками, поделюсь своими выводами-итогами.

1️⃣ Удивило высказывание Германа Грефа:
Только 2-3% людей осознанно ставят себе цели, а 52% людей вообще целей не имеют.

Шта? 🐱 А зачем же мы тренинги по целеполаганию проводим? Неужели ж не работает от слова совсем? А посты "мои итоги 2024 и планы 2025"? это тоже все из 2-3% ??? хм... Или может быть, это мое окружение все такое целеустремленное.

2️⃣ Интересно было почитать про разные подходы США и Китая к развитию ИИ. У нас, видимо, что-то среднее.

3️⃣ Спорный инсайт о том, что обучение - в большей степени эмоциональное явление, чем интеллектуальное. Т.е. мы учимся, когда нам интересно, а интерес - это гормоны радости, которые создают ощущение удовольствия. Тут я согласна, что большинство курсов, спроектированных так, что у тебя все получается и структурируются очевидные идеи в стройную концепцию именно так и работают, а вот если нужно изучить что-то более сложное, что требует подключения других гормонов? Где ты можешь быть в бешенстве, что не получается и не складывается.Такое обучение не в моде, но оно же есть. Где-то я читала..
«Вы не можете защитить себя от печали, не защитив себя от счастья»

4️⃣ От неопределенности нам никуда не деться. В одном из выступлений неопределенность названа ключевым элементом развития. Грущу по этому поводу 🤎

5️⃣ И еще спорная мысль о том, что стресс - необходимое условие развития. Повестка интересная, конечно, но я скорее соглашусь, что необходим дискомфорт и желание учащегося что-то поменять, но не стресс. В стрессе учиться невозможно (проверено на себе).

В целом, спорных мыслей на этой конференции было настолько много, что для них выделили в дайджесте отдельную рубрику.
И это признак нашего времени. Мы уже не в чем не видим уверенной опоры, поэтому стоит искать ее внутри себя, для своих текущих целей и планов (у кого они все же есть, несмотря на уверенное сообщение Г.Грефа).

6️⃣ Важный ключевой навык - работа в команде. Это очень полезное замечание, при том, что из моего личного наблюдения при работе в проекте ВШЭ со школьниками - более половины класса хотели индивидуальных проектов, и учителя всячески способствуют этой мысли (так проще оценивать ребят). Дома каждый перед своим компьютером, в своем личном аккаунте. А в жизни им нужны командные навыки. Что-то с этим явно нужно делать🦖

7️⃣ И еще одна мысль, которая зацепила- это новые компетенции при оценке лидерского потенциала: пассионарность , социальный оптимизм, социальное воображение.
­Пассионарность - это страстное и эмоциональное отношение к чему-либо или к выполнению определенной деятельности. Это состояние, когда человек полностью предан и вовлечен в то, что он делает, испытывает глубокие чувства и страсть к своей работе, хобби или увлечению.
Социальный оптимизм — духовное состояние людей, характеризуемое положительным восприятием действительности, уверенностью в возможностях улучшения жизни, осознанием себя общественно значимой силой.
Социальное воображение позволяет человеку и сообществу раскрыть связь между своей жизнью и социальными процессами, часто неосознаваемыми и неконтролируемыми на индивидуальном уровне, а также выйти за рамки стереотипов.
#конференция #СберУниверситет #дайджест
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍91
▪️ Говорим на одном языке?
Последний полезный пост 2024

В этом году я много учусь.
И при этом иногда чувствую себя отсталой, хотя в корпоративном обучении 17 лет. А все потому, что на вебинарах и конференциях часто употребляются вроде как общеизвестные понятия, но переведенные на английский и сокращенные до аббревиатур. И волшебным образом они превращаются в "что-то на умном". Постепенно этот язык был освоен и стал привычным. Но когда я прихожу к клиентам как консультант и рассказываю эти понятные вещи, ловлю на себе непонимающие взгляды, приходится переводить обратно.
Задумалась о ценности единых (и простых) понятий. А пока составила копилочку наиболее распространенных сокращений, которые приходится переводить на человеческий ▪️:
СДО или LMS (learning management system) - система управления обучением, чаще всего платформа.
HCM (human capital management) - система управления человеческим капиталом, или более продвинутая платформа с бОльшим количеством функций
EVP (employee value proposition) - ценностное предложение работодателя сотруднику (да, вроде бы не совсем про обучение, но все чаще обучение включается в EVP)
TVP (team value proposition) - ценностное предложение команды
EJM (employee journey map) - карта "путешествия", то есть карьеры сотрудника в компании
CJM (customer journey map) - путь клиента, понятие из маркетинга, которое плавно перешло в HR
NPS (net promoter score) - индекс лояльности, или показатель отношения обучаемого к учебному продукту
NSR (net sentiment ratio) - отношение положительных отзывов к отрицательным,
T&D (training & development) - менеджер по развитию обучения
L&D (learning & development) - специалист по обучению и развитию, понятие появилось чуть позже предыдущего, когда фокус сместился с профессиональных навыков на развитие в целом.
HiPo (high potential) - сотрудники с высоким потенциалом, кандидаты в кадровый резерв и программы развития
IDP-диалог (individual development plan) - диалог по индивидуальному плану развития
KPI (key performance indicators) - показатели эффективности работы сотрудника
KBI (key behaviour indicators) - ключевые поведенческие показатели
PCT (personal centered training) - личностно-ориентированное обучение
LLM (large language model) - большая языковая модель (все больше используем, все лучше надо знать в лицо),
LTV (lifetime value) - ценность, созданная сотрудником за весь срок работы (пришло в HR из маркетинга, но столкнулась с этим понятием именно по теме обучения)
SCORM (sharable content object reference model) - международный стандарт, определяющий технические характеристики цифрового контента для онлайн-образования.
лонгрид - текстовый блок (да, и это тоже не всегда понимают)
маскот - персонаж в курсе.

Если вы из сферы HR (human resourses - специалисты, которые занимаются управлением персоналом▪️) , скорее всего, для вас большинство понятий из серии "это очевидно", но может пригодиться кому переслать ▪️

Или было новенькое?

О чем забыла?

#глоссарийHR
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥7👏2
А справку я, кстати, реально получила, когда проходила полное обследование, что мне преподавать можно.
Так что в новый год в полном вооружении!
🤣93😁1
О чем был этот год..
Или самые интересные посты в канале

Мотивация на повышение квалификации

Зачем тратить время на обучение

О чем стоит спросить аудиторию до обучения

Обучение сотрудников 50+

График vs контент

Форматы обучающих мероприятий - в трех частях

Кейс "Вежливый игнор"

Что делать, если учиться не хочется

Дистанционно нельзя качественно

О том, как я пришла в обучение

Эфир с академиком А. В. Курбатовым о повышении производительности

Летим в новый год!🐱

Ps в этом году вместо салатиков мы едем в Тбилиси на машине.. И пока непонятно, будем ли вообще в 12 ночи в состоянии встречать или просто заснем🐱
делитесь, а как вы сейчас готовитесь к встрече нового года? Узнаем друг друга лучше!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
3🔥1
Это одно из лучших 1 января
13🔥1
Сказка о потерянном времени ❄️

В преддверие Старого Нового года хочется обернуться и посмотреть, что принесло наибольшее удовольствие в эти праздничные дни. Для меня, в первую очередь, приносит радость общение с близкими - это огромная, теряющаяся в водовороте будней ценность. Даже если не всегда все легко и безоблачно, но умение сглаживать острые углы приходит только при неоднократной встрече с этими углами. Также очень здорово путешествовать и получать новые впечатления!

Чтобы вдохновить вас на легкий старт трудовых будней, мы с коллегами придумали добрый, душевный марафон "Старая добрая сказка". Каждый день до Старого Нового года на наших каналах появляются наши любимые сказки и, конечно, размышления о том, как сюжет сказки связан с ежедневной работой с людьми.
Вторую неделю я зачитываюсь разборами коллег и восхищаюсь. По-моему, у нас получилась полноценная программа небольшого читательского клуба! Пересылайте себе в избранное и забирайте в копилочку! 🙅‍♂️


Я выбрала Сказку о потерянном времени, потому что она, на мой взгляд, лучше всего отражает важность постоянства в развитии.

По сюжету, мальчик Петя постоянно откладывает на потом свою учебу и уверенно заявляет: "Догоню всех позже!". И однажды, он приходит в свою родную школу, а его никто не узнает - он стал стариком, его время украли злые волшебники!

И кто же эти злые волшебники, которые где-то рядом?
Может быть, прокрастинация - желание начать с понедельника, а не прямо сейчас.
А может, убежденность, что все уже сделали до нас? - зачем изобретать новые подходы, все равно все бесполезно..
Или, возможно, это ощущение, что мне уже поздно начинать новое? - ведь я уже не школьница, а весь мир настолько ускакал вперед, что уже и не догнать.
Может, вы знаете еще злых волшебников? Поделитесь, какие из них крадут ваше время?

И что же происходит с Петей дальше? Он попадает в лес и заходит в избушку, где видит часы с кукушкой. Он дает напиться птичке, чего раньше никто не делал. И кукушка подсказывает Пете, как нужно действовать, чтобы вернуть потерянное время.

Не правда ли, кукушка из сказки очень похожа на опытного наставника или консультанта, который своими советами показывает дорогу и сильно сокращает путь до желаемой цели.

Петя узнает, что в одиночку ему невозможно вернуть свое потраченное зря время, он сможет сделать это только в компании таких же как он ребят, которые еще не подозревают, что превратились в стариков. Он находит их, убеждает бежать с ним в избушку, и вместе они успевают повернуть стрелки часов, победив злых волшебников и вернув свою молодость.

Одним из ключевых навыков в современном корпоративном мире является умение работать в команде, быстро находить общий язык и не бояться действовать, даже если задача кажется безнадежной и многие считают, что время потеряно навсегда.

Желаю всем успешного старта в 2025, интересного развития и классно проведенного времени! 😘

🪟 Следующая #стараяДобраяСказка появится завтра в канале https://news.1rj.ru/str/DNA_top_manager. А если вы пропустили вчерашнюю, ищите ее у https://news.1rj.ru/str/Larina_online
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥9👍84
Отдых как топливо для роста 🪴

Сегодня провела вебинар для сотрудников общероссийского общественно-государственного движения "Движение Первых" на тему отдыха, почему паузы важны не меньше, чем движение вперед. И хочу поделиться здесь основными тезисами выступления, в начале года это очень актуально.

Человек - это дневной вид. У людей есть встроенный механизм, который запрограммирован на смену бодрствования и сна с определенной периодичностью, а не как попало.

В шестидесятых годах прошлого века профессор Мишель Сифр поставил эксперимент "Вне времени", прожив несколько месяцев со своими студентами в изолированной пещере без внешних раздражителей - естественного света, изменения погоды, посторонних шумов. Испытуемые начали жить по своим внутренним часам и выяснилось, что внутренний цикл длится чуть больше 24 часов, при этом фазы сна и бодрствования регулярно чередуются.

Центры мозга днем отвечают за взаимодействие человека с окружающей средой, а ночью начинают руководить организмом и восстанавливать работу внутренних систем.
Примерно 4-5 часов мозгу необходимо для восстановления жизнеспособности, а еще около 3 часов он "переваривает" полученную информацию, сортирует новый опыт, формирует ассоциации. Поэтому, в последние 3 часа "перед рассветом" чаще всего снятся сны.

Что же происходит в момент бодрствования? Мозг может работать в одном из двух режимов - сфокусированном (при изучении чего-либо, анализе, концентрации) и расслабленном (при рефлексии, размышлении, это режим, в котором мозг продолжает обрабатывать информацию, но без контроля сознания человека). Для эффективной работы и обучения важно сбалансированно чередовать эти режимы.

Когда мы злоупотребляем эксплуатацией мозга в сфокусированном режиме, наступает перегрузка, мозг понимает, что организм в стрессе, вырабатывает гормон кортизол, который отвечает за формирование защитной реакции на внешнюю угрозу:
⚡️повышает артериальное давление
⚡️усиливает сердцебиение
⚡️приводит сосуды в тонус
⚡️снижает в мышцах расход глюкозы и заимствует ее у других органов (в том числе у мозга)

Клинические исследования показали, что повышенный уровень кортизола связан с ухудшением общего когнитивного функционирования, хуже становится память, язык, скорость обработки данных и социальное познание. Выводится гормон кортизол не менее 6 часов.

Поэтому-то внимание к отдыху - это не праздность и лень, а важное условие сохранения эффективности и продуктивности.
Во время отпуска и в рабочем графике принципы организации отдыха могут быть разными.
Рассказать об этом?

Что откликнулось?
Как ваше ощущение в конце первой рабочей недели после праздников? 👨‍💻

#движениепервых #отдых #вебинар
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥6👍54
С чего начать обучение в компании 🔺

В начале года (как и периодически по понедельникам) хочется начать все с самого начала! 🍳 А именно, с планирования места системы обучения в оргструктуре компании.

Организационные формы обучения в компании:

😄 Функция обучения в отделе HR (либо даже в других отделах)
В этом случае обучение является одной из функций HR-отдела, и отдельного подразделения или команды, занимающейся обучением, нет. Сотрудники выполняют задачи по обучению наряду с другими обязанностями.
Особенности:
• Функция обучения интегрирована в общий HR-процесс.
• Возможна нехватка узкой специализации в области обучения.
• Небольшой объем задач по обучению.

🙃 Направление обучения в составе HR
Обучение выделено как отдельное направление внутри HR-отдела. Существует специализированная команда, которая занимается исключительно развитием сотрудников.
Особенности:
• Команда обучения подчиняется руководителю HR-отдела.
• Обучение тесно связано с другими функциями HR (адаптация, развитие талантов).
• Возможности для реализации более сложных программ.

😄 Учебный центр как отдельное подразделение
Учебный центр является самостоятельным подразделением, но входит в структуру более крупного департамента (например, департамента развития бизнеса или управления персоналом). Он имеет ограниченную автономию.
Особенности:
• Учебный центр подчиняется руководителю более крупного департамента, на этом этапе возникает позиция руководителя УЦ.
• Уровень автономии ниже, чем у отдельного департамента, но выше, чем у отдела в составе HR.
• Основной фокус — обучение сотрудников компании.

🙃 Учебный центр как отдельный департамент
Учебный центр выделен в самостоятельный департамент компании (иногда даже в отдельное юрлицо), подчиняющийся напрямую топ-менеджменту или руководителю компании. Это говорит о стратегической важности обучения для бизнеса.

Если бизнес только задумался о том, что сотрудников важно учить - важно понять роль и задачи обучения с самого начала. И не всегда это должно быть медленное поступательное развитие.
Для тех, у кого обучение уже давно организовано и процессы отстроены, полезно периодически отступать на шаг и смотреть на систему с точки зрения стороннего наблюдателя.
Да и в жизни это тоже часто полезно▪️

А какой вариант в вашей компании?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍7🤓1
▪️Первый прямой эфир в 2025

▪️28 января в 18.00 я выступаю в сообществе HRProsvet

Тема: "Организация учебного центра компании с нуля"

Программа эфира:
Кому и зачем нужен учебный центр?
Шаги по организации учебного центра
Команда учебного центра
Технологическая инфраструктура — о чем важно подумать
Ошибки, которые могут дорого стоить

Подключайтесь здесь, буду рада встретиться и пообщаться в прямом эфире!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
5👍3👏2
Интересная игрушка на искажение и подмену понятий. Отвечайте в комментариях, а потом обсудим почему люди "попадаются"
Ps репост и отметки не нужны, игрушку нашла в статусах wa, просто удалять не стала
Прокомментирую вчерашнюю задачку👆
Ответ, задуманный авторами да или нет.
Вопрос был один - "Можете ли вы ответить на этот вопрос? "
А дальше вся история с убийствами - это отвлечение нашего внимания.
Почему мы не отфильтровываем суть, а так вовлекаемся в контекст?
Потому что у нас есть опыт, а также мозг использует стратегию быстрых ассоциаций. Мы помним из школы, что когда в задачке есть цифры, с ними надо что-то сделать для ответа.
Мы прорешали миллион таких задачек, и эти нейронные связи очень прочные.
Поэтому, кстати, троечникам как раз иногда проще в бизнесе, они находят нелинейные связи и подходы. И молодым проще в стартапах - они не знают, что "так не сработает".
А еще оказывает влияние контекст. Очень интересный ответ был про то, что убившего 8 человек "я" прикончат остальные, либо кто может убегут.. В общем, сценарий к триллеру получился! Но пока мы думали над сюжетом, вопрос остался без ответа.

Я задумалась над тем, где может помочь пример этой задачки?
В начале решения любой проблемы хороший лайфхак - выписать условия, структурировать задачу и описать желаемое решение. На какой вопрос отвечаем?
В моей практике это всегда прекращает панику и часто помогает найти более эффективное решение.
👍5🔥43
🌪 Ловушки организации обучения - когда не нужно учить, а нужно что-то другое.

Скорее всего, каждый специалист по обучению сталкивался с противоречивым мнением руководителей: с одной стороны в обучение не особо верят и бюджеты на тренинги режут первыми при возникновении сложностей, с другой стороны - при возникновении трудностей летит запрос "а давайте их научим"!

Собрала несколько распространенных ситуаций, когда нужно не сразу организовывать обучение, а искать корень проблемы:

✔️ Высокая текучесть кадров.
✔️ Опытные сотрудники не делают каких-то ожидаемых от них действий.
✔️ В коллективе высокая напряженность и много конфликтных ситуаций.
✔️ В конце периода низкие результаты по производительности.
✔️ Слабая коммуникация между отделами.
✔️ Усталость и выгорание сотрудников.
✔️ Неподходящие сотрудники на ключевых позициях.
✔️ Недостаток инструментов и ресурсов для работы.

А вы сталкивались с ситуациями, когда обучение не было полезным?

Когда же обучение действительно нужно? Мне очень нравится подход "5 moments of need" , когда обучение предлагается в пяти случаях:
🔣 Apply - в момент применения полученных знаний на практике.
🔣Change - в момент адаптации к изменениям.
🔣Solve - в момент столкновения с задачей, требующей обучения поиску решения.
🔣New - в момент столкновения с чем-то новым.
🔣More - в момент, когда необходимо углубить знания и расширить свои навыки.

Смотрели с такой точки зрения? В какой момент вам действительно хочется учиться?

#обучениевзрослых #методика #педдизайн
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍73
#прямойэфир
🟠 Организация учебного центра компании с нуля

На этой неделе провела эфир в очень теплом профессиональном сообществе 🐟 HRPROSVET.

📎Благодарю организатора, создателя и вдохновителя сообщества Аню @devyatyarova и ведущую эфира, Полину @teams_it 💚

Таймкод:

00:50 Знакомство с ведущей
03:14 Знакомство со спикером
08:30 Кому нужен учебный центр (УЦ)?
18:36 Уровни зрелости компаний и их влияние на систему обучения
26:10 Место УЦ в оргструктуре компании
30:47 УЦ и жизненный цикл компании
39:05 Путь к корпоративному университету
42:18 Команда обучения
48:56 Технологическая инфраструктура
52:36 Ошибки, которые допускают компании

Сохраняйте эфир и пересылайте коллегам☕️

😎 Буду рада вашим комментариям, дополнениям и готова ответить на вопросы.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍84
Дорогие коллеги!
▪️ Сегодня я с мини-презентацией и просьбой об обратной связи.

Организация системы обучения и развития - это широкое понятие, не всем понятно, что внутри этого процесса, насколько эта система может быть полезной для бизнеса, что потребуется вложить до того, как начнутся какие-то первые результаты.

В эфире я рассказала про разработку ▪️ бота-консультанта по корпоративному обучению @TeasyLearning_bot, где собираю личную базу знаний по базовым вопросам организации системы.

▪️ Буду очень благодарна за обратную связь - Какие еще вопросы актуальны в консультанте? будет ли актуально подключение ИИ, чтобы можно было подискутировать в боте? удобен ли этот инструмент (например, в диалогах с бизнесом, для того, чтобы аргументация была под рукой).

▪️ Кстати, разработка бота - один из экспериментов с техническими решениями, которые можно использовать в обучении. Нового очень много, из всего многообразия ищу наиболее простые и интуитивно-понятные инструменты. Следующий этап - подключение ИИ (спойлер - с этим вопросом тоже активно разбираюсь).
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥62
😐Те, кто ответил🆗, напишите в комментариях, пожалуйста, а что именно делаете?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM