Комендант кинокрепости – Telegram
Комендант кинокрепости
12.9K subscribers
3.53K photos
392 videos
8 files
3.99K links
Кинокритик и психолог Тимур Алиев

Связь: @mrtextortexel
Рассылки: mrtextortexel@yandex.ru
Реклама: https://telega.in/n/textortexel
Letterboxd: https://boxd.it/qVed
Download Telegram
Советский и российский киножурналист Сергей Шолохов не испытывает сочувствия к украинцам.

Шолохов в 1991-м: Ленин — гриб!
Шолохов в 2022-м: Где вы были 8 лет назад, в 2014 году?
😱1
Работать в нынешнее время неимоверно тяжело. Кажется, что почва уходит из-под ног и уверенности в чём-либо нет совершенно. На этом фоне поговорил с представителями индустрии и коллегами о том, с чем они столкнулись и как быть дальше (если вообще быть).

С чувством сожаления наблюдал, как редактор менял слово-которое-нельзя-употреблять на «специальную военную операцию». Новые времена диктуют новые правила: если бы не это, примерно сейчас вы могли бы прочитать новость о том, что Esquire заблокирован по требованию Генпрокуратуры. Но вам ещё есть что читать, а мне есть куда писать. Пока что.

https://esquire.ru/entertainment/325433-nemoe-kino-kak-otsutstvie-zapadnyh-filmov-povliyaet-na-kinoindustriyu/
😱1
Писать о кино оказалось намного сложнее, чем разговаривать с людьми из индустрии. Но всё-таки сообразил пару абзацев о вышедшем сегодня в прокат «Брате во всём» Александра Золотухина.

К работам выпускников первой мастерской Сокурова в последние годы априори относятся с интересом. Тем более у «золотого квартета» сокуровцев (Балагов, Битоков, Золотухин, Коваленко) вышло уже по два полных метра — есть с чем сравнивать. Золотухин из этой компании выглядит по-прежнему «белой вороной»; единственный, кто, как и раньше, тяготеет к стилю мастера и возможно поэтому, в отличие от коллег по КБУ, не пошёл работать с Роднянским.

https://www.kinoafisha.info/reviews/8329121/

«Брат во всём» — обращение к фигуре мужчины-военного, служителя Отечеству. Картина, на мой взгляд, выходит в крайне неудачное время, но такого «Пионер» (да и никто из дистрибьюторов) не смог бы спрогнозировать. Однако команда всё-таки выпускает фильм в прокат и те, кто до него доберётся, с удивлением обнаружит отсутствие ура-патриотизма и даже квир-тематику. Как это удалось протащить в фильм, созданный с участием Министерства обороны, для меня большая загадка.

Понимаю людей, которые отписываются и считают, что сейчас не время для кино (музыки, игр, культуры вообще). Как можно делать что угодно, когда на жителей соседнего государства падают ракеты и бомбы, понять трудно. Я нахожусь в той же прострации, работая с неимоверным трудом и усилием. Мир большой, и жизнь, как бы цинично ни звучало, не остановилась. Если я могу создать что-то, что способно отвлечь людей от бесконечного изучения новостных сводок и нарастающего градуса тревожности, то я сделаю это. Вы можете относится к этой позиции как угодно, я за то, чтобы никто никого не осуждал.
1
Кинокритик Екатерина Загвоздкина (Вокруг ТВ, Buro 24/7) задержана за одиночный пикет. У неё в руках был плакат с надписью «Миру — мир». Сейчас Катя находится в автозаке.
1
Комендант кинокрепости
Кинокритик Екатерина Загвоздкина (Вокруг ТВ, Buro 24/7) задержана за одиночный пикет. У неё в руках был плакат с надписью «Миру — мир». Сейчас Катя находится в автозаке.
Катю отпустили из ОВД. Но будет суд и, возможно, штраф (за одиночный пикет, который, напомню, даже согласования не требует).

Вот такая она, российская кинокритика в 2022 году.
1
Картину «Последняя «Милая Болгария»» российского режиссёра Алексея Федорченко исключили из программы 26-го Софийского кинофестиваля.

«В это неспокойное время Софийский кинофестиваль присоединяется к международному призыву бойкотировать российскую киноиндустрию», — цитирует российский постановщик послание фестиваля. Смотр пройдёт в столице Болгарии с 10 по 13 марта.

Судьба других проектов с участием России, заявленных в программе фестиваля, неизвестна. Кроме картины Федорченко, в столице Болгарии должны показать «Брайтон 4» Левана Когуашвили (Грузия, Россия, Болгария, США, Монако) и «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова (Россия, Франция, Германия, Швейцария).

Мировая премьера фильма «Последняя «Милая Болгария»» Алексея Федорченко состоялась в основном конкурсе 43-го Московского кинофестиваля. Картина удостоилась награды за лучшую режиссуру.
​​Полнометражный дебют Антона Маслова «Многоэтажка» вышел на видеоплатформе @start_team21. Мне кажется, что фильмов, подобных этому, на русском стриминг-поле (кинотеатров может скоро не быть физически) должно появляться как можно больше, причём именно сейчас, в тёмные времена цензуры.

Это чуткая драма как метафора (возможно, несколько топорная — впрочем, авторов можно понять) общественной коммуникации. История из художественной реальности фильма «Дурак» Юрия Быкова, только постановщик «Вампиров средней полосы» Маслов подошёл к теме «мы друг другу никто» через призму триллера, события которого разворачиваются в замкнутом пространстве.

https://www.kinoafisha.info/reviews/8329123/

Замкнуты здесь не только люди, но даже стены бетонной многоэтажки. Кажется, никто в новом русском кино последних 20-ти лет ещё не оголял нервы национальной системы залпового огня «Авось» так дерзко и натурально, как это сделано в этом фильме. Актёр Денис Никифоров, исполнивший здесь главную роль (до этой картины не видел его нигде) — маленькое открытие 2022 года. Примерно в том же ключе в 2021-м раскрылся для меня невероятно талантливый Евгений Коряковский в сериале KION «Немцы».

Редко пишу о коллегах, но здесь мимо было не пройти. Если у вас есть силы что-либо смотреть в домашних условиях — включите «Многоэтажку» на Start. Это кино про нас с вами — забитых от страха и паники в углу (своих или съёмных) квартир, ничего не видящих и не слышащих. Потому что «хата с краю» — это так по-русски. Одна только Татьяна Догилева, будучи старшей по подъезду, всё знает и спешит на выручку.
1
Приём подписей под открытым письмом киноведов, кинокритиков и киножурналистов России остановлен в связи с существованием в новой информационной плоскости России. Фамилии подписантов скрыты по понятным причинам.

Всё, что я могу сказать по этому поводу, вынужденно оставлю при себе. Спасибо коллегам за проявление неравнодушия и солидарности.
1
​​Документальный фильм Веры Кричевской с красноречивым названием F@ck This Job по-прежнему можно посмотреть на большом экране — кино показывает два раза в день кинотеатр «Пионер» в Москве!

Несколькими днями ранее многие СМИ писали, что картину «сняли с проката». На деле была отменена серия премьерных показов в сети кинотеатров КАРО. Однако прокатное удостоверение документальной ленты никто не отзывал, поэтому кинотеатры России в теории могут её показывать. Другой вопрос, что дирекции киносетей приняли решение не ставить фильм в сетку расписания, и их в целом можно понять.

Между тем кассовые сборы фильма F@ck This Job Веры Кричевской, по данным ЕАИС, составили почти 600 тысяч рублей. Прокатное удостоверение № 126004121, выданное этой картине (в базе Министерства культуры название обозначено как «Проклятая работа»), без проблем можно найти в государственном реестре.
1
Пока в российских кинотеатрах перевыпускают «Холопа», «Ещё по одной» и «Брата», в Германии с 3 марта повторно запускают в прокат игровой фильм Сергея Лозницы «Донбасс».

Кино можно увидеть в таких городах как Берлин, Буххольц, Эрфурт, Гера, Иоахимсталь, Магдебург, Майнц, Оффенбах и Рейтлинген. Весь полученный доход пожертвуют в кампанию по сбору средств Queere Nothilfe Ukraine.

«Есть банальная фраза: история повторяется дважды — первый раз как трагедия, второй раз как фарс». Такой цитатой Варлама Шаламова украинский режиссёр сопроводил повторный прокат «Донбасса» в Германии.

Мировая премьера игровой ленты Сергея Лозницы «Донбасс» состоялся на Каннском кинофестивале в 2018 году. В России фильм никогда не показывали на большом экране. Картина была заявлена в программе Garage Screen-2018 летнего кинотеатра при музее «Гараж». Однако за день до сеанса показ отменили.
1
Если вы вдруг потеряли Кантемира Балагова, то (пока ещё) российский режиссёр «Тесноты» и «Дылды» обосновался в Твиттере вместе со своей собакой.

В аккаунте выпускника первой мастерской Сокурова в Кабардино-Балкарии всего 3 сообщения. Примечательно, что в самом первом твите (сентябрь 2020-го) Кантемир говорил, что зарегистрировался в этой социальной сети, чтобы читать Марию Кувшинову.

Где сейчас читать Марию — неизвестно. Телеграм-канал KKBBD, как и сайт, перешёл в спящий режим. Начиная со 2 марта, сообщения там пишут неизвестные Иванна Платинова и Сьюзан Купер. Кажется, это псевдонимы авторов канала — Татьяны Шороховой и, собственно, Марии Кувшиновой. Но это не точно.
😱1
По слухам Земфира покинула Россию из-за всем известных событий. В ночь с пятницы на субботу российская исполнительница выложила на своём YouTube-канале концертную запись, где она исполняет песню «Відпусти» украинской рок-группы «Океан Ельзи» Святослава Вакарчука.

Март 2008 года, концерт в Дворце спорта в Киеве в рамках тура студийного альбома «Спасибо».

https://www.youtube.com/watch?v=PLkqs55dil4&

«Я хочу поддержать, передать привет, поблагодарить, присоединиться ко всем украинским музыкантам. Последние пару лет я говорю, что в России, конечно, больше возможностей, больше девайсов, больше денег. В Украине больше ушей!»

18+! В кадре есть сцена курения, оно вредит вашему здоровью! Но не Земфире — одной из немногих женщин на планете, которой сигарета во рту добавляет шарма и элегантности.
1
В связи с миграцией в Telegram коллег и компаний из других соцсетей сделал список для ориентации в текущем кинопространстве. Здесь старые и новые каналы (все в одной лодке). Я кого-то, возможно, забыл — напишите в комментариях. Давайте не теряться из-за блокировок.

Критики / журналисты / обозреватели:

Татьяна Алешичева (Коммерсант / Esquire)
Сусанна Альперина («Российская газета»)
Полина Аронсон (Colta)
Вадим Богданов (Intermedia)
Дарья Бурнашева (МШК)
Денис Виленкин (SRSLY)
Павел Воронков («Газета.ру»)
Анастасия Гладильщикова («Профиль»)
Василий Говердовский («Афиша»)
Настасья Горбачевская (Film.ru)
Кирилл Горячок (GQ)
Мариам Григорян («Канобу»)
Георгий Дарахвелидзе
Антон Долин («Искусство кино»)
Дмитрий Елагин («ВашДосуг»)
Ярослав Забалуев («Лента»)
Ася Заболоцкая («Киноафиша»)
Артур Завгородний («Новая газета»)
Екатерина Загвоздкина («ПостНаука»)
Михаил Захаров (MIEFF)
Никита Карцев («Искусство кино»)
Всеволод Коршунов и Яна Бовбас (МШК)
Никита Лаврецкий («Афиша Daily»)
Даниил Ляхович («Искусство кино»)
Лариса Малюкова («Новая газета»)
Ирина Марголина («Сеанс» / Яндекс.Кью)
Лидия Маслова (экс-«Коммерсант»)
Михаил Моркин («КиноПоиск»)
Екатерина Мцитуридзе (Первый канал)
Виталий Порецкий (ВГТРК / «Индустрия кино»)
Зинаида Пронченко («Искусство кино»)
Мария Ремига («Амедиатека» / КиноТВ)
Сергей Сергиенко (Cybersport / КиноТВ)
Гия Сичинава («Киноафиша»)
Андрей Смирнов (телеканал «Санкт-Петербург»)
Евгения Смурыгина (The City)
Анна Стрельчук («Искусство кино»)
Алексей Филиппов («Искусство кино» / «Кино-Театр.ру»)
Анна Филиппова («Искусство кино»)
Александра Хазина (V-A-C)
Алексей Хромов («Киноафиша» / «Лайфхакер»)
Артур Чачелов (РЕН / экс-«Бюллетень кинопрокатчика»)
Марат Шабаев («КиноПоиск»)
Владислав Шуравин (Film.ru)

PR:

Екатерина Назарова (Кинобюро)
Анна Наумова (Культурный PR)
Анастасия Плотникова (Культурный PR, экс-«Иноекино»)

Кинокомпании:

Good Story Media
Red Pepper Film

Режиссеры:

Беата Бубенец
Арсений Гончуков
Даниил Зинченко
Юлия Киселёва
Алексей Красовский
Ксения Ратушная

Кинопрокат:

A-One
Arthouse
Вольга
Русский Репортаж
ПРОвзгляд

Бонус:

Михаил Зыгарь (настоящий)
Илья Красильщик
Демьян Кудрявцев
Леонид Парфенов
Юрий Сапрыкин (старший)
Александр Цыпкин
Дмитрий Чеботарев

Продолжение здесь
1👍1
Комендант кинокрепости pinned «В связи с миграцией в Telegram коллег и компаний из других соцсетей сделал список для ориентации в текущем кинопространстве. Здесь старые и новые каналы (все в одной лодке). Я кого-то, возможно, забыл — напишите в комментариях. Давайте не теряться из-за блокировок.…»
​​Повторно переписал потери киноиндустрии за прошедшие 1,5 недели. Если коротко, всё катится в ад (перестаю понимать, как сохранить здравый рассудок и продолжать работать, потому что не имею возможности и, честно говоря, желания, уезжать из России).

Казалось бы, это мониторинг новостей и пара эксклюзивных комментариев. К сожалению, текст трансформировался из-за новых российских законов. Материал должен был выйти на «Кольте», но издание решило «на время замолчать». В итоге убрали некоторые моменты — в частности, комментарии украинских кинематографистов (Денис Иванов, Олег Сенцов и Сергей Лозница) и отборщика Каннского кинофестиваля Жоэля Шапрона.

https://kinotoday.ru/read/articles/rossiyskaya-kinosistema-khronika-2022-goda/

Заявления Иванова, Сенцова и Лозницы вы без труда найдёте в иностранных СМИ (здесь, здесь и здесь). Если не знаете английского, автоперевод легко передаёт суть их послания. Слова Жоэля Шапрона, члена отборочного комитета Канн по России, приведу здесь (упоминание понятно какой темы уберу):

«Хотите, чтобы французы заткнули таких людей как Андрей Звягинцев, Кирилл Серебренников, Кантемир Балагов и Александр Роднянский? Не нужно ставить знак равенства между решениями российского государства о РОСКОМНАДЗОР и фильмами, которые cнимают эти и многие другие режиссёры. Вы хотите действовать так, будто все русские поддерживают РОСКОМНАДЗОР, тогда как большинство выступают против РОСКОМНАДЗОР. Так мы и превращаем обычных людей во врагов.

Считаю, что бойкот независимых российских режиссеров и продюсеров, занявших позицию, противоположную государственной, не справедлив. Давайте вспомним, как Канны рукоплескали фильму «Андрей Рублёв» Тарковского в мае 1969-го. Фильму, снятому за счёт государства, танки которого меньше года назад вторглись в Чехословакию. Что-то я не помню никаких бойкотов по этому поводу. Кстати, на той технике тоже были полосы»

Фото: Википедия (Engramma, n. 64, agosto 2008)
😱1
Режиссёр Кантемир Балагов покидает Россию.

«У нас отобрали наше будущее, наши жизни, родителей и друзей. Но одного они забрать не смогли — кино», написал автор «Тесноты» и «Дылды» на прощание.
2🤯1
Между тем издание «КиноРепортёр» раскопало хорошую новость в нескончаемой веренице ада.

Американский фильм о вампире ушёл? Не беда, ведь остался русский!
​​Специальные показы ко дню рождения Алексея Балабанова (25 февраля ему исполнилось бы 63 года) в петербургском кинотеатре «Аврора» сопровождает чудовищная цитата Никиты Михалкова:

«Это настоящее народное кино, в котором жажда справедливости играет самую главную роль. Для меня отражение всегда сильнее луча, а Балабанов никогда не шёл по этой формуле — он шёл по прямой, по лучу»

Ок, прокатчики перевыпускают хиты, чтобы заработать денег и поддержать кинотеатры — нужно заполнять расписание. Но выпускать в сегодняшней России дилогию «Брат», преподнося это антигеройское кино как историю о жажде справедливости — звенящая пошлость, и это я ещё слово подобрал.

Моя коллега, кинокритик Екатерина Комарова, утром написала об этой ситуации в Инстаграме. Снова вспомнил её слова, когда увидел афишу кинотеатра «Аврора». Процитирую:

«Сейчас Данилу Багрова возведут на пьедестал как героя русского народа. Героя, который «за наших, за единый сильный народ». Данила мстит за притеснение русских. Мстит, стреляя. Сейчас придёт герой русского народа Багров, возьмёт в руки оружие и решит все вопросы, понимаете? Перед нами пример того, как можно использовать искусство в политических целях. Извращать, искажать, издеваться над памятью о людях, создавших его»

Да, какие-то мероприятия готовились к 25-летнему юбилею первого «Брата» (та же коллекция INCITY). Но сейчас, когда масштаб ситуации уже более чем ясен, почему молчит семья? Почему молчит СТВ? Неужели новая реальность — та, где «сила в правде» не цитата Данилы Багрова, а расшифровка пресловутого знака V, по данным Минобороны?
Сложно придумать, что в четвертом часу ночи можно написать про Александру Калужских. Во-первых, это канал о кино, а Александра Калужских — не режиссер и не актриса. Во-вторых, нормальные люди в такое время спят — и вы прочитаете этот пост, скорее всего, утром. Но автор не вполне нормален, поэтому в четыре часа ночи работал. Пока где-то в это время в одном из московских ОВД Александра Калужских оказалась жертвой нечеловеческих действий со стороны неустановленных лиц.

Здесь, конечно, должны быть другие слова, описывающие произошедшее. Но новый мир требует Эзопова языка. Александра Калужских, пребывая в ОВД «Братеево» города Москвы, не желает свидетельствовать против себя, когда у нее спрашивают место работы или учебы. Во время допроса она сообщает о своем законном праве использования пункта первого статьи 51-й Конституции России.

В ответ Александра Калужских слышит: «Сука, будешь отвечать?». В записи этого допроса далее слышен звук, который трудно с чем-то спутать. Те, кто посмотрел фильм «Память» Апичатпонга Вирасетакула, могли бы описать звук словами героини Тильды Суинтон: «Будто что-то твердое и полое ударилось о что-то мягкое и емкое».

Александра Калужских повторяет: «51-я». Более внимательные слушатели могут заметить, что оттенок нового звука, а также реакция на некое действие, совершенное неустановленной группой лиц (на заднем фоне появляются и другие голоса), уже другая. «Ответь на элементарные вопросы и гуляй», то ли вопрошает, то ли утверждает некто в стенах ОВД «Братеево» Александре Калужских.

Эта запись длится 10:50, и я, честно сказать, не смог дослушать ее до конца. 10 минут 50 секунд Александра Калужских испытывает на себе, по всей видимости, разные физические и психологические воздействия. Некий индивид прямо заявляет ей: «Я тебе угрожаю физической расправой». В это же время Александра Калужских говорит: «Ударили по лицу бутылкой с водой». Она могла бы кричать или плакать, но Александра Калужских этого не делает.

Кто-то в бетонных стенах ОВД «Братеево» говорит: «Кажется, она кайфует от того, что мы ее РОСКОМНАДЗОР». Кто-то ждет за эти действия неустановленного характера премию, похвалу от начальства. Надбавку. Повышение в звании. «Я отказываюсь отвечать согласно 51-й статье», говорит в это же время Александра Калужских, кажется на секунду переводя дыхание.

Это продолжается 10 минут 50 секунд. Пока я не включил эту запись (признаться, делал несколько заходов, чтобы все-таки понять, чем кончилось дело, но не смог), понял, что ничего и близко к услышанному никогда не встречал. Даже в самом жутком документальном кино. Даже «Дау» Ильи Хржановского, как бы к нему ни относились сторонники и противники, не превозносит физическое воздействие неустановленного характера так, как это делают некие индивиды, голоса которых мы слышим в этой записи.

10 минут 50 секунд допроса Александры Калужских — маленькое свидетельство нового времени, способное разбудить столь широкий спектр эмоций и мыслей в вашей жизни, что даже не берусь их перечислять. Кажется, сама ткань окружающего пространства трещит по швам — будто экран телефона Александры Калужских, что разлетается на осколки от «случайного» броска. И опять этот звук: «Будто что-то легкое, но хрупкое ударяется о что-то твердое».

Если ваш мир после прослушивания записи Александры Калужских не перевернулся... Посмотрите в зеркало. Вы ещё видите там живого человека?
👍1
Кинокритик и режиссёр Сергей Кудрявцев отмечает путаницу Михаила Ромма (режиссёра фильма «Обыкновенный фашизм») и Александра Роу («Конёк-Горбунок», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и другие культовые мультфильмы советской эпохи).

Возможно, самая тонкая и одновременно с этим едкая ирония, прозвучавшая в социальных сетях за последние 1,5 недели. Вот такой перл, Карл!
The New York Times пишет об аресте более 3000 человек в России 6 марта. «Никакой России больше нет. Мы терпим катастрофу — нет, не экономическую и политическую. Это моральная катастрофа», — цитируют пост Антона Долина в финале материала.

В разговоре с редактором московского отделения NY Times Антоном Трояновским Долин рассказал, что вместе с женой, двумя детьми, собакой и несколькими чемоданами был вынужден переходить границу пешком. Это произошло 5 марта, в субботу. В общей сложности он провёл на морозе четыре часа. «Мы поняли, что, скорее всего, уходим надолго. Мы никогда не готовились к отъезду и даже не думали, что когда-нибудь покинем Россию», — рассказал Антон.

В связи с отъездом Антона Долина исполняющим обязанности главного редактора старейшего в Европе журнала «Искусство кино» назначен историк кино Станислав Дединский. Сайт и социальные сети издания остановили работу, дальнейшие планы действий редакция будет строить в апреле.

Честно говоря, до сих пор не укладывается в голове количество критиков и журналистов, покинувших Россию за последние 1,5 недели. Складывается ощущение, что вместе с ними исчезает и сам язык, которым предстоит осмыслять новую, послеоперационную художественную реальность — когда бы таковая ни возникла.
😱1